ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Модели педагогической деятельностиЗа последнюю тысячу лет
Глава посвящена задаче построения модели педагогической деятельности, описывающей структуру деятельности в ситуациях, характерных для педагогики развития в целом и, прежде всего, для развивающейся практики системы Развивающего Обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Модель представлена как результат развёрнутого дедуктивного построения, как теоретическая конструкция, позволяющая ставить и решать определённый класс исследовательских и проектных задач. На наш взгляд, представление любого понятия в рамках становящейся научно-практической дисциплины (какой является педагогика развития) уместно именно в таком жанре. Способ представления, в котором модели вводятся аксиоматически, а затем их применимость иллюстрируется описаниями практических ситуаций и практических задач, можно оставить для теорий, концепций, систем, построение которых уже завершено.[1] Прежде всего, обсуждается общая задача моделирования педагогической деятельности, связанная с необходимостью обеспечить образовательное проектирование мыслительными средствами, позволяющими удержать сложный, динамичный объект, каким является любая развивающаяся практика. Построение модели педагогической деятельности невозможно без обращения к способам моделирования деятельности вообще; мы показываем, что сложившийся аппарат анализа деятельности недостаточен, поскольку создан для других типов задач. Решением возникающей теоретической трудности является понятие ситуации деятельности, базовое для всего последующего рассуждения. Далее, обращаясь к образовательному материалу, мы показываем, что понятие педагогической ситуации может выступить исходной «клеточкой»[2] для разворачивания моделей педагогической деятельности, позволяющих ставить и решать различные задачи анализа и проектирования. В качестве значимых для понятия педагогической деятельности в целом мы рассматриваем, с одной стороны, системы образовательных практик, с другой стороны — класс «точечных» образовательных ситуаций, которые могут быть с некоторой долей условности названы ситуациями развития и которые, на наш взгляд, наиболее интересны для исследования и проектирования. Наше изложение не претендует на полноту. Поскольку понятие педагогической деятельности само пребывает в развитии вместе с системой практик, в которой оно востребовано, мы намерены, скорее, зафиксировать ряд «точек роста», важных, с одной стороны, в рамках решения теоретических задач моделирования педагогической деятельности, с другой стороны — в плане предсказания возможных проблемных ситуаций и возможностей развития образовательной практики. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|