Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Багдасаров Р.В. - Мистика огненного креста 23 страница




1.70 Древняя Русь... С. 109, 324. Таб.78.2.

1.71 Богдасаров Р.В. Христианская символика / / Философия в поисках онтологии. Самара, 1994. Вып. 1. С. 204 — 206.

Маслова. Указ. соч. С. 111. Рис. 55.

1173 Аргудяева. Указ. соч.

,174 Рыбаков. Язычество древних славян. С. 508 —511.

И75 русский Север глазами реставратора: Ткани, одежда. Архангельск, 2002. С. 22 — 23, 68 — 69. № 79; То же: Праздничная одежда. Архангельск, 2003. С. 22-23. № 19.

1176Рыбаков. Указ. соч.; Шихвердиев Ш.М. Из истории древнерусской астрологической мысли: О двенадцати пятницах // Астролог. 1996. № 11 (46). С. 15-16.

1177 Кожевникова Л.А. Особенности народных узоров ткачества некоторых районов Севера// Русское народное искусство Севера. Л., 1968. С. 113,116.

1,78 Кутенков П.И. Символика траурных одежд старинных сел Поочья // ЖС. 2000. No 1. С. 24-26.

П79 РуСакова Л.М. Архаический мотив ромба с крючками в узорах полотенец сибирских крестьянок / / Культурно-бытовые процессы у русских Сибири XVIII—начала XX вв. Н., 1985. С. 129; Проскурина

Н. С. Традиции вышивки Усть-Калманского района / / Этнография Алтая: Материалы II научно-практической конф. Барнаул, 1996. С. 140.

1180 Смусин Л. С. К вопросу о спиралевидных мотивах в русском печенье // СЭ. 1979. № 5. С. 125, 127.

1,81 Champeaux G. de, Sebastien Sterckx dom, o.s.b. Introduction au monde des symboles. Zodiaque, 1972. (Указ. по ит. изд-ю: Ml., 1984). P. 27 — 29; Перс. Указ. соч.

шамишшяшшняашиинш

1182 Смусин. Указ. соч. С. 127.

1183 Там же. С. 126. Рис. 4.

1184 Иоанн. Указ. соч. С. 130.

1,85 Куликовский. Указ. соч. С. 118-119.

1(86 Дурасов Г.П. Народная пища Каргополья // СЭ. 1986. № 6. С. 91. Рис. 4.

1187 Там же. Рис. 5.

1188 Куликовский. Указ. соч. С. 43; Дурасов Г.П. Тетерки / / ДИ. 1981, № 3. С. 48-49.

1189 Благодарю за сообщение И М. Денисову.

1, 90 Митрофанов В.В. (сост.). Загадки. Л., 1968. С. 18,21.

1191 См.: Афанасьев. Указ. соч. С. 70; Эрман В.Г. Очерки истории ведийской литературы. М., 1980. С. 60.

1192 Иванов Ю.В. Следы солярного культа // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. М., 1983. С. 109.

1193 Афанасьев. Указ. соч. Т. 2. С. 13; ПотебняА.А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. Харьков, 1914. С. 163; Соколова В.К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1978. С. 239 — 240.

1194 Словарь русского языка XI —XVII вв. (Продолжающееся издание) Вып. 8. С. 38; Шанский Н.М., Шанская Т.В., Иванов В.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1975. С. 93.

1195 Рубцов А.Ф. Основы ладового строения русских народных песен. М., 1964. С. 26—32; он же. Интонационные связи в песенном творчестве славянских народов. Л., 1962. С. 14—16.

(196 Мартынов В. И. Об истоках русского церковного пения / / ЖМП. 1986. № Ю. С. 72-73.

пет Mapjanoeuh В. Симболика и симболи у ускршньем циклу- су // Рад BojeoflancKHx My3eja. Нови Сад, 1991. [Т.] 33. С. 168.

1198 Гургула И. В. Народное мистецство захтдных областей Украши. Кшв, 1966; Рыбаков. Язычество древних славян. С. 52.

1199 СумирвН.Ф. Писанки. Киев, 1891. С. 33-36 (отг. из: Киевской Старины, 1891, № 5-6).

120° ffener Steven. The Swastika: Symbol Beyond Redemption? NY., 2000. P. 86.

1201 Mapp Н.Я. Средства передвижения, орудия самозащиты и производства в доистории. Л., 1926. С. 56—57.

1202 Лернер Л. По весне за тетерками // Родина. 1998. № 3. С. 93.

ИВМВЯИВВВШШ^маивиЕВВН

поз jjoaHH Дамаскин, св. Точное изложение православной веры. Ростов-на-Дону, 1992. С. 113, 112.

1204 Таисия [Карцова], монахиня. Жития русских святых. Св.-Тро- ицкая Сергиева Лавра, 1991. Т. 1. С. 24.

12°5 Неизвестный Нилус/ сост. Р. Багдасаров и С. Фомин. М., 1995. Т. 2. С. 28 - 29.

1206 Там же. С. 30 —34.

1207 Антонова Е.В. Знаки престижа и один из признаков архаических лидеров // РА. 1994. № 3. С. 94.

1208 Голан А. Миф и символ. М., 1993. Рис. 275:2,3; Антонова. Указ. соч. С. 95. Рис. 1.1; она же. Антропоморфная скульптура древних земледельцев Передней и Средней Азии. М., 1977. С. 66, 130. Таб. LVI.2,3,23.

1209 Голан. Указ. соч. С. 132.

,2,° Дмитриевский И. Историческое, догматическое и таинственное изъяснение Божественной литургии. М., 1993. С. 123—125.

12.1 Чирва А.Н. Древности Российского государства.М., 1994.

12.2 См., напр.: РГАДА. Ф. 135.1.41 (1658); Ф. 154.1.76 (1673); Ф. 154.1.28 (20.7.1678) и др.

12.3 В музее Новодевичьего монастыря.

12м РуССКое градостроительное искусство. М., 1993 — 1998. Т. 2. С. 99.

12,5 РГАДА. Ф. 154.1.17 (26.11.1633); Ф. 154.1.27 (31.1.1678) и др. 1216 Усольский народный архитектурно-исторический музей (постоянная экспозиция).

12.7 http://www.nork.ru/burg/swastika.html

12.8 Зодчий. 1898. № 12. Л. 56.

12.9 Письма Царской Семьи из заточения. N.Y., 1974. С. 190.

1220 «Скорбный ангел». С. 716—723.

1221 Соколов Н.А. Убийство Царской Семьи. Берлин, 1925. С. 218; Alexandrov V. The End of the Romanovs. NY.; Boston; Toronto, 1966. P. 148, 152.

1222 Папюс, д-р [Анкос Жерар]. Генезис и развитие масонских символов: История ритуалов. СПб., 1911. С. 15.

1223 Блаватская Е.П. Теософский словарь. М., 1999. С. 358.

1224 Кудрявцев К. Д. Что такое Теософия и Теософское Общество. СПб., 1914. С. 7.

1225 Мудрость древних и тайные общества. Смоленск, 1995. С. 130.

паиадишйа1ВП1В1Ш[Л1в

А11в1в111ПН§11Ш 1226 Бостунич Г. Масонство и русская революция: Правда мистическая и правда реальная. Нови Сад, 1922. С. 190. 1227 Levy Eliphas. Dogmeet Rituel dela Haute Magie.P., 1856; цит. по: Лукин Ю.Н. В мире символов. Харбин, 1936; ср.: Нилус С. А. Близ есть, при дверех. Сергиев Посад, 1917. С. 253. 1228 [Бургонъ Томас Генри]. Свет Египта. М., 1905. С. 196—197 сл. Фиг. VII; ср.: Heller. Op. cit. P. 48. 1229 Шмаков В. Основы пневматологии. К., 1994. С. 114, 196. 1230 Немировский А.И., Уколова В.И. Свет звезд, или Последний русский розенкрейцер. М., 1994. С. 130. 1231 РГИА. Ф.796.204.54. Л.89 сл. 1232 См., напр.: РГИА. Ф.797. Оп. 18 и т.д. 1233 См., напр.: Традиции и современность. 2004. N° 3. С. 24. 1234 Юзефович Л.А. Самодержец пустыни. М., 1993. С. 40. 1235 фитц А' «Звезданулись»: Как звезда и свастика чуть не стали символами Красной Армии // Дайджест. № 13 (44). Перепечатано: Столица. 1991. № 15. 1236 Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви, 1917-1990. М., 1994. С. 113. 1237 Письма Царской Семьи... С. 220,446,447. 1238 Волков А.А. Около Царской Семьи. М., 1993. С. 127. 1239 Называется и другая дата: 29 января по н.ст. (Буранов Ю., Хрусталев В. Гибель императорского дома. М., 1992. С. 324). 1240 Черкашин Н. Полярный исследователь Петр Новопашенный // Московский журнал. 1994. № 8. С. 50. 1241 Генон Р. Символика креста. М., 2004. С. 253. 1242 Там же. С. 255. 1243 См. подборку текстов на эти темы: Россия перед Вторым Пришествием: Материалы к очерку Русской эсхатологии/ сост. С. и Т. Фомины. М., 1998. Т. 2. С. 177-212. 1244 Дьяченко Гр., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 308. 1245 «Скорбный ангел». С. 719.; Ден Ю. Подлинная Царица. Воспоминания близкой подруги Императрицы Александры Феодоровны. С. 204; Письма Царской Семьи... С. 303—304. 1246 Андреев А. И. Из истории петербургского буддийского храма // Минувшее. М., 1992. [Вып.] 9. С. 394; Родина. 1996. № 6. С. 13-14. 11§||шдв1ШШ11иад11Ё1|1вИ1эваи1ВН 1247 Ульянов Д. Предсказания Будды о Доме Романовых и краткий очерк моих путешествий в Тибет в 1904 — 1905 гт. СПб., 1913; Сафронова Е.С. Буддизм в России. М., 1998. С. 63. 1248 Горовая О. В. Император и Буддийская церковь // Сакральное в культуре: Материалы III международных Спб. Религиоведческих чтений, ноябрь 1995. СПб., 1995. С. 95. 1249 Серафим (Кузнецов), иг. Православный Царь-Мученик/ сост. С.В. Фомин. М., 1997. С. 501. 1250 Горовая. Указ. соч. С. 96—97. 1231 Андреев. Указ. соч. С. 380. 1252 Snelling John. Buddhism in Russia: The story of Agvan Dorzhiev Lhasa’s emissary to the Tsar. Shaftesbury, Rockport, Brisbane, 1993. P. 131. 1253 Андреев. Указ. соч. С. 395; http://www.datsan.spb.ru/eng 1254 Андреев. Указ. соч. С. 394. 1255 Там же. С. 393. 1256 Россия перед Вторым Пришествием... Т. 1. С. 420. 1257 Там же. С. 417 — 418; Андреев. Указ. соч. С. 381; Snelling. Op. cit. P. 140-141,144-146. 1258 Россия перед Вторым Пришествием... Т. 1. С. 431. 1259 См.: Там же. С. 356-442. 1260 Серафим. Указ. соч. С. 500 — 501. 1261 Ouinn Malcolm. The Swastika: Constructing the Symbol. London, N.Y., 1997. 1262 Менро Д.Л. Архаическая символика орнамента намогильных памятников «голубцов»// Коломенское: Мат-лы и исследования. М., 1992. Вып. 3. С. 70—71, там же библиогр. 1263 Градалева Р. Малиновый звон // Благовест. 1994. № 22. С. 1; ср. соответствующие места из VII гл. о «вертящемся солнце».   Научно-популярное издание Лабиринты тайноведения Багдасаров Роман Владимирович МИСТИКА ОГНЕННОГО КРЕСТА Генеральный директор Л. Л. Палько Ответственный за выпуск В. П. Еленский Главный редактор С.Н. Дмитриев Корректор Б. И. Тумян Дизайн обложки Д. В. Грушин Верстка М.А. Виноградов ООО «Издательство «Вече 2000» ЗАО «Издательство «Вече» ООО «Издательский дом «Вече» 129348, Москва, ул. Красной Сосны, 24. Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.П.001857.12.03 от 08.12.2003 г. E-mail: veche@veche.ru http: //Vww.veche.ru Подписано в печать 28.07.2005. Формат 60x90 '/16. Гарнитура «Kudriashov». Печать офсетная. Бумага офсетная. Печ. л. 25. Тираж 5000 экз. Заказ № 0509040. Отпечатано в ОАО «Ярославский полиграфкомби нат> 150049, Ярославль, ул. Свободы, 97 Я!!!Г Книги различных жанров можно приобрести по адресу: 129348, Москва, ул. Красной Сосны, д. 24. Акционерное общество «Вече», телефоны: (095) 188-16-50, 188-88-02, 182-40-74, 182-60-47 Филиал в Нижнем Новгороде «ВЕЧЕ —НН» тел.: (8312) 64-93-67, 64-97-18 Филиал в Новосибирске ООО «Опткнига—Сибирь» тел.: (3832) 10-18-70 Филиал в Казани ООО «ВЕЧЕ-КАЗАНЬ» тел.: (8432) 71-33-07 Филиал в Киеве ООО «Вече—Украина» тел. (044) 537-29-20 МЕГАПРОЕКТ - TERRA INCOGNITA   Лучшее в России исследование, посвященное символизму свастики. Оно совершенно уникально по обширности и новизне археологического, исторического, этнографического и искусствоведческого материалов. Боязнь свастики имеет социальные и психологические корни. В то же время традиционно- и религиозно-ориентированная часть общества по-прежнему воспринимает свастику как священный символ. Следовательно, причиной отторжения свастики является не ее мнимая дискредитация, а утрата культурной преемственности прошлого, которая наметилась задолго до Второй мировой войны. Восстановить связь времен (хотя бы теоретически) — главная задача предлагаемой книги. www.e-puzzle.ru www.e-puzzle.ru [1] В дальнейшем такие свастики будут называться спиралевидными. [2] Аг (санскр.) — приводить в движение; ср. греч. арарюкш (ладить, прила­живать). [3] В архиве писателя А.Н. Стрижева хранятся записи лекций В.А. Городцова. подшитые его благодарными учениками в отдельный том, который они поднесли в дар профессору. Обложка тома украшена табличкой со знаками свастики. [4] См. о меандре Отступление 4 ниже. [5] Хотя эта гипотеза периодически вызывает сомнения, стало догматом, что Homo sapiens верхнего палеолита должны были непременно питаться мамонтами, а не просто использовать их кости или сало в хозяйственных целях (как это до сих пор происходит со слонами, мясо которых несъедобно для человека). [6] Следует отличать временную ритуальную татуировку от постоянных наколок. [7] Район Шанти-Нагар, где сохраняются описанные Ст. и Р. Фридами обряды, расположен на севере Индостана. [8] Жители трипольских поселений, выстроенных по цирк) ьион схеме, ходили не только по радиусам, ко и по кругам, буквально кружась вокруг центра. [8] Приняв эту гипотезу иа веру, ритуальный убийца Чарльз Мэнсон сделал себе на лбу свастическую наколку236. [9] На самом деле подобную орнаментацию следовало бы называть не спиралями, которые являются асимметричными фигурами (см. II гл.), а волютами или спира­левидными свастиками. [10] Вполне вероятно русское происхождение (принадлежность) вещи. На рукоя­ти одного из гребней с горбатой спинкой, найденного в мое X —нач. XI в., нанесен четко выраженный тамгообразный знак, представляющий собой копию тамги Влади­мира Святославича (970- 1014). Знак на другом гребне является анатогом оттиска смоленских керамических клейм XI в.307 [11] Terminus (лат.) — предел, граница [12] Во всех школах буддийской традиции статус ария, «благородного». в отличие от индуизма не рассматривается как что-то присущее человеку от рождения. Арием можно стать лишь в результате осознанного подвига, и это отнюдь не гарантировано... [13] Интересна следующая параллель. Вплоть до начала XX в. западносибирские староверы, называвшие себя «истинными христианами», считали местонахождением души грудь: «В крестовнночке. р груди там дун* человеческая» иг. Гм. также раздел <-Кресты, распятия» из V п. [14] Fratres Arvales было братством жрецов-земледельцев, учрежденным основате­лем Рима этрусским князем Рому лом и состоявшим из 12 членов наиболее знатного происхождения, как правило, занимавших при дворе высшие должности. Покрови­тельницей земледелия и братства считалась богиня Dea Dia. Во времена Империи в число арвалов обязательно включались императоры479. [15] Раздел написан в соавторстве с А.С. Тургиевым. [16] Название священного писания мусульман (al-Qur'an) и призыв «читай» (iqraa), с которого началось откровение, — слова одного корня (qara’a. букв, «он со­брал воедино», «он прочитал»)495. [17] «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, говорил: Первое, что сотворил Аллах, это калам [..], перо из света [..]»4%. [18] 25-я буква арабского алфавита. Ряд сур начинается аббревиатурами из 1 — 5 букв (т.н. al-muqatta'at)500. [19] По преданию, дальнейший вклад в разработку каллиграфии внесли 4-й и 8-й имамы шиитов (Зайн аль-Абидин и Али ар-Рнза)507. [20] Некоторые ученые рассматривают угловое куфическое письмо как позднее (XIII — XIV вв.) заимствование из китайской каллиграфии510. Следует учесть, однако, что в Месопотамии наиболее ранние свастики появляются при Сасанндах (в горо­дах Ктесифоне и Кише)5". [21] От hasir «пальмовая циновка»; также известно под названием hazarbaf (за­имствование из персидского, букв, «тысяча плетений»)tJs. [22] Minbar — трибуна для проповедника в соборной мечети. [23] Это «жатва» мира, процесс, обратный нисхождению Св. Духа на апостолов в день Пятидесятницы, который также символизировала свастика. См. ниже. [24] Термин обозначает и владычество, и его объект*5; в айате 67: 1 может пони­маться как «видимый мир» (в противоположность однокоренному слову al-malakut, «владычество в невидимом мире», из айата 36:83)™. [25] Хоран (арм.) — декоративная арка, элемент украшения средневековых руко­писей. [26] Или в их сочетании, т.к. в раннем христианстве, например, таинство крещения предпочтите тьно совершалось на праздник Крещения [27] Эта интерпретация близка определению М.П. и Т.Н. Кудрявцевых, которые полагают, что свастика обозначала «духовное открытие в небо»685. [28] Сим во чом вечного тела Человека в западнохристианском искусстве служило изображение «Бога в колесе», встречающееся на некоторых средневековых храмах и отражавшее средневековые представ тения о циркуляции небесного Света во вселен­ной (см. каменный рельеф монастырского собора Св. Георга в Тюбингене)652. [29] Как литургист, о. Спиридон продолжает тишпо архиепископа Сергия (Ланина, t1904), в конце XIX в. установившего в Киево-Печерской лавре образцовую богослу­жебную диецпп тину. [30] Учитывая, что лучи на символических звездах бывают разной длины, можно провести абстрактную аналогию между ними и распределением яркости, так же как между свастикой-спиралью и распределением массы (см. [I гл.). [31] Интерпретация Д. Перс четырех фигур, окружающих Крест, как Евангелистов неверна. Вверху изображены двое архангелов, а внизу сотник Лонгин (он стои т слева от Христа с копьем, прободающим ребро) и Мария Магдалина, собирающая св. кровь в чангу. [32] Б.А. Рыбаков считает свастику на кольце из Зюзнно «знаком огня»'6'. [33] Тема датеко не исчерпывается содержанием данной главы и находится в раз­работке. [34] Глава написана при участии Г.П. Дурасова. [35] Вар.: Оуновеннем. [36] Помещение свастики в торце деревянной мебели характерно и для западно­европейцев (крестьянский сундук из швейцарского кантона Граубюнден XVrI в. — Музей замкбв, Берлин)1051. [37] Мы не согласны с мнением Б.А. Рыбакова о некой еретической подоплеке, свой- ственной символу петуха. Многие церковные авторитеты использовали образ петз'ха из Евангелия (Мф. 26:34 и т.д.) для аллегорий и метафор1074, и нет убедительных оснований полагать, что во Фроловской псалтири ему придается какой-то иной смысл1075. [38] Возможно, в этом изречении кроется смысл изображения свастики на солон­ках в христианскую эпоху. [39] Ряд предметов — воде. [40] Далее при ссылке на это издание указывается только X? иллюстрации. [41] «То, ЧТО ПОВИТО»1129. [42] Наиболее аргументированное объяснение причин этого принадлежит С.И. Се­менову. См. его статью «Эзотерические элементы в латиноамериканской и советской геральдике Сравнительный анализ» (ОНС, 1996, № 3, с. 153— 164). [43] Наиболее известна книга св. прав. прот. Иоанна (Сергиева) Кронштадтского «О Кресте Христовом» (СПб., 1896). [44] Об отлучеиии от Церкви попирающих крест см. 73-е правило Пято-Шестого Вселенского Собора. [45] На самом, деле, путешествие оказалось не вполне кругосветным: по ряду об­стоятельств, туда не вошли Соединенные Штаты. [46] Анализируя нижеследующий текст, нужно учитывать разницу между двумя этнорелигиозными восприятиями — японо-буддийским и русско-православным. Со­бытия изложены представителем последнего. [47] Речь идет о неудавшемся покушении на жизнь Цесаревича, которое состоя­лось через несколько дней в г. Отсу. Фанатик-японец ударил его саблей по голове, но та лишь скользнула, причинив неопасное ранение. Принц Георгий Греческий изо всех сил хватил преступника бамбуковой тростью, чем спас жизнь Цесаревичу. По возвра­щении Наследника в Петербург трость была оправлена бриллиантами и в таком виде возвращена принцу Георгию. Как предсказал Теракуто, трость оказалась сильнее меча и засияла.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных