Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 1: Какое великое зло – грех




 

«Горе беззаконному! Ибо бу­дет ему возмездие за дела рук его» (Ис.3:11)

§ 40. Грех — все то, что ни делается против святого и вечного Божия закона, как учит апо­стол: «Всякий, делающий грех, делает и беззако­ние; и грех есть беззаконие» (1Ин.3:4). Грех — преступление и разрушение вечного и неизмен­ного Божия закона, ослушание и противление святой Божией воле.

§ 41. Грех бывает делом, словом, помышле­нием, желанием и намерением. Делом, как-то: убийство, хищение и прочее; словом, как-то: хула, злословие, клевета, сквернословие и прочее; помышлением, как-то: сквернословие, ус­лаждение в помысле, бываемое от похоти блуд­ной, тайная ненависть, злоба и прочее; жела­нием и намерением, как-то: похоть нечистоты, желание чужого добра, мщения и все, что ни хочет человек сделать против закона Божия, каковой грех есть против десятой Божией за­поведи: «не пожелай» (Исх. 20:17).

§ 42. Грех есть как то, что законом Божиим запрещенное делается, так и то, что законом Божиим поведенное оставляется. Грешно уби­вать, но грешно и бедствующему, например, утопающему в воде, руку помощи не подавать. Ибо Бог в законе Своем повелел как уклонять­ся от зла, так и творить благое: «уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15); и как сказал: «не укради» (Исх.20:15), так повелел: «просящему у тебя дай» (Мф.5:42). Поэтому казнь от Бога определена не только за злые дела, но и за оставление доб­рых дел, как написано: «Всякое дерево, не прино­сящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк.3:9); и в огонь вечный отсылает Господь не сотворивших дел милости, как читаем у свято­го Матфея в главе 25-й, где образ суда Христо­ва представляется. Поэтому как зло делать, так и добра не делать грех есть. Как творение зла, так и оставление добра бывает против закона Божия, запрещающего зло и повелевающего добро.

§ 43. Дело, по виду доброе, в порок и грех обращается, если не для доброй, но для злой цели делается. Так милостыня порочится, если ради тщеславия подается; грешит проповедник, когда слово Божие ради похвалы своей пропо­ведует, и прочее. Причина этому в том, что та­ковой отступает от Бога сердцем своим и на том месте, на котором должен Бога иметь и почи­тать, поставляет себя, как идола; ибо себе предвосхищает славу Его, которая Ему одному, как всякого добра Виновнику, подобает. Такой че­ловек самолюбие в сердце имеет и вместо Бога себя любит и почитает. И дело его подобно яб­локу, снаружи красному, а внутри гнилому и смрадному, и сам он — как гроб окрашенный, который снаружи красив, а внутри смраден; или как дерево злое, которое доброго плода творить не может; но как оно злое, так и злой плод при­носит (см. Мф.7:17-18). Ибо, чтобы дело истин­но добрым было, должно быть и снаружи и внутри добрым; тогда же добрым бывает, когда добре делается, то есть когда от доброго сердца происходит и с доброй целью, то есть к славе Божией и пользе ближнего бывает.

§ 44. Грех — это великое зло, что следую­щие причины показывают. 1) Всяким грехом величество Божие оскор­бляется. Человека простого оскорбить — нема­лое зло, сановитого — более, и сколь великое — царя. А какое тяжкое зло — оскорбить беско­нечного и неописанного Бога! Обида и оскор­бление растет от лица оскорбляемого; и чем большее и высшее есть оскорбляемое лицо, тем большее оскорбление и больший грех. Но ос­корбление всякого человека, не только просто­го, но и сановитого и самого царя, как ничто, в сравнении с оскорблением Бога: ибо всякий человек, и сам царь, есть как ничто перед вели­чеством Божиим, перед Которым весь свет и все «народы — как капля из ведра считаются» (Ис.40:15). Поэтому всякий грех есть весьма тяж­кое зло, ибо им бесконечное Божие величество оскорбляется; и такое зло всю вечность огнем геенским очищаться будет, если здесь сокру­шением сердца, покаянием и Кровью Сына Божия не очистится. 2) Грехом закон Божий, вечный и неизмен­ный, разоряется. Ибо Бог дал закон Свой нам для того, чтобы нами в целости соблюдаем был. А когда грешит человек и закон Божий престу­пает, то он нарушает то Божие установление и узаконение, которое вечно нерушимым и це­лым должно пребывать. И так человек разоря­ет то, что Бог установил; и грешник окаянный изменяет и разрушает то, что само в себе неизменно и нерушимо должно быть. В законе Божием изображено то, что так, а не иначе, как изображено, должно быть; например, Бога по­читать и любить более всего и ближнего лю­бить, как себя. Этого вечная и неизменная правда от человека требует. Но грешник ослеп­ленный, несмотря на то, дерзает разорять неразоряемое и нарушать ненарушаемое, к бес­честию вечного Бога и своей погибели. 3) Человек, когда грешит, более почитает себя, нежели Бога, более слушает похоть свою, нежели Бога, предпочитает волю свою воле Божией и закону Его святому, и делается как бы самовластным и неподчиненным власти Божией, и так с дьяволом упорно стоит против Бога. Не может это иначе быть, когда человек от произволения, предрассуждения и против совести грешит. Ибо дьявольское дело есть про­тивиться Богу и не покоряться Ему. Поэтому о таких грешниках пишется: «Кто делает грех, тот от диавола» (1Ин.3:8), и таковые «детьми диавола» называются (1Ин.3:10; Ин 8:44). Сколь же это тяжко и страшно — с дьяволом противиться Богу и Создателю своему, всякому видно. 4) Грех такое великое и ужасное зло, что его никто не мог разрушить, кроме Единородного Сына Божия. Надо было прийти всемогущему Сыну Божию и Своим страданием и смертью отнять его. «Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин.3:8). Бо­жий закон есть неизменный, как выше сказа­но, поэтому должен был человек или весь его исполнить, или преступивший и согрешивший вечную казнь претерпевать; ибо этого правда Божия от человека требует. Но так как все сло­вом Божиим означились быть законопреступ­никами, то все за то и подлежали вечному осуж­дению; и никто от того своими силами никак освободиться не мог. Для этого Сын Божий и пришел, и грех ис­купил страданием и смертью Своей, и Своей жертвой на древе крестном очистил его; следо­вательно, и казнь, как последствие греха, от­нял от верующих в Него. Ибо греха без казни не бывает; а когда грех отнимется, то и казнь не последует, поскольку казнь бывает только за грех. Поэтому когда верные молятся и просят отпущения грехов, то просят того во имя Хри­стово, Который один отпускает и отнимает грех. Без Него отпущения и отнятия греха не бывает. Ибо Он — «Агнец Божий, Который бе­рет на Себя грех мира» (Ин.1:29). Не подумай же, человек, что как бы чем-то малым был грех. Если Агнец Божий не возьмет греха от тебя, то всю бесконечную вечность бу­дешь за него платить в геенне правде Божией; возьмет же только от тех, которые перестают грешить, каются и веруют в Него. А если за ма­лое что почитаешь грех, то и не избежишь го­рести его; ибо это признак того, что не имеешь покаяния истинного. Ибо истинно кающийся познает тяжесть и горесть его и поэтому бере­жется от него, как смертоносного яда. 5) Страшно язычникам, не знающим Бога и святого Его закона, грешить, но страшнее христианам, Бога исповедующим и светом сло­ва Его просвещаемым. Ибо язычники одной совестью, христиане же совестью и законом Божиим написанным обличаются за грех. Язычники как Бога не знают, так и воли Его, в законе объявленной, не видят. Христиане каж­дый день слышат проповедуемую волю Божию и казнь, следующую преступникам закона Божия, и так, зная волю Божию, не исполняют ее. Язычники как не знают Бога, так и обеща­ний Ему никаких не дают. Христиане же, всту­пая в христианство, обещаются Богу служить, волю Его творить, отрицаются от сатаны и дел его; но когда к грехам обращаются, все то за­бывают и попирают, и Богу изменяют, и дела­ются лживыми. И так случается с ними по вер­ной пословице: «Пес возвращается на свою бле­вотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2:22). Грех для христиан не что иное, как богоотступничество, измена, которой не человеку, а Богу изменяют. Рассуждай, христианин, что есть грех, ко­торым услаждаешься. Хотя исповедуешь имя Божие, но делом отрекаешься от Него, когда за­поведь Его преступаешь. Сколько раз согреша­ешь, например, убиваешь, блудодействуешь, крадешь, похищаешь, злословишь, хулишь, клевещешь, и прочее, столько раз совета дья­вольского слушаешься и заповедь Божию, и повеление Его отметаешь; сколько раз врага дьявола слушаешься и не слушаешься Бога, столько раз от Него отступаешь и приступаешь к дьяволу. Истинно это и так есть, хотя того и не замечаешь. 6) Грех разлучает человека с Богом, как го­ворит пророк: «Грехи ваши произвели разделение между вами и Богом» (Ис.59:2). И чем более гре­шит человек, тем более удаляется от Бога; чем же более удаляется, тем более помрачается. «Бог есть свет» (1Ин.1:5). Поэтому кто чем дальше отходит от Него, тем в большую тьму вдается и более умом слепнет. Откуда бывает, что такой часто грехом то не считает, в чем великий грех, и о том радуется, о чем плакать должен. Напри­мер, отомстить ближнему, зло за зло воздать, оскорбить, обмануть, прельстить и словом, как стрелой, уязвить человека, многие утешением для себя считают, что есть превеликое безумие и крайнее ума помрачение. Поэтому такой во всех своих поступках, делах и начинаниях хо­дит, как слепой или как во тьме, и рва погибе­ли, в который может упасть, не видит. О таких говорится: «Не познали, не уразумели, во тьме ходят» (Пс.81:5); — и еще: «Осязаем, как слепые стену, и, как без глаз, ходим ощупью; спотыка­емся в полдень, как в сумерки» (Ис.59:10). К это­му бедствию грех приводит. 7) Говорит Господь: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Творящий блуд — раб блудной похоти; упивающийся и объедающий­ся — раб чрева, «его бог — чрево» (Флп.3:19). Лю­бящий серебро и золото — раб мамоны, «мамоне служит» (Мф.6:24). То же думай и о прочих страстях. «Ибо, кто кем побежден, тот тому и раб» (2Петр.2:19). Сколь же это тяжкая и мерз­кая работа! Более тяжкая и подлая, чем служить человеку, ибо лучше человеку всякому, и само­му мучителю, как созданию Божию, служить, чем греху и грехом дьяволу. О, если бы эту ра­боту бедный грешник увидел! Признал бы себя беднее пленников, каторжных, заключенных в темнице, окованных и прочих бедных и теле­сно страдающих людей. Но тем более беден, что этой бедности своей не понимает. Ибо страсть ослепляет разумное око. 8) Апостол говорит: «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил»; и ниже грешников «детьми диавола» называет (1Ин.3:8,10). И Господь злобным иудеям сказал: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похо­ти отца вашего» (Ин.8:44). Весьма бедственно и страшно быть сыном дьявола. Но грех, злое и дьявольское семя, к такому страшному бед­ствию приводит человека. Ибо грешник, творящий грех и не хотящий каяться, того князя тьмы, как сын отца своего, нравами в себе изоб­ражает, и самим делом показывает, что он от того скверного отца есть, ибо злого его семени злые плоды творит, то есть грехи. От плода семя познается, и каково семя, таков и плод его. Дья­вол противится и не покоряется Богу — и грешник нераскаянный в такой же непокорности пребывает. Внимай этому всякий и рассуждай, чей ты сын, хотя и имя Христово на себе носишь. Истинно и верно апостольское слово: «Кто делает грех, тот от диавола. Всякое дерево познается по плоду своему», — говорит Господь (Лк.6:44). 9) Грех, поскольку, как сказано, разлучает с Богом, у Которого одного жизнь есть, или более того, Он Сам есть Источник жизни, — от­ лучившуюся душу лишает жизни и так умерщ­вляет ее. Такой человек и жив, и мертв: жив те­лом, а мертв душой. Так прародители наши в раю в тот день, в который вкусили от запре­щенного древа и согрешили, умерли, по слову Господнему: «В день, в который вкусите от него, смертью умрете» (Быт.2:17). Так о блудном сыне, который отлучился было от отца свое­го, но опять покаянием обратился, сказано: «Сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк.15:24, 32). Не о телесной смерти здесь говорится, по­тому что он и в отлучении от отца своего телом жив был, как обстоятельства притчи показы­вают, но о душевной, от которой ожил, когда от заблуждения к отцу через покаяние возвра­тился. Ибо притчей этой изображается греш­ник, отлучившийся от Бога, Отца своего, но через истинное покаяние опять к Нему обра­щающийся, который до тех пор мертв душой, пока отлучается от Бога. Потому что непремен­но мертвым должен быть отлучившийся от жиз­ни. Как удалившийся от света должен во тьме находиться, так удалившийся от жизни должен в сени смертной быть. Ибо где нет света, там непременно тьма; и где нет жизни, там непре­менно смерть. Бог есть свет живой и животво­рящий; следовательно, во тьме и смерти пребы­вает тот, кто от Него отлучился. Такому мертве­цу говорит слово Божие: «Воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). 10) Грехом раздраженная совесть мучает че­ловека, и это мучение так тяжело, что часто и в отчаяние приводит, как это случилось с Каином - братоубийцей (Быт.4) и Иудой, предателем Гос­пода (Мф.27:5). Пока грех делается, не позна­ется его зло; но когда после грехопадения про­будится совесть, тогда узнает грешник, сколь горек грех. Как пьяный, пока пьет и пьян быва­ет, не чувствует вреда своего; а когда проспится, тогда почувствует, сколь вредно пьянство, так и грешник, пока в греховном пьянстве пребывает, не чувствует греховного вреда; но когда от того пьянства пробудится, тогда узнает, сколь великое, тяжкое и мучительное зло — грех. Тогда пробудится совесть и больше всякого мучителя терзает его и, как червь дерево, душу его внутри грызет и снедает; тогда печаль, страх и ужас гнева Божия и суда, геенны и вечного мучения восстает в нем; тогда помыслы, как вол­ны, убогую душу ударяют: «Нет спасения тебе в Боге твоем» (Пс.3:3). Где бы ни был грешник, везде мучитель этот неотлучно с ним, везде му­чит и снедает его; днем беспокоит, ночью бес­покоит и отнимает сон; чуть заснет, и тогда уст­рашает его; пробудится ото сна, пробудится и злая совесть его. С этой бедой день начинает и проводит, ночь начинает и проводит, и так ни­когда от того бедствия не может освободиться, поскольку внутри себя всегда имеет это зло. О, зло, мучительное зло — совесть злая! О, тяжкое зло — грех, который так беспокоит со­весть нашу! Лучше уязвленное тело иметь, не­жели грехами уязвленную совесть. Лучше би­ение тела терпеть, нежели биение совести; лучше всякие внешние беды принимать, неже­ли эту одну беду внутри иметь. Если в этом веке, где не всякий грех в совести усматриваем, — ибо «грехопадения кто уразумеет» (Пс.18:38), — так тяжко мучает совесть за грех; сколь тяжко и несносно это мучение будет в будущем, где все грехи откроются и представятся, и бедная душа весь гнев Божий на себе почувствует, и в бесконечном отчаянии, без милости Божией вовеки бесконечные пребудет! Но кто по свершении греха не чувствует об­личения и мучения совести, тот последней на­дежды спасения лишился, и это знак того, что никакого греха грехом не считает: только ка­жется, что этому быть невозможно. Ибо свиде­тель этот верен: как его ни утешай и ни умяг­чай, не перестает доносить, обличать и вопить; всегда ищет суда на грешника. Как закон Бо­жий написанный, так и естественный этот за­кон, хотя в грешнике и потемневший, всегда обличает грех и суд Божий грешнику означает. Закон Божий и совесть воедино сходятся, и что закон Божий на хартии говорит, то и совесть внутри. Закон Божий говорит: не укради, — то же и совесть твоя тебе говорит. Откуда бывает, что и самые великие беззаконники ищут сокро­венного места для творения беззаконных дел. Ибо никто не хочет явно грешить и содеянный грех всячески утаивает. Это же не от чего дру­гого, как от совести происходит, которая обличает грешника, что он худо делает, и стыд в нем соделывает. 11) За грех геенна, ад и вечное мучение уготованы. Сколь же великая и ужасная беда, во-первых, лишиться навечно Божией милости и Его сладчайшего лицезрения, которым все свя­тые Ангелы и святые люди вовеки без сытости насыщаться будут; отчужденным и отринутым быть от блаженного этого собора и попасть в мучительнейшее вечное состояние, с дьяволом и злыми его ангелами без конца гнева Божия чашу пить, страдать в пламени том снедающем, но неумерщвляющем (Мф.13:42;25:41; Мк.9:43—45 и проч.), где одна каля воды пожелает­ся, но никогда не получится, и услышится от­вет: Ч»адо! Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк.16:25). Сколь, говорю, тяжко в таком бедствии воздыхать, стенать, плакать, рыдать, снедаться, зубами скрежетать бесконечно, беспрестанно и бесполезно! В та­кое ужасное зло приводит грех (Откр.21:8). 12) Грех и временные казни наводит, как-то: кровавые войны, моровые язвы, болезни, скорби, голод, землетрясения, пожары и про­чее. Если бы греха не было, ничего бы того не было. Грех — причина всех зол и бедствий. 13) Грех — причина того, что и самое неповинное естество страдает. Человек грешит, но прочая тварь страдает: земля не дает плода, скоты и звери от голода пропадают, воздух и вода растлевается, и прочее. Всему тому грех человеческий причиной является. Видишь, человек, какое зло есть грех. О, грех — неизреченное зло, ибо им бесконечный и преблагой Бог оскорбляется и прогневляется! Бесстыдная измена — грех, которой Богу бессмертному и праведному изменяем! Язва неизлечимая — грех, которая совесть нашу уяз­вляет, мучит и снедает! Проказа душевная — грех, которую никто, кроме Единородного Сына Божия, исцелить не может! Временных и вечных бедствий источник, корень осуждения и смерти, превращение естества, помрачение разума, растление душевной доброты и всех зол злейшее зло — грех! Праведно святой Иоанн Златоуст написал: «Нет ничего тяжелее, чем грех» (На Псалом 121-й); «Нет ничего более скверного и нечистого, чем грех» (Беседа 25 на евангелиста Иоанна). Воистину грех злее демо­на, как тот же отец учит (Беседа 41 на Деяния апостольские). Ибо и демона, который Созда­телем создан был ангелом светлым, грех сделал демоном. Воистину лучше нагому ходить, не­жели обремененному грехами, как тот же отец говорит (Беседа 5 на евангелиста Иоанна). О грехолюбивая душа! Смотри и рассуждай, какое великое, ужасное и неизлечимое зло лю­бишь ты! Каким мерзким чудовищем услажда­ешься! Очувствуйся и осмотрись, к какому кон­цу скверная любовь эта ведет тебя, и, отвратив­шись от страшилища этого, обратись к началу и источнику всех благ — Богу. «Когда, возвра­тившись, воздохнешь, тогда спасешься, и ура­зумеешь, где ты была» (Ис.30:15).

§ 45. Помощь в подвиге против греха: 1) Стараться иметь доброе в младых летах воспитание, которое бывает «в учении и настав­лении Господнем» (Еф.6:4). Ибо от воспитания вся прочая жизнь зависит, как свежий глиняный сосуд: чем сначала пропитается, такой запах и всю оставшуюся свою жизнь издавать будет. Всякий рождается злым; ибо всякий в беззако­ниях зачинается и во грехах рождается (Пс.50:7). Поэтому, чтобы сделаться добрым, требуется исправление, обучение: как конь свирепый и необученный обучается, чтобы быть пригодным к езде. Страсти, хотя и имеются в молодом сердце, однако еще не усилились, и потому, если сначала наказанием и страхом обуздаются, то усмирятся и укротятся: надо ожидать доброй надеж­ды в юноше, так воспитанном. Молодое деревцо, к какой стороне приклонится, так и до конца будет стоять: так и юное сердце, чему обу­чено будет, того и до смерти будет держаться. 2) От злых и развращенных людей удалять­ся. Ибо, хотя бы и в добре воспитан был человек, и благочестиво жил, но если со злыми об­щаться будет, может развратиться, как прикасающийся к саже очерняется: «Худые сообщества развращают добрые нравы» (1Кор.15:33). Поэто­му, как Лот из Содома, так добрый от сожития со злыми должен убегать, чтобы не погибнуть, беззаконной их жизнью развратившись. 3) В святом Божием слове поучаться и про­чие душеполезные книги читать или слушать. Ибо Божие слово и прочие книги, с ним согласные, обличают грех и учат добродетели, и так отводят нас от греха, показывая мерзость его и от него последующую погибель, — чем человек может отвратиться от греха и творить покаяние и плоды его, то есть добрые дела. 4) Не гнушаться, но даже любить обличе­ние и наставление добрых и разумных людей, которые сами познают грех и гнушаются им и другим добрый совет могут подать. 5)Часто вспоминать то, что при крещении отрекались от сатаны и всех дел его, то есть гре­хов, и обещали служить Богу преподобием и правдой, как в форме крещения написано. Прилично ли христианину к сатане и злым его делам обращаться, от которых отрекся и на ко­торые поплевал, и отвращаться от Создателя и Искупителя своего и изменять Ему, Которому, как Царю своему и Государю, обещал верой и правдой служить? Воистину такому приличе­ствует пословица: «Пес возвращается на свою бле­вотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2Петр.2:22). Ибо христианин омывается при крещении от всех греховных скверн, по сказан­ному: «Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога на­шего» (1Кор.6:11). Но когда христианин к грехам обращается и творит их, как пес возвращается на свою бле­вотину и вымытая свинья в грязь. Ибо всякий грех — как мерзкая блевотина и как смрадная грязь, которыми человек, благодатью Христо­вой в крещении омовенный, освященный и оправданный, опять оскверняется, когда тво­рит грех и изменяет Богу и Создателю своему, и так делается неверным Тому, Которому обе­щал верно служить. О, сколь тяжкая и бедствен­ная эта измена! Тяжкая, ибо Богу, а не человеку изменяет грешник. Тяжко Государю своему, царю земному из­менить, насколько больше Богу — Царю Не­бесному? Бедственная, ибо грешник опять пре­дается во власть дьявольскую, от которой бла­годатью Божией избавился было, и так опять делается чадом гнева Божия, тьмы и вечного осуждения тот, который сделался было сыном света, благословения Божия и наследником вечной жизни. Сколь многими слезами и пла­чем нужно грешнику эту измену оплакать и омыть оскверненную свою душу! Помни, хри­стианин, баню крещения, в которой омылся от скверн греховных, и не возвращайся в них; и отрицания и обещания не забывай, и берегись нарушать их — да не изменишь Создателю тво­ему. Если же изменил, обратись опять со слеза­ми и плачем к Отцу своему, как блудный сын, и помилует тебя; и впредь не отступай от Него — да не лишишься милости Его вовеки. 6) Помнить последние четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Всегдашняя память и верное размышление об этом отвраща­ет от греха. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посы­лает на тот век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. После суда того две дороги откроются: одна в ад, которой повлекутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут ею праведники и святые. «Избавленные Господом придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная бу­дет над головою их» (Ис.35:10). «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:46). Размышление об этом — истинная христианская философия, которая учит не природу вещей испытывать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать и сердце обращать от видимого к невидимому и от временного к вечному. «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» (Сир.7:39). 7) Рассуждать, что кратка сладость греха, но вечная горесть последует. Грех, как совершает­ся, несколько услаждает, но сотворенный горесть вводит, совесть уязвляет, душу оскверня­ет и к вечной муке ведет. 8) Пусть подлость и мерзость греха отвра­тит христианина от греха, ибо он есть семя и плод дьявольский, «потому что сначала диавол согрешил» (1Ин.3:8). 9) Рассуждать о христианском благородстве, которое велико, высоко, превознесено и непос­тижимо. Быть «сыном Божиим», иметь «общение с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» (1Ин.1:3;3:1), быть «храмом Духа Святого и удом Христо­вым» (1Кор. 6:15,19) — сколь велико! Какая честь, слава и благородство больше этого может быть для человека! Вся слава и честь царей и князей уступает тому, как тьма свету. Но лишается того христианин через грех. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем об­щение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине» (1Ин.1:5-6). 10) Смерть Христова и ужасное Его за гре­хи наши страдание сильно отвратить христиа­нина от греха. Из-за гордости нашей так глу­боко смирился Он; из-за наших сквернословии, злословий, хулений, клевет святейшие Его уши претерпели хулу и поношение; за хищения наши руки Его ко Кресту пригвождены были; за пьянство и сладострастие наше уксусом, желчью смешанным, напоен был; за скверны и нечистоты наши так ужасно мучен был, и все наши грехи и беззакония на древе крестном страданием Своим очищал. «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5). Тебе ли, христианин, делать то, за что Сын Бо­жий, Избавитель твой, такое бесчестие и муче­ние претерпел? Что Христу горесть и мучение сделало, тем ли тебе услаждаться? Да не будет этого! 11) Примеры Божиих святых, сражавших­ся против греха, прочитывать и в том им под­ражать. 12) Злые помыслы восстающие и ко греху влекущие, тотчас отсекать — не иначе, как искру огненную от руки отрясаем, — чтобы, усилившись, как разбойники, войдя в дом, не опустошили дом наш душевный и не погубили нас. Ибо в том подвиг христианский и состоит. Если помыслы отсекать будет, отсечем и грех. Ибо от помыслов и грех бывает, как от корня дерево или как от семени плод. Отсеки корень — и дре­ва не будет; подави семя — и плод не возрастет. Труден этот подвиг, но нужен христианам. Надо распинать плоть со страстями и похотями вся кому, кто хочет Христовым быть. Ибо только те Христовы, которые «распинают плоть» (Галл.5:24). 13) Стараться всегда иметь перед собою Бога, как говорит пророк: «Всегда я видел Госпо­да пред собою» (Пс.15:8), и на Него душевными очами смотреть, как на вездесущего и всеведущего, перед Которым ничто не утаено; как на праведного, Который всем воздает по делам; как на благого и благоутробного Отца, Который грехом оскорбляется; как на великого и святого, перед Которым стыдно и страшно грешить, бесчинствовать и благоговения не иметь. Святое Писание свидетельствует, что Бог наш везде есть, и нет такого места, где бы Его не было, и всякое дело наше и помышление Он видит, и всякое слово слышит. Все, что ни делается, перед очами Его дела­ется. «Очи Его на нищего взирают, зеницы Его ис­пытывают сынов человеческих. Господь испыты­вает праведного и нечестивого» (Пс.10:4-5). «С не­бес посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих; из уготованного жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо сердца их и вникает во все дела их» (Пс.32:13—15): «Господи, Ты испытал меня и уз­нал меня; Ты узнал, когда я сажусь и встаю. Ты издали уразумел помышления мои. Стезю мою и участь мою Ты исследовал, и все пути мои Ты предвидел. Куда пойду от Духа Твоего и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо, — Ты там; сойду ли во ад, — Ты там пребываешь. Тьма не будет темна от Тебя, и ночь будет светла, как день: какова тьма ее, таков и свет ее. Зарожде­ние мое видели очи Твои, и в книге Твоей все напи­шутся» (Пс.138:1-3,7-8,12,16). И пророк Иере­мия говорит: «Очи Твои отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздавать каждому по путям его и по плодам дел его» (Иер.32:19). Видишь, христианин, как Бог на всех нас смотрит и дела наши и помышления испытыва­ет; и ничто перед Ним не утаено, что ни делает­ся во дни и в ночи, ибо перед Ним как день, так и ночь равны. Но знает и то, что будем делать, помышлять и говорить, и всякое дело, слово и помышление наше в книге Своей записывает, воздаст. Если кто грех ка­кой творит явно или тайно, если крадет, уби­вает, блудодействует и прочее беззаконие де­лает — видят очи Его. Если кто злословит, ху­лит, ругает, клевещет, сквернословит и прочие беззаконные слова произносит — слышат свя­тейшие уши Его. Если кто в сердце своем за­мышляет что худое и злое — уже знает Он то. Если кто ненавидит, презирает ближнего сво­его, если злится на него и отомстить ему хо­чет как-нибудь — уже то явно перед Ним, и за то воздастся ему. Размышляй об этом, христи­анин, и берегись перед всевидящим оком Божиим грешить и беззаконничать. Беззаконно и бесстыдно перед царем земным — человеком, перед властелином, перед отцом плотским и перед всяким честным человеком бесчиние показывать, ибо таким бесчинием присутству­ющему лицу досада и бесчестие делается. На­сколько более перед величеством Божиим де­лать то беззаконно, бесстыдно и страшно. Не видишь ты Его, но Он видит тебя, ибо близко от тебя есть. Берегись же досаждение и бесче­стие величеству Его делать — да не узнаешь на себе Его суд праведный. 14) Грехи по большей части бывают от слу­чаев и соблазнов. Так царь Давид вышел прой­тись на крышу дома царского, и увидел жену Урии, и прелюбодействовал с нею (см. 2Цар.11:2—4). Так и ныне многие выходят из домов своих и бывают на собраниях, на пиршествах и прочих делах человеческих, и так много согре­шают то словом, то делом, то соблазняют, то соблазняются, отчего сохранены были бы, если бы внутри дома своего пребывали и в трудах по своему званию находились. Поэтому желаю­щий греха избежать должен удаляться и от слу­чаев, которые ко греху приводят, как-то: от раз­говоров, от бесчинных собраний и пиршеств, ибо «худые сообщества развращают добрые нра­вы» (1Кор.15:33). В таких собраниях почти столько бывает соблазнов, сколько лиц; и столько грехов и беззаконий, сколько слов и дел. Беги, христианин, от таких собраний, как Лот от Содома. 15) Поскольку час от часу умножаются со­блазны, и оскудевает благочестие, и нечестие усиливается, то душа, любящая благочестие, не должна смотреть, что люди делают, какие бы они ни были, а должна внимать, чему слово Божие учит. Не смотри, христианин, на тех хри­стиан, которые то и знают, что или ездят в гос­ти, или встречают и принимают гостей; кото­рые тому только и учатся, как обогатиться и прославиться на земле; которые за грех не счи­тают чужое присвоить, ближнего осудить, окле­ветать, обесчестить, обмануть и прельстить, на ближнего злиться, отомстить ему, и прочее, — нет в таких и следа христианства. «Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие» (Пс.36:1), но более внимай, что слово Божие гово­рит: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1Ин.2:15—17). 16) Поскольку через глаза и уши наши, как окна, в храмину сердца нашего всякий соблазн
входит, и, хотим того или не хотим, трогает нас и восставляет похоть, то не должно им давать свободу, чтобы соблазн, войдя через них, не поколебал и не совратил дом наш душевный.
Так Давид увидел жену — и пал с нею, как выше сказано. Так и ныне многие неосторожно ви­дят — и падают, хотя не телом, но душой. Безопаснее врага в дом не пускать, нежели, пустив, с ним бороться. Так опять же многие слышат клевету и пересуды ближних своих — и языком с ними падают. Поэтому как очи от суеты, так уши от клеветы отвращать должен желающий греха избежать. 17) Старание и подвиг человеческий без помощи Божией ничего не может, ибо растлен­ное и ко всякому злу склонное естество имеем, и сатана всегда старается запнуть ноги наши, скрывает сети нам и на пути нашем полагает соблазны нам, и так старается всяким образом нас в грех ввергнуть. Поэтому непременно нужна всегдашняя молитва желающему против гре­ха сражаться. На всякий час требуем помощи Божией, ибо на всякий час борет нас враг наш, потому всегда и помощи у Бога против него просить должно.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных