VI.8.2. Мотивация спортсменов
Множество факторов определяет результат усилий игрока во время трени- ровки и на соревнованиях. Одним из таких определяющих факторов является мотивация. Теннисист, у которого хорошая мотивация, будет тренироваться с полной физической и психологической отдачей. Спортсмен выкладывается полностью потому, что он не воспринимает задание как навязанную обязан- ность, а видит всю необходимость выполнения этого задания в контексте тре- нировок. Это также означает, что одной из основных задач тренера является объяснение игрокам цели каждого задания, выполняемого на тренировках. Это поможет спортсмену осознанно принять необходимость выполнения за- данных упражнений.
При освоении новых заданий особенно важно объяснить преимущества вы- полнения определенных упражнений. Теннисист сможет хорошо выполнить уп- ражнение, только если ему были даны точные технические инструкции, и если он понял цель и то, насколько необходимо и полезно выполнение данного за- дания. Тренеру нет необходимости перед началом выполнения определенных упражнений каждый раз заново давать общие вступительные объяснения. При повторении упражнений тренер при необходимости должен дополнительно пояснять выполнение заданий.
Мотивация игрока не может и не должна ограничиваться только трениров- ками. Тренеру необходимо также принимать во внимание мотивацию тенниси- ста при участии в соревнованиях. Следует правильно определить цели. Тренер должен ставить перед спортсменом достижимые задачи, которые будут соот- ветствовать возможностям игрока.
Говоря о мотивации, мы говорим и о действиях спортсмена. Это означает, что тренер все время старается стимулировать игрока самостоятельно продумывать
261
Глава VI. Методика тренировки
свои тренировки, деятельно участвовать в составлении программы и собст- венными силами выявлять способы определении слабых мест и технических ошибок.
VI.8.3. Визуальные принципы работы
Из психологии хорошо известно, что 90% информации человек получает благодаря зрению, 5% - через слуховые рецепторы, и еще 5% через другие органы чувств. Этот факт подразумевает необходимость во время трениро- вок максимально применять визуальные методы и соответствующие техниче- ские приспособления. При обучении методам техники и тактики полезно де- монстрировать обучающие фильмы. Видеомагнитофон может оказаться очень полезным - просматривая записи определенных игр, игрок имеет воз- можность анализировать технику и тактику ведущих игроков, а также, про- сматривая запись своей игры, может анализировать собственные ошибки.
Теннисист может и должен контролировать правильность выполнения движений. Спортсмен может во время игры смотреть в зеркало и таким об- разом осуществлять контроль, или же для контроля может производить дви- жение удара без мяча. Нельзя забывать о том, как важно наблюдать и контро- лировать игру партнеров по тренировке. Тренер снова и снова будет привле- кать внимание спортсмена к игре партнеров по тренировке с целью демонст- рации правильнсти выполнения того или иного технического элемента, либо же с целью показать ошибку, которую не следует повторять.
То, насколько принцип визуального метода полезен для тренировок даже если сами спортсмены этого не осознают, может быть продемонстрировано на примере того, что у игроков, принадлежащих к одному клубу, одинаковая техника игры. Обычно, наблюдая за игрой лучших спортсменов этого клуба, другие неосознанно перенимают их технику.
VI.8.4. Контроль состояния здоровья
Тренер обязан контролировать и все время наблюдать за здоровьем тен- нисиста. Недостаточно лишь регулярно отсылать спортсмена на осмотр к спортивному врачу, тренеру также необходимо многое предусмотреть зара- нее. Например, не следует слишком перегружать игрока; в программе обуче- ния необходимо предусмотреть постепенное увеличение нагрузки в соответ- ствии со способностями теннисиста. Необходимо избегать монотонных, слишком утомительных упражнений, так как это может негативно сказаться на здоровье игрока. Упражнения следует правильно дозировать. В обязанно- сти тренера входит контроль за внешними условиями, в которых проходит тренировка. В спортивном зале должен быть идеальный свет, а сам зал дол- жен хорошо проветриваться и быть чистым; после тренировки у теннисистов
262
настольный ТЕННИС
VI.8. Педагогические принципы преподавания настольного тенниса
должна быть возможность принять душ. Тренеру следует следить за тем, что- бы во время тренировок и на соревнованиях спортсмены во время отдыха не сидели в мокрых от пота футболках, а каждый раз надевали бы спортивные костюмы. Также нужно следить, чтобы мокрые от пота теннисисты не пили слишком много холодных напитков. Во время соревнований и подготовки к ним тренер выбирает меню для спортсменов, а также берет на себя заботу о других деталях, касающихся здоровья игроков. Необходимо, чтобы тенни- сист принимал во всем этом активное участие, контролировал себя сам и из- бегал любых потенциальных опасностей для здоровья, и тренер должен его научить этому.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|