ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА 4. Боги в руинах
Сияет собственнъш светом Брахман, Вечно Его присутствие во всех сердцах. Он — всем прибежище. Он — высшая цель... Достигни Его, о мой друг, — единственной цели, к которой стоит стремиться!
Мундакья Упанишада*
МАРК ПРОФЕТ ЧАСТЕНЬКО ШУТИЛ ПО ПОВОДУ вечеринки в Чикаго “Явись в своем прежнем образе”, на которой ему довелось побывать. Гости должны были одеться так, как одевались в одной из прошлых жизней. Одежда буквально каждого говорила о его королевском достоинстве. “Там не было ни каменщиков, ни дворников, ни других представителей подобных профессий, — вспоминал он. — Там собралось гораздо больше королей и королев, чем их было за всю историю человечества”. Трудно обсуждать реинкарнацию, не затрагивая вопроса воспоминаний людей о том, кем они были в прошлом. Мне вспоминались разные жизни, в одних я была знаменитым человеком, в других — ничем не примечательным. Однако вовсе не воспоминания о прожитых — неважно, знаменитых или нет, — жизнях делают реинкарнацию столь важной для христианства. И хотя некоторые люди считают, что подобные воспоминания помогают им разобраться во взаимоотношениях с окружающими или разрешить собственные психологические проблемы, истинное значение реинкарнации состоит в том, что она открывает перспективы. Это означает, что, если в этой жизни человек не нашел Бога, он может вернуться, чтобы попробовать еще раз. Это означает, что и ребенок, который умер, так и не начав жить, и воин, убитый в расцвете лет, могут вернуться, чтобы продолжить начатое. Неотъемлемой частью почти всех религиозных систем, проповедующих перевоплощение душ, является идея, что человек обладает потенциальной возможностью стать Богом. Божественный потенциал описан как семя, которое нужно взрастить, или искра, которую требуется раздувать, с тем чтобы они смогли развиться в совершенное богобытие. Реинкарнация дает нам возможность идти по пути такого развития. Легко понять идею вобожествления, если представить скрытую в нас божественность как семя. Сотни или даже тысячи лет может пребывать семя в состоянии сна. Но напоенное водой и светом, оно начинает расти и цвести. “Истинное раскрытие человека суждено найти в божественном семени, что посажено в нем, — говорил Марк Профет. — И семя это является семенем Христа в каждом из нас. В каждом сыне Божьем в миг его сотворения было посеяно это семя”.1 Подтверждение этой идеи Марк нашел в книге “Бытие”: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему”.2 Он учил тому, что божественный образ является семенем божественности в наших сердцах. Если вы представляете себя обладателем божественного семени, то осознаете, что в любое время можете воспользоваться возможностью устремиться к своему богобытию и развивать его подобно тому, как это делал Иисус. Тогда вы выявите то, что всегда было вашим истинным внутренним Богопроявлением. Что значит стать Богом, развить богобытие? Зачем стремиться к этому? Мистики описывали этот процесс, как возвращение к состоянию изначального блаженства, которое мы знали до того, как предпочли отделиться от Бога. Они стремятся вовсе не к всеведению или сверхчеловеческой силе, а главным образом к ощущению единства со всей жизнью. Американские индейцы называли это “сканагоа”. Сегодня многие проповедники Нового Века называют всех людей богами и богинями. Однако тотчас же возникает вопрос; если мы — боги, то почему наш мир в столь удручающем состоянии? Ральф Уолдо Эмерсон ответил на этот вопрос, назвав человека “богом в руинах”.3 Этот яркий образ заключает в себе и ограничивающую нас человеческую бренность, и искру, дающую нам божественный потенциал. Мы — несформировавшиеся Боги. Но у каждого из нас есть возможность прийти шаг за шагом к мистическому единению с этой божественной искрой. Если мы посмотрим на жизнь как на процесс возрождения своего Божественного Я, тогда мы сможем утверждать, что правильнее называть нас Богами в процессе становления, а не богами в руинах. Как же действует Бог в становлении? Может быть, он холоден и отстранен? Может быть, обладает сверхчеловеческими силами? Вероятнее всего. Бога в становлении может быть трудно распознать. Вовсе необязательно обладать сверхчеловеческими силами. Скорее, Богу в становлении присущи все или некоторые качества, которые мы приписываем Христу или Будде. Такие люди, посвятившие себя любви и целительству, спокойны, исполнены мира, смиренны и отзывчивы. Обладая высокой духовностью, они тем не менее весьма практичны в решении мирских проблем. Они научились поддерживать Божественное осознание, занимаясь повседневными мирскими делами. Подобно скульптору, они формируют свою душу по образу Бога, обитающего в них Бога. Эта метафора навеяна Плотином, философом-неоплатоником, который советовал: “Ни на миг не прекращайте работы над своей статуей, пока... не станете этим совершенным творением,.. полностью соответствующим природе вашей сущности”.4 Мне хотелось бы сравнить процесс божественного единения с восхождением по золотой винтовой лестнице. Джордано Бруно представлял это, как путешествие через небесные сферы. Плотин описывал путешествие внутрь [себя]. Другие мистические традиции тоже использовали представление о восхождении по лестнице или о путешествии по небесным дворцам. Позднее мы рассмотрим, какие образы использовались в иудейской и греческой традициях для описания восхождения к божественному и их аналоги в христианской литературе. В каждой религии мистики наметили разнообразные способы достижения единства с Богом. Павел говорил о Христе, который “изобразится” в нас.5 Святые раннего христианства вели аскетический образ жизни и искали божественных видений. Индусы использовали мантры, мудры и всевозможные дыхательные техники, позы йоги и ритуалы. Греческие философы ставили во главу угла поиски знаний. Джордано Бруно считал, что ключом являются “преобразованные разум и воля”,6 равно как и соучастие в “бесконечной любви Бога”.7 В следующих главах мы поговорим подробнее о процессе божественного единения.
Бог внутри
Идея Бога, обитающего внутри, вкупе с идеей перевоплощения, являются центральными темами в индуизме и буддизме. Внимательный анализ обеих идей поможет нам лучше осознать важность понятия реинкарнации для Западной духовности. В индуизме идея реинкарнации тесно связана с представлением о Боге. Несмотря на то, что индусы поклоняются многим божествам, в действительности они почитают их как аспекты единого вездесущего, безличного Бога, называемого Брахман. Этот Бог повсюду. Все полно Им, однако Он непостижим. Он трансцендентен и недоступен восприятию. Он не соответствует нашим определениям времени и пространства. Один индуистский текст характеризует Бога как “вечно сущего во всех сердцах”,8 живущего в каждом человека. Но при этом Бог столь велик, что заключает в Себе все миры. Частица Бога в нас тождественна Брахману и зовется Атман. В другом тексте Атман сравнивается с “крошечным зернышком проса”,9 но также говорится, что он “превосходит небо, превосходит пространство, превосходит землю, превосходит все сущее”.10 По индуистским воззрениям целью жизни является единение с Атманом-Брахманом. Один индийский мудрец поведал нам, что Атман — это “мое собственное “я” — Бог внутри. Он говорит, что должен “слиться с этим “я”.11 Тот, кто достиг такого слияния, или божественного единства, может, оставаясь в смертном теле, получить доступ к беспредельной мощи Бога. Джордано Бруно вторил этому индуистскому учению и, развивая его, писал о том, что назначение реинкарнации— предоставить нам возможность учиться, чтобы выйти за пределы человеческого состояния. Бруно верил, что душа может обрести единство с бесконечным, которое есть Бог, так как все взаимосвязано. Он писал, что и мы, подобно Земле, едины с небесами и звездами. “Каждая душа... неразрывно связана” с “духом вселенной” и пребывает не только там, где живет тело, но и “пронизывает всю безмерность” так, что “сама по себе сила каждой души неким образом присутствует в самых отдаленных частях вселенной”. Он пытался найти доказательства, благодаря которым мы сможем осознать, что наши души “связаны с душой вселенной”,12 а потому нам доступны новые формы существования. В наши дни некоторые физические эксперименты свидетельствуют о том, что на уровне элементарных частиц все во вселенной воистину взаимосвязано. Иными словами, любая точка едина с любой другой точкой. Некоторые физики говорят даже, что человеческое существо, возможно, способно достичь состояния взаимосвязанности.13 Таким образом, наука и мистицизм могут в конечном счете прийти к одинаковым заключениям. Мы детально рассмотрим эту идею позже, в части 5.
Кармические цепи
Хотя в душе живет божественная искра, душа — не Бог. Живя на земле, души попали в западню невежества, боли и страдания. Они создали кармические узы, которые вынуждают их вновь и вновь возвращаться на землю в новых телах. Один индуистский текст сравнивает вселенную с колесом, к которому привязаны “все создания, подвластные рождению, смерти и перевоплощению”.14 Слово карма на санскрите означает деяние, дело, действие или поступок. В индуизме слово карма обозначает действия, которые привязывают душу к проявленному миру. “Точно так же, как крестьянин пожинает те злаки, семена которых посеял, пожинают и плоды добрых и злых дел”, — говорится в “Махабхарате”,15 эпическом произведении древней Индии. Мы должны вернуться, чтобы пожинать плоды, ибо посеяли как добро, так и зло. Индуизм утверждает, что некоторые души вполне удовлетворены возможностью продолжать делать это, переходя из воплощения в воплощение. Они наслаждаются земной жизнью с ее калейдоскопом удовольствий, страданий, успехов и неудач. Они живут, и умирают, и вновь живут, вкушая горести и радости посеянной ими доброй и злой кармы.16 Но для тех, кому наскучили бесконечные возвращения, есть иной путь — единение с Богом. Французский писатель Оноре де Бальзак так пояснял эту мысль: каждая жизнь должна быть прожита для “достижения пути, на котором сияет Свет. Смерть отмечает этапы этого путешествия”.17 С того момента, когда души решают вернуться к своему истоку, их целью становится самоочищение от невежества и тьмы. Этот процесс может занять много жизней. “Махабхарата” сравнивает его с работой золотых дел мастера, который очищает металл, многократно помещая его в огонь. Несмотря на то, говорится в ней, что душа ценой “громадных усилий” может очиститься в течение одной жизни, большинству душ для очищения требуются “сотни рождений”.18 Очистившись, душа, единая с Брахманом, освобождается от круга рождений. Так она “обретает бессмертие”. Буддисты тоже представляют циклы перерождения как колесо — колесо, к которому мы привязаны, покуда не разорвем цепи кармы. Сиддхарта Гаутама (ок. 563-483 до н.э.), основатель буддизма, начал свою жизнь как индуист. Он заимствовал индуистские учения о карме и реинкарнации и развил их. “Дхаммапада” — один из наиболее известных буддийских текстов дает следующее толкование кармы: “То, чем мы являемся сегодня, — следствие наших вчерашних мыслей, а сегодняшние мысли строят нашу завтрашнюю жизнь: наша жизнь является творением нашего разума. Если слова или действия порождены нечистым умом, страдания следуют за человеком, как колесо повозки следует за впряженным в нее буйволом... Если же чист разум говорящего и действующего, радость как тень следует за ним” Сегодня слово карма употребляют как модный синоним слова судьба*. Однако вера в карму не предполагает фатализма. По воззрениям индуистов карма влияет на то, что люди рождаются с теми или иными склонностями и особенностями, но не заставляет их следовать этим склонностям. Карма не отрицает свободной воли. Каждый человек “может выбирать: следовать склонности. ранее созданной им самим, или же бороться с ней”, — объясняет Общество Веданты, организация, содействующая распространению индуизма на Западе. “Карма не утверждает детерминизм”, — читаем мы в “Энциклопедии Восточной философии и религии”. “Поступки действительно определяют условия перерождения, но не действия вновь рожденного индивидуума — карма обусловливает различные ситуации, но не реакцию на них”. Буддизм говорит о том же. Будда учил, что понимание кармы дает нам возможность изменить будущее. Он боролся с доктриной своего современника Маккхали Гозала, утверждавшего, что человеческие усилия не могут повлиять на судьбу, а освобождение представляет собой спонтанное событие. Будда расценивал веру в судьбу, или предначертание, как самую опасную из всех доктрин. Вместо того, — учил он, — чтобы отдавать нас во власть неумолимой судьбы, реинкарнация дает нам возможность сегодняшними действиями изменить будущее. Добрые дела, совершенные сегодня, сделают счастливее наше завтра. В “Дхаммападе” говорится: “Точно так же как человека, благополучно вернувшегося издалека, радостно приветствуют родственники, доброжелатели и друзья, — так и добрые дела, совершенные человеком в этой жизни, приветствуют его в новой жизни как долгожданного друга”. По воззрениям индуистов и буддистов наша карма заставляет нас продолжать воплощаться, пока мы не достигнем божественного единения. Единение с Атманом может произойти постепенно при нашей жизни и стать нерушимым после смерти. Приверженцы идеи реинкарнации среди ранних христиан могли почерпнуть некоторые представления, касающиеся перевоплощения душ, в индуизме. Ибо они тоже верили, что душа заключает в себе частицу Бога, семя, или искру, и имеет потенциальную возможность соединиться с этой искрой и стать Богом. Они также считали, что вобожествление представляет собой длительный процесс.
Противоречие
Христиане, принявшие идею реинкарнации, склонны верить и в то, что они являются частицей Бога и им предназначено вернуться к своему истоку. С другой стороны, католическая и протестантская церкви учат, что человек коренным образом отличается от Бога и может обрести единство с Ним только по милости Его. Это отличие является основной причиной противоречия между христианами, верящими в реинкарнацию, такими, как Бруно, и церковью. В течение первых пяти веков развития христианской мысли отцы церкви разверзли огромную пропасть между душой и Богом. Как поясняет католический богослов Клод Тремонтан, церковь пришла к выводу, что “человеческая душа не является... по природе своей частью божественной субстанции... Она призвана разделить жизнь Бога, но лишь благодаря [Его] милости”. Католики полагают, что получить эту милость можно только через посредничество церкви. С их точки зрения душа не может вернуться к Богу, так как она никогда не была Его частью. “Мы являемся не частью божественной субстанции, а творением Бога”, — пишет Тремонтан. После того как отцы церкви сделали заключение, что душа отделена от Бога, идея сторонников реинкарнации о возможности единения души с Богом стала для них неприемлемой. Это определение поставило преграду и на пути христианских мистиков, поскольку мистицизм — это стремление к непосредственному общению или единению с Богом. (Христианские мистики, такие как Мейстер Экхарт и Святая Тереза из Авилы, говоря о единении с Богом, рисковали быть обвиненными в ереси.) Диаметрально противоположный подход к восприятию мира сделал неизбежным противоречие между сторонниками реинкарнации и ортодоксальными христианами. Приверженцы ортодоксального подхода воспринимали все буквально. Многое из того, во что они верили, переосмыслено современными христианами. Например, вера в то, что сад Эдемский является реальным местом на Земле, которое можно посетить. Сторонники реинкарнации, напротив, редко воспринимали написанное в Библии буквально. Они искали [в ней] скрытый символизм. Эдем представлялся им не столько историческим местом, сколько предвечным состоянием, в котором души были частью Бога. Так или иначе, души утратили это состояние и были отправлены на Землю, чтобы обрести его вновь. Поскольку человеческое тело смертно и слабо, сторонники реинкарнации полагали, что душе для завершения процесса может потребоваться больше, чем одна жизнь. Таким образом, для них идея воссоединения с Богом была неразрывно связана с идеей реинкарнации. Сторонники реинкарнации видели в Иисусе человека, показавшего нам, как обрести единство с Богом. Приверженцы ортодоксальных взглядов, напротив, рассматривали Иисуса как совершенно отличное от нас существо, — объект поклонения, а не пример для подражания. Несмотря на то, что христиан побуждали стараться в подражание Христу проявлять такие замечательные человеческие качества, как смирение и доброта, никто не верил, что человеческие существа могут стать Сыновьями Бога. Я вижу всех нас сынами Бога, которые обладают возможностью стать Христом, подобно Иисусу. Христобытие не является исключительным достоянием Иисуса. Он достиг его, став единым с Логосом, или божественным Словом. Логос — греческое слово, обозначающее часть Бога, выступающую посредником между Творцом и творением. Мы тоже можем обрести единство с Логосом, другими словами, стать Христом и именоваться Сыновьями Бога. [В трудах мыслителей, начиная] от Пифагора до иудейских мистиков средневековья, от гностиков второго века, таких как Валентин, до христианских теологов третьего века, подобных Оригену Александрийскому, прослеживается общая мысль: безграничная возможность означает безграничную вероятность. Если мы обладаем пространством и временем для того, чтобы стать Богом, значит мы обладаем и способностью сделать это. Реинкарнация предоставляет нам необходимые пространство и время. Вобожествление привлекает не каждого. Многие вполне довольны жизнью, такой как она есть. Реинкарнация и для них является путем к освобождению — возможностью возвращаться на Землю до тех пор, пока они не пресытятся этим и не будут готовы перейти к более высоким формам существования, которые предлагает мистическое единение. Но даже и довольствуясь своей жизнью, вы можете, не сознавая этого, быть на пути к единению с Богом. Если когда-либо вы ощущали себя частью всей жизни, было ли то чувство единства с природой, с любимым или со всем человечеством, это значит, что вы уже вступили на этот путь. Часть 2. Реинкарнация в мире Иисуса
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|