Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 8 страница




СХХП. Видишь, что к богатому и щедрому человеку прибегают бедные и убогие и полу­чают все по своему требованию потребное. От этого случая возведи ум твой к Богу, богатому в милости и щедротах. Если человек, от при­роды злой, так милует и щедрит просящих и помогает им в нуждах их, — тем более Бог, ес­теством Благой — ибо «никто не благ, как толь­ко один Бог», — по словам Господа (Мф.19:17), — подаст просящим с верою, что просят по воле Его, и поможет в нужде всякому, с верой к Нему приходящему. Если в человеке, созда­нии Своем, милосердие насадил, — тем более Сам имеет милосердие к бедствующим и воз­дыхающим к Нему. Если заблудших и не знав­ших Его познал и помиловал, — тем более по­знавших Его, и знающих, и исповедующих имя Его, и призывающих Его — услышит и поми­лует. И если не ищущих Его взыскал, — тем более ищущих Его примет и явит милость Свою. Одно от нас требуется — чтобы мы по­знавали и признавали пред Ним нищету свою, бедность и окаянство; а богатство благости и щедрот Его для всех готово и открыто. Этим случаем и рассуждением учимся мы, любезный христианин, не откладывать надежды нашей, а к престолу благодати с верой приступать и стучать в двери милосердия Божия и, хотя мед­лит, непременно ожидать помилования от Него. Если человек щедрит и милует, — тем более Бог, всякого милостивого человека не­сравненно милостивее; если человек на глас бедных преклоняется и милосердствует, — тем более Бог, Отец щедрот. Читай Святое Писа­ние — и увидишь эту истину.

СХXIII. Если бы ты увидел, христианин, что некий благородный, высокопоставленный и богатый князь хочет и ищет дружество иметь с неким простым, убогим и нищим человеком, непременно удивился бы такому неслыханному делу; но еще больше бы ты удивился, если бы увидел, что тот самый простец бедный не хочет того дружества, тогда непременно назвал бы ты этого простеца несмышленым. Так в высшей степени несмышлен, безумен и слеп всякий грешник нераскаянный. Христос, Сын Божий, Царь Небесный, хочет с ним иметь дружество, любить его, и желает привлечь его к Себе, и быть им любим; хочет прийти к нему и вече­рять с ним, как говорит: «Се, стою у двери и сту­чу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Дружество не что иное, как усерд­ная и взаимная любовь — любить и быть люби­мым. От этого святого и высокого дружества грешник слепой и несмысленный безумно отвращается и неистово обращается к нечистой и мерзкой любви мира сего. О, какого удивле­ния, страха, плача и слез достойно безумие и неистовство это! Не видит этого бедный греш­ник, но по сути так есть. Так-то прелесть мира суетного и хитрость врага, дьявола, ослепляет бедным нам глаза! О, если бы у грешника открылись очи сердечные и увидел он, чего ли­шается и где находится: непрестанно бы воз­дыхал и неутешно плакал; непрестанно бы глас от сердца возносил к Богу и говорил: «Я заблудился, как овца погибшая, взыщи раба Твоего» (Пс.118:176).

CXXIV. Если бы еще ты увидел, что сын цар­ский, отвергнув дорогую багряницу, в которую был одет, оделся в худое и смрадное рубище, непременно удивился бы тому непристойному делу. Так и христианин, который, оставив Бога и Христа Сына Божия, греху себя отдает. Ибо всякий крестящийся верою во Христа Иисуса соделывается сыном Божиим, по написанно­му: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Галл. 3:26), — и одевается душа его прекрасной ризой оправдания Христова, как царской баг­ряницей, как говорится христианам: «Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11); И еще: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Хри­ста облеклись» (Галл.3:27). Все мы от грешного Адама грешными и скверными рождаемся в плотском рождении, но в крещении святом, духовном рождении, верой во Христа Сына Божия от скверн грехов­ных омываемся, рождаемся духовно от Бога и соделываемся чадами Божиими, по Писанию: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12); и еще: «Смотрите, — говорит, удивляясь, свя­той апостол Иоанн, — какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими» (1Ин. 3:1). Эту великую благодать зас­лужил нам Иисус Христос Сын Божий — воль­ным Своим послушанием, страданием и смер­тью, заслужил верующим во имя Его, — подает Небесный Отец Своею благостью и человеко­любием; совершает Святой Дух. Но христианин, когда уклоняется ко греху и делает неправду, губит эту великую благодать, так дорого, то есть страданием и смертью Сына Божия Господа славы снисканную и как дар ему по одной милости Богом данную, совлекается прекрасной царской одежды, в которую в кре­щении благодатью Христовою облекся было, и одевается опять в смрадное и скверное грехов­ное рубище, которого в том же крещении со­влекся было, и так делается позор плачевный Ангелам и всем святым, ибо как «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающем­ся», — говорит Господь (Лк.15:10), так и печаль бывает о праведнике, который заблуждается и отпадает от вечной жизни. Не видит этого смра­да и стыда бедный грешник, но увидит его тог­да, когда откроются сыновья Божий и подоб­ны будут Единородному Сыну Божию, явив­шемуся во славе Своей божественной, как говорит апостол: «Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему» (1Ин.3:2). А от их числа отлучатся грешники, и явится их внутренняя гнусность в позор всему миру. Этот случай и рассуждение учит тебя, христианин, испытать себя и рассмотреть совесть свою, не находишься ли и ты в таком бедном и плачевном состоянии. И если приметишь, не медли возвратиться к Небесному Отцу, по подо­бию блудного сына, и молись к Нему со смире­нием: «Отче! Я согрешил против неба и пред то­бою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк.15:18-19). Он, будучи милосерден, готов принять тебя и обнять святейшими объятьями любви Своей. И так «радость будет на небесах и о тебе, кающемся».

CXXV. Видишь, что отец, желая обратить сына своего непостоянного к честной и посто­янной жизни, увещевает его и говорит ему: «Тебе ли имение мое, потом и трудами моими собранное, расточать с пьяницами и блудница­ми?». И таких случаев немало бывает на свете. От этого случая рассуди о душевном имении, данном всякому христианину в крещении, то есть о благодати, правде, освящении, усынов­лении, наследии вечной жизни. И от плотско­го отца обрати ум свой ко Христу, Который есть Отец вечный верным Своим (Ис.9:6), и вспом­ни, что Он говорит в Евангелии Своем: «Кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф.12:30). Христос изволил Своим на земле житием, тер­пением, страданием и смертью заслужить нам, грешным и отверженным, у Небесного Своего Отца милость, отпущение грехов, оправдание, освящение и избавление, как апостол учит: «Хри­стос Иисус сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением» (1Кор.1:30). И это неоцененное сокровище подается верой всякому крещающемуся: тогда человек удостаивается этих небесных дарований по милости Божией, без всяких своих заслуг. Как честный и богатый человек, желая иметь наследника имений своих, принимает со стороны бедного в сыновья себе и делает его по своей милости наследником своим, так Бог, «будучи богат в милости и щедротах», человека, который хитростью дьявольской и своею волей отторгнулся от Него, и бедным, нищим, убогим и окаянным сделался, благодатью Единородно­го Своего Сына Иисуса Христа принимает к Себе и Духом Своим Святым «омывает» от скверн греховных, «освящает и оправдывает его» (1Кор. 6:11), делает «сыном Своим и наследником Своим, сонаследником же Христу» (Рим.8:16-17). Но ког­да человек, забыв великую эту благодать, обра­щается ко греху, как «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр 2:22), и расточает неоцененное то небесное сокровище, как блудный сын (Лк.15:13-14), то этим безмерно огорчает Христа и себя губит. Слышит от Него в совести своей и Святом Писании подобный этому глас: О человек! Тебе ли расточать богатство Мое, данное тебе, которое Я таким трудом, потом, болезнью, терпением, страданием и смертью собрал? Помяни, кто Я, и каков, Который ради тебя так трудился, и каким образом снискал тебе сокровище это! Бог и Создатель всех, пе­ред Которым «преклоняется всякое колено небес­ных, земных и преисподних». Но тебя ради подоб­ным тебе человеком сделался, «уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:10,7-8), и так тебе отпущение грехов, благодать, благословение, правду, усыновление и наследие вечной жизни приобрел. Вспомни, чем ты был? Беззаконник, от­ступник, отверженный от лица Божия, сын проклятия и гнева Божия, пленник и неволь­ник дьявола, огня негасимого и вечного, поги­бели чадо. Но от всего этого Я избавил тебя, не серебром или золотом, а «драгоценною Моею Кровию» (1Петр.1:19); омыл тебя от скверн грехов­ных, и одел тебя чистой одеждой правды Моей, и наследие вечной жизни обещал тебе. «Всту­пил в союз с тобою, — говорит Господь Бог, — и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем. И надел на тебя узорчатое платье, и обул тебя в сафьяные санда­лии, и опоясал тебя виссоном» (Иез.16:8-10, и проч.). Ты же такой Моею любовью и милос­тью к тебе явленной пренебрег. Что Я трудами, болезнями, терпением, страданием, послуша­нием до смерти, смерти же крестной, собрал, — все то расточил и расточаешь, последуя воле твоей и страстным вожделениям, и не хочешь оставить этого злого и страстного нрава, очув­ствоваться и покаяться, чтобы опять получить у Меня милость. «О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпе­ния Моего, не разумея, что благость Моя ведет тебя к покаянию?» (Рим.2:4). «Вспомни, откуда ты ниспал» (Откр.2:5), с какого достоинства и высо­ты в какую подлость и окаянство? Где ныне на­ходишься, и к чему воля твоя и страстолюбивая твоя жизнь ведет тебя? Вспомни и покайся! Если же нет, то будешь вовеки об этом возды­хать, тужить, скорбеть и плакать, но бесполез­но, «когда увидишь Авраама, Исаака и Иакова» и прочих праведников «в царствии Моем, а себя изгоняемым вон во тьму кромешную, там будет плач и скрежет зубов» (Лк. 13:28). Так благость Христа Бога нашего обратив­шегося на грех и неисправного христианина обличает внутри и вне. Внутри — в совести и вне — в Святом Писании. Христианину же не должно нерадеть о такой благости Божией, на покаяние его зовущей, да не соберет себе боль­ший гнев Божий, по написанному: «По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе со­бираешь гнев на день гнева и откровения правед­ного суда от Бога» (Рим.2:5).

CXXVI. Видишь в естестве, что равное рав­ному и подобное подобному пристает и к тому стремится. Например, огонь не помещается с водой, но с огнем; воздух не держится в воде, но к воздуху вверх восходит. Также у животных бывает: овца к овцам пристает и ходит с ними, воробей с воробьями имеется и летает. У лю­дей: подлый с подлым, честный и постоянный с постоянным, богатый с богатым, благородный с благородным и развращенный с развращен­ным водятся. Так и в духовном христианском деле. Святая вера, поскольку есть небесный дар и от Бога происходит, никакого сообщения с тленными и мирскими вещами не может иметь, отвращается от них; честь, богатство, славу и сладострастие мира сего за ничто считать вер­ное сердце учит, от всего этого отвращаться уве­щевает и восхищает к небесам, откуда про­изошла, и непрестанно побуждает усердно же­лать и искать Бога, от Которого начало имеет; вечных и небесных благ богатство и славу пред­ставляет и к ним восхищает сердце человечес­кое, в котором место свое имеет. Ибо сродное к сродному стремится и от не-сродного удаляется, и подобного себе ищет, и от неподобного отвращается, как выше сказа­но. Так вера подобного себе духовного естества и Начала, от Которого произошла, ищет и спе­шит к Нему. И как огонь, через все препятствия, кверху восходит — свойство его таково, — так и вера, хотя от соблазнов, суеты, прелести и от духов злых препятствие терпеть понуждается, однако, как духовное и небесное дарование, к горнему стремится, «о горнем помышляет, а не о земном» (Кол.3:2). И поскольку верное сердце примечает свою немощь и недостаток сил к со­противлению врагам своим — прибегает к все­сильной Божией помощи и усердно молится Богу, чтобы Сам Он против врагов ее в подвиге помог и укрепил. Так вера, как небесный дар, от земного отвращается и небесного ищет. Отсюда следует, что те христиане, которые любовью сердца своего приложились к миру, то есть богатству, чести, славе и сладострастью, не имеют в сердцах своих веры, так как вера, как дух, сродного себе добра ищет и любит; а они, оставив духовное добро, ищут того, что плоть и кровь любит, ищут того, от чего вера отвращает верное сердце, и не ищут того, к чему вера ве­дет и возбуждает. Как дух духовными и неви­димыми благами услаждается и ищет их, так плоть, духа не имеющая, плотскими и видимы­ми утешается благами, ими довольствуется и ищет их. Ибо сродное к сродному стремится, как выше сказано, а от несродного уклоняется. Этот случай и рассуждение учить тебя, хри­стианин, испытывать, имеешь ли веру, которая сердце человеческое очищает и ведет к Богу. Ибо не все, которые называются христианами, верные, а те, которые веру исповедуют и на сер­дце ее имеют. Вера — дар Божий духовный, ко­торый непременно человека отвращает от су­етного и движет к любви и исканию небесного. Она — как огонь, очищающий сердце от гнета и скверн греховных, и в вере все существо хри­стианского духовного блаженства состоит.

CXXVII. Видишь, что отец от сына неисп­равного и непокорного, после многих увеща­ний и отеческих наказаний, отрицается, и от­вергает от себя, и наследия лишает. Так делает с христианами Бог. Неисправных увещевает и внутри — в совести, и вне — через пророческие и апостольские писания, и проповеди учителей и пастырей церковных, и через обещание бу­дущих благ и угрозу казней, временных и веч­ных, и через посылаемые наказания; и всем тем убеждает к истинному обращению и покая­нию. Но кто не перестает грешить и этой бла­гостью Его, кротостью и долготерпением пре­небрегает, от такого отрицается, и отвергает его, и наследия вечной жизни лишает. Так отверг от Себя непокорных и жестоко-выйных иудеев, которые ни писаниями проро­ческими, ни наказаниями Божиими, ни увеща­ниями, ни чудесами и милостью Сына Божия, во плоти явившегося, не исправились, но, бо­лее того, злобою на Него, пришедшего их спа­сти, восстали, умучили и умертвили. Потому и исполнилось на них Христово слово: «Отнимет­ся от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Мф.21:43). Так те, кото­рые ни милостью, ни наказанием Божиим не исправились, отвержены от Бога. Так делается с неисправным христианином, которого ни совесть угрызающая, ни милость Божия и блаженство вечное обещанное, ни ге­енны страх и ничто иное к покаянию подвиг­нуть не может. Такому апостольское слово говорится: «О человек! Или пренебрегаешь богат­ство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и не­раскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:4-5). Да убоимся, возлюбленный христианин, этого прещения Божия, которое Он через апостола Своего возвещает неисправным, да не соберем себе и мы гнев Божий, да не ис­полнится и на нас то, что свершилось над иудеями непокорными, и да не будем отвер­жены от лица Божия навеки. Да послушаем Бога призывающего, увещевающего и ведуще­го нас Своим долготерпением на покаяние. Да не устрашает нас трудность и неудобство дела этого: начнем только — и Он с нами начнет дело наше; поднимемся только от падения и лежания — и Он нам подсобит; станем лучше — и Он нас укрепит, и будет помогать, и де­лать дело спасения нашего. Зовет, возбужда­ет, стучит и движет лежащих; но начинающим вставать и встающим и делающим помогает. Весьма милостив и человеколюбив, и неска­занно всех нас хочет спасти. Об этом все Свя­тое Его Писание свидетельствует. Вспомним и рассудим, как Он, живя в мире, никому в милости Своей не отказал: слепым подал зрение, прокаженным очищение, не­мощным здоровье, глухим слух, бесноватым свободу и мертвым воскресение. Приходящих к Нему и вопиющих о телесном здравии — ус­лышал, помиловал и исцелил: тем более о душев­ном исцелении просящих услышит и исцелит. Ибо Он как тело, так и душу создал; и Тот же Он и ныне на небесах, как и на земле был, — та же Его благость, милость, человеколюбие, кротость и милосердие к страждущим нам и воздыхаю­щим к Нему: слышит и ныне бедствующих и вопиющих к Нему, и помогает и исцеляет, как и, на земле живя, слышал, помогал и исцелял. Не далеко Он от нас, хотя и не видим Его ходя­щего и не слышим говорящего. От зрения на­шего и слуха только отстоит, но к призываю­щим Его близок: «близок Господь ко всем призы­вающим Его» (Пс.144:18). И если к телу страждущему, которое умира­ет и истлевает, такое милосердие показал и вся­кому прошение его охотно исполнил, — тем более душе бессмертной, которая намного луч­шей тела, поможет и исцелит ее, болезнующую, беснующуюся, прокаженную, расслабленную, глухую и слепую, если приступит к Нему и по­мощи и милости у Него будет просить, по не-ложному обещанию Его: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф.7:7). Для этого и в мир этот к нам, отлу­ченным и удаленным от Него, пришел, чтобы слепые души наши просветить, заблудшие воз­вратить, прокаженные грехами очистить и мер­твые оживить, и на путь покаяния и истины наставить, и так подать истинное и вечное бла­женство, которое мы в прародителях наших потеряли. И если Царь славы и Господь наш и Создатель такую милость показал нам, что ради нас, бедствующих и погибающих, в мир при­шел, и в плоть подобострастную нам облекся, и ею ради нас пострадал и умер, — тем более, пострадав за нас, помилует нас обращающих­ся, и услышит, и поможет. И если помянул нас, забывших Его и не знающих — тем более по­мянет поминающих и призывающих. Отвра­тившихся от Него нас помиловал — тем более обращающихся к Нему помилует. Ну же, восстанем и станем на путь Его, — и Он, взяв нас, поведет вслед за Собой и приве­дет к Отцу Своему. Так Бог будет Бог наш и Отец, и мы будем людьми Его и сыновьями Его, что есть несказанная слава и похвала наша. Что может быть славнее, что можно помыслить бо­лее славного, чем называться и быть сыновья­ми Бога живого, всемогущего, великого, веч­ного, и преблагого и Его Отцом иметь? Это не­сравненно превосходит всю славу, честь, достоинство, утеху и радость мира сего. Если же ныне Бог будет нам Богом и Отцом, то не­пременно и наследие вечной жизни нашим бу­дет, и блаженство и слава вечная.

CXXVIII. Видишь, что находящийся в го­рячке всякую пищу отвергает, хотя бы сладкая и приятная была, и гнушается ею, ибо внутри огнем палится и снедается. Так и боголюбивая душа: желанием святым небесных благ объята, и любовью Божией уязвлена, и Божественным и небесным «огнем», который Христос «пришел низвести на землю» (Лк.12:49), распаляема, — «все, что в мире», — честное, дорогое, славное, при­ятное и веселое, — отвергает, гнушается им. И чего прочие с трудом и усердием ищут, от того она отвращается и убегает; честь славу, богат­ство и роскошь — гнилой мертвечиной считает и отвращается от них. Одно внутри желание имеет, чтобы отыскать и не потерять вечное благо, которое есть Сам Бог со всеми Своими вечными благами. Об этом у нее попечение, старание, мысль, труды, воздыхание, молитва и беседа. Ибо кто чего желает и ищет прилеж­но, о том всегда думает и старается (прп. Макарий Египетский, беседа 9 гл. 9). Вечно слово Христово: «Где сокровище ваше, там будет и сер­дце ваше» (Мф.6:21). Этот случай и рассуждение, которое взято из книги святого Макария Египетского, испол­ненной мудростью духовной, учит тебя испы­тывать сердце свое, чем оно объято, каким же­ланием и какой любовью — Божией ли, или мира сего? Многие думают о себе, что любовь Божию имеют. Спроси всякого: любишь ли Бога? Непременно отвечает: как Бога не лю­бить? И совесть к тому убеждает. Но, вместо Бога, себя и мир любят. Любовь истинная по­знается от дел, а не от слов, как и всякая доб­родетель. Сердце у человека одно и раздвоен­ным быть не может: и так непременно или к Богу, или к миру преклоняется, желает, ищет и прилепляется; и если к одному пристает, от дру­гого отстает. Поэтому говорит Господь: «Не мо­жете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). По­тому и апостол увещевает: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет люб­ви Отчей» (1Ин.2:15). Если хотим Бога любить, то изгоним из сердца нашего любовь к миру и самолюбие, ибо кто самолюбив, тот враг сам себе, а «дружба с миром есть вражда против Бога; кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4).

CXXIX. Видишь, что когда отец нищ и убог, то и дети его убоги. И когда хозяин или глава дома в бедствии и озлоблении находится, то и домашние его с ним бедствуют и озлобление терпят. Так и в Церкви Святой, которая есть дом Бога живого. Дома этого святого Отец и глава есть Христос. Если Он, на земле живя, терпел всякое бедствие, и озлобление, и страдание и так вошел в славу Свою, как говорит Сам: «Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24:26), — то и домашние Его, истинные христиане, в том за Ним следовать должны и всякое приключающееся бедствие и озлобление терпеть великодушно, взирая на Начальника и Владыку своего. Ибо Господь, на земле живя, образ нам показал, как нам жить, и Богу угождать, и вечной жизни достигать. Этому образу следовали все святые, ближ­ние Богу и домашние Его, и вошли в славу, Его страданием и болезнями обретенную. Так и мы должны тем путем идти, которым Сам Господь наш и святые Его шли, если хотим с Ним и свя­тыми Его прославиться. Надо невесте с жени­хом и телу с главой страдать, чтобы и просла­виться вместе с главой. Нет иного пути к веч­ной жизни и граду святых, кроме пути узкого, прискорбного и крестного (Мф.7:14). Надо непременно терпеть со Христом терпевшим, смириться со Смирившимся и крест нести с Понесшим Крест, чтобы и прославиться вме­сте с Прославленным. «Если славы от людей ищешь, — говорит великий Макарий вышеупомянутый, — и же­лаешь поклонения и почитания, и ищешь сла­столюбивой жизни: сошел с пути того» (Беседа 12, гл. 5). Этот случай и рассуждение учит тебя испытывать себя, если хочешь в будущем веке иметь участие с Ним: являешься ли ты одним из домашних Христовых и ближних Богу, то есть сын ли ты Церкви и имеешь ли с Ним уча­стие здесь. А восхотевшему иметь с Ним часть в будущем веке, надо ныне держаться Его ве­рой и любовью и следовать за Ним терпением, кротостью и смирением ныне, чтобы и в том веке участие в царствии Его возыметь.

СХХХ. Видишь, что нагой человек сам себя стыдится, и другие его стыдятся и отвращают­ся. Так и душа, которая не имеет благодати Божией, покрывающей ее. Сатана, враг наш, как разбойник, обнажил нас, совлек с нас одежду благодати Божией и спасения. Потому праро­дители наши, лукавством его обнажившиеся, познали наготу свою, которую прежде падения своего не видели и начали сами себя стыдить­ся, что было доказательством и свидетельством внутреннего их обнажения. Христос, Сын Бо­жий, видя нашу наготу, от которой Бог и Анге­лы Его святые отвращались, умилосердился над нами, пришел на землю к нам, нагим, бедным, убогим и нищим, облекся в плоть нашу и упо­добился нам во всем, кроме греха, чтобы нас, нагих, замаранных и оскверненных омыть Кро­вью Своею, и одеть чистой одеждой правды Своей, и так представить чистейшим очам Отца Своего Небесного. Эта святая одежда дается верой всякому в крещении. Если кто хранит ее, — сражаясь против врагов своих, которые невидимо опол­чаются против нас и хотят нас опять обнажить, срам и стыд нам пред Богом и Ангелами Его учинить, — тот блажен, как говорит Господь: «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его» (Откр.16:15). Ибо, видя его обле­ченным одеждой Единородного Сына Своего, познает такового Отец Небесный, и признает за Своего, и подаст ему наследие со святыми избранниками Своими, и введет в чертог сла­вы Своей. Если же кто нерадением и леностью потерял ту священную багряницу и потому явится нагим перед Богом и Его избранными, то не иное что ему воспоследует, как стыд и срам нестерпимый, сам себя будет стыдиться, ибо наг; и Бог с избранными Своими постыдится наготы его, и отвратит святейшие очи Свои от него, и отречется от него, как от не Своего. Не видит этой наготы грешник ослеплен­ный, так как не имеет душевных очей откры­тыми, и поэтому не стыдится: как спящий или слепой не видит телесной своей наготы, по­чему и срама не чувствует. Но Божие всевидя­щее око видит; видит и отвращается от такой души. Увидит и грешник бедный тогда, когда откроются книги совестные, и тайные помыш­ления сердец человеческих в явление всему миру приведутся, — увидит, но к крайнему сво­ему стыду, сраму, бесчестию и бедствию. Если стыдно нам перед очами немногих людей сто­ять в нагом виде, и, не терпя того, или убега­ем, или прикрываемся, — насколько более не­стерпимым стыдом и срамом будет для души перед всем светом, перед Ангелами и людьми, избранными Божиими, и самим Судией пра­ведным стоять нагой, к тому же замаранной и оскверненной. Непременно пожелает такая душа укрыться в пещере, и тьме, и самом аде, не терпя всемирного стыда, и срама, и гнева праведного Судии, но не сможет. О, сколь блажен тот, кто ныне эту бедствен­нейшую свою познает наготу! Так будет себя стыдиться и искать верою одежды себе от Хри­ста, Который всякого, верующего в Него и про­сящего у Него, одеждой спасения одевает. Этот случай учит нас испытывать нашу душу, не нага ли она, и так искать и просить верой одеяния ей у Христа, Сына Божия, чтобы не явиться в день тот нагими пред Богом и святыми Его и не покрыться стыдом.

CXXXI. Видишь, что серебро, или золото, или медь, если царского образа на себе не имеет, не годится к общему употреблению и купле и в государеву казну не принимается, а отвергает­ся; но только ознаменованная царским обра­зом монета ходит и всеми принимается. Так и душа: если не будет иметь на себе печати Не­бесного Царя, Христа, Сына Божия, которая верою и Святым Духом изображается, непот­ребна бывает для общества святых и для небес­ного сокровища не годится, но извергается вон. Этот случай учит тебя с верой и старанием ис­кать небесного божественного образа, который есть прекрасное украшение душ наших и изящество, чтобы не пострадать тебе, не имея его, как тот званный на брак, который пришел без одеяния брачного, ибо, увидев его, сказал ему Царь: «Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде ? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» (Мф.22:12-13).

СХХХП. Видишь, что мертвый между живы­ми не имеется и не должен быть между живыми, но выносится из дома и города и в землю зака­пывается. Так и душа, умершая от греха: выно­сится или даже извергается из сообщества свя­тых, из дома и града живого Бога, то есть Церк­ви Святой, «которая есть дом Бога Живого» (1Тим.3:15). Ибо и ей неприлично быть вместе с жи­выми, которые верой и любовью живут и слу­жат Богу. Как для тела жизнь — душа, так для души жизнь — благодать Божия. И как жизнь тела познается от действий телесных, например, движения, речи и прочего, так и душевная жизнь примечается от действий духовных, то есть истинного покаяния, молитвы, любви и страха Божия. Испытай, христианин, от этого случая душу свою, не мертва ли она. «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва», — говорит апостол (Иак.2:20-26).

СХХХШ. Видишь, что когда живописец хо­чет написать образ князя, один перед другим прямо должен стоять, и лицом к лицу друг на друга должно им смотреть, и тогда живописец напишет образ смотрящего на него князя; а когда князь отвращается лицом от живописца, тогда живописец не может хорошо изобразить лица его и образ, ему подобный, написать. Та­ково состояние внутреннего человека, когда образ Божий изображается в нем. Христос, Сын Божий, — небесный и премудрый живописец. Он хочет изобразить в душах наших образ Бо­жий, который мы потеряли, и живость душам придать нашим, и запечатлеть прекрасный пор­трет Небесного Царя. Но кто отвращается от Него душой и сердцем, в том не может Он дела Своего совершить. Если же кто обратится к Нему, и очами веры на Него будет взирать, и просить того у Него, то на душе его начертывает и изображает то божественное благолепие живое, нетленное и вовеки сияющее. Подобает нам, возлюбленный христианин, вперить душевные наши очи на Него и верой взирать, чтобы и в нас божественная эта красота

Им изобразилась. А если хотим это сделать и желаемое получить, то должны образ мира сего позади себя оставить, и так к Нему одному об­ратиться, смотреть на Него, любить и прилеп­ляться к Нему. Этого с болезнью сердечной желал божественный апостол галатам, когда они отпали от Христа, и говорил им: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Галл.4:19). Этого же­лает и Христос, чтобы образ Его святой начер­тался и изобразился в душах наших, чтобы, видя нас, божественным Его образом запечатлен­ных, Отец Небесный признал сообразных Ему и Единородному Сыну Своему, и сынами Сво­ими сделал, и так наследие вечной жизни по­дал нам. Для этого столь многоразлично при­зывает Он нас, чтобы всем сердцем обратились мы к Нему, дабы возмог Духом Своим Святым на душах наших изображать образ Свой святой, и так дело спасения нашего совершать. От этого случая учимся, христиане, что не­пременно должны мы от греха и мира сего от­вратить сердца и души наши и обратить ко Хри­сту, истинному, небесному и премудрому жи­вописцу, Который не мертвый какой и земной, а живой, небесный и бессмертный; не на дос­ках каменных, деревянных и полотняных, а на скрижалях душевных; не перстом и кистью, а действием Святого и Животворящего Своего Духа образ изображает; и на Него с верой, на­деждой и усердием взирать,» доколе не изобразится в нас Христос», ради нас распятый. И хотя свя­того этого образа красота и благолепие не ви­дится ныне, ибо духовное, но явится в воскре­сении, по Писанию: «Спаситель, Господь наш Иисус Христос, уничиженное тело наше преоб­разит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп.3:21). Поищем верой и усердной молитвой, христиане, божественной этой кра­соты, чтобы, и ныне на душах наших изобра­зившись, явилась и на смиренных наших телах, когда воздвигнутся они силою Божией из гро­бов. Обратимся всем сердцем и душой ко Хри­сту, и неотступно оком веры будем взирать, да напишет и на наших душах образ Свой Духом Святым, живым и животворящим. Для этого и в мир пришел и в наш облекся образ, чтобы обновить и оживить в нас Свой образ, который сатана лукавством своим обесчестил, растлил и погубил.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных