ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Хижина” и проблема зла
Какой же ответ дает автор “Хижины” на вопрос о Боге и зле? Он не так прост. Этот ответ требует углубленного размышления и оставляет место для тайны. В самом начале книги автор дает нам понять, что Мак хотя бы отчасти утратил веру в Бога. Мы не знаем, что именно произошло, но видим, что герой не в ладах со своей верой. Роман косвенно говорит нам о том, что семинария породила у Мака больше новых вопросов, чем ответов. У него нет четкого понимания, во что же он верит на самом деле. Тем не менее, Мак не отказывается от христианской жизни. Не живут ли многие из нас в подобном состоянии? Если мы будем честны, мы можем признать, что большую часть времени ощущаем себя примерно так же. А затем любимую дочку Мака похищают и убивают, и от его хрупкой веры в Бога, похоже, не остается почти ничего. На протяжении нескольких месяцев главный герой сердится на Бога и мучается сомнениями относительно Его доброты. Но Бог по своей милости вмешивается в эту ситуацию и приглашает Мака к общению, в котором открывает мучимому сомнениями герою свой характер. И главная тема бесед Бога с Маком – это зло и страдания невинных. Маку нужно немало времени, чтобы уловить суть этих ответов. А их понять непросто. Большинство их нас, подобно Маку, пользуется готовыми накатанными путями, размышляя о Боге и зле. Бог либо имеет ко всему прямое отношение – либо не имеет никакого. Мы достаточно много знаем, чтобы отделаться таким ответом, который произносит Бог в фильме “Бандиты во времени”. На вопрос, почему Он допускает зло, Бог задумчиво отвечает: “Полагаю, это связано со свободой воли”. Такие слова может произнести почти каждый из нас. Однако автор “Хижины” рассматривает эту тему гораздо глубже. И хотя нам может показаться, что его ответ отличается от всех трех перечисленных выше вариантов, он ближе всего к представлению о Боге, который ограничивает себя и допускает зло, чтобы не лишать нас свободы. В ходе разговоров с Богом Мак задает собеседнику вопрос, в котором слышится обвинение: мог ли Бог предотвратить трагедию, случившуюся с Мисси? Это наиважнейший вопрос, и Бог не уклоняется от ответа. “Мог ли я предотвратить то, что случилось с Мисси? Мой ответ – да, мог бы”. Ой! Мы поражены этим ответом вместе с Маком. Что же это значит? Значит, Бог во всем виноват? Нет, виноваты мы – все вместе. Бог объясняет, что Он (три божественных Лица) поставил себе границы: “Мы ограничиваем себя из уважения к вам”. Бог объясняет, что он “не останавливает многое” из того, что мог бы. Бог “Хижины” не занимается постоянным “ремонтом” этого мира. Он не ставит преград для многих злоупотреблений свободной волей, потому что уважает нашу свободу и наш выбор. Мак спрашивает: “Так почему же ты все не исправишь? Я имею в виду землю”. Бог отвечает: “Потому что мы отдали ее вам”. “А вы можете забрать ее обратно?” – продолжает вопрошать Мак. “Конечно, можем. Но тогда история закончится до назначенного срока”. Мак в недоумении смотрит на Иисуса, который произнес эти странные слова. Иисус терпеливо объясняет:
Я никогда не направлял ваш выбор, не заставлял вас делать то или иное даже в тез случаях, когда вы творили что-нибудь разрушительное или болезненное для себя и других…
Насаждение своей воли – это как раз то, чего любовь не делает. Истинные взаимоотношения отличает смирение, даже когда ваш выбор бесполезен или неверен.
Вот с чего начинается ответ на вопрос, почему в Божьем мире так много зла и страданий невинных. Ради любви Бог ограничивает свою власть, Он как бы связывает себе руки ради нас. Он не желает нас контролировать подобно тому, как добрые и любящие родители стараются избежать контроля над жизнью своих взрослеющих детей. Он указывает направление, однако Он не принуждает. Я, правда, не совсем уверен в том, что настоящая любовь никогда никого не вынуждает что-то делать. Мне кажется, автор “Хижины” заходит слишком далеко, говоря о самоограничении власти Бога ради нашей свободной воли. Это слишком близко к деизму (отрицающему участие Бога в истории) или к “богословию процесса” (где предполагается, что Бог не имеет власти преодолеть зло). По крайней мере в одном месте романа прямо говорится о том, что Бог вмешался ради предотвращения великих трагедий, хотя люди о том и не подозревают. Может показаться, что это противоречит тому, что Янг говорит во многих других местах. И здесь мы сталкиваемся с невообразимой вещью. Сразу после слов о том, что Бог нас не принуждает, Иисус говорит Маку, что Бог смиряется перед нами. Мы нечасто слышим такие слова в проповедях! Изумленный Мак спрашивает: “Как это возможно? С чего бы Творцу вселенной смиряться передо мной?”. “Потому что, – отвечает Бог, – мы хотим, чтобы ты вошел в наш круг взаимоотношений. Мне не нужны рабы, покорные моей воле, Мне нужны братья и сестры, которые будут жить вместе со Мной”. В этом “Хижина” глубже заглядывает в проблему зла и идет дальше традиционного объяснения свободы воли. Бог, которого показывает нам “Хижина”, не просто ограничивает себя, Он отказывается от управления и передает его нам, так что мы получаем способность Его любить или причинять Ему боль! У меня это вызывает некоторые сомнения. Мне кажется, это слишком, когда Мак восклицает: “Господь и слуга… От этого Он еще больше Бог, мой слуга”. Здесь есть доля истины, но автор, несомненно, мог бы выразить ее более удачно. Бог Библии любит нас и заботится о нашем благе, но Он всегда остается нашим Господом и повелителем (всегда любящим и желающим нам добра). Он наш Бог, и мы должны Ему поклоняться и смиряться перед Ним. Таким образом, присутствие зла в благом мире, сотворенном Богом, отчасти можно объяснить тем, что Бог ограничил Свою власть ради нашей свободы. В “Хижине” говорится, что Бог вынужден отказаться от попыток пресечь всякое зло и устранить страдания из нашего мира. Почему? Это – тайна. Говоря об этом с Маком, Бог ссылается на “цели, которые ты, вероятно, не способен понять сейчас”. Другими словами, у Бога есть свой замысел, и этот замысел включает в себя уважение к нашей свободе, но почему Он иногда вмешивается в ход событий, нам пока не дано понять. Значит, Бог мог бы предотвратить смерть Мисси. Он был в силах это сделать. Но по каким-то неведомым причинам в данном случае Он не мог вмешаться. Несомненно, Бог подчиняется правилам, которые знает только Он сам. Почему же ограничения, которые Бог наложил на свою власть, и наша свободная воля порождают столько мерзких и бесчеловечных поступков, которые причиняют боль даже самому Богу? Что у нас не в порядке? В “Хижине” нарисована довольно мрачная картина нашего мира. Бог передал этот мир нам, и мы устроили здесь великий беспорядок. Мы заявили о своей независимости и решили, что понимаем добро и зло лучше, чем Бог. Богословы называют это грехом гордыни или идолопоклонством самому себе. Мы поставили себя на место Бога, хотя совершенно не способны играть эту роль. По словам Блеза Паскаля, мы – короли, сидящие на покосившихся тронах и держащие в руках сломанные скипетры. Мы ограничены и живем после падения. Бог сотворил нас по Своему образу и подобию и дал нам власть над всем творением. Но мы взбунтовались против своего Творца и разрушили все, что нас окружает, и самих себя. Бог как бы отвечает человеку, требующему для себя независимости: “Если ты захочешь обойтись без нас, пожалуйста”. Эти слова могут показаться холодными и жестокими. Но что еще может сделать Бог? Что еще может сделать родитель, который с болью смотрит, как его взрослый ребенок злоупотребляет своими правами, чтобы разрушать себя и других? Разумеется, это не значит, что Бог отказался взаимодействовать с нами. Весь роман “Хижина” посвящен искуплению, Бог спасает этот бунтующий мир. Но Он не хочет отнимать у нас свободу.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|