Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
VI.6. Работа с начинающими спортсменами___________
Обучение начинающих теннисистов - это сложная задача, требующая искрен- ности, любви к детям и обширных знаний. Нельзя выделить какой-либо на 100% удачный, а тем более быстрый способ сделать из человека хорошего теннисиста. Чтобы вырастить высококлассного спортсмена, помимо знаний и усилий со сто- роны тренера, необходимо соблюдать последовательность и других условий - от объективных до субъективных. При работе с начинающими теннисистами стрем- ление вырастить новую звезду настольного тенниса не должно быть основной це- лью. Нужно стремиться к тому, чтобы воспитать игрока, владеющего правильной базовой техникой - таким образом, будет заложена здоровая основа для его дальнейшего спортивного роста.
Настольный теннис относится к таким видам спорта, где на тренировку одно- го игрока уходит большое количество времени. Чтобы вырастить спортсмена среднего класса, необходимо тренировать его примерно 5-7 лет, но, конечно, это не точные цифры. В любом случае можно говорить о некоторых временных рам- ках и утверждать, что до того момента, как спортсмен достигнет высокого уровня мастерства, понадобиться тренироваться долгое время.
Начиная работу с новичками, необходимо помнить о том, что даже несмотря на хорошую организацию работы и максимальные усилия отвечающего за про- цесс обучения тренера, на первом году обучения большое количество новичков бросает занятия. То, что на первом году обучения в младших группах определен- ное количество начинающих выбывает (часто это до 50% обучающихся), счита- ется закономерностью. В этом факте нет ничего необычного, нельзя заинтересо- вать настольным теннисом всех детей, а любая форма принуждения в итоге при- водит к негативным эффектам. Часто родители настаивают на том, что их ребенок в любом случае должен стать хорошим игроком - в такой ситуации для ребенка будет лучше перестать заниматься настольным теннисом до того момента, как он достигнет возраста, в котором дети могут начать вступать с родителями в кон- фронтацию.
Поскольку на первом году обучения много начинающих выбывает, то целесо- образно изначально набирать большую, чем того позволяет зал для тренировок, группу. Таким образом, через относительно короткое время на тренировках оста- нется оптимальное для данного помещения количество обучающихся.
На первом этапе обучения существует множество возможностей занять учени- ков упражнениями вне стола, а также тренировкой с роботами - такая расстанов- ка позволяет большому количеству начинающих спортсменов не мешать друг другу и не скучать в зале.
Есть много различных мнений на тот счет, когда следует начинать тренировать детей. Непреложным остается факт, что для приобретения хороших двигательных
254
настольный ТЕННИС
VI.6. Работа с начинающими спортсменами
навыков идеальным является возраст от 7 до 12 лет, поэтому очевидно, что учить- ся базовой технике нужно именно в этот период. Однако, не следует начинать специализацию слишком рано. Хорошо, когда тренер интенсивно развивает фи- зические способности ребенка, постепенно знакомит его с настольным теннисом и прививает ребенку любовь к этому виду спорта - в этом случае начало трени- ровок в слишком раннем возрасте оправдано. Часто тренировки начинают во втором классе начальной школы. Однако, часто бывает и так, что очень рано, а именно в возрасте 7-8 лет, начинают серьезную специализацию; проводятся ин- тенсивные тренировки по изучению техники, в то время как остальные моменты игнорируются. Глядя в будущее, можно сказать, что такой стиль работы не прине- сет желаемых результатов. С одной стороны, ребенка принуждают к обязатель- ной игре и при этом мало заботятся о том, чтобы эта игра приносила радость и была интересна; с другой стороны, общие физическое навыки у ребенка еще не- достаточно развиты для такой тренировки, что будет являться ограничивающим фактором при дальнейшем спортивном росте теннисиста. Кроме того, надо учи- тывать, что ребенок 7-8 лет не в состоянии сконцентрироваться на длительных упражнениях по изучению базовой техники, не понимает необходимости таких упражнений, а поэтому получается, что в основном он работает под давлением и без мотивации.
Таким образом, когда начинаешь тренировать детей, необходимо соблюдать осторожность. Если тренировки начинают в возрасте 7-8 лет, то занятия следует дозировать, чтобы сочетать развитие общих физических навыков и соответству- ющую практику. Часто дети с хорошо развитыми двигательными способностями, начинающие учиться игре в настольный теннис только с 9-10 лет, быстро начина- ют играть на том же уровне, что и дети того же возраста, которые начали трени- роваться значительно раньше. Происходит это потому, что более развитый ребе- нок, с хорошими физическими данными, быстрее и более эффективно может преодолеть первые шаги в изучении техники настольного тенниса.
Таким образом, можно сказать, что тренировки по настольному теннису сле- дует начинать в возрасте от 7 до 10 или даже 11 лет. Чем раньше ребенок начи- нает тренироваться, тем программа тренировок может быть менее интенсивной, и чем позже начинается обучение, тем интенсивнее следует тренироваться. Как правило, тренировки начинают в возрасте 7-8 лет, иногда даже раньше, но в то же время нельзя забывать, что многие ведущие спортсмены начали тренировать- ся только в возрасте от 10 до 12 лет!
На первом этапе обучения особое внимание следует уделять преподаванию базовой техники. Только дом, построенный на хорошем фундаменте, будет сто- ять прочно, и поэтому дальнейший рост мастерства спортсмена должен основы- ваться на правильной технике игры. На первом этапе игра без счета помогает раз- нообразить монотонность изучения базовых ударов, а когда ребенку интересно
255
Глава VI. Методика тренировки
играть, то он начинает любить настольный теннис. При обучении новичков в Ки- тае на первом этапе игра на счет практически не используется, потому что счита- ется, что это может испортить усвоенную ранее правильную технику выполнения конкретных ударов. В наших условиях такое изучение базовой техники представ- ляется сложным. В крупных городах и населенных пунктах есть множество воз- можностей для занятий различными видами спорта или для других интересных занятий - и поэтому здесь многие дети бросают тренировки по настольному тен- нису уже на первом этапе из-за монотонности интенсивных занятий. Даже если программа обучения построена правильно, необходимо смотреть на вещи шире и не продолжать делать акцент исключительно на изучении базовой техники, так как это может привести к тому, что число новичков, оставивших занятия настоль- ным теннисом, лишь увеличится.
На первом этапе обучения детей еще нет необходимости заниматься по инди- видуальной программе. Детей постепенно знакомят с процессом соревнований, что нужно делать крайне осторожно. Дети должны соревноваться с игроками то- го же уровня, что и они сами, так как игра со слишком сильным соперником мо- жет лишить ребенка мотивации. Неверно полагать, что соревнование с более сильным соперником "откроет ребенку глаза" и явится стимулом к более интен- сивным тренировкам с целью достигнуть того же уровня игры, что и у противни- ка. Наоборот, если игра с более сильным соперником практикуется слишком час- то, то это может повлиять негативно и лишить ребенка мотивации.
На первом этапе обучения тренер должен помочь новичку научиться как вы- кладываться в игре и зарабатывать каждое следующее очко. Тренер постепенно учит начинающего спортсмена думать о том, как находить в игре оптимальные решения. Также тренер должен научить ребенка принимать поражение, если оно неизбежно. Если теннисист перепробовал все возможные способы, сражался за победу и пытался найти в игре соответствующие решения, то поражение не явля- ется огромной трагедией. Даже наоборот, стоит поздравить игрока с тем, что у не- го присутствует дух соперничества, что он старался и, возможно, даже неплохо играл. На этом этапе абсолютно необходимо сделать так, чтобы ребенок не боял- ся проигрывать - а такой страх безусловно появится, если после каждого пораже- ния тренер ругает своего ученика. Тренеру не следует слишком детально руково- дить теннисистом и каждый раз объяснять ему, как выиграть это очко. Такое пове- дение убьет в спортсмене инициативу, и он может привыкнуть к тому, что во вре- мя игры за него все время думает и объясняет, как поступать, кто-то другой. Оче- видно, что тренер не сможет всегда думать и решать за своего ученика, и поэто- му такой подход к игрокам скорее вредит, чем приносит пользу в развитии инди- видуальности спортсмена.
При наборе в школу настольного тенниса, необходимо осуществлять отбор претендентов. Во многих странах мира осуществлялись попытки протестировать
256
настольный ТЕННИС
VI.6. Работа с начинающими спортсменами
детей с целью определить лучших. Впрочем, до сих пор не установлено, развитие каких способностей нужно считать подходящим и специфичным для настольно- го тенниса. Общие тесты на определение развития двигательных навыков и пси- хологических способностей не дают четкого прогноза. В Китае различные общие тесты являются критерием отбора лишь частично, а в целом двери открыты для всех, кто выказывает активный интерес к занятиям настольным теннисом. В на- ших условиях мы принимаем любого, кто хочет посещать школу настольного тен- ниса, и во время первого года обучения производится естественный отбор - те, кто не выказывет достаточного интереса или кто просто не получает никакого удо- вольствия от игры в настольный теннис, выбывают, а остаются лишь те, кто про- никся к этому спорту любовью. На сегодняшний день тесты могут лучше отразить развитие двигательных способностей игроков, чем явиться фильтром для отбора в школы по настольному теннису. Однако, это не исключает возможности, что в будущем будут изобретены тесты, выявляющие предрасположенность к этой иг- ре.
В соответствии с вышесказанным, можно подвести итог, выделив главнейшие аспекты работы по обучению начинающих спортсменов:
- элементы техники базового удара и движений в настольном теннисе долж- ны осваиваться постепенно, но всегда как части одного целого. Новички не в со- стоянии использовать технику ведущих спортсменов, так как общий уровень их игры еще значительно ниже; новичкам следует начинать с освоения базовой тех- ники, а не с совершенствования мастерства!
- нельзя начинать обучение с одновременного разучивания множества эле- ментов. Необходимо начинать с освоения наиболее простых элементов игры и продвигаться от них к более сложным заданиям
- при обучении следует настаивать на абсолютно правильном выполнении базовой техники удара и движений, и только когда все это освоено, можно про- двигаться дальше
- чтобы выполнять элементы техники правильно, теннисист должен четко представлять себе, как построено то движение, которое он собирается исполнить. То есть тренер должен объяснить игроку наиболее важные элементы движения, а затем продемонстрировать игру какого-либо ведущего спортсмена (непосред- ственно или в записи), выполняющего этот удар
- с самого начала тренер должен учитывать развитие общих физических спо- собностей игрока, чтобы подобрать упражнения, соответствующие этим способ- ностям
- можно начинать принимать участие в соревнованиях в достаточно раннем возрасте, но при этом с соперниками того же уровня. Тренеру следует научить на-
257
Глава VI. Методика тренировки
пинающего теннисиста думать во время игры самому, а не ожидать от тренера, что он будет принимать решения за него!
- тренер, который не получает удовольствия от работы с новичками, препода- ет без энтузиазма или исключительно за деньги, не преуспеет в своей работе. Только тот тренер, которому нравится работать с детьми, получит ответный отклик и сможет хорошо мотивировать своих учеников. В обратном случае работа даже именитых тренеров не будет результативна
- на первом этапе обучения одна из главнейших задач тренера, помимо обу- чения правильной базовой технике, - это привить начинающим спортсменам любовь к настольному теннису. Новичок, который только начал заниматься этим видом спорта, должен полюбить эту игру, и тренер здесь играет важную роль, так как он может как привить ребенку эту любовь, так и оттолкнуть его от занятий этим видом спорта
- для начала рекомендуется практиковаться часто, но не слишком долго. На первом году обучения тренировка должна длиться от 60 до 90 минут. Нагрузку нужно увеличивать постепенно и осторожно
- тренировки должны быть интересными и, помимо приобретения базовых знаний техники, доставлять радость. Ребенка, только начинающего заниматься настольным теннисом, нельзя считать "маленьким взрослым" и поэтому интен- сивность, длительность и особенно выбор упражнений для тренировки должны согласовываться с возрастом ребенка!
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|