Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Воспитание творческой личности




Можно ли назвать творческую одаренность редким даром, кото­рый обнаруживается лишь в некоторых детях? Совершенно оче­видно, что такие дарования в одних детях выражены сильнее, чем в других, но творческие способности как искра божественности присутствуют у всех людей без исключения. Эту искру можно раз­жечь следующими способами:

1. Берегите его пытливый ум. Чтобы помочь в развитии твор­ческого ребенка, нужно бережливо относиться к его пытливому уму. Эта черта естественна для любого человека в детстве. Маленький ребенок проявляет постоянное любопытство и любознательность, он стремится все исследовать, попробовать и открыть. Растущий ребенок задает много вопросов, — почему птицы летают, как паук плетет паутину, почему солнце через увеличительное стекло спо­собно прожечь бумагу, и так далее. Таков разум пытливой творчес­кой личности, которая требует ответа. Но когда ребенок не получает ответов на свои вопросы, он старается найти их сам. Никогда не де­лайте того, что может угасить любознательность и пытливость ума в вашем ребенке, никогда не игнорируйте его вопросы и не про­являйте нетерпения или раздражения. Помогите ему найти ответы, и если ответов нет, спросите, что он сам думает по этому поводу.

2. Предложите ему пробовать нетрадиционные пути. Ключе­вым фактором для развития творчества является желание попробовать нетрадиционные варианты решений. Это помогает найти лучшие способы и пути. Похоже, большая часть людей не делает этого. Мы склонны попадать в одну и ту же ловушку принятия обычных, привычных способов разрешения задач. И редко когда индивидуум бросает вызов обычным, общепринятым способам и находит что-то лучшее.

Примером тому могут послужить традиционные методы в области стирки белья. В прошлом женщины использовали сти­ральные доски и тазы. В процессе стирки от горячей воды шел пар, на полу появлялись лужи, и в сторону разлетались брызги. Белье приходилось сушить на веревках во дворе. Поэтому при постройке домов в задней части дома предусматривались спе­циальные помещения для домашних стирок. Затем появились электрические стиральные машинки, после них, наконец, машины-автоматы и сушилки. Теперь мы не страдаем от пара, воды на полу, и нам уже не нужно развешивать белье на улице. Тем не ме­нее при постройке домов в задней части по-прежнему строилось специальное помещение для стирки, и так до тех пор, пока один молодой архитектор не задался вопросом, зачем это нужно. В ре­зультате в своих проектах он стал использовать для прачечной любое помещение по своему усмотрению. Наконец, архитекторы предложили устанавливать стиральные машинки в маленьких уг­лублениях по типу чулана, скрывая их за раздвижными дверьми, в любом удобном для этой цели месте, даже в спальне или на верхних этажах.

Другой пример можно увидеть в автомобильной индустрии. Когда Генри Форд начал создавать автомобили, он ориентировал­ся на традиционный образ повозки и запряженной в нее лошади. Поэтому его первые автомобили были почти той же формы, что и высокие, узкие повозки. Но вскоре он понял, что это неудачный дизайн для автомобиля. Высокие и узкие машины легко перевора­чивались. И тогда автомобиль пережил трансформацию, сначала по необходимости, а потом и как следствие творческого вообра­жения. В результате мы получили функциональные достижения и творческую красоту.

Применяйте эти факторы к детям. Когда дети занимаются творчеством, например, искусством, музыкой, трудятся в техни­ческих областях или в ином виде деятельности и при этом прояв­ляют явную склонность к неординарному решению или к непри­вычным путям выполнения тех или иных задач, позвольте им это. Возможно, ребенок придумает нечто лучшее. Именно так мастера в области искусства и науки подарили миру новые открытия и привели к новым достижениям в своих областях.

Чтобы быть творческой личностью, нам нужно выйти из за­езженной колеи традиционного мышления и задать себе вопрос: «Есть ли здесь более эффективные пути?» Я не говорю об отказе от всех традиционных способов и пониманий только ради чего- то нового. В новом нет ничего ценного, если оно не лучше старо­го. Но если вы хотите получить улучшение, тогда первым делом нужно бросить вызов традиционным путям. Такой вызов при­меним во всех сферах — в искусстве, музыке, промышленности, философии, науке, правительстве, в области здоровья и многих других областях.

3. Правильное состояние ума. Для развития творческих способ­ностей помогите ребенку приобрести правильное состояние ума. Психологи утверждают, что разум находится в наиболее творчес­ком состоянии, когда он совершенно расслаблен и не находится под напряжением, ничем не обеспокоен, ни о чем не тревожится и не торопится. Именно о таком состоянии ума говорит мистер Огилви, называя его самым продуктивным. Чтобы развить в детях творческие дарования, постарайтесь снять с них как можно боль­ше озабоченности и тревог, и когда ребенок занимается творчес­кой работой, следите за тем, чтобы он не торопился.

Разум будет эффективным в творческом смысле тогда, когда находится в полусознательном состоянии, как, например, это бывает в момент полусна рано утром. Именно в такие периоды приходят самые блестящие идеи. Чтобы воспользоваться этим, научите детей ложиться рано, чтобы они высыпались. Не исполь­зуйте будильники. Пусть они просыпаются сами, чтобы у них было достаточно времени прийти в себя после сна — медленно, не торопясь. Подросткам можно посоветовать держать рядом блок­нот с ручкой, чтобы записывать приходящие с утра мысли.

Из области физиологии мы узнаем, что правое полушарие моз­га отвечает за творческие аспекты сознания, в то время как ле­вое полушарие отвечает за логику. Одно полушарие работает наи­более эффективным образом тогда, когда второе отдыхает. Чтобы мыслить творчески, следует избегать преобладания логики. Вот почему мистер Огилви сказал: «Многие деловые люди не способ­ны мыслить оригинально, потому что не могут избежать тирании рассудка. Их воображение заблокировано». Логическая часть их разума блокирует творческую часть мозга.

Учителя часто используют эти знания, чтобы развить у своих студентов творческие способности. Чтобы заблокировать левое полушарие, или логическую часть мозга, они заставляют студен­тов рисовать перевернутую модель. Когда человек смотрит на пе­ревернутую модель, он в меньшей степени осознает этот объект и в большей степени воспринимает его формы, линии и художест­венное впечатление.

4. Обеспечьте ребенка средствами творчества. Отличным средством развития творческих способностей могут стать дере­вянные фигуры разных форм и размеров. Приобретите их доста­точно большое количество и храните в удобном месте, доступном для детей. Они используют свое воображение для строительства башен, мостов и всякого рода зданий. Фрэнк Ллойд Райт объяс­няет развитие своих талантов во многом тем, что его мама купи­ла для него в раннем детстве целый набор развивающих кубиков Фридриха Фребеля. Благодаря воспитателю в детском саду Фрэнк познакомился с основными геометрическими фигурами, а также с тем, как можно использовать цветные формы для создания при­родных и искусственных форм. Он старательно изучал разные формы. Позже это ему очень пригодилось.

Другими средствами творчества можно назвать цветную бума­гу, карандаши, краски, пластилин и ножницы. Объясните детям, как этим пользоваться, и научите их развивать таланты и выраба­тывать навыки, но когда дело дойдет до творческого вдохновения, дайте им материал и оставьте их в покое. Что касается раскрасок и подобных наборов для творчества, они могут развить у ребенка ловкость пальчиков и умение пользоваться средствами творчес­тва и цветом, но они мало развивают творческие способности ребенка.

Развивайте у ребенка также литературное воображение, пре­доставив в его распоряжение фланелеграф с разными фигурками людей, животных и декораций. Пусть ребенок сам придумывает сюжеты историй. Развивайте также интерес к драматургии, пред­ложив ему самому поставить пьесу и самому изготовить костюмы. Для развития дизайнерских талантов пусть старшие дети сами ук­расят свои комнаты.

5. Наблюдательность. Чтобы развить творческие дарования, ребенок должен научиться наблюдать за окружающей жизнью. Это увеличит объем его знаний и понимания. Он будет накап­ливать информацию, которая позже поможет ему в творческой работе. Возможно, вы уже задумывались о том, почему некоторые люди так много знают. Вероятно, это можно объяснить их наблю­дательностью.

Когда Маргарет Митчелл писала роман «Унесенные ветром», она черпала из богатого источника исторических материалов. Откуда она брала эти материалы? Многое она помнила из детства. Когда она была маленькой, мама наряжала ее по воскресеньям и водила с собой в гости. Поскольку мама не хотела, чтобы малень­кая Маргарет испачкала свое красивое выходное платье, девочке весь день приходилось сидеть у мамы на коленях. За это время Маргарет узнала много интересного из истории старого Юга. Она наблюдала за людьми, в ее разуме формировались персонажи, и она запоминала интересные случаи. Во взрослой жизни она ис­пользовала этот материал для написания романа.

Зигмунд Фрейд открыл принципы психологии, которые он ис­пользовал, пристально наблюдая за небольшой группой людей. Когда Джейн Остин писала свои классические романы, она жила в маленькой области в Англии и не обладала большим жизнен­ным опытом. Творческий гений зависит не от большого опыта, но от пристального и внимательного наблюдения.

6. Воспитание и обучение. Когда ребенок проявляет твор­ческое воображение в конкретной области, например, в науке, творческом авторстве или искусстве, дайте ему соответствую­щее образование в этой области. Знания и умения усиливают творческие способности. Ребенок увидит творческий вклад мас­теров прошлого и поймет, где он может сделать свой вклад в этой области.

7. Время уединения. Дети намного эффективнее смогут развить творческую мысль, если у них будет время на уединение. Если ре­бенок сделал уроки, дайте ему возможность расслабиться. Пусть думает, пусть гуляет по двору, занимается тем, что ему нравится, или даже пусть ничего не делает. Пусть немного поскучает. Неко­торые из лучших наших идей возникают тогда, когда мозг без­действует. К сожалению, в некоторых семьях это не практикуется.

Все слишком заняты. Все постоянно что-то делают. Бездействие считается недопустимым.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных