ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ИОМРУКИЛФОАЯБНВРИШТГ ТГМФРИЯКАНСТЮРЭМЯЕТВНужно: а) вычеркнуть все буквы И; б) вычеркнуть все буквы Ф, Р; в) вычеркнуть все буквы А и подчеркнуть все Задание 4, «Кодирование». (Из теста Векслера, с изменениями.) Напечатаны цифры от 1 до 10 в произвольном порядке. Всего 5—10 рядов по 10 цифр. Дан образец кодирования цифр определенными значками. Нужно: а) расставить значки под цифрами, как показано в образце, б) (Рекомендовано Н. Ф. Добрыниным.) Предла- гаются слова, состоящие только из указанных в образце букв. Ребенок ставит под ними соответствующую цифру и записывает рядом слово не буквами, а цифрами. Например: МЕТРО —23458 МОСТ —2894 Задание 5. (Методика Шульте с изменениями.) Нужно: а) найти и назвать цифры по порядку с 1 по 25. Ребенку поочередно даются таблицы с изображением цифр с 1 ло 25 (цифры расположены в беспорядке) черного цвета (рис. 1—5) ', черного и красного цвета (рис. 6, 7). Задания можно проводить в виде игры-соревнования на время; б) показать и назвать на таблицах сначала все крас в) назвать черные цифры в прямом порядке, а крас Дети, как правило, с удовольствием «играют» с подобными таблицами, особенно когда в занятия вносится элемент соревнования. Чтобы достичь большего эффекта усвоения таблиц, нужно их чередовать: сегодня работать с одной таблицей, завтра — с другой и т. д. Подобные игры-упражнения полезны для детей любого школьного возраста. Задание 6. (Из атласа Рыбакова.) На таблице (рис. 9) изображены в произвольном порядке кружки и крестики. Всего б строк по 12 знаков (число кружков — 42, крестиков — 30). Нужно сосчитать последовательно кружки и крестики. Считать надо следующим образом: «Один кружок, один крестик, два кружка, два крестика, четыре кружка, четыре крестика, три крестика, шесть кружков, пять крестиков, семь кружков». Счет начинать с каждой новой строки. Это задание потребует от ребенка не только распределения внимания, но и удержания в памяти предшествующего количества знаков. Если вашему ребенку сложно фиксировать в памяти такое количество знаков в строке, то можете предложить ему таблицу с меньшим количеством знаков. Одна таблица может быть использована в четырех вариантах (переворачиваем горизонтально и вертикально). См. рисунки в конце книги. Для тренировки вполне подходит мозаика (в рядах красные и синие кнопочки). Дети считают: «Одна красная, одна синяя, две красные, две синие» и т. д. Задание 7. Нужно рассказывать наизусть стихотворение и одновре Другой вариант: вычеркивать букву и считать удары (ведущий через определенный интервал ударяет карандашом по столу). Подобные игры вырабатывают способность к распреде^е,-нию внимания в процессе зpитeлfaнoIXl-и-4^лyxcш£Шl„BJOJИg^lя: тйя. Дети с удовольствием принимают и такие игры, как: у| а) «Громкая и тихая музыка». Спрятан предмет. Чтобы его найти, надо внимательно слушать музыку. Чем громче музыка, тем ближе искомое. б) «Найти пару» (подобие лото). На одном листе Х/Задание 8. Что изменилось? Нужно: а) Внимательно посмотреть на куклу, как и во что комых предметов (рис. 12), затем вы ее убираете и демонстрируете другую, несколько отличную от первой (рис. 13). Попросите ребенка назвать замеченные им отличия в картинках. в) Разложите перед ребенком 5—10 картинок с изоб Подобная предыдущим игра «Какого цвета не стало?». Она помогает закрепить у детей представление о цвете. Для нее удобно использовать полоски цветной бумаги. ^ г) «Найди два одинаковых предмета» (рис. 14, 15). Выкладывается лист, на котором изображено девять предметов, из них два одинаковых, остальные отличаются деталями. ^ Задание 9. Кто больше увидит? Предложите ребенку внимательно рассмотреть картину и перечислить, что он видит на ней (рис. 16, 17). Задание 10. Наоборот. 'Нужно на вопросы отвечать словом и кивком головы. При этом, если согласен, говорить «да», одновременно покачиванием головы выражать несогласие, и наоборот. Эта игра очень трудная, поэтому не огорчайтесь, если ребенок не сразу поймет условие и не сможет параллельно давать два противоречивых ответа. Попробуйте сами добиться требуемого взаимоисключающего координирования слова и движения — и вы почувствуете, насколько нужно быть внимательным и какого напряжения и усилия воли стоит этот контроль. И не сетуйте на себя и ребенка, если у вас не так скоро, как вам бы хотелось, начнет получаться это задание. Ежедневные тренировки, проходящие между делом (уборкой, едой, умыванием), сделают свое дело, и у вас всё получится. Задание 11. Найдите ошибку. У этой игры много вариантов, которые предлагаются в зависимости от класса, в котором учится ребенок. В одних ребенок должен отобрать предметы, одинаковые по форме^ в других — по цвету^ в ^регьях-— яайтич>шя6ку^"руйоводств.уясь уже известными ему правилами правописания, в четвертых — произвести счетные операции. Кроме того, играющий должен обладать определенным запасом сведений об окружающем мире. Поэтому подобные игры следует проводить с детьми, которые уже получили необходимые для успешного выполнения задания знания и навыки. Желательно, чтобы ребенок был полностью поглощен процессом игры и не отвлекался в это время на посторонние дела. Не стремитесь в один день проиграть все предлагаемые нами варианты. Нужно: а) найти фигурку, которую не туда положили. Выкладывается несколько стопок карточек, подобранных на основе определенных геометрических фигур, однако среди треугольников лежит квадрат, между ромбами — прямоугольник и т. п.; б) сказать, что не так. Предметные изображения рас в) найти ошибку. На карточках нарисованы слова г) решить правильно. Подготовить карточку, на ко- торой заранее запишите несколько несложных примеров с уже готовыми ответами. Некоторые примеры пусть содержат ошибочное решение. Попросите ребенка указать, где и что сделано неверно; д) сказать, что неправильно. Напишите на листке бумаги несколько суждений, часть из которых должны быть заведомо алогичными. Попросите ребенка прочитать предложения и найти ошибочные суждения. (Заяц умеет летать Зимой холодно. На сосне выросли красные яблоки. У собаки родились телята и т. д.) Задание 12, Не ошибись. (В основе методика М.С.UJe-бединскрго.) v а) Ребенку предлагается назвать поочередно пары слов одушевленных и неодушевленных. \/ б) Нужно определить «съедобное — несъедобное». Ведущий называет предметы и бросает мяч. Если названный предмет съедобный, ребенок должен поймать мяч, если несъедобный, ловить не надо. Задание 13. Сделай так же. Нужно: а) делать, как я (можно проводить сидя или стоя напротив ребенка). Предложите ребенку делать руками фигуры так, как вы ему показываете: Затем переходите к движениям кистей рук на столе: положить руки на стол, сжать в кулак, правую в кулак, левую разжать (менять положение под команду ведущего с нарастанием темпа); б) слушать команду: руки вверх, в стороны, правая вверх, левая на пояс, присели, встали, руки на пояс, прыгаем на правой ноге и т. д. Задание выполняется по устной инструкции, без показа. /Задание 14. Летает — не летает. Правила игры. Ведущий называет слова и поднимает или опускает руки. Если названный предмет летает, ребенок должен поднять руки, если не летает, то соответственно не поднимать. Ребенка предупредите, что надо быть очень внимательным, потому что вы будете стремиться его «обмануть». Предложенными выше заданиями не ограничивается работа по развитию внимания. Да и не следует думать, что сегодня мы развиваем внимание, завтра — восприятие или мыш- ление и т. д. Эффективными занятия становятся только тогда, когда в их основе лежит идея всестороннего развития ребенка. Проиллюстрируем сказанное описанием одного дня Воскресенье. Вы встаете вместе с ребенком и начинаете, день с зарядки 1. Это могут быть прыжки попеременно на каж- ] дои ноге, разгибание пальцев рук и т. д. Благодаря такой гимнастике у ребенка развивается ловкость, координированность движений, он начинает быстрее ориентироваться в частях тела, направлениях. Затем непременно проследите, чтобы он умылся и оделся к завтраку. Пока вы хлопочете у плиты, попросите ребенка накрыть на стол. Если он сам затрудняется, перечислите все необходимые действия. Не забудьте упомянуть, что вилка должна лежать слева от тарелки, а нож — справа. Тем самым вы попутно еще раз отрабатываете левую — правую сторону Во время еды неназойливо поговорите о посуде (чайной, столовой), овощах, фруктах, молочных, мясных продуктах и т. п. Закончив завтрак, вместе уберите со стола. Затем, пока вы будете мыть посуду, попросите ребенка подмести пол и протереть пыль на мебели. Прежде чем отправиться ни прогулку, вам необходимо приготовить обед. Не пренебрегайте помощью ребенка. Доверьте ему нарезать овощи для супа или прокрутить в мясорубке мясо для котлет. Эти не требующие от вас специальных усилий занятия очень полезны ребенку (и с точки зрения не только приобретения бытовых навыков, но и столь необходимого вам обоим общения). Наконец наступает время долгожданной совместной прогулки. Конечно, пусть ваш ребенок на улице отдается своим любимым занятиям: качелям, велосипеду, снежкам, санкам и т. д., но, когда он подбегает к вам, чтобы рассказать, что он сейчас делал, поделиться своим эмоциональным состоянием, выслушав его, ответив на все его вопросы, обыграйте ситуацию: предложите ему отдагать загадку, созвучную сиюминутному настроению. Если вы в лесу, то обратите внимание сына (дочки) на окружающую природу: деревья, кустарники. Учите детей сравнивать, обращать внимание на главные черты. Вспомните вместе, какие звери живут в лесу, а какие называются домашними. Для развития глазомера попробуйте определить расстояние до березы, сосны и т. п. Очень любят дети игры типа «Сладкое дерево». Ребенок закрывает глаза, вы вешаете на одно из деревьев конфетку, а затем предлагаете ему найти то дерево по вашим указаниям: «Сделай два шага вперед, повернись направо и пройди пять шагов вперед» и т. д. Пользуйтесь сами и побуждайте ребенка употреблять но- 1 Возможно, вашему сыну (дочке) нужны специальные упражнения Проконсультируйтесь заранее с врачом или учителем физкультуры. вые слова (названия, признаки, действия), с которыми он познакомился на прогулке. Вернувшись с прогулки, начните рассказывать о проведенном времени членам семьи. И ваш сын (дочь) непременно подхватит заданную вами тему, а вы неназойливо поможете ему. Уточните рассказ ребенка наводящими вопросами, помогите ему строить распространенные предложения. Наступило время обеда. Пока вы разогреваете еду, пусть ребенок накроет на стол. Затем, поев и убрав со стола, после непродолжительного отдыха можно позаниматься. Постарайтесь заинтересовать ребенка предстоящей работой. Очень хороши для всестороннего развития всех психических процессов занятия с картинками. Например, сюжетная картинка, на которой изображены дети, помогающие взрослым убирать урожай в огороде. Дайте ребенку такую или подобную картинку и попросите его описать, что на ней нарисовано. Важно, чтобы восприятие картинки не было бессистемным. Учите своего ребенка последовательному, планомерному рассматриванию с выделением главных, наиболее значимых частей картинки. Вместе с ним подытожьте, что же изображено, как можно озаглавить эту картинку, уточните время года, спросите, по каким признакам он (она) это определил. Поинтересуйтесь, что предшествовало запечатленному на рисунке событию (знает ли ребенок, какая большая работа предшествует сбору урожая). Расскажите о том, как нужна помощь во время страды. Попросите ребенка вспомнить и прочитать наизусть стихотворение об осени, посвященные ей загадки. Если вы чувствуете, что сын (дочь) устал и начал отвлекаться, переключите его на другие занятия (упражнения, \_дгды на внимание, слушание музыки и т. п.). Мы наметили небольшую часть лишь одного дня, проведенного вами с ребенком. А как много можно дать ему, если регулярно продумывать предстоящие занятия! Предлагаемые нами занятия, хотя и сгруппированы с учетом основной их направленности, полезны не взятые изолированно, а включенные в ту или иную деятельность ребенка. Все предлагаемые игры не только требуют от ребенка максимальной концентрации внимания, но и приучают его к самоконтролю, развивают произвольность деятельности, корригируют пространственное восприятие, координированность движений. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|