Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 9 страница




CXXXIV. Видишь, что когда неприятель в город входит, или разбойник в дом, и хочет разграбить и опустошить город или дом, всякий противится ему, как и чем может. Злые помыс­лы — это неприятели наши и разбойники, кото­рые входят в дома душ наших, и хотят разгра­бить сокровище, в них сокровенное, и нас са­мих умертвить и погубить. И кто этим врагам не противится и их не умерщвляет, тот непремен­но сам будет ими умерщвлен и погублен. Надо непременно одному из противных и сражаю­щихся быть побежденным и пасть, а другому быть победителем, ибо брань без того не быва­ет. Должны и мы, любезный христианин, в на­чале самом, как только почувствуем приход этих наших врагов, противиться им, крепко зат­ворять и хранить клеть сердца нашего, и при­зывать на помощь себе силу всемогущего Иису­са Христа, Царя нашего, и таковым нашим со­перникам и обидчикам суда и отмщения у Него просить. «Суди, Господи, обидящия мя, побори бо­рющих мя. Приими оружие и щит, и восстани в помощь мою» (Пс.34:1-2 и проч.). Если в начале не воспротивимся и не отразим их, то, войдя в дом сердца нашего, разорят и опустошат его и нас самих погубят. Неприятель, войдя в город, опустошает его и приносит гражданам неутешный плач, или, что хуже того, смерть. То же делают нам злые помыслы, если им мужественно не противим­ся. Поэтому говорит премудрость Божия: «Боль­ше всего хранимого храни сердце твое» (Притч.4:23). А чтобы удобнее было нам сохранить сер­дце свое, — велит нам хранить уста, очи и ноги, как далее говорит: «Отвергни от себя стропти­вость уст, и обидные слова удали от себя. Глаза твои пусть прямо смотрят, и ресницы твои да не будут лукаво подмигивать. Твердо ходи нога­ми твоими, и пути твои исправляй. Не уклоняй­ся ни направо, ни налево; удали ногу твою от пути злого» (Притч.4:23—27). Насколько вредно и пагубно отворять сердце злым помыслам, вра­гам душевным, настолько душеспасительно открывать его и давать вход в него слову Божию, еще более, — желать того должно и стараться. Ибо слово Божие, войдя в сердце, сделает его се­далищем премудрости духовной, которая «чиста, мирна, кротка, скромна, послушлива, полна ми­лосердия и добрых плодов, беспристрастна и не­лицемерна» (Иак.3:17).

CXXXV. Видишь, что железо огнем умягча­ется, и чем более жжется, тем мягче бывает. Так и человек: от природы всякий человек, как же­лезо, жесток; злость греха сердце ожесточила и, как железо, твердым сделала. Поэтому сердце, не обновленное благодатью Святого Духа, в свя­том Писании называется «каменным. Исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно», — говорит Господь (Иез.11:19). Поэтому от природы всякий человек весьма непослуш­ным и непокорным Богу бывает; ничего не мо­гут слова, угрозы и увещания, если Божия бла­годать не подвигнет: как железо холодное, мо­лотом ударяемое, непреклонно и неизменно бывает. Но когда огонь благодати Божией кос­нется сердца и согреет, начнет умягчаться; и чем более этим небесным огнем жжется, тем более умягчается, краснеет и чистейшим делается. Тог­да такой от мира и всего, что в нем красивого, приятного, веселого и сладкого, отвращается и за ничто имеет то, что прежде великим и доро­гим почитал, и к одному небесному и вечному всем сердцем стремится, и на все, что Бог бла­говолит, охотнейшее послушание показывает. О, как нужно искушение для того, чтобы достичь такого блаженного состояния сердца! Ибо искушение: 1) показывает нам бедное и плачевное со­стояние сердца нашего; показывает, что в нем, какая великая злость и жестокость кроется и к чему оно склоняется; и так убеждает нас познавать свою бедность, окаянство и ничтожество
духовное. 2) Убеждает искать способ, которым бы от того избавиться. И не иной какой представляется способ, как Божия благодать, которая ве­рою и усердной молитвою получается. Чем же от природы своей злой избавиться можем, как только Божией силою, которая как все может, так может и злое естество переменить и, как огонь железо, умягчить? 3) Убеждает мир оставить и одного Бога ис­кать, у Которого одного есть истинное и не­поколебимое блаженство. И поэтому-то на христиан столько бед и напастей в мире этом находит! Ибо этим они, как железо в огне,
умягчаются, и, как золото и серебро в горниле, искушаются и благоприятными Богу делают­ся. Не избегай, возлюбленный христианин, искушения и креста, от Бога посылаемого. Если безропотно и великодушно потерпишь и поне­сешь его, принесет тебе великую Божию ми­лость. Плоти нашей горестно терпеть, но так внутренний человек исцеляется и здоровье получает. Надо непременно «совлекаться ветхого человека», то есть природного злонравия, если хотим «облечься в нового человека», что необходи­мо для спасения.

CXXXVI. Видишь, что человек, когда с же­ною браком соединится, оставляет отца, мать, братьев, сестер и всех друзей и к одной жене искреннею любовью прилепляется. «Посему ос­тавит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью», — говорит Божие слово (Мф.19:5). Видишь ли, христианин, как естественная и плотская любовь действу­ет? Все прочее убеждает любящего оставить и прилепляется к одному любимому. От этого учись познавать, что есть любовь Божия. Точ­но так любящий Бога поступает, все позади себя оставляет: честь, славу, богатство и утеху мира сего, которые мусором и гноем, ради любви Божией, считает, ибо все это для него мерзко и смердящей мертвечиной кажется. Самой жиз­ни своей, которой ничего дороже нет для чело­века, не щадит. К одному любимому своему Сокровищу стремится, как пламя огненное в высоту; туда воздыхания, желания, помышления и сердце свое непрестанно возводит. Там серд­цем и умом находится, медлит и живет, где его любимое и неоцененное Сокровище: «где сокро­вище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). Этот пример учит нас, христиане, что есть Божия любовь. Многие считают, что любят Бога, но вместо этого мир этот любят и так об­манываются. Божия любовь и любовь мира сего вместе в одном сердце быть не могут, но одна другую изгоняет. Спроси любого: любишь ли Бога? Никто не отречется, а скажет: как не лю­бить Бога? Кого же и любить, как не Бога? Но, на самом деле, себя и мир любит, а не Бога. Верно и истинно слово апостольское: «Кто лю­бит мир, в том нет любви Отчей» (1Ин.2:15). Непременно, кто что любит, там и сердце его. Должны мы испытывать себя, имеем ли лю­бовь Божию — да не прельстимся суетным и ложным мнением; и молить Бога усердно, что­бы Сам Духом Своим возжег любовь эту в сер­дцах наших — да не будем вместо любящих Бога врагами Его, как говорит апостол: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

CXXXVII. Видишь, что человек сеет пшени­цу или что иное решетом и то к тому, то к дру­гому краю бросает зерно. Разумей, что точно так и сатана сердца людей, благодатью Божией свыше не возрожденных, возмущает, и помыш­лениями житейских попечений движет, и то к той, то другой, то к третьей суете бросает их и привязывает, чтобы, теми попечениями опутавшись, не могли истинным сердцем Бога искать. Поэтому бывает, что замышляют в сердцах сво­их то о снискании богатства, то о получении чести и славы, то о сладострастии и угождении плоти, то об отмщении врагам, то о строитель­стве богатых домов, приготовлении слуг, карет, коней, об украшении одеяний и о прочем, что на земле и в мире этом дорого, приятно и угод­но плоти страстной. Все это сатана вкладывает им в сердца, и движет их, и связывает такими замыслами, чтобы не могли осмотреться и Бога с вечными благами искать. Это известнейший признак человека, не имеющего веры и любви Божией. И те христи­ане, которые так делают, только внешне вид христианства показывают, а внутри христиан­ства не имеют; и подобны гробам, внешне ук­рашенным, но внутри исполненным мертвых костей и смрада. Эти их замыслы, попечения и старания суетные, которые ныне в сердце име­ют, явятся внешне; явятся в общее воскресение, когда придет Господь, «Который и осветит скры­тое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5). И эти самые старания будут обличать их перед всем светом, что они в мире этом мир и плоть свою любили, а не Бога, временного ис­кали, а не вечного; а святых красота душевная на телах их явится и прославит их. И хотя в бла­годати Божией находящихся и просвещенных искушение, от врага бываемое, и касается, — то изнутри через злые помыслы, то извне через злых людей сердца их трогает, возмущает, обу­ревает, и, по подобию ветра, волнует, и корабль их старается потопить, но всесильной помо­щью Духа Божия укрепляются и твердо стоят надеждой, как корабль якорем в глубине зем­ли, в человеколюбии Божием утвержденные. Этот случай и рассуждение показывает тебе, чем отличаются сыновья века сего, то есть не имеющие живой веры, от сыновей света или сыновей царствия Божия; и учит тебя испыты­вать себя, имеешь ли ты живую веру.

CXXXVIII. Видишь, что господин, который у себя имеет детей и рабов, иную пищу и одея­ние детям, иную рабам своим подает. Так дела­ет Господь всех Бог: иную пищу и одеяние по­дает чадам Своим, иную — неверным и не почитающим Его. Что касается плотской не­мощи, внешнего состояния, и видимого и чув­ствам подлежащего, — пища, одеяние и питье верным и праведным людям то же подается, что и неверным и грешным; такой же пищей и пи­тьем укрепляются и такой же одеждой покры­ваются и чада мира сего, как и чада Божии. Ибо Бог, будучи щедрым и милостивым, всем — пра­ведным и грешным — блага мира этого подает, «ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на правед­ных и неправедных» (Мф.5:45). Солнце, луна, звез­ды, огонь, воздух, вода с рыбами, земля со ско­тами и злаками и всем, чем исполнена она, оди­наково даны праведным и грешным, знающим Бога и не знающим, почитающим и не почита­ющим, с тем только отличием, что праведные принимают блага от Бога дающего, и знают По­дателя, и благодарят Благодетеля; грешные же и беззаконные насыщаются благами Божиими, но Подателя не знают, не почитают и не благода­рят Благодетеля. Что же касается внутреннего состояния, праведные люди иную пищу, иное питье, иную одежду имеют, каковых грешные, миру сему рабствующие, не имеют. Благодать Божия, ко­торую внутри себя имеют, — пища святым, ко­торой укрепляются; питье, которым утешают­ся и услаждаются; одежда, которою верою во Христа одетые ходят. Христос Сын Божий, Ипостасная Божия Премудрость, верою в них живущий, — пища, питье и одежда для них. Он их внутри укрепляет, утешает, услаждает, раду­ет и одевает одеждою правды Своей, как напи­сано: «Ядущие меня еще будут алкать, и пьющие меня еще будут жаждать» (Сир.24:23); и еще: «Вода, которую Ядам ему, сделается в нем источ­ником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин.4:14); и еще: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Хри­ста облеклись» (Галл.3:27). Помолимся же, возлюбленный христиа­нин, Христу Сыну Божию. Да подаст и нам, грешным, пищу эту, питье и одежду. Здесь вку­сив от части пищи этой, да будем вовеки ею преизобильно наслаждаться, и, здесь одев­шись души тою одеждою, в пришествии Его да не окажемся нагими, и перед всем светом не посрамимся.

CXXXIX. Видишь, что в доме земного царя слуги перед ним предстоят и служат, одетые не в рубище и худые одежды, а в дорогие и цветные одеяния. Так и в Церкви, которая есть дом Не­бесного Царя. Только те в этом доме Царя Не­бесного имеются, и Царю своему Небесному служат и работают, которые, верою очистившись и рубищ греховных совлекшись, украшают себя добрыми делами, «облекаются в милосердие, бла­гость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» (Кол.3:12). Прочие, хотя и называются христианами, но грешить не перестают и плодов покаяния творить не хотят, к этому святому дому не при­надлежат и Богу не служат. Если земному царю рубище гнусно и царской палате безобразие те­лесное неприлично, насколько более очам Не­бесного Царя греховная скверна мерзка и гнус­на, и святому дому Его безобразие душевное непристойно. И если от лица царского и служ­бы отлучаются и удаляются подлые и рубища­ми одетые, и в доме его такие места не имеют, тем более от лица Небесного Царя и службы отлучаются грешники, скверной греховной за­маранные, и из святого дома Его изгоняются, и никакого места и части в нем не имеют. «Не водворится у Тебя лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими: Ты возненавидел всех совершающих беззаконие, Господи», — говорит пророк (Пс.5:5-6). Это учит нас, христианин, испытывать себя самих, являемся ли мы ис­тинными членами Церкви Христовой, и служим ли Ему верно; не служим ли миру и прихотям своим, и так от благословенного Его дома от­лучились, хотя и именуемся христианами.

CXL. Видишь, что конь свирепый и неуче­ный, чтобы пригоден был к делу и употребле­нию, хозяином обучается и различно укроща­ется и смиряется, и так природную свою свире­пость мало-помалу отлагает и кротким делается, и пригоден бывает ко всякому делу хозяйскому. Всякий человек от природы сво­ей, как конь свирепый, жестокий и неукроти­мый, и к службе Господу своему Богу весьма непригоден; себе, своей воле и миру хочет и ищет угождать, а не Богу, Господу своему, ибо весьма растлился по падении Адамовом. О, сколь многого требует обучения, укрощения, усмирения, чтобы природную отложил свире­пость, жестокость и бешенство и так сделался пригодным к службе Господу Богу своему! К этому спасительному обучению предло­жено нам, христиане: 1) Святое Божие слово, которым свирепость растленного нашего естества показывается, обуздывается и укрощается. «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен», — говорит апостол (2Тим.3:16-17). 2) Старание, труд и нужное себя самого ко всякому благому делу принуждение, хотя бы того и не хотело растленное сердце. Ленив че­ловек от природы на дело благое и похотлив на зло, и потому должен себя самого убеждать и принуждать на доброе дело, себя побеждать и отвращать от всякого злого дела. Например, не хочет сердце твое ближнего любить, миловать, простить, смириться, целомудрствовать, и про­чее — убеждай себя к тому. Хочет сердце твое ближнего ненавидеть, гневаться, злобиться, мстить, злословить и прочее — силой отвращай себя от того и побеждай себя в том. Это есть славная победа и намного лучшая, нежели лю­дей побеждать! Себя же самого победить — нет славнейшей победы. 3) Нужна молитва. Сами же себя без помо­щи Божией победить не можем и без благодати Божией богоугодного дела творить не можем. «Без Меня не можете делать ничего», — говорит Христос Бог (Ин.15:5). Поэтому повелено нам часто и усердно молиться и помощи и благода­ти просить. Как через злобу дьявольскую чело­век испортился, так подобает ему благодатью и помощью Божией исправиться. Как через действие врага того сделался склонным и рас­положенным ко всякому злому делу, а ко вся­кому делу доброму нерасположенным, ибо внутри сердца его злое похотение и отвраще­ние от добра кроется, — так подобает ему си­лой Святого Духа, верой во Христа, сделаться охотно готовым ко всякому делу благому и тща­тельно и прилежно отвращающимся от всякого злого дела, чтобы вместо злобы дьявольской, действовавшей в сердце его, теперь бы в серд­це его действовала благодать Святого Духа. И так, если сердце из злого в доброе переменится и исправится, исправиться может весь человек; для чего непременно нужна молитва и возды­хание. Но к молитве должно себе принуждать и обучать, чтобы не в словах одних была мо­литва. Должно рассеивающиеся помышления собирать и привязывать к молитве, и что гово­рится словами, о том рассуждать умом, и так сердце с воздыханием к Богу возводить. 4) Изрядное училище для христиан — крест или страдание, терпение бедствий и всяких ис­кушений. «От скорби происходит терпение, от терпения опытность», — говорит святой Павел (Рим.5:3-4). Бедствием и искушением показы­вается человеку, что у него в сердце кроется — любовь Божия или любовь мира и самолюбие. Многие думают, что Бога любят, но нашедшая беда показывает им, что они себя и мир любят, а не Бога. Многие думают, что терпеливы, крот­ки, смиренны; но приспевшая досада и обида показывает им, что в сердце у них нет таких добродетелей, и так познают себя убогими и нищими те, которые прежде думали о себе не­что. Ибо всякое искушение бывает нам к ис­кушению сердца нашего и познанию, что в нем кроется — терпение или гнев, смирение или гор­дость, послушание или непослушание, — и есть как зеркало, через которое смотрим в сердце наше и рассматриваем, что в нем имеется; ина­че познать его не можем, ибо глубоко. «Глубоко сердце человеческое, более всего и крайне испорче­но; кто узнает его?» — говорит пророк (Иер.17:9). И так познав сердце наше, смиряемся и па­даем перед Богом, признаем себя виновными, и милости у Него ищем, и просим, и молимся с пророком: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей!» (Пс.50:12). И для этого-то, кроме прочих причин, напасти на нас посылаются от Бога, то есть чтобы познали самих себя, бедность, убожество и окаянство наше душевное, и так смирились. Нашедшее бедствие подобно лекарству, называемому рвот­ному. Как, рвотное приняв, человек изрыгает вон из себя соки вредные, и так видит и позна­ет, чем он болеет, так при нашедшем бедствии исходят помыслы злые, как соки вредные, кро­ющиеся в сердце и повреждающие душу, и так узнает человек, чем он духовно болеет. А так убеждается прибегать со смирением и проше­нием ко Христу, душ человеческих Врачу. Из всех вышеуказанных пунктов видно: 1) сколь нужно поучение в святом Божием слове; 2) сколь нужна молитва; 3) сколь полезен крест или терпение бед­ствий, хотя плоти нашей то и неприятно; 4) сколь нужно детей в страхе Божием и про­чей христианской должности обучать, чтобы они мало-помалу привыкали к работе христианской, и так бы, возраста совершенного достигнув, могли сами себя содержать в христианской дол­жности.

CXLI. Видишь, что дом, который не имеет господина, живущего в себе, нечист бывает, преисполнен сора, пыли и паутины; земля без делателя запустевает, бесплодна бывает и рож­дает непотребные травы; сад и виноград без де­лателя пропадает; корабль без хорошего кор­мчего бурей и волнами морскими потопляет­ся, и прочее. Так и душа человеческая без Христа, — как дом запустелый, преисполнен­ный смрада, нечистоты и паутин, дьяволом и демонами распростертых, то есть злых похотений, замыслов и начинаний; как земля невоз­деланная, только терние и колючки произво­дящая и проклятию подлежащая (Евр.6:8); как сад и виноград, без делателя запустевший, пло­да не приносящий, и ни к чему не годный и посечению и сожжению подлежащий; как корабль без кормчего плавающий, от бури и волн волнующийся и близ потопления находящий­ся. Ибо что для дома хозяин, для земли и ви­нограда делатель, для корабля кормчий, то для души нашей Христос. По падении отступил Христос от души человеческой, и сделалась она как дом без хозя­ина, земля и виноград без делателя, корабль без кормчего. Нет и в той душе Христа, кото­рая, хотя водою и Духом в крещении возрож­дена была, но, первому Адаму следуя, заповедь Божию отвергла, и за лукавым врагом дьяво­лом, древним тем змием, волей своей последо­вала. И если в том бедственном состоянии до конца пребудет, вовеки будет без Христа; и по­скольку Христос — жизнь для души, то без Хри­ста, Который есть Жизнь, пребывая, вовеки будет в смерти. Покаемся же, христиане, «очис­тим себя от всякой скверны плоти и духа» (2Кор. 7:1), чтобы удостоиться принять Христа в дома душ наших. Для этого пришел Он в мир сей, чтобы мы благодарно встретили Его и, очистив дома душ наших, приняли Его. Стоит Он и ударяет в двери сердец наших, чтобы открыли Ему, чтобы почил в душах на­ших, чтобы и мы могли помазать миром и омыть слезами своими святые ноги Его (Лк.7:37-38), и чтобы Он «обитель» у нас «сотворил» (Ин.14:23). «Се, стою у двери, — говорит Он Сам, — и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему» (Откр.3:20). Горе нам, если ныне не послушаем Его, и Его, нас ради при­шедшего в мир, и странствовать в нем благово­лившего, не примем в дома свои! Слушай, что скажет во втором пришествии Своем стоящим слева от Него: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня» (Мф.25:42-43). Стыдно и страшно будет выговор этот терпеть от Него. Страшнее того навеки от Него отлучиться и с дьяволом в огонь вечный отойти. «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41).

CXLII. Видишь, что солнце, хотя всю под­небесную освещает и всем лицо свое являет равно, однако всякому кажется, что как бы на него одного смотрит; и что ни делаем, на вся­кого из нас, как на одного только, смотрит; и куда ни идем, с нами идет, хотя всегда равно течение свое от восхода к западу совершает. Так и вечное и духовное солнце — Бог. Хотя и на всех равно смотрит и всякого дело и помышле­ние, намерение, начинание, умышление видит и слово слышит — и со всяким на всяком месте есть; и работает ли кто или почивает, стоит или идет, добро или худо делает — с ним есть, и на дело доброе и худое смотрит, и в книге своей записывает — да воздаст всякому по делам его. Однако так за всяким из нас надзирает и все примечает, что как бы, все созданные вещи ос­тавив, на одного только меня или тебя смотрел; и что я или ты хотим делать, говорить, мыслить, начинать и намереваться, доброе или худое, совершенно знает и видит так, как бы оно уже на самом деле было и делалось. И намного луч­ше и совершеннее все знает и видит, нежели мы сами знаем и видим; и все то видит и смотрит так, что как бы, все прочее забыв, только на нас, наше дело, начинание и намерение смотрел. Так о Нем Святое Писание свидетельствует: «Все пути мои пред Тобою, Господи», — глаголет святой Да­вид (Пс.118:168). И еще: «Господи, Ты испытал меня и узнал меня; Ты узнал, когда я сажусь и встаю. Ты издали уразумел помышления мои. Стезю мою и участь мою Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел» (Пс.138:1-3). От этого учимся, христиане: 1) Бояться Бога и беречься от всякого греха в слове, деле, помышлении, начинании и на­мерении. Потому что Он как слово наше слы­шит, так дело, помышление и намерение явно видит, и всякому по делам воздает, и согреша­ющего в самом деле может праведным судом поразить; и нет такого сокровенного места, в котором скрыться могли бы мы от этого всеви­дящего ока, ибо оно не только внешнее дело видит, но и тайное помышление, и в глубине сердца сокровенное проницает. Делаешь ли что против совести в сокровенном месте, или по­мышляешь в сердце своем, или намереваешься что делать: уже то Богу явно. Берегись же гре­ха, как смертного яда, — да не познаешь на себе праведный суд Божий. 2) Учимся уповать на благость Божию, ибо Он везде с нами есть. И как солнце ясно сияющее везде с человеком есть, освещает и согрева­ет его, где бы он ни был, и в благоденствии или злополучии, так и благость и человеколюбие Божие везде с нами и никогда не отступает от нас, но всегда согревает и сохраняет нас, и в доме нашем и на пути, в своей стороне или чужой, в благополучии или злополучии, в здравии или болезни, в печали или радости находимся. Когда нас враги наши гонят, поносят и злословят — молчать, и не отвечать, и преда­вать все Ему, ибо Он все слышит и знает; дос­тойно ли или недостойно от них гонения и по­ношения страждем, Ему явно есть. И как дети перед отцом не говорят против хулителей сво­их, но на отца своего взирают и от него ждут защиты, так должны мы пред Богом, Отцом
нашим Небесным, со врагами нашими посту­пать, ибо Он всегда с нами и мы пред Ним все­гда находимся, — не отвечать им, но с молча­нием очи душевные возводить к Нему и говорить со Псаломником: «Ты услышишь, Господи Боже мой» (Пс.37:16)! 3) Отсюда учимся молиться Ему не только явно, словами, но и в тайне сердца нашего. Ибо Он не только слова наши слышит, но и воздыхания, желания и расположение сердца наше­го разумеет, как говорит пророк: «Желание убо­гих Ты услышал, Господи, преданным Тебе серд­цам внимало ухо Твое» (Пс.9:38). «И будет, прежде нежели они воззовут, Я отвечу; они еще будут говорить, и Я уже услышу», — говорит Господь (Ис.65:24). 4) Учимся, наконец, что когда согрешим пе­ред Богом, от гнева Его никуда убежать не мо­жем, ибо, куда ни обратимся и ни побежим, вез­де Он нас предваряет и встречает. «Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, — Ты там; сойду ли во ад, — Ты там пребываешь; и если бы я имел крылья, и полетел за д альние моря, — и там рука Твоя направит меня, и удержит меня десница Твоя», — говорит Псаломник (Пс.138:7—10). Одно убежище нам грешным — милосердие Его, к которому, от гнева Его праведного убегая, и прибегать дол­жны мы, и перед Ним припадать, и с сокруше­нием сердца просить прощения.

CXLIII. Видишь, что весной из земли про­израстают травы и испускают листья, цветы и плоды свои; также деревья испускают листья, цветы и плоды, хотя зимой не видно было жиз­ни в них, и они как бы бесплодными были, и одно дерево от другого почти не отличалось. Весна — образ воскресения мертвых. 1) Веруем, что так восстанут и изыдут тела наши мертвые из гробов, в которых сокровен­ны были, как видим ныне исходящие травы из земли, скрывавшиеся в ней зимой. 2) Как зимой не распознаем, какой цвет и плод в какой траве и дереве имеется, но весна все то показывает, так ныне не можем познать, что у кого внутри, в сердце и душе кроется — добро или зло, благочестие или нечестие — и часто доброго злым, и злого добрым считаем; но в воскресение все ясно откроется. 3) Как во время весны листья и цветы трав и деревьев изнутри их исходят и являются на свет и теми листьями и цветами как бы одева­ются травы и деревья, и так прекрасный образ и вид представляют смотрящим, — так в воскресении красота святых на телах их явится, которая ныне в душах их сокрыта, и той кра­сотой, как ризой прекрасной, оденутся тела их оживотворившиеся. Будут сообразны прослав­ленному телу Спасителя нашего, по словам апостола: «Который уничиженное тело наше пре­образит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). «Тому, — говорит святой Златоуст, как бы удивляясь, — Который сидит по правую сторону от Отца, сообразно это тело бывает; Тому, Которому ангелы поклоняются; Тому, Которому предстоят бесплотные силы; Тому, Который превыше всякого начала, и вла­сти, и силы» (Беседа 13-я на вышеуказанное место Апостола). 4) Как весной иссохшие травы и деревья такого же вида бывают, какого были зимой, то есть неприятны и гнусны, и ни к чему иному, как сожжению, не подлежат, так и тела греш­ных людей будут наги и безобразны, как и ныне имеются, даже гораздо большее на них явится безобразие; ибо грех и тьма, которая ныне в сер­дцах и душах их кроется, тогда внешне на них явится во свидетельство, что они не во Христе проводили жизнь на земле, а в своих похотях. 5) А от этого последовательно учимся, что у всякого человека красота или безобразие, благочестие или нечестие внутри имеется; и чего нет внутри, в сердце и душе, того и на самом деле нет. Вера, любовь, терпение, смирение и прочее внутри должны быть; и если нет их внутри, в сер­дце, то они есть не иное что, как лицемерие, которое внешне является, как будто нечто имеющееся, но по сути есть ничто. 6) Никого не должно осуждать и судить, так­ же и хвалить бессмысленно; ибо не знаем, что у кого в сердце кроется, и часто безумно назы­ваем того злым, кто внутри и на самом деле добр, и того добрым, кто внутри зол, и так су­дьями неправедными бываем. От этого отвра­щает апостол: «Не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные наме­рения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор. 4:5). 7) Искать верой доброты и украшения души, и просить того у Христа, Который один может очистить ее от скверн и украсить; а не гоняться за красотой мира сего: ибо красота душевная вечна, как и сама душа, красота же телесная временна.

CXLIV. Видишь, что слюна и прочее, что от пищи и питья имеется, доколе внутри содер­жится, не гнушается тем человек; а когда из­вергнется вон, тогда всякий гнушается тем, что у себя внутри имел. Так и грех: пока внутри че­ловека есть и совершает его, не гнушается им человек, но когда благодатью Божией избавит­ся от него и, как блевотину, извергает из сердца своего, тогда для него мерзким делается. Отку­да бывает, что всяким грехом, в других види­мым, гнушается человек, хотя и сам тот же грех в себе имеет. Гнусен и блуднику блуд, хищнику хищение, вору воровство, лукавому лукавство, завистливому зависть, злобному злоба, клевет­нику клевета, сквернослову сквернословие, в ближнем своем видимое. Но в себе, хотя и имеет это же зло, однако не гнушается им; не гнуша­ется же, поскольку смертоносного яда того не познает. О, если бы чудовище это и страшили­ще ужасное увидел бедный грешник в себе и мерзость его обонял бы! Более бы гнушался тем, нежели гнушается калом, изнутри чрева свое­го изверженным! Но такова наша общая сле­пота, бедность и окаянство, что той мерзости не познаем и не стараемся познавать. Так-то, возлюбленный христианин, заразил ядом сво­им сердце наше сатана и помрачил душевное наше око! Этот случай и рассуждение учит нас: 1) Что сердце наше глубоко растленно и без благодати Божией не что иное, как только зло замышляет. Ибо змеиное семя, в нем посеянное, соответствующие и плоды рождает. 2) Учит испытывать его, и мерзость, в нем кроющуюся, познавать, и ею гнушаться. Это наипаче бывает, когда уединяемся днем или ночью, и в глубину сердца нашего проникаем, и рассматриваем, какие от него замыслы, на­чинания и намерения рождаются и к чему скло­няются. Также от ближнего нашего себя позна­ем, то есть, что видим в ближнем, то и в нас есть: когда видим ближнего гневающимся или какую другую душевную немощь показывающим, тут должны обратить и на себя очи, что и мы тем же недугом немощны. Семя всякого греха в сер­дце нашем имеется. И так, что примечаем в ближнем нашем делом совершаемое, то можем и мы при случае делать, и злого семени злые плоды показывать. Ибо природно нам зло это, поскольку с ним все рождаемся. 3) Очищать его неленостно стараться, по подобию огородника или садовника, который сучки вредные срезает с деревьев, чтобы им не вредили. Так и мы должны сердце наше очи­щать от помыслов, которые вредят очищению души нашей и не попускают приносить плодов, веры христианской достойных. Например, вос­стает ли помысел гнева, злобы, или мщения, или ненависти, или блуда, или зависти, или гордости, или клеветы, и прочее? Тотчас его отсекать или подавлять, чтобы не возрос, и так не повредил бы души. И в этом помощи просить у Христа Господа нашего. 4) С верою просить того же Избавителя, что­ бы Он силою Своею от этого мерзкого мучите­ля нас освободил, чтобы, от него освободив­шись, усердно и беспорочно служили Освободителю, по слову Его: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Тогда будем гнушаться и мы мерзостью греха, как гноем изверженным и смрадным. Это-то и есть истинная христианская свобода, к которой стремиться неусыпно должны мы и предпочитать ее более всех сокровищ мира этого. Эта свобода намного превосходит свободу князей, вельмож и господ века сего, которые людьми повелевают, но сами своим страстям повину­ются; над людьми господствуют, но над ними господствует грех. Христианская свобода не такова: она Богу одному и ради Бога людям повинуется и служит, но греховного ига не но­сит. Поищем, возлюбленный христианин, это­го драгоценнейшего бисера сынов Божиих, ко­торый они в «глиняных сосудах носят» (2Кор.4:7).

CXLV. Видишь, что желающие запах смрад­ный из покоя выгнать, зажигают благовонные порошки или иное что, к тому пригодное, и так зловоние благовонием изгоняется. Душа чело­веческая — как храмина, которая до падения праотеческого была исполнена благолепием и добронравием, как благовонными ароматами, и была жилищем Святого Духа; но по падении вошла в нее злоба, как злосмрадный запах, и наполнила ее. Чувствуем и обоняем злосмрад­ный запах этот все внутри себя, когда изнутри, «из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15:19), как смрадные запахи; чувствуем, любезный хрис­тианин, и воздыхаем об этом, желая совлечься ветхого человека и облечься в нового. О, да удо­стоит нас этого человеколюбивый Господь, Который ради человека сделался человеком! Как же можем зловоние из души нашей выгнать, если не противным тому благоухани­ем? Ибо противное противным прогоняется. Так тьма светом, холод зноем прогоняется. От падения Адамова вошла злоба и злонравие в души наши. Господь пришел на землю и пока­зал нам образ святого Своего добронравия и благости, показал образ смирения, терпения, кротости, любви и прочих святейших нравов, в божественном Его сердце бывших; и как орел птенцов своих учит летать, так Он верных на­учил в мире этом жить и Богу угождать, как го­ворит: «Научитесь от Меня» (Мф.11:29); и еще: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15); и апостол говорит: «Хрис­тос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр.2:21). Его благостью, смирением, терпением, кротостью и любовью да изгоним из сердец на­ших злобу, гордость, гнев, ненависть, зависть и всякую нечистоту. И так, вводя в души наши благонравие Христово, от своего злонравия постараемся избавиться и благовонием непо­рочных нравов Христовых будем изгонять зло­воние, прибывшее нам от врага. И чем более то будем делать, тем более очистится душевный дом наш, как чем более курится благовонный порошок в покое, тем более очищается от зло­вония покой и большее благоухание в себе име­ет. Тяжко это плоти нашей, христиане, чтобы от своего злонравия отречься; но этого долж­ность веры христианской требует от нас. Для этого очищения должно делать следу­ющее: 1) Всегда иметь перед собой образ непо­рочного жития Христова и на него душевны­ми очами взирать — для чего нужно чтение или слушание святого Евангелия, в котором напи­сано Христово житие. Этим не исключается образ жития святых Божиих, которые также взирали на этот живой божественный образ и подражали ему. 2) Всяким старанием и силой принуждать себя к тому, чтобы противиться восстающим в сердце страстям и пресекать их в начале, как
только начнут из сердца показываться, и противное им воспринимать в сердце, например, против гордости — смирение; против гнева, злобы, мщения, ненависти, зависти, нечисто­ты — терпение, кротость, любовь, доброжелательство, чистоту от Христова жития воспринимать, и тем восстающие страсти усмирять и укрощать. Легко об этом говорить, но не легко это делать, христианин! Ибо природно нам зло, и против страстей бороться и их побеждать не что иное, как против себя самого бороться и себя самого побеждать — трудная брань и по­беда, но славная! 3) Поскольку старание наше не сильно без помощи Божией, ибо весьма растленное серд­це имеем, поэтому должны Христа на помощь призывать, чтобы Сам нам помог и вместо зло­нравия нашего Свое благонравие насадил Духом Своим Святым в сердцах наших. Для этого Он и в мир пришел, чтобы злобу, как зловоние, в душах наших вселившееся, выгнать и благо­ухание Своих божественных нравов в них на­садить. Да будет наше старание, вера и молит­ва прилежными, видя это, Он преклонится на милость и подаст нам благодать Духа Своего Святого, которая будет помогать нам во всем, что касается дела спасения нашего.

CXLVI. Видишь, что земледелец сперва по­лагает в сердце своем надежду о собрании пло­дов и потом, такую положив надежду, прини­мается задело, посредством которого исполне­ние надежды достигается: делает землю, пашет и сеет. Так и во всякой вещи надежда, воспри­нятая в сердце, поощряет надеющегося к труду и средству, через которое можно надежду осу­ществить. Купца надежда богатства убеждает купечествовать, воина надежда победы и сла­вы — сражаться, ученика надежда разума и муд­рости — учиться в школах и прочее, и в деле начатом не ослабевать увещевает. Так и хрис­тиане в деле спасения своего поступать долж­ны. Надежда христианская — вечная жизнь в будущем веке, как в святом Символе веры го­ворится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Эту надежду потеряли мы в Адаме; но во Христе обретаем ее, если в Него чи­стосердечно веруем и веру нашу показываем лю­бовью и терпением. Должен всякий верующий во Христа эту надежду в сердце своем положить и утвердить, как земледельцы делают, и так в подвиге веры и прочей христианской должности трудиться, не ослабевать, взирая на вожделен­ный и неоцененный плод вечной жизни. Земледельцы очищают нивы свои, исторга­ют плевелы, чтобы не препятствовали расти пшенице. Так должны и мы отсекать прихоти и страсти от сердец наших, чтобы не препятство­вали расти семени Божия слова, и так бы бес­плодным его не сотворили. Земледельцы ожидают раннего и позднего дождя на нивы свои, без которого нивы бесплодны бывают, сколько ни трудятся на них. Так и наш труд тщетен бывает, если не сойдет на нивы сердец наших дождь благодати Божией. Должны и мы трудиться, и ожидать дождя милости Божией, и молиться Богу, чтобы по­слал нам свыше росу благости Своей и напоил ею нивы сердец наших. Должны воздевать руки и очи к Живущему на небесах, как Псаломник делал и нам образ подал. «К Тебе, живущему на небесах, возвел я очи мои. Вот, как очи рабов на руке господ своих, как очи рабыни на руке госпожи своей: так очи наши устремлены ко Господу Богу нашему, пока Он не помилует нас» (Пс.122:1-2). Земледельцы все лето трудятся, потеют и зной солнечный претерпевают, чтобы вожде­ленный плод получить. Так и христиане долж­ны всю свою жизнь трудиться, сражаться и при­ключающиеся напасти терпеть, чтобы не ли­шиться плода вечной жизни, которую Христос, Сын Божий, трудами Своими и кровью нам приобрел. Земледельцы поспевшие плоды с радостью собирают. Так и христиане, «со страхом и тре­петом совершающие свое спасение» (Флп.2:12), с радостью воспримут его из рук Господних, что обещал Он верующим и любящим Его. «Сеющие со слезами пожнут с радостью. Уходящие уходи­ли и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои» (Пс.125:5-6). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание уда­лятся» (Ис.35:10). Земледельцы ленивые и в праздности жи­вущие, увидев братьев своих, плоды трудов сво­их собирающих и радующихся, себя же ничего не имеющих, ибо не трудились, — скорбят, ту­жат, печалятся и ругают себя, что летом не тру­дились и потому плодов не имеют. Так и хрис­тиане, небрежно живущие, увидев прочих за подвиг веры и труды, в благочестии подъятые, ублажаемых и прославляемых Господом, — зап­лачут, и зарыдают безутешно, и будут себя ру­гать, что не хотели трудиться во временной жизни. Лазарь, упоминаемый в Евангелии, упокаивается на лоне Авраамовом после трудов и болезней своих временных; а богач несмысленный, который «одевался в порфиру и виссон и каж­дый день пиршествовал блистательно», после ве­селья и роскоши маловременных, находится в муках, и видит вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и, возопив, говорит: «Отче Аврааме! умило­сердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:19-24), — и вовеки возглашать будет, но ничего не получит. Из вышесказанного видишь, христианин: 1) что настоящее время для христиан — вре­мя трудов, подвига, скорбей и креста; а буду­щий век — время покоя, воздаяния, радости и увеселения, ибо «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», по апостольско­му слову (Деян.14:22). 2) Видишь, как ослеплен духовно бедный человек! Чего не делают люди ради временного и скоро погибающего прибытка? Каких трудов и бед ни принимают? Но ничто им не тягостно и не неудобно, чтобы желаемое получить. Так сильно подвигает, поощряет и одобряет их не­сомненная желаемого добра надежда, хотя час­ то и обманываются. Ибо не все получает чело­век, чего хочет и надеется получить, поскольку в Божией власти состоит наше временное бла­гополучие, а не в человеческой, — и кому хочет, подает его. Однако люди, и не имея совершен­ной надежды, все же ищут, и тщательно, то доб­ро, которое видят телесными очами. Но вечно­го блаженства, перед которым вся слава, богат­ство, честь и царство земное, как ничто, или нерадиво ищут, или совсем перестали искать. О, если бы внутреннее око человека открылось, и увидел бы в одно мгновение ока будущую славу, избранникам Божиим уготованную, — стремил­ся бы к ней так, как жаждой палимый к источ­нику водному, и ничто бы его от того не могло отвратить. Поверь, христианин, что честь, богатство, слава, сласть и утехи мира сего, как смрадная мертвечина, омерзеют ему, и даже злострадание и мучение не сможет остановить и удержать стремления его. Спасительное Христово воп­лощение и страдание учит нас всему. Лишились мы в Адаме будущего того блаженства и попа­ли в вечное бедствие, но Христос, Сын Божий, будучи таким великим и высоким, что нет ни­кого больше и выше Его, ибо Бог есть, — ради того в мир пришел и пострадал, чтобы от веч­ного бедствия избавить и к вечному блаженству возвратить человека отпадшего. Из одного это­го можем, христиане, познать, что велико и неизреченно бедствие то, от которого Христос, желая нас избавить, Кровь Свою излил; и ве­лико и непостижимо блаженство будущее, ко­торое смертью Своею исходатайствовал нам, потерявшим его. Слава непостижимой любви Его к нам и милосердию! Непостижимо как зло вечного мучения, так и добро вечного блажен­ства, ради которого Сын Божий и Бог истин­ный Себя Самого не пощадил, чтобы от перво­го нас избавить, а второе нам возвратить. Но такова наша общая слепота и окаянство, что или мало веруем, или совсем не веруем тому, хотя различно и открыл Бог в святом Своем слове то блаженство для пользы и утешения нашего. 3) Несмысленно делают те христиане, ко­торые не хотят сражаться, трудиться в деле зва­ния христианского, но желают вечную жизнь получить; хотят в сластях, роскоши, чести, сла­ве и богатстве мира сего веселиться — и со Хри­стом в будущем веке царствовать хотят; крест со Христом носить отказываются, стыдятся и ужасаются его и избегают его — но прославить­ся с Ним хотят. Они подобны тем людям, кото­рые хотят плод собрать, но землю пахать, сеять и трудиться не хотят; которые славу победы иметь и торжествовать хотят, но сражаться не хотят; от царя милость получить желают, но вер­но ему служить не хотят; которые до города не­коего дойти желают, но путем, к тому городу ведущим, идти не хотят, но другим путем идут. Тесен путь к вечной жизни, христианин; а пространный в вечную погибель ведет, по не­ложному слову Христа Господа нашего (Мф.7:13-14). Вера, которая указывает вечную жизнь и ведет к ней, многоразличному подлежит искушению. Дьявол, мир с суетой и «плоть со стра­стями и похотями» (Галл.5:24) стараются целость ее нарушить и истребить. Против всех этих су­постатов надо сражаться и веру больше жизни своей хранить. Что отсюда следует, как не не­престанное озлобление, скорбь и теснота душе сражающейся? То тот, то другой, то третий враг нападает и хочет у души отнять неоцененное сокровище — вечное спасение. Недосуг будет думать тому о чести, славе, богатстве и роско­ши мира сего, об отмщении обиды, человеком нанесенной, и о прочем, миру принадлежащем, кто хочет с теми врагами вступить в битву. Одно будет у него старание — чтобы не быть ими по­бежденным. Так от всякого случая и от всякого видимо­го создания к невидимому можно рассуждение обращать, например, от видимого мира к не­видимому, от видимого света к невидимому и вечному, то есть Богу, от видимой тьмы к неви­димой, то есть дьяволу и греху, от видимого зре­ния к невидимому, от телесной слепоты к ду­шевной, от телесного здоровья к душевному, от телесной немощи к душевной и прочее, — и этим духовную пользу себе приносить. Ибо, что видим в видимых вещах, то имеется и в неви­димых, и что чувствуем в теле, то примечается и в душе, хотя неравным образом, как об этом читаем в Святом Писании, в котором состоя­ние души нашей, доброе или недоброе, описы­вается. Имеет тело наше жизнь, смерть, здоровье, немощь, нищету, богатство, благообразие, бе­зобразие, скорбь, утешение, плен, свободу, тьму, свет, голод, жажду, пищу, питье, одежду, труд, покой и прочее. То же примечается и в душе нашей. Тело оживляется душою, умирает, когда душа от него уходит, — душа живет бла­годатью Божией, умирает, когда ее благодать оставляет. Телу нашему светит солнце, луна и светильник, но свет, которым душа наша про­свещается, есть Христос, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), и светильник ее — закон Божий, по писанному: «Светильник ногам моим закон Твой» (Пс. 118:105). Слепо тело наше, если не имеет очей откры­тых, глухо, если не имеет ушей, — слепа душа, если не имеет просвещения Святого Духа, и глуха, если не имеет надлежащего слышания гласа Божия, в Святом Писании простираемо­го. Тело наше имеет богатство: золото, серебро и прочие вещи, по мнению мира сего, дорогие; нище и убого, если не имеет. Имеет и душа бо­гатство свое — дарования Божии духовные: веру, оправдание, освящение, мудрость и про­чее; нища, убога и нага, если их не имеет. Тело наше безобразным делают струпы, раны, гной, морщины и прочее — душу безобразной дела­ют грех и страсти бесчинные. Тело наше алчет и жаждет без пищи и питья и наготу терпит без одеяния — душа алчет и жаждет без слышания Божия слова и наготствует без благодати Его. Тело утешается и укрепляется пищей и покры­вается одеждой — душа утешается словом Божиим и благодатью Его, живущею в ней, и по­крывается нагота ее Христовою правдою. Пленяется тело наше, когда попадается в плен к неприятелю, или заключается в темни­це, или узами связывается; свободу получает, когда от этих бедствий избавляется. Имеет и душа свое горькое пленение, когда человек по­падает под власть дьявольскую, служит греху и страстям бесчинным, блудодействует, пьян­ствует, похищает, крадет, злится и прочие стра­сти совершает; освобождается же Христом, ког­да обратится от грехов к Богу и верует во Хрис­та, Избавителя всех. Так и в прочем примечается сходство неви­димого с видимым и души с телом, о чем Свя­тое Писание научит тебя, христианин, если с прилежанием и желанием спасения своего бу­дешь его читать или слушать. А как нам от бед­ствий духовных освободиться и блаженство ду­ховное получить, представляется в том же Пи­сании образ, то есть вера во Христа, Который верующих в Него избавляет и блаженными де­лает, как Он Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). И еще: «Христос Иисус сделался для нас премудрос­тью от Бога, праведностью и освящением и ис­куплением», — написал апостол (1Кор.1:30).

Примечай здесь, христианин: 1) Эти пункты служат для разъяснения сле­дующих моих предложений и рассуждений. 2) Эти подобия, взятые от различных вещей, чувствам подлежащих, и приложенные к неви­димым, более полагаются ради простого народа, который не может понять учения о духовных вещах. Ничем же так не разъясняется, и понят­ным не делается, и в памяти не углубляется учение, как подобиями тех вещей, которые чувствам нашим подлежат и перед глазами нашими на­ходятся. Поэтому видим, что и в священных книгах премного таких подобий имеется, ко­торыми спасительное учение разъясняется, и небесные и духовные вещи земными и види­мыми доказываются, как-то: слово Божие упо­добляется семени, грешники — болящим, не­просвещенные благодатью Божией — слепым, неизвестный день второго Христова прише­ствия — вору, в ночи приходящему, и прочее. 3) Вещь одна другой подобна бывает не во всем, а только в некоторых свойствах: поэтому и о подобиях, как здесь, в этом параграфе, так и в прочих приведенных местах, разуметь дол­жно то же, что и они только в неких свойствах сходны с теми вещами, которые разъясняют. 4) Чтобы от видимых вещей к невидимым рассуждение обращать и так духовную пользу получать, требуется размышление верою, кото­рая основанием своим имеет Божие слово, управляемое и утверждаемое, без которой удобно погрешить можно.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных