ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 7. Моисей встречается с Платоном
Мне кажется, что Пифагор, Сократ и Платон во всем старались следовать ему [Моисею].
Аристобул второй век до н.э.*
ПОСМОТРИМ, СМОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ОТГАДАТЬ, КАК ЗВАЛИ этого иудейского учителя первого века. Он говорил о божественном Слове, которое уподоблял потоку. Он побуждал духовного искателя, которого сравнивал с бегуном, напиться из потока' и обещал, что тот, кто сделает это, обретет “вечную жизнь”.2 Он говорил о Логосе, или Слове, как о посреднике между Богом и человеком.3 Кто это? Павел? Иоанн? Иисус? Попытайтесь еще раз. Это Филон Александрийский. Он жил во времена Иисуса и верил в реинкарна-цию. Некоторые части Нового Завета кажутся отголосками его учений. Его “Слово” звучит как “Слово” Иоанна, которое “было в начале у Бога”.4 Его водный поток приводит на память “воду живую”, о которой Иисус говорит в Евангелии от Иоанна, что она течет “в жизнь вечную”.5 Филон (20 г. до н.э. — 50 г. н.э.) сыграл важную роль в уникальном соединении греческой и иудейской философий, что последовало за покорением Александром Великим Египта и Палестины. Благодаря его произведениям мы можем лучше понять параллели между иудаизмом первого века и христианством. Александрия, родина Филона, — египетский город. Александр основал ее в 332 году до н.э. в дельте Нила при впадении его в Средиземное море. К первому веку до н.э. Александрия была, возможно, крупнейшим городом Средиземноморья. Находясь под властью династии Птолемеев, наследников одного из полководцев Александра, она привлекала выходцев из Италии, Греции, Среднего Востока, включая и большое число евреев. Она стала финансовым и торговым центром. Александрийские евреи преуспевали в торговле зерном, папирусом, льном и стеклом, благодаря чему город стал величайшим базаром в мире. Птолемеи (четвертый-первый век до н.э). относились к ним с уважением, римляне оказывали им особое покровительство. Богатые александрийские евреи поддерживали Иерусалимский храм. Во времена Христа в Александрии жило больше евреев, чем во всей Иудее. Крупнейшая из александрийских синагог, описанная в Талмуде, могла вместить вдвое больше людей, чем Моисей вывел из Египта. В ней находилось семьдесят золотых престолов, “украшенных драгоценными камнями и жемчугом”, и была она столь велика, что “нужно было подавать сигнал флагами, когда людям следовало произносить “Аминь”.6 За время жизни двух поколений с момента основания Александрии греческий стал основным языком, на котором писали александрийские евреи. В третьем веке до н.э. был сделан перевод на греческий язык “Пятикнижия” (первые пять книг Библии). На греческом же был записан ранними христианами и Новый Завет.
Греческий мистицизм в еврейской среде
В течение нескольких веков до рождества Христова греческие идеи преобразили иудаизм. Некоторые ученые, например, заходят столь далеко, что называют иудаизм того времени эллинистической религией, другими словами, религией, находящейся под влиянием греческой культуры на том этапе ее развития. Может показаться несообразной сама мысль о попытках примирить иудаизм, его ревнивого Бога и пламенных пророков с многобожием и философскими размышлениями греков. Но многие евреи занимались именно этим. Исследователи считают, что в действительности ни талмудистский иудаизм, ни христианство не смогли бы развиться без смешения философий, которое началось при Александре и еще активнее продолжилось при римлянах. Как мы увидим, сами отцы церкви брали за основу идеи Филона и других эллинизированных евреев. Хотя широкие улицы Александрии и были уставлены статуями греческих богов, немногие из образованных людей поклонялись им. И евреи, и греки искали нового религиозного подхода. Они искали аллегории в писаниях — греки у Гомера, а евреи в “Торе”. Некоторые евреи обнародовали доселе скрытые аспекты иудейского мистицизма и соединили их с греческим мистицизмом Пифагора и Платона. По прошествии времени определить, где кончается одно и начинается другое, стало так же трудно, как в пироге отделить яйца от муки. Еще во втором веке до н.э. Аристобул, духовный предшественник Филона, заявлял о том, что греческие философы выросли на учении Моисея. Аристобул был евреем, происходившим из семьи помазанных священнослужителей, и наставником одного из Птолемеев, предков Клеопатры. Он говорил, что Пифагор, Сократ и Платон следовали Моисею, особенно в своих представлениях об устройстве мира. Аристобул был знаком и с учением орфиков и утверждал, что Орфей тоже “подражал Моисею”.7
Святой Филон?
Филон, современник Иисуса, наставник отцов церкви и выдающийся мистик пользовался огромным уважением в еврейской общине. Значит, его идеи не могли существенно отличаться от общепринятых. Его семья была одной из самых состоятельных в Александрии, и он, являясь заметной фигурой, исполнял важные поручения общины Когда в 39-40 гг. н.э. антисемитские настроения в Александрии вылились в акты насилия по отношению к евреям, Филон был избран главой еврейской делегации, отправившейся в Рим к императору Калигуле с прошением о помощи. Причина, по которой его произведения сохранились до наших дней, заключается в их популярности среди христиан. На протяжении второго-пятого веков отцы церкви, в особенности Климент Александрийский, Ориген и Амвросий, изучали его труды и прививали некоторые его идеи зарождающемуся христианству. Позднее некоторые христиане пытались утверждать, что Филон был обращен в христианство, а святой Иероним говорил, что он встречался с апостолом Петром во время поездки в Рим.8 Историк церкви Евсевий (ок. 260-340 гг.) поведал нам, что “Филон был широко известен как один из величайших ученых”.9 Византийские манускрипты часто называют его “епископом”,10 а некоторые изображают его в расшитом крестами облачении святого. Филон был мистиком. Он верил, что целью жизни является непосредственное общение с Богом и последующий за тем священный союз с Ним. Он и другие, принадлежавшие к его школе, толковали Писания как хроники прохождения духовного пути, в которых говорится о том, как душа может освободиться из телесной тюрьмы и вернуться в высший духовный мир, свой родной дом. (Филон Александрийский был учителем и современником Иисуса. Христиане последующих веков почитали его и сберегали написанное им. Этот рисунок сделан с иллюстрации христианской рукописи девятого века, на которой он изображен как христианин (обратите внимание на кресты на его облачении). Филон давал учение и о реинкарнации, и о возможности стать единым с Богом). Филон использовал аллегорический стиль, придавая скрытый или символический смысл описанию людей и событий Ветхого Завета. Историю Эдемского сада он представлял как отражение духовного поиска, где Адам и Ева символизируют аспекты всякого человеческого существа. Адам представляет разум, а Ева— чувственное восприятие. По словам исследователя Самуила Сэндмела, Филон сознавал, что “нас вряд ли заинтересует какое-либо путешествие, проделанное кем-то давным-давно, разве только духовное путешествие, которое мы тоже можем совершить”.11 По мнению Филона даже непонятные ограничения в пище, предписанные евреям законом, становятся символами духовного пути. Книга “Левит” запрещает употребление в пищу ползающих “крылатых насекомых”, но позволяет есть “тех,.. у которых есть голени выше ног, чтобы скакать ими по земле”. 12 Два типа насекомых, согласно Филону, символизируют два типа душ. Насекомые, не умеющие “скакать”, — это души, привязанные к Земле. Прыгающие насекомые представляют собой души, "воспаряющие ввысь", принимая "небо вместо земли, а бессмертие вместо разрушения"". Другими словами, прыгающие насекомые предпочтительнее, так как представляют собой души, способные освободиться из заточения смертного тела. Аллегорические интерпретации такого рода могут показаться нам странным сегодня, но в первом столетии в них не было ничего необычного. Апостол Павел, например, использовал аллегорию в своём "Послании к Галатам", сравнивая жену Авраама Сару и её служанку Агарь с двумя заветами, которые Бог установил со своим народом. Филон о реинкарнации
Реинкарнация входила в систему мировоззрения Филона, и он подробно исследовал её. Он писал: "Те [души], что поддаются желанию смертной жизни,.. снова возвращаются к ней". Похоже на то, что Филон усвоил образы Платона для описания истории души. Он говорит, что жизнь подобна реке, течение которой увлекает души. Души ангелов ни вступают в этот поток, но являются “служителями и помощниками” Отца. Другие души подхвачены потоком и поглощены “водоворотом его стремительного течения”. Тем не менее они еще способны подняться на поверхность, преодолеть течение и воспарить “ввысь, возвращаясь туда, откуда пришли”.' Здесь мы можем заметить влияние идей Орфея и Платона на мышление Филона. Так он говорит, что души, освобожденные от тел, это “те, которые были обучены возвышенной философии, представляли себе умирание от начала до конца, как жизнь тела, имеющую целью обретение наследия внетелесной и непреходящей жизни”.17 Души, которые остаются в потоке, возвращаясь в смертные тела после смерти, — это те, кто пренебрег мудростью и остался привязан к “мертвым останкам, связанным с нами, то есть к телу или к вещам еще более безжизненным, чем оно, таким, как слава, деньги, положение в обществе и почести”18 Что же влечет души вернуться к смертной жизни? Филон утверждает, что привязанность к вещам плотским и страстное желание обладать ими. А как же те, кто идет по пути к бессмертию, но умирает прежде, чем достигает его, — те, кто не настолько хорош, чтобы отправиться на небеса, и не настолько плох, чтобы попасть в ад? Филон предполагает, что им будет позволено испытать следующие жизни, дабы подготовить себя к освобождению от смертного состояния”. 19 Если Филон давал учение о перевоплощении душ, можно предположить, что это делали и другие мистики его времени. Вряд ли Филон был одинок в своей работе. Скорее он принадлежал к некой мистической традиции. Сэндмел считает, что аллегорические толкования Филона “столь тщательно разработаны”, потому что создавались “на протяжении довольно длительного времени” и были отражением “не одного ума, но многих”. Филон — не единственный известный нам еврейский мистик, который давал учение о реинкарнации. Учили этому и каббалисты. Исследователи отмечали сходные черты учения Филона и каббалы. Эрвин Гудинаф, один из знатоков творчества Филона, выдвигает предположение, что “каббала имеет сходство с его идеями не потому, что представляет собой учение, выработанное на основе произведений Филона следующими поколениями, но потому, что основывается на великой традиции”, которая возникла, когда впервые смешались еврейская и греческая философии. Тогда можно предположить, что учения каббалистов о перевоплощении душ действительно могли основываться на древнееврейском мистицизме.
Оказал ли Филон влияние на Иисуса?
Нам известно, что Филон оказал воздействие на развитие христианства благодаря своему влиянию на отцов церкви. Но не мог ли он также повлиять и на основателей религии? Большинство современных ученых отвергает мысль о том, что Иисус или Павел читали Филона. Однако они признают: некоторым авторам Нового Завета несомненно были знакомы темы, интересовавшие Филона. К ним можно отнести Павла, авторов Посланий Иоанна и “Послания к Евреям” (вероятно, это был не Павел). Филон и создатель “Послания к Евреям”, как пишет исследователь Рональд Нэш, “разделяли общее наследие эллинистического иудаизма Александрии”. 2 Но Иисус жил не в Александрии, он был в Палестине. И некоторые ученые полагают, что он никогда не покидал ее. Была ли философия Филона достоянием лишь Александрии и других мест, где жили рассеявшиеся [среди других народов] евреи, или она достигла и евреев Палестины? Известно, что Филон поддерживал связи с Палестиной. Его отец жил там, прежде чем перебрался в Александрию, а сам Филон совершил по меньшей мере одно паломничество в Иерусалим. Между александрийской и палестинской общинами также существовали крепкие связи. Брат Филона Александр, надзиравший за таможенными сборами в Александрии, жертвовал золото и серебро, которым были облицованы девять врат Иерусалимского храма. Он же спас от разорения иудейского царя Ирода Агриппу I (правившего в 37-44 гг. н.э.). Ученые расходятся во мнении, оценивая степень взаимного влияния евреев Александрии и Палестины. Чаще всего они соглашаются с мнением Мартина Генгеля о “многих возможностях обоюдного влияния” при “тесных связях, существовавших между Александрией и Иерусалимом во втором и первом веках до н.э.”. 3 Эти два города разделяли 315 миль, которые и ворона перелетит, и трудно поверить, что жившие в них евреи не обменивались мнениями по религиозным вопросам. По меньшей мере, мы можем рассматривать произведения Филона как еще одно доказательство того, что учение о реинкарнации было частью раннего иудаизма, и как один из возможных путей проникновения этого учения в христианство. Если мы выясняем, какие воззрения на перевоплощение душ характерны для Палестины, то можем обратиться к уже рассмотренным свидетельствам (глава 5), указывающим на существование веры в реинкарнацию у фарисеев и ессеев. Обе эти еврейские секты были палестинскими. И Филон тоже писал об ответвлении ессеев, названных терапевтами, и разделял их воззрения. Иисус, подобно Филону, мог прийти к вере в перевоплощение душ через мистический иудаизм. Мог он получить эти представления (или утвердиться в них) и из другого источника — с Востока.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|