Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 5 страница




ХCV. Видишь восхождение солнца и начи­нающийся день. Здесь имеешь богатый мате­риал для помышлений о благости Божией и изумления о ней. 1) Когда зайдет солнце под землю и наступит ночь, то кажется, что как бы его уже и нет; когда же восходит опять, как бы вновь Созда­телем созданное, то приводит тебе на память великое Светило и то, что как оно, так и ты бытие свое получили от Создателя. 2) Приводит тебе на память Солнце правед­ное, Христа Сына Божия, умершего и воскрес­шего из мертвых. Как солнце чувственное ходит и встает, так Христос, явившись на земле и совершив великое дело спасения нашего, зашел во гроб и опять восстал. И как солнце, восстав, всю поднебесную просвещает, всех радует и согревает, так и Христос, восстав из мертвых, всю вселенную просветил и свет Свой через апостолов, как лучи духовные, распространил, сердца всех согрел и возвеселил. 3) Показывает тебе будущее воскресение мертвых. Как солнце, зайдя под землю, опять встает, так и тела умерших, в земле погребен­ные, восстанут, и «праведники воссияют, как сол­нце, в царстве Отца их» (Мф. 13:43). 4) Восходит солнце, и обновляется утро. Обновляются и щедроты Божий и изливают­ся на нас; благость и милость Божия то, что мы не погибли. Восходит солнце, и просвеща­ет, и согревает все. Является и благость Божия, праведника радует, веселит, просвещает, вле­чет и согревает; грешника лучами любви Сво­ей ударяет и «ведет к покаянию» (Рим.2:4); и «про­свещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9), «отверзает руку Свою, и насыщает все живущее по благоволению» (Пс.144:16). От это­го случая учимся, любезный христианин, Бога благодарить от сердца за три великие Его к нам благодеяния — за создание, искупление и див­ный Его о нас Промысел, и говорить Ему ра­достным духом: «Слава Тебе, Боже, создавше­му нас! Слава Тебе, искупившему нас! Слава Тебе, промышляющему о нас, недостойных! Благословен еси вовеки, аминь!»

XCVI. При восходе солнца выходят люди на дело свое, как поет Псаломник: «Выходит чело­век на дело свое и на работу свою до вечера» (Пс.103:23). Этим научаются и христиане выходить на дела свои, Богу угодные, «отвергать дела тьмы, и облекаться в оружия света», творить добро (Рим.13:12), «ибо мы — Его творение, со­зданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).

XCVII. Видишь, что делается, когда солнце от нас отойдет: наступает тьма и покрывает всю поднебесную; человек ничего не может делать, осязает, как слепой, блуждает, спотыкается, и падает, и всего опасается. Так делается с ду­шой человеческой, которую Христос, Солнце праведное, оставляет; тогда она уже никаких богоугодных дел не может творить, как Он Сам говорит: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Поскольку покрывает ее тьма духовная, то заблуждается, осязает, как слепая, спотыка­ется и впадает из греха в грех, пока в ров веч­ной погибели не попадет, если покаянием не исправится. Оставляет же Христос ту душу, ко­торая сама прежде оставит Его — иначе Хрис­тос никого не оставляет, но «просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин.1:9). Этот слу­чай учит нас держаться Христа и следовать за Ним верой и любовью — да не обоймет и нас духовная тьма и бедствие это.

XCVIII. Видишь, что человек некий, полу­чивший благодеяние от кого-то, хотя и пока­зывает учтивость перед ним и так перед глаза­ми благодетеля своего благодарит его, но в сер­дце истинной благодарности и любви к нему не имеет. Эта учтивость его не что иное, как лице­мерие, что всякий признать может. Так и лжи­вые христиане: мнятся Бога благодарить, ког­да в церковь ходят, поют и хвалят Его; но, по­скольку страха Его не имеют и не любят Его (что видно от злых дел их и преступления святых Его заповедей, что со страхом Божиим и любовью совместиться не может), то хождение в церковь, песни и славословия их не что иное, как лице­мерие, которое Бог, «сердца и утробы испытыва­ющий», ясно видит, и потому песен, славосло­вия и молитв их не принимает и отвращается от них, пока не исправят сердца своего. Такие хри­стиане подобны тем израильтянам, о которых написал Псаломник: «Они выражали любовь к Нему устами своими и языком своим лгали Ему. Сердце же их не было право пред Ним, и не были они верны завету Его» (Пс.77:36-37); — и Бог че­рез пророка говорит: «Приближаются ко Мне люди эти устами своими, и устами своими чтут Меня; сердце же их далеко отстоит от Меня» (Ис.29:13). А так поступая, никакой Богу благодар­ности и почитания не показывают. Это учит тебя искать благочестия внутри, в сердце, а не в наружности, и почитать Бога не только уста­ми и церемониями, но и сердцем, — что быва­ет верой, страхом Божиим, любовью к Богу и ближнему, без чего истинного богопочитания быть не может.

XCIX. Знаешь ли, христианин, что делают мореплаватели во время великой бури? Тогда они, не имея надежды к спасению, бросают якорь в глубину морскую и закрепляют его в земле, чтобы таким образом корабль и себя с кораблем спасти; чем и спасаются от потопле­ния. Так подобает делать и христианам, кото­рые в море мира сего в корабле Церкви Святой плавают, и в этом подражать корабельщикам. Когда сатана воздвигает на них бурю искуше­ний, бед и напастей, должны всю человеческую надежду оставлять и прибегать к Богу, сердца свои колеблющиеся и бедствующие утверждать в любви Божией. От любви ли Божией хочет их враг отторг­нуть и потопить в глубине грехов и законопреступлений? В любви Божией утверждать ко­раблик сердца своего должны. В отчаяние ли хочет ввергнуть? В той же любви якорь упова­ния своего и спасения укреплять должны, по­мня написанное: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь веч­ную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, что­бы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин.3:16-17), — и держась милостивых Божиих обещаний, утвержденных клятвою Его в укреп­ление колеблющегося сердца нашего: «Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы обратился нечестивый от пути своего и жив был» (Иез.33:11); и еще: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приидет, но прейдет от смерти в жизнь» (Ин.5:24); и еще: «Истинно, истинно говорю вам: ве­рующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин.6:47); и еще: «Истинно, истинно говорю вам: кто со­блюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин.8:51). В этих «непреложных вещах, в кото­рых невозможно Богу солгать, твердое утеше­ние имеем, прибегшие взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь бе­зопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр.6:18-19). Если на тебя, возлюбленный христианин, восстает буря бесовского искушения, подражай тогда мореходам и во время напасти колеблющееся сердце утверждай в любви Божией, ко­торою возлюбил нас Бог в возлюбленном Сыне Своем. Да содержит нас эта любовь при любви Божией, когда нас смущает сатана любовью мира сего и замышляет отторгнуть от любви Бо­жией, привлечь же к любви похоти плотской, похоти очей и гордости житейской. Да содер­жит нас эта любовь и утверждает в надежде, когда тот же враг начнет колебать сердце наше бурей отчаяния и через злые помыслы говорить нам: «Нет спасения тебе в Боге твоем» (Пс.3:3).

С. Видишь овцу, отлучившуюся от стада сво­его, которая до тех пор бегает, кричит и ищет стадо, пока опять не найдет его. Так подобает и тому христианину делать, который нерадени­ем и непослушанием отлучился от стада овец Христовых: до тех пор искать, просить, стучать и плакать, пока опять не присоединится к тому; просить и молить Бога с Давидом: «Я заблудил­ся, как овца погибшая, взыщи раба Твоего!» (Пс.118:176). Отлучается же от стада Христова вся­кий законопреступник, блудник, прелюбодей, хищник, вор, лихоимец, ростовщик, досадитель, лукавый, клеветник, пьяница, сластолюбец, зло­речивый, злобный, и прочие; каждый из тако­вых есть заблудшая овца, отлучившаяся от ста­да Христова. Ибо овцы Христовы гласа Хрис­това слушают, как Сам Он говорит: «Овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин.10:3). И хотя тако­вые думают, что и они в стаде Христовом, од­нако по сути чужды его, чужды Христа Самого, чужды жизни вечной, пока истинно не обра­тятся и не присоединяться к Христову стаду. Этот случай и рассуждение увещевает тебя ос­мотреться, не отлучился ли и ты от Христова стада своим небрежением. И если приметишь в совести своей это бедствие, не медли обра­титься покаянием, плачем и воздыханием, пока еще время не ушло и открыты двери в благословенный двор овец Христовых, в кото­рый истинным покаянием и верою входим.

