Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2: О пристрастии или привычке ко греху




 

«Может ли Ефиоплянин пе­ременить кожу свою и барс пятна свои? Так и вы можете ли делать доброе, привыкнув делать злое?» (Иер.13:23)

§ 46. Пока человек каким-нибудь не иску­сится грехом, то не без страха к нему приступа­ет, и по согрешении совесть сильно мучает его. Так некоторые сами предпочитают лучше уби­тыми быть, нежели нападающих на них убить. Так к воровству, хищению, блуд одеянию и про­чим беззакониям не без стыда и страха сперва приступают. Ибо совесть и разум, благодатью Божией просвещенный, прежде согрешения, как свеча, в человеке сияет и показывает ему греха мерзость и греху последующий гнев Бо­жий, почему человек и боится на грех дерзнуть. Но как согрешит и несколько раз на то же дер­знет, уже удобно к беззаконному тому делу при­ступает; и чем более согрешает, тем удобнее на то дерзает. «Грех, — говорит святой Иоанн Златоуст, — пока начинается, имеет некое стыдение; когда же совершится, тогда бесстыднейшими творит делающих его» (Беседа 10 на Деяния апостольс­кие). Ибо разум, грехом, как тьмой, помраченный, и совесть, частым повторением греха замаран­ная, в обличительном своем действии ослабе­вает, хотя никогда и не перестает даже самых бесстыдных обличать; и как огонь, мусором за­сыпанный, дым, так она, хотя грехами засоре­на, однако же дым гнева Божиего, на них гря­дущий, показывать и возвещать не перестает.

§ 47. От замедления в грехе каком-нибудь или от многократного повторения греха дела­ется пристрастие или привычка ко греху. Так делается пристрастие к пьянству, воровству, лихоимству, блуду, оклеветанию, осуждению и прочим беззакониям.

§ 48. Пристрастие это или привычка так сильна бывает, что как вторая природа челове­ка к тому, к чему пристрастится, влечет. «Вели­ко, — говорит святой Златоуст, — велико мучи­тельство обычая, и таково, что в нужду естества устрояется» (Беседа 7 на второе Послание к коринфянам), поскольку пристрастие глубоко в сердце вкореняется. И чем более человек грех какой-нибудь творит и медлит в нем, тем силь­нее в сердце его пристрастие углубляется. Как дерево чем более растет, тем более в землю ко­рень свой пускает, так чем более греховный обычай растет, тем глубже в сердце человечес­ком корень свой утверждает. Но как дерево чем большее будет, тем с большей трудностью из земли исторгается, так чем более усилится и утвердится обычай греховный, тем с большей трудностью от него освобождается человек, и то не без помощи Божией. «Жестокая брань — победить обычай», — говорит на псалом 30-й Августин. И хотя часто бывает, что человек некоторое время и воздер­живается от страсти; но обычаем, как веревкой некоей, к той же блевотине привлекается; и, как ветром огонь, так обычаем застарелым похоть в нем злая раздувается, возжигается и силу свою воспринимает. Видим явно истину эту на тех, которые к пьянству привыкли. Как горько мно­гие из этих бедных людей, истрезвившись, пла­чут, рыдают, ругают себя, видя свою беду и души погибель, но при случае, увлекаемые обычаем, опять к страсти обращаясь, в этом бедственном, воистину плача достойном состоянии и жизнь свою оканчивают. Что о страсти пьянства, то и о других страстях разуметь должно. Видим, что воров и лихоимцев ни стыд, ни страх челове­ческий, ни страх Божий, ни страх суда и казни временной, ни страх суда Божия и казни веч­ной, от злодейства отвратить не может; лучше они предпочтут все терпеть и погибать, нежели лакомство свое оставить. О таких говорится: «Они не заснут, если не сделают зла; пропадает сон у них» (Притч.4:16).

§ 49. Страстолюбие — это внутреннее и ду­шевное идолослужение; потому что служащие страстям почитают их, как идолов, внутренним покорением сердца. Так для угождающих и служащих чреву «бог — чрево» (Флп.3:19); лихо­имцу «любостяжание есть идолослужение», по уче­нию апостола (Кол3:5); служащие мамоне мамону за Господа почитают (Мф.6:24), и «вся­кий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34); и «кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр 2:19). Грехолюбивому человеку грех, которому он служит, есть как идол. Сердце его грехолюбивое — как капище мерзкое, в котором мерзко­му этому истукану жертву приносит, ибо грех в сердце его имеется. Вместо тельцов, баранов и прочих животных, волю свою и охотнейшее послушание в жертву приносит. И так сколько раз грешник соизволяет на грех, к которому пристрастился, столько сердцем отрекается от Христа; и сколько раз делом грех исполняет, столько идолу тому жертву приносит. «Никто не может служить двум господам», — говорит Гос­подь (Мф.6:24). Об этом и святой Иоанн Златоуст так учит: «Не говори мне, что не поклоняешься золотому идолу, но покажи мне, что не делаешь того, что повелевает тебе золото. Ибо различны образы идолослужения: иной мамону почитает за гос­пода, иной — чрево за бога, иной — другую по­хоть вселютейшую. Не пожираешь им волов, как эллины, но намного хуже, свою закалываешь душу; не преклоняешь колен, не поклоняешь­ся, но с большим послушанием творишь все, что повелевает тебе чрево, золото и похоти мучи­тельство. Потому и эллины мерзки, что страсти наши обоготворили» (Беседа 6 на Послание к римлянам). Как же мерзко и бедственно при­страстие греховное! Мерзко — ибо страсть вме­сто бога, как идол, почитается. Бедственно — ибо почитающий ее от Христа и Бога, в Кото­ром спасение наше, отрекается; и с превеликой трудностью от мерзкой этой работы освобож­дается человек. А что бедственнее, в том закос­нев, многие и на тот век без покаяния и надеж­ды спасения отходят и вечными пленниками ада и смерти делаются.

§ 50. Чтобы от мерзкой и тяжкой этой рабо­ты человеку избавиться, полезно примечать и делать: 1) Должен всякий человек осмотреться, в каком он состоянии находится, и не обладает ли им какая страсть и греховный обычай; не пленилось ли сердце его сребролюбием и ли­хоимством, или блудной похотью, или любовью суетной славы и чести; не обладает ли им гнев и злопамятность, или пьянство; не имеет ли привычки к осуждению, оклеветанию, ху­лению, ругани, злословию ближнего и прочее. Ибо страсть и обычай ослепляют душевное око так, что человек бедствия и погибели своей не видит. Потому нужно прилежное чтение или слушание Святого Писания и прочих христи­анских книг, ибо из них грех познается; обра­щение с добрыми и благочестивыми людьми, от доброй жизни которых свои развращенные нравы может познать человек. К тому же долж­но призывать и молить Иисуса Христа, просве­тителя слепых, чтобы Сам Он просветил душев­ные очи. Без Него как просвещения, так и по­знания бедственного греховного состояния не бывает; пока Он не коснется слепых наших очей, всегда будем слепы, и будем блуждать, как слепые. Это испытание и познание непременно нужно всякому желающему вечное спасение получить; ибо от него есть начало спасения. Как будешь искать исцеления, не познав болезни? Надо непременно познать прежде болезнь. Больные требуют врача, как говорит Господь: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф.9:12). Кто же больные? Непременно те, которые познают и признают свою болезнь. Как испытываем телесную болезнь, чтобы из­лечиться, так должны испытывать душевную болезнь, чтобы, познав ее, исцеления искать. Как начало здоровья телесного — познать бо­лезнь, так начало спасения — познать бедствен­ное состояние души своей. Ибо такое познание подвигнет человека искать средства, которым бы мог избавиться от бедствия своего. Испы­тывай себя и познавай, христианин, в каком состоянии находишься. Имеешь ли богатство, или не имеешь, здоровье или болезнь теле­сную, славу или бесславие: что тебе? Все это в мире останется. Одно то испытывай, какую болезнь имеет душа и имеешь ли надежду спа­сения, которое одно нужно. 2) Познавший бедственное состояние души своей не должен медлить, а скорее от злого обы­чая отстать, ибо чем более будешь медлить в страстном обычае, тем более он усилится, и труднее от него отстать; также как чем более продолжается болезнь телесная, тем сложнее ее бывает вылечить. И хотя страсть сильно будет бороть и на прежнее состояние привлекать, твердо против нее, как домашнего врага, сто­ять, не поддаваться похоти ее, призывать всемогущую помощь Сына Божия. Ибо страсть подобна псу. Как пес бежит за нами и гонит нас, когда от него убегаем, а когда против него сто­им и гоним его, бежит от нас, так и страсть го­нит того, кто ей поддается и слушает ее; усту­пает же тому, кто противится ей. Произволение, старание и труд с помощью Божией все может; и хотя много мучительства от нее претерпит подвижник, однако, наконец уступит ему, укрепленному силой Божией, ко­торая помогает труждающимся и молящимся. Много таких примеров представляет нам цер­ковная история, в которой читаем, что многие разбойники, блудники, блудницы и прочие грешники, обратившиеся от грехов к Богу, хотя и много претерпели от злого обычая, однако, наконец с помощью Божией победили его, и «плоть» распяли «со страстями и похотями», и так сделались «Христовыми» рабами (Галл.5:24) те, ко­торые были «рабами греха» (Ин.8:34). Такие при­меры для того и написаны, чтобы заблудшие грешники не отчаивались обращаться и против злого обычая сражались, ибо с помощью Божи­ей все возможно человеку. Тот же «Иисус Христос вчера и сегодня, Тот же и вовеки» Помощник и Спаситель обращающихся, труждающихся, сра­жающихся и призывающих Его (Евр.13:8). 3) Этому подвигу помогает и укрепляет в нем частое размышление о смерти, которая всякого и всяким образом восхищает и в вечности заключает; размышление о праведном Христовом суде, о царствии небесном и муке бесконечной. 4) Оставивший злой обычай не должен воз­вращаться к нему, как «пес на свою блевотину и вымытая свинья в грязь» (2Петр.2:22); но твердо против него стоять, побеждать благодатью Божией, «забывая заднее и простираясь вперед» (Флп.3:13), и, по увещанию Господнему, «вспоминать жену Лотову» (Лк.17:32), которая, обернувшись назад, то есть к Содому, из которого вышла, «стала соляным столпом» (Быт.19:26). Мир с похотями своими есть Содом беззаконный, убегающие из которого не должны обращаться к нему, чтобы, опять запутавшись в сетях его, не быть с ним осужденными, и должны помнить апостольское слово: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей! (1Ин.2:15), и еще: «Кто хочет быть дру­гом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных