VI.7. Тренировка неигровой рукой____________________
Феномен билатерального переноса двигательных навыков известен уже дав- но - еще в прошлом веке некоторые исследователи выяснили, что люди своей недоминирующей рукой (правша - левой рукой и наоборот) способны выпол- нять действия, которые они раньше этой рукой никогда не делали. Это может быть установлено в соответствии со следующими положениями:
- тренировка двигательных навыков одной стороны тела в то же самое время, без всякой дополнительной тренировки, развивает навыки другой половины те- ла.
- проводится ли тренировка доминирующей или недоминирущей рукой, эф- фект более или менее одинаковый.
- двусторонняя тренировка быстрее развивает способности игрока, чем тре- нировка только с одной стороны.
Мозг разделен на два полушария, которые по-разному функционируют и об- рабатывают информацию. В целом, у обоих полушарий одинаковые по силе воз- можности, но каждое из них доминирует в какой-то определенной области и оп-
258
Настольный ТЕННИС
VI.8. Педагогические принципы преподавания настольного тенниса_____
ределенным образом контролирует другое полушарие. Оба полушария обмени- ваются информацией. Большинство информации, поступающей из одной поло- вины тела, приходит в противоположное полушарие и наоборот (например им- пульс от правой руки идет в левое полушарие). Это одна из причин, почему одно полушарие функционирует лучше при двусторонней тренировке, чем при одно- сторонней. Это происходит потому, что при двусторонней практике оба полуша- рия получают прямую стимуляцию, и тогда подчиненное в данный момент полу- шарие может помочь доминирующему и осуществить контроль.
Результаты тестов по настольному теннису, проведенных швейцарским иссле- дователем Г Зильбершмитом (G.Sielberschmidt) и китайскими тренерами, дока- зывают, что обучение технике проходит быстрее и эффективнее, если проводит- ся двусторонняя тренировка, то есть частично практикуется игра другой, недоми- нирующей рукой. Метод двусторонней тренировки можно также с успехом при- менять при работе над коррекцией ошибок техники.
В соответствии с сегодняшним опытом можно сделать вывод, что на первом году обучения новичков следует учить игре доминирующей рукой, но в то же время надо уделять внимание улучшению и развитию общей координации дру- гой, недоминирующей руки и другой стороны тела. По окончании этого периода полезно некоторое время использовать при игре другую, недоминирующую руку. Польза от двусторонней тренировки подтверждается тестами, а также оправдан- ностью применения этого метода при работе с ведущими игроками. Тренировка с использованием недоминирующей руки обычно дает результаты через относи- тельно короткий промежуток времени, а именно через два месяца, при условии, что 20-30% тренировок проводятся таким образом.
VI.8 Педагогические принципы преподавания настольно- го тенниса_____________________________________________
Спортивная педагогика является разделом науки педагогики и имеет дело с дидактическими и образовательными аспектами спортивных тренировок. Она призвана обеспечить наиболее правильный процесс обучения.
В соответствии с современной педагогикой тренировка по настольному тенни- су - это процесс обучения, в котором дидактические и образовательные аспекты являются первостепенными. При тренировке по настольному теннису применя- ются следующие принципы:
- систематическая работа
- мотивация спортсменов
- визуальные методы работы
- контроль здоровья
259
Глава VI. Методика тренировки
- индивидуальное обучение игрока
- составление программы обучения
- контроль работы
- образовательные аспекты работы
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|