VI.5.12. Практические советы
Обратная связь, возникающая в результате как внешнего, так и внутреннего опыта, является важной частью процесса обучения технике и исправления оши- бок.
- На первом этапе обучения у новичка еще нет четкого представления о том, что от него ожидается, и он не использует чувство внутренней обратной связи. На более поздних этапах необходимо использовать обратную связь, основанную как на внешнем, так и на внутреннем опыте.
- Обратная связь всегда связана с четким представлением о том, чего нужно достичь, используя так называемую "оптимальную технику", с которой сравнива- ется игра спортсмена. "Оптимальная техника" - это не техника, скопированная у чемпиона (например техника Вальднера и т.д.), а базовая техника, находящаяся в соответствии с биомеханическими законами и обеспечивающая последующее совершенствование индивидуальной техники спортсмена. В литературе по тех- нике настольного тенниса встречаются описания некой "усредненной" техники, которая обеспечивает изучение движения в общих чертах, а также дальнейшее индивидуальное совершенствование техники.
- Структура техники по Гонеру (Goehner) включает в себя различные фазы - основной функциональный этап, вспомогательный этап, переходный этап и до- полнительные действия. При такой структуре отклонения или замены в основной функциональной фазе практически невозможны, тогда как на других этапах это в какой-то степени возможно
- Необходимо в каждом конкретном случае думать о цели, необходимости и выборе методов коррекции
- Каждому игроку следует подбирать индивидуальные модели техники. Эти модели должны быть открыты для компромиссных решений тренера и тенниси- ста; хватка ракетки; начальная и конечная точки удара; необходимость учитывать антропометрические данные спортсмена; стараться избегать копирования инди- видуальной техники какого-либо конкретного игрока высокого уровня и удосто- вериться в том, что выбранная техника не будет препятствовать дальнейшему со- вершенствованию игры
- Когда движение становится автоматическим, его очень трудно изменить или усовершенствовать, поскольку в этом случае приходится иметь дело с мы- шечной памятью. Поэтому вначале следует определить, насколько автоматичес- ким стало ошибочное движение, а затем постараться найти способы компенса- ции ошибок, доведенных до автоматизма. Возможны различные способы ком- пенсации, например, за счет повышения уровня общего физического развития, изменения тактики или путем осмысления и психологической подготовки.
250
настольный ТЕННИС
VI.5. Исправление ошибок в технике игры
- Необходимо активно использовать знание биомеханики и функциональное аналитическое наблюдение: при изучении каждого технического элемента тре- нер обязан объяснять, как в идеале должен выглядеть удар, а выполнение тенни- систом конкретного удара следует сравнивать с воображаемым "идеальным уда- ром"; нужно как можно более точно расставить акценты в игровом движении и определить, какие элементы игрового движения являются ключевыми, а какие - дополнительными; необходимо как можно более тщательно проанализировать причины ошибок и взаимосвязь конкретного удара и игры в целом.
- Следует определить взаимосвязь между системой игры, тактикой и слабы- ми и сильными сторонами техники спортсмена.
- Чтобы проанализировать технику удара, прежде чем установить ошибку, следует проследить за выполнением нескольких однотипных ударов, выбрать раз- ные точки для наблюдения и, если необходимо, оценить игру конкретного спорт- смена с разными соперниками.
- Тренеру не стоит начинать исправлять ошибки, если спортсмен чувствует се- бя усталым или нервничает
- Необходимо анализировать составные части игрового движения: оценить исходное положение, работу ног, перенос центра тяжести тела; также нужно ана- лизировать каждую фазу движения руки, оценивать положение ракетки, следить за тем, каким местом лопасти и по какому месту мяча проводится удар.
- Тренер должен обладать определенным самоконтролем и не исправлять ошибки все время у одного и того же или нескольких игроков, или же только у тех, на кого он возлагает какие-то надежды.
- При исправлении ошибок тренер должен в первую очередь поговорить с игроком о его собственном видении удара и удостовериться, правильное ли у не- го представление о том, как этот удар должен выглядеть в идеале, стремится ли он при выполнении определенной техники к той же цели, что и тренер, что дума- ет теннисист о своем выполнении этого движения и на чем концентрируется при игре.
- Для коррекции ошибок следует использовать все возможные методы, не только вербальный, но и визуальный и другие. Нужно помнить, что хотя вербаль- ный метод наиболее распространен на практике, он не самый эффективный, осо- бенно для молодых спортсменов или новичков.
- Когда спортсмена просят исправить ошибки техники, объяснение должно быть ему абсолютно понятно и соответствовать возможностям теннисиста пони- мать задания. Следует также четко разъяснить, как должен правильно выглядеть данный технический элемент.
251
Глава VI. Методика тренировки
- В процессе исправления ошибок в технике игры рекомендуется одновре- менно исправлять одну или две ошибки, и в первую очередь те, которые относят- ся к основной функциональной фазе удара.
- наиболее важным является фактор установления тренером причин ошибок и устранение самих причин, а не только их последствий.
VI.5.13. Объяснение игроку плана по коррекции ошибок техники
Теннисист должен ознакомиться с тем, как тренер оценивает его ошибки в технике и понять, что и почему следует поменять при выполнении определен- ного удара, движения, в хватке, в позиции ракетки и т.д. Необходимо, чтобы спортсмен согласился с оценкой тренера, потому что если игрок не верит в по- ложительный эффект от исправления ошибки в технике, то работа будет на- прасна.
После того как тренер остановился на каком-либо способе коррекции оши- бок, ему следует объяснить теннисисту, какие методы будут использованы при коррекции замеченной ошибки, а также рассказать, какие выбраны упражне- ния и указать на те детали, на которые игроку нужно обратить особое внима- ние.
Когда приготовления завершены и теннисист ознакомился с выбранным ме- тодом коррекции ошибок, начинается воплощение этого плана в жизнь. Необ- ходимо постоянно контролировать его осуществление, в зависимости от ситуа- ции план можно поменять, включить в него новые упражнения и, таким обра- зом, скорректировать цели.
Поскольку изучение техники - это непрерывный и продолжительный про- цесс, то и коррекция ошибок является постоянной необходимостью. И надо об- ращать внимание не только на те технические элементы, которые прорабатыва- лись последнее время, а на весь технический арсенал. По ходу совершенство- вания своей техники, теннисист, используя усвоенную ранее базовую технику определенного удара или какой-либо другой элемент техники, выстраивает со- ответственно этот удар или какой-либо другой элемент техники в своем стиле. В этой ситуации всегда существует опасность возникновения отклонений от нормы, которые надо будет исправить, пока они еще не стали автоматически- ми. Необходимо помнить о том, что ошибки, ставшие автоматическими, ис- правлять гораздо сложнее, а порой и вообще невозможно. Именно поэтому вначале все спортсмены осваивают эталонную технику, а потом уже приводят ее в соответствие со своими индивидуальными особенностями. Если же спорт- смен изначально освоит неверную базовую технику и доведет ее до автоматиз- ма, такую технику можно будет исправить лишь частично.
252
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС
Глава VI. Методика тренировки
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|