ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 1 РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОБЩИНАХ 32 страницао сортах высеваемого риса, о датах, в которые урожай должен был быть снят, а поле осушено. Согласно правилам, введенным в действие в 1954 г., чиновник, отвечавший за полевые работы в данной деревне (Village Cultivation Officer), в начале каждого сельскохозяйственного сезона должен был созвать собрание и достичь формальной договоренности относительно этих дат с собравшимися жителями» [Leach, 1980, р. 108]. Лич сообщает, что в то время, когда он там был, этот порядок неукоснительно соблюдался. 1_ Британская администрация не имела никакого определенного взгляда на то, какой тип административного и юридического устройства необходимо установить, поэтому на протяжении эры британского правления и административный механизм, и механизмы разрешения конфликтов не раз переживали реорганизацию. Каждый раз ключевым вопросом была степень, в которой власти могут полагаться на решения туземных судебных учреждений и туземных чиновников. Блестящий обзор истории британского правления на Цейлоне в 1856—1871 гг. см в [Roberts, 1980]. зоз [138] Необходимость постоянного вмешательства со стороны британских AGA видна из отчета Эдварда Эллиотта, служившего AGA в 1863 —1896 гг., который наряду с выполнением других обязанностей контролировал работу нескольких небольших ирригационных систем. Его отчет за 1871 г. цитирует в своей книге Роберте: «Каждый год показывает, что для того, чтобы деревенские жители производили ирригационные работы, необходимы постоянные усилия со стороны Младшего Служащего, которому приходится в буквальном смысле отдавать приказы... Может показаться, что деревенские старосты вполне справляются с этой задачей, но на практике результаты их работы весьма скромны, если только Младший Служащий не подталкивает и не поддерживает их, проявляя заинтересованность в их усилиях. Если деревенские жители видят эту заинтересованность и если они понимают, что не будет допущено никакого отлынивания от работы и что все будут вносить свой вклад в общие усилия, они охотно собираются вместе для проведения необходимых работ. Но для того чтобы это было так, требуются неусыпное наблюдение и многочисленные проверки» [Roberts, 1980, р. 200]. [139] «Водные собрания» этого типа проводились на Шри-Ланке в течение многих веков (см. [Gunasekera, 1981]), обсуждение этого института см. в [Uphoff, 1983]. [140] Древняя система аренды земли, существовавшая в некоторых частях Шри-Ланки, в значительной степени понижала уровень конфликта между теми земледельцами, чьи участки были расположены в верхних фрагментах ирригационной системы, и теми, кто обрабатывал участки внизу, или по крайней мере получал воду из резервуаров меньшего размера. Поля, которые должны были орошаться из резервуара, располагались таким образом, что каждый крестьянин приписывался к одному участку земли, расположенному в верхней трети ирригационной системы, к другому участку, расположенному в середине, и к одному, расположенному внизу. Таким образом, все крестьяне были заинтересованы в том, чтобы изыскать способы доставить воду в «хвостовую» часть цепочки. Более того, когда дефицит воды вынуждал урезать количество воды для полива, принимать решения по отказу в поливе участков, расположенных в нижней трети группы полей, оказывалось достаточно просто. Каждый принимал свою долю риска на себя, а механизм определения поля, которое будет орошаться, был встроен в саму планировку полей (см. [Leach, 1961], [Leach, 1980]). [141] Флэдби описывает типичные взаимоотношения в системе Киринди Ойя в начале 1980-х годов следующим образом: «Направление воды [в период малого сельскохозяйственного сезона, когда имеется нехватка воды] схоже с дипломатическими играми великих держав в начале XIX в.: не соблюдаются никакие правила, все время формируются альянсы, на каждый ход следует ответный ход, единственным постоянным принципом, который проводится в жизнь, является преследование собственного интереса. Роль властей подобна роли слабых международных организаций — некая формальная власть наличествует, но нет никаких способов добиться выполнения ее предписаний» [Hadby, 1983, р. 191]. [142] Все более глубокий политический сговор как основа отношений между членами парламента и администрацией районов описан в [Craig, 1981]. Отчет, подготовленный Кури, содержит описание ряда серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться при реализации масштабной цепочки гидротехнических и ирригационных проектов Махавели. Согласно Программе Махавели орошение должно было прийти на 90 тыс. акров земли, на которой должны были расселиться и начать трудиться 200 тыс. новых поселенцев (см. [А. Т. Corey, 1986] и [Jajawardene, 1986]). Кори пишет о проблемах, возникших на «Участке А», обслуживаемом одним водовыпуском: -, из 119 участков, обслуживаемых на данной площади, только 83 получали воду в тот год, когда проводилось исследование; -, из этих 83 участков только 49 получали воду из официальных труб и отводов, а остальные — из самовольных врезок и канав; -, принцип очередности не соблюдался, водопользование осуществлялось в хаотическом порядке; -, из одной из канав в нелегальный отвод направлялась вода, однако крестьянин, чей участок, будучи расположен в системе ниже, из-за этого вообще не получал воды, ничего не сообщал властям, опасаясь, что крестьянин, ворующий у него воду, " " его» (см. [Corey, 1986, pp. 158—159], [Lindquist, 1986]). [144] Заместитель директора управления водными ресурсами департамента ирригации говорил одному из членов команды проекта ; Гал Ойя, что если они смогут добиться прогресса в Гал Ойя, они смогут «добиться прогресса в любом регионе страны» [Uphoff, 1985с, р. 144]. [145] На самом деле, с инициативой создания зональных организаций вскоре после создания FCO, но до создания DC О, выступили крестьяне-представители. Это стало возможным, так как программа не предполагала выполнения расписанного заранее плана действий, но ставила своей целью такое положение вещей, когда крестьяне станут рассматривать создаваемые организации как свои собственные и начнут брать ответственность за них на себя. 21 На острове Ньюфаундленд ежегодная жеребьевка используется в Грейте Гроув, Фермьюз и Твиллингейт. В жеребьевке, по результатам которой суда приписываются к определенным местам, имеет право участвовать ограниченный набор лодок. Как описал ситуацию один из рыбаков: «Наша лотерея — это надувательство. Тут есть всего десять мест, где можно ловить рыбу, и всего десять экипажей, которые ее ловят. Если у парня уже было место в каком-то году, то он может участвовать в лотерее и на следующий год» (см. [Matthews and Phyne, 1988, p. 17]; см. также [К. Martin, 1979] и [МсСау, 1978], [МсСау, 1979]. Схожие наблюдения, касающиеся эволюции прав собственности применительно к рыболовству, описаны в [Acheson, 1975], [Anderson, 1979] и [Faris, 1972]. [148] Стратегия субсидирования затрат на новые технологии часто применяется национальными правительствами в отношении рыболовства, порождая результаты, которые иногда бывали совершенно разрушительными. Стремление финансировать приобретение новых технологий предполагает, что местные рыбаки не в состоянии применять их без помощи извне. Однако консерватизм рыбаков по отношению к новым технологиям лова может отражать их понимание того обстоятельства, что управление сложной ресурсной системой зависит от соблюдения тонкого баланса между используемыми технологиями и правилами, регулирующими доступ к ресурсу и регламентирующими его использование. Если применение новых технологий происходит ускоренным образом, баланс между ними и правилами эксплуатации ресурсной системы может быть сильно нарушен. Вероятность такого развития событий особенно велика в условиях, когда правила появились в ходе длительного процесса проб и ошибок, а рыбаки не располагают формальными правовыми инструментами для разработки новых правил и не имеют возможности использовать законные средства принуждения к их выполнению. Упор только лишь на «производственные затраты», а не суммарные затраты, включающие производственные, плюс транзакционные издержки, плюс затраты, связанные с принуждением [149] Такие переходные системы были бы по необходимости относительно сложными и предполагающими автономию с готовностью внешних властей признать легитимность местных правил. ззз [150] Если бы единственными аномалиями были бы те случаи, которые описаны в этой книге, небольшим числом случаев, не имеющих объяснения, можно было бы пренебречь. Однако эти случаи были выбраны с целью послужить иллюстрациями множества других, столько же трудных для объяснения на базе существующих теорий. [151] На важности информационных и транзакционных издержек делается упор в работах Норта и Уильямсона ([North, 1978], [North, 1981], [North, 1989], [Williamson, 1979], [Williamson, 1985]). [152] То есть в ходе повседневной практики, состоящей в данном случае в эксплуатации ОР. —.. {>ед. [153] Глубокое обсуждение ситуационного анализа см. в [Farr, 1985]. J Тот факт, что всегда существует набор правил статус-кво (см. главу 4) и что он продолжает действовать, пока не будет сменен другими, помогает прояснить природу конечного решения, принимаемого в этих ситуациях в каждый момент времени. То обстоятельство, что набор правил статус-кво будет продолжать действовать, пока его не поменяют, является также фактором, который обеспечивает стабильность структуры операциональных ситуаций. В ситуации институционального выбора новый набор правил должен восприниматься как такой, выгоды которого превышают затраты, — по крайней мере для выигрывающей коалиции (какой бы она ни была). ь Этот перечень переменных — плод моих собственных усилий. Он сформирован мной по итогам изучения множества случаев, описанных в литературе с более общим взглядом на проблему. Я по - нимаю, что этот перечень со временем будет уточняться — по мере проведения более строгого теоретического анализа вошедших в него позиций и их тестирования. Иными словами, это — мои обоснованные предположения, возможно, подлежащие опровержению. В этом случае такая группа называется привилегированной группой, в соответствии с термином, предложенным Одеоном (см. [Olson, 1965]). [157] Так как процесс управления влияет на будущие затраты на управ - ление, этот процесс является рекурсивным. Решения, принимаемые в рамках некоторой структуры, будут оказывать воздействие на эту структуру в будущем. о Токвиль в книге «Старый режим и революция» рассматривает общий случай, когда имеются единообразные правила, но многие хотят получить исключение из правил, указывая на специфику своей ситуации. Это порождает жесткий режим принуждения к исполнению правил (законов), вследствие чего все воспринимают закон как препятствие на пути разумной деятельности. Потенциал для коррупции в таких условиях очевидно является очень значительным. Таким образом, процессы институционального выбора зависят от пути (path-dependent), см. [David, 1988]. [160] Отношение сообщества к разделяемым и внутренним нормам и к ставкам дисконтирования, очевидно, может быть исследовано на значительно более глубоком уровне. Учитывая ограничения, присущие любой работе, я предпочла сосредоточить свое внимание прежде всего на тех факторах, которые непосредственно воздействуют на выгоды и затраты, а также на той роли, которую при этом играют спроектированные правила, и на сравнении, а не эволюции норм. К обсуждаемому мной здесь вопросу прямое отношение имеет обширный труд Джеймса Коулмена о нормах (см. [Coleman, 1990]). тт рактеристик выживших [фирм], находящихся в состоянии равно - весия. Вопрос, ответ на который ищется в данном исследовании, формулируется так: почему некоторые присваиватели ОР смогли, а другие не смогли изменить структуру стимулов. Для получения ответа на этот вопрос простое указание на максимизацию выгоды не является полезным теоретическим предположением. [162] Сложность, связанная с обычным оцениванием выгод и затрат, связанных с капитальными сооружениями, и типичная ошибка, совершаемая при этом — идет ли речь о физических объектах ирригационных систем или о правилах распределения воды, — хорошо показана в главе 5 работы [Ascher and Healy, 1990]. Эшер и Хили тщательно показали почти всеобщее заблуждение, состоящее в переоценке выгод и недооценке затрат, связанных с крупно - масштабными ирригационными проектами в «третьем мире». Хороший обзор обширной литературы см. в [Dawes, 1988] и [HogartandReder, 1987]. [164] Первая попытка создания специального округа в зоне Западного бассейна провалилась потому (по крайней мере отчасти), что в день выборов прошел сильный ливень с грозой. Количество воды в сточных канавах стало серьезным подспорьем городской администрации, сопротивлявшейся созданию нового округа: они открыли все гидранты, якобы для обычной «профилактической промывки пожарных гидрантов» (см. [Fossette and Fossette, 1986, pp. 28-29]). Поскольку многие модели две первые характе ристики, они здесь даже не рассматриваются. Однако в последнее время некоторые ученые изучили результаты, порождаемые правилами, имеющими сильный перераспределительный эффект и повышенное значение «грандфазеринга» текущих присваивателей для достижения соглашений об изменении правил (см. [Johnson andLibecao. 1982]. [Karpoff. 1989]. [Welch. 1983]). Примеры того, как эти мыслители формировали фундамент современной политической науки, см. в последних публикациях В. Острома[Ѵ. Ostrom, 1991 (1971)], [V. Ostrom, 2008 (1973)], [167] [V. Ostrom, 2008]. Читатели могут обратиться к списку ссылок на многие важные последние работы Бьюкенена, Коуза, Норта, ІПепсла и Уильямсон. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|