Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2. О духовной мудрости 7 страница




CXVII. Видишь, что вода весной с великим стремлением и шумом течет, но вскоре и спа­дает; или дым и огонь высоко поднимается, но тотчас исчезает. Точно такое состояние гордых и нечестивых людей: свирепеют и шумят они в гордости своей, но уничтожаются, как вода мимотекущая; возносятся, как пламя и дым, высоко, но исчезают так же, как пламя и дым, так, что и следа их не бывает видно. Об этом свидетельствует пророк Божий, очевидный и верный свидетель истины: «Видел я нечестив­ца, превозносящегося и высящегося, как кедры Ливанс­кие, и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашлось место его» (Пс.36:35-36). Напротив, о богобоящемся говорится: «Добрый муж во век не поколеблется. В память вечную будет правед­ник: худой молвы не убоится. Готово сердце его уповать на Господа; непоколебимо сердце его, не убоится, взирая на врагов своих» (Пс.111:5—8), — о чем и в псалме 36-м свидетельствуется. Этот случай и рассуждение учит тебя, христианин, не следовать примеру бесстрашных и гордящихся богатством, славой и честью мира сего — да не погибнешь с ними; но «смириться под крепкую руку Божию» и бояться имени Его — «да вознесет» тебя со смиренными и богобоящимися (1Петр.5:6), «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится», по учению вечной Истины — Христа (Лк.18:14).

CXVIII. Видишь следы или человеческие или звериные и по ним познаешь хождение их и самих их, чьи следы видишь; например, от следа человеческого человеческое хождение познаешь. В этом случае вспомни, что пророк Божий поет: «Видно было шествие Твое, Боже, шествие Бога моего Царя» (Пс.67:25). Дела Бога нашего — как следы Его, из которых познаем божественное Его шествие и Самого Бога. Ког­да взираем на небо и красоту его, на солнце, луну, звезды и свет их, на землю и исполнение ее, познаем в них шествие Бога нашего и по­знаем Самого Бога, шествие в них показавшего. И так убеждаемся прославлять всемогущую силу Его: ибо все это из ничего словом одним сотворил; премудрость Его: ибо так дивно ус­троил и в порядке Своем все постановил; бла­гость Его: ибо все это ради нас сотворил. Ибо Сам Он ничего этого ради Себя не требует: но как прежде веков, так и ныне Сам в Себе дово­лен и блажен. Создания — как следы Бога на­шего, из которых убеждаемся познавать Само­го Бога, ибо они, будучи дивными, показыва­ют славу Божию: «небеса проповедуют славу Божию» (Пс.18:2). Невозможно не удивиться всемогуществу, премудрости и благости Божией, если со вни­манием рассудить. Как солнце ради пользы поднебесной восходит и заходит, и опять вос­ходит и всю безмерную небесную широту в двадцать четыре часа обтекает. И когда прибли­жается к нам, приводит весну и лето, а когда отходит от нас — оставляет нам осень и зиму. Как в воздухе — тончайшей стихии — облака, как мехи, наполненные водой, держатся и не падают, с места на место переходят, воду раз­носят и на землю ниспускают. Как земля, ве­ликая и тягчайшая стихия, посреди воздуха ут­верждена и не отступает со своего места. Как различные и бесчисленные плоды из недр, как сокровища свои, издает. Как один и тот же огонь одни вещи умягчает, а другие ожесточает и все как бы поедает. Как рыба в воде живет, но не задыхается, не умирает, чего прочие живот­ные вытерпеть не могут. Как в составе челове­ческом душа одна, но различные действия показывает — разумеет, желает, помнит, удив­ляется, ужасается, и прочее; видит, слышит, обоняет, и прочее. Как чувства единому телу присущи, но одно делает то, чего не может де­лать другое. Например, око видит, но ухо не ви­дит, а только слышит. Как в малом семени столь великий и многий плод сокровен бывает, и про­чее. И воистину это не что иное, как следы все­могущей Божией премудрости, которая все изобретает, совершает и в порядке своем уст­раивает. Об этих премудрых и дивных Божиих делах замечательно нам говорит псалом 103-й, в котором пророк Божий удивляется силе и премудрости Божией, поклоняется, поет и про­славляет Создателя в восхищении духа, повто­ряя: «благослови, душе моя, Господа!» Но когда в священную историю Писания посмотрим, увидим преславное Бога нашего шествие и следы. Чудесные Его дела, там на­писанные, для нас как следы и свидетели Его, ибо видим, что Тот же Бог, Который сотворил чудесно мир из ничего, творит и в сотворенном мире дела, Ему одному свойственные. Казни страшные, явленные нечестивым, — следы и свидетели правды Его, которая действие свое являет на беззаконных и врагах Его. Милости и благодеяния Его излиянные — следы и свиде­тели благости Его, которая подает себя ко вку­шению достойным и ищущим ее рабам Его. При всемирном потопе правда Божия явилась нам, ибо видим, как нечестивые в водах погибли; Ной же праведный сохранен с домом его по­среди таких ужасных вод, и в этом явилась нам благость Божия (см. Быт.7). Содом и Гоморра, сожженные с окрестными градами, что, если не правду Божию, свидетельствуют? Но Лот пра­ведный, от того сохраненный, благость и ми­лость Его нам проповедует (см. Быт.19). В исходе Израиля из Египта также видим следы правды, премудрости и милости Божи­ей. Гордый и ожесточенный фараон с воин­ством своим дело правды Божией на себе уз­нал, ибо не восхотел милости Его, столько раз явленной, разуметь (см. Исх.14). Верный Бо­жий Израиль, освободившись от рабства фара­ону, милость Божию поет и проповедует нам: всемогущая Божия мудрость там путь ему ко спасению изобрела, где, казалось, не было пути; и где человек отчаялся спастись, там ука­зала ему способ спасения, так что Израиль, ко­торому, по мнению человеческому, следовало погибнуть, чудесно спасся и того, от которого ожидал своей погибели, увидел погибшим в море. Такое же Божие «шествие» и следы Его видим и в следующих временах и местах. Видим в пу­стыни, как поет Псаломник: «Боже, когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты проходил чрез пустыню, земля потряслась» (Пс.67:8). И еще: «От лица Господня подвинулась земля, от лица Бога Иаковля, обратившего камень во озеро вод­ное и несекомый — в источники вод» (Пс.113:7-8). Видим страшные следы праведного Его гне­ва, когда «разверзлась земля, и поглотила Дафана, и покрыла скопище Авирона; и возгорелся огонь в скопище их, пламень попалил грешников» (Пс.105:17-18). Видим следы милостивого Его о людях Промысла, когда люди, в пустыне уку­шенные змеями, смотрели на змею, по Его по­велению вознесенную, и тем исцелялись: не змея их исцеляла, а Его божественная промыслительная сила. Видим при вхождении людей Его в землю обетованную, когда реку Иордан, как сушу, перешли; когда путь им открылся, где пути не было; когда иерихонские стены от труб­ного гласа пали перед ними, и прочее. В Новом Завете, когда Бог во плоти явился, такое же, даже еще более чудесное Божие ше­ствие видим. Вся Церковь, по вселенной рас­сеянная, но единым Духом и верой соединен­ная, знает и признает Христа обесчещенного, осмеянного, уязвленного, замученного, распя­того и умершего между злодеями. Но Его же, воскресшего и прославленного Царя своего, с радостью исповедует, дерзает о Нем, хвалится о Нем, в похвалу себе поставляет, что верует в Него. Надежду, утешение, радость, веселье и жизнь вечную полагает в Нем. Наконец, Его Богом своим исповедует, почитает, прославля­ет и поклоняется Ему. Что это, как не след все­могущей Божией силы? Что, как не Божествен­ная сила на кресте распятого Христа? «Сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим.1:16). Кто может ожидать от замученного и на кресте повешенного спасения и избавления своего? Но сила Божия, которая есть ко спасению всякому верующему, соделывает то, что во Христе рас­пятом мы, верующие во имя Его, свое спасение и жизнь вечную полагаем и иного Избавителя и Спасителя не знаем и не признаем, кроме Него одного, и хотя умираем, и полагаемся во гробах, и растлеваем, и как прах земной в землю возвра­щаемся и обращаемся, однако твердо и без вся­кого сомнения надеемся силою Его, умершего и воскресшего, восстать, ожить, новую, лучшую и вечную жизнь получить. И, что умножает чудо, не через мудрецов и учителей красноречия, не через славных и знатных века сего вселенная сердцем покорилась Распятому, но через про­стых, некнижных, худородных, ремесленников, рыбаков, мытарей. Сколько их было, которые такое великое, неслыханное и умом непостижимое соверши­ли дело? Двенадцать. Такому малому числу надо было пройти всю поднебесную, по сказанно­му: «Идите, научите все народы» (Мф.28:19); и еще: «Идите по всему миру и проповедуйте Еван­гелие всей твари» (Мк.16:13). Этим немногим, по человеческому разумению, невеждам, надо было стать против премногих мудрецов века сего и заградить уста их; этим немногим про­стым, худородным и безоружным следовало вооружиться против бесчисленных славных, знатных вельмож, князей и царей всей земли и победить их. И сделали они это: «пошли и про­поведовали везде» (Мк.16:20); «во всю землю выш­ло вещание их» (Пс.18:5); стали некнижные про­тив премудрых книжников и совопросников века сего, и вооруженных без оружия одоле­ли. Надо было им погруженный и закоснев­ший в идолобесии мир из глубины погибели исторгнуть и насадить истинное богопочитание; прелесть дьявольскую обличить и научить истине; злобой обветшавший народ обновить и привести к истинному покаянию; уставы, законы, обычаи застарелые опровергнуть и новые постановить и утвердить; неверие от человеческих сердец, глубоко вкоренившееся, отнять и насадить веру; обман многобожия уничтожить и Бога единого, но в трех Лицах Поклоняемого, в познание привести. Все это ум человеческий и силу превосходит. Они же это в дело и совершенство произвели. Надо было им проповедовать Иисуса Хри­ста распятого, и доказать, и уверить неверные сердца, что именно Иисус, Которого они про­поведуют, и есть тот самый Христос, Мессия, Который пророками был проповедан и Богом обещан, что Он Искупитель, Избавитель и Спа­ситель мира; уверить, что распятый Иисус не за Свои грехи, а за наши распят, пострадал и умер, по Своей воле и по благоволению Божию; уверить, что в распятом Христе жизнь наша и блаженство и слава вечная сокровенна; что Он как пострадал, распялся и умер Своею волею, так из мертвых восстал Своею силою; что Он есть Единородный Божий сын и есть истинный Бог, плотью от Девы неискусобрачной рожден­ный, и без Него и кроме Него нет никакого средства к получению вечной жизни и блажен­ства; уверить, что тела умерших, сгнившие и в землю обратившиеся, восстанут, с душами со­единившись, и в нетление, бессмертие и пре­красный вид вечной славы умершие о Господе облекутся. Все это как ум человеческий не вмещает, так и сделать превыше сил человеческих. Но две­надцать некнижных и препростых совершили это и доказали, что «нет другого имени под не­бом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись, кроме Иисуса Христа Назорея» (Деян.4:10—12). Надобно было им, наконец, отвратить сердца людей от мира сего, к кото­рому прилепились и пристрастились, и обