![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 1 РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБЩИНАХ 31 страница[82] С другой стороны, очень важным было то, что внешние власти не вмешивались (за исключением Аликанте). Присваиватель, недовольный способом, которым в описанных системах осуществлялось принуждение к исполнению договоренностей, не мог пойти к политику более высокого уровня и добиться отмены не устраивающих его мер в обмен на политическую поддержку. Таким образом, внешние власти не разрушали структуру, которую сформировали местные присваиватели. Это отличает их от некоторых случаев, о которых речь пойдет в главе 5. В имеющих долгую историю институциональных соглашениях, касающихся других ОР, уровень квазидобровольного следования правилам также исключительно высок. Так, индейцы племени чисасиби-кри разработали сложную систему правил, регулирующих доступ и полномочия в отношении рыбных ресурсов Джеймс-Бэй, а также к местам обитания бобров, расположенных на отведенных им охотничьих территориях. Фикрет Беркес в [Berkes, 1987, р. 87] объясняет, почему эти ресурсные системы и регламентирующие их эксплуатацию институты существуют так долго и так успешно: «Приверженность правилам, которые существуют благодаря взаимному согласию членов сообщества, обеспечивается эффективными социальными механизмами. Люди, нарушающие эти правила, не только теряют расположение животных (это важный элемент идеологии охоты индейцев кри), но и оказываются в ситуации социальной катастрофы вследствие потери чести. При этом их предыдущее место в иерархии не имеет значения, как показывает случай с "вождем бобров", который был вынужден оставить этот пост, когда он не стал убирать свои силки по окончании охотничьего сезона и подвергся моральному осуждению племени». [84] См. обсуждение в [Harsanyi and Selten, 1988, p. 19—20] ходов типа «одностороннее обязательство», совершаемых в некооперативных играх. То одностороннее обязательство, о котором я веду речь, представляет собой менее экстремистский ход по сравнению с обязательством выполнять правила в 100% случаев до тех пор, пока кто-то еще будет следовать правилам в 100% случаев. Принимая во внимание, что во всех ОР-институтах с длительными сроками жизни процент нарушений правил остается весьма небольшим, тогда как степень следования правилам очень высоким, я думаю, что мое утверждение об одностороннем обязательстве описывает обязательства присваивателей из реальных примеров. Более детальный анализ происхождения институтов по распоряжению и управлению водными ресурсами этих трех бассейнов можно найти в отчетах Бломквиста, см. [Blomquist, 1987а,Ь], [Blomquist, 1988а-е[, [Blomquist, 1989], [Blomquist, 1990]. Там же содержится материал и по другим бассейнам, где была спроектирована и реализована другая сеть договоренностей, на базе которых была построена самоуправляемая система. [86] Акр-фут — количество воды, способной наполнить бассейн площадью один акр и глубиной один фут, чуть более 1,233 млн литров. —... [87] Фактические затраты на доставленную воду намного превосходят оптовую цену, взимаемую Столичным округом водоснабжения Лос-Анджелеса (Metropolitan Water Disctrict of Los Angeles, MWD) за доставляемую воду, так как значительная часть капитальных затрат на строительство водоводов, по которым вода подается из реки Колорадо и Северной Калифорнии, была профинансирована с помощью налогов на недвижимость и не отражена в оптовых ценах MWD. Запасы воды, хранящейся в этих подземных бассейнах, имеют дополнительную ценность, не зависящую от будущего использования как источника извлечения неких последовательных количеств воды. Запас воды, хранящийся в бассейне, содержит «воду, которая подкачана ближе к поверхности земли, что снижает затраты на ее выкачивание на поверхность» [Nunn, 1985, р. 872]. Эта экономия на затратах представляет собой коллективную выгоду, доступную всем, кто занимается добычей воды путем выкачки из глубин. [88] Обсуждение опыта графства Орандж, где производители воды отвергли идею юридического оформления прав и для администрирования налога на воду и пополнения бассейна разными мерами в начале 1930-х учредили Округ водоснабжения графства Орандж (Orange County Water District), см. в [Louis Weschler, 1968] и [Blomquist, 1988d], [89] Beneficial use — имеется в виду сумма воды, расходуемой для нужд коммунального потребления, и воды, пошедшей на прямые хозяйственные нужды, например орошение, или на нужды промышленности. Этот перевод не имеет отношения к русскоязычному термину из экономики водных ресурсов, где полезными нуждами называют нетто-добычу, т.е. дебит скважины за минусом той воды, что пошла на технике - технологическое обеспечение добычи. [90] Тот факт, что инициатором судебной тяжбы стала Пасадена, совершенно закономерен, — город владел землей на поверхности и использовал воду для водоснабжения этой земли, будучи вдобавок крупнейшим присваивателем воды данного бассейна. харда Зельтена (см. [Selten, 1978b]), в соответствии с которым, если некоторое количество индивидов (и) распределяют акр-фут воды (s) в соответствии со стандартом распределения, определяющим, какое количество воды (•?,) достанется г-тому члену группы. Веса, присвоенные каждому члену группы, представляют собой его долю в прошлом. Справедливо распределение, удовлетворяющее следующему условию: 5і _ _... _;ѣ_ wx W2 U)n [91] Интересно отметить, что процедура, использованная в бассейне Рэймонда и затем в Западном и Центральном бассейнах и бассейне Сан-Габриель, ведет к такому решению проблемы, которое близко к рекомендованному Нэшем в [Nash, 1950]) (но не совпадает с ним), а именно к точке С. Взаимное предписание не стало «тем самым» решением, использованным во всех без исключения судебных процессах, шедших в Южной Калифорнии. Например, в Сан-Фернандо-вэлли городу Лос-Анджелесу удалось получить и цепко удержать преимущественные права на воду. Верховный суд штата Калифорния отменил первоначальное решение суда первой инстанции наложить на все участвующие стороны взаимное предписание. По сути дела, Верховный суд штата обнаружил, что хотя пропорциональное деление сокращения справедливо, оно не является единственным справедливым решением, которое может использоваться в этом классе ситуаций (см. [ City of Los Angeles v. City of San Fernando, Superior Court Case No. 650073, 1968], [Blomquist, 1988e]). Производители воды в бассейне Чинно достигли договоренности, согласно которой схема распределения воды была близка к схеме взаимного предписания, однако она принимала во внимание различные конкретные особенности, которые могли бы возникнуть, если бы эта схема применялась механически (см. [Lipson, 1978]). Я выражаю свою признательность Рою Гарднеру за возможность обсудить с ним логику этих результатов. В данном процессе судья находился в очень непростом положе [93] Саі. 2d 908, 207 Р. 2d 17 (1949). [94] Если бы вердикт был оспорен в апелляционном суде, то не удалось бы избежать апелляционного процесса, чреватого большими временными и денежными затратами. [95] Половина суммы 25 тыс. долл., предназначенной на эти цели, была профинансирована из федерального бюджета, одну четверть суммы заплатило графство, оставшаяся четверть была собрана с жителей девяти поселений, подписавших соглашение, пропорционально количеству жителей (6,25 тыс. долл. были распределены между всеми жителями девяти поселений поровну). [96] Хотя из-за нехватки места мы не можем здесь детально осветить деятельность Ассоциации водоснабжения Западного бассейна, важность этой деятельности очень трудно переоценить. Формальные правила голосования, принятые внутри этой группы, не позволяли доминировать при принятии решений ни одной из подгрупп. В условиях добровольности участия в Ассоциации она не могла предпринимать никаких действий, если по ним не было достигнуто консенсуса. Поскольку действия предпринимались одновременно на разных площадках, крупнейшие производители координировали свою деятельность и деятельность государственных и муниципальных служащих в форме регулярных ежеквартальных совещаний, заседаний исполнительного комитета ассоциации и ее рабочих комитетов. Подробно об управленческих особенностях деятельности ассоциации см. [E.Ostrom, 1965]. [97] Их политика открытого доступа к документации была огромной ценностью и для моего исследования. Мне, тогда еще совсем юной студентке первых курсов, показали архивные ящики и пригласили посещать архив, где я могла изучать хранившиеся там документы и снимать копии со всей корреспонденции, протоколов, отчетов и т.п. [98] В 1945 г. «Корпорация водоснабжения Домингес» выкачивала 10 тыс. акр-футов, или 15% общего объема фактического дебита Западного бассейна. городским советом от Эрвина Би Шоу младшего: "Я считаю, что имеются все основания надеяться на то, что городу Инглвуд удастся построить благоприятствующую позицию, основанную на приоритете его прав на воду, которые он имеет в качестве присваивателя воды в течение многих лет"... За несколько лет до начала судебного разбирательства, инициированного Калифорнийской компанией по обеспечению водоснабжения, здесь же ожидалось решение суда по делу другой части графства Лос- Анджелес, делу, известному как дело бассейна Рэймонда. Во многих отношениях оно аналогично тому судебному иску, который подали против нас. Существенный элемент судебного вердикта, важный для нас и сегодня, состоял в том, что Верховный суд предписал относиться ко всем водопользователям одинаковым образом... 10 мая у Эрвина Шоу-мл. состоялось совещание, в котором участвовали Уильям Реншоу, инженер по водным системам, Ф. Р. Круп, администратор, и я... Хотя значительная часть информации, предоставленной нам мистером Шоу, является конфиденциальной, я получил разрешение процитировать фрагмент конфиденциального письма: "По-моему мнению, решение Верховного суда в деле Пасадены говорит о том, что вам не дадут приоритет и что все водопользователи Западного бассейна из числа землевладельцев, а также все водопользователи- присваиватели будут считаться обладающими равными основаниями для наличия прав на воду. В сущности, от всех будут требовать пропорционально снизить выкачку воды до уровня, соответствующего допустимому дебиту бассейна..."» [100] Главным фактором успеха комитета стало назначение туда Т. Б. Косгроува (Т. В. Cosgrove), юриста «Корпорации Домингес» и некоторых других компаний, связанных с этой. До своего назначения в комитет по юридическим вопросам он резко протестовал против судебного разбирательства и громогласно озвучивал позицию своей компании, согласно которой права на воду «Домингес» мажорируют права всех остальных операторов, выкачивающих воду из бассейна. Без участия «Домингес» никто не согласился бы на сокращения. Косгроув стал принимать активное участие в работе комитета. К тому моменту, когда был подготовлен проект соглашения, он изменил свою позицию и стал сотрудничать с другими производителями. Один из членов комитета даже доверил ему написание чернового наброска промежуточного соглашения, и ему была вынесена благодарность за выдающийся вклад в работу комитета (см. протокол заседания Ассоциации водоснабжения Западного бассейна от 26 августа 1956 г.). В итоге Косгроув не обеспечил для своей компании получение ею прав на такое количество воды, которое она могла бы получить, если бы он продолжал сопротивляться достижению согласия (см. также примечание 22). [101] О процедурах торговли в частных делах, таких как сделки, заклю - чаемые в ходе бракоразводных процессов, которые также проходят «в тени закона», см. [Mnookin, Kornhauser, 1979]. [102] Поскольку заслуживающий доверия перечень прав 1944 г. так никогда и не был составлен [WBWA minutes. May 26, 1960, p. 15], определить точно, кто выиграл, а кто проиграл в этой битве за пропорциональный раздел бассейна, довольно сложно. Можно лишь констатировать, что в любом случае к 1949 г. изменения не были слишком значительными. Ниже приведена моя оценка суммарных показателей по 35 крупнейшим производителям, добывавшим воду в зоне бассейна, сделанная на базе тщательного исследования отчета экспертов и конечного варианта всеобъемлющего соглашения. [103] Из скважин, расположенных западнее Хоуторна и ближе к океану, воду добывали Эль-Сегундо и Standard Oil. Соответственно эти водоносные поля находились на пути клина соленой воды, который с некоторым ускорением надвигался на места выкачивания воды, расположенные ниже Хоуторна. В 1952 г. Standard Oil уже значительно ограничивала объемы выкачивания, поскольку компания опасалась, что соленая вода вскоре зальет ее скважину, расположенную между Хоуторном и океаном. Standard Oil выкачивала около двух третей своих «прав», т.е. количеств воды, определенных для нее временным соглашением как максимальные. В этот период времени «Эль-Сегундо» также не выкачивала всего количества воды, на которое имела право, и по той же причине. Городу Инглвуду, расположенному к северу от Хоуторна и дальше вглубь материка, немедленное вторжение соленых вод не угрожало, но здесь — вследствие понижения ложа грунтовых вод водовода — существенно выросли затраты на выкачивание. [104] Так, в сентябре 1957 г. официальные лица городов Торранс, Инглвуд и Эль-Сегундо встретились с представителями Хоуторна «с тем чтобы попытаться побудить город Хоуторн стать частью Временного соглашения и движения за сокращение количества выкачиваемой воды». Представитель Инглвуда докладывал по итогам этой встречи, что «Официальные лица города Хоуторн дали понять, что они рассмотрят поставленные перед ними вопросы, но выпущенный ими пресс-релиз показывает, что шансы на то, что Хоуторн присоединится в Временному соглашению, весьма малы» [WBWA, Executive Committere, minutes, July 12, 1957, p. 4]. [105] Многие мелкие производители отказались от своих прав на выкачивание воды, когда в зоне бассейна появилась вода, передаваемая из других регионов. Другие продали свои права более крупным операторам водоснабжения, как только было подписано временное соглашение и заработал рынок прав на воду. [106] Общие расходы инспекции водных ресурсов в 1985 г. составили: в зоне бассейна Рэймонда 112,471 тыс. долл., в зоне Западного бассейна— 1 51,8 тыс. долл. (отчет инспектора водных ресурсов за 1985 г.). [107] Описание переговорного процесса в зоне бассейна Сан - Габриель см. в [Blomquist, 1990]. Здесь участники приняли стратегию экономии затрат, реализованную в Центральном бассейне. В настоящее время Бломквист заканчивает исследование еще трех бассейнов — Сан-Фернандо, Чино и Мохаве, в которых юридические и природные условия существенно разнятся. В Мохаве, где степень различия интересов участников существенно выше, пока не достигнуто никакого согласия (случай Мохаве обсуждается в главе 5). В Сан-Фернандо-вэлли город Лос-Анджелес имеет преимущественные права, и окончательное решение суда по установлению прав здесь существенно отличается от бассейнов, в которых был реализован принцип взаимного предписания. В бассейне Чино производители достигли согласия, опираясь на опыт всех этих бассейнов. [108] Карл Фоссет (Carl Fossette), исполнительный директор обеих ассоциаций, а также исполнительный директор Ассоциации водоснабжения Верхнего Сан-Габриеля (Upper San Gabriel Water Association), сыграл заметную роль в том, что производители воды в зонах этих соединенных между собой бассейнов смогли изменить структуры институтов, влияющих на их поведение. Значение ■ этого человека было результатом действия следующих факторов. Во-первых, сыграло свою роль само количество занимаемых им позиций. Помимо постов исполнительного директора этих трех ассоциаций он в конце концов стал генеральным директором округа муниципального водоснабжения Западного бассейна (West Basin Municipal Water District), округа муниципального водоснабжения Центрального бассейна (Central Basin Municipal Water District), округа муниципального водоснабжения бассейна Верхнего Сан- Габриеля (Upper San-Gabriel Basin Municipal Water District) и округа пополнения водой Центрального и Западного бассейнов (Central and West Basin Water Replenishment District). Во-вторых, огромное значение имела продолжительность его службы. Назначенный на свою первую должность в 1946 г., он продолжал прини - мать активное участие в делах этих трех бассейнов до своего выхода на пенсию в 1974-м. Даже после выхода на пенсию в возрасте 67 лет он продолжал активно участвовать в делах в качестве директора от Центрального бассейна в совете директоров Столичного округа водоснабжения Южной Калифорнии (Metropolitan Water District of Southern California), в котором он в 1980—1982 гг. занимал пост заместителя председателя (см. Fossette and Fossette, 1986, p. iv]). В-третьих, огромное значение имели то терпение, которое он проявлял во время конфликтов, и приверженность к их разрешению. Фоссет был в состоянии сдерживать эмоции и во время торговли по поводу условий соглашения никогда не выходил из себя. Протоколы заседаний ассоциации хранят следы тех попыток, которые он делал вновь и вновь, пытаясь примирить спорящих и создать такие неформальные условия работы, которые стимулировали бы поиск взаимоприемлемых условий. В-четвертых, важным было его умение представлять интересы производителей воды Центрального, Западного и Верхнего бассейнов и бассейна Сан-Габриеля перед внешними инстанциями, включая членов законодательного собрания штата. Фоссет был главным защитником предложений, выработанных в среде пользователей, которым нужна была поддержка при контактах с агентствами уровня графства, региона или штата. продавали свои права специализированным компаниям по водоснабжению и более универсальным коммунальным компаниям, которые были в состоянии реализовать эти права без строительства дорогостоящих водохранилищ на поверхности. Обсуждение преимуществ, связанных с наличием торгуемых прав на воду, см. в [R. Smith, 1988]. Dominguez Water Corporation v. American Plant Growers, Inc. Case 668, 965, Superior Court, State of California, County of Los Angeles. [111] Участники соглашения по бассейну Рэймонда в последние годы меняли своих инспекторов, так что перспектива изменений этого рода вполне реальна. [112] Поверхностное водохранилище можно неоднократно спускать и наполнять вновь, не боясь повредить систему в целом. Степень свободы при наполнении и спуске воды подземных бассейнов грунтовых вод существенно ниже той, которая имеет место в случае поверхностного водохранилища. [113] Эти варианты предполагали участие окружного управления граф - ства Лос-Анджелес по контролю за наводнениями и Столичного округа водоснабжения Южной Калифорнии, которые проявляли интерес к включению обоих бассейнов в территории, на которых они осуществляли регулирование процесса выкачивания воды и использования водных ресурсов. Производители воды из зон Западного и Центрального бассейнов хотели сотрудничать с этими ведомствами, но не попадать в полную зависимость от них. Широчайший спектр сил, представленных в этой организации, отразился в следующей характеристике, данной ей одним наблюдателем: «Комитет двенадцати был сформирован их инженеров, адвокатов, представителей ирригационных округов и округов водоснабжения, фермерских бюро, городов, частных компаний по оказанию коммунальных услуг и самого штата Калифорния. В работе этой группы находили отражение самые разные точки зрения и решались самые разные проблемы, что оказалось наиболее выигрышным. Этот комитет в силу своего состава не мог проталкивать решения в пользу определенных регионов или конкретных групп, он был обязан отражать весь спектр интересов данной пространственной выборки» (см. [James Krieger, «Progress in Ground Water Replenishment», mimeograph April 15, 1955, p. 2]). [115] В отчете, направленном в адрес Ассоциации водоснабжения Западного бассейна Луис Александер, член Комитета двенадцати, работавший и в Западном и в Центральном бассейнах, заявлял, что «первоначальная концепция законопроекта предполагала, что задачей является лишь оценка объемов выкачиваемой воды и... воспрещала всякий ad valorem (в данном случае привязанный к количеству извлекаемой воды. —...) налог... Фермерское лобби штата настояло на введении налога со ставкой ad valorem, и... представленный проект стал компромиссом между двумя этими точками зрения» [West Basin Water Association, minutes, April 12, 1955, p. 8]. Перед тем как проголосовать за проект в Комитете двенадцати, президент Ассоциации созвал специальное совещание всех членов ассоциации для рассмотрения обоих пакетов законов. На совещании ему и другим членам Комитета двенадцати было задано множество вопросов, и в их адрес было высказано немало критических замечаний, в основном сводившихся к тому, что в проекте не нашли отражения все пожелания членов ассоциации, однако затем члены ассоциации единогласно проголосовали за одобрение проекта. [116] Джеймс Кригер объяснил появление этой статьи следующим образом: «Существовавшие на тот момент агентства коммунального сектора полагали, что у них есть техническая возможность обеспечить пополнение бассейна. Какие-то из них действительно располагали всем необходимым для работ по восполнению бассейнов грунтовых вод, но они не умели привлекать финансирование для покупки воды, направляемой на пополнение подземных бассейнов. Они исходили из того, что им должны разрешить производство соответствующих работ и что никакое акционерное общество не должно незаконно захватить их функции» [Progress in Groundwater Replenishment, mimeograph, April 15, 1955, p. 6]. [117] Иными словами, если округ будет состоять только из Западного бассейна, то его производители смогут подать в суд на производителей Центрального бассейна, оказав тем самым на них давление с целью, чтобы они сократили объемы выкачиваемой воды. Если же объединенный округ будут контролировать представители Центрального бассейна, они будут в состоянии не позволить затеять судебный процесс против них. затрат на пополнение бассейнов водными ресурсами. Например, город Лос-Анджелес оказывал мощное сопротивление попыткам наложить на его жителей специальный налог на недвижимость, используемый для финансирования сооружения барьера на пути соленой воды. Лос-Анджелес аргументировал свою позицию тем, что жители города и так в течение многих лет несут дополнительные затраты, связанные с сооружением и эксплуатацией водоводов, по которым в город доставляется вода из других мест, тогда как налогоплательщики других городов имеют преимущество в виде более дешевой воды и, следовательно, более низких налогов. В конце концов формула раздела затрат на сооружение барьера, устроившая все стороны, была разработана на основе принципа «округов с зонированием выгод» (zone-benefits districts), примененного к округу по контролю над наводнениями графства Лос-Анджелес, который включает не все районы города Лос-Анджелеса. [119] История с этими переговорами захватывающе интересна. Она многое говорит о витальности и креативности полицентри- ческой системы общественного предприятия. Подробности о ранних стадиях процесса см. в [Е. Ostrom, 1965], а о том, что произошло позже, можно узнать из отчетов округа. нию грунтовых бассейнов. Когда в 1915 г. был образован округ по контролю над наводнениями графства Лос-Анджелес, соответствующему управлению были даны огромные полномочия и в части контроля над наводнениями, и в части сохранения водных ресурсов. После того как окружное управление укрепило берега всех рек графства, оно, стремясь продлить свое существование в качестве крупного подрядчика, специализирующегося на инжиниринговых услугах общественному сектору, вышло на рынок консервации водных ресурсов. [121] В этом регионе несколько частных компаний выполняли функции инспекции по водным ресурсам для других бассейнов, так что департамент водных ресурсов штата не имел монополии на оказание этих услуг. [122] Те, кто имел право на большую долю выкачиваемой воды, платили также и большую часть налога на выкачивание, который затем использовался на пополнение бассейна и оплату услуг по надзору за соблюдением имевшегося соглашения. Владельцы прав, выгода которых состояла в том, что им было обеспечен доступ к эффективной водной системе в засушливом регионе, платили низкий налог на недвижимость, шедший на поддержание очень скромной административной структуры. Поскольку правила проектировались на уровне бассейнов, они были приспособлены к конкретной местности и отражали уникальные характеристики каждого бассейна грунтовых вод. [123] Это еще одно проявление принципа справедливости Зельтена, см. прим. 7 к настоящей главе. [124] Все правила имеют общий синтаксис: в отношении определенных лиц с определенными свойствами, занимающих определенные позиции {требуется, запрещается или разрешается}, чтобы они осуществили названные действия при определенных условиях. [125] Введение в деонтологическую логику см. в [Wright, 1951], [Wright, 1963]). Модальная форма всех трех деонтологических операторов выглядит следующим образом: не должно (запрет), дблжно (требование), можно (разрешение). Джон Коммонс постоянно использовал эти модальные операторы для описания базовой структуры работающих правил (см. [Commons, 1957]). [126] Бьюкененв [Buchanan, 1975, р. 59] называл возникновение конституции как «прыжок из джунглей анархии». Любое изменение в любой части синтаксиса правил, определенного в прим. 47, влечет за собой изменение правила. Правила могут изменяться, не порождая при этом изменений в исходах, которые, как кажется, должны произойти в результате. Следуя [Gardner and Е. Ostrom, 1990], я резервирую термин «реформа» для таких изменений правил, которые порождают новые исходы, которые являются более предпочтительными по сравнению с исходами, которые генерировались до этого изменения правил. Феномен исчезновения ренты изучен в разделе «Проблемы присвоения» главы 2. Стимулирование строительства «современных» рыболовецких судов со стороны правительства (доходившее даже до государственного финансирования соответствующих программ) породило тот [129] В конце 2000-х годов в Измире проживало по разным оценкам от 3,1 до 3,5 млн чел., это третий по численности населения город Турции. —... [130] Графство, county, — единица административно - территориального деления США, совокупность самоуправляемых графств и городов образует штат. Название было импортировано из Англии в период колонизации Северной Америки в XVII—XVIII вв. Понимая, что применительно к США слово «графство» звучит достаточно странно, мы тем не менее следуем здесь сложившейся переводческой традиции. — [131] Уильям Бломквист в [Blomquist, 1989] подробно разбирает дан - ный случай, и я весьма благодарна ему за проницательные выводы и анализ, который он проделал на базе данного полевого исследования. л Каста «караве» известна тем, что ее члены обладают предпринимательским духом и склонны к занятиям торговлей и другим видам деятельности, позволяющим увеличивать богатство. «Перед этой кастой нет и серьезных барьеров в деле трансформации экономических успехов в социальную мобильность... Для касты "караве" характерно отсутствие иерархического подчинения, которое обычно в этой стране» [Alexander, 1982, р. 233]. 5 Описание того способа, каким используется эта снасть, будет приведено позже. Вне зависимости от того, насколько хорошо данный набор правил работает в заданных природных и экономических условиях, значимые изменения — подобные четырехкратному росту цен за ресурсную единицу — бросают очевидный вызов способности старого набора правил продолжать порождать эффективные и справедливые исходы. [135] Вплоть до 1972 г. более быстрый рост производства риса-сырца имели только Тайвань, Япония и Корея (N. Т. Unhoff, личное сообщение). J Внедрение высокоурожайных сортов риса в некоторых деревнях сопровождалось не ростом, а падением урожая (см. [Byrne, 1986]). Лич описывает ирригационную систему, в 1950-е годы работавшую в одной деревне, которая зависела от единственного резервуара намного меньшей вместимости: «Когда наступало время обработки Старого поля, для всей деревни жизненно важным было жестко выдержать предписанный график работ, поскольку когда ворота резервуара открывались, все поле могло принять его воду, а когда ворота закрывались, поле оказывалось сухим. Сухое поле нельзя было пахать, поэтому когда на него подавалась вода, смягчавшая почву, работы должны были вестись на всем поле одновременно. В частности, для предотвращения обезвоживания почвы вспаханное поле должно было тут же быть засеяно, а посев доведен до стадии урожая с наименьшими задержками... Таким образом, должны были существовать предварительные договоренности о дате открытия ворот, о датах сева, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|