Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОДБЕРИ К СЛОВАМ КАРТИНКИ




Цель: определение рода и числа имён существительных.

 

Прочитай слова и подбери к ним подходящие картинки. Соедини линией слово и картинку.

ОН ОНА ОНО ОНИ

Памятка для взрослых.Обратите внимание на трудные случаи определения рода имён существительных: мужской род — зал, занавес, тюль, рельс, женский род — оладья, манжета, сандалия, туфля.

ЕСТЬ И НЕТ

Цель: употребление существительных с подвижным ударением (его место меняется при склонении).

Методические указания. Сначала взрослый обыгрывает первую пару картинок, давая ребёнку речевой образец (необходимо следить за правильностью расставления ударения). Затем ребёнок повторяет те же действия и слова. После этого обыгрывается вторая пара картинок и т. д.

 

Посмотри на картинку и скажи, что на ней нарисовано, а потом закрой ладошкой эту картинку и скажи, чего не стало. Вот так:

       
 
   
 

 

 


Есть дождь. Нет дождя.

       
   
 
 

 

 


Есть изба. Нет избы. Есть избы. Нет изб.

 

 

Есть доска. Нет доски. Есть доски. Нет досок.

Вижу доски. Иду по доскам.

Есть простыня. Есть простыни. Нет простынь.

Нет простыни.

Есть волк. Нет волка. Есть волки. Нет волков.


РАССКАЗ МАЛЬЧИКА

Цель: перенос ударения на предлог в словосочетаниях на голову, под гору, из лесу, на ноги, на пол.

 

С утра надену на голову меховую шапку, наброшу шубу и бегом во двор. Сяду на санки и мчусь с горы. Иногда санки упадут набок, и покачусь я кубарем под гору.

В другой раз надену на ноги лыжи и опять на улицу до самого вечера. А начнет надвигаться из лесу вечерняя темнота, тут я домой. Приду весь в снегу, уставший, но довольный. Поставлю у печки валенки, повешу шубу. Глядь, а с них на пол лужица натекла. Бабушка поворчит на меня, головой покачает, а сама, вижу, улыбается.

 

Ответь на вопросы. Старайся отвечать не одним словом, а полными предложениями:

1. Как мальчик одевался на улицу?
Что он надевал на голову?

Что он обувал на ноги!

2. На чём мальчик катался с горы?

3. Почему мальчик покатился кубарем?
Куда он покатился? (Под гору).

4. Откуда вечером надвигается на деревню темнота? (Из лесу).

5. Где мальчик сушил свою одежду?

6. Что натекло на пол?

7. Откуда взялась вода?

Как ты думаешь, бабушка сердится на мальчика?


ДВА БРАТЦА

Цель: образование и употребление существительных с уменьшительным суффиксом -ик- и увеличительным суффиксом -ищ-.

 

Жили-были два братца. Младшего звали Ик. Был он маленький и худенький. А старшего звали Ищ. Он был большой и толстый. У каждого из братьев было своё жилище. Ик построил себе маленький дом ик, а Ищ — большой дом ищ е.

       
   
 

 

 


Стали братья огороды копать. Ик вскопал... (огородик), а Ищ — (огородище). Стали они сажать около дома деревья и кусты. Младший Ик посадил... (кустик), а старший Ищ — (кустище). Каждый завёл себе кота: у братика Ик был маленький... (котик), а у брата Ищ — большой... (котище).

Посмотри на этих котов и скажи, как у каждого из них называются: рот, нос, хвост, глаза, усы и лапы.

Слова для справок:

ротик — ротище

носик — носище

лапки — лапищи

хвостик — хвостище глазки — глазищи

усики — усищи


 


ПОПРОСИ И РАССКАЖИ

Цель: употребление глаголов в настоящем, прошедшем времени, в повелительном наклонении глаголов; чередование согласных в глагольных формах.

Посмотри на картинки и ответь на вопросы.




 


Маше надо вытереть пыль. Что делает Маша?

Что надо делать Маше? (Маша вытирает пыль).

(Вытирать пыль). Попроси Машу об этом. (Маша, вытри пыль).

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делала Маша? (Маша вытирала пыль).


Ребята хотят жечь костёр. Что делают ребята?

Что хотят делать ребята? (Ребята жгут костёр.)

(Жечь костёр).

Попроси ребят об этом.

(Ребята, жгите костёр.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делали ребята? (Ребята жгли костёр).



 


Папе с сыном надо ехать на машине.

- Что надо делать? (Надо ехать). Как мальчик попросит папу об этом? (Папа, поезжай).

- Что делает машина? (Машина едет).

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делала машина? (Машина ехала).


 



 


Диме надо махать флажком. Что делает Дима?

Что надо делать Диме? (Дима машет флажком.)

(Махать флажком.)

Попроси Диму об этом.

(Дима, маши флажком.)

Затем взрослый закрывает ладонью обе картинки и спрашивает ребёнка: Что делал Дима? (Дима махал флажком.)



Что делает Вова? (Вова катается на велосипеде.) Мама спрашивает у Вовы: «Ты катаешься около дома?» Что Вова отвечает маме? {«Я катаюсь около дома».)


Мама разрешила Вове кататься на велосипеде только около дома. Что разрешила мама Вове? (Кататься на велосипеде около дома.)

Как мама сказала об этом Вове? (Вова, катайся на велосипеде около дома).


Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Вова? {Вова катался на велосипеде около дома.)



Хозяйка дала команду собаке

стеречь сумку.

Что надо делать собаке?

(Стеречь сумку.)

Что хозяйка сказала собаке?

(Стереги сумку.)



Что делает собака? (Собака стережёт сумку.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка:

Что делала собака? (Собака стерегла сумку.)


Пете надо скакать на лошадке. Что делает Петя?

Что надо делать Пете? {Петя скачет на лошадке).

(Скакать на лошадке.)

Попроси Петю об этом.

(Петя, скачи на лошадке.)

Затем взрослый закрывает ладонью картинку и спрашивает ребёнка: Что делал Петя? (Петя скакал на лошадке.)


 

Тане надо полоскать бельё. Что надо делать Тане? (Полоскать бельё.) Попроси Таню об этом. (Таня, полощи бельё.) Что делает Таня? (Таня полощет бельё.)

Вниманию взрослых:

стричь — стриги — стрижёт — стриг мазать — мажь — мажет — мазал ездить — поезжай — езжу — ездил


БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ

Цель: соотносить реальные события со временем, употреблять в речи глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Методические указания. Взрослый перечисляет знакомые ребёнку события, а малыш должен сказать — это уже было, происходит сейчас или будет происходить.

Давай вспомним, что уже было; посмотрим, что происходит сейчас, и подумаем, что ещё должно произойти, — будет через какое-то время.

1. Летом ты ходил за грибами?
Это уже было или будет?
Вспомни, что ещё ты делал летом?

2. Мы занимаемся.

Это происходит сейчас или уже прошло?

3. Ты уже ходишь в школу?

Это происходит сейчас или ещё только будет на следующий год?

4. Ты уже был в зоопарке или только собираешься туда сходить?

5. Ты занимаешься или смотришь телевизор?
Что ты делаешь сейчас?

А что будешь делать потом?

6. (Во время обеда.) Ты уже съел первое? (Да.)
Это было или будет?

Что ты ешь сейчас? (Второе.) Что будет на третье? Ты уже пил компот? (Нет.) Это было или будет?


СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ

Цель: образование действительных причастий настоящего времени. Грамматическая справка.

Глагол Действительное причастие

настоящего времени

играть — играют играющий

писать — пишут пишущий

строить — строят строящий

кричать — кричат кричащий

Посмотри на картинку и составь предложения из двух слов, например: «Девочка прыгает». Про эту девочку можно сказать по-другому: какая девочка? «Прыгающая девочка». А теперь сам постарайся придумать новые слова.




 


Мальчик идет. Мальчик какой? Собака спит. Собака какая?

(Идущий мальчик.) (Спящая собака.)




 


Птица летит. Птица какая? Мальчик читает. Мальчик какой?
(Летящая птица.) (Читающий мальчик.)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных