Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 3 страница




LIV. Видишь, что заимодавец должника ис­тязает, сажает в темницу, чтобы долг отдал. Так Бог грешников за долги греховные, которые они покаянием не изгладили, подвергнет наказа­нию. И чем кто более грешит и грехи ко грехам прилагает, тем более греховным долгом обре­меняется: потому большему истязанию и суду Божию подлежит. «По упорству твоему и нерас­каянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:5). Заимодавец заключает в темницу дол­жника, чтобы отдал долг. Так Бог заключит в вечную темницу должников Своих, где правде Его вечно будут платить мучением, но никог­да не расплатятся. Как же от этих тяжких долгов, которые дол­жников в ад погружают, освободиться грешни­кам? Отвечает Господь: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Мило­сердный Бог ради Сына Своего, Господа наше­го Иисуса Христа, Который за все наши долги греховные Кровью и смертью Своею заплатил, прощает усердно кающимся и верующим в Него: и так они, освободившись от долгов, ос­вобождаются и от казни последующей. Поэто­му всякий, кто хочет освободиться от долгов греховных, которые в вечную темницу заклю­чают должников, должен покаяться и к Хода­таю милостивому Иисусу Христу прибегнуть. А кающийся непременно должен от грехов отстать. Должен прежде сам оставить их, чтобы и Бог оставил их. Как же может тот просить о прощении долгов, кто не перестает их умножать и себя ими обременять? Не может, возлюблен­ный христианин, там быть истинного покаяния, где грехи не оставляются; но такое покаяние притворно и ложно. О! Сколь много, особенно в нынешнем веке, людей, которые и хотят каяться и не хо­тят от грехов отстать, но они обманываются. Такие и от долгов своих греховных освободить­ся не могут, пока чистосердечно грехов не ос­тавят. Притом должны мы и сами простить дол­ги должникам нашим, если хотим прощение долгам нашим получить от Бога; иначе и нам не простятся они, как говорит Господь: «Если вы бу­дете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете про­щать людям согрешения их, то и Отец ваш не про­стит вам согрешений ваших» (Мф.6:14-15).

LV. Видишь, что вода с высоких гор на низ­кие места стекает. От этого научись, что Бог Вышний с высоты Своей на смиренных при­зирает и реки дарований Своих на сердца их изливает, как читаем: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Петр 5:5). По­этому мы должны смиряться, чтобы милости Его сподобиться. «Как, — говорит святой Иоанн Златоуст, — кто-либо обретет благодать пред Богом? Как же иначе, если не смиренно­мудрием? Ибо Бог «гордым противится, смирен­ным же дает благодать; и жертва Богу дух со­крушен, и смиренное сердце Бог не уничижит» (Беседа 1 на первое Послание к коринфянам). А в чем смирение состоит, там же, немного ниже, учит отец: «Если досадишь смиренному, если унизишь или что-либо скажешь, он умол­кнет и кротко претерпит. И такой имеет мир со всеми, какого и изречь невозможно».

LVI. Когда видишь подданного, перед сво­им царем предстоящего и просящего у него милости, примечай, что он тогда делает? Сто­ит с благоговением, голову преклоняет и на ко­лена падает; ум и сердце его все тут присутствует; не помышляет ни о чем другом, а в одном том прошении ум его углублен. От этого случая дол­жны мы, христиане, учиться, как к Царю Не­бесному приступать с прошением; помышлять, кто мы и к кому приступаем. «Я прах и пепел», — говорил Авраам к Богу в молитве (Быт.18:27). Насколько больше так о себе должны ду­мать мы, которые далеко отстоим от Авраама, с каким смирением, благоговением, уничиже­нием себя самих, пред величеством Его падать, голову и сердце преклонять и весь состав души и тела пред Ним повергать: ибо только на сми­ренных призирает Бог. «Призрел Он на молитву смиренных и не отверг моления их», — говорит Псаломник (Пс.101:18). Но как о величестве Его, так и о великой Его к нам милости тогда помышлять должно: «Каково величие Его, тако­ва и милость Его», — говорит Писание (Сир.2:18). Притом, когда к Праведному и Святому Царю нашему и Богу приступаем, должны отступить от неправды, по учению святого апостола: «Да отступит от неправды всякий именующий имя Господне» (2 Тим 2:19). Ибо «не водворится у Тебя лукавый, и не пребудут беззаконники пред очами Твоими, Ты возненавидел всех, совершающих без­законие» (Пс.5:5-6). И когда прощения грехов просим, должны и сами простить ближним на­шим, по учению Христову: «Прощайте, и проще­ны будете» (Лк.6:37). Из этого видно: 1) Читаемые молитвы и пение со скоростью, как язык может управляться, или, что хуже того, в два голоса отправляемые от несмысленных попов и клириков и прочих, не что иное, как только шум в церквях и воздуха сотрясание и гласы гортаней, а не молитвы; а отсюда сле­дует, что и в жизни нет никакого исправления у таких, но одно развращение и соблазн; что хотя и каждый день, казалось бы, молятся Богу, но на самом деле никогда не молятся: без чего христианину исправить жизнь свою никак не­возможно, ибо немощен и от дьявола непрес­танно подвергается нападениям. 2) Грешник, к Богу в молитве приступаю­щий и жизни не хотящий исправить, ни в чем не преуспеет; но, если хочет милость от Бога получить, должен себя исправить. 3) Злобствующим на ближних своих и отм­щение им замышляющим так же закрыт к Богу доступ. На какую милость надеяться тому у Бога, который сам над подобным себе человеком не хочет сотворить милости, и грешник грешника не хочет простить? «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших», — говорит Господь (Мф.6:15). 4) Без смирения так же тщетно пытаться приблизиться к Богу и приступать к молитве. Если пред человеком смиряемся, желая от него что-либо получить, насколько больше пред Богом, Который «гордым противится», должно смиряться, падать и усердие показывать.

LVII. Видишь, что сосуд глиняный такой запах издает, каким изначала пропитался; и как ни моется и ни чистится, не теряет того запа­ха. Разумей от этого, что так бывает и с челове­ком, который подобен сосуду глиняному. Чему смолоду научится, того и дальше в жизни дер­жаться будет. Если в добре и в страхе Господ­нем воспитан будет, так и жить будет. Если злу научится, злых нравов злой запах и в жизни бу­дет издавать. Но так как человек ко злу скло­нен, то удобно всякому злу смолоду учится, если уздою страха и наказания от того не удер­живается и свирепеющую плоть не укрощает. Этот пример учит тебя детей своих хорошо вос­питывать и в страхе и наставлении Господнем содержать, как апостол учит: «Отцы, не раздра­жайте детей ваших, но воспитывайте их в уче­нии и наставлении Господнем» (Еф.6:4).

LVIII. Когда свеча в доме светит или свет дневной освещает, тогда все видишь ясно и одно от другого распознаешь, что вредно и что невредно. Подобно бывает и с тем, кому све­тильник закона Божия всегда сияет и умные его просвещает очи, как говорит Псаломник: «Све­тильник ногам моим закон Твой и свет путям моим» (Пс.118:105). Если эта божественная све­ча всегда сияет пред нами и просвещает нас день и ночь: то всегда, как днем, ходить бу­дем, и добро от зла, пользу от вреда, добродетель от порока распознавать, и таким образом, с по­мощью Божией, не повредимся. Это увещевает тебя, христианин, «день и ночь поучаться в зако­не Господнем» (Пс.1:2) и в «сердце своем скрывать слова» Божии, «чтобы не согрешить» пред Ним (Пс.118:11). К этому увещевает Бог: «Да не от­ходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности ис­полнять все, что в ней написано: тогда ты бу­дешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно» (Нав.1:8).

LIX. Видишь, что сосуд, чем пропитался, такой и запах от себя издает. Так и сердце чело­веческое. Если любовь к Богу и ближнему име­ет, такие показывает и признаки, такие у него замыслы, начинания, слова, дела и помышле­ния. И как яблоко доброе от вкуса, так сердце человека от дел, слов и обхождения познается. И как огнем согретая печь теплоту издает, и от теплоты познается, так огнем любви Божией и ближнего согретое сердце теплоту милости, милосердия, терпения и кротости издает, и от них познается. Напротив, кто имеет любовью мира сего напоенное сердце, подобные тому и признаки показывает, о том помышляет, тому учится, о том беседует, то и делает. Кто богат­ство, или честь, или славу, или сласть и роскошь любит, о том и думает, того и ищет. Об этом и Господь говорит: «Где сокровище ваше, там бу­дет и сердце ваше» (Мф.6:21). И хотя многие ста­раются скрыть начинания и дела свои, однако, что внутри кроется, утаиться не может, но на­ружу выходит и является, не иначе, как пузырь из воды, который показывает кроющийся под водою воздух, или как отрыжка из желудка. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые», — гово­рит Господь (Мф.7:18).

LX. Видишь, что зеркало такой образ в себе отражает, к чему обращается. К небу ли обра­тится, неба образ в нем изображается; к земле обратится, земной образ в себе отразит. Так и душа человеческая: к чему любовью обращает­ся и прилепляется, то в ней и видится. Если к Богу обращается, Божий образ силой Святого Духа в ней и изображается; если к земным и мирским вещам склоняется, земной образ и начертывается. А какой образ в себе носит, такое и мудрование имеет. Если Божий образ имеет — Бога любит и человека, по образу Божию со­зданного, — о небесном, горнем помышляет, а не о земном. Если земной и скотский образ но­сит — о земном и помышляет, делает то и сле­дует тому, что чувствам ее приятно, что свой­ственно скотам несмысленным. Это рассужде­ние учит тебя покаянием и верой во Христа Иисуса «совлекаться ветхого человека» и скотс­кого его образа и искать и облекаться в образ Божий, который есть преизряднейшее и пре­восходнейшее украшение души. А что ныне в душе твоей изображается, то явится и в день судный; и так тебя тогда, видя в тебе образ Свой, за Своего признает Господь. От прочих же, ко­торые благолепия того не имеют, но скотский образ и греховное безобразие, как ужасное стра­шилище, носят в себе, отречется и скажет им: «Не знаю вас», хотя и говорят Ему: «Господи, Госnoдu!» (Лк.13:25-27).

LXI. Видишь, что дерево и хозяину свое­му, который, ощипывая, очищает его, и чужим дает плод свой; или колодец и очищающих его, и засыпающих и плюющих в него напаи­вает; или солнце и удивляющимся ему, и бес­славящим его светит. Таковы и истинные хри­стиане, которые, как «дерево доброе, добрые пло­ды приносят» (Мф.7:17); или «как светила сияют в мире» (Флп.2:15), всем благотворят, добрым и злым, друзьям и врагам, подражая Отцу свое­му Небесному, Который «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45). Это учит тебя, христианин, уподоблять­ся истинным христианам и с ними Небесному Отцу, а не сынам века сего, которые никого не любят, только себя и ради себя.

LXII. Видишь, что немощный человек, ко­торый хочет исцелиться, признает и показыва­ет лекарю немощь свою, и усердно просит его об излечении. Этот случай учит тебя, что и мы, если хотим от душевной нашей немощи изле­читься, должны ее признать от сердца и объя­вить Христу, Сыну Божию, Врачу душ и телес, и просить Его со смирением, чтобы помог. Ибо все мы от природы немощны, бедны и окаянны. Читаем в святом Евангелии, что ко Христу при­ходили слепые, глухие, немые, прокаженные, и объявляли Ему свои немощи, и со смирением и верой просили милости — и исцелялись. Слепы мы от рождения, слепы в божественном, ду­ховном и к спасению душевному надлежащем, и потому со слепцами должны Его молить: «Гос­поди, да отверзутся очи наши» (Мф.20:33). Глухи мы от природы к слышанию слова Божия и заповедей Его святых; и поэтому дол­жны просить у Него ушей, о которых Он гово­рит: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13:9). Косноязычны и немы мы от природы к призыванию, славословию, хвалению и пению имени Его святого; и поэтому должны к Нему воздыхать, чтобы отверз язык и уста наши, и молиться Ему: «Господи! научи нас молиться» (Лк.11:1). Прокажены мы от естества неизлечимой проказой греха; и потому должны с прокажен­ными возносить из глубины сердца глас и го­ворить Ему: «Иисусе Наставниче, помилуй нас!» (Лк.17:13). Расслабленны мы, и не можем встать и прийти к Нему; и поэтому должны молить Его, чтобы простер к нам всемогущую руку Свою и поднял с греховного одра. Плоть наша злая бес­нуется, и поэтому должно вопить с женой ха-нанейской: «Помилуй меня, Господи, Сыне Дави­дов!»— и повторять прошение свое: «Господи, по­моги мне!»— и думать о себе не как о достойных царства чадах, но как о псах, которые «едят кро­хи, падающие со стола господ своих» (Мф.15:22-27). Получили тогда бедные, как свиде­тельствует Евангелие, от Врача Христа милость и исцеление. Получим и мы, если с признанием немощей наших и верой будем у Него просить. Ибо для этого Он и в мир пришел, чтобы не­мощи наши исцелить, и окаянство от нас от­нять, и подать нам блаженство. Если тела тленные и смертные исцелил просящим, тем более души бессмертные исцелит.

LXIII. Видишь, что зеркало запыленное или закопченное ничего не показывает, хотя в него и смотришь; но, если хочешь в нем усмотреть лицо свое и на лице пороки, должен вытереть его. Так и совесть человеческая: если многими пороками греховными и беззаконной жизнью замарана будет, человек в ней не усматривает пороков, к душе своей прилипших, и так весь замаранным, как эфиоп, ходит, и от греха в грех без опасения падает. Бедственно и плачевно такое состояние! Такой не видит скверны и мерзости своей, но увидит тогда, когда книги откроются на позор всему миру, Ангелам и людям, и представятся перед лицом его грехи его, как говорит Бог: «Я обличу тебя и представлю пред лицом твоим гре­хи твои» (Пс.49:21). Тогда он увидит себя, как эфиопа черного и как ужасное страшилище. Ибо мерзость душевная, которая ныне внутри кроется, тогда снаружи явится; а также и пра­ведных душ красота явится, и «воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф. 13:43). Тогда бед­ный грешник начнет сам собою гнушаться, са­мого себя ненавидеть, от самого себя убегать, и в ничто обратиться пожелает, но не сможет, ибо вовеки без конца будет на нем гнусность эта в обличение его, что в такой мерзости жизнь свою на земле проводил. О, если бы эту мерзость, ныне рассмотрев, увидел — непрестанно бы плакал и искал бы от нее благодатью Христовою избавиться; но к бедствию своему ослеплен, не видит ее. Но если зеркало будет чистым, тогда все ясно показы­вает, что перед ним ни находится; и пороки на лице, не только великие, но и малые усматри­ваем в нем. Так и чистая совесть: и самые «ма­лые» пороки усматривает, и покаянием, слеза­ми и верой омывает их человек. Это рассужде­ние учит тебя очувствоваться, вникнуть в закон Божий, который грехи наши показывает и об­личает, и покаяться и очистить совесть свою прилежным рассмотрением, покаянием и ве­рой, и так начать новую жизнь, чтобы не яви­лись на Страшном Суде всему миру в познание грехи твои, которых ныне сам наедине не хо­чешь рассмотреть и познать и так очистить.

LXIV. Ходя по саду, познаешь, что деревья не иначе узнаются, как от вкуса их плодов, — так разумей и о людях. Многие называются христианами. Но истинный христианин по­знается не иначе, как от истинной веры и люб­ви. Приметы истинного христианина таковы: он полон любви, смирен, терпелив, милостив и благосклонен. И как в саду многие деревья являют плоды на вид приятные, но, как толь­ко вкусишь от них, сразу познаешь, что они негодны, — так многие люди только кажутся добрыми: гладко, ласково и тихо говорят, мно­го постятся и много молятся; но как коснешь­ся их, тогда от плодов своих познаются горь­кими, так как ненавистью, злобой, завистью и немилосердием наполнены, и поэтому, по сути, уподобляются деревьям худым, прино­сящим злые плоды. Об этом-то и говорит Гос­подь: «Нет доброго дерева, которое приносило бы худой плод; и нет худого дерева, которое прино­сило бы плод добрый, ибо всякое дерево познает­ся по плоду своему» (Лк 6:43-44). Не осуждается здесь пост, молитва, но без любви христианской они ничто; не порочится само по себе и гладкое, ласковое и тихое слово, но без плода любви — это одно лицемерие и лукавство. Не одни слова, но дела, со словами гладкими, ласковыми и тихими соединенные, показывают доброго христианина. Поэтому внутри себя должны мы иметь и стараться иметь христианство. И таким образом, если внутри будет добро, то и внешне будет являться добро. Так, по слову Христову, «добрый человек из доб­рого сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк.6:45).

LXV. Видишь, что дерево дает плод всяко­му, но молчит; колодец напаивает, но молчит; так и прочие создания Божий пользу нам при­носят, но молчат. Ибо так они Создателем устроены и, молча, проповедуют славу и хвалу Божию, подавая нам случай славить и хвалить благость Божию, — нам, употребляющим их для пользы нашей. Этим учимся и мы, разум­ные создания, друг другу добро делать, но мол­чать, не трубить перед собой, не искать славы своей, но искать славы Создателя нашего, от Которого и мы сами, и всякое добро происхо­дит. Так учит нас Христос Спаситель наш: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они ви­дели ваши добрые дела и прославляли Отца ваше­го Небесного» (Мф.5:16).

LXVI. Видишь, что в едином теле все члены между собой любовны, мирны, друг другу по­могают: рука руке и прочим членам тела помо­гает; нога ноге и прочим, глаз глазу и прочим, ухо уху и прочим помогают. Так и истинные христиане, которыми Христос, Сын Божий, Глава их, управляет. Они между собой любов­ны, мирны, кротки, друг другу помогают, и друг другу приносят пользу по-всякому, то есть ду­ховно и телесно. Если один бедствует, другой старается ему помочь. Если один нищенствует, другой нищету его восполняет. Если один бо­леет, другой ему служит. Если один страдает, другой ему сострадает и соболезнует. Если один колеблется и бедствует в вере, другой его под­крепляет. Когда один малодушествует и изне­могает, другой его утешает и руку помощи пода­ет, и прочее. Ибо и они друг для друга как члены одного тела, имеющие одну преблагословенную Главу — Христа, по словам апостола: «Мы, мно­гие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим.12:5). Это учит тебя любить всех, по увещанию апостола: «Любовью служите друг другу» (Галл.5:13), — и иметь мир со всеми: «Старайтесь иметь мир со всеми и свя­тость, без которой никто не увидит Господа» (Евр.12:14), — если хочешь быть христиани­ном. Нет христианства в тех людях, следова­тельно, и исключаются из числа христиан ис­тинных те, в которых любви к ближним нет и с ними мирно не хотят жить.

LXVII. Слышишь, что один у другого спра­шивает, кто такой-то дом или такой-то град создал; и видишь, что ничто само собою не де­лается, а от иного начало и бытие свое имеет. От этого случая обрати рассуждение свое к миру и всему, что в мире имеется, и вопроси, от кого он со всем своим исполнением и украшением имеет начало. И молча, мир ответит тебе: «Он меня создал». Небеса отвечают тебе: «Мы про­поведуем славу Божию» (Пс.18:2). Солнце, луна и звезды отвечают тебе: «Он нас создал и дал нам свет к просвещению вашему, ибо Он оде­вается светом, как ризою» (Пс.103:2). Облака отвечают тебе: «Он нас создал и повелел про­ливать дождь на вас и на нивы ваши». 3емля отвечает тебе: «Он меня создал и повелел пло­ды творить вам». Вода отвечает тебе: «Он меня создал и повелел поить вас и скот ваш». Рыбы отвечают тебе: «Он нас создал и подал вам в пищу». Деревья, травы и все произрастающее отвечают тебе: «Он нас создал и повелел служить нуждам вашим». Скоты и звери отвечают: «Он нас создал и повелел работать для вас». Огонь отвечает тебе: «Он меня создал и повелел согре­вать вас, светить вам и варить пищу вашу». Люди Его отвечают тебе: «Он сотворил нас, а не мы, мы же народ Его и овцы паствы Его (Пс.99:3), — Он сотворил нас и повелел нам «друг другу любовью служить» (Галл.5:13), и «хвалить имя Его. Ибо благ Господь, во век милость Его, и в род ирод истина Его» (Пс.99:5)». И Святой Дух через пророка учит тебя: «Он рек — и они явились, Он повелел — и со­здались. Поставил их вовек, и в век века. Повеле­ние дал — и не пройдет оно» (Пс.148:5-6). От этого учишься, христианин: 1) что есть Бог Создатель, Которого созда­ния являют, как мастера мастерство. 2) что все от Него начало и бытие свое имеет. 3) что все повелением Божиим человеку служит. 4) что человек, пользуясь Божиим созданием, непременно обязан Бога благодарить, имя Его хвалить и усердно служить Ему. 5) что заблуждаются те, как слепые, кото­рые этой обязанности не исполняют, и своей совестью обличаются как неблагодарные. 6) что это будет им во обличение на суде Христовом, потому что они добром Божиим пользовались, живя в мире, но Бога, добра Подателя, не хотели благодарить и Ему служить. 7) От этого можешь и себя рассмотреть, ста­раешься ли ты эту обязанность исполнять, да не явишься неблагодарным Создателю свое­му и не осудишься с неблагодарными рабами в день суда Христова.

LXVIII. Видишь, что ни солнце не помра­чается, ни сладкая вода в горькую не превра­щается, ни дерево доброе злым не делается, если их хулят; а также ни солнце светлее, ни сладкая вода слаще, ни дерево доброе лучше не делается от похвалы человеческой. Так и люди добрые: ни от хулы человеческой худшими не бывают, ни от похвалы лучшими; ни похвала человеческая не придает им доброты, ни хула не отнимает, но каковы в сердце имеются, та­ковыми всегда пребывают. Этим учишься ни хулением не огорчаться, ни похвалою не воз­носиться, тем более не искать ее: поскольку хуление не отнимет, а похвала не придаст тебе внутренней доброты. Ибо не тот добр, кого хвалят люди, и не тот зол, кого хулят люди, но доброта или злость у всякого внутри есть, а не от людей происходит; важно, кого Бог похвалит или осудит. Что тебе да той похвалы, которая только в ушах звенит, когда внутри совесть тебя осуждает? И что тебе та хула сделает, которая напрасно на тебя на­падает, если внутри совесть тебя оправдывает? Поскольку внутри у человека или добро или зло, блаженство или окаянство, то внутри и должно быть утешение или огорчение, веселье или печаль. Как у доброго человека внешняя хула не отнимает внутреннего блаженства и потому не огорчает его, так и злому не прида­ет внутреннего блаженства внешняя похвала. Ибо злого человека внутри злая совесть бес­покоит и печалит, хотя он внешне и ублажа­ется, а доброго человека внутри добрая совесть хвалит и веселит, хотя внешне он и осуждает­ся. Совесть всякому человеку как верный сви­детель, который или оправдывает его, или осуждает; оправдывает за неповинность, осуж­дает за вину: что в ней написано будет, то она и показывает верно. Этот свидетель солгать не может, как его ни умягчай.

LXIX. Видишь, что виноград приносит плод тому, кто его насадил, как апостол гово­рит: «Кто, насадив виноград, не ест плодов его?» (1Кор.9:7). Всякий христианин подобен на­сажденной лозе в винограде Церкви Святой, оплотом закона Божия огражденном, — и сло­вом Божиим напаивается и Тайнами Святыми утучняется, ибо должен приносить Богу, На­садителю своему и Питателю, плод добрых дел, то есть плод любви, терпения, кротости, «плод уст, прославляющих имя Его» (Евр.13:15). Если кто не приносит плода доброго, надо тому опасаться посечения, о котором говорит Предтеча: «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, сру­бают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Этот слу­чай и рассуждение о нем увещевает тебя к ис­тинному покаянию и плодам покаяния, без которых и покаяния истинного быть не может.

LXX. Видишь яблоко внешне красивое, а внутри гнилое и смрадное. Так и многие люди: внешне красуются и хвалятся благородием, а внутри, в душах своих гнилы и смрадны; внеш­не над другими господствуют, повелевают ины­ми, а внутри, душою своей служат страстям и прихотям своим и, по сути, являются рабами, причем более низкими, чем их же рабы. Ибо лучше человеку служить, нежели прихотям сво­им и греху: поскольку человек есть создание Божие, а грех есть дело дьявольское. Таковы те, которые господами называются, но допускают над собой господствовать гневу, злобе, маммоне, сребролюбию, гордости, неправде, зависти, сладострастию, нечистоте, чревоугодию и про­чим мерзким мучителям. Поэтому святой Иоанн Златоуст и говорит: «Пусть будет кто и богат, и благороден, но он, по сути, подлее под­лых, если грехом пленен» (Беседа 9 на Посла­ние к коринфянам). Также подобны яблоку, внешне красивому, а внутри гнилому, все те хри­стиане, которые внешне являются добрыми, а внутри ненавистью и злобой и прочей гнилос­тью и смрадом исполнены, что есть лицемерие и лукавство.

LXXI. Видишь, что от теплоты некоторые вещи умягчаются и растопляются, как-то: воск, сало, масло и прочие; другие же ожесточаются или высыхают, как-то: глина, дерево, трава и прочие. Таким образом, различное действие, происходящее от теплоты, зависит от вещей, теплоту принимающих, а не собственно от са­мой теплоты, ибо теплота все — и то и другое — равно согревает. Так и люди: иные теплотой благости и долготерпения Божия умягчаются, теплеют, умаляются и умиляются в покаяние и «печаль ради Бога» (2 Кор.7:10); другие же ожес­точаются и все более и более коснеют во зле, к таким апостол говорит: «О человек! Или пренеб­регаешь богатством благости, кротости и дол­готерпения Божия, не разумея, что благость Бо­жия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе со­бираешь гнев на день гнева и откровения правед­ного суда от Бога» (Рим.2:4-5). И такое различ­ное действие в сердцах бывает также не от бла­гости Божией, но от сердца человеческого, которое злоупотребляет благостью Божией и не хочет каяться: благость же Божия всех рав­но на покаяние ведет. Так ожесточился фара­он, который столько видел чудес Божиих, и не исправился, и погиб. Так и ныне многие ожес­точаются, — те, кто день от дня откладывает покаяние, но смерть постигает их неожиданно для них и на тот век без надежды спасения от­сылает. Этим учишься, христианин, не откла­дывать покаяния, но тотчас, восстав от паде­ния, исправиться и каяться, по увещанию Свя­того Духа: «Ныне, если голос Его услышите, не ожесточайте сердец ваших» (Пс.94:7-8).

LXXII. Видишь, что стекло замаранное или закопченное не вмещает света естественного. Так и человеческая душа, замаранная и очер­ненная грехами, до тех пор не вмещает света Божией благодати, пока в грехах пребывает. Грехи как мгла темная или даже как препона, которая света Божия не допускает до души и разделяет Бога и душу, как говорит пророк: «Гре­хи ваши произвели разделение между вами и Бо­гом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас» (Ис.59:2). Стекло, как начнет очищаться, начнет и свет в себя впускать, и чем более очищается, тем более света вмещает. Так и душа человеческая, как, обратившись от грехов к Богу, начнет ка­яться и покаянием и верою во Христа очищать грехи свои, — будет и благодатью Божией про­свещаться; и чем усерднее кается, тем более просвещается. Это увещевает нас обратиться к Богу и каяться, если хотим милость Его полу­чить.

LXXIII. Видишь, что земля, хотя и сеется на ней семя, не произрастит ничего, если не будет влаги. Так и сердце человеческое: хотя и слы­шит слово Божие, но не может произрастить плода, достойного слова Божия, если влаги Бо­жией благодати не будет иметь. Поэтому нам повелено так усердно об этом молиться: «Проси­те, ищите, стучите», — говорит Господь (Мф.7:7). Это убеждает нас усердно молиться Богу и просить благодати у Него, чтобы подал нам «уши слышать» слово Его и «сердце уразуметь» волю Его (Ис.6:10). Без этого ничего не сможем, так как глубоко растленное сердце имеем, так что, и услышав слово Божие, не можем уразуметь и в сердце углубить, а уразумев, не можем творить, поэтому на всякую минуту требуем благодати Божией, помогающей нам в деле благочестия.

LXXIV. Видишь, что стекло не только само принимает свет, но и в дом пускает; печь не только ради себя, но и ради твоего покоя со­гревается. То же примечается в составе теле­сном: очи не только ради себя видят, но и ради всего тела; уши не только ради себя слышат, но и ради всего тела; ноздри не только ради себя обоняют, но и ради всего тела; желудок не толь­ко ради себя пищу принимает, но и ради всего тела; руки не только ради себя делают, но и ради всего тела; ноги не только ради себя ходят, но и ради прочих членов. Также и в прочем естестве примечаем: солнце на небе светит, но для про­чей твари; облака не держат в себе воды, но на землю изливают; земля не удерживает в себе плодов, но для всех их производит. То же и о прочем разумей. Этим учимся мы, что от даро­ваний, Богом нам данных, мы должны уделять что-то для пользы ближних наших, ибо Божий дарования являются как бы общими для всех. Разумный не только для самого себя, но и для ближнего разум свой использовать должен; бо­гатство не только самому богатому, но и прочим служить должно; так и в прочем: все это талан­ты Господа нашего, за которые мы ответ Ему дадим в день пришествия Его (Мф.25:14-30). Ибо все, что ни имеем, Божие есть, а не наше добро, и нам дано от Бога не только ради нас самих, но и ради ближних наших. Если же кто от добра Божия, данного ему, не уделяет дру­гим, тот грешит против Бога, даровавшего ему блага Свои, за что истязан будет в день суда Христова.

LXXV. Видишь, что желудок немощный принимает в себя пищу, но не переваривает, как надлежит, и поэтому не уделяет сока питатель­ного прочим членам тела, а от того и все тело и себя в большее бессилие приводит, — в то вре­мя как здоровый желудок хорошо пищу пере­варивает и прочим членам сок питательный сообщает; тем самым как все тело, так и себя более крепким делает. Так бывает с богатым, когда он богатство, которое от Бога принима­ет, — или скрывает, или на непотребные расхо­ды истощает, и как никому, так и себе не делает пользы, но скорее себе же пагубу устраивает, не подавая ближним того, что подавать должен, по велению Божию: «Просящему у тебя дай» (Мф.5:42). Так, лишая ближнего добра телесного, лишает себя плода духовного, заповеди Божи­ей не исполняет, самолюбием и немилосерди­ем недугует, и таким образом, не делая мило­сердия ближнему, закрывает и для себя двери милости Божией. Напротив, щедрый богач, как крепкий же­лудок, и сам довольствуется богатством во славу Божию, благодаря Бога, и прочих довольствует во славу Того же Бога, и так себе духовную пользу приносит, другим принося телесную. Это разумей и о прочих дарованиях, от Бога нам данных: если мы уделяем от них ближним на­шим, то они и нам пользу приносят, а если не уделяем, то и нам вредят, — не сами по себе, но из-за нас же, потому что мы их не так, как дол­жно, и не на то, что должно, употребляем. По­добно тому, как сожжение вещей ближнего яв­ляется злоупотреблением огнем, который дан нам для варения пищи, согревания покоев, и прочее, мы злоупотребляем мечом для убийства брата нашего, хотя меч устроен для защиты оте­чества; злоупотребляем языком для клеветы, злословия, сквернословия, хотя язык дан нам для сообщения советов сердечных и на хвале­ние Божие; злоупотребляем руками для хище­ния, биения, хотя они даны нам для делания и оказания помощи себе и ближним нашим, и прочее. Таким образом, и дарования Божии может человек во зло употреблять, и потому и себе и ближнему во вред.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных