Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Объект и предмет социологии организаций.




Раздел I. Введение в социологию организаций.

Слайд. 0.1.

Предмет и задачи курса.

Многозначность понятия «организация».

Объект и предмет социологии организаций.

Проблемы социологии организаций.

Функции социологии организаций.

Связь социологии организаций с другими науками

Невозможно переоценить роль организаций в жизни общества, поскольку само общество есть сложная система взаимодействующих между собой организаций. Вся жизнь людей протекает в рамках различных организаций. Государственное учреждение, предприятие, вуз, в котором Вы учитесь, - всё это различные типы социальных организаций. Организации являются элементом общественных систем, в которых живут и продуктивно трудятся люди.

Организации является высокоструктурированными системами, состоящими из отдельных элементов, звеньев и подсистем. Они осуществляют самостоятельную деятельность, планирует ее, вырабатывают стратегию и тактику своего поведения, имеют свои цели и интересы. Внутри организации существуют функциональные подразделения с налаженным взаимодействием людей, осуществляются экономические, информационные, управленческие и другие процессы.

Предметом изучения социологии организации является анализ процессов, протекающих в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для целенаправленной совместной деятельности.

Современный руководитель, менеджер должен знать и уметь применять на практике законы и принципы, которым подчиняются социальные организации. Он обязан владеть методологией организационной деятельности, теоретическими знаниями и практическими навыками в части проектирования и корректировки организаций, грамотно применять принципы организации, использовать новых информационных технологий в своей работе. Кроме того, менеджер должен разбираться в тонкостях организационной культуры, исходя из исторических предпосылок и традиций своего общества, понимая особенности других организационных культур.

В рамках этого курса Вы узнаете, какое место занимает социология организаций в системе научных знаний, что представляет собой организация как управляемая система, как осуществляется управление организацией, какие виды, типы и формы организаций получили наибольшее распространение в современных условиях России.

Слайд. 1.1.

Рекомендуемая литература:

  1. Добренькова Е.В., Агапов П.В., Федулова А.В. Социология организаций. Учебное пособие. М. ИНФРА-М., 2006.
  2. Управление человеческими ресурсами/ Под ред. М. Пула, М. Уорнера.- Спб.: Питер, 2002.
  3. Фролов С. С. Социология организаций М: «Гардарики», 2001.
  4. Щербина В. В. Социальные теории организации. Словарь. М., 2000.

Современный мир - это мир организаций. Организации - это первичные ячейки любого общественного устройства, носители общественных отношений, генераторы материальных и человеческих ресурсов. Социальные организации являются объектом управления, основой “мира” управляющих и жизнедеятельности людей. Организации часто рассматриваются как совокупности людей и групп, объединенных для достижения определенной цели, решения задачи на основе права, правил и процедур, разделения труда и обязанностей. Безусловно, организации - это достаточно эффективный механизм решения общественных задач и удовлетворения человеческих потребностей. Роль организации в обществе велика. Во-первых, они являются генераторами разнообразных ресурсов, во-вторых, создают полезные для общества материальные и духовные блага, оказывают услуги и, в конечном счете, способствуют развитию общества. Они принимают на себя значимые социальные роли, становясь центральным звеном общественной жизни. Ведь именно в организациях собираются и накапливаются ресурсы и знания, разумное использование которых помогает решать множество проблем и «болезней» общества. Особенно трудно социальным организациям в эпоху модернизации общества – перехода от одной социально-экономической системы к другой.

Организованная деятельность – необходимое условие существования людей. Но подобная деятельность присуща не только человеку, в природе мы можем наблюдать псевдосоциальные организованные сообщества животных, особенно в дикой природе (например, прайд львов). Стаей животных управляет лидер – сильный и здоровый вожак, который выполняет своеобразные функции менеджера. Как только он утрачивает свою физическую мощь, стая его смещает и выбирает нового лидера. Кроме того, многие животные имеют свои собственные роли в стае, выполняя определенную функцию. Этот организационный процесс происходит инстинктивно, на уровне генетической предрасположенности. Человек же организует свою жизнь сознательно, т.е. воплощая в реальной жизни задуманные цели. Жизнь человека в одиночестве чрезвычайно трудна. В истории мы найдем немного примеров отшельников, выживающих вне общения с другими людьми. Поэтому человек всегда стремился облегчить свою жизнь, определенным образом кооперируясь с себе подобными. Еще в первобытном обществе человек стал объединять свои усилия с усилиями других людей, чтобы добыть себе пропитание на охоте, рыбалке или собирательством. Так возникли естественные организации, т.е. организации сложившиеся естественным путем удовлетворения потребностей и интересов членов человеческого сообщества.

Слайд 2.1.

Постепенно, с развитием человеческих отношений стали возникать более или менее устойчивые связи между членами сообщества, т. е. формироваться социальные ассоциации, разнообразными по форме, поскольку и интересы у людей могут быть совершенно разными. В это время человек в племени не всегда имел раз и навсегда закрепленные за ним функции, отношений между людьми не были достаточно устойчивыми. В силу этого естественные организации часто распадались.

Позже с возникновением и развитием государств люди стали нуждаться в более устойчивых и долгосрочных отношениях, желательно закрепленных некоей договоренностью. Так стали образовываться искусственные организации. В этих организациях каждый член имеет свой четко определенный социальный статус, а все вместе члены такой организации связаны общей деятельностью, выполняемой на основе выработанного плана по достижению заявленных ими целей. Такие организации возникали, прежде всего, в областях, требовавших координации усилий большого количества людей, например в военном деле и строительстве.

Целью объединения людей в организации было и остается совместное приращение усилий для более быстрого и успешного удовлетворения интересов и достижения поставленной цели. Социологии часто называют такое совместное приращение усилий, эффектом синергии, заимствуя это определение из физики. Направленное действие людей по достижению общей цели приводит к приращению совместно затраченных усилий и соответственно к большему эффекту деятельности организации. Как справедливо замечал отечественный ученый А.Богданов, в организационном управлении сложение двух или нескольких затраченных сил не всегда означает получение большего результата. Иными словами двое рабочих могут выполнить вдвое больше работы, нежели один, а могут и меньше. Поэтому в организациях, и особенно в современных, наблюдается высокая потребность в менеджерах высокого уровня, которые могут добиться и синхронности работы многих частей организации и концентрации усилий отдельных членов на выполнение поставленной руководством цели.

1. Многозначность понятия «организация»

Слайд 3.1.

 

Понятие «организация» многозначно. Оно произошло от латинского слова organisation (organize - организовать, устраивать, создавать, объединять, сплотить, упорядочивать). Этимология слова “организация” означает “устройство чего-либо”, “сообщаю стройный вид, устраиваю”.

В социальной, организационной и управленческой науках термин организация употребляется в нескольких значениях:

1) организация - социальный объект, система, обладающая сложной внутренней структурой (государство, общественный институт, министерство, предприятие и т. п.);

2) состояние упорядоченности, порядка той или иной совокупности предметов, явлений (внутренняя форма, структура системы);

3) деятельность органа, человека (организационная работа) по созданию упорядоченности или организованной структуры;

4) организации - это и группы людей, деятельность которых сознательно строится, координируется для достижения общих целей.

Среди характерных признаков социальных организаций, которые нашли отражение во многих теориях организации, как правило, выделяются такие, как: целенаправленность, размер и сложность организации, формализация, рациональность, иерархическая структура и специализация, границы организации, управление, власть, постоянное взаимодействие с внешней средой, использование ресурсов, организационная культура. Все эти признаки и свойства организаций раскрываются в структуре курса социологии организации.

Деятельность организации часто суммарно характеризуется термином «организационное поведение». Поведение в общем случае есть процесс взаимодействия живых существ со средой с целью приспособления к ней и (или) ее активного изменения, преобразования.

 

Слайд 4.1.

 

Под организационным поведением следует понимать особенности и закономерности взаимодействия организации как объединения людей с внешней и внутренней средой. В целом организационное поведение характеризуется рядом отношений: 1) отношением организации к потребителю, заказчикам; 2) к поставщикам; 3) к своему персоналу; 4) государству; 5) к конкурентам; 6) собственникам организации; 7) к руководителям и стилю управления; 8) особенностями межличностных отношений в организации; отношение к инновациям и творчеству; 9) к развитию организации.

Организации можно уподобить организмам и даже личностям, обустраивающимся и выживающим в высокоорганизованном социальном мире. Поэтому возможно говорить о том, что организации могут зарождаться, крепнуть, процветать, ослабевать и заканчивать свой путь, как и любой живой организм. В связи с этим существует понятие «жизненного цикла организации. Каждый руководитель обязан четко осознавать, на каком этапе жизненного цикла находится его организация с тем, чтобы корректировать это состояние. Если организация находится в состоянии становления, ее жизнеобеспечение требует от всех членов максимальных усилий (и материальных, и физических и моральных) по поддержанию своей жизнеспособности. Сделать это не всегда бывает легко, поэтому большинство организаций заканчивают свое существование, не дождавшись пятилетнего юбилея. Если предприятие достигло расцвета, то и здесь его поджидают немалые опасности, порожденные спокойствием и благодушным состоянием созерцанием достигнутого. Недремлющие конкуренты, новые прогрессивные технологии, внедряемые на рынок, не должны давать возможности для самоуспокоения. Вся жизнь организации – есть постоянное движение и развитие. Иначе расплата последует незамедлительно: организация слабеет, некоторая время, работая по инерции, и умирает. Справедливости ради стоит отметить, что состояние умирания не всегда означает конец существования данной организации. При предприятии некоторых усилий со стороны руководства как-то: смена высшего состава менеджеров, изменение целей, внедрение новых технологий и оборудования, переход в новую рыночную нишу и других подобных действий умирающая организация может выздороветь и вполне благополучно функционировать в новом качестве.

 

Слайд 5.1.

 

Поэтому этапы жизненного цикла организации могут выглядеть таким образом:

возрождения

зарождения→ становления→ развития→ расцвета→ ослабления

умирания

Более полно жизненный цикл организации предстает в концепции развития предпринимательской организации, действующей в условиях динамичного рынка, разработанной И. Адизесом.

Адизес выделяет 10 универсальных фаз изменения организации:

1. «Ухаживание» – фаза, когда организация существует только в проекте;

2. «Младенчество» – фаза, когда организация начинает функционировать, но еще не имеет формальной системы управления. Главный человек в организации – ее создатель;

3. «Детство» – фаза, на которой деятельность организации стабилизируется. Формальная структура сформирована;

4. «Юность» – фаза второго рождения организации, предусматривающая смену лидера. На смену предпринимателя приходит менеджер;

5. «Расцвет» – фаза, для которой характерно четкое осознание администрацией и персоналом институциональных целей, ориентация на цель, наличие четко выраженной стратегии. Рассматривается как оптимальное состояние организации;

6. «Стабильность» – первая фаза старения организации. Внешне сохраняются все черты, характерные для фазы расцвета. Но из организации уходит дух предпринимательства. Организация теряет гибкость. В установках администрации преобладает дух консерватизма, ориентация на прошлое, все меньше учитываются требования внешней среды;

7. «Аристократия» – фаза, на которой организация не ориентирована на целедостижение и теряет способность к внутренним инновациям. Для этой фирмы характерно ухудшение функционирования;

8. «Ранняя бюрократия» – фаза, на которой организацию начинают раздирать конфликты и продолжает ухудшаться функционирование. Начинается поиск виновных. Реальные проблемы не решаются;

9. «Бюрократия» – фаза, для которой характерно отсутствие у организации жизненных сил и энергии. На этой стадии организация либо гибнет, либо живет за счет внешних субсидий. Отсутствует ориентация на целедостижение;

10. «Гибель организации» – фаза, на которой организация перестает существовать в связи с тем, что перестает быть полезной обществу.

Строя теорию «жизненных циклов организации» Адизес отмечает, что администрация имеет возможность сохранять пребывание организации на стадии расцвета.

 

Формы существования организаций различны. Среди них выделяются:

1. Формальные организации, представляющие собой фирмы и учреждения, которые либо возникают сами для коммерческих целей, либо создаются более широкими организационными системами для решения отдельных задач. Такие организации могут быть частные/государственные, прибыльные/неприбыльные, учебные/лечебные и т. д. (по специализации).

Слайд 6.1.

 

Эмпирическая типология деловых организаций выделят 2 типа:

· предприятия, занятые в производстве и распределении материальных ценностей и услуг (производственные, торгующие, обслуживающие).

· учреждения (занятые в сфере умственного труда: образовательные, лечебные, культурные, управленческие, научные и проектные).

2. Неформальные организации (общественные или союзы), которые создаются членами этих организаций для удовлетворения собственных потребностей. Как правило, регулирование деятельностью таких организаций обеспечивается совместно принятым уставом, принципом выборности, т. е. зависимостью руководства от руководимых. Членство в них дает удовлетворение политических, социальных, экономических, любительских потребностей.

По своим задачам организации делятся на: политические, профессиональные, научные, творческие и т. п.

Организации также могут группироваться в зависимости от сектора производства. Например, добывающие организации, оказывающие услуги, занятые в сфере информационных технологий.

 

Слайд 7.1.

 

 

Согласно другой типологии организаций (организации с точки зрения удовлетворения потребностей отдельной личности или всего общества) организации можно выделить как

· занятые удовлетворением человеческих потребностей (работают на каждого и обеспечивают свою прибыль производством материальных предметов потребления (одежда, питание, жилище, предметный мир), условиями рекреации (отдых, лечение), поставляют предметы духовного потребления (идеи, художественные ценности, знания).

· Занятые в общественной интеграции (работают на целое). Организации, осуществляющие социальный контроль (органы надзора), социальное управление (правительство, местная администрация).

Слайд 8.1.

По типу членства организации могут включать себя:

· только индивидуальных членов (партия, профсоюзы),

· с коллективным членством (ассоциации городов предприятий),

· со смешанным членством (научные общества).

· без членства (общественные движения).

Слайд 9.1.

 

По выполняемой ими общественной роли организации могут быть:

· Массовые организации, ориентированные на дела всего общества (партии и добровольные общества, ориентированные на решение какой-то проблемы, не связанной прямо с нуждами их членов (охрана природы, памятников истории, спасение на водах и т. п.).

· Массовые организации, ориентированные преимущественно на потребности, интересы своих членов. (Потребительская кооперация, общества рыболовов, охотников, коллекционеров и т. д., а также организации, созданные для компенсации распространенных недугов (общества слепых и глухонемых).

Не все виды организаций можно четко отнести к той или иной форме. Некоторые соединяют в себе основные признаки союзов, но выполняют роль потребительских кооперативных организаций (потребсоюзы, жилкооперативы и т. д.), другие вообще не являются собственно организациями, но имеют их некоторые признаки (семья, научная школа, неформальная группа). Они в некоторой степени автономны и независимы от окружающей среды, имеют более или менее постоянный членский состав, но существование такого рода объединений зиждется не на общей цели, а на совпадении индивидуальных целей участников. Сюда же можно отнести и поселение, территориальное объединение людей для обеспечения эффективной деятельности через соседские связи.

Объект и предмет социологии организаций.

Освоение социологии организаций как науки предполагает раскрытие ее сущности и проблем, выявление ее границ и места среди других общественных и естественнонаучных дисциплин. Решению этих вопросов во многом способствует определение объекта и предмета теории организации.

Современная научная методология рекомендует различать объект и предмет науки. Объект науки – это особая область естественных или социальных явлений (с их законами и связями), вызывающих познавательный и практический интерес человека. Категория «предмет науки» связана с фиксацией двуединства: системы объективно существующих закономерных связей и системы понятий, эти связи отображающих. Следовательно, предмет науки – это специально выделенные для изучения (сквозь «призму» понятий и категорий) свойства и связи объективной реальности; комплекс проблем и вопросов, которые исследует наука в определенной естественной или социальной области.

 

Слайд 10.1.

 

Объект социологии организаций – это объективно существующий феномен организаций, объективная взаимосвязь всех уровней организации и систем управления организацией, социальные, организационные отношения между группами управляющих и группами управляемых (исполнителями), вся система организационных взаимодействий. Организация как объект социологии организации представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящийся в особом единстве с естественной и социальной средой. Организация как объект – это система, обладающая упорядоченной внутренней структурой и взаимодействующая с макро- и микроокружением. В организационных взаимодействиях сочетаются многообразные связи: физические, технологические, экономические, правовые, политические, человеческие и др.

Предметом социологии организаций как естественной и социальной науки, является изучение строения организаций, системы законов и закономерностей, принципов формирования и развития организаций, взаимодействий субъектом и объектов организационной деятельности.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных