Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ




РАБОЧИЙ ЖУРНАЛ

К полевой практике по фармацевтической ботанике

студента______группы 2 курса фармацевтического факультета

__________________________________________________________

(Ф И О)

сроки практики с_______________по__________________

 

 

Донецк - 2017


 

УДК 615.1:58(075.8)

ББК 52.82+28.5я7

Л 12

 

 

Составители: Бухтиярова И.П., Кохан Т.П., Попович В.П.

 

 

Рабочий журнал к полевой практике по фармацевтической ботанике: Учебное пособие Бухтиярова И.П., Кохан Т.П., Попович В.П. /. –Донецк: ДонНМУ им. М. Горького, 2017. 73 с.

 

Учебное пособие представляет собой набор дидактических материалов, для использования на занятиях в период прохождения практики. Рабочий журнал учебной практики по фармацевтической ботанике также содержит справочные материалы по технике сбора растений, условиях сушки, гербаризации и оформления морфологических коллекций, краткий словарь используемых ботанических терминов. Основой для пособия является рабочая программа, составленная в рамках модульного обучения для студентов фармацевтических ВУЗов и студентов фармацевтических факультетов ВУЗов, которые обучаются на дневном отделении.

 

УДК 615.1:58(075.8)

ББК 52.82+28.5я7

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ  
Цели и задачи практики  
Инструкция по технике безопасности  
Правила ведения и заполнения дневника  
Экскурсионное снаряжение и оборудование для сбора и обработки собранного материала  
План учебной полевой практики по фармацевтической ботанике  
Модуль 1. Растительные сообщества и морфолого-экологическая характеристика растений.  
Смысловой модуль 1. Методика ботанических исследований. Искусственные растительные сообщества.  
Тема 1. Организация практики и техника безопасности. Гербаризация, фиксация и другие способы сохранения растительного материала. Приемы геоботанических, фенологических и эколого-морфологических описаний. Экскурсия «Комнатные растения». Особенности выращивания и ухода за комнатными растениями в комнатных условиях. Исследование разнообразия комнатных растений аудиторий кафедры, лабораторий университета. Приемы ухода за комнатными растениями.  
Тема 2. Обзорная экскурсия по ботаническому саду и прилегающим территориям на тему «Морфоструктура растений, их фенологическое состояние, размножение и распространение». Исследование жизненных форм растений, разнообразия вегетативных и генеративных органов и их метаморфозов. Приспособления к размножению и распространению.  
Тема 3. Экскурсия «Оранжерейные растения». Особенности выращивания в условиях оранжереи. Исследования разнообразия растений оранжерей ботанического сада  
Тема 4. Экскурсия «Древесно-кустарниковая растительность города». Исследования древесно-кустарниковой растительности ботанического сада, парков, скверов и улиц города.  
Тема 5. Экскурсия «Культурные растения». Исследование культурных растений по хозяйственному значению и составу полезных веществ на участках профильных научно-исследовательских институтов, учебных учреждений, ботанического сада или полях. Исследование растений систематического и фармакогностического участков ботанического сада.  
Смысловой модуль 2. Природные растительные сообщества.  
Тема 6. Экскурсия «Лесной фитоценоз». Исследование лесного фитоценоза и его растительности  
Тема 7. Экскурсия «Растительность лугов». Исследование лугов и их растительности.  
Тема 8. Экскурсия «Водно-прибрежная растительность». Исследование растительности акватории и прибрежной зоны водоема.  
Тема 9. Экскурсия «Степной фитоценоз». Исследование степи и ее растительности.  
Приложения  

ВВЕДЕНИЕ

Фармацевтическая ботаника является базовой дисциплиной в системе подготовки провизора. Целенаправленная профессиональная ориентация ботаники в фармацевтическом вузе – основание для того, чтоб назвать ее фармацевтической ботаникой.

Полевая практика помогает систематизировать знания полученные при изучении фармацевтической ботаники в течении года, а также значительно расширяет знания по систематике, морфологии и экологии растений. Большое внимание уделяется рассмотрению основных растительных сообществ, их структуре, классификации и характеристике конкретных фитоценозов.

В первый день практики или на последних практических занятиях по фармацевтической ботанике каждый студент получает индивидуальное задание на период практики, которое включает несколько видов лекарственных растений для составления систематического гербария, темы морфологических коллекций. Также в период практики проводится заготовка сырья для проведения научно-исследовательской работы студентов.

Каждый рабочий день состоит из двух взаимодополняющих частей. Первая – экскурсия в природный или искусственный фитоценоз. Здесь студенты рассматривают особенности условий произрастания растений, учатся узнавать растения в природе и определять их систематическое положение по морфологическим признакам, собирают растительный материал.

Вторая часть рабочего дня – аудиторные занятия. В ходе этой части занятия студенты проводят обработку собранного материала (гербаризацию, фиксацию, уточняют систематическое положение), выполняют задания описательного характера (проводят морфологический анализ растений и их частей, характеризуют рассмотренные фитоценозы и др.).

Учебная полевая практика включает один модуль, который подразделяется на два смысловых модуля. В конце каждого смыслового модуля проводится тестовый контроль знаний. Итоговое модульное занятие включает тестовый контроль полученных знаний и практическую часть (определение и морфологический анализ растений, которые встречались в районе практики). Большое внимание уделяется качеству выполнения индивидуальных заданий.

Журнал содержит краткую инструкцию по технике безопасности, ориентировочный перечень необходимого снаряжения и оборудования. В начале журнала предусмотрен бланк для записи индивидуального задания. Далее идут задания к каждой теме. В конце основной части журнала приведены две таблицы: «Лекарственные растения района практики» и «Ядовитые и требующие охраны растения района практики», которые заполняются на протяжении всего периода практики и могут быть использованы для проведения НИР в последующем. Далее в журнале приведен ряд справочных материалов (словарь, правила гербаризации и фиксации растений, примерное содержание морфологических коллекций). В конце предусмотрены отрезные листы с чистовыми гербарными этикетками. Они используются при окончательной монтировке гербария.

Желаем запоминающихся экскурсий, плодотворной работы по оформлению собранного растительного материала и заполнение дневника практики, а также удачной сдачи зачета по учебно-полевой практике по фармацевтической ботанике.

 


Цели и задачи практики:

{ -закрепить, углубить и расширить полученные на занятиях теоретические знания, умения и навыки по морфологии, систематике, экологии, фитоценологии и географии растений;

{ -развить умение определять по морфологическим признакам принадлежность лекарственного растения к семейству, роду или устанавливать вид, определять растения с помощью определителя;

{ -научить изготавливать гербарий, правильно собирать, сушить и фиксировать растения и их части;

{ -познакомить студентов с дикорастущими и культивируемыми лекарственными, пищевыми, кормовыми, техническими и сорными растениями;

{ -приобрести практические навыки по уходу за полевыми культурами;

{ -познакомить студентов с условиями выращивания и ухода за растениями закрытого грунта;

{ -развить у студентов наблюдательность и бережное отношение к растениям, понимание необходимости разумного и рационального использования природных ресурсов, заботливого отношения к редким и исчезающим видам; подготовить студентов к изучению фармакогнозии и прохождению фармакогностической практики.

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

1. Во время практики обязательно необходимо иметь головной убор, обувь и одежду, предназначенные для полевых робот.

2. Придерживаться дисциплины и беспрекословно выполнять правила трудового распорядка на базе практики.

3. Придерживаться санитарно-гигиеничных норм.

4. Категорически запрещается пробовать на вкус незнакомые растения.

5. При измельчении растительного сырья защищать нос и рот, глаза защитными очками.

6. Заготовленное ЛРС сохранять с этикетками в замкнутых помещениях.

7. После работы с растениями вымыть руки и лицо с мылом.

8. Студенты не должны выполнять работу, связанную с механизмами и аппаратами сложной конструкции.

9. Полевые работы, которые проводятся в ботаническом саду, выполняются под руководством сотрудников ботанического сада.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных