Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие об управлении. Законы и принципы управления.




Управление •— процесс сбора, обработки, передачи и предоставления информации о состоянии управляемого объекта; разработки вариантов управленческого решения; выбор наилучшего решения по заранее выработанным критериям его оптимальности, организация выполнения принятого решения для достижения поставленных целей; контроль исполнения и сбор информации о новом состоянии управляемого объекта.

Другое определение содержит основного средства управленческого процесса:

Управлениеэто процесс движения информации: учетной по восходящей ветви (от объекта к субъекту управления) и руководящей по нисходящей ветви цикла управления (от субъекта к объекту управления),

Процесс управления следует рассматривать как цикл управленческих действий, проходящих определенные фазы (этапы), которые можно определить как:

1) сбор информации о состоянии управляемого объекта;

2) первичная обработка и передача информации от управляемого объекта (управляемой системы) к субъекту управления (в управляющую систему);

3) предоставление информации в удобном для восприятия виде должностным лицам и служащим в аппарате управления для первичного заключения о состоянии управляемого объекта;

4) заключение о разработке некоего решения, принимаемое для изменения каких-либо показателей (параметров) в управляемой системе либо руководителем определенного уровня, либо традиционно, по заведенному порядку работ, либо как само собой разумеющееся исходя из по­ложения дел на управляемом объекте;

5) разработка вариантов управленческого решения, в том числе и с оптимизационными расчетами и предварительными предложениями о выборе наилучшего из них, сделанных по известным или специально выработанным критериям оптимальности, с предварительным расчетом планового эффекта от реализации данного решения;

6) представление вариантов руководителю определенного уровня для окончательного выбора и принятия управленческого решения для достижения поставленной цели;

7) организация выполнения принятого решения путем подготовки и выпуска определенных руководящих документов — приказов, распоряжений, указаний (в том числе устных) и др.;

8) контроль исполнения принятого решения;

9) сбор информации о новом состоянии управляемого объекта после реализации принятого решения;

10) оценка эффективности принятого и реализованного решения;

11) анализ информации о новом состоянии управляемого объекта — здесь заканчивается один управленческий цикл и начинается другой с прохождением всех отмеченных стадий.

Таким образом, управление представляет собой непрерывный цикл действий управленческого персонала для достижения определенных целей и решения определенных задач. В числе этих целей и задач, если имеется в виду управление крупным социально-производственным объектом (регионом, городом, поселком, предприятием), — регулирование соци­альных отношений, развитие производства, расширение и совершенствование сервисной сферы и др. Для производственных объектов, в частно­сти энергетических предприятий, главными целями и задачами управления является успешная производственно-хозяйственная деятельность для получения прибыли.

Целевая функция энергетики — это:

1) бесперебойность — специфическая для энергетики, не характерная ни для одной другой отрасли материального производства;

2) сбалансированность — производиться должно столько, сколько потребляется;

3) качество — соблюдение необходимых энергетических параметров: напряжение, частота, синусоидальность кривой тока — для электроэнергии; давление и температура — для пара и горячей воды; теплота сгорания, влажность, зольность — для топлива и др.;

4) экономичность — максимальная прибыльность при минимальных затратах;

5) соблюдение интересов трудового коллектива и собственника.

На выполнение производственных и экономических задач для достижения этих подцелей и выполнения всей целевой функции и направлен весь процесс управления.

По определению, данному выше, управление представляется как в значительной степени предопределенный, детерминированный процесс. На самом деле управлять приходится человеческой средой (коллективами людей), во многом непредсказуемой, вероятностной. Тогда следует достаточно ясно понимать, что вся управленческая деятельность накладывается на вероятностную систему, а потому и сама вероятностна

Поскольку управление совершается в рыночной среде, не следует забывать об экономических законах рынка, оказывающих явное или неявное влияние на все производственно-хозяйственные процессы. Среди законов управления наиболее известны следующие.

Закон единства системы управления производством. Система должна быть построена таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму посторонние возмущающие воздействия на производственный про­цесс. Иными словами, один объектодин субъект управления.

Закон пропорциональности производства и управления. Этот закон имеет три аспекта: I) пропорциональность и соотносительность отдельных частей производства; 2) пропорциональное построение системы управления в соответствии с установленными функциями и решаемыми задачами; 3) пропорциональность (адекватность) управляемой и управляющей систем.

Закон оптимального соотношения централизации и децентрализации управления. Центральный аппарат у правления предприятием (заводоуправление), как и центральные органы власти в стране, не могут и не должны вмешиваться в детали производственного процесса, осуществлять мелочную опеку подчиненных подразделений. На местах управление должно проводиться руководителями соответствующего уровня компетенции, т.е, децентрализовано.

Закон участия трудящихся в управлении производством. Сейчас такой стимул появляется в wine мотивации труда, т. е. при участии трудящихся в собственности, прибылях и управлении.

В той или иной степени воплощением названных законов управления в конкретные направления деятельности являются принципы управления, нуждающиеся сегодня в некотором переосмыслении для рыночной экономики.

1. Принцип единства политики и экономики означает, с одной стороны состояния экономики, а с другой— требование политического, законодательного обеспечения подъема и развития национальной экономики

2, Принцип научности управления имеет три аспекта: 1) необходимость учета в управлении взаимосвязи природных и общественных явлений (первый закон диалектики); 2) обязательность применения на практике научных положений теории управления; 3) современные требования широкого применения в управлении экономико-математических методов и вычислительной техники.

3. Принцип демократического централизма означает необходимость полного учета местных условий при централизованной выработке решений, а также делегирование существенной доли полномочий нижестоящим органам управления: из заводоуправления — в цех, от руководства цеха — на участки, в бригады.

4. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления так же, как и принцип демократического централизма, означает сегодня необходимость наряду с отраслевыми интересами в полной мере учитывать интересы регионов.

5. Принцип морального и материального стимулирования (мотивации) труда является проявлением закона непрерывного роста благосостояния трудящихся, а также выражением одного из законов управления — участия в управлении трудящихся.

6. Принцип планового ведения хозяйства отражает необходимость следования одному из фундаментальных законов экономики — закону планомерного, пропорционального развития.

7. Принцип ответственности, означающий: создание четкой организационной структуры; тщательную разработку положений о подразделениях в организационной структуре, положений о правах и обязанностях руководителей всех уровней, должностных инструкций на каждом рабочем, в том числе управленческом месте; установление точно определенной материальной (коммерческой) ответственности подразделений и должностных лиц за упущения в работе; разработку положений о премировании и депремировании по совершенно четко определяемым и легко проверяемым показателям, и др.

8. Принцип правильного подбора и расстановки кадров, оптимальное кадровое обеспечение процессов производства и управления является непременным условием успешной производственно-хозяйственной деятельности.

9. Принцип экономичности и эффективности. Главным показателем положительных результатов производства и управления им является прибыльность управляемого объекта — предприятия, фирмы. Здесь также находит свое выражение один из основополагающих законов рыночной экономики — закон максимальной прибыли.

10. Принцип преемственности хозяйственных решений. Любое решение, принимаемое верхними эшелонами управления на предприятии (фирме), требует последующей расшифровки, детализации на других, более низких уровнях управления. Очевидно, если при этом преемственность нарушается, принятое решение не может быть выполнено достаточно хорошо, в полном объеме и в нужные сроки.

Другие из известных принципов управления, как правило, вытекают из названных. В частности, называется принцип системности, который состоит в непременном соблюдении цикличности управления с обязательным прохождением каждого этапа управленческого цикла.

Методы управления

Для управления производственно-экономическими системами выработан целый арсенал различных методов, которые применяются по отдельности или совместно, комплексно.

Методы управления образуют четыре группы:

1) организационно-распорядительные (или административно-распорядительные);

2) экономические;

3) социально-психологические;

4) социально-политические (идеологические).

Организационно-распорядительные методы — это управление с помощью приказов, распоряжений, указаний, не терпящих возражений и требующих неукоснительного выполнения. Одним из главных таких методов, дающий наибольший управленческий эффект, является подбор и расстановка кадров — производственных и управленческих.

Коллектив компетентных работников, единомышленников и в то же время специалистов каждый в своей области (по современной терминологии — «команда») наилучшим образом может справиться со своими задачами. Таким людям не надо подробно объяснять и обосновывать то или иное решение руководителя: они все понимают, как говорится, с полуслова, будучи объединенными общими целями.

Экономические методы управления во все времена давали наилучший управляющий эффект, поскольку содержат самую главную мотивацию в обществе с товарно-денежными отношениями — материальный стимул. Сегодня в числе этих методов можно назвать такие:

оплата труда в соответствии с квалификацией работника; это заставляет стремиться к повышению квалификации, расширению и улучшению трудовых навыков, в том числе и в управлении. Главным достижением последних лет в этой области стала отмена ограничений в заработке. Сейчас каждый работник имеет право зарабатывать столько, сколько сможет. Одна из задач руководства — создать необходимые условия для возможности таких заработков;

премирование за выполнение установленных производственных показателей, расширение зон обслуживания, улучшение качества работы;

внутрипроизводственный коммерческий (бывший хозяйственный) расчет. Материальная (коммерческая) заинтересованность остается главным стимулом высокопродуктивного труда, необходимо только должным образом организовать на предприятии внутрипроизводственные коммерческие отношения;

мотивация трудовой деятельности, состоящая в участии работников в собственности, прибылях и управлении.

Существуют и другие формы и разновидности экономических методов управления: выдача льготных ссуд и кредитов; оплата социальных нужд работников; предоставление жилья — бесплатно или по льготным ценам; обеспечение медицинским и санаторным обслуживанием также по льготным ценам или бесплатно; оплата учебы самих работников и членов их семей и т.д. (Эти формы нередко относят к социально-психологическим методам управления, поскольку они экономически затрагивают социальную сферу жизни.)

Социально-психологические методы управления — методы, основанные на использовании социально-психологических факторов и направленные на управление социально-психологическими процессами, протекающими в коллективе, для оказания необходимого воздействия в интересах достижения поставленных целей.

К числу этих методов относится, например, социальная эстетика, производственный дизайн: хорошая, красивая обстановка в цехе, в отделе по наблюдениям специалистов снижает утомляемость, повышает производительность труда. Сюда же относится забота о социальных нуждах работников. Одним из наиболее важных факторов такого управления является создание в коллективе здорового, комфортного психологического климата. Здесь важно выявить так называемого «неформального лидера» и стараться привлечь его к процессам управления.

Социально-политические методы управления состоят в стимулировании качественного труда на основе политических, нравственных, религиозных, патриотических убеждений работников.

Все перечисленные методы управления должны использоваться в комплексе, нежелательно, чтобы какие-то из них, даже экономические, преобладали. Из опыта развитых стран известно, что именно комплекс­ный подход, разумное использование этих методов в рациональном сочетании дает наибольший управляющий эффект. Так, в Японии наряду с достаточно высокой и дифференцированной оплатой труда на предприятиях и в учреждениях существуют «комнаты психологической разгрузки», где работники могут снять нервное напряжение, освободиться от стрессового состояния с помощью опытных психологов. В США, при об­щем достаточно высоком уровне жизни, также широко применяются со­циально-психологические методы управления, причем иногда им отдается предпочтение перед другими методами (см. работы Карнеги). Там очень многие люди имеют своего персонального врача-психолога, который их регулярно наблюдает, проводит сеансы психотерапии для снятия производственных и бытовых стрессов.

В отечественной науке разработан широкий спектр рекомендаций по применению методов управления. К сожалению, достижения науки у нас с большим трудом и опозданием находят дорогу в практическую деятельность. Современный экономист-менеджер (бывший инженер-экономист) должен быть хорошо оснащен передовой техникой управления для успешной работы в любой отрасли народного хозяйства, в том числе и в топливно-энергетическом комплексе, на предприятиях любой формы собственности.

Совершенствование управления во многом связано с тем, чтобы придать управляемой системе большую устойчивость за счет улучшения производственных отношений, резервирования, в чем-то ужесточения управленческих связей и т.п. Рыночная экономика особенно явно обнажила неустойчивость, вероятностный характер производственно-хозяйственных явлений, и с этим необходимо считаться в полной мере.

Кроме того, все известные, проверенные наукой и прошлой хозяйственной (не всегда такой уж негативной) практикой, экономико-организационные понятия, применимые при решении задач управления, сегодня необходимо уточнять и корректировать для нынешних, еще не вполне устоявшихся рыночных отношений.

Совершенствование управления означает наилучшее выполнение всех управленческих действий и деловых процедур в указанном цикле управления, во всех его фазах. Следовательно, для этого необходимо обеспечить все условия, т. е. создать информационную систему как хоро­ший инструмент для управления в условиях рынка.

Если признать необходимость включать в процесс совершенствования все фазы и стадии управленческого цикла, совершенствование управления практически состоит в информатизации управления:

Информатизация управленияэто своевременное обеспечение всех звеньев управления достоверной информацией, необходимой и достаточной для подготовки, принятия и осуществления управленческого решения на любом уровне компетенции путем создания наиболее рацио­нальной структуры управления, оптимизации движения информационных потоков, совершенствования систем управленческой документации и документооборота.

На практике, разумеется, в процессе управления далеко не всегда присутствуют все перечисленные выше стадии управленческого цикла. Здесь следует учитывать целый ряд обстоятельств и факторов, которые приведут к значительному сокращению как этих стадий, так и времени прохождения цикла. Это чрезвычайно важно в реальных производственных условиях, при оперативном управлении быстротекущими процессами, в экстремальных ситуациях, а также для оперативной реакции на изменение внешней экономической среды, на рыночную конъюнктуру. Однако отмеченное обстоятельство не только не отрицает необходимость изучения и совершенствования полного цикла управления для каждого управленческого действия, но и показывает его целесообразность и практическую эффективность. Действительно, в отмеченных экстремальных ситуациях только у небольшого числа талантливых и очень квалифицированных руководителей реакция будет адекватной наблюдаемому явлению и будет принято правильное, близкое к оптимальному решение. А в большинстве случаев решение принимается впопыхах, «скоропалительно», и вряд ли будет не то, что оптимальным, а хотя бы приемлемым.

Следовательно, для принятия верного решения любой и каждый руководитель должен иметь своеобразную, оперативно и в удобном виде предоставляемую «шпаргалку», набор возможных наилучших решений, из которых он быстро выберет подходящее для данного конкретного случая. Именно такие подсказки может дать информационная система, опе­ративно представляющая необходимую и достаточную управленческую информацию, обработанную по всем стадиям управленческого цикла с помощью современных средств в автоматизированных комплексах вы­числительной техники.

Критерием качества управления является его эффективность. Для эффективного управления требуется решать очень большое количество управленческих задач, стараясь ни одну из них не упустить из вида. Затем на основе достоверных сведений и с должной оперативностью принять необходимые решения, организовать и проконтролировать их осуществление. Само понятие эффективности хорошо известно и формулируется как достижение поставленных целей при минимуме затрат. Вероятно, для каждого конкретного предприятия эффективность — это наибольшая прибыльность. Однако не следует забывать, что любое предприятие действует в определенной экономической среде и его частная эффективность в значительной мере зависит от эффективности всей экономики, всего хозяйственного комплекса страны.

 

Для общества в целом понятие эффективности, очевидно, состоит не только в производственном, но и в социальном эффекте. Определение социально-экономического эффекта. как конечной цели управления государством, сегодня сформулировать очень нелегко. Пожалуй, самым бесспорным в качестве цели управления сейчас можно считать социально-экономическую стабильность, т, е.:

1) обеспечение социальной защищенности людей;

2)гарантированность их экономико-правового статуса со справедливой и своевременной оплатой труда;

3)укрепление цивилизованных рыночных отношений под разумным государственным контролем;

4)поддержка и развитие тенденций к постепенному позитивному изменению (реструктуризации) и росту экономики.

Можно попытаться дать такое определение эффективному управлению при достижении поставленных целей.

Эффективное управление производственно-хозяйственной деятельностью — это обеспечение социально-экономической стабильности при разумном государственном регулировании и организационно-правовом обеспечении рыночных отношений, при всесторонней поддержке любых позитивных тенденций к развитию экономики независимо от форм собственности, осуществляемое с наименьшими материальными, трудовыми и финансовыми затратами.

Чтобы разобраться во всем сложном комплексе управленческих задач на любом производственном объекте, следует тщательно изучить всю систему управления. Одним из наиболее эффективных способов такого изучения является умозрительное расчленение этой системы на составные части, выделенные по определенным признакам, т. е. следует провести декомпозицию системы управления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных