ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Некоторые характеристики стран с высокой степенью индивидуализма1. Люди откровенно высказывают критические замечания своим коллегам. 2. Наем и продвижение по службе связаны только с достоинствами данной личности. 3. Управление ориентировано на личность, а не на группу. 4. Каждый ориентируется на личный успех и карьеру. 5. Общество отличает высокий жизненный уровень. Средний класс составляет солидную прослойку. 6. Высокий уровень свободы печати. В процессе воспитания и формирования личности национальные культуры, ориентированные на индивидуализм, делают акцент на самостоятельность и инициативность. Здесь, по удачному выражению братьев Стругацких (повесть "Парень из преисподней"), формируются "боевые единицы, которые действуют сами по себе". В коллективистских культурах система ценностей прямо противоположная. Здесь человека с раннего детства приучают к мысли, что интересы коллектива всегда выше личных, что чувства и стремления индивидуума вторичны по сравнению с общественным благом. Подход, который в нашей стране наиболее емко выражался словами известной песни: "Раньше думай о Родине, а потом о себе". Обычно в качестве примера национальной культуры с максимальной степенью коллективизма называют Японию. С максимальной степенью индивидуализма — США. Акцент на индивидуализм обусловливает возникновение целого ряда специфических черт, которые четко прослеживаются в жизни соответствующих обществ. Так, странам с высокой степенью индивидуализма в деловой культуре присущ обычно высокий уровень развития демократии. Здесь критика не воспринимается как личная обида и обычно легко и открыто высказывается и т.п. В обществах с сильными коллективистскими корнями доминируют, как правило, противоположные традиции и подходы. Это любопытно! Особенности российского коллективизма По мнению большинства зарубежных исследователей, Россия (как и другие славянские страны СНГ) однозначно тяготеет к коллективизму. Это убеждение отчасти базируется на российской истории и восходит к хорошо известным за рубежом рассуждениям славянофилов о приверженности российских крестьян к общинному образу жизни и коллективистским ценностям, а отчасти — на малорепрезентативных экспертных оценках, сделанных по результатам опросов руководителей советских заводов времен ранней перестройки. Проведенные в последние годы исследования ученых Байкальского учебного комплекса дают, однако, несколько иной результат. Степень индивидуализма у россиян оказывается выше, чем принято считать. Причем в случае успеха в карьерном росте или бизнесе склонность к индивидуализму стремительно растет и вся слава за достигнутое приписывается себе самому. Что же касается коллективизма, то он рельефно проявляется в периоды неудач и экономических потрясений. В этом случае ответственность делегируется другим (коллегам по работе, руководству организации, государству). Восточные общества обычно тяготеют к коллективистской культуре. В Европе к ним относят Испанию, Португалию, Грецию и, как это ни странно, Австрию. К индивидуалистической культуре — северные страны. Характерно, что степень индивидуализма населения, как правило, растет по мере роста средних доходов на душу населения. Слайд 10.16 СЕМЬЯ
Доминирование индивидуализма или коллективизма в системе ценностей данного общества находит отражение вособенностях воспитания и формирования личности в семье, школе и на работе. Так, например, в коллективистском обществе воспитание в семье обычно ведется в духе "мы". Постоянно подчеркивается приоритетность интересов семьи в сравнении с интересами каждого из ее членов. Напротив, индивидуалистская культура стремится развить личность каждого ее члена, сформировать собственное "я". С этой точки зрения мнение, отличное от позиции других членов семьи, не только не подавляется, но и поощряется.
Слайд 10.17 Учёба
Небезынтересен различный подход в коллективистских и индивидуалистских обществах к процессу учебы. В социумах с преобладанием в системе ценностей коллективистских начал обычно считается, что интенсивно учиться надо в молодости. Знания, профессиональная зрелость и т.п. в таких обществах часто являются прерогативой возраста, что затрудняет карьерное продвижение молодежи. В рамках школы и обучения акцент делается на практическую сторону теоретических знаний, т.е. наиболее правильным и эффективным считается обучение, которое концентрируется на том, "как" или "каким образом" сделать что-то. В индивидуалистских обществах обычным и распространенным подходом к образованию является утверждение о необходимости учиться всю жизнь. При этом акцент в обучении делается не на теорию и даже не на ее практическое использование, а на умение самостоятельно научиться тому, что требуется в настоящий момент. Иными словами, школа учит человека не как что-то делать, а как научиться самому что-то делать. Подобный подход объясняется тем, что по мере нарастания объема знаний их усвоение становится невозможным и деструктивным. Скажем, профессиональные знания, полученные в вузе (как и практика их применения), в значительной мере устаревают уже к моменту окончания этого вуза. С этой точки зрения единственным действительно полезным навыком (за исключением неких базовых заделов по профессии) становится умение самостоятельно учиться. В качестве примера, иллюстрирующего разницу подходов и их плюсы и минусы, приведу спор, состоявшийся в Нью-Йорке между двумя мамами-россиянками. Обе мамы — жены дипломатических работников. Суть спора сводилась к попытке сопоставить глубину, фундаментальностьи ценность образования в традиционной российской и американской средней школе. Острота проблемы для спорящих определялась тем фактом, что их дети (примерно одного возраста) учились по разные стороны океана — в Москве и Нью-Йорке соответственно. При этом мама российского школьника напирала на фундаментальность знаний, изучаемых в "нашей" средней школе. "Ты посмотри, — говорила она своей приятельнице, — что они здесь дают по литературе? Ну, что русской литературы здесь не преподают, это понятно. Но они серьезно проходят одного Шекспира. Они не изучают творчество своих писателей. Это же оболванивание собственных детей. Вспомни! У нас в школе обязательно проходят Пушкина, Лермонтова, Толстого, Достоевского, Чехова и многих других... Это дает кругозор". "И много ты помнишь из пройденного в нашей средней школе по литературе? — возражала подруга. — Разжевываем Онегина в шестом, ты вдумайся, в шестом (!) классе. И на всю жизнь отбиваем желание читать русских классиков! А здесь "издеваются" только над Шекспиром. На нем изучают литературные приемы, разбирают характеры. По его пьесам учат пониманию добра и зла. А дальше, если будет склонность, сами прочтут другое. Ты же знаешь, что для тех, кто выбирает литературную специализацию, организуются занятия по другим произведениям. Включая, между прочим, Чехова и Достоевского". Разговор и далее продолжался в этом духе, причем каждая из сторон находила все новые аргументы в поддержку своей позиции. Подведу черту под этим спором, используя кросс- культурное кредо: "Плохих культур не бывает. Бывают просто разные культуры". То же справедливо и в отношении важнейших характеристик, различающих культуры, — коллективизма и индивидуализма.
Слайд 10.18 Работа
Третья ступень горнила социализации, на которую личность переходит после обработки в семье и школе, — это работа. Здесь коллективное программирование ума получает логическое завершение. На этой ступени в индивидуалистических обществах утверждается универсальность законов общества, обязательность для всех неких общих этических стандартов. Здесь же выстраивается система рабочей мотивации и целеполагания. Во главу угла ставится достижение определенных целей, которым подчиняются личные отношения воманде, группе, коллективе. Исходя из этого отношения начальник — подчиненный имеют во многом ролевую окраску, ограниченную стенами офиса. Они определяются достижением поставленных целей и ориентацией на конечный результат. По-иному выстраиваются отношения и формируется поведенческая рабочая этика в коллективных культурах. Здесь законы, правила и мораль в значительной степени изменяются в зависимости от объекта применения. Они одни для "своих" — членов своего коллектива и могут быть сущест-венно другими для "чужаков" — тех, кто не входит в данный коллектив. Отношения между "своими" придают определенную окраску и отношениям начальник — подчиненный, и на решение задач, и на напористость в достижении конечного результата. Здесь появляется много эмоциональных моментов, ролевое и рациональное в известной мере подменяется своего рода моральными обязательствами. Согласно им начальник должен заботиться о подчиненном, который в свою очередь должен проявлять личную (необязательно функционально обусловленную) лояльность по отношению к начальнику.
ДИСТАНЦИЯ ВЛАСТИ Слайд 10.19 Д истанция власти - степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся и при которой члены общества чувствуют себя комфортно. _________________________________________ Дистанция власти изменяется от культуры к культуре в весьма широком диапазоне. Так, например, в одних культурах вмешательство сильной власти рассматривается как ущемление прав индивидуума. В других, напротив, как благо воспринимается "сильная рука", которая и накажет, и поможет. Дистанция власти — это степень неравенства в распределении власти в обществе или организации, которая воспринимается членами общества как нормальная и сама собой разумеющаяся. Культуры с высокой дистанцией власти обычно терпимо относятся к авторитарному стилю управления и чинопочитанию. Для них характерно подчеркнутое сохранение неравенства в статусе, как в формальных, так и в неформальных отношениях. Не случайны в этой связи устойчивое восхищение значительной части общества авторитарно-жестким стилем управления, существовавшим в нашей стране в сталинские времена, и сохраняющаяся фетишизация управленческих способностей И. Сталина. Любое общество объективно тяготеет к дистанции власти, соответствующей традициям национальной культуры вообще и деловой культуры в частности. Попытки доказать преимущества той или иной ценностной системы в дискуссиях между представителями различныкультур обычно бесперспективны. Каждая из сторон будет находить бесконечное количество аргументов в обоснование своей позиции и одновременно "не слышать" аргументов другой стороны, натыкающихся на привычную систему ценностей. С точки зрения налаживания кросскультурных контактов подобные дискуссии просто деструктивны, если не сказать вредны. Поскольку их единственным зримым результатом может быть лишь ухудшение отношений, размывание взаимного уважения, доверия и подрыв сотрудничества. В качестве примера, иллюстрирующего сказанное выше, приведу классический конфликт между поколениями, с которым в той или иной мере сталкиваются все семьи. Я имею в виду повторяющиеся безуспешные попытки представителей молодого поколения откорректировать систему ценностей дедушек и бабушек, заставить (именно заставить!) их идти в ногу со временем. И наоборот — не менее безуспешные попытки дедушек и бабушек доказать молодому поколению вечную ценность их накопленного с годами опыта. Отмечу, что в данном случае обе стороны в целом разделяют одну и ту же национальную систему ценностей. И речь идет лишь о расхождениях, вызванных частичной сменой тех или иных традиционных устоев культуры под воздействием времени и изменений в окружающей среде. Максимальный результат, которого можно достичь в рамках разовой дискуссии о ценностях, — это показать другой стороне сам факт существования иной системы ценностей и попытаться обосновать ее право на существование. Приведем пример. Два человека смотрят на мир через стекла очков, которые они не могут снять. Цвет стекол очков одного человека — желтый. Следовательно, весь мир он видит в желто-золотистых тонах. Стекла очков другого человека — синие. И его восприятие мира носит сине-голубую окраску. Его попытки объяснить "желтоочкарику", что в мире превалируют синие цвета, постоянно отторгаются. Аналогичные попытки "желтоочкарика" объяснить "синеочкарику", что мир желто-золотой, натыкаются на стену непонимания, поскольку противоречат ежедневному опыту разглядывания мира через синие очки. Единственное, чего в данном случае возможно достичь (при условии, что стороны знают о существовании других цветов спектра), — это объяснить каждой из сторон саму возмож-ность восприятия мира в иной цветовой гамме. Дать возможность другой стороне хотя бы взглянуть на мир через иную систему ценностей. И на этой основе согласиться, что иная ценностная система также имеет право на существование. И что, возможно, ее составляющие не хуже и не лучше других. Так сказать, согласиться, что плохих культур не бывает, что бывают просто разные культуры.
Слайд 10.20 Характеристики стран с высокой дистанцией власти: · Сотрудники предпочитают открыто не выражать несогласие с мнением начальства · Наиболее распространен автократический характер власти · Подчиненные ОЖИДАЮТ, когда им скажут, что надо делать · Идеальный руководитель либо предельно автократичен, либо выступает в роли своего рода "отца семействва» · Разрыв в оплате труда сотрудников МОЖЕТ превышать двадцатикратный уровень · Распространено наличие у руководителей привилегий, которое воспринимается как нормальное __________________________ Дистанция власти наиболее велика в восточных культурах. Противоположный полюс — Северная Европа, Англия, США. Высокая дистанция власти отмечается в России и странах СНГ. Особенности, присущие системе ценностей стран с высокой и низкой дистанцией власти, формируются и наиболее четко прослеживаются на трех основных ступенях социализации: в семье, школе, на работе. Слайд 10.21 СЕМЬЯ
Так, в странах с высокой дистанцией власти родители воспитывают детей в духе послушания, культивируется уважительное отношение к жизненному опыту старшего поколения. Если возникают расхождения во взглядах, детей заставляют подчиняться воле старших. В странах с низкой дистанцией власти отношения с родителями строятся на основе равенства и взаимного уважения. Проявления самостоятельности у детей, формирование их собственного характера поощряются. Слайд 10.22 Учеба
В странах с высокой дистанцией власти центральная фигура в школе — учитель. Само обучение носит характер получения максимально полных знаний, комментируемых на основе принятой системы ценностей учителем. Иными словами, педагог — это Учитель с большой буквы, своего рода гуру. А ученикам отводится почетное право "припадать к животворному источнику мудрости", т.е. слушать или, если хотите, внимать словам Учителя. В странах с низкой дистанцией власти полюса меняются местами. В центре всего процесса образования располагается учащийся. Под его нужды разрабатываются и адаптируются программы и предметы. Учитель здесь не кладезь знаний и мудрости, а всего лишь фасилитатор, т.е. человек, облегчающий получение учащимися необходимых знаний и навыков. Сам процесс обучения — не усвоение набора знаний, навыков и жизненной мудрости, собранных Учителем, а объективный процесс познания, по возможности индивидуализированный и подстроенный под способности и потребности каждого учащегося. На работе в странах с высокой дистанцией власти иерархичность воспринимается как естественная, постоянно существующая характеристика любой организации. Лучшим боссом считается великодушный и доброжелательный автократ, своего рода отец для своих подчиненных. Характерно, что роль босса обычно закреплена за определенной личностью, которая, таким образом, становится боссом по определению, так сказать, в любой обстановке (на работе и после работы, на отдыхе). Слайд 10.23 Работа
В странах с высокой дистанцией власти идеальный босс — это не просто менеджер, но и мудрый, харизматический лидер с солидным жизненным опытом и серьезными профессиональными знаниями. Подразумевается, что все основные проблемы решаются исключительно при его участии или хотя бы с его ведома. Подчиненным говорят (а они ожидают, что им скажут), что, как и в какой последовательности надо делать. В странах с низкой дистанцией власти отношения на работе строятся иначе. Здесь иерархия не воспринимается как естественное состояние или единственно возможный базовый принцип построения организационной структуры. Иерархия — это всего лишь временное ролевое неравенство, нужное для удобства управления, повышающее его эффективность. Поэтому руководитель, едва выйдя из офиса, обычно перестает быть боссом для подчиненных и превращается в обычного Дика, Джона, Пита и т.п. В связи с этим лучший босс — это грамотный и наделенный дополнительными ресурсами (как административно-финансовыми, связанными с должностью, так и личными талантами и способностями) демократ. Восприятие иерархии как временного ролевого неравенства обусловливает иной характер взаимоотношений босс — подчиненный. Здесь обычно ничего не приказывают, а советуются с подчиненными и вместе вырабатывают обоюдоприемлемое и сбалансированное решение. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|