CI. Видишь, что юноша и дева в супружество или человек с человеком в дружество вступая, постановляют между собою завет и обещаются друг другу верность хранить до смерти. При этом случае вспомни о завете том, который по­становлен между Богом и тобою в святом кре­щении. Тогда Бог милостивый принял тебя в высочайшую Свою милость верою о Христе; и ты Ему обещался верой и правдой служить до конца жизни своей. От этого случая можешь: 1) Помыслить и удивиться неизреченной благости Божией, что человека отверженного, законопреступника и врага Своего, в такую высокую милость принимает, что во Христе, Гос­поде нашем, сыном Своим делает и вечного цар­ства наследником его определяет в том же Хри­сте, если веру до конца соблюдет, как говорит апостол: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Хри­ста облеклись» (Галл.3:26-27). 2) Осмотреться, верно ли ты служишь Гос­поду своему, принявшему тебя в милость Свою? Он верен есть и всегда пребывает: «Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих» (Пс.144:13). Обещал верных Своих в любви и милости содержать — и содержит; обещал цар­ство небесное им подать — и подает. Ты сохра­нил ли и хранишь ли Ему верность свою? Не оставил ли ты Его, хотя имя Его исповедуешь? Не отвратил ли сердца своего от Него и не при­лепился ли к любви мира сего? Не любишь ли богатства, золота, серебра, чести, славы, сла­дости мира сего вместо Господа твоего? Оказы­ваешь ли Ему послушание, которого Он от тебя требует? «Оправдался ты» в святом крещении «име­нем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11): показываешь ли того оп­равдания плоды? Делаешь ли правду? Освятился тем же великим именем и Духом: хранишь ли себя от всякой скверны плоти и духа? Если приметишь в себе неверность Богу, обратись всем сердцем к Нему с покаянием, сожалени­ем и верой, пока время не ушло, ибо обращаю­щихся принимает Бог — да не отлучишься от Него вовеки к крайнему бедствию своему. Если же обратишься к Нему с истинным сожалени­ем и верой, обратится и Он к тебе с милостью Своей, как говорит через пророка: «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Сил, и Я обращусь к вам» (Зах.1:3). Ибо сама животворящая Кровь Хрис­това, за грешников пролитая, вопиет к Богу за такого грешника, который всем сердцем от гре­хов отвращается и обращается к Богу; а нерас­каянным никакого оправдания не принесет, но в еще большее им осуждение будет, ибо такую высокую и великую благодать презрели.

СП. Видишь, что всякое семя такой плод рождает, каково само есть: ото ржи рожь, от пшеницы пшеница, от ячменя ячмень родится. Так же и у животных: от человека человек, от волка волк, от медведя медведь, от овцы овца, от гуся гусь рождается. И непременно в плоде, из семени рожденном, подобие видится. На­пример: волк рождает подобного себе волка в хищении, лисица подобного себе лиса в лукав­стве, свинья подобную себе свинью в обжорстве и нечистоте. Так и духовное рождение, которым христиане рождаются свыше. Рождаются от Бога, и в них непременно должен плод явиться подобный Богу, от Которого духовно родились. Должны нравами своими уподобляться Отцу своему Небесному, от Которого водою и Духом родились: «подражать Богу, как чада возлюблен­ные» (Еф.5:1); святыми быть, ибо Он свят, как говорит Он Сам: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр.1:16); быть милосердными, лю­бящими, терпеливыми, кроткими, праведны­ми, и прочее. Ибо от святого, праведного, ми­лосердного, терпеливого, кроткого Бога такие и чада рождаются. Ибо нравы отцовские в де­тей переходят. Так в плотском рождении рож­даемся от грешника Адама грешные чада; от грехолюбивого, гордого, немилостивого, нечи­стого, неправедного, злобного, гневливого та­ковые и дети рождаемся; будучи детьми, отца по плоти нравами изображаем. Но кто вновь родился от Бога, тот Бога, как Отца чадо, нрава­ми добрыми изображает: «потому что семя Его (то есть благодать) пребывает в нем» (1Ин.3:9), — творит нового рождения плоды, плоды правды, святости, любви, милосердия, терпения, кро­тости, и прочее. «Итак, кто во Христе, тот но­вая тварь» (2 Кор.5:17). Из этого видно, что христиане, беззаконно живущие, в ветхом рождении пребывают; и хотя крещены, но святого крещения дар потеряли, и так пребывают удаленными от Христа, хотя имя Его и исповедуют, но «делами отрекаются» от Него (Тит.1:16), — пребывают без надежды вечной жизни, пока в таком состоянии нахо­дятся. Ибо новое рождение два величайших плода приносит: первый — отпущение грехов, как говорит апостол: «Омылись освятились, оп­равдались именем Господа нашего Иисуса Хрис­та и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11); второй — обновление сердца и духа к послушанию, к тво­рению добрых дел: ибо возрожденный охотно и усердно старается оказывать послушание Богу, сражается против греха, не допускает ему царствовать над собою, плоть распинает со страстями и похотями, подражая Христу. Как от злого змеиного семени, которое враг излиял в сердца прародителей наших (и в плотском рождении все мы с тем же рождаем­ся ядом), злые плоды происходят — сребролю­бие, славолюбие, самолюбие, сластолюбие и, если человек вновь не возродится свыше, им последующее бедствие, проклятие и вечное осуждение, — так последуют духовные плоды, то есть плоды добронравия, от Божия духовно­го семени, которое зачинается и действует Божиим словом через Святого Духа и в духовном новом рождении возрождает человека, то есть из злого делает доброхотным, и из сына гнева сыном благословения Божия. Ибо от подобно­го подобное рождается, и злое семя может ро­дить только злой плод, а доброе семя рождает только добрый плод. Каково семя, из которого дерево зачалось и выросло, таковой из него и плод рождается, как говорит Христос: «Не мо­жет дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18). Из этого заключаем правильно, что нет в том христианине христианства, веры, покая­ния, благочестия, в котором нет плодов хрис­тианства, плодов веры, покаяния и благочес­тия. Но христианство его, вера, покаяние, благочестие — ложное, прелестное и мечтатель­ное. Его состояние по сути языческое или, ско­рее, скотское и звериное. Ибо какие нравы в ком являются, таково и состояние внутри сер­дца его. Какое в том христианство, который хи­щением уподобляется волку, хитростью — лису, гордостью — павлину, обжорством — свинье, похотливостью — коню. Ядовит, как ехидна. Лют, как лев. Нет добронравия — значит, нет и корня добронравия. Нет плодов добрых — зна­чит, нет и семени доброго. Нет христианских дел — значит, нет и христианства. Нет плодов достойных покаяния — значит, нет и покаяния. Этим случаем и рассуждением учишься, хрис­тианин, испытывать себя, находишься ли ты в вере и в числе верных? Из этого можешь по­знать, что многие, особенно в нынешнем веке, под именем христиан язычниками имеются, как под овечьими шкурами волки.

СШ. Видишь приговоренного и осужденно­го на смерть или больного при смерти. Рассуж­дай и смотри, что он тогда делает? Нет попече­ния о богатстве, чести, славе; не ищет ни на кого суда, всем прощает, чем ни обижен; не помышляет о роскоши и ни о чем, к миру сему принадлежащем. Одна смерть перед душевны­ми его глазами находится, и страх ее сердце его колеблет. Этот случай, любезный христианин, нас увещевает помнить о нашей смерти. Что на братии нашей видим, то и себе с часа на час ожидаем и не знаем, они ли, которых при вра­тах смерти видим, прежде отойдут, или мы, ко­торые надеемся еще жить на свете. Часто бы­вает, что надеющиеся продолжить свою жизнь тотчас падают бездыханными и прежде нахо­дящихся на одре смертном полагаются во гроб. Ибо все мы к смерти приговорены; всякому Бог в слове Своем святом говорит, что праотцу нашему сказал: «Земля ты и в землю возвра­тишься» (Быт. 3:19). Почему же не имеем того приговора в па­мяти? Почему не готовимся к исходу? Почему обещаем себе долго дней — что не в нашей власти, но в Божией только состоит? Почему столько богатства собираем, столько домов строим, столько утех заводим, как будто вечно в мире этом жить надеемся? Почему за честью и славой мира сего гоня­емся, которая сегодня или завтра от нас отой­дет и сделает нас жалкими, хуже пса живого? Почему язвительными и мстительными че­лобитными друг на друга наполняем судебные места? Почему друг на друга злимся и проклинаем? Почему друг у друга похищаем добро, друг на друга клевещем, обманываем? Почему чужого ложа беззаконно касаемся и душу и тело наше скверним? Сегодня или завтра позовет нас отсюда глас Божий, который всегда гремит всякому: «Земля ты и в землю возвратишься». О, горе нам, если с этим тяжким бременем отойдем отсюда! Непре­менно погрузит оно обремененных на дно адо­во: «там будет плач и скрежет зубов» (Мф.25:30). Этот случай и рассуждение увещевает тебя всегдашнюю память о смерти иметь. Она на­учит тебя во всегдашнем быть покаянии; она не допустит тебя собирать богатства, искать чести и славы и сладострастием утешаться; уга­сит пламень нечистой похоти; укротит гнев, в сердце твоем дымящийся; увещевает тебя про­стить ближнему всякие долги согрешений; от­вратить руки свои от хищения и язык от сквер­нословия, злословия, клеветы и осуждения, и устам твоим положит хранение; подвигнет к усердной молитве, воздыханию и теплым слезам. Ибо страх будущего суда и боязнь мучения сер­дце связывает, и не допускает хотеть того, что Богу противно и к вечному суду приводит, и ко­леблющуюся и падающую душу удерживает и восставляет, ибо в чем застанет нас Бог при кон­чине, в том и судит (Иез.18:20-24; 33:20). Бла­жен и мудр, кто всегда помнит смерть!

CIV. Видишь на суд вызываемых людей: примечай, что они делают? Готовятся, думают, стараются, спрашивают и советуются у искус­ных в судебных делах; не щадят часто и денег, чтобы на суде не постыдиться и не быть осуж­денными. Видишь, любезный христианин, что сыновья века сего делают; что стыд и страх вре­менного осуждения в них делает, как сердца их трогает, к какому попечению, старанию и тру­ду их побуждает! Да подвигнет тебя этот случай вспомнить о будущем Христовом суде. Всех нас позовет Христос на суд Свой: «Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян.17:31); «приготовил Он для Суда престол Свой» (Пс.9:8). «Всем нам должно явиться пред Су­дилищем Христовым, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). А когда этот Суд будет — скрыл Бог от нас, чтобы всегда были готовы и в любой день ожидали. «Уже вре­мя близко, день Господень близок» (Откр.1:3; 22:10; Ис.13:6; Иоил.1:15; Иак.5:8-9). «Придет же день Господень, как тать ночью» (2Петр 3:10). «Когда будут говорить: «Мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба» (1Фес. 5:3). «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не при­шел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37-39). Если к человеческому суду, как видишь, люди так приготовляются, как должны приго­товляться мы, которые с часа на час можем явиться пред судом Божиим, и не знаем дня и часа, в который Судия придет и позовет нас на суд. Если стыд перед немногими так смущает человека, насколько большим будет стыд и сму­щение перед всем светом, перед всем Ангелами и людьми! Если страх временной казни так ко­леблет сердца людей, насколько более страх веч­ной муки должен колебать! Ибо всякая времен­ная казнь, как ни велика и ни продолжительна, проходит; вечная же не имеет конца, однажды начавшись, никогда не кончается. Видишь, как хитро люди приготовляют себя к суду человеческому, но к суду Божию не так должно готовиться. Судья-человек не знает дел человеческих и, что видит и слышит, по тому и судит; часто и, взирая на лицо, произ­водит суд, и дары у многих судей много могут. Бог Судья не такой. Он не только внешние наши дела и слова, но и сердечные помыслы знает. Потому не требует свидетелей и обличи­телей грехам человеческим, но Сам грешника обличит: «Я обличу тебя и представлю пред лицем твоим грехи твои» (Пс.49:21). На лица не взирает, не смотрит ни на богатого, ни на ни­щего; ни на господина, ни на раба; по делам, а не по лицам судит всех. Поэтому приготовле­ние к суду Его должно быть не такое, какое к человеческому суду бывает. Но какое? Должно заранее, пока еще Он не зовет, смирить себя, грехи и виновность свою перед Ним признать, самого себя перед Ним обличить и признать от сердца себя достойным любой казни, обещать впредь Ему верой и правдой служить, и в том неподвижно стоять, и так милости Его без со­мнения ожидать. Для этого и объявил премилостивый Бог праведный Свой суд, чтобы мы покаялись и, покаявшись, избежали осужде­ния. Праведный Судия осудит согрешивших не за то, что согрешали, но за то, что согрешали и не покаялись. Этот случай и рассуждение увещевает тебя, христианин, от грехов отстать, начать новую, богоугодную жизнь и в ней постоянным с помощью Божией быть. Да сподобишься с избранными Его овцами по правую Его сторону стать в пришествии Его славном. А на нынешний свет, ко­торый в бесстрашии безумном и пагубном без опасения живет, не смотреть. Да не погибнешь с ним.

CV. Видишь, что когда идем по направле­нию к солнцу, тень за нами идет; и чем по­спешнее к солнцу от тени убегаем, тем быст­рее тень за нами бежит и большей становится. Так и люди благочестивые. Приближаются они к Богу, последует за ними и слава; и чем более к Богу приближаются, тем более и слава за ними следует. И хотя они от славы убегают, но слава за ними бежит, и от нее уйти не могут. Напротив, когда идем в противоположном солнцу направлении, тень как бы от нас убе­гает; и чем далее от солнца отходим, тем более тень от нас отступает. И хотя бежим за тенью, но достигнуть ее не можем: всегда от догоня­ющих ее она убегает, как бы за нею ни гнались. Так и люди миролюбивые: чем они более от Бога удаляются, тем более от них удаляется слава; и чем более гоняются за славой, тем более бежит от них слава. Это учит тебя искать и приближаться к Богу смирением, молитвой, обучением христианским добродетелям и учит презирать мира сего славу. И тогда будешь иметь славу, хотя ее и не желаешь. Ибо не тот славен, кого мир славит; но тот, кого Бог про­славит. Прославляет же Бог того, кто Его про­славляет, как говорит Господь: «Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня бу­дут посрамлены» (1 Цар.2:30).

CVI. Видишь еще, что тень не имеет ничего в себе: ни жизни, ни тела, ни движения, но толь­ко подобие тела; и тотчас исчезает, когда скры­вается солнце. Так и человек; и он ничто есть без Бога. Пока Бог его содержит, направляет и просвещает, считает себя за нечто и кажется таковым; но когда Бог свет Свой скроет и жиз­ненную силу отнимет, тотчас исчезает. Об этот говорит пророк: «Подобно призраку ходит чело­век» (Пс.38:7), «и дни его, как тень проходят» (Пс.143:4). Этот случай учит тебя познавать свое ничтожество и смиряться, что есть начало хри­стианской премудрости.

CVII. Видишь еще, что чем более прибли­жается солнце, тем более уменьшается тень. Так и благочестивое сердце: чем ближе приходит к нему Бог со Своим светом и дарованиями, тем более он познает свое ничтожество и смиряет­ся перед Богом и людьми, себя малейшим счи­тает. Напротив, чем далее отходит солнце, тем большая бывает тень; как заходит солнце, ве­ликая тень делается; зайдет солнце, исчезнет и тень великая. Так и человек: насколько удаля­ется от него Бог, настолько в сердце своем воз­носится и величается; насколько же человек возносится, настолько от Бога удаляется, и Бог от него; и как тень исчезает, когда солнце скры­вается, так исчезают и те, которые считают себя великими, когда Бог от них скроется. От этого случая учимся, христиане: 1) Истинное смирение от истинного благо­честия неотлучно и всегда с ним сопряжено. 2) Чем благочестивее сердце, тем оно сми­реннее. Ибо чем более просвещается человек благодатью Божией, тем более видит свое не достоинство, подобно тому, как чем более про­свещаемся естественным светом, тем более усматриваем пороки на лице, руках и сор в доме. Отсюда, видя свое не достоинство, человек смиряется. 3) Если в сердце нет смирения, но даже гор­дость имеется, то в нем нет и благочестия. Ибо такой человек не познает своего не достоинства, поэтому и благочестие в нем не вмещается. Ибо истинное благочестие без Бога быть не может: «гордым Бог противится», по Писанию (1 Петр 5:5). 4) Такое сердце, которое не старается позна­вать свое не достоинство и в гордости своей пре­бывает, в конце концов исчезает и погибает, как тень после захода солнца исчезает. 5) Этим учимся истинного благочестия ис­кать от познания нашего не достоинства, то есть, если хотим истинное благочестие в серд­це иметь, должны всячески познавать свое не достоинство и ничтожество и так смиряться, чтобы и на нас призрел Господь, «на смиренных призирающий», и подал благодать Свою. 6) Поскольку глубоко растленное сердце имеем и от природы имеем слепоту душевных очей, и потому не можем видеть бедности нашей и окаянства, то должны воздыхать к Богу, чтобы Он Сам нас просветил и показал нам наше ока­янство. Тогда познаем, что мы сами по себе по­добны тени, движущейся за телом, которая тогда движется, когда тело движется; тогда стоит, ког­да тело стоит; отступает тело, отступает и она.

CVIII. Видишь, что сын, поступивший с отцом своим грубо и его оскорбивший, горько плачет и ругает себя, жалея, что отца своего, от которого рожден и воспитан, прогневал и ос­корбил. От этого случая должны мы, христиа­не, учиться истинному покаянию: «печаль ради Бога» иметь, которая «производит неизменное по­каяние ко спасению» (2Кор.7:10). Если жалеем и плачем, что отца по плоти оскорбили, от кото­рого только родились и воспитаны мы, и пра­ведно то делаем, — насколько больше жалеть, печалиться и неутешно плакать мы должны, что прогневляем Бога, Небесного Отца, от Кото­рого отцы наши и мы созданы, образом Его почтены, по падении восставлены и бесчислен­ными благами одарены и одаряемы. Воистину великая слепота и злоба оскорблять Того, Ко­торый весь есть Любовь! Это сатанинская кознь, злобою на Создателя и образ Его дыша­щая, который, будучи не в силах ничего Богу сделать, на образ Его устремляется и тем хочет оскорбить Его! Человек слепой, как рыба на удочку, за прелесть вражью хватается и ему со­изволяет; и так, слушая совета вражьего, Бога, Создателя своего, не слушает и оскорбляет. Чего Бог не сделал для нас? Какого добра не показал? Создал нас, образом Своим почтил нас, мир этот прекрасный создал для нас; ве­лит солнцу Своему сиять для нас и дожди по­сылает, питает, одевает, сохраняет нас. Но мы оскорбляем Его, не слушаем Его, не любим та­кого великого Благодетеля. Не великая ли это бесовская злоба и обман ума нашего? Погибли мы бесовским коварством и лишились Его ми­лости; но Он и тогда не оставил нас, не потер­пел видеть нас в погибели лежащих, не отри­нул нас навеки от Себя, как непотребных; но умилосердился над нами, послал нам спасение, погибшим, и избавление плененным, и восста­новление падшим. Как? Не через Ангела, не через человека, но через кого? Через «Сына Сво­его Единородного». Того подал нам на спасение наше и избавление; Того ради нас «не пощадил, но за нас предал Его», — вопиет всей вселенной святой апостол (Рим.8:32). «Духа Своего Свято­го» хочет дать нам и «подает» верующим и «прося­щим у Него» (Лк.11:13). Что еще может Бог сотворить нам более этого? Какое добро и благодеяние подать нам? Но мы все равно не любим Его, не любим так возлюбившего нас; не почитаем Его, так вы­соко почтившего нас. Воистину не может быть большей злобы и ослепления! Все Ангелы свя­тые со страхом поклоняются Ему, почитают Его и поют Его (Ис.6:2-3), — человек же ос­лепленный, «прах и пепел», столько благодеяний и милостей Божиих познавший на себе, не де­лает того, но раздражает Его бесстыдно!.. Так бесовская хитрость ослепила ум наш! Если бы кто тебя, христианин, питал, оде­вал, согревал, берег, сохранял и, как дитя свое, любил; и ты бы его не почитал, презирал и вся­кую грубость показывал ему: не великое ли бы было безумие и бесстыдство твое? Воистину бы все видящие удивлялись безумию твоему. Знай точно, что такое бесстыдство показываем мы Богу нашему, когда Его не слушаем, грешим и раздражаем Его. О, воистину лучше света ли­шиться, во гноище и ранах лежать, в темнице заключенным быть, окованным быть, сто раз умереть, нежели Бога, вечную Любовь, Благо­дать, Благость, Святость, Истину, Правду, Ми­лосердие, Начало и Источник всех благ, хотя бы мало прогневать!..

CIX. Знаешь, христианин, что когда хотим чужое добро употребить, например, или пищи вкусить, или питья напиться, или иного чего по необходимости взять, — у хозяина спрашива­ем и просим дозволения, и приняв добро его, благодарим его: так обыкновенно везде люди честные поступают, и так быть должно. Так по­добает христианам поступать, когда хотят пищи, питья и других благ мира этого. Все Божие есть: пища, питье, одежда и прочее. Бог есть власте­лин и хозяин мира и всего, что ни имеется в мире. Следовательно, с благословения Его дол­жны мы все, что хотим употребить, принимать и молитвою испрашивать, если не хотим про­тив Него согрешить. Ибо чужое употреблять без хозяйского дозволения грешно, как это всякий может признать. Бесспорно то, что Бог никому не отказывает во благах мира этого и самым нечестивым подает. Но христиане должны По­дателя знать, и у Него благословения просить на их употребление, и за то Его, как Благодете­ля, от сердца благодарить. Отсюда следует: 1) Что худо те христиане делают, которые без молитвы и благословения Божия начинают есть, пить и прочие блага употреблять. Знать такие не знают, откуда всякое добро происходит, и, Дающего не зная, не благодарят Его. Так они уподобляются язычникам, не знающим истинного Бога и Творца всех благ, или даже бессловесным скотам, которые без всякого рас­суждения едят и пьют, что перед собой видят. 2) Те, которые довольствуются благами Божиими и не благодарят Благодетеля, показы­вают свою к Благодетелю Богу неблагодарность, что есть великий грех. 3) Худо просить благословения на объедение и пьянство, также на одежду для щеголь­ства и величания, ибо Бог позволяет пищу и питье употреблять нам, но запрещает объедение и пьянство. Также подает одежду нам для потребности нашей, а не для славолюбия. Для прикрытия наготы и согревания убогого тела нашего, а не для самохвальства и величания. Словом, позволяет угождать плоти, позволяет голодную питать, нагую одевать, согревать, упокаивать утружденную, но не в похоти ее, как апостол учит: «Попечения о плоти не превращай­те в похоти» (Рим.13:14). 4) Беззаконно и бесстыдно и на то просить благословения у Бога, что от неправды и хище­ния собрано. Бог не велит нам неправды делать и хищение запрещает. Нет там и благословения Божия, где неправда и хищение есть, но вмес­то того проклятие: ибо закон Божий разоряет­ся и Законодавец презирается.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных