Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обработка результатов




На основе полученных результатов строится таблица:

 

Мотив Частота выбора
Учебный  
Социальный  
Отметка  
Игровой  
Позиционный  
Внешний  
Количество испытуемых - чел.

Выделенные мотивы характеризуются следующим обра­зом:

1) учебный — мотив, восходящий к познавательной потреб­ности;

3) социальный — широкие социальные мотивы, основан­ные на понимании общественной необходимости учения; отметка — мотив получения высокой отметки;

4) игровой — мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;

5) позиционный — мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

6) внешний — «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому подобное)

 

Для первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы:

1) собственно учебно-познавательный мотив, восходя­щий к познавательной потребности (учебный);

2) широкие социальные мотивы, основанные на пони­мании общественной необходимости учения (социальный);

3) «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

4) «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, на­пример, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

5) игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую — учебную сферу (игровой);

мотив учения высокой отметки (отметка

 

 

Методика «Беседа о школе»

(авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)

 

Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада — хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекатель­ное, любимое в школе?».

 

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это бу­дут истории не про то, что с тобой уже бывало или случа­лось, а про то, что могло бы случится, потому что случа­лось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты ска­зал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

 

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска­жет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

 

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не по­слушалась тебя и поступила по-своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал зани­маться в то время, когда другие ребята в школе?

 

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил маль­чика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

 

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

 

Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ва­ших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

 

7-8. Представь, что есть две школы — школа А и школа Б

7. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри-' сования, музыки, физкультуры — не каждый день. А в шко­ле Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко — по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

 

8. В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

 

9. Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее уче­ние. Выбирай сам — дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

 

Классификация ответов

Все ответы разделяются на две категории — А и Б.

А

Вопрос I: уроки грамоты, счета — занятия, по содержа­нию и форме не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка.

Вопрос 2: несогласие ребенка на «отпуск*.

Вопрос 3: учебные занятия — высказывания, описыва­ющие распорядок дня, в который обязательно включены действия по самообразованию.

Вопрос 4: содержательная сторона подготовки к школе, освоение некоторых навыков чтения, счета, письма.

Вопрос 5: несогласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор учителя.

Вопрос 7: выбор школы А.

Вопрос 8; выбор школы А.

Вопрос 9: выбор отметки.

Б

Вопрос 1: дошкольные виды деятельности — уроки художественно-физкультурно-трудового цикла, а также вне-учебные занятия: игры, еда, гуляние и т.д.

Вопрос 2: согласие на «отпуск».

Вопрос 3: дошкольные занятия: игры, гуляние, рисова­ние, занятие по хозяйству без упоминания о каких-либо учебных действиях.

Вопрос 4: формальные стороны подготовки к школе — приобретение формы, портфеля и т.д.

Вопрос 5: согласие на обучение на дому.

Вопрос 6: выбор родителей.

Вопрос 7: выбор школы Б.

Вопрос 8: выбор школы Б.

Бодрое 9: выбор игрушки или шоколадки.

 

Преобладание в ответах ребенка категории А свидетель­ствует о том, что его внутренняя позиция имеет содержа­тельный характер. Преобладание категории Б говорит об ориентации ребенка на дошкольные виды деятельности, на формальные стороны обучения.

 

О наличии внутренней позиции школьника можно го­ворить в том случае, если ребенок:

1) относится к поступлению в школу или пребыванию в ней положительно, как к совершенно естественному и необходимому событию в жизни: не мыслит себя вне школы или в отрыве от нее; обнаруживает чувство не­обходимости учения, т. е. в ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания;

2) проявляет особый интерес к новому, собственно школь­ному содержанию занятий:

а) предпочитает уроки грамоты и счета занятиям «до­
школьного типа» (рисование, пение, физкультура);

б) имеет содержательное представление о подготовке в
школе;

3) отказывается от характерной для дошкольного детства ориентации в плане организации деятельности и пове­дения:

а) предпочитает коллективные классные занятия индивидуальному обучению дома;

б) положительно относится к наличию общественно принятых норм поведения (дисциплины);

в) предпочитает общественно выработанный, традиционный для учебных заведений способ оценки его учеб­ных достижений (отметка) другим видам поощрения, характерным для непосредственно-личных отноше­ний (сладости, подарки);

4) признает авторитет учителя (несогласие на замену его родителями).

В результате беседы, согласно приведенной схеме содер­жания внутренней позиции, строится 2 таблицы: одна — после первого среза в начале учебного года и вторая — в конце учебного года.

 

 

 

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Имя ребенка Элемент внутренней позиции
       
А Б   За   Зв А Б
А Б А Б А Б А Б А Б А Б
vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных