Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 4 страница




LXXVI. Видишь, что кривое дерево ни к ка­кому делу не годится. Так и злой человек, у ко­торого сердце неправое. Он, по подобию де­рева кривого, никуда не годится. Рабом ли бу­дет? Не верно, но притворно, лениво и лукаво работает. Если же его наказывают, ропщет и не­годует. Если же ему милость оказывают, ни во что ее ставит. В счастье своевольничает и сви­репеет; в несчастье негодует и хулит. Словом, ни милостью не преклоняется, ни наказанием не исправляется, как дерево кривое, которое ни теплом, ни морозом не исправляется. Причина же тому — неправое сердце, от которого все за­висит. Также и свободный человек, если злой, то же показывает: только то замышляет, что для себя видит угодным, хотя бы Богу противно то было, ему же самому и прочим вредно. В почес­ти ли или сане каком будет? Своей только, а не подчиненных, корысти ищет. От почести сви­репеет; лишившись же почести, негодует, роп­щет и хулит; ничем смягчиться не может, по­скольку кривое, развращенное сердце имеет. Напротив, как прямое дерево ко всякому делу годится, так и добрый человек, у которого правое сердце. Правое же сердце — то, которое Богу, Творцу своему, и святой воле Его следует. Бог все делает на пользу нашу — так и правое сердце старается все делать во славу Божию и на пользу братии своей. Чего хочет Бог, того хочет и оно. Бог хочет и делает всем только доб­ро, без всякой Своей корысти — так и оно хо­чет и старается всякому делать добро без своей пользы. Ибо «любовь не ищет своего», — говорит апостол (1 Кор.13:5). Где любовь истинная, там и правое сердце. Такое сердце, в каком звании и чине ни будет, всегда и везде право поступает и ко всякому делу и званию годится. Этим учим­ся, любезный христианин, искать и просить у Бога сердца чистого и духа правого. «Сердце чис­то созижди во мне, Боже, и дух прав обнови утробе моей» (Пс.50:12)! А когда сердце право будет, то и дела наши, слова и помышления правыми будут. Из этого видно: 1) что от сердца все внешнее дело зависит. Какое сердце кто имеет, такое и внешнее дело его. 2) И самое внешнее доброе дело, по-види­мому доброе, порочится, если от неправого сердца происходит. Например, милостыня ближнему, подаваемая ради своей корысти или тщеславия, правда, судьей творимая не ради Бога, но ради избежания гражданского суда, — все это по видимости добрые дела, но порочат­ся, так как не от правого сердца происходят. Ибо доброе дело тогда только истинно доброе, когда делается так, как повелено. «Худое дерево не может приносить добрые плоды» (Мф.7:18).

LXXVII. Видишь, что или сын перед отцом, или раб пред господином своим бесчинствует и не оказывает достойной чести. Непристой­ным тебе кажется таких бесчинников дело. Ра­зумей, что так христиане бесчинствуют пред Богом, все назирающим и на всякое дело и по­мышление наше смотрящим, — когда тайно или явно грешат. Опечаливается отец бесчин­ством сына своего, и господин — бесчинством раба своего. Намного более Бог, Отец и Господь всех, опечаливается бесчинством христиан не­исправных. Этот случай и рассуждение учит тебя: 1) В словах, делах и помышлениях осто­рожно поступать и храниться от богопротив­ных дел, слов и помышлений, которыми Дух Его Святой оскорбляется. 2) Удивляться благости Его и долготерпению Божию, Который столько терпит нас, бесчинствующих перед Ним словами, делами и помышлениями. 3) Прощать ближнему своему всякую обиду, им нанесенную, ради такой благости Божией, которую каждый день и час на себе познаешь. 4) О прежних грехах и бесчинствах сердечно жалеть и смиренно перед Ним припадать, стыдиться и просить прощения. 5) Усердно благодарить Его, что в таких бесчинствах и худых поступках праведным судом не поразил тебя.

LXXVIII. Видишь, что цветок или от зноя, или от мороза скоро увядает, или дым и пузырь на воде скоро исчезает. Так и богатство, честь и слава мира сего: не успеют явиться и показать­ся, как при нашедшей или буре бед, или кончи­не, все исчезает, как и ни бывало. Посмотри на могилы и увидишь, что по смерти богатые и славные ничем от нищих и простых не отлича­ются. Все, как прах земной, в землю возврати­лись и обратились. Оставили они мир — оста­вила их и слава, и богатство отступило; и сдела­лись богатые как нищие, и славные как простые, и сравнились господа с рабами своими, богатые с убогими так, что нельзя узнать, где господин и где раб его, где богатый и где нищий лежит. Этот случай и рассуждение учит нас искать истинного душевного богатства и славы, кото­рые от нас не отступят, если их обретем; а за утехами мира сего не гоняться, ибо они, как дым и пузырь, исчезают и, вместо мнимого веселья, истинную скорбь нам оставляют.

LXXIX. Видишь, что железо или камень, хотя и горячие, до тех пор не издают голоса, пока не прольется на них вода или иное что подобное; когда же прольется, тогда показыва­ют свою горячесть изданием шума. Так и мно­гие люди: до тех пор кажутся себе смиренными и кроткими, пока их не обидят; а как почувству­ют обиду нанесенную, тогда гневаются, и ярят­ся, и шумят, как железо горячее, облитое водой. Ибо нанесенная обида показывает, что в серд­це кроется — гнев или кротость. И это-то и есть, помимо прочих, причина, ради чего Бог попус­кает на нас напасти и злоречивые уста: так Он показывает нам самим, что у нас в сердце кро­ется — гнев или кротость, чтобы, так познав немощь нашу, постарались благодатью Его ее врачевать. Этот случай и рассуждение учит тебя познавать сердце свое, которое «лукаво и крайне испорчено» (Иер.17:9).

LXXX. Видишь, что теплая печь всякого со­гревает, кто ни приступает к ней. Так и любя­щий человек, сердце которого любовью к Богу и ближнему согрето: он всякого теплотой люб­ви своей согревает, кто к нему ни прикасается. И как печь уделяет теплоту свою требующим, так и он от дарований Божиих уделяет требую­щей братии: иного наготу прикрывает, иного в дом вводит и приют ему дает, иному в болезни, иному в темнице служит, иного в печали уте­шает; словом, всякому во всем, в чем может, руку помощи протягивает. Все же это происте­кает в нем от теплоты христианской любви. Напротив, холодная печь никакой никому не делает пользы, и хотя кто и прикасается к ней, обманувшись, отходит не согретым. Так и нелюбящие люди, сердца которых не согреты христианской любовью. Многие считают себя чем-то, много и часто читают молитвы, часто постятся, созидают храмы Божии и украшают (что само по себе похвально и вид благочестия показывает); но когда их коснется кто-то из бедных, требующих помощи, обманывается, как и тот, кто к холодной печи прикасается, желая от нее согреться, и так отходит с той же печалью и бедой, с которою приходил. Этот слу­чай и рассуждение учит тебя обучаться любви христианской, без которой всякое дело мертво бывает, хотя бы чем-то и казалось пред очами человеческими. Истинная любовь — источник и душа всех добрых дел и христианских добродетелей. Как животное без естественной теплоты не может жить, так всякое доброе дело без истинной люб­ви не может быть живым, а только некий лож­ный вид показывает. О ложно любящих говорит святой апостол: «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и пи­тайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак.2:15-16). Такого рода «любовь» в нынешних христианах часто встреча­ется, такие ласково приветствуют, а на деле оказываются совсем другими. А многие и не стыдятся, видя нужду брата, такие слова про­износить: «Что мне за дело до его нужды?» А иные требующих к Богу отсылают: «Бог даст». И если бы этим словом желали, чтобы Бог по­дал требующему, так как сами не имеют что подать!.. Но отсылают от себя к Богу, так как сами не хотят подать от дарований Божиих просящему. Так-то, любезный читатель, чем более мир приближается к концу, тем боль­ше оскудевает истинная любовь, а с любовью и истинное благочестие умаляется, вместо того лицемерие и ложь умножается.

LXXXI. Видишь яблоко или цветок снаружи красивый, а внутри ядовитым червем повреж­денный, который не только человеку не поле­зен, но и вреден. Так и человеческое дело: хотя снаружи и добрым кажется, но если от сердца, самолюбием, тщеславием и гордостью напоен­ного, происходит, не только ему не на пользу, но и вредит. Ибо таковой не воздает славы Богу, от Которого все добро происходит; и что Богу од­ному принадлежит, то он себе присваивает; Бо­жии дарования не к Божией славе, а к своей во зло употребляет и так на том месте, на кото­ром Бога ставить должен, себя, как идола оду­шевленного, ставит, — и так от Бога отпадает и отступает сердцем и впадает в богомерзкий порок идолопоклонства духовного. Таковы те, которые дают обильные милос­тыни, созидают Божии храмы, богадельни, но оттуда славы и похвалы человеческой ищут; ко­торые людей учат и наставляют для того, чтобы мудрецами и разумными прослыть, и прочее. И это есть дьявольская кознь и несмысленного и слепого сердца самолюбие. Что Бог дает чело­веку к славе Своей и для пользы ближнего, то он, самолюбием ослепленный, в собственную свою славу обращает. Но что человек имеет сво­его собственного, кроме греха? Воистину ниче­го. Имение, богатство, разум, мудрость наша и прочее — Божии дарования. Как же постыдно Божие добро обращать к своей, а не к Божией славе? О, сколько согрешаем перед Богом и в мнимых наших «добрых делах»! Где думаем быть добру, там истинное зло кроется, так что «грехо­падения кто уразумеет» (Пс.18:13)? Этот случай и рассуждение учит тебя не ис­кать в добрых делах славы и похвалы своей, но «Божие Богу» (Мф.22:21) воздавать, а не себе при­сваивать. Если же ищешь славы для себя, то знай, что, как цветок снаружи красивый, а внут­ри смрадный ни к чему не годен, так и дела твои внешне чем-то и кажутся, а внутри ни на что не годны, но более того, мерзки пред Богом, Который на сердце твое и намерение смотрит, а не на дела.

LXXXII. Видишь, что человек, имеющий чужое богатство, у себя положенное, не гордит­ся тем, не называет себя богатым, не хвалится тем. Так должны и мы поступать, если имеем дарования Божии: считать их не своими, но как бы чужими; не превозноситься ими, но упот­реблять во славу Божию — ибо они от Бога про­исходят — и в пользу нашу и ближнего, для чего и поручены нам. Да будет богатство, разум, муд­рость и прочее нам на пользу нашу и ближне­го, не в похвалу нашу, но во славу и похвалу Тому единому, от Кого произошли, ибо как Он по милости Своей подал их нам, так из-за не­благодарности нашей может и отнять их у нас, как Свое. Тогда подлинно узнаем, как мы бед­ны, нищи, убоги, наги и ничего своего соб­ственного не имеем, кроме греха.

LXXXIII. Видишь на дереве сухую ветвь, которая сухая потому, что не имеет сока, ожив­ляющего ее. Разумей, что таким бывает и хрис­тианин, как ветвь иссохшая, который не имеет живой веры, любовью и прочими плодами жизнь свою показывающей. Такой никакого участия не имеет с Христом, Который есть «лоза истинная» (Ин.15:1), — ни с истинными хрис­тианами, ибо они духовные «члены тела Его» (Еф.5:30); чужд надежды вечной жизни, пока таким остается. Такому судом Своим грозит Бог. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и броса­ют в огонь» (Мф.3:10). Этот случай и рассужде­ние учит тебя, христианин, осматриваться, име­ешь ли ты веру, которая плодами своими, то есть добрыми делами, себя показывает.

LXXXIV. Видишь, что когда сын ко отцу сво­ему в дом возвратится из чужой страны, отец о сыне и сыне об отце радуются преизобильно, ибо друг с другом видятся и взаимно утешают­ся. От этого случая верою возведи ум свой к дому Отца Небесного, куда истинные христиа­не, чада Божии, возвращаются из страны мира сего, где из-за грехов наших мы пребываем, как изгнанники. О, как возрадуется верная душа, которая ныне любовью к Богу, своему Отцу Небесному, горит и с пророком говорит: «Когда прииду и явлюся лицу Божиему?» Когда же после бедственного странствования в мире сем, как стране чужой, возвратится в дом Небесного Отца и явится лицу Божию, то увидит Его «лицем к лицу» (1 Кор.13:12), «увидит Его, как Он есть» (1Ин. 3:2), и поклонится престолу славы Его! Узрит и Отец Небесный возвратившегося из юдоли сей плачевной сына Своего, и воззрит на него милосердными Своими очами, и возрадуется о нем со всею Своею небесною семьею, увеселит его благоприятным лица Свое­го зрением, упокоит его после трудов и подви­гов, утешит после плача и слез. Этот случай учит нас «о горнем помышлять, а не о земном» (Кол.3:2) и верой возносить сердце наше к Богу, чтобы и мы истинной той радости сподобились благо­датью Искупителя нашего Иисуса Христа.

LXXXV. Видишь два яблока, снаружи они равно красивы и приятны, но внутри неодина­ковы: одно внутри гнило и смрадно, другое и внутри такое же, как и снаружи. Разумей, что так и дела человеческие. У многих дела внешне одинаково похвальными кажутся, но внутри отличаются, так как не от равного сердца и на­мерения происходят. Например, один судья не приемлет мзды и правду делает, и другой также от мздоимства удаляется и праведно поступает. И так внешние их дела одинаково похвальны, но внутри могут быть неравными, если один делает то, боясь гнева Божия, который из-за неправды последует, другой же, опасаясь граж­данского суда и страха человеческого или сты­дясь людей честных, от зла удаляется: такой су­дья — политик и лицемер, а боящийся Бога — истинный христианин. Один дает милостыню ради любви Божией и ближнего, другой — ради самолюбия и тщеславия: последний тщеславен и самолюбив, а любящий Бога и ближнего ис­тинно милостив. Один у оскорбленного просит прощения, жалея, что ближнего опечалил; и дру­гой также просит прощения у обиженного, но для того просит, чтобы не привлекал его к суду и таким образом беды бы ему какой не учинил: такой самолюбием недугует, а сожалеющий о печали ближнего имеет истинную любовь. Один ласково и учтиво с ближним своим обходится, не желая его оскорбить, и другой также, но в сер­дце обмануть его думает: первый любит истин­но и чистосердечно; последний же лукав и од­ного нрава с дьяволом, который всячески ста­рается человека обмануть. Один плачет, что или богатство или честь потерял, или не может ото­мстить врагу своему; другой плачет, что Бога, Творца и Благодетеля своего, прогневал: такая печаль — христианская и спасительная; друго­го же печаль — мирская и пагубная (2 Кор.7:10). Так и в прочем могут быть равны внешне дела человеческие, но внутри, в сердце, не рав­ны. Мы их, по мнению нашему, равными су­дим, так как на внешнее только смотрим; но Бог, Который глубину сердца зрит и испытыва­ет, иначе судит, как говорит Господь Самуилу, когда он пришел в Вифлеем помазать одного от сынов Иессеевых на царство, и хотел было по­мазать Елиава: «Не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар.16:7). Этот случай и рассуждение учит тебя тому, чтобы дела твои, которые внешне похвальными ка­жутся, и внутри, в сердце добрыми были, и вся­кое бы дело внешнее доброе от сердца доброго происходило, если хочешь Богу угождать.

LXXXVI. Видишь, что немощный, который хочет исцелиться, отдается в волю лекарю и написанные его правила хранит, чтобы не было препятствия действию лекарств. Мы все от природы немощны духовно, более того, смер­тельно уязвлены от разбойника дьявола, и на пути мира сего лежим уязвленные, и сами себе помочь никак не можем, как это показывается в притче о добром самарянине, который помог из­раненному разбойниками (Лк.10:30-35). Если хотим исцелиться от язв греховных, должны пре­дать себя в волю милостивому тому Самаряни-ну, не от Самарии, но от Марии Девы Богороди­цы пришедшему, Иисусу Христу, да поступает с нами, как хочет; должны и правила Его, в свя­том Евангелии написанные, хранить, хотя пло­ти нашей и горестным это кажется. Немощные все за благо принимают и терпят, что лекарями предписано ни будет, если хотят исцелиться. Так должны и мы за благо принимать и терпеть все, что хочет и повелевает нам Врач наш Христос. Иначе спасительное Его врачевание ничем нам не поможет, как и немощному ничем не помо­жет врачевание лекарское, если написанных пра­вил не соблюдает; только еще хуже будет стано­виться немощь его. Горестно плоти нашей са­молюбие свое оставить и воле Христовой последовать, но этого непременно требует дело исцеления и спасения нашего. Заключаем из этого, что нет истинного обращения и покая­ния в тех, которые не хотят самолюбия, често­любия, славолюбия и прочего плотоугодия ос­тавить, и так остаются и пребывают духовно не­мощными, неизлечимыми, хотя и предлагается всем спасительное Христово врачевание.

LXXXVII. Видишь, что две вещи всегда по­переменно перед глазами находятся: тьма но­чью, свет днем; и от природы все избегаем тьмы (ибо никто не хочет во тьме сидеть) и ищем све­та. Так и две вещи перед душевными нашими глазами находиться должны: грех, тьма душев­ная; и Бог, Свет вечный. И как от тьмы чув­ственной уклоняемся к свету чувственному, так от тьмы греховной должны отвращаться и об­ращаться к Свету, искать Его и просвещаться. Как удаляющиеся от естественного света во тьме находятся, и претыкаются, и ничего не распознают, и всего опасаются, так удаляющи­еся от Света Присносущного, Бога, тьмой ду­шевной объяты, претыкаются, и впадают от греха в грех, и так погибают, если не очувству­ются, по Писанию: «Ибо вот, удаляющие себя от Тебя погибнут» (Пс.72:27). Ибо от тьмы этой ду­шевной в вечную и «кромешную тьму, где будет плач и скрежет зубов», как негодные рабы «вверг­нутся» (Мф.25:30); а ищущие Бога и держащиеся Его как сыновья света и дня наследуют вечный свет; и Свет, который ныне верою зрят, тогда узрят «лицем к лицу» (1 Кор.13:12), «и воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Это рас­суждение учит тебя уклоняться от греха, как уклоняешься от тьмы, и искать Бога, истинно­го и духовного Света, всем сердцем, пока есть возможность искать и находить, как увещевает нас пророк: «Взыщите Господа и укрепитесь, ищите лица Его всегда» (Пс.104:4).

LXXXVIII. Видишь, что часы заведенные непрестанно идут, и хотя мы спим или бодрству­ем, делаем или не делаем, они непрестанное те­чение имеют, пока механизм не остановится. Так и жизнь наша: от рождения до смерти непрес­танно течет и убавляется. Отдыхаем или трудим­ся, бодрствуем или спим, беседуем с кем или молчим, жизнь наша непрестанно течение свое совершает и к концу своему приближается; и уже ближе к концу сегодня, чем была вчера и позав­чера; в этот час, чем была час назад. Так, неза­метно для нас жизнь наша сокращается! Так про­ходят часы и минуты! А когда остановится ме­ханизм и перестанет ударять маятник, не знаем того. Промысел Божий скрыл от нас то, чтобы всегда были готовы к исходу, когда ни позовет нас к себе Владыка наш Бог. «Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдет бодрствующи­ми» (Лк.12:37). Окаянны же те, кого найдет в гре­ховном сне погруженным! Этот случай и рассуж­дение учит тебя, христианин: 1) что время жизни нашей беспрестанно уходит. 2) что прошедшего времени возвратить невозможно. 3) что прошедшее и будущее не наше, но только то наше, которое теперь имеем. 4) что кончина наша нам неизвестна. 5) Следовательно, всегда, в любой час, дол­жны мы быть готовыми к исходу, если хотим блаженно умереть. 6) Отсюда заключаем, что христианин дол­жен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. 7) Каким хочет быть при исходе, таким дол­жен стараться быть в любое время жизни сво­ей: так как не знает утром, дождется ли вечера, и вечером, дождется ли утра. Ибо видим, что те, которые с утра были здоровы, те к вечеру на одре смертном бездыханны лежат; и те, которые с вечера засыпают, поутру не встают и спать будут до трубы архангельской. А что с другими случается, то с тобой и со мной случиться мо­жет, ибо все мы всяким случаям подлежим.

LXXXIX. Видишь спящего человека. Этот случай два образа представляет тебе: 1) Подобие смерти. Как мертвый не видит, не слышит, не беседует и ничего не делает, так и спящий — кроме того, что у спящего жизнь дыханием себя показывает. И сколько раз засыпаем, столько раз подобными мертвецу делаемся. 2) В спящем видишь образ будущей жизни. Ибо как спящий освобождается от всех дел, трудов, попечений; забывает тогда беды, напасти, скорби, болезни и ничего от них не чувствует, так, как бы их и не имел, так сподобляющиеся получить вечную жизнь от всех трудов, бед, напастей и скорбей избавляются. Поэтому вечная жизнь в Святом Писании покоем называется (Евр.4:1 и проч.); и в Апокалипсисе говорится: «Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними» (Откр.14:13). Этот случай учит тебя: 1) Сколько раз отходишь ко сну, столько раз вспомнить о смерти, которой подобен сон, и верой ум свой возвести к вечной жизни, сладкому тому и нескончаемому покою, в котором избранники Божии упокаиваются; и с верой испустить разбойничий возглас ко Христу: «По­мяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое» (Лк.23:42). 2) Встав от сна, Бога благодарить. 3) В этом веке трудиться в подвиге веры, чтобы по смерти успокоиться.

ХС. Видишь, что сосуд наполненный ниче­го другого не вмещает. Так и сердце человечес­кое, которое подобно сосуду. Если оно напол­нено будет любовью мира сего и попечением о мирских вещах, не вмещает слова Божия в себя и так бесплодным бывает. Отсюда «забота века сего и обольщение богатства» уподобляется тер­нию, которым подавляется семя Божия слова, «и оно бывает бесплодно» (Мф.13:22). Отсюда чи­таем, что званые на великую вечерю небесного царства «начали все, как бы сговорившись, изви­няться. Первый сказал Звавшему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар во­лов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прий­ти» (Лк.4:18-20). Это значит не что иное, как пристрастие к временным и мирским вещам, которым наполнено сердце, и не принимает, и не вмещает в себя слова Божия. И так человек, исполненный мирской суетой, хотя и слышит проповедуемое и зовущее его Божие слово, но не слушает его, не повинуется ему, и так недо­стойным себя делает великой той вечери, то есть царства небесного, хотя рабы Божий, про­роки и апостолы и проповедники зовут его туда. Этот случай и рассуждение учит тебя беречься от любви мира сего, которою пленяется сердце человеческое, и молить об этом Бога с Давидом: «Отврати очи мои еже не видети суеты» (Пс.118:37) А если запутался в суете той, стараться всяческим образом от нее избавиться благода­тью Божией — да не явишься и ты с отрекши­мися недостойным вечери той пресладкой. «Много званых, но мало избранных», — заключает Господь эту притчу (Лк.14:24).

ХСI. Видишь, что и пустой сосуд ничего не может принять в себя, пока не откроется. Так и сердце человеческое, хотя и освобождено бу­дет от суеты мира сего, но связанное жестокос­тью, небрежением, унынием, не может принять слова Божия. Поэтому говорит Христос, Ипостасное Божие Слово: «Вот, стою у двери и сту­чу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Всегда Его божественный и пресладкий глас ударяет в сердца наши через слово святое, но не всякий слышит его; не слышит же потому, что ушей сердечных не имеет от­крытых, о которых Он говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.13:9). Должен хотящий слово Божие в сердце свое принять и от того плод сотворить, открыть сер­дце свое и, как иссохшая земля жаждет дождя, чтобы сотворить плод, так сердце наше долж­но отворить уста свои и жаждать Божия слова, то есть ненасытно хотеть и желать слово Божие слышать, не по иной какой причине, а для того, чтобы душа духовное приобретала созидание. И как повседневно желает желудок наш пищи и питья, так подобает сердцу нашему, как ду­ховному желудку, всегда желать Божия слова, которое есть душевная пища. Об этом святой Давид говорит: «Уста мои я открыл и привлек в себя Дух, ибо заповедей Твоих я возжелал» (Пс.118:131). И об этом должно Самого Бога мо­лить, чтобы открыл уста сердца нашего и подал нам эту спасительную жажду.

ХСП. Видишь, что кто чего усердно желает, тот того с прилежанием и ищет. Например, кто желает честь или богатство мира сего получить, тот о том и старается, то в сердце имеет и дума­ет о том. Так, кто желает благочестивой хрис­тианской жизни, о том и попечение имеет, по­учается день и ночь в слове Божием и молится Богу о том. Ибо благочестивой жизни зеркало есть святое Божие слово, в котором представ­ляется истинное благочестие и нечестие, путь нечестивых и благочестивых. Этим учишься испытывать себя, желаешь ли ты усердно «во Христе Иисусе благочестиво жить» (2Тим.3:12) или нет в тебе этого спасительного желания. Если нет и не стараешься о том, то непременно никакого благочестия в сердце своем не имеешь и находишься вне числа верных, не имеешь ни­какого участия со Христом, и имя христианс­кое тебе ничем не поможет.

ХСШ. Видишь, что желающие дойти до не­коего града или другого какого места, не стоят, но идут и идут тем путем, который ведет до того места. Так и желающие дойти до града небес­ного, горнего Иерусалима, не стоят, но идут и идут тем путем, который до того града ведет, то есть путем благочестивым, на котором Вождь есть Христос, за Которым следуют верой и лю­бовью верные Его рабы. Почему же и ты, греш­ник неисправный, если хочешь спастись и до отечества того небесного дойти, стоишь и не следуешь за Ним? Или, что хуже того, с благо­честивого пути сойдя и став на путь нечести­вых, идешь по нему, ведущему до ада вечной погибели? — Спрашиваешь, какой, мол, путь благочестивых и нечестивых? — Господь наш указывает тебе его во Евангелии Своем, велит от последнего уклониться, а первым идти. «Вхо­дите тесными вратами, потому что широки вра­та и пространен путь, ведущие в погибель, и мно­гие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13-14). Узкий путь есть путь смирения, послуша­ния, терпения, кротости, и отвержения самого себя, то есть воли своей. Широкий путь есть путь гордости, непослушания, нетерпения и самолюбия. Этот к аду, тот к небу ведет. Изби­рай, каким хочешь идти путем: или узким и низ­ким к небу, или широким и высоким к аду, — а третьего в Святом Писании не видим. Посколь­ку и в будущем веке, куда все идем, только два места видим, открытые Богом: вечная жизнь, которая будет на небе, и вечная мука, которая будет в аду. Это для того, любезный читатель, предлагается, что многие, даже все хотят спас­тись, но немногие делают то, чего дело спасе­ния от нас требует. Даже душегубцы, похитите­ли, разбойники, блудники, грабители, лукавые, лживые, пьяницы, клеветники, хульники, зло­речивые и прочие хотят спастись. Никто из них не отречется от спасения: но, поскольку идут не тем путем, который к вечному спасению ве­дет, а идут путем погибельным, который до ада приводит, то и действительного желания ко спасению в них нет. Изрядно и твердо философы учат: кто хо­чет цели достигнуть, тот и средство, для той цели приличное, хочет и ищет. Например, хо­чешь, как выше сказано, дойти до какого-то гра­да, ищешь тот путь, который к тому граду ведет; хочешь в немощи здравие получить, призываешь лекаря и прочее. Ибо кто чего действительно и усердно желает, и как выше также сказано, тот усердно и действительно того и ищет. Так, кто хочет усердно и действительно спастись, тот и средства к спасению ищет. Средство к спасе­нию вечному одно представляется нам в свя­том слове — вера святая, евангельская. Но вера та должна быть живая, а не мертвая. Живость же веры познается от дел добрых. Так как вера эта есть великое добро и сокровище в челове­ке, то, как добро, добрые и плоды порождает, как дерево доброе плоды добрые творит. Отсюда заключаем, что где нет добрых дел, а вместо того злые, там нет и веры истинной, но вера прелестная и ложная. Такую ложную веру имеющие подобно обманываются, как и те, которые в ночи идут и думают, что они тем путем идут, который к намеренному месту ве­дет, но, как воссияет заря, узнают свое заблуж­дение и жалеют. Так и ложную веру, мертвую и бесплодную, имеющие думают, что они хрис­тиане, путем благочестивым и спасительным идут, но после познают свое заблуждение и рас­каются. И блаженны те, которым еще на пути заря благодати воссияет в сердцах; блаженны те, которые прежде конца своего усматривают свое заблуждение и каются. Такое познание есть начало спасения: ибо так могут они сойти с пути погибельного и взойти верой на путь спасения, который в вечную жизнь ведет.

XCIV. Видишь, что желающие смотреть на солнце обращаются лицом к солнцу, что и о вся­кой вещи разумеется. Например, человека или какую другую вещь хотим видеть, к тому лицом своим обращаемся. Так желающие видеть Солнце вечное и духовное — Бога, видеть ныне верой, в том веке лицом к лицу, должны непре­менно обратиться к Нему лицом сердца своего. Бог на всяком месте есть, и потому, где ни хо­дим, перед лицом Его ходим. Но люди, если не слушают Божиих повелений и беззаконничают, отвращаются от Него и как бы, вместо лица, спи­ну к Нему обращают, как говорит Бог о беззаконниках: «Они обратились ко Мне спиною, а не лицом» (Иер.32:33); и в Псалмах читаем: «и не пред­ставили Бога пред собою» (Пс.53:5); и еще: «и не представили, Тебя, Боже, пред собою» (Пс.85:14), что означает не что иное, как сердце от Бога от­вратившееся, Бога не слушающее, не почитаю­щее и презирающее. Как, желая кого почить, обращаемся к нему лицом, а отвращением лица непочтение и презрение ему показываем, так, отвращаясь от послушания Богу, великое Ему непочтение и презрение являем, хотя того и не примечаем, ослепленные. Так, вместо лица, спи­ну к Нему обращаем. Но когда человек, познав свою беззаконную эту грубость, которую Богу и Создателю своему оказывал, очувствуется и, пе­рестав грешить, покается, и сердечно будет жа­леть, что так бесчинно и беззаконно против Со­здателя своего и Господа поступал, тогда обра­тится к Богу. И когда в том стоит, и послушания плоды старается Ему показывать, тогда как бы лицом перед Ним стоит и, что Он в слове святом повелевает, слушает и старается исполнять. Так обратившийся и здесь «верою», и в будущем веке «лицом к лицу» сподобится видеть Бога. Из этого видно: 1) как беззаконно и бесчинно поступаем, когда от произволения грешим. Ибо так, вмес­то лица, спину к Богу обращаем, что знак есть презрения к великому и страшному Богу. 2) Какое страшное и богомерзкое заблуж­дение — нераскаянная и безбожная жизнь! Ибо так люди, как бы обратив спину к Богу, а не лицо, ходят и беззаконничают, что страшно и писать, и думать. Но воистину так есть, как Бог сам через пророка говорит: «Они обратились ко Мне спиною, а не лицом». 3) Как велика Божия благость к грешникам, которая такое презрение и непочтение грешников терпит и ожидает их покаяния! 4) Покаяние истинное — это перемена сер­дца и нравов злых на добрые нравы. 5) Истинное покаяние непременно стыд и сожаление в сердце кающегося соделывает о том, что он так бесстыдно и бесчинно с Богом поступал. 6) Истинного покаяния не может быть, если человек от грехов отстать и Богу послушание оказывать не хочет, но такое покаяние — прелестное и ложное, и потому так кающемуся от него никакой пользы не будет. Ибо каяться и грешить от произволения — вещи противоположные и вместе быть не могут.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных