ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Отрабатывайте представления о цветеВосприятие и использование цвета умственно отсталыми детьми имеют ряд особенностей. Психологи отмечают у них пониженную цветовую чувствительность. С трудом усвоив основные насыщенные цвета (красный, синий, желтый, зеленый), дети еще долго путают их оттенки (светло-синий называют синим и т. п.). Такие дети нередко используют цвет, не соответствующий окраске реального объекта (раскрашивают кошку в синий цвет, огурец — в красный и т. д.). Они не понимают, что цвет может быть постоянным признаком того или иного предмета. Наиболее полезны для формирования и уточнения представлений о цвете занятия аппликацией, рисованием, лепкой. Дети обычно любят такие занятия. Важно правильно организовать их, поставив перед ребенком конкретную задачу, наметив план выполнения. Привлекайте внимание ребенка к цветам, окраске окружающих предметов, побуждайте его сравнивать их по цвету. Подобная работа поможет вам формировать и эстетический вкус ребенка. Задание 1 (проводится в три этапа). Первый этап. Выложите на столе в ряд шесть кружочков, окрашенных в основные цвета, затем молча поместите под одним из них полоску соответствующего цвета, а остальные полоски передайте ребенку. Если он не поймет цели задания, скажите ему: «Положи полоску под кружочками, как это сделала я». Второй этап. В абсолютно произвольном порядке просите ребенка: «Дай синий кружок, дай желтую полоску и т. д.».
Третий этап. Вы, указывая пальцем, спрашиваете: «Какого цвета полоска? А эта какого цвета?» И т. д. Аналогичные задания на соотнесение цветов, различение по цвету, закрепление названий цвета можно проводить на любом материале. Задание 2. «Подбери подходящий лепесток» (рис. 59). Перед ребенком кладут карту с изображением нескольких цветков (ромашка, василек, мак, подсолнух), у каждого из которых недостает одного лепестка. Они прилагаются отдельно. Вы предлагаете ребенку найти им место с учетом цвета и формы. Вы можете нарисовать знакомые деревья с 2—3 листочками на ветках (дуб, клен, береза и т. д.). Предложите ребенку узнать, какие это деревья, дорисовать листочки и раскрасить их (рис. 60).
Задание 3. Какого цвета не стало? Разложите перед ребенком кнопочки (из мозаики) разного цвета и попросите его закрыть глаза. Замените 1—2 кнопочки или уберите какую-нибудь из них. Затем поинтересуйтесь у ребенка, что изменилось, кнопочки какого цвета не стало. Задание 4. Составь узор (с учетом заданных цветов, используется мозаика). Задание 5. Узнай по цвету. Дайте ребенку полоски разного цвета. Затем покажите контуры предметов (листья, огурец, арбуз, василек, лимон и т. д.). Попросите ребенка показать полоску соответствующего цвета. Задание 6. Чьи платья висят? На рис, 61 изображены девочки, в их волосах бантики разного цвета. На веревке висят платья того же цвета. Попросите ребенка сказать, кому из девочек принадлежит каждое платье. Задание 7. Найди в вазе эти фрукты (рис. 62). Найди среди ребят этого мальчика (рис. 63). Задание 8. Кто назовет больше предметов? Нужно попросить ребенка перечислить: а) Что бывает красным? б) Что бывает зеленым? в) Что бывает желтым? Задание 9. Сделай так, как на картинке (рис. 64). Предварительно подготовив палочки или полоски бумаги разных цветов, форм и размеров, предложите ребенку составить предметы, изображенные на образце. Это задание требует не просто умения различать признаки величины, цвета, формы, но и правильной ориентировки в месторасположении частей предметов, ибо для его выполнения необходим детальный анализ целостного образца. Чтобы сделать это задание более привлекательным для ребенка, просите его проговаривать каждое сцюе действие, пояснять, что он делает в данный момент, что будет после этого делать. Учите ребенка контролировать свои действия; в случае, если вы заметили ошибку, не спешите подсказывать, а попросите ребенка проверить, так ли он сделал, как на образце. И только тогда, когда, по вашему мнению, ребенок не в состоянии последовательно продумать выполнение задания, помогите ему, предложив разделить работу на этапы (сначала стройте только стол со стульями, потом окно и т. д.). Не позволяйте оставлять задание незаконченным, привычка доводить на- чатое до конца способствует формированию волевых качеств ребенка. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|