Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Совершенствуйте процессы ощущения и восприятия ребенка




Ощущения и восприятия рассматриваются психологами как процессы отражения предметов, явлений при непосредст­венном воздействии их на органы чувств. Ощущения дают нам


сведения об отдельных свойствах предметов (запах, цвет, вкус и т. д.). Восприятие — более сложный процесс. Это не просто совокупность разных ощущений. Это целостное отра­жение объектов и явлений окружающего мира. Оно связано с речью, мышлением, памятью, представлениями, а также осо­бенностями личности.

При умственной отсталости наблюдаются выраженные не­достатки этих процессов. Они проявляются в замедленности првтекания, слабой дифференцированности (трудно выделить предмет из группы других чем-то похожих). Восприятие ум­ственно отсталых детей характеризуется нарушением избира­тельности, целостности, обобщенности. У них образуются лишь простейшие, а не главные связи между объектами, по­этому они с трудом постигают смысл воспринимаемого. У та­ких детей сужен объем восприятия, что мешает им ориенти­роваться в малбзнакомых местах. Перечисленные дефекты восприятия отрицательно влияют на всю познавательную дея­тельность ребенка.

В школе уделяется много внимания формированию вос­приятия и исправлению его дефектов. Это предусмотрено со­держанием учебных программ вспомогательной школы, одна­ко и вы можете существенно помочь своему ребенку в данном вопросе.

Вся жизнь ребенка сопряжена с бесконечным восприя­тием окружающего мира с его красками, формами, звуками и т п. Необходимо, чтобы восприятие было целенаправлен­ным. В играх, на прогулке, в труде, во время домашних ра­бот и т. д. обращайте внимание сына (дочки) на те или иные предметы, явления, на их свойства. Учите его вслушиваться, всматриваться, узнавать предметы с помощью анализа.

Узнавание — более сложный этап восприятия, который не­разрывно связан с памятью, речью, мышлением, поэтому ста­райтесь с самого начала сделать восприятие ребенка осмыс­ленным, оречевленным. Развитие детей осуществляется в их непосредственной практической деятельности. Производя раз­личные операции с предметами, ребенок узнает об их свойст­вах, учится видеть специфические качества, обогащается его чувственный опыт, пробуждается интерес к познанию.

Дети учатся вычленять в предмете его части, определять величину, форму, цвет, благодаря чему у них формируется целостное представление о предмете. Занимаясь с ребенком, акцентируйте его внимание на правой — левой стороне, учите восприятию перспективы, направления и местоположения объ­екта и т. п. Старайтесь совместно устанавливать размеры предметов, расстояния до них, между ними и т. п. Это очень важно, так как недостатки пространственного восприятия от­рицательно сказываются на успешности обучения учащихся. Дети не соблюдают строку, испытывают трудности при пись-


ме элементов букв, в послоговом чтении, в расположении за­данных предметов в пространстве и т. д,

Для совершенствования восприятия полезны занятия ри­сованием, лепкой, конструированием, спортивные игры и фи­зические упражнения. В процессе этой деятельности проис­ходит освоение пропорций, расположения на условном про­странстве заданных конструкций. Ребенок обучается пользо­ваться наглядным образцом и выполнять действия по устной инструкции. С этой целью можно использовать и решение раз­личных наглядно-практических и наглядно-образных задач *. Более того, подобные задачи будут способствовать развитию представления, воображения, наглядно-образного и нагляд­но-действенного мышления детей.

Приводя ниже образцы возможных заданий, мы еще раз напоминаем, что не надо стремиться к упражнению отдельных органов чувств. Восприятие формируется в процессе осмыс­ленных действий с предметами. Только в практических заня­тиях, играх с детьми вы поможете им преодолеть имеющиеся недостатки. На основе предлагаемых заданий можете создать св©и аналогичные.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных