ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Развивайте память ребенкаИсследования психологов, а также опыт педагогов вспомогательных школ свидетельствуют, что память умственно отсталых можно значительно улучшить при условии систематической и целенаправленной работы. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, заучивать ненужное или малопонятное. Ребенок должен понимать то, что вы предлагаете ему запомнить. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания — определенный уровень развития мыслительных операций. Все задания, приведенные в предыдущем разделе, направленные преимущественно на формирование умственных действий, в той или иной мере способствуют и развитию памяти. Наибольшие возможности для обучения приемам осмысленного" запоминания предоставляет классификация. После того как ребенок научился группировке предметов по исходным признакам, покажите, что, выделяя и называя группы однородных предметов, ему легче их запомнить. Ребенок в процессе классификации создает группу «Обувь». Он выбирает из предложенных картинок те, на которых изображены туфли, тапочки, сапоги, ботинки, кеды, сандалии, валенки. Ребенок называет каждую картинку, а затем дает им общее название — обувь. Вы спрашиваете, какие картинки он положил в эту группу. Через некоторое время попросите ребенка вспомнить, какая именно обувь была изображена на картинках. В дальнейшем вся классификация может идти «в уме». Ребенок сортирует картинки, мысленно называя, запоминая их. Существуют и другие способы развития памяти детей: запоминание и последующее воспроизведение прозаических и стихотворных текстов. Все те требования к работе с литературными текстами, о необходимости соблюдения которых мы говорили в предыдущем разделе, относятся и к запоминанию текстов. Важно заинтересовать ребенка предстоящей работой. Можно рассказать о содержании того, что предстоит запомнить. Запоминание должно быть осмысленным. Как мы уже указывали, ребенок лучше понимает и запоминает тогда, когда применяется наглядность: картинки, рисунки, предметы и т. д. Легче запоминать при прослушивании с голоса, поэтому один из видов помощи — чтение вслух. Но в то же время приучайте своего сына (дочку) к самостоятельному чтению и вслух, и про себя. К старшему школьному возрасту ребенок должен научиться запоминать материал, читая про себя. Обязательно учите ребенка приемам запоминания. Если вы хотите, чтобы ребенок выучил стихотворный текст, то прочитайте его вслух 1—3 раза, выделяя интонационно смысловые части. Затем вместе с ребенком разделите стихотворение на части. При этом укажите опорные слова, рассмотрите картинки, рисунки помогающие их запомнить. Проделав все предложенное, попросите ребенка прочитать текст по частям вслух или про себя. Важно, чтобы при заучивании материала ребенок не допускал ошибки. Первое воспроизведение должно быть правильным, ибо переучивать очень трудно. Желательно многократное повторение, причем его виды и условия необходимо разнообразить. Повторение должно быть осознанным, в противном случае вы скатитесь к механическому запоминанию. Ребенку будет значительно легче, если он научится пользоваться приемами, позволяющими припоминать и воспроизводить материал. Во время домашних занятий с ребенком предлагайте ему игровые задания, направленные на развитие различных видов памяти. Задание 1. Что изменилось? (Рис. 12, 13, 84, 85). Дайте ребенку картинку с изображением 3—4 знакомых предметов и попросите его назвать их. Затем предложите вторую картинку с изображением 7—8 знакомых предметов и спросите его, есть ли среди них те, которые были на первой картинке. Другой вариант. Найди показанную фигуру среди 9, 15 других. Вариантов этого задания может быть много: с предметами, с игрушками, с геометрическими фигурами, с цветными полосками и др. Задание 2. Слушай и повторяй. Простучите по столу определенное число раз и попросите ребенка воспроизвести услышанное. Задание 3. Назови слова, которые запомнил (рис. 82, 83). (В основе лежит методика А. Р. Лурия и Л. С. Выготского.) Положите на стол перед ребенком 5—8 картинок (количество зависит от возраста ребенка) с изображением знакомых предметов и скажите, что сейчас вы ему прочтете слова, которые надо запомнить, а он пусть подберет к каждому слову самую подходящую картинку, чтобы эта картинка помогла ему вспомнить слово. Картинки: лиса, книга, сыр, машина «скорой помощи», метла, еж. Слова для запоминания: еда, учение, зоопарк, болезнь, работа. Через 20—30 минут после того, как ребенок отобрал картинки, спросите, какие слова он запомнил. Это задание очень полезно для развития осмысленной памяти, поэтому целесообразно регулярно им пользоваться, изменяя картинки и слова. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Наша книга содержит материал, который может быть использован в работе с детьми. Жизнь богата возможностями для развития всех сторон личности ребенка, и чем наблюдательнее вы будете сами, тем больше увидите примеров для работы с ребенком. Стремитесь не столько к количеству усваиваемых ребенком знаний, сколько к обучению его способам решения тех или иных задач. Главное — всемерно помочь ему в первые школьные годы, чтобы у него не выработалось отрицательного отношения к учению. Сделайте его обучение интересным, радостным и вместе с этим развивающим. Данное пособие лишь первая малая помощь родителям. Продолжением будут советы и задания, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, формирование определенных нравственных качеств, воспитание эстетического вкуса ребенка и т. д. Семейное воспитание, скоординированное с работой школьных педагогов, поможет умственно отсталому ребенку войти в круг сверстников, утвердить себя в будущем на производстве, в личной и общественной жизни. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|