ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 5. Реинкарнация в иудаизме
Если человек умирает до времени, что происходит с его непрожитой жизнью, его радостями и печалями, с мыслями, которые он не успел развить, делами, которые у него не было возможности совершить?...Жизнь человеческая не может быть потеряна. Когда человек преждевременно умирает, душа его возвращается, дабы завершить отрезок жизни, данной ему на Земле, закончить начатый им труд, испытать радости и горести, узнать которые ему не довелось. С. Ански, “Диббук”* КОГДА ВЫ ВИДИТЕ ГРУППУ ЕВРЕЕВ-ХАСИДОВ С ИХ характерными черными шляпами, пейсами и длинными черными пиджаками, знайте, что перед вами люди, которые верят в реинкарнацию. Но большинству из нас не известно, что эта идея присутствует в иудаизме. В действительности, как станет видно из данной главы, в этой религии ее след тянется от средних веков к дохристианской эпохе. Своими представлениями о реинкарнации хасиды обязаны каббалистам, средневековым мистикам-иудеям. Хасидизм представляет собой форму иудаизма, которую основал в восемнадцатом веке в Польше равви Израиль Баал Шем Тов (ок. 1700-1760 гг.). Он взял элементы Каббалы и сделал их доступными для простых людей. Движение это распространилось по всей восточной Европе. Реинкарнация является основополагающей идеей хасидизма. В одной хасидской молитве, которая читается перед отходом ко сну, испрашивается прощение “каждому, кто вызывал мой гнев или раздражение... в этом воплощении или каких-либо других”. Нижеследующее еврейское мистическое сказание шестнадцатого века является иллюстрацией веры в перевоплощение душ. В нем рассказывается о том, что известный каббалист рабби Исаак Лурия (1534-72 гг.) однажды указал своим ученикам на камень в стене, в котором, по его словам, была заключена душа. “Она страдала в колесе перерождений [реинкарнации]... Все, что ей нужно для освобождения, — это молитва”. Ученики стали молиться об освобождении этой души от круга перерождений. В сказании говорится, что, закончив молитву, они услышали хлопанье крыльев, хотя нигде не было видно ни одной птицы.2 Душа была свободна. И каббалисты, и хасиды говорят, что в каждом заключена божественная искра, и человеку назначено освободить эту божественную искру, как определяет это Бен Цион Боксер, и объединиться в “более обширном союзе творения и Творца”. Реинкарнация и союз с Богом — идеи-близнецы — были частью иудаизма по меньшей мере со времен Христа. Однако они часто замалчивались, либо хранились в тайне. Мистицизм, который проповедует стремление как к непосредственной связи с Богом, так и к единению с Ним, с легкостью может быть неправильно истолкован как нарушение первой заповеди: “Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим”.4 Следовательно, мистики подвергали себя риску быть обвиненными в кощунстве. А посему учителя, практиковавшие мистицизм, оберегали свои секреты так же тщательно, как Скинию. Они хранили тайны и передавали их в устной и письменной традициях, переживших века. В девятнадцатом веке, однако, мистицизм был почти сплошь запутан раввинами, которые хотели, чтобы их вера заинтересовала выразителей взглядов научного мира. Затем, в двадцатом веке ученые вновь открыли мистический иудаизм вместе с его идеями о реинкарнации и божественном единстве. “Манускрипты Мертвого моря” и другие древние иудейские рукописи подтверждают, что мистицизм был важной составляющей раннего иудаизма. Гершом Шолем (1897-1982 гг.)— известный еврейский ученый считал, что иудейский мистицизм возник до Каббалы и до пришествия Христа. Некоторые каббалисты заявляли о том, что их традиция, в действительности, восходит к Моисею. Возможно, нам не удастся проследить ее истоки, так как большинство учений никогда не было записано, а передавалось устно и под секретом. Тем не менее мы можем обнаружить свидетельства этих мистических воззрений в раннем дохристианском иудаизме. То течение, которое сейчас известно как традиционный, или талмудистский, иудаизм, было основано группами раввинов, изучавших и толковавших Писания в последние века перед пришествием Христа. Многие ученые осознают теперь, что во времена Христа мистический и талмудистский иудаизм составляли единое целое — раввины, бывшие основателями традиционного иудаизма, также были мистиками. Таким образом, если Иисус давал учение о реинкарнации и божественном единстве, как я полагаю, он мог перенять эти идеи у великих современных ему учителей. Загробная жизнь
Реинкарнация является одним из нескольких противоречащих друг другу представлений иудаизма о загробной жизни. Одно из распространенных мнений состоит в том, что не существует ни души, ни жизни после смерти. Люди, как говорится, живут лишь в своих потомках. Внимание Ветхого Завета к генеалогии — “потомкам” — является яркой иллюстрацией такого представления Современная версия этого воззрения гласит, что умершие продолжают жить в своих добрых делах и в памяти людской.6 Второе представление — это Шеол Ветхого Завета. Сказано, что это место забытья и молчания, где развоплощенные духи живут отдельно от Бога, не ведая ни искупления, ни наказания. Люди верили, что с этими духами можно войти в контакт, как было, когда царь Саул попросил эндорскую ведьму вызвать пророка Самуила. Третьим представлением о загробной жизни является воскресение — тела восстанут от смерти некогда в будущем. Во времена Христа существовал большой выбор идей, касающихся того, кто удостоится воскресения и где и когда оно произойдет. Четвертой альтернативой была реинкарнация. В иудаизме идея реинкарнации в своей наиболее разработанной форме представлена в трудах каббалистов. Если мы поймем идею реинкарнации в Каббале, то сможем яснее увидеть ее следы, идущие из времен Христа.*
Мистическая нить реинкарнации
Самый ранний из известных каббалистических текстов “Сефер ха-Бахир”, изданный около 1180 года,7 трактует реинкарнацию как данность. В нем приводится диалог о реинкарнации для объяснения злой судьбы: Вопрос: “Отчего благоденствуют злодеи, а праведные страдают от зла?” Ответ: “Оттого, что праведник был... злодеем в прошлом и сейчас несет наказание”.8 Вопрос: “Значит, он несет наказание за поступки, совершенные в детстве?” Ответ: “Я не говорю о его нынешней жизни. Я говорю о том, кем он уже был, раньше”.9 Другими словами, “Бахир” поведал нам о том, что плохое случается с хорошими людьми потому, что они совершали дурные поступки в прошлых жизнях. Древние учителя-раввины, толковавшие иудейские писания, ввели практику замены одних слов другими. Таким образом каббалисты пользовались древней системой согласования сокровенных смыслов. В “Бахире” используется прием “открытия” реинкарнации в Ветхом Завете, сообщается, что библейский термин “род” может быть заменен на слово “воплощение”. Таким образом каббалисты создали собственное толкование завета, который Бог установил с Авраамом и его семенем. Бог сказал: “И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный”.10 Они считали, что Бог заключил этот договор с семенем Авраамовым не только на одну жизнь, но и на тысячи воплощений." Тем, кто скептически относится к мнению каббалистов, Ветхий Завет предлагает менее эзотерическую ссылку на реинкарнацию. Бог сообщает пророку Иеремии, что знал его до зачатия. “Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя”.' В этом отрывке подразумевается, что душа Иеремии существовала до его рождения в шестом веке до нашей эры. Традиция иудейской мудрости
Вера в предсуществование — в то, что душа существует до воплощения в теле, часто связывается с понятием реинкарнации. Эта идея появляется в письменных источниках иудейской мудрости, относящихся к периоду между шестым и первым веками до нашей эры. “Книга премудрости Соломона”, включенная в Писания римской католической церковью, но не принятая церковью протестантской, содержит понятия кармы и предсуществования души. Неизвестный автор этой книги, который называет себя Соломоном, пишет: “Был я, поистине, ребенком даровитым, выпала мне на долю душа благородная, либо, будучи благородным, я вошел в тело чистое” Совершенно очевидно, что автор верил в существование души до тела. Поскольку душа была “благородной”, она вошла в тело чистое. Если душа никогда прежде не рождалась в земном теле, когда и где она сделалась благородной? Автор дает понять, что хорошая карма прошлого воплощения следует за душой, а импульсы личности, эго и характера накапливаются. Вдобавок к упомянутым источникам мудрости между 250 годом до н.э. и 200 годом н.э. иудеи создали большое количество писаний. Многие из них были составлены от имени знаменитостей Ветхого Завета, таких как Енох и Моисей. Одно из них, “Завет Нафтали”, вероятно, создавалось в течение третьего века до н.э. Этот текст претендует на то, что является последними словами Нафтали, который был отцом одного из двенадцати колен Израилевых. Нафтали говорит, что Бог создает тело “в соответствии с духом” и “внедряет дух, соответствующий силе телесной”. Иными словами, создает тела, подходящие душам, которые будут в них обитать. Как утверждает Нафтали, “между одним и другим [между телом и духом] нет расхождений и на треть толщины волоса”. Богу известны возможности тела до того, как он вкладывает в него душу, говорит Нафтали: “Как горшечнику известно назначение всякого сосуда и то, к чему он пригоден, так и Господь знает о теле, доколе оно будет привержено добродетели и когда покорится злу”. Снова автор обращается к идее существования души до тела. И как мы увидим далее, не так уж далеко от предсуществования до реинкарнации.
Ессеи и фарисеи
Дальнейшие свидетельства в пользу существования идеи реинкарнации в иудаизме мы обнаружим, исследуя взгляды двух влиятельных сект времен Христа — ессеев и фарисеев. Вероятно, ессеи основали религиозную общину, развалины которой находятся у Кумрана на северо-западном берегу Мертвого моря. Эта община существовала со второй половины второго века до н.э., пока римляне не стерли ее с лица земли во время Иудейской войны 66-70 годов. Еврейский историк первого века нашей эры Иосиф поведал нам, что ессеи вели образ жизни, “подобный тому, как жили” последователи греческого философа Пифагора. Нам известно, что Пифагор преподавал учение о реинкарнации. По утверждению Иосифа, ессеи верили в бессмертие и предсуществование души. Верили они, по его словам, и в то, что душа существует отдельно от тела. Души “соединены со своими телами, как в тюрьме”, но когда “освободятся от оков плоти”, “радуются и воспаряют ввысь”.16 Как мы узнаем из следующей главы, эти воззрения очень похожи на пифагорейские представления о душе. Если ессеи разделяли такие убеждения, то вполне могли разделять и веру пифагорейцев в перевоплощение души. Иосиф предполагает также, что фарисеи, основатели талмудистского иудаизма, верили в реинкарнацию. По его словам фарисеи считали, что души дурных людей несут после смерти наказание, а души добрых людей “переносятся в другие тела” и им “дается сила возродиться и жить снова”.18 Некоторые ученые полагают, что это ссылки на реинкарнацию, в то время как другие относят данные слова к воскресению мертвых. Фарисеи были самой популярной еврейской сектой. Саддукеи — другая известная секта в Палестине — не придавали особого значения жизни после смерти. Но они и не являлись представителями большинства. Новое свидетельство, сообщенное “Манускриптами Мертвого моря”, указывает на то, что фарисеи главенствовали в Иерусалимском Храме большую часть времени между 164 годом до н.э. и 37 годом н.э.19 Таким образом, если фарисеи верили в реинкарнацию, это может означать, что огромная часть палестинских евреев разделяла их убеждения. После того как в 70 году н.э. Иерусалим был разрушен римлянами, а евреи в очередной раз рассеяны по свету, фарисеи стали центром талмудистского иудаизма. Если Иосиф Флавий прав в отношении веры фарисеев в реинкарнацию, мы можем вполне определенно утверждать, что эта идея была присуща дохристианскому иудаизму. И, как было сказано выше, у нас также есть доказательство того, что раввины, основавшие талмудистский иудаизм, стремились к мистическому союзу (см. также главы 22 и 23), который, как мы убедились, является верованием, родственным реинкарнации.
Божественные видения
За несколько столетий до Христа еврейские раввины начали тайно практиковать тщательно разработанную систему ритуалов, целью которой было достижение мистического видения божественного существа на престоле. Это видение стало символом единения с Богом. Ради него раввины постились, очищались и часами повторяли имена Бога. Они рассказывали, как восходили через небесные дворцы в своем путешествии к лучезарным существам Света. Эта система была известна под названием мистицизма Меркавы, или мистицизма “престола-колесницы”. Также она получила известность как Хекха-лот, или “дворцовый” мистицизм, — название связано с “дворцами”, через которые проходили мистики. Система мистицизма Меркавы основывается на первой главе “Книги Пророка Иезекииля”, в которой рассказывается о том, что пророк видел божественное существо, явившееся “от севера”, окруженное “великим облаком... и сиянием”. В облаке находилась повозка, или колесница, которую влекли “четыре животных” — херувимы. Божественная фигура восседала над головами созданий на подобии “престола по виду как бы из камня сапфира”.20 Раввины, составлявшие “Талмуд” (с третьего по пятый век н.э.), знали о мистицизме Меркавы и могли практиковать его. Однако, возможно, опасаясь обвинений в кощунстве, они не обучали ему открыто, но оставляли лишь для самых близких учеников. Похоже, что каббалистический текст “Бахир” связан с мистицизмом Меркавы, так как в нем использован термин Ma'ace Мер-кава, буквально “Движение Колесницы”. Как мы увидим, некоторые отрывки в христианских писаниях отражают идеи Меркавы и Хекхалот. Это означает, что Иисус или Павел возможно были знакомы с этой традицией. Но можно ли быть уверенным в том, что она предшествовала христианству? Мистики заявляли о том, что их традиция передавалась со времен Ветхого Завета. Они утверждали, что увиденная Иаковом лестница, поднимающаяся в небеса, и восхождение Моисея на гору Синай для бесед с Яхве (Богом Ветхого Завета) были примерами мистического общения. Тем не менее, нет способов подтвердить их заявления. Большинство произведений Меркавы были написаны после Ветхого Завета, между концом второго и пятым или шестым веками н.э. Некоторые исследователи полагали, что мистицизм Меркавы не мог сложиться раньше второго века. Другие указывают на дохристианские рукописи, в которых содержатся описания как божественных видений, так и восхождений на небеса. Этот спор был успешно разрешен благодаря “Манускриптам Мертвого моря” — собранию древних рукописей, найденных пастухами-бедуинами в 1947 году. К настоящему моменту в пещерах близ Кумрана обнаружено более восьмисот документов, в основном, во фрагментах. Среди них комментарии к Библии, пророчества, устав общины и отдельные части каждой из книг иудейской Библии.21 Большинство ученых считает, что рукописи принадлежали ессейской общине Кумрана. “Манускрипты Мертвого моря” указывают на то, что традиция еврейского мистицизма уходит корнями в первый, если не в третий, век до рождества Христова. Некоторые гимны, найденные в Кумране, подобны гимнам Хекхалота, которые пелись еврейскими мистиками. Один из текстов дает несомненное свидетельство о мистицизме Меркавы. Он называется “Песнь субботнего жертвоприношения”. Исследователи относят его к первому веку до н.э., хотя он мог быть списком с более раннего труда. В этом гимне говорится о видении божественного существа на престоле-колеснице, окруженного блистающим светом и ангелами. Анализируя данный текст, ученый Нейл Фуджита доказывает, что евреи весьма вероятно “исповедовали мистицизм, связанный с колесницей-престолом Бога... еще до основания секты у Кумрана во втором веке до н.э.”2 Отрывки из “Первой Книги Еноха”, которая считается древнейшим свидетельством мистицизма Меркавы, также были найдены в Кумране. Автором книги считается Енох, “седьмый от Адама”.23 В “Бытии” (5:24) сказано, что он “ходил... пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его”.24 В четырнадцатой главе, написанной, вероятно, в третьем веке до н.э., говорится о восхождении Еноха на небеса. В этом описании содержится характерный элемент опыта Меркавы — восхождение на небо и видение божественного существа на престоле, “по виду подобном хрустальному с колесами как бы солнце сияющее... И Слава Великая восседала на нем”.25 Если практика Меркавы существовала в третьем веке до рождества Христова, на что указывает “Книга Еноха”, тогда она несомненно присутствовала и в иудаизме первого века. В пятой части нашей книги мы рассмотрим, был ли Иисус знаком с нею. В поисках свидетельств присутствия мистицизма Меркавы в раннем христианстве мы исследуем преображение, описание Павлом восхождения на “третье небо” и гностические тексты. Если удастся обнаружить следы идей-близнецов — единения с Богом и перевоплощения души — в раннем христианстве, то мы, возможно, найдем ключи к сути проповеди Иисуса.
Новый завет
Прежде чем приступить к исследованию учений Иисуса о перевоплощении души, мы рассмотрим, что оказало наиболее сильное влияние на иудаизм его времени На протяжении долгих и трудных веков от Давида до Иисуса Израиль несколько раз покорялся завоевателям. Израильтяне усваивали представления победителей — сначала ассирийцев в восьмом веке до н.э., а два века спустя вавилонян и персов. Но самое значительное воздействие на иудаизм было оказано в четвертом веке. К тому времени многие евреи возвратились в Палестину из Вавилона после того, как отличавшийся терпимостью персидский царь Кир, покоривший Вавилон, дал им разрешение вновь отстроить свой храм. Жизнь [в Палестине] оказалась трудной, и работа продвигалась медленно. В это время евреи — и те, кто был в изгнании, и те, кто жил в Палестине, — несомненно задумывались о воздаянии и наказании. Они видели, что добрые дела не всегда вознаграждались, а дурные дела не всегда наказывались. Разве Бог покинул их? Они находили утешение в пророчествах Иеремии, предсказавшего, что Бог установит новый завет, отличный от того, который Он дал, когда вывел их из Египта. “Завет Мой они нарушили”, — сказал ГОСПОДЬ устами Своего пророка. Он предложил новый завет: “...вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат— брата и говорить: “познайте Яхве”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого”. Во всем Ветхом Завете не существует более ясного описания Бога, обитающего внутри [человека]. Поскольку евреи ожидали исполнения этого обетования, они могли искать его и за пределами своей культуры. И, возможно, перед ними открылись новые перспективы, когда покоривший сердца многих светловолосый македонец перевернул мир.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|