Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развивайте память ребенка




Исследования психологов, а также опыт педагогов вспо­могательных школ свидетельствуют, что память умственно от­сталых можно значительно улучшить при условии системати­ческой и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребенок должен понимать то, что вы предла­гаете ему запомнить.

Одно из важных условий овладения способами логическо­го запоминания — определенный уровень развития мыслитель­ных операций. Все задания, приведенные в предыдущем раз­деле, направленные преимущественно на формирование умст­венных действий, в той или иной мере способствуют и разви­тию памяти.

Наибольшие возможности для обучения приемам осмыс­ленного" запоминания предоставляет классификация. После того как ребенок научился группировке предметов по исход­ным признакам, покажите, что, выделяя и называя группы однородных предметов, ему легче их запомнить.

Ребенок в процессе классификации создает группу «Обувь». Он выбирает из предложенных картинок те, на которых изоб­ражены туфли, тапочки, сапоги, ботинки, кеды, сандалии, ва­ленки. Ребенок называет каждую картинку, а затем дает им общее название — обувь. Вы спрашиваете, какие картинки он


положил в эту группу. Через некоторое время попросите ре­бенка вспомнить, какая именно обувь была изображена на картинках. В дальнейшем вся классификация может идти «в уме». Ребенок сортирует картинки, мысленно называя, за­поминая их.

Существуют и другие способы развития памяти детей: за­поминание и последующее воспроизведение прозаических и стихотворных текстов. Все те требования к работе с литера­турными текстами, о необходимости соблюдения которых мы говорили в предыдущем разделе, относятся и к запоминанию текстов.

Важно заинтересовать ребенка предстоящей работой. Можно рассказать о содержании того, что предстоит запом­нить. Запоминание должно быть осмысленным. Как мы уже указывали, ребенок лучше понимает и запоминает тогда, ког­да применяется наглядность: картинки, рисунки, предметы и т. д. Легче запоминать при прослушивании с голоса, поэтому один из видов помощи — чтение вслух. Но в то же время при­учайте своего сына (дочку) к самостоятельному чтению и вслух, и про себя. К старшему школьному возрасту ребенок должен научиться запоминать материал, читая про себя. Обя­зательно учите ребенка приемам запоминания.

Если вы хотите, чтобы ребенок выучил стихотворный текст, то прочитайте его вслух 1—3 раза, выделяя интонационно смысловые части. Затем вместе с ребенком разделите стихо­творение на части. При этом укажите опорные слова, рас­смотрите картинки, рисунки помогающие их запомнить. Про­делав все предложенное, попросите ребенка прочитать текст по частям вслух или про себя.

Важно, чтобы при заучивании материала ребенок не до­пускал ошибки. Первое воспроизведение должно быть пра­вильным, ибо переучивать очень трудно. Желательно много­кратное повторение, причем его виды и условия необходимо разнообразить. Повторение должно быть осознанным, в про­тивном случае вы скатитесь к механическому запоминанию.

Ребенку будет значительно легче, если он научится поль­зоваться приемами, позволяющими припоминать и воспроиз­водить материал. Во время домашних занятий с ребенком предлагайте ему игровые задания, направленные на развитие различных видов памяти.

Задание 1. Что изменилось? (Рис. 12, 13, 84, 85).

Дайте ребенку картинку с изображением 3—4 знакомых предметов и попросите его назвать их. Затем предложите вто­рую картинку с изображением 7—8 знакомых предметов и спросите его, есть ли среди них те, которые были на первой картинке.

Другой вариант. Найди показанную фигуру среди 9, 15 других.


Вариантов этого задания может быть много: с предмета­ми, с игрушками, с геометрическими фигурами, с цветными по­лосками и др.

Задание 2. Слушай и повторяй.

Простучите по столу определенное число раз и попросите ребенка воспроизвести услышанное.

Задание 3. Назови слова, которые запомнил (рис. 82, 83). (В основе лежит методика А. Р. Лурия и Л. С. Выгот­ского.)

Положите на стол перед ребенком 5—8 картинок (количе­ство зависит от возраста ребенка) с изображением знакомых предметов и скажите, что сейчас вы ему прочтете слова, ко­торые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла ему вспомнить слово. Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа.

Через 20—30 минут после того, как ребенок отобрал кар­тинки, спросите, какие слова он запомнил.

Это задание очень полезно для развития осмысленной па­мяти, поэтому целесообразно регулярно им пользоваться, из­меняя картинки и слова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша книга содержит материал, который может быть исполь­зован в работе с детьми. Жизнь богата возможностями для развития всех сторон личности ребенка, и чем наблюдатель­нее вы будете сами, тем больше увидите примеров для рабо­ты с ребенком. Стремитесь не столько к количеству усваивае­мых ребенком знаний, сколько к обучению его способам ре­шения тех или иных задач. Главное — всемерно помочь ему в первые школьные годы, чтобы у него не выработалось отри­цательного отношения к учению. Сделайте его обучение ин­тересным, радостным и вместе с этим развивающим.

Данное пособие лишь первая малая помощь родителям. Продолжением будут советы и задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование опреде­ленных нравственных качеств, воспитание эстетического вку­са ребенка и т. д. Семейное воспитание, скоординированное с работой школьных педагогов, поможет умственно отсталому ребенку войти в круг сверстников, утвердить себя в будущем на производстве, в личной и общественной жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных