ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматикеОтпечатано с готовых диапозитивов в типографии 000 "Северо-Западный печатный двор" Г. Гатчина, ул. Железнодорожная, 45, л. Б. Издательство «КОРОНА принт» Телефоны: (812) 251-33-94; (812)259-66-10 Оптовая торговля: (812) 259-68-17; (095) 148-35-12 E-mail: coronapr@online.ru Книга-почтой: 190005, Санкт-Петербург, Измайловский пр., 29. Для «КОРОНЫ принт» © «КОРОНА принт», 2005
Введение Грамматика — это строй языка, иначе говоря, те закономерности, по которым в языке образуются и соединяются слова. Грамматика подразделяется на морфологию и синтаксис. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, а синтаксис — словосочетания и предложения. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский назвал грамматику «логикой языка». У ребенка, на практике осваивающего грамматические законы родного языка, совершенствуются не только речь, но и логическое мышление. Ведь, чтобы понимать речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами, выраженные с помощью грамматических изменений самих слов. Необходимо с раннего возраста обеспечить ребенку возможность полноценного речевого развития, которое невозможно без богатого речевого общения как со взрослыми, так и со сверстниками, знакомства с народным фольклором и художественной литературой. Если эти условия созданы, малыш будет овладевать грамматическим строем родного языка самостоятельно в процессе общения, стараясь подражать речи взрослых. В то же время для успешного овладения грамматикой зачастую недостаточно обеспечить ребенку богатое речевое общение и правильные образцы для подражания. Грамматическая система русского языка весьма сложна (недаром русский язык считается одним из наиболее трудных для изучения в качестве иностранного). В русском языке много исключений из общих правил, которые ребёнку необходимо не только запомнить, но и научиться самостоятельно употреблять в речи, иначе неминуемо возникнут ошибки. К шести-семи годам словарь ребенка достигает 3000-3500 слов. Малыш уже свободно владеет речью и в состоянии выражать словами свои мысли и чувства, высказывать отношение к увиденному. Маленький собеседник все активнее участвует в разговоре со взрослыми и со сверстниками: спорит, рассуждает, достаточно мотивированно отстаивает свое мнение, пытается убеждать. Важным показателем уровня развития речи ребенка старшего дошкольного возраста является умение легко подбирать нужные слова, использовать устойчивые словосочетания («на скорую руку», «ни свет ни заря» и т. п.), умение употреблять образные слова и выражения. Дошкольник к шести годам вполне усваивает основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении, употребляет все части речи. Значительно уменьшается число неполных и простых предложений за счет распространенных, осложненных и сложных. В то же время быстро растущий словарный запас может характеризоваться не всегда точным пониманием новых слов, а в связи с этим их неправильным употреблением. В речи ребенка иногда еще наблюдаются ненормативные варианты словоизменения (например, «ухи» вместо «уши», «пени» вместо «пни»), а также ошибки словообразования (например, «стреляльщик» вместо «стрелок», «драчуниха» вместо «драчунья»). В момент обучения словоизменению взрослый должен давать ребенку сопоставление начальной и косвенной форм слова. Это делается интонационно: голосом подчеркивается разница в звучании окончаний слова, например, «карандаш — карандашОМ», «ложка — ложкОЙ», «туфли — много туфЕЛЬ», «носки — много носКОВ». Сначала ребенку предлагается, глядя на картинку, закончить предложение или вставить в него пропущенное слово в нужной грамматической форме. Затем задание усложняется — юный ученик должен самостоятельно составлять аналогичные фразы, отвечая на вопрос взрослого или пользуясь опорными словами. Взрослому необходимо исправлять ошибки ребенка. При этом внимание малыша должно быть сосредоточено на правильной грамматической форме. Взрослому не следует повторять допущенную ребенком ошибку — лучше несколько раз произнести правильную форму. Исправление ошибки будет более эффективным, если взрослый даст ребенку несколько аналогичных примеров. А еще лучше, если малыш сам сможет попрактиковаться в правильном употреблении наиболее сложных вариантов изменения слов. Этой цели служат разнообразные грамматические игры. Эта книга станет первым учебником ребёнка породному языку. Малыш под руководством взрослого сможет заниматься по ней, постепенно получая и тут же закрепляя на практике свои морфологические и синтаксические навыки. В игровой форме юный исследователь будет учиться проводить свои первые наблюдения за родным словом, у него разовьются чуткость и интерес к форме своей речи. Достоинством данной книги является то, что для проведения с ребёнком описанных в ней грамматических игр не требуется никаких дополнительных материалов в виде игрушек или картинок. Все необходимые иллюстрации к играм приводятся в самой книге. Взрослому остается только открыть ее и начинать занятие с ребенком. Рекомендации по проведению игр-занятий по грамматике Заниматься грамматикой следует непродолжительное время, так как материал этот сложен. Все дети разные: один может долго и с удовольствием сидеть с книгой и рассматривать ее картинки, а другой малыш, наоборот, не может находиться в покое ни минуты. Ориентировочная продолжительность занятия: для детей 6-7 лет— 15-30 минут, для детей 7-8 лет — 30-45 минут. Обстановка во время игры-занятия должна быть живой, непринужденной. Занимаясь с малышом, делайте перерывы, как только заметите, что он утомился. Помните, что занятия, пусть даже игровые, для ребёнка — нелегкий труд. Если ваш юный ученик с легкостью выполняет предложенное ему задание, переходите к следующему. Если ребёнок по какой-либо причине не может выполнить простое задание, то переходить к более сложным не имеет смысла. В том случае, когда грамматическое упражнение не получается, отложите его на время и вернитесь к заданию в другой раз на «свежую голову». Если видите, что малыш устал и утратил интерес к игре, не пытайтесь сразу же добиться результата. Ребёнок дошкольного возраста запоминает лишь тогда, когда ему интересно. Ни в коем случае не подменяйте игры на простое заучивание с ребёнком грамматических форм слов — это не принесет нужного результата, а лишь отобьет желание ребёнка работать с книгой. Если вдруг получится так, что какая-либо игра с малышом уже проводилась и он утратил к ней интерес, но при этом еще не полностью усвоил материал, то при повторном проведении игры предложите ребёнку не роль ученика, а роль учителя. Пусть он научит своего плюшевого мишку или любимую куклу правильно говорить. А вы, наблюдая за уроком, лишь иногда ненавязчиво подскажите нужное слово. И самое главное — как можно чаще хвалите малыша, даже за небольшие успехи. Помните: Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться. Желаем успехов вам и вашему малышу. Пусть наша русская речь всегда будет правильной и красивой. КТО И ЧТО Цель: определение одушевлённых и неодушевлённых существительных. Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линиями слова и картинки. КТО ЧТО ПРИДУМАЙ ИМЯ ЦЕЛЬ: образование существительных от различных частей речи.
Методические указания. В этой игре в качестве примеров приведены существительные с суффиксами -ок-, -ун-, -ыш. Если ребёнок хорошо справляется с заданием, подскажите ему другие способы словообразования: красивый — красавец, трудится — трудяга, обманывает — обманщик, попрошайничает — попрошайка. Родились у кошки котята, все такие красивые, смышлёные, игривые... Мы решали, мы гадали, Как же нам котят назвать? Давай подумаем вместе. А теперь постарайся сам придумать имена для котят. Дай имя котёнку, который много спит, который много ест, часто мяукает или царапается. Дай имена рыжему, пёстрому, тихому, хитрому, смелому котёнку. Слова для справок: Соня, Обжорка, Тихоня, Царапун, Рыжик, Хитрец, Смельчак и т. д. ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ
ЦЕЛЬ: образование прилагательных от существительных.
В новом городе много улиц. Все они широкие, красивые, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили и никогда не путали.
На этой улице есть фонтан. Назовём её Фонтанная. На этой улице стоит школа. Назовём её Школьная.
На этой улице много дубов. Назовём её... {Дубовая). На этой улице много берёз. Назовём её... {Берёзовая). На этой улице много садов. Назовём её... {Садовая). На этой улице находится аптека. Назовём её... {Аптечная). На этой улице находится библиотека. Назовём её... {Библиотечная). На этой улице находится больница. Назовём её... {Больничная). На этой улице находится театр. Назовём её... {Театральная). Придумай ещё несколько названий улиц сам. Подсказка для взрослых: парк, липы, клёны, ели, музей, стройка, река, озеро и т. д. ЧЕГО НЕ СТАЛО Цель: трудные случаи употребления существительных в родительном падеже множественного числа.
Методические указания. Взрослый просит ребёнка показать и назвать предметы на картинке, а затем закрыть их ладошкой и сказать, чего не стало. Если ребёнок неправильно склоняет существительные, поправьте его.
Это вишни. Нет вишен. Это окна. Нет окон.
Это башни. Нет башен. Это яблони. Нет яблонь. Это пни. Нет пней.
Это сапоги. Нет сапог. Это туфли. Нет туфель.
Это апельсины. Нет апельсинов. Это яблоки. Нет яблок.
Это карандаши. Нет карандашей. Это носки. Нет носков.
Это ружья. Нет ружей. Это перья. Нет перьев. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|