ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
СОБЕРИ СЕМЕЙКУ СЛОВЦель: подбор однокоренных слов. Посмотри на картинку. Какое время года на ней нарисовано? (Зима.) А теперь подбери слова-«родственники» к слову «зима». Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.) А как можно назвать день зимой? (Зимний.) Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.) А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (Зимуют.) Вот, оказывается, сколько слов-«родственников» у слова «зима». Еще раз посмотри на картинку и сам скажи, что здесь можно назвать зимним. (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода.) А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». Смотри на картинку — она тебе поможет. (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник...).
Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник.) Так же подбираются «семейки» к словам: гора — горка, гористый, горный, пригорок, горняк; гриб — грибок, грибник, грибной; вода — водный, водяной, водолаз, наводнение; лист — листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный; ёж — ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый; весна — весенний, веснянка, веснушка; сахар — сахарный, сахарница, сахарок. ЛИШНЕЕ СЛОВО Цель: выделение однокоренных слов среди группы слов, сходных по звучанию. Найди среди этих слов лишнее — слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесник, лесовик, лестница (-). Слова «лес», «лесник» и «лесовик» — родственники, они все из одной семьи, все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения — оно здесь лишнее. Теперь попробуй сам найти лишнее слово. Боль, болеть, больница, большой (-). Вода, водить (-), водный, водяной. Морщины (-), море, морской, мореплаватель. Гора, горный, горе (-), горняк. Соседка (-), беседа, беседка, собеседник.
НАЙДИ ОБЩЕЕ Цель: выделение корня в родственных словах.
Назови общую часть слов-«родственников»: зимушка, зимовать, зимний (зим); животное, живет, живой (жив); пастух, пасет, пастушка (пас); двор, дворник, дворовый (двор); сорить, мусор, насорить (сор); позвонить, звонок, звонкий (звон). ПОЧЕМУ ИХ ТАК НАЗВАЛИ? Цель: выделение двух корней в сложных словах. Объясни, почему этих людей так называют. Для этого внимательно вслушайся в слова. Ты услышишь, что каждое из этих слов состоит из двух частей — из двух других слов.
Рыболов — рыбу ловит. Пчеловод —... (пчёл разводит). Землекоп —... (землю копает). Пешеход—... (пешком ходит). Лесоруб —... (лес рубит). Трубочист —... (трубы чистит). Послушай названия разных машин и постарайся объяснить, почему их так назвали. Самокат —... (сам катится). Вездеход —... (везде ходит). Ледокол —... (лёд колет).
Самосвал —... (сам сваливает). Самолёт —... (сам летит). Паровоз —... (возит с помощью пара). Пароход —... (ходит с помощью пара). Молоковоз —... (молоко возит). ДВА СЛОВА В ОДНОМ Цель: образование сложных слов. Придумай одно слово вместо двух. Когда снег падает, как мы это называем? Снегопад. Когда листья падают —... (листопад). Когда лёд по реке идёт —... (ледоход). Когда с гор камни падают —... (камнепад). А теперь придумай названия машинам, которые облегчают труд человека, и постарайся объяснить, почему их так назвали. Канавы копает — канавокопатель. Снег чистит —... (снегоочиститель). Трубы укладывает —... (трубоукладчик). Сено косит —... (сенокосилка). Пыль сосёт —... (пылесос). Мясо рубит —... (мясорубка). Кофе варит —... (кофеварка). Сок выжимает —... (соковыжималка). Овощи режет —... (овощерезка). Объедини два слова в одном и придумай новое длинное слово.
Как можно назвать птичку с длинным хвостом? (Длиннохвостая.) С жёлтой грудкой —... (желтогрудая). С острым клювом —... (остроклювая).
Как можно назвать человека с широкими плечами? Широкоплечий. С красными щеками —... (краснощёкий). С тёмной кожей —... (темнокожий). Как можно назвать человека, который любит трудиться? (Трудолюбивый). ИСПРАВЬ ОШИБКИ Цель: развитие понимания распространённых предложений. Незнайка придумал предложения по картинкам, но все перепутал. Помоги ему исправить ошибки. Коза кормит девочку.
Мяч играет с мальчиком. Дорога едет по машине.
Чашка разбила девочку. Вова разбил стеклом мяч. ТО И ЭТО Цель: составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а. Посмотри на картинки и расскажи о предметах.
Это платье шерстяное, а то платье Этот гриб маленький,... шёлковое. (а тот гриб большой).
Эта машина легковая,... (а та машина грузовая).
Этот дом высокий,... (а тот дом низкий).
Эта лента короткая,... (а эта лента длинная).
Этот самолёт летит,... (а тот стоит).
Этот мальчик едет,... (а тот бежит).
Этот котёнок спит,... (а тот играет). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|