Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ




На современном этапе развития гражданской авиации становится ясным, что эффективность разрозненных мер, направленных на обеспечение безопасности полетов, не может быть высокой. Приходит понимание того, что в структуре гражданской авиации подобно тому, как это реализуется в любом живом организме, должен быть орган специального назначения, ориентированный на обеспечение безопасности – система обеспечения безопасности полетов (СОБП).

В общем случае СОБП должна быть рассмотрена как система качества, основной задачей которой становится устранение трех "базовых" для гражданской авиации конфликтов (Рис.1.7.):

- конфликта между требуемым и возможным качеством;

- конфликта между возможным качеством и экономической целесообразностью его реализации;

- конфликта между требуемым качеством и экономической целесообразностью его достижения.

 

 

Н – надежность, З – закон, Э – экономика

 

Рис. 1.7. Система обеспечения безопасности полетов

 

Деятельность, направленная на устранение конфликта между требуемым и физически возможным качеством, может быть представлена как государственное (или межгосударственное) управление безопасностью полетов (ГУБП). В ее задачу входит реализация двух задач:

- разработка минимальных, гарантированных государством требований по безопасности полетов (сертификация полетов по критериям безопасности);

- эксплуатационное сопровождение минимальных требований по безопасности полетов (эксплуатационное сопровождение сертификата).

Этот вид деятельности в гражданской авиации следует признать наиболее развитым. В то же время невозможность исключения человека из числа нормируемых элементов, создает проблему сертификации деятельности человека.

Решение проблемы сертификации деятельности человека можно осуществить двумя способами. Особенности реализации каждого из них вытекают из специфики возникновения особых ситуаций в полете. Особая ситуация в полете (ОС) из-за ошибки человека может возникнуть только тогда, когда одновременно реализуются два события: ОСК – отказ системы контроля функционального состояния человека и ОЧ – ошибка человека (Рис.1.8.).

 

Рис. 1.8. Возникновение особой ситуации в полете

 

Иными словами, особая ситуация возникает только тогда, когда человек с пониженным уровнем функционального состояния допускается к участию в полете

,

где - вероятность возникновения особой ситуации из-за ошибки человека;

- вероятность совершения ошибки в полете;

- вероятность отказа системы контроля функционального состояния человека.

Поскольку возможны два варианта недопущения возникновения особых ситуаций в полете ( = 0 или = 0), то возможны и два варианта нормирования частоты возникновения особых ситуаций из-за ошибок человека. Наследуя традиции технических систем, не однократно предпринимались попытки использования варианта нормирования частоты особых ситуаций через нормирование надежности деятельности человека. Приемлемый по отношению к техническим элементам такой подход применительно к человеку ставит весьма сложные задачи при его осуществлении. Слишком разнообразна и многооперационна деятельность человека, слишком проблематичны своей достоверностью существующие методы определения надежности деятельности человека.

Представляется, что наиболее перспективно нормирование частоты особых ситуаций через нормирование надежности систем контроля функционального состояния человека.

В настоящее время принято считать, что эффективно оценивать свое функциональное состояние может только сам человек. Причем эффективность такой самооценки зависит от двух составляющих. Вот эти две составляющие и предлагается сертифицировать.

В первую очередь эффективность системы самоконтроля зависит от качества системы профессиональной подготовки человека. Соответственно, система профессиональной подготовки должна стать объектом сертификации.

Однако для человека, чтобы "не допустить себя" к выполнению функциональных обязанностей, одного знания своего состояния оказывается недостаточным. Чтобы это произошло, ему нужно иметь соответствующие социальные гарантии. Поэтому необходима сертификация, как рабочего места человека, так и документов, регламентирующих его производственные отношения.

Деятельность, направленная на устранение конфликта между требуемым и экономически целесообразным качеством, может быть представлена как коммерческое управление безопасностью полетов (КУБП). Конфликт между физически возможным качеством и экономической целесообразностью его реализации не может разрешиться иначе, как через нахождение путей экономической целесообразности повышения надежности системы. По своей сути коммерческое управление безопасностью полетов представляет собой метод получения прибыли средствами повышения уровня безопасности полетов. Коммерческое управление безопасностью полетов не может быть регламентировано. Оно реализуется как коммерческое право самой авиакомпании, авиапредприятия. И все же оно не может быть полностью изолировано от влияния со стороны государственных органов. Влияние со стороны государства на коммерческое управление безопасностью полетов может быть обеспечено реализацией следующих условий:

- обязательным опубликованием каждой авиакомпанией, авиапредприятием ежегодных расходов на безопасность полетов;

- обязательным опубликованием Государственным управлением безопасностью полетов рекомендуемых для авиапредприятий, авиакомпаний затрат на безопасность полетов (например, в виде рекомендуемой доли от дохода);

- наличием в системе механизмов проверки достоверности публикуемой авиакомпаниями, авиапредприятиями информации по затратам на обеспечение безопасности полетов (например, с помощью налоговой инспекции или страховых компаний).

Конфликт между требуемым качеством и экономической целесообразностью его достижения особый. Своим разрешением он выводит задачу обеспечения безопасности из зоны слепой зависимости от получаемой при этом прибыли. Деятельность, направленная на устранение конфликта между требуемым качеством и экономической целесообразностью его достижения известна как управление ресурсами человека в целях обеспечения соответствующего качества. В гражданской авиации она получила специфическое название: "Предотвращение авиационных происшествий".

Основополагающим принципом предотвращения авиационных происшествий является признание права человека (человека-оператора) на ошибку. Только в этом случае реализуется содержательная сторона предотвращения авиационных происшествий, включающая раскрытие способности человека адекватно оценивать свое функциональное состояние и обеспечение заинтересованности человека не скрывать свою самооценку.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных