Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Функции социологии организаций.




Слайд 11.1.

 

Ознакомившись с особенностями социологии организаций как междисциплинарной науки, определим её функции в изучении организаций и практической организационной деятельности.

· Теоретико-познавательная функция. Ее цель – изучать, постигать, объяснять закономерности и законы социальных организаций, постигать новые тенденции развития организаций и управлениями в зависимости от изменяющихся геополитических, социально-экономических, научно-технических, политических и социокультурных факторов, формулировать организационные парадигмы ХХI века.

· Предсказательная, прогностическая функция. Она направлена на предвидение, предсказание наиболее вероятных изменений в организационных системах и управлении ими. В рамках этой функции встают задачи разработки теории стратегического управления организациями, социального прогнозирования и проектирования, вопросы социально-организационной футурологии.

· Методологическая функция. Социология организации как комплексная теория, как система парадигм выступает и как метод, несет методологическую функцию, т. е. помогает ставить исследовательские проблемы, решать старые и новые организационно-управленческие проблемы. Научно, методологически выверенное управление организациями должно работать в режиме истины. Методология социологии организации должна вести нас к достоверным, истинным знаниям о происходящих процессах в организационных системах.. В реализации методологической функции социология организации опирается на диалектический метод, на системный, комплексный, информационно-кибернетический, синергетический, структурно-функциональный подходы, на принципы и законы организации, законы управления. В русле этой функции решаются задачи руководства теорией и в практической организационной деятельности.

· Организаторская (практическая) функция. Социология организаций – это модель организационной практики, инструмент организационной деятельности. Социолог призван помочь организации в проведении конкретных социологических исследований, касающихся диагностики внутренней среды фирмы (ее силы и слабости) и внешних возможностей и угроз, исследование потребительского рынка, использовании игровых методов в работе с членами организации над принятием совместных решений и т.п.

· Аксиологическая функция. Она состоит в определении идеологии, целей, миссии организаций, ценностных приоритетов организационной культуры, этики и культуры управления, социальной ответственности, мировоззрения управляющих. Эта функция социологии организаций диктует задачи максимального приближения деятельности организаций к человеческим потребностям и ценностям, к ценностным стандартам человеческой жизни, т. е. к человеку.

· Инновационная функция. Социология организаций социально активная, креативная наука. Она имеет самое непосредственное отношение к социальным инновациям, социальным, организационным и управленческим проектам, к запуску творческих процессов в организационных системах. Здесь возникают новые задачи - исследовать организации как область социальной инноватики и творчества, разрабатывать проблематику управления творческими процессами в организациях.

· Эвристическая, творческая функция. Эвристика – наука о творчестве, о наведении на новые идеи, мысли и решения. Социология организаций глубоко эвристична, обладает огромным творческим потенциалом. Ее задача – созидать новые знания, новые идеи по «своему профилю», знания, которые необходимы в ходе социальных перемен, новых социальных и гуманитарных технологий, новых требования к современному управлению организациями.

· Экспертная функция. Социология организаций выступает в роли организационной экспертизы и аудита, консалтинга. Она вполне может дать объективный анализ организационных систем, их недостатков и достоинств, аналитический анализ системы управления организацией. Её экспертная функция направлена против неграмотных управленческих и организационных решений, необоснованных социальных реформ и проектов, на оценку эффективности и гуманности систем организации.

· Управленческая функция. Социология организаций – управленческая наука. Управленческая функция- это функция приложения социологии организаций к конкретным сферам и системам управления организациями: система управления государственными организациями, экономический менеджмент, муниципальное управление и др.

· Образовательная функция. Речь идет об овладении социологией организаций в системе учебных заведений, различных институтов и центров повышении квалификации управленческих кадров. Социология организаций вооружает управленческие кадры новейшими организационными концепциями, технологиями и методами управления, средствами совершенствования систем управления организациями.

5. Связь социологии организаций с другими науками.

Разумеется, такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят только с позиций одного структурно-формального подхода, с позиции одной науки. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику организации, ключевое значение имеет интегрально-поведенческий подход, нацеленный на выявление динамики организации и возможностей управления ею, ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, способности, мотивации к труду и к достижению установленных целей.

Организации должны рассмат­риваться как предмет междисциплинарного изучения. В современном науке социология организаций должна рассматриваться как комплексная, междисциплинарная, мультипарадигматическая дисциплина (от лат. мульти - много и греч. парадигма - теоретическая модель, теория). Парадигма - теория, теоретическая или методологическая мысль, принятая в качестве образца постановки, обоснования, решения проблемы в рамках той или иной науки, предмета исследования. Мультипарадигматизм означает использование в структуре организационной науки целой совокупности теорий (теория управления, социология, экономическая теория, право, кибернетика, теория информации, теории коммуникаций, теория личности и др.), их интеграцию, их синтез.

Нельзя представить социологию организации без философско-методологических основ, т.е. без связи с современной научной и социальной философией. Только знания в свете всеобщих философских категорий дают возможность постигнуть суть масштабных организационных процессов в своей стране и мире. Мировоззрение управляющего, политического руководителя должно вобрать в себя полную картину мира организаций. Предпочтение должно быть отдано целостной философии, а не частным «монофилософиям» (марксизм, либерализм, позитивизм, прагматизм и др.). Односторонние взгляды, калейдоскопический плюрализм - мировоззренческая основа деградации организационного мировоззрения и мышления.

Социология организаций связана с общей социологией как своей теоретико-методологической основой. Социология изучает законы развития социальных систем, взаимодействие политических, социальных, экономических и духовных отношений, социальные организации, в которых индивиды исполняют определенные роли, функции и выступают взаимные связи и отношения. Весьма важным для социологии управления являются выводы, касающиеся групповой динамики, социальной стратификации, процессов социализации, статуса и власти, организационной структуры, бюрократии, социальных характеров участников управления. Особый роль для управления имеет изучения социальных конфликтов между личностями, малыми, средними и большими группами, анализ факторов социальной активности и социальной деградации людей, роль социальных возможностей и ограничений в деятельности человека.

Не менее тесную связь социология организаций имеет и с теорией организации. Предмет изучения теории организаций: сущность, типы организаций, их цели, миссия, внутренняя и внешняя среда, структуры, коммуникации, механизм функционирования, адаптации, проектирования, динамика. Все это входит в область интересов социолога, изучающего влияние людей и групп людей на функционирование организации, на происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Определяющую роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижения ими своих целей принадлежит управленческим наукам – общей теории управления, социологии управления, менеджменту и др. Изучение законов управления открывает дорогу для понимания деятельности и строения организаций, поэтому социология организаций тесно связана с управленческими науками.

Соответствующие разделы современной политэкономии, экономической теории выступают научной базой управления организацией, являются частью научных основ социологии организаций. Сознательное использование экономических знаний, экономических законов - это весьма эффективный механизм управления организациями.

Связь социологии организаций с экономической наукой, экономической социологией определяется особенностями отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, знание микро- и макроэкономических аспектов функционирования объектов хозяйствования, проблем эффективности и ее измерений, методов экономического стимулирования.

На вопросы о том, как и почему поступают так или иначе индивиды, дают ответы общая, индивидуальная психология и социальная психология. Социальная психология изучает вопросы межличностного влияния, возникают особые проблемы психологии управленческой деятельности: мотивация, удовлетворенность работой, отношение к труду и организации и т. д.

Особую значимость для социологии организаций имеет связь с правом и юридическими науками. Право- это инструмент, средство социального управления. Просматривается связь социологии организаций со всеми отраслями права - конституционное, административное, гражданское, уголовное, трудовое, хозяйственное, финансовое, корпоративное и другие виды права. Юридические формы, правовая регламентация создает необходимые предпосылки для эффективного управления организациями, предприятиями.

Социология организаций тесно связана с информатикой (информационные потоки, обоснование решений, информационные технологии, телекоммуникация и др.), теорией связи и коммуникаций.

Следует особо обратить внимание связь социологии организаций с социально-гуманитарными, человековедческими науками. Все эти науки раскрывают те или иные аспекты организационной культуры Синтез знаний человековедческих дисциплин максимально приближает управляющих в организациях к человеку и человеческим проблемам. Это закономерный этап в развитии современной науки управления организациями. Возникает целое научное направление - управленческая гуманитарология (В.М. Шепель). Она включает знания по этике, эстетике, психологии, культурологии, педагогики, конфликтологии, риторике и др. Они характеризуют человековедческую компетентность организаторов, управляющих. Современные руководители должны разбираться в вопросах педагогики, чутко реагировать на морально-этические проблемы людей, на динамику формальных и неформальных взаимоотношений отношениях людей, быть конструкторами здорового морально-психологического климата в организациях.

Созидательный, творческий эффект социологии организаций основан на знании объективных организационных и управленческих процессов, что требует от руководителя, менеджера наукоемкой компетентности в сфере управления людьми, в управления социальными системами и организациями.

Слайд 12.1.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

  1. В чем состоит сущность понятия организации?
  2. Назовите критерии, использующиеся для классификации организации.
  3. Докажите правомерность междисциплинарного подхода к изучению организаций.
  4. С какими основными проблемами сталкивается социолог при исследовании организаций?
  5. В чем заключается практическая направленность социологии организаций в современном обществе?

Задания:

1. Сделать концептуальную таблицу «Образ организации и их характеристики» по статье Морган Г. Парадигмы, метафоры и решение задач в теории организации // Теория организации: Хрестоматия. 2-е изд./Пер. с англ. под ред. Т.Н. Клеминой; Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2010. С. 2-22 или Морган Г. Образы организации/Пер. с англ. М.: Издательство «Манн, Иванов и

Фербер», 2008.

2. Сделать сообщение по главе из Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации / Пер. с англ. под науч. ред. А. Г. Сеферяна. СПб.: Питер, 2008.

3. Выбрать конкретную организацию для прикладного анализа, и приготовить краткое описание, чем занимается.

 

 

Слайд 2.01.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных