ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Совершенствуйте процессы ощущения и восприятия ребенкаОщущения и восприятия рассматриваются психологами как процессы отражения предметов, явлений при непосредственном воздействии их на органы чувств. Ощущения дают нам сведения об отдельных свойствах предметов (запах, цвет, вкус и т. д.). Восприятие — более сложный процесс. Это не просто совокупность разных ощущений. Это целостное отражение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также особенностями личности. При умственной отсталости наблюдаются выраженные недостатки этих процессов. Они проявляются в замедленности првтекания, слабой дифференцированности (трудно выделить предмет из группы других чем-то похожих). Восприятие умственно отсталых детей характеризуется нарушением избирательности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, поэтому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. У таких детей сужен объем восприятия, что мешает им ориентироваться в малбзнакомых местах. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную деятельность ребенка. В школе уделяется много внимания формированию восприятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено содержанием учебных программ вспомогательной школы, однако и вы можете существенно помочь своему ребенку в данном вопросе. Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприятием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправленным. В играх, на прогулке, в труде, во время домашних работ и т. д. обращайте внимание сына (дочки) на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учите его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа. Узнавание — более сложный этап восприятия, который неразрывно связан с памятью, речью, мышлением, поэтому старайтесь с самого начала сделать восприятие ребенка осмысленным, оречевленным. Развитие детей осуществляется в их непосредственной практической деятельности. Производя различные операции с предметами, ребенок узнает об их свойствах, учится видеть специфические качества, обогащается его чувственный опыт, пробуждается интерес к познанию. Дети учатся вычленять в предмете его части, определять величину, форму, цвет, благодаря чему у них формируется целостное представление о предмете. Занимаясь с ребенком, акцентируйте его внимание на правой — левой стороне, учите восприятию перспективы, направления и местоположения объекта и т. п. Старайтесь совместно устанавливать размеры предметов, расстояния до них, между ними и т. п. Это очень важно, так как недостатки пространственного восприятия отрицательно сказываются на успешности обучения учащихся. Дети не соблюдают строку, испытывают трудности при пись- ме элементов букв, в послоговом чтении, в расположении заданных предметов в пространстве и т. д, Для совершенствования восприятия полезны занятия рисованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и физические упражнения. В процессе этой деятельности происходит освоение пропорций, расположения на условном пространстве заданных конструкций. Ребенок обучается пользоваться наглядным образцом и выполнять действия по устной инструкции. С этой целью можно использовать и решение различных наглядно-практических и наглядно-образных задач *. Более того, подобные задачи будут способствовать развитию представления, воображения, наглядно-образного и наглядно-действенного мышления детей. Приводя ниже образцы возможных заданий, мы еще раз напоминаем, что не надо стремиться к упражнению отдельных органов чувств. Восприятие формируется в процессе осмысленных действий с предметами. Только в практических занятиях, играх с детьми вы поможете им преодолеть имеющиеся недостатки. На основе предлагаемых заданий можете создать св©и аналогичные. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|