Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 10 страница




CXLV. Видишь, что желающие запах смрад­ный из покоя выгнать, зажигают благовонные порошки или иное что, к тому пригодное, и так зловоние благовонием изгоняется. Душа чело­веческая — как храмина, которая до падения праотеческого была исполнена благолепием и добронравием, как благовонными ароматами, и была жилищем Святого Духа; но по падении вошла в нее злоба, как злосмрадный запах, и наполнила ее. Чувствуем и обоняем злосмрад­ный запах этот все внутри себя, когда изнутри, «из сердца исходят злые помыслы» (Мф.15:19), как смрадные запахи; чувствуем, любезный хрис­тианин, и воздыхаем об этом, желая совлечься ветхого человека и облечься в нового. О, да удо­стоит нас этого человеколюбивый Господь, Который ради человека сделался человеком! Как же можем зловоние из души нашей выгнать, если не противным тому благоухани­ем? Ибо противное противным прогоняется. Так тьма светом, холод зноем прогоняется. От падения Адамова вошла злоба и злонравие в души наши. Господь пришел на землю и пока­зал нам образ святого Своего добронравия и благости, показал образ смирения, терпения, кротости, любви и прочих святейших нравов, в божественном Его сердце бывших; и как орел птенцов своих учит летать, так Он верных на­учил в мире этом жить и Богу угождать, как го­ворит: «Научитесь от Меня» (Мф.11:29); и еще: «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин.13:15); и апостол говорит: «Хрис­тос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Петр.2:21). Его благостью, смирением, терпением, кротостью и любовью да изгоним из сердец на­ших злобу, гордость, гнев, ненависть, зависть и всякую нечистоту. И так, вводя в души наши благонравие Христово, от своего злонравия постараемся избавиться и благовонием непо­рочных нравов Христовых будем изгонять зло­воние, прибывшее нам от врага. И чем более то будем делать, тем более очистится душевный дом наш, как чем более курится благовонный порошок в покое, тем более очищается от зло­вония покой и большее благоухание в себе име­ет. Тяжко это плоти нашей, христиане, чтобы от своего злонравия отречься; но этого долж­ность веры христианской требует от нас. Для этого очищения должно делать следу­ющее: 1) Всегда иметь перед собой образ непо­рочного жития Христова и на него душевны­ми очами взирать — для чего нужно чтение или слушание святого Евангелия, в котором напи­сано Христово житие. Этим не исключается образ жития святых Божиих, которые также взирали на этот живой божественный образ и подражали ему. 2) Всяким старанием и силой принуждать себя к тому, чтобы противиться восстающим в сердце страстям и пресекать их в начале, как
только начнут из сердца показываться, и противное им воспринимать в сердце, например, против гордости — смирение; против гнева, злобы, мщения, ненависти, зависти, нечисто­ты — терпение, кротость, любовь, доброжелательство, чистоту от Христова жития воспринимать, и тем восстающие страсти усмирять и укрощать. Легко об этом говорить, но не легко это делать, христианин! Ибо природно нам зло, и против страстей бороться и их побеждать не что иное, как против себя самого бороться и себя самого побеждать — трудная брань и по­беда, но славная! 3) Поскольку старание наше не сильно без помощи Божией, ибо весьма растленное серд­це имеем, поэтому должны Христа на помощь призывать, чтобы Сам нам помог и вместо зло­нравия нашего Свое благонравие насадил Духом Своим Святым в сердцах наших. Для этого Он и в мир пришел, чтобы злобу, как зловоние, в душах наших вселившееся, выгнать и благо­ухание Своих божественных нравов в них на­садить. Да будет наше старание, вера и молит­ва прилежными, видя это, Он преклонится на милость и подаст нам благодать Духа Своего Святого, которая будет помогать нам во всем, что касается дела спасения нашего.

