ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Учите ребенка быть внимательнымКак мы уже отмечали, состояние внимания влияет на всю деятельность ребенка. Часты случаи, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности ребенок испытывает трудности в школе. Вот один из многих случаев нашей практики, На консультацию был направлен в IV четверти Дима К. 8 лет, ученик I класса общеобразовательной школы. Жалобы на неуспеваемость и плохое поведение. Это «плохое поведение» заключалось в том, что мальчик на уроке часто занимался своими делами (рисовал на листочке солдатиков, машины и т. д., отвлекал от работы близсидящих учеников), поэтому не успевал выполнить положенное задание. Во время объяснения учителем нового материала отвлекался на любой раздражитель. Та же картина наблюдалась и дома. Если взрослые не сидели с ним рядом и не следили за его работой, он, начав выполнять положенное задание, переключался на иное занятие. В итоге — невыполненные домашние задания, неуспеваемость в школе. При этом и учителя, и родители отмечали, что мальчик «не глупый, понимает не хуже других». При обследовании врачом-психоневрологом не выявлено никаких органических нарушений, в анамнезе (истории болезни) нет отягощающих факторов, развитие протекало без патологии. Психолого-педагогическое обследование, проведенное де-фектологом и психологом, показало несформированность предпосылок учебной деятельности (трудности сосредоточения на задании, недостаточность волевых усилий, хаотичность действий, неумение планировать свою работу и др.). Особенно ярко проявились в ходе обследования недостатки внимания. Дима начинал выполнять задание, не дослушав инструкции, не осознав до конца поставленной задачи, что вело к ошибочному решению. Порой его неверные действия объяснялись тем, что он невнимательно выслушивал задание, реагировал на звуки за окном, шум за дверью и т. п. Дима не мог сосредоточенно работать даже в течение 8—10 мин. В тех случаях, когда задание вызывало у него интерес, продолжительность самостоятельной деятельности была несколько дольше, но все-таки и при этом условии он довольно часто отвлекался, что неизбежно сказывалось на конечном результате. Родителям Димы было предложено систематически, целенаправленно уделять время выработке у мальчика умения работать не отвлекаясь. С этой целью им порекомендовали упражнения, различные игровые задания, которые способствовали развитию необходимых качеств, и посоветовали заниматься с сыном ежедневно, начиная с 5—7 мин и постепенно увеличивая время совместных занятий. При повторном обследовании, состоявшемся через 10 месяцев* мы обнаружили значительное улучшение успеваемости за счет нормализации работы мальчика на уроках и дома. Безусловно, достигнутые Димой результаты в большой мере обеспечены его нормальными умственными способностями. В случае умственной отсталости нарушения внимания, как правило, наблюдаются чаще и выражены грубее. Особенно страдает произвольное внимание, когда требуется целенаправленная деятельность. У этих детей труднее привлекается внимание, невозможной оказывается его длительная активная концентрация, малейшие помехи отвлекают их. По сравнению с нормальными сверстниками у умственно отсталых детей сужен объем внимания. Бросая взор на какой-то объект, они видят в нем меньше отличительных признаков. Это одна из причин, осложняющих ориентировку на улице, в помещении, особенно в малознакомых местах. Недостатки внимания проявляются у умственно отсталых детей и при переключении с одного вида деятельности на другой. При переходе к новому заданию такие дети каждый раз затрачивают больше времени, чем их нормально развивающиеся сверстники. Снижена у этих детей и способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут делать одновременно два дела. Например, рисовать'и рассказывать стихотворение, писать и подсчитывать удары карандашом по столу и т. д. Зная эти особенности, не отчаивайтесь, а мобилизуйте свои силы для работы с ребенком. Помните, что регулярные занятия по развитию внимания, включенные в ту или иную деятельность, дают положительные результаты. Дети приучаются сосредоточенно работать в течение определенного времени, учатся не просто смотреть, а видеть, не просто слушать, а слышать и т. д. Их деятельность становится более направленной. А так как все психические процессы взаимосвязаны и взаимо-влияют друг на друга, то, воздействуя на какой-либо один из них, мы обеспечиваем формирование всех психических функций. Так, лепка, рисование, конструирование, выпиливание, вязка и т. д. не только развивают внимание, но и способствуют укреплению кисти руки, а это, в свою очередь, влияет на формирование головного мозга и становление речи. В заданиях, которые мы вам предлагаем, формирование внимания идет в одних случаях при разных видах восприятия (зрительном, слуховом, осязательном), в других — на уровне мыслительных операций, представлений, процессов памяти и т. д. Группа заданий построена на материале известных в психологии «корректурных проб», предназначенных для исследования различных свойств внимания. В несколько измененном виде советуем их использовать в коррекционных целях для расширения объема внимания, формирования устойчивости, сосредоточенности, способности к распределению и переключению внимания. Эти задачи влияют и на повышение темпа психической деятельности. Ими занимаются и при выполнении домашних заданий. Они не требуют большого умственного напряжения, поэтому могут использоваться в качестве передышки между различными видами домашних заданий. Помните, что от однообразной работы дети устают, нужна смена деятельности, чтобы предупредить пресыщение, им необходимо переключение в работе. Именно с этой целью и предложите ребенку поиграть, использовав приведенные задания, которые являются прекрасным средством развития произвольного внимания, наблюдательности, самоконтроля. Следует отметить, что в приведенных «корректурных» заданиях (с 1 по 4) количество знаков и сами знаки (предметные изображения, геометрические фигуры, буквы, цифры и т. п.) могут меняться. Количество знаков постепенно будет увеличиваться, а задание видоизменяться, чтобы ребенок всякий раз воспринимал его как новое и не терял интереса к вашим совместным занятиям. Во всех заданиях предусматривается нарастание темпа работы. С этой целью предложите ребенку для самоконтроля песочные часы или введите в заня- тия элементы соревнования на быстроту и точность работы, призы за безошибочное выполнение и т. д. Лист с заданием можете заготовить заранее, но лучше, чтобы ребенок под вашу диктовку сам рисовал или писал знаки. Такая работа полезна, потому что требует концентрации внимания при слуховом восприятии материала. Задание 1. (Разработано для изучения внимания С. Лиепинь. Нами изменено.) Предлагается бланк с изображением знакомых предметов 3 видов (гриб, мяч, ель), расположенных по 8 в каждом ряду (5—10 рядов). Предметы в ряду расположены произвольно. Нужно: а) вычеркнуть все грибочки; б) подчеркнуть все мячики; в) вычеркнуть все елочки красным карандашом, г) вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все Задание 2. (Измененный тест Пьерона — Рузера.) Изображены фигуры 3—4 видов (треугольник, круг, квадрат, ромб). Всего 5—10 рядов, по 10 фигур в каждом ряду. Фигуры в ряду расположены произвольно. Нужно: а) расставить значки, как показано в образце; б) расставить значки только в квадратах и тре в) поставить значки в ромбах и подчеркнуть все В тех случаях, когда вы видите, что ребенку трудно распределять внимание, начинайте с более простых заданий типа: поставить точку во всех треугольниках или поставить черточку в кругах и т. д. Задание 3. (Измененный тест Бурдона.) Напечатаны 10—20 рядов букв алфавита. В каждом ряду по 20 букв в произвольном порядке Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|