Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 2 страница




XXIX. Видишь дерево, листвой зеленеющее и плодами исполненное, вид которого всякого радует. От этого случая обрати ум свой к внутреннему состоянию благолюбивого человека, душа которого так или еще больше украшена и плодами Святого Духа исполнена. Такой, «яко финик, цветет, и, яко кедр, иже в Ливане, умно­жается» (Пс.91:13). Этот случай учит прилежно украшаться внутренне, а не внешне.

XXX. Видишь дерево иссохшее и ни к чему, кроме как только к сожжению, не годное. Разу­мей, что такова грешного душа, которая живой веры и плодов ее не имеет, кончина которой — посечение и вечного огня ад. «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Этот случай служит тебе при­чиной обратить очи свои на душу свою, не на­ходится ли и она в таком бедном состоянии, и молиться Христу Богу, Который и мертвых оживляет, чтобы оживотворил ее и росою благодати Своей напоил к произрастанию плодов духовных.

XXXI. Видишь ветвь, отсеченную от дерева и иссохшую, которая ни на что, кроме как на сожжение, не потребна. Разумей от этого, что так всякий, кто от Христа, Который «есть истинная лоза», нерадением и злой жизнью отсечется, не только никакого плода не принесет, но, как ветвь отсеченная, засохнет; «а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают», как Сам Он о том учит (Ин 15:1—6). Это увещевает тебя крепко держаться Его верой и любовью, удаляться от всякого греха, и к одному только Христу прилепляться, смирением и терпением Ему подражать.

XXXII. Видишь, что без дождя земля, иссох­нув, не дает плода. Разумей, что так и душа, не напаиваемая росой слова Божия и благодати, как бы иссыхает и бесплодна бывает. Тело наше изнемогает от голода и жажды, а затем, если не подкрепится пищей, умирает. Так и душа, если не питается и не напаивается словом Божиим, изнемогает, а потом и умирает. Это увещевает тебя также, как для тела ты каждый день ищешь пищи и питья, и для души от слова Божия не­престанно искать пищи, питья и утешения, что­ бы, изнемогая от голода и жажды, не умерла она навеки.

XXXIII. Видишь или слышишь, что ближ­ний твой согрешает или согрешил. Этот случай служит тебе не для осуждения брата твоего, —как у некоторых есть злой обычай, — но для познания немощи твоей; не для осмеяния ближнего, но для сожаления о нем и твоего исправления. От него обрати свои очи на себя, не был ли и ты сам в таком же или подобном гре­хе, и ныне — не находишься ли? А если и нет, то разве не можешь еще хуже согрешить? Ибо общая немощь и окаянство наше внутри нас: враги наши — страсти наши; плоть наша пора­бощает нас; и сатана, враг наш, непрестанно ищет, как бы поглотить нас. Все мы всякому бедствию и падению подлежим и падаем; па­дение наше близко, если благодать Божия не поддержит нас. И так от этого случая сам себя рассмотри и, видя падение брата, старайся с помощью Божией осторожнее поступать.

XXXIV. Видишь, что семя, павшее на зем­лю, умирает и, прозябнув, выходит из земли. Этот пример ясно показывает тебе, что так тела наши, хотя умирают и погребаются, однако Божией силой в свое время опять оживут и облекутся в одежду бессмертия. О чем апостол так проповедует: «Сеется в тлении, восстает в не­тлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:42-44). И так стой, утверждайся в вере, чая воскресения мертвых и жизни будущего века.

XXXV. Видишь земледельца, сеющего семена; но не всякое приносит плод. Ибо иное, как учит притча, падает при дороге, и птицы небесные его поедают, иное — на камни, иное — в терние. Так и спасительное семя, Божие слово, равно сеется на нивах сердец человеческих, но только в добрых сердцах плод прорастает (Мф.13:4—23). Этот пример учит тебя усердно мо­литься Богу, чтобы дал тебе сердце доброе, дух новый и сердце новое: и тогда семя слова Бо­жия, посеянное на земле сердца твоего, не бу­дет бесплодно.

XXXVI. Видишь еще земледельца, веющего семена свои, и семена в житницу собирающего, а плевелы вон выметающего. Так будет, как пишется, и в конце века сего. Тогда верные и благочестивые люди, как пшеница в житницу, в небесное царство войдут, а злые, как плеве­лы, извергнутся «и ввергнутся в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.13:40—42). Этот пример поощряет тебя очень заботиться о спасении своем и быть не плевелом непотреб­ным, а пшеницей.

XXXVII. Видишь еще земледельца, с радостью собирающего плоды трудов своих. Поду­май, с какою радостью будут наслаждаться пло­дами трудов своих те, которые ныне в подвиге веры и терпения трудятся. «Сеющие со слезами пожнут с радостью. Уходящие уходили и плака­ли, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои» (Пс.125:5-6). На это взирая, не ослабевай в подвиге благочестия.

XXXVIII. Видишь прекрасного, ангелопо­добного человека. От этого возведи ум свой к внутреннему человеку, то есть душе, и подумай, насколько прекраснее душа — образ и подобие Божие, которую Бог в таком прекрасном оби­талище поселил. От этого научись познавать и почитать благородство, красоту и великоле­пие души, и ее, бессмертную, добрыми делами, верой, любовью, терпением, целомудрием ук­рашать, а не тело, прах и пепел.

XXXIX. Видишь человека в рубище одето­го, полунагого, всего грязью замаранного. От него обрати ум свой к душе грешной, которая благодати Божией, как прекрасной одежды, обнажилась и вместо того вся пороками грехов­ными, как грязью, покрылась. Гнусен замаран­ный человек пред очами человеческими; но душа, греховными сквернами замаранная, еще гнуснее пред очами Божиими. Этот случай уве­щевает тебя уклоняться от всякого греха, кото­рым душа порочится и становится недостойной взора Божия.

ХL. Видишь еще человека, в ранах, в гное смердящего. Обрати очи свои к душе грешной, которая гораздо больший смрад издает, неже­ли смердящее тело. Что на теле гной и раны, то на душе грехи и беззакония. Слушай, что про­рок говорит: «беззакония моя превысили голову мою, подобно тяжкому бремени отяготели на мне; возсмердели и согнили раны мои от безумия моего» (Пс.37:5-6). Смрад телесный несносен нам — смрад душевный несносен Богу. От смра­да телесного отвращаемся мы и убегаем — от смрада душевного отвращается и отходит Дух Божий. Это опять-таки увещевает тебя избегать греха. Если же чувствуешь, что душа греховной проказой заражена, хотя бы и «остановившись вдали», вознеси глас свой, как некогда прокажен­ные сделали, ко Иисусу, Сыну Божию, всяких болезней душевных и телесных Прогонителю, и вознеси сердцем, а не только устами, и мо­лись: «Иисусе Наставниче, помилуй мя!» (Лк.17:12-13). Так Очистивший тех прокаженных, очистит и твою душевную проказу. Ибо мило­серден и слушает гласы нас, бедных. Для того и в мир пришел, чтобы избавить нас от грехов наших. Не может быть такой великой проказы греховной, от которой бы Врач наш премудрый и всесильный не захотел или не смог бы мило­стиво очистить.

XLI. Видишь слепого человека, который не видит пути, не знает, куда идет, не видит ниче­го перед собой, не видит рва, в который готов упасть. От этого случая обрати свое рассужде­ние к слепоте душевной, пораженный которой грешник так же не видит добра и зла, не знает, куда идет, не видит своей погибели, которой готов подвергнуться. Бедственна телесная сле­пота, но душевная еще бедственнее! Лучше не иметь телесного зрения, чем не иметь душев­ного. Этот случай и рассуждение увещевает нас молиться Христу, дающему слепым прозрение: «Призри, услыши мя, Господи Боже мой! Просве­ти очи мои, да не когда усну в смерть» (Пс.12:4).

XLII. Видишь глухого человека, который не внимает тому, что говорится или запрещается, и не делает так, потому что не слышит речей и не понимает приказания или запрещения. Ра­зумей, что таков и грешник, которому сатана заткнул уши душевные, чтобы не слышал гласа слов Божиих. Такой имеет уши, чтобы слу­шать, но не имеет ушей, чтобы «слышать». Слышит только телесными ушами, но глух ушами душевными. Глас Слова ударяет в слух телесный, но душевного не касается, и поэто­му он бывает, как глухой; потому и слово не­действенно бывает. Что говорит Ему Божие слово, тому не внимает; что приказывает или запрещает, того не слушает, как глухой. Тако­му слово, увещание, совет, как глухому музы­ка, не приносит никакой пользы. Потому и Христос в Евангелии говорит: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф.11:15). Все уши имеют, но не все «имеют уши слы­шать». Отсюда бывает, что хотя и все собравши­еся в храме слушают слово Божие, но не все получают пользу: поскольку не все «имеют уши слышать». Плачевна телесная глухота, но боль­шего плача достойна душевная. Поскольку душа, не слышащая и не слушающая Божия гласа, подлежит всякому заблуждению и веч­ной пагубе. Это увещевает тебя молиться Хри­сту, чтобы отверз тебе слух душевный, как не­когда глухому и косноязычному отверз слух и язык, и чтобы подал тебе «уши слышать» (Мк.7:32-37).

XLIII. Слышишь, что такой-то человек, по­пав в плен к злому неприятелю, какие только страдания ни испытывает. Заковывается в же­лезо, принуждается жить по воле пленившего, делать, что мучителю угодно; терпит насмешки, поругание, раны; словом, проводит жизнь горькую и не лучше самой смерти. От этого чувственного пленения обрати ум свой к пле­нению невидимому. В каком горьком плене­нии страдает грешная душа, которую пленил князь мира сего, дьявол! Связав ее узами похотей мира сего, он совершает над ней злую волю свою, насмехается, издевается над ней, на раны новые раны накладывает ей, от беды в беду, от беззакония в беззаконие влечет ее. Горько пленение телесное, но еще хуже ду­шевное! Ибо плененный хотя и работает телом на мучителя, но духом свободен — дух никто пленить и связать не может; к тому же смертью пленник от того бедствия освободится. Душою же плененный, хотя телом и свободен может быть, беднее всякого невольника: ибо вовеки связан будет, если благодатью Христовой не избавится. И тем пагубнее это пленение, что грешник не видит его; думает про себя, что он свободен, что никому не служит, но на самом деле несчастнее того, чье тело в оковах. Чтобы убедиться в истинности этих слов, послушай, что Господь иудеям говорит. Иудеи говорили ему: «Мы семя Авраамово и не были рабами нико­му никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь сво­бодными?» Отвечал им Иисус: «Истинно, истин­но говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:33-34). Это рассуждение дает тебе, возлюбленный, повод осмотреться: не служишь ли ты мерзкому этому тирану в похотях его, то есть в сребро­любии, лихоимстве, сластолюбии, нечистоте, гордости, злобе и тому подобном. Если уви­дишь, чем пленилось сердце свое, воздыхай ко Христу Сыну Божию, Который один от этого плена избавляет и свободу дарует; молись Ему со Псаломником: «Возврати, Господи, плене­ние мое» (Пс.125:4). «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36).

XLIV. Видишь мертвого, погребаемого, или сам погребаешь отца, или мать, или брата, или друга. Этот случай указывает тебе причину пла­кать не о том, о чем многие бесполезно плачут; но прослезись, рассуждая о причине смерти, то есть о грехе, который в такое бедное состояние привел человека, по образу Божию бессмерт­ным созданного. Это праведная причина пла­ча — что мы грехом прогневали Бога и потому смерти подвержены. А видя ближнего мертвым, вспомни, что и сам ты «землях, и в землю возвра­тишься» (Быт.3:19). Но потом воздай Богу благо­дарение, что Он в Сыне Своем, Господе нашем Иисусе Христе, подал нам благую надежду вос­кресения и жизни будущего века.

XLV. Видишь, что дерево зимой листву свою сбрасывает, а весной, когда солнце согревает, опять свою листву распускает. Так многие люди делают. Когда зима и холод бед и неблагополу­чия поражает их, тогда прихоти свои отбрасы­вают и вроде бы стараются каяться и Богу угождать; но когда теплота благополучия вновь согреет их, тогда прихоти свои, как дерево ли­ству, по-прежнему распускают, снова зеленеют, украшаются и мирскими сластями утешаются. Таковы те, которые, если поразит их холод бо­лезни, каются, грешить перестают и обещают благочестиво жить и Богу служить; но когда здоровыми станут, опять к прежним прихотям и делам обращаются. Знай, что такие люди не истинные христиане, а лицемеры. Поскольку истинные христиане в благополучии и злопо­лучии, в болезни и здравии, в нищете и богат­стве, в презрении и чести, в славе и унижении, в неволе и на свободе постоянны; всегда и везде находятся в покаянии, плоды покаяния творят, Бога любят и Богу служат. Это рассуждение уве­щевает тебя не подражать вышеупомянутым людям, но быть постоянным всегда, в счастье и несчастье, от прихотей своих отказываться и Богу угождать. А если сам такой же, то уве­щевает исправиться, чтобы с лицемерами не услышать от Христа: «Не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:25).

XLVI. Видишь мертвого, который на плач родственников не отзывается, и от похвалы не утешается, и от поношения не оскорбляется. Этот случай учит нас тому, что кто хочет быть истинным христианином, тот не должен ни похвалой мира сего превозноситься, ни бесче­стием и поруганием раздражаться, ни слушать похотей плоти своей, как бы искренних своих родственников, но должен быть, как мертвый. То есть «умереть для мира» (Кол.2:20), «умереть для себя» (2Кор.5:15) «и отречься от себя» (Мк.8:34). Именно этого требует от нас Господь наш, если хотим быть Его рабами и учениками и за Ним следовать: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24; Лк.9:23). Этим учишься не смотреть на тех христиан, которые хотят и Хри­сту служить, и миру и своим прихотям угож­дать, и чести, и славы, и богатства в мире этом искать; от поруганного, обесчещенного и ума­ленного Христа удаляются, стыдятся Его, но с воскресшим и прославленным хотят быть, — что невозможно, как Он Сам говорит: «Кто по­стыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбо­дейном и грешном, того постыдится и Сын Че­ловеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). Надо более вни­мать святому Божию слову, которое учит нас у Христа учиться смирению, любви, терпению, кротости и прочему добру; но прежде от своего злонравия отречься и так благим Христовым нравам следовать

XLVII. Видишь, что потерявшие надлежа­щий путь и заблудившиеся ищут вождя, кото­рый бы наставил их на путь и довел до наме­ренного и желаемого ими места. Этот случай, так часто повторяющийся с живущими в мире этом, учит тебя, что так и все мы заблудились, когда по совету лукавого духа ослушались Бога, и блуждаем по пустыне мира сего, удалившись от отечества нашего — неба, для которого со­зданы Богом нашим, как и пророк говорит: «все, как овцы, заблудились; человек от пути своего заблудился» (Ис.53:6). И святой Давид молится: «Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Тво­его» (Пс.118:176). А поскольку сами, будучи заб­лудшими, к отечеству небесному никак не мо­жем дойти, то должны мы искать искусного вождя в таком важном и нужном деле, которое «едино есть на потребу» (Лк 10:42). Такой искус­ный и премудрый вождь указывается нам в Евангелии — Иисус Сын Божий, о Котором Отец с небес говорит нам: «Сей есть Сын Мой Воз­любленный, в Котором Мое благоволение; Его слу­шайте» (Мф.17:5). То есть: Я вам послал Его — Учителя, Наставника и Вождя. Если хотите ко Мне прийти и потерянное вами небесное цар­ство получить: «Его слушайте», чему Он учит: Ему внимайте. Но и Сам о Себе говорит Господь: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Если не хотим, любезный христианин, вко­нец заблудиться и быть вечными пленниками дьявола, но более хотим к Богу прийти и веч­ную жизнь получить, к чему призваны мы и банею крещения возрождены, то непременно должны мы себя вверить Ему, верой и любовью держаться Его, слушать святое и истинное уче­ние Его, следовать стопам Его, подражать чи­стому примеру непорочного жития Его. Сми­рение Его пусть низлагает нашу гордость; терпение Его пусть укрощает гнев наш; кро­тость Его пусть изгоняет злобу нашу и жела­ние мщения; нищета Его пусть отвращает нас от сребролюбия, лихоимства и хищения; лю­бовь Его пусть истребит зависть и ненависть нашу; святыня Его пусть научит нас любить чистоту души и тела. Все святое и божествен­ное Его житие пусть будет нам во образ и ис­правление злых наших нравов, с которыми мы от ветхого Адама родились. Так и для нас в Нем откроется путь, истина и жизнь вечная! Так за Ним следуя, не собьемся с пути право­го, но придем к желаемому отечеству и дому Небесного Отца, в котором «обителей много» (Ин.14:2). Смиренным и низким является этот путь, возлюбленный христианин, но к высо­кому небу идущих по нему ведет. Этим путем иди, если небесного отечества достигнуть хо­чешь, — и не заблудишься в пропасть адову.

XLVIII. Случается тебе видеть монарха, вхо­дящего в град некий. Примечай, с каким по­чтением и радостью встречают и принимают его граждане; очищают путь и улицу, по которой будет шествие, и себя различно украшают, и перед шествующим преклоняют главу и коле­на, и прочее. От этого видимого зрелища обрати ум свой верой к невидимому и от телесного — к духовному. Христос Сын Божий, Царь Небес­ный, на земле явился, когда от Пресвятой Девы родился ради нас, и в мир этот к нам, как в не­кий град, пришел. Мы града этого обширного и нерукотворного граждане; к нам Он, подлым рабам, пришел и «посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира», как поет свя­той пророк Захария (Лк.1:78-79). И пришел в смирении и кротости, в образе раба: «приняв об­раз раба, сделавшись подобным человекам» (Флп.2:7). Как должны мы Его встречать и прини­мать? С каким почтением и радостью? Стыдно нам с пышностью и гордостью выходить на­встречу Царю нашему, когда Он со смирением пришел к нам! Не нравится Ему такая встреча. Ревекка, когда ехала на верблюде к жениху сво­ему Исааку и увидела его перед собою, соско­чила с верблюда, как об этом говорит Писание (Быт.24:64). Так и мы должны с гордости, как высокого верблюда, соскочить, и пешими идти, и встречать Жениха нашего с великим смире­нием, и колена с сердцами преклонять. К это­му призывает нас пророк: «Приидите, поклоним­ся и припадем Ему!» (Пс. 94:6).

XLIX. Видишь или слышишь, что жена че­стная и верная мужу своему никого не любит, кроме мужа своего, и никому не старается уго­дить, только мужу своему. От этого супружества плотского обрати ум свой к супружеству духов­ному, в котором христиане верой сочетались с небесным Женихом, Христом. О чем святой Павел так говорит верным коринфянам: «Я об­ручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2). Рассуди же, как должны христиане хранить любовь к Не­бесному своему Жениху! Как должны удаляться от нечистой любви мира сего, к одному Христу прилепляться, нра­виться, угождать, любезными быть и волю Его святую исполнять, и никого, кроме Него и ради Него, не любить, если верность Ему хотят со­хранить! Честолюбие, славолюбие, сладостра­стие, сребролюбие и прочая мира сего похоть подобна прелюбодейке, к которой душой при­лепляется христианин, если честь, славу, сереб­ро, золото, сласть и прочую похоть любит и так оставляет Христа, бессмертного Жениха, и любви мира, как нечистой блуднице, душу свою отдает. О! Сколь тяжко согрешают христиане про­тив Христа, возлюбившего их и предавшего Себя за них, которые не сохраняют той верно­сти Ему, которую, вступая в христианство, обе­щали до конца хранить. А так и всех благ ду­ховных, которых в крещении сподобились было, самовольно, к крайнему своему бед­ствию, лишаются. Не напрасно святые апосто­лы от любви мира сего отводят нас. «Не любите мира, ни того, что в мире», — говорит святой Иоанн (1Ин.2:15). «Дружба с миром есть враж­да против Бога: кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Так вред­на любовь мира сего, что любящий его врагом Божиим бывает, — что страшно и помыслить, хотя слепой человек того и не понимает!

L. Видишь или слышишь, что муж отрека­ется от жены, если она не хранит верности ему, но, оставив его, с другими беззаконно прелю­бодействует. Знай точно, что так и Христос, небесный и пречистый Жених, отрекается от такой души, которая прилепляется к миру сему, похоти плотской, похоти очей и гордости жи­тейской, потому что не хранит верности Ему, которую при вступлении в христианство обе­щала до конца жизни своей хранить. Таким Он скажет: «Не знаю вас, откуда вы», когда придет во славе Своей (Лк.13:25). Рассуждение это уве­щевает тебя, христианин, осмотреться, не ос­тавил ли и ты Христа, прилепившись сердцем к миру, то есть к богатству, чести, славе и слас­ти мира сего. Если приметишь это, не медля обратись ко Христу с покаянием и слезами, пока время еще не ушло: ибо приемлет Он об­ращающихся. Да не будешь и ты в числе тех, которым скажет: «Не знаю вас», хотя с ними и го­воришь Ему: ««Господи, Господи!». Не всякий, го­ворящий Мне: «Господи, Господи!», войдет в цар­ство небесное, но исполняющий волю Отца Мое­го Небесного» (Мф.7:21).

LI. Видишь, что всему свое время определе­но, как говорит Екклесиаст: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Екк.3:1). Птицы в свое время строят гнезда и высиживают птен­цов; животные в свое время сходятся и порож­дают потомство; рыбы также в свое время; де­ревья и травы в свое время зеленеют, цветут и дают плоды; земледельцы в свое время пашут, сеют и собирают плоды; словом, всякой вещи свое время определил Создатель Бог наш. Этим учимся, что и нам Бог время свое определил для искания вечного спасения. Время это есть вре­мя настоящее, «доколе можно говорить: «ныне»» (Евр.3:13), пока в мире этом находимся, пока живем и путниками являемся. Это время определено нам для искания спа­сения, которое Христос Сын Божий Кровью Своей заслужил. Отсюда это время уподобля­ется в Писании времени сеяния: «Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную» (Галл.6:7-8). «Сеющие со сле­зами пожнут с радостью. Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие при­дут срадостью, собирая снопы свои» (Пс.125:5-6). Будет время, когда никто не получит этого, хотя и со слезами и воздыханием будет искать. Как и земледельцы несмышленые, пропустив удоб­ное время, хотя и сеют, но губят семя, ибо не тогда, когда должно, сеют; так и несмышленые грешники будут некогда искать спасения, но не получат его, ибо тогда будет время суда, а не покаяния. Ныне время сеять, искать, просить, стучать в двери Божия милосердия, когда Бог обещал услышать и помочь, и слушает и помогает. Ибо сказано: «Во время благоприятно послушахтебе, и в день спасения помогох ти. Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения» (2Кор.6:2). Ныне «всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят», — говорит Христос (Мф.7:8). Тогда этого не будет. Иной возражает: я, мол, при смерти могу покаяться. Можешь с таким покаянием и в ад пойти. О человек, тогда ли хочешь каяться, ког­да заканчивается время покаяния и наступает время суда и истязания? Тогда ли хочешь к Богу обращаться, когда Бог тебя к ответу зовет? Тог­да ли хочешь искать, когда время уже уходит? Бесспорно, что должно и при смерти каяться, еще важнее молиться и Бога усердно призывать, ибо особенно тогда великий подвиг душе пред­стоит. Но до смерти отлагать покаяние — это обман ума, нерадение о спасении и кознь дья­вола, который такую мысль в сердце человеку вкладывает и учит закон Божий бесстрашием разорять, Бога прогневлять и покаяние день ото дня откладывать, чтобы такой хитростью чело­века погубить. Поэтому, если хочешь блаженно умереть, ныне будь таким, каким при смерти хочешь быть. Рассуждай о мирских вещах, чести, славе, богатстве и роскоши ныне так, как рассужда­ют умирающие, которые все тогда оставляют. Берегись греха и о содеянном жалей так ныне, как тогда берегутся и жалеют. Хочешь тогда от­пущение грехов от Бога во имя Христово по­лучить? Ныне о том старайся. Хочешь милость у Бога тогда получить? Ныне ее ищи. Но кто милость у милостивого Бога хочет получить, тот перестает Его прогневлять и о прежнем бесстра­шии жалеет. И только тот перестает Его прогнев­лять, кто перестает грешить и плоды покаяния творит. Рассуждай об этом, грешная душа, и вни­май тому, что Предтеча сказал: «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не принося­щее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Видишь, куда грешники, не творя­щие плодов покаяния, определяются: срубают­ся, как деревья бесплодные, секирою суда Божия и в огонь вечный, как дрова, бросаются.

LII. Когда набираются воины мира этого, тогда взятые в воинство оставляют дома свои, жен, родственников своих и имения свои. Ви­дишь, христианин, что делают люди, которые записываются на службу земному царю. Знай подлинно, что так должны делать и христиане, которые записались на службу небесному Царю. И им повелевается сделать то, что неког­да Аврааму, отцу всех верных, повелел Бог: «Вый­ди от земли твоей, от рода твоего, и от дома отца твоего» (Быт.12:1). Ветхий Адам, от кото­рого мы родились и которого внутри носим, — отец наш; самолюбие — благоприятный дом плоти нашей; родственники и имения наши — страсти наши, похоть плотская, похоть очей и гордость житейская. Все это оставить должны христиане, которые при святом крещении за­писались в воинство ко Христу, небесному Царю: «отложить прежний образ жизни ветхого человека» навсегда и «совлекаться» ветхого Ада­ма (Еф.4:22; Кол.3:9); «распинать плоть со стра­стями и похотями» (Галл.5:24); самолюбие, чес­толюбие, славолюбие, любострастие и сребролюбие, которыми плоть утешается, как родственников своих, оставить и так служить Христу Царю. Все христиане потому христианами назы­ваются, что во Христа веруют, ко Христу на ра­боту и на службу записались и так воинами Христовыми именуются. Прилично ли воинам свою волю исполнять, а не царя своего? Стыд­но христианам в роскоши и веселье мира сего дни свои проводить, когда Христос, Царь их, крест носил и крестом против врагов сражал­ся. Стыдно воинам лежать, а тем более назад возвращаться, когда сам царь до пролития кро­ви сражается. Стыдно христианам унывать, когда видят, что Царь их Христос так сильно сражался, что и Крови Своей за них не поща­дил; а тем более назад к себе домой возвращать­ся и оставлять брань! Бедственно воинам, записавшимся на службу Государю своему, оставлять его и к дру­гому, противнику его, уходить, и это не что иное, как явная измена Государю. Бедственно и явная погибель для христиан, являющихся воинами Христа Царя небесного, оставлять Его и служить миру; именоваться христиана­ми, но не желать слушаться Христа; рабами Его называться, но не служить Ему! Об этом-то и написал святой Петр: «Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя наше­го Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвра­щается на свою блевотину, и: вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр.2:20—22). Подобно этому поступают и христиане, ко­торые, очистившись в крещении от скверн гре­ховных и обещав служить верой и правдой Хри­сту, уклоняются в развращение и служат похоти плотской и похоти очей, гордости житейской, и так хотят и Христовыми быть и мира сего чада­ми, и Христу угождать и миру служить, и хрис­тианами быть и с миром веселиться, — что не­возможно так же, как смотреть сразу и вперед и назад. Как цело и нерушимо воины мира это­го, верные Государю своему, хранят присягу ему данную, как за честь его и целостность отече­ства сражаются! Идут в далекие страны, под­вергаются смертельной опасности, не боятся смертоносного оружия вражьего, получают ра­нения и падают уязвленные. Этого от них долг присяги требует. И таковых одна временная надежда и присяга, человеку принесенная, так сильно поощряет. Христиане, Царю Небесному и Богу при­неся присягу, не хотят так сражаться за честь Царя небесного, Который за них до излияния Своей Крови и принятия смерти, смерти же крестной, сражался и обещал им дать за под­виг не временную, а вечную славу на небесах, но, бросив оружие, уступают место врагу сво­ему или бегут назад. Поэтому воины мира этого будут христианам судьями в день суда. Подвиг же христианский, который бывает не против плоти и крови, а против духов зло­бы, состоит в смирении, в презрении славы су­етной, терпении и кротости, отрицании от себя самого, распинании плоти со страстями и похотями и мужественном терпении искушений. Когда так поступают христиане, тогда не усту­пают места на брани врагу своему, дьяволу. Так сражались все святые и получили венец прав­ды от Подвигоположника Иисуса Христа. Им и мы подражать должны, возлюбленный хрис­тианин, если с ними хотим участие иметь во царствии Христовом. Иначе они не узнают нас, что мы христиане; не признает и Христос нас за Своих, ибо не имеем знамения Его, то есть терпения крестного, под которым верные Его рабы сражаются. О! Не допусти, Боже, услы­шать нам тот страшный приговор: «Не знаю вас» (Лк.13:27), который услышат говорящие Ему: «Господи, Господи!», но не делающие того, что Он говорит (Мф.7:21; Лк. 6:46).

LIII. Видишь или слышишь что раб, кото­рого господин у другого купил себе или иным каким-либо образом присвоил, уже не знает прежнего господина; но того одного, который его купил, знает, тому одному служит и того волю исполняет. Примечай, что между сынами века этого бывает, и что человек человеку ока­зывает, в силу общих у всех народов прав. Са­тана лукавый нами лукаво и неправедно завла­дел было, и пленил в свою темную власть; но Христос Сын Божий искупил нас от власти его и присвоил Себе; и искупил не серебром или золотом, но честною Своею Кровью, как гово­рит апостол: «Не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:18-19); и другой апостол говорит: «Вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор.7:23). Поэтому, христиане, должны мы непремен­но служить Христу Сыну Божию, Который нас бесценною ценою Крови Своей купил, как го­ворит апостол: «Вы куплены дорогою ценою»; долж­ны волю Его святую исполнять, повиноваться Ему и всякое послушание Ему от сердца ока­зывать, как верные рабы господам своим ока­зывают. Словом, должны для Него жить, а не для себя, как учит апостол: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор.5:15). Сам по себе долг правды того требует, что­бы тому господину служил раб, чей он есть. Следовательно, как тяжко согрешают против Господа Иисуса Христа те христиане, которые называются рабами Христовыми, но Христу не служат, повелений Его не слушают, но по своей воле живут. Что таким христианам бу­дет? То, что Христос о негодном рабе говорит: «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). Ибо и господин — человек — раба своего непокорного и непослушного правильно нака­зывает. Но если раб очувствуется и покается, признает свою виновность, и смирится перед господином своим, и будет поступать так, как раб должен, то есть верно служить господину своему, — милости его удостаивается. Так и Христос, человеколюбивый Господь, в милость Свою принимает христианина, если он, чис­тосердечно грехи свои признав, покается и покажет плоды покаяния, без которых истин­ного покаяния быть не может.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных