Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И пространственных отношений




между предметами)

Задание 1. Разложи на «кучки» (рис. 18).

На 20 карточках изображены знакомые предметы большо­го и маленького размера (большая кукла и маленькая кукла и т. д.). Начните раскладывать на две кучки и попросите ре­бенка продолжить, самостоятельно выделив признак величи­ны, и, исходя из него, распределить оставшиеся картинки.

Вариантом задания может быть игра «Одень кукол». Ре­бенку дают большую и маленькую куклу и одежду к ним (одежда обеих кукол лежит вместе в кучке).

Задание 2. Определи на ощупь.

В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком (пуговица большая и маленькая, линейка узкая и широкая и т. д.).

Нужно на ощупь узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий, большой — малень­кий, узкий — широкий.

1 Наглядно-практические задачи выполняются в неразрывной связи мыслительных процессов с практическими действиями Наглядно-образные задачи решаются в результате внутренних действий с образами (представ­лениями).


Задание 3. Подбери подходящий по форме (рис. 19а, 196).

На 15 карточках изображены знакомые предметы (пира­мида, палатка, огурец, портфель, книга, арбуз, дыня, пугови­ца, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо, ластик) и 4 трафарета геометрических фигур (прямоугольник, круг, треугольник, овал). Выложите перед ребенком трафа­реты фигур и предложите к каждой подобрать похожую кар­тинку.

Задание 4. Положи в коробку фигуры («Почтовый ящик»).

На крышке коробки прорези, через которые можно опу­стить в нее объемные фигуры. Для выполнения задания нуж­но сравнить форму прорези и основные фигуры. Игра может быть изготовлена в домашних условиях из картона или дере­ва. Обращайте внимание на способ выполнения ребенком это­го задания. Младший школьник должен находить нужную прорезь на основе зрительного соотнесения с формой основа­ния фигуры. Если он испытывает трудности и пытается за­толкнуть фигуры, не сравнивая их с прорезями, продемонст­рируйте без лишних поучений, как это делается.

Задание 5. Положи фигуры на свое место.

Берется доска с вкладками из дерева (картона, бархат­ной бумаги). Размер доски — 15x20 см. В продаже имеется аналогичная геометрическая мозаика. Допустимы различные варианты досок (рис. 20—21). Вместо геометрических фигур можно использовать предметные изображения (заяц, лошадь, корова, бабочка и т. п.). Покажите ребенку доску, заполнен­ную фигурами, а затем опрокиньте ее. Фигурки окажутся в беспорядке. Попросите своего сына (дочку) разложить их по местам. Можно предложить ему обвести фигуры на листе бу­маги, заштриховать (раскрасить) их или усложнить зада­ние — собрать доску, опознавая фигуры и пазы на ощупь (глаза закрыты).

Задание 6. Назови изображения, которые видишь (рис. 22, 23).

Поочередно показывайте ребенку карточки Можно изго­товить другие рисунки, но на них непременно должны быть знакомые ребенку предметы.

. 'Задание 7. Узнай и нарисуй.

/ Попросите ребенка на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские из картона или фанеры), назвать их, а за­тем нарисовать.



г


Другой вариант. Раскладываются геометрические фигур­ки, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Вы пока­зываете любую фигуру и просите достать из мешочка та­кую же.

Задание 8. Из каких геометрических фигур составлен Vрисунок? Сколько этих фигур? (Рис. 24.)

Нужно: а) вспомнить и назвать предметы, похожие на круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;

б) закончить рисунок по заданным фигурам. Если вы видите, что ребенку трудно, начните рисовать сами, а он пусть закончит.




 


 


V


Задание 9. Выложи фигуры из 3 палочек:


Сначала образец выложите перед ребенком, а затем убе­рите, чтобы он восстановил фигуры по памяти.

Задание 10. а) Построй башню. Сначала строить по образцу, который строите вы, родители, а затем по вашей сло­весной инструкции.

б) Выложи узор по образцу из мозаики (образец да­ется вами).

Задание 11. Наши пальчики играют. Покажите ребенку несколько различных комбинаций на пальцах и попросите его сделать так же.


Задание 12. Слушай команду!

Вы говорите ребенку, что если он будет выполнять коман­ду правильно, то найдет конфетку, которая лежит на стеле. Отведите его в другой конец комнаты (или квартиры), за­вяжите ему глаза. После этого говорите: «Два шага вперед, повернуть налево, руки на пояс, правую руку вперед» и т. д. Можете по своему усмотрению видоизменить команду и на­граду.

Задание 13, Какая рука?

Нужно: а) определить, какой рукой девочка держит фла­жок {рис. 25);

б) сказать, в какой руке мальчик держит шар
(рис.26);

в) выяснить, на какой ноге стоит девочка (рис.
27);

г) установить, какой рукой мальчик держит мо­
лоток (рис. 28).

'/Задание 14. Что где находится?

Нужно назвать, что изображено в.середине, что в левом верхнем углу и т. д. (рис. 29).

, Задание 15. Твой путь.

Нужно рассказать, как ты идешь в школу, в магазин, в парк и т. д. (Ваша задача — в процессе рассказа уточнять у ребенка, что находится справа, слева, впереди, сзади...)

Задание 16. На улице.

Играют несколько членов семьи. Каждому раздаются фи­гурки пешеходов. Ведущий показывает красный, желтый, зе­леный кружки, а участники в зависимости от этого передви­гают свои фигурки.

Чтобы свободно ориентироваться на улице, вашему ре­бенку необходимо уметь пользоваться сигналами светофора, различать левую — правую сторону, узнавать и помнить на­значение дорожных знаков и др.

Задание 17. Внимательно слушай и рисуй.

Вы называете геометрические фигуры с указанием их ме­ста на листе. Попросите ребенка изобразить их согласно ва­шей инструкции. Ребенок зарисовывает их на указанном мес­те. (Вверху слева треугольник, справа от него квадрат, в центре круг и т. д.)


Задание 18. Лабиринт.

•задание 18. Лабиринт.

а) Помогите зайчику найти дорогу (рис. 30).

б) По какой дороге дети идут в школу? (Рис. 31.)


Задание 19. Сложи такую же фигуру (рис.32). Выкладываются различные фигуры, из которых нужно со­брать показанную на образце.

Задание 20. Колумбово яйцо (рис. 33).

Игра выпускается промышленностью. Яйцо можно сделать и самим из картона, пластика. Размер овала—15x15 см. Составляющие разрезы могут быть такими, как показано на рис. 33, и иными. Форма и количество частей, на которые раз­резается овал, определяют вариант возможных изображений. | Покажите ребенку «колумбово яйцо», заострите его внима­ние на том, что оно состоит из частей. Затем фигуру перевер­ните, чтобы части оказались рассыпанными в беспорядке. Предложите сыну (дочке) сложить из этих частей что-ни­будь.

В зависимости от возраста и умственных способностей ре­бенка могут быть предложены разные варианты и приемы выполнения задания: на основе мысленного представления, с использованием образца (рис. 34, 35, 36), способом наклады­вания на готовый образец частей фигуры и т. д.

В процессе игры обращайте внимание ребенка на форму частей, сравните их с тем, что окружает ребенка в жизни, помогайте ему по мере надобности.

Это задание требует аналитико-синтетической деятельно­сти ребенка, не только развивает его восприятие, пространст­венные представления, но и учит умственным действиям.

Приведенные ниже задания, наряду с коррекцией разных качеств восприятия, совершенствуют наглядно-действенное и наглядно-образное мышление ребенка.

Задание 21.

Приготовьте заранее несколько листков бумаги и разрежь­те их по указанным на рисунке направлениям (поперек, вдоль и поперек, по двум диагоналям). Приступая к занятиям, по­просите ребенка поочередно сложить их.

Далее вы можете усложнять конфигурацию разрезов и использовать картинки с изображением различных понятных детям ситуаций (рис. 37, 38, 39). Очень подходят для этих це­лей кубики-картинки.


Задание 22. Кого ты видишь? (Рис. 40, 41.) Если ребенок видит только одно изображение, помогите ему, обводя контуры другого, поясняя и т. п.

Задание 23. Дорисуй предметы (методика Т. Н. Голо­виной).

Попросите ребенка назвать, я затем дорисовать предметы, изображенные на рисунках (рис. 42а, 426, 43а, 436, 44а, 446). Вы можете предложить ему и другие неполные изображения рисунков, подготовленные вами заранее. После того как ребе­нок дорисует, скажите, что неплохо было бы и раскрасить получившиеся картинки.

Задание 24. Найди место (рис. 45, 46, 47).

На столе кладется сложенная вами картинка из знакомой ребенку сказки. Вы просите его рассказать эту сказку или на­звать ее, затем опрокидываете картинку и предлагаете сыну (дочке) найти место к каждой части. Для этого задания так­же можно использовать кубики-картинки.

Задание 25. Собери открытку (рис. 48, 49, 50).

Три открытки, отличающиеся фоном и изображениями (на первой нарисованы цветы на зеленом фоне, на второй — ша­ры на красном фоне, на третьей — елочки на белом фоне), вы разрезаете на 4 части. Затем перемешиваете части всех от­крыток и раздаете их поровну всем участникам (если вы иг­раете вдвоем, то по 4 части), а оставшиеся лежат в кучке.

Первый играющий кладет на стол одну часть, второй (ре­бенок) должен подобрать к ней подходящую часть (с уче­том фона и изображения). Если у него нет нужной части, то можно взять из кучки. Игра продолжается, пока не будет со­брана открытка, которую забирает себе положивший послед­нюю часть. Выигрывает тот, у кого будет больше целых от­крыток.

Когда ребенок освоится с принципом игры, увеличьте чис­ло открыток.

Задание 26. Узнай, что изображено.

Положите перед ребенком картинки (рис. 51, 52), на кото­рых знакомые изображения даны не полностью. Попросите его подумать и сказать, что он узнал, кому принадлежат те или иные элементы изображения.

Задание 27. Что вырезали?

В приведенных заданиях совершенствование восприятия идет при решении разных, но взаимосвязанных задач. Ребе­нок имеет возможность посмотреть, пощупать, послушать и т. д. предметы, с которыми занимается. Уточняя свойства предметов, он учится сравнивать их, объединяя в группы по


тем или иным признакам. Благодаря приведенным играм-за­нятиям ребенок упражняется в приобретенном чувственном опыте.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных