ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современные экономические системы1. Традиционная экономическая система: · крайне примитивные технологии; · преобладание ручного труда; · все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; · организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета. 2. Административно-командная система (плановая): · государственная собственность практически на все экономические ресурсы; · монополизация и бюрократизация экономики; · централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. · непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра; · государство полностью контролирует производство и распределение продукции. 3. Современная рыночная экономическая система: · многообразие форм собственности, ведущее место занимает частная собственность в различных её видах; · развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры; · ограниченное вмешательство государства в экономику, · возрастание роли услуг; · рост уровня образования; · новое отношение к труду (творческое); · информатизация общества (увеличение численности производителей знаний); · глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком). 4. Смешанная система: · рыночное саморегулирование дополняется активным централизованным регулированием; · многосекторность экономики; · государственное предпринимательство сочетается с частным; · ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность; · социальная защита населения.
Контрольные вопросы 1. Что такое экономическая система? 2. Охарактеризуйте традиционную экономическую систему. 3. Сравните административно-командную и рыночную экономическую систему. 4. К какому типу можно отнести экономическую систему России?
ТЕМА 3. ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ 1. Сущность, функции и законы рынка Рынок - совокупность экономических отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг. Обычно происходит в форме эквивалентного обмена на деньги (торговля) или другие товары (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей обмен происходит в условиях конкуренции. Функции рынка 1) информационная - рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; 2) посредническая - рынок выступает посредником между производителем и потребителем; 3) ценообразующая - цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции; 4) регулирующая - рынок приводит в равновесие спрос и предложение; 5) координирующая - рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль. 6) санирующая - рынок очищает общественное производство от экономически слабых предприятий и поощряет наиболее эффективные.
Структуру рынка составляют три элемента: производитель-продавец, покупатель, инфраструктура рынка. Законы рынка: закон спроса, закон предложения, закон стоимости Закон стоимости регулирует взаимоотношения между производителями и способствует развитию общественного труда. Стоимость включает величину затрат на все необходимые ресурсы, в т.ч. человеческий труд и время. Важнейшими условиями возникновения рынка являются: 1) общественное разделение труда - означает, что в любом более или менее многочисленном сообществе людей никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами; 2) специализация - т.е. различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности. Она определяется принципом сравнительного преимущества, т.е. способностью производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости. 2. Теория спроса Спрос - это желание и возможность экономического субъекта купить некоторое количество благ по определенной рыночной цене. Если у потребителя отсутствуют деньги на приобретение блага, то он не может предъявить спрос на него, хотя испытывает в нем потребность.
Рис. 3 Кривая спроса
Суть закона спроса: снижение цены ведет к возрастанию величины спроса. И, наоборот, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. (рис. 3, где Q – количество продукции, Р – цена) Отрицательный наклон кривой спроса отражает обратную зависимость между ценой и величиной спроса. Закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода отражает связь цены с богатством потребителя или уровнем его реального дохода. Эффект замещения отражает взаимосвязь относительных цен товаров и объема спроса потребителя. Эффект дохода и замещения действуют для «нормальных товаров» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|