CXLVI. Видишь, что земледелец сперва по­лагает в сердце своем надежду о собрании пло­дов и потом, такую положив надежду, прини­мается задело, посредством которого исполне­ние надежды достигается: делает землю, пашет и сеет. Так и во всякой вещи надежда, воспри­нятая в сердце, поощряет надеющегося к труду и средству, через которое можно надежду осу­ществить. Купца надежда богатства убеждает купечествовать, воина надежда победы и сла­вы — сражаться, ученика надежда разума и муд­рости — учиться в школах и прочее, и в деле начатом не ослабевать увещевает. Так и хрис­тиане в деле спасения своего поступать долж­ны. Надежда христианская — вечная жизнь в будущем веке, как в святом Символе веры го­ворится: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века». Эту надежду потеряли мы в Адаме; но во Христе обретаем ее, если в Него чи­стосердечно веруем и веру нашу показываем лю­бовью и терпением. Должен всякий верующий во Христа эту надежду в сердце своем положить и утвердить, как земледельцы делают, и так в подвиге веры и прочей христианской должности трудиться, не ослабевать, взирая на вожделен­ный и неоцененный плод вечной жизни. Земледельцы очищают нивы свои, исторга­ют плевелы, чтобы не препятствовали расти пшенице. Так должны и мы отсекать прихоти и страсти от сердец наших, чтобы не препятство­вали расти семени Божия слова, и так бы бес­плодным его не сотворили. Земледельцы ожидают раннего и позднего дождя на нивы свои, без которого нивы бесплодны бывают, сколько ни трудятся на них. Так и наш труд тщетен бывает, если не сойдет на нивы сердец наших дождь благодати Божией. Должны и мы трудиться, и ожидать дождя милости Божией, и молиться Богу, чтобы по­слал нам свыше росу благости Своей и напоил ею нивы сердец наших. Должны воздевать руки и очи к Живущему на небесах, как Псаломник делал и нам образ подал. «К Тебе, живущему на небесах, возвел я очи мои. Вот, как очи рабов на руке господ своих, как очи рабыни на руке госпожи своей: так очи наши устремлены ко Господу Богу нашему, пока Он не помилует нас» (Пс.122:1-2). Земледельцы все лето трудятся, потеют и зной солнечный претерпевают, чтобы вожде­ленный плод получить. Так и христиане долж­ны всю свою жизнь трудиться, сражаться и при­ключающиеся напасти терпеть, чтобы не ли­шиться плода вечной жизни, которую Христос, Сын Божий, трудами Своими и кровью нам приобрел. Земледельцы поспевшие плоды с радостью собирают. Так и христиане, «со страхом и тре­петом совершающие свое спасение» (Флп.2:12), с радостью воспримут его из рук Господних, что обещал Он верующим и любящим Его. «Сеющие со слезами пожнут с радостью. Уходящие уходи­ли и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои» (Пс.125:5-6). «И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание уда­лятся» (Ис.35:10). Земледельцы ленивые и в праздности жи­вущие, увидев братьев своих, плоды трудов сво­их собирающих и радующихся, себя же ничего не имеющих, ибо не трудились, — скорбят, ту­жат, печалятся и ругают себя, что летом не тру­дились и потому плодов не имеют. Так и хрис­тиане, небрежно живущие, увидев прочих за подвиг веры и труды, в благочестии подъятые, ублажаемых и прославляемых Господом, — зап­лачут, и зарыдают безутешно, и будут себя ру­гать, что не хотели трудиться во временной жизни. Лазарь, упоминаемый в Евангелии, упокаивается на лоне Авраамовом после трудов и болезней своих временных; а богач несмысленный, который «одевался в порфиру и виссон и каж­дый день пиршествовал блистательно», после ве­селья и роскоши маловременных, находится в муках, и видит вдали Авраама и Лазаря на лоне его, и, возопив, говорит: «Отче Аврааме! умило­сердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:19-24), — и вовеки возглашать будет, но ничего не получит. Из вышесказанного видишь, христианин: 1) что настоящее время для христиан — вре­мя трудов, подвига, скорбей и креста; а буду­щий век — время покоя, воздаяния, радости и увеселения, ибо «многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие», по апостольско­му слову (Деян.14:22). 2) Видишь, как ослеплен духовно бедный человек! Чего не делают люди ради временного и скоро погибающего прибытка? Каких трудов и бед ни принимают? Но ничто им не тягостно и не неудобно, чтобы желаемое получить. Так сильно подвигает, поощряет и одобряет их не­сомненная желаемого добра надежда, хотя час­ то и обманываются. Ибо не все получает чело­век, чего хочет и надеется получить, поскольку в Божией власти состоит наше временное бла­гополучие, а не в человеческой, — и кому хочет, подает его. Однако люди, и не имея совершен­ной надежды, все же ищут, и тщательно, то доб­ро, которое видят телесными очами. Но вечно­го блаженства, перед которым вся слава, богат­ство, честь и царство земное, как ничто, или нерадиво ищут, или совсем перестали искать. О, если бы внутреннее око человека открылось, и увидел бы в одно мгновение ока будущую славу, избранникам Божиим уготованную, — стремил­ся бы к ней так, как жаждой палимый к источ­нику водному, и ничто бы его от того не могло отвратить. Поверь, христианин, что честь, богатство, слава, сласть и утехи мира сего, как смрадная мертвечина, омерзеют ему, и даже злострадание и мучение не сможет остановить и удержать стремления его. Спасительное Христово воп­лощение и страдание учит нас всему. Лишились мы в Адаме будущего того блаженства и попа­ли в вечное бедствие, но Христос, Сын Божий, будучи таким великим и высоким, что нет ни­кого больше и выше Его, ибо Бог есть, — ради того в мир пришел и пострадал, чтобы от веч­ного бедствия избавить и к вечному блаженству возвратить человека отпадшего. Из одного это­го можем, христиане, познать, что велико и неизреченно бедствие то, от которого Христос, желая нас избавить, Кровь Свою излил; и ве­лико и непостижимо блаженство будущее, ко­торое смертью Своею исходатайствовал нам, потерявшим его. Слава непостижимой любви Его к нам и милосердию! Непостижимо как зло вечного мучения, так и добро вечного блажен­ства, ради которого Сын Божий и Бог истин­ный Себя Самого не пощадил, чтобы от перво­го нас избавить, а второе нам возвратить. Но такова наша общая слепота и окаянство, что или мало веруем, или совсем не веруем тому, хотя различно и открыл Бог в святом Своем слове то блаженство для пользы и утешения нашего. 3) Несмысленно делают те христиане, ко­торые не хотят сражаться, трудиться в деле зва­ния христианского, но желают вечную жизнь получить; хотят в сластях, роскоши, чести, сла­ве и богатстве мира сего веселиться — и со Хри­стом в будущем веке царствовать хотят; крест со Христом носить отказываются, стыдятся и ужасаются его и избегают его — но прославить­ся с Ним хотят. Они подобны тем людям, кото­рые хотят плод собрать, но землю пахать, сеять и трудиться не хотят; которые славу победы иметь и торжествовать хотят, но сражаться не хотят; от царя милость получить желают, но вер­но ему служить не хотят; которые до города не­коего дойти желают, но путем, к тому городу ведущим, идти не хотят, но другим путем идут. Тесен путь к вечной жизни, христианин; а пространный в вечную погибель ведет, по не­ложному слову Христа Господа нашего (Мф.7:13-14). Вера, которая указывает вечную жизнь и ведет к ней, многоразличному подлежит искушению. Дьявол, мир с суетой и «плоть со стра­стями и похотями» (Галл.5:24) стараются целость ее нарушить и истребить. Против всех этих су­постатов надо сражаться и веру больше жизни своей хранить. Что отсюда следует, как не не­престанное озлобление, скорбь и теснота душе сражающейся? То тот, то другой, то третий враг нападает и хочет у души отнять неоцененное сокровище — вечное спасение. Недосуг будет думать тому о чести, славе, богатстве и роско­ши мира сего, об отмщении обиды, человеком нанесенной, и о прочем, миру принадлежащем, кто хочет с теми врагами вступить в битву. Одно будет у него старание — чтобы не быть ими по­бежденным. Так от всякого случая и от всякого видимо­го создания к невидимому можно рассуждение обращать, например, от видимого мира к не­видимому, от видимого света к невидимому и вечному, то есть Богу, от видимой тьмы к неви­димой, то есть дьяволу и греху, от видимого зре­ния к невидимому, от телесной слепоты к ду­шевной, от телесного здоровья к душевному, от телесной немощи к душевной и прочее, — и этим духовную пользу себе приносить. Ибо, что видим в видимых вещах, то имеется и в неви­димых, и что чувствуем в теле, то примечается и в душе, хотя неравным образом, как об этом читаем в Святом Писании, в котором состоя­ние души нашей, доброе или недоброе, описы­вается. Имеет тело наше жизнь, смерть, здоровье, немощь, нищету, богатство, благообразие, бе­зобразие, скорбь, утешение, плен, свободу, тьму, свет, голод, жажду, пищу, питье, одежду, труд, покой и прочее. То же примечается и в душе нашей. Тело оживляется душою, умирает, когда душа от него уходит, — душа живет бла­годатью Божией, умирает, когда ее благодать оставляет. Телу нашему светит солнце, луна и светильник, но свет, которым душа наша про­свещается, есть Христос, «Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), и светильник ее — закон Божий, по писанному: «Светильник ногам моим закон Твой» (Пс. 118:105). Слепо тело наше, если не имеет очей откры­тых, глухо, если не имеет ушей, — слепа душа, если не имеет просвещения Святого Духа, и глуха, если не имеет надлежащего слышания гласа Божия, в Святом Писании простираемо­го. Тело наше имеет богатство: золото, серебро и прочие вещи, по мнению мира сего, дорогие; нище и убого, если не имеет. Имеет и душа бо­гатство свое — дарования Божии духовные: веру, оправдание, освящение, мудрость и про­чее; нища, убога и нага, если их не имеет. Тело наше безобразным делают струпы, раны, гной, морщины и прочее — душу безобразной дела­ют грех и страсти бесчинные. Тело наше алчет и жаждет без пищи и питья и наготу терпит без одеяния — душа алчет и жаждет без слышания Божия слова и наготствует без благодати Его. Тело утешается и укрепляется пищей и покры­вается одеждой — душа утешается словом Божиим и благодатью Его, живущею в ней, и по­крывается нагота ее Христовою правдою. Пленяется тело наше, когда попадается в плен к неприятелю, или заключается в темни­це, или узами связывается; свободу получает, когда от этих бедствий избавляется. Имеет и душа свое горькое пленение, когда человек по­падает под власть дьявольскую, служит греху и страстям бесчинным, блудодействует, пьян­ствует, похищает, крадет, злится и прочие стра­сти совершает; освобождается же Христом, ког­да обратится от грехов к Богу и верует во Хрис­та, Избавителя всех. Так и в прочем примечается сходство неви­димого с видимым и души с телом, о чем Свя­тое Писание научит тебя, христианин, если с прилежанием и желанием спасения своего бу­дешь его читать или слушать. А как нам от бед­ствий духовных освободиться и блаженство ду­ховное получить, представляется в том же Пи­сании образ, то есть вера во Христа, Который верующих в Него избавляет и блаженными де­лает, как Он Сам говорит: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). И еще: «Христос Иисус сделался для нас премудрос­тью от Бога, праведностью и освящением и ис­куплением», — написал апостол (1Кор.1:30).

Примечай здесь, христианин: 1) Эти пункты служат для разъяснения сле­дующих моих предложений и рассуждений. 2) Эти подобия, взятые от различных вещей, чувствам подлежащих, и приложенные к неви­димым, более полагаются ради простого народа, который не может понять учения о духовных вещах. Ничем же так не разъясняется, и понят­ным не делается, и в памяти не углубляется учение, как подобиями тех вещей, которые чувствам нашим подлежат и перед глазами нашими на­ходятся. Поэтому видим, что и в священных книгах премного таких подобий имеется, ко­торыми спасительное учение разъясняется, и небесные и духовные вещи земными и види­мыми доказываются, как-то: слово Божие упо­добляется семени, грешники — болящим, не­просвещенные благодатью Божией — слепым, неизвестный день второго Христова прише­ствия — вору, в ночи приходящему, и прочее. 3) Вещь одна другой подобна бывает не во всем, а только в некоторых свойствах: поэтому и о подобиях, как здесь, в этом параграфе, так и в прочих приведенных местах, разуметь дол­жно то же, что и они только в неких свойствах сходны с теми вещами, которые разъясняют. 4) Чтобы от видимых вещей к невидимым рассуждение обращать и так духовную пользу получать, требуется размышление верою, кото­рая основанием своим имеет Божие слово, управляемое и утверждаемое, без которой удобно погрешить можно.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных