Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепции менеджмента и особенности белорусского менеджмента.




Лекция №1. Сущность и цели управления, понятие и концепции менеджмента.

Сущность и цели управления.

Содержание управленческого труда.

Менеджмент как тип управления.

Концепции менеджмента и особенности белорусского менеджмента.

  1. Сущность и цели управления.

В течение всей своей жизни человек занимается разнообразными видами деятельности. Они возможны только если организованы (либо самим человеком, либо внешними факторами). Т.о. всякая деятельность человека нуждается в управлении и благодаря управлению становится возможной.

Всякую деятельность можно разделить на 2 составляющих:

- основную (результативную, производственную);

- согласующую (регулирующую), которая собственно и является управлением.

Индивидуальный предприниматель в одном лице выполняет основную (производственную) функцию и управленческую. При расширении масштабов производства управленческая функция выделяется в самостоятельный вид профессиональной деятельности.

Управление – это вид профессиональной деятельности, возникший, выделившийся и обособившийся в процессе развития труда, его разделения и кооперации как потребность и необходимое условие достижения результата (цели) в совместной деятельности через её согласование и регулирование.

Когда управление стало предметом исследования, оно выделилось ещё и в самостоятельную науку.

Управление – это ментальный (умственный) процесс. От всех остальных процессов регулирования управление отличается тем, что:

  1. Имеет целевую направленность. Он начинается с постановки цели.
  2. Предполагает получение результата (это эффект согласования совместной деятельности людей)
  3. Имеет социально-экономическую природу: осуществляется только там и тогда, где есть человек, предполагает согласование деятельности людей.
  4. Опирается на экономическую заинтересованность и сознательный выбор.
  5. Предполагает организованное развитие, многообразие решаемых задач и их вариативность.

Управление – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

Во всех случаях управление – это воздействие субъекта управления на объект. Субъект и объект управление соотносятся как часть и целое.

Субъект

управления

- Объект управления

 

Субъект управления – это часть социально-экономической системы, осуществляющая воздействие на систему в целом и/или на ее составляющие и на саму себя. В последнем случае субъект управления имеет дело с самоуправлением (синонимы: соуфменеджмент, самоменеджмент).

Объект управления – часть социально-экономической системы (организации), воспринимающая воздействие как акт согласования деятельности людей в соответствии с целями организации.

Если управление – это воздействие, значит существуют:

1. среда (где?) - т.е. система управления. Система управления – это совокупность полномочий и организационных структур, необходимых для осуществления воздействия,.т.е. это формальные связи между людьми.

2. средства (с помощью чего?) – т.е. механизм управления. Механизм управления – это совокупность средств, рычагов и методов воздействия на деятельность людей. Методы воздействия делят на:

- социально-психологические (, традиции, социальный климат в коллективе, стиль общения, психологическая атмосфера и т.д.);

- экономические (зарплата, премии, фонды, налоги и т.д.);

- организационно-распорядительские (устав, нормативы, дисциплина, инструкции, распоряжения, приказы и проч.).

3. действия (как?) – т.е. процесс управления. Процесс управления – последовательность действий, из которых формируется воздействие (функции управления).

(технологичность управления).

Однако на практике управление невозможно свести только к воздействию. В управлении выделяют четыре типа профессиональных действий:

1. управление как воздействие: оценивается объект управления, т.е. форма в которой он пребывает и в какой должен быть, принимается решение и реализуется.

2. Управление как реагирование на изменения. Оно предполагает фиксацию изменения, его оценку (“полезно-вредно”), определение возможных форм реагирования, прогнозирование последствий, принятие решения о реагировании и его реализация.

3. Управление как согласование (координация). Согласованию подвергаются:

- действия одного управленца с действиями другого (например, согласование целей финансового и коммерческого директора;

- потребности и возможности;

- цели, подцели и средства;

- сроки исполнения.

Когда мы говорим о воздействии, то имеем ввиду вертикальные связи в организации, а когда о согласовании – горизонтальные связи.

В некоторых случаях согласование может осуществляться через вышестоящего менеджера, например, через генерального менеджера, если он терпеть не может, когда “за его спиной” де6лается то, о чем он ничего не знает.

4. Управление как наблюдение за течением производительного процесса с целью:

- сохранения штатности ситуации (постоянного состояния). В менеджменте причину, из-за которой штатная ситуация трансформируется во внештатную, называется сбоем.

- выявления проблем. В управлении проблема – это препятствие, которое должно быть устранено.

Наблюдение предполагает проведение анализа, сопоставления, сравнения.

 

  1. Содержание управленческого труда.

Работа практикующего управленца строится на принципе комбинаторики различных типов профессиональных действий, т.к. наблюдение может осуществляться с целью воздействия, воздействовать можно через согласование и т.д.

Чтобы воздействовать на управляемую систему, необходимо что-то знать о ней, т.е. необходима информация.

Информация – это совокупность сведений, уменьшающих неопределенность в той области, к которой они относятся. В управлении – это сведения о состоянии управляемой системы и внешней среды ее функционирования, специфический объект приложения управленческого труда, внешнее проявление коммуникации, её результат.

На основе работы с информацией менеджер принимает управленческие решения и через систему коммуникаций доводит их до исполнителей, заставляя или побуждая их действовать таким образом, чтобы была достигнута поставленная цель.

При принятии управленческого решения и осуществлении управленческого воздействия необходимо руководствоваться логикой, интуицией и здравым смыслом, основанном на знании, нестандартно и вариативно мыслить

Итак, предмет управленческого труда – люди и информация, продукт – управленческое решение и управленческое воздействие.

Вид воздействия (инструментарий) может быть самым разнообразным: силовым, психологическим, принудительным, мотивирующим, мягким, жестким и проч. Искусство управления – в выборе вида воздействия.

Воздействие может быть:

- эффективным, в результате происходит позитивное (с точки зрения организации и ее целей) изменение;

- неэффективным (негативным);

- бесполезным (нейтральным).

В целом целями управления являются:

1. Создание условий (организационных, технических, социальных, психологических) для реализации целей и задач организации, т.е. для достижения организацией успеха в своей деятельности, в том числе и условий для выживания организации в любой ситуации.

2. Согласование интересов работников и организации.

3. Достижение организацией успеха в своей деятельности (достижение поставленных целей). 4. Добиться измененного состояния объекта управления (которое с точки зрения управленца является необходимым, достаточным) или сохранить организацию в условиях меняющейся среды.

Цель организации

 

  1. Менеджмент как тип управления

Менджмент (от латинского «манус» - рука) и означает оласть науки и практики управления людьми и организациями.

Первоначально это понятие относилось к сфере управления животными и означало исключительно управление лошадьми. Позже это слово перенесли в сферу человеческой деятельности и стали обозначать область науки и практики управления людьми и организациями (английское “menegement”).

Понятия менеджмента и управления гомологичны, т.е. имеют одинаковую природу. Однако, менеджмент – это один из типов управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики и обладающий определенными качествами. Понятие “управления” намного шире, чем “менеджмент”.

 

 

Термин “управление” применим к различным видам человеческой деятельности (управление автомобилем, проектом), к различным сферам деятельности (управление государством, социальной сферой), к различным организациям (церковь, армия, предприятия и т.д.).


Менеджмент – это управление в фирме, т.е. в организации, которая ставит целью получение прибыли или дохода, обладает правами юридического лица и функционирует в рыночных условиях с целью достижения намеченных целей посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.


Необходимые условия менеджмента:

- наличие рыночной экономики. Степень развития менеджмента зависит от степени рыночности экономики;

- свобода предпринимательства;

- профессионализация управления (профессиональная подготовка менеджеров).

- экономическая самостоятельность предприятий.

Менеджмент – одно из направлений развития науки управления, современная система практического управления

Признаки менеджмента как типа управления:

  1. опора на экономические, а не командные средства управления;
  2. гибкие организационные формы управления (нормативное управление);
  3. экономическая заинтересованность
  4. экономическая независимость (возможность выбора собственной стратегии);
  5. рыночный механизм развития экономики, т.е. ориентация не на объемы выпуска, а на удовлетворение потребностей рынка (маркетинг как концепция управления);
  6. своевременная реакция на изменения окружающей среды, признание важности быстроты и адекватности реакции (ситуационный подход);
  7. усиление роли человеческого фактора, т.к. люди – главный источник прибыли и успеха организации;
  8. профессионализм и демократический стиль управления;
  9. признание важности роли организационной культуры и этики бизнеса и проч.

Менеджмент – тип управления, отвечающий этим признакам.

Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие “менеджмент” как процесс достижения целей организации руками других людей. (Менеджер не должен уметь рассчитывать показатели, но должен уметь их интерпретировать).

Работать – руководить - преподавать

Мери Паркет Фоллет: “Менеджмент – это умение использовать труд, интеллект и мотивы поведения других людей для достижения поставленных целей.

Наука менеджмент, как область человеческих знаний, развилась в ответ на необходимость объяснить причины и факторы как поражений, так и успехов организаций. Т. о. менеджмент – это образ мышления; управление, ориентированное на успех.

Следует отметить, что. понятие “менеджмент” имеет междисциплинарный характер и семантика этого термина очень сложна. Фундаментальный оксфордский словарь английского языка так определяет менеджмент:

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умелость и административные навыки;
  4. орган управления, административная единица.

За рубежом различают менеджмент и администрацию. О. Шелдон в книге “Философия управления” отмечал, что управление распадается на три составных части:

1. администрация – занята выработкой корпоративной политики и координацией работы всех служб (финансов, производства, маркетинга и проч.), распределением и установлением границ организации и верховным контролем. К административному корпусу относят генерального директора, руководство предприятия, совет директоров.

2. менеджмент – связан с выполнением политики в пределах, определенных администрацией, а также с использованием организации для решения задач, поставленных перед нею.

3. организация, т.е. процесс, таким образом комбинирующий труд отдельных индивидов или групп людей, наделенных необходимыми качествами, что сформулированные для них обязанности обеспечивают наилучшее, эффективное, систематическое, скоординированное и позитивное приложение их знаний.

 

Дополнительно

Существует множество типов управления. В основе типологии управления лежат различные критерии:


1. По приоритетам в средствах управления (механизм):

- командно-административное (административные средства являются основными);

- экономическое (экономические средства);

- социально-экономическое (человеческий фактор);

- технократическое (техника).

2. По степени и характеру организационной формализации управления (организационной жесткости):

- регламентное (предполагает свободу в рамках регламента);

- нормативное;

- социально-регулируемое;

- распорядительное.

3. В зависимости от учета влияния рынка в управлении:

- планово-директивное;

- целевое;

- программно-ориентированное;

- маркетинг.

4. По способу распределения и реализации полномочий (степени централизации):

- высокоцентрализованное;

- децентрализованное;

- гибкое (делегирование полномочий);

- ситуационное.

5. По роли руководителя в управлении:

- автократическое;

- коллегиальное (совместное);

- корпоративное;

- либеральное.

6. Уровень конфликтности (опасность кризиса):

- вероятностно-кризисное;

- предкризисное;

- антикризисное;

- управление стабилизацией.

7. По потенциалу научности:

- политизированное;

- научно-концептуальное;

- эмпирическое;

- прагматическое.

8. В зависимости от специфики объекта управления:

- управление отраслевым комплексом;

- диверсифицированным объектом (корпорация);

- управление проектом;

- управление предприятием (фирмой),

9. В зависимости от приоритета мотивации:

- административное;

- управление естественного мотивирования;

- мотивационное управление;

- антимотивационное управление.

10. По приоритетам в организации управления:

- функционально-производственное;

- по результатам (в том числе маркетинг);

- стратегическое;

- программно-целевое.

6. проч. (правовое обеспечение, степень компьютеризации)


 

Менеджмент – это тип управления, отвечающий современным потребностям рыночной экономики.

Концепции менеджмента и особенности белорусского менеджмента.

 

В менеджменте как науке и практике управления выделяют несколько основных концепций, а следовательно и целей топ-менеджмента в организации:

1. концепция адаптации (приспособления). Она оправдана в условиях агрессивной и быстроизменяющейся внешней среды.

2. концепция целевой ориентации. Суть ее в наличии одной доминирующей цели, в качестве которой может выступать:

2.1. обеспечение условий для выживания организации, т.е. для ее сохранения. Используют в основном методы оборонительного характера.

Большинство менеджеров в РБ сегодня придерживаются именно этой концепции. Это менеджеры консервативного толка: раз их назначили на эту должность в организацию, которая имеет свой устоявшийся порядок функционирования, то их задача – сохранение устоявшегося порядка. Предел их мечтаний ограничивается той карьерной высотой, которую они занимают.

2.2. концепция качественного и/или количественного приращения организации, т.е. ее позитивного изменения, способного в будущем оказать воздействие на рост показателей деятельности в орбите своего влияния (например, доходность или удержание клиентов).

Этой концепции придерживаются более амбициозные менеджеры. Политика управления ности наступательный характер.

2.3. выведение организации в лидеры (отрасли, региона).

Эту концепцию исповедуют менеджеры с сильной волей, амбициями, агрессивным поведением, с высокими волевыми качествами. Это, как правило, менеджеры предприниматели. Для этого нужны талант и способности.

  1. Концепция множественности целей – направлена на оптимизацию деятельности фирмы путем выработки единой стратегии при наличии множественности целей.

Белорусский менеджмент – это творческая интерпретация мирового опыта управления в транзитивной экономике.

Специфика белорусского менеджмента:

1.большинство руководителей вышли из плановой системы управления, которая предполагала доминирование административной (командной) формы управления, централизацию, стабильность закрепленных связей, безальтернативность этих связей, никакой личной ответственности и заинтересованности; ориентацию на существование единого центра принятия решений. Менеджмент исходит из множественности таких центров;

2. не возможность в чистом виде применять методики зарубежного менеджмента;

Факторы, благоприятствующие использованию опыта менеджмента:

- коммуникабельность людей;

- предприимчивость;

- целеустремленность;

- есть опыт освоения высоких технологий;

- фундаментальность образования, стремление к научному подходу.

Факторы, затрудняющие его понимание и практическое использование:

- региональный аспект развития экономики;

- своеобразие орг. структур: не оперативность в решениях, импульсивность, не верность обязательствам;

- современное трансформаицонное состояние и структура экономики (наличие высокоцентрализованных производств), неразвит малый и средний бизнес, общая нестабильность, сложность и неопределенность внешней среды, а следовательно высокий риск, большая оперативность и ответственность;

4 Отсутствие профессиональной подготовки руководителей (функционер – дилетант без профессиональной подготовки);

- белорусский менталитет: настороженность и инертность в отношении к властным структурам, низкая культура организаций

- приоритет техники и технологии в ущерб человеческому фактору. Зачастую объект управления - не организация в целом, а производство, НОТ;

Дополнительно

Особенности управления в торговле:

1. коммерческая деятельность;

2. наличие особых операций по упаковке, хранению товара$

3. наличие разнообразных организационных форм предприятий и организации торговли:

- торговые дома;

- филиалы иностранных торговых фирм;

- совместные малые предприятия и проч.

4. вероятностный характер многих процессов в торговле, что усложняет управление.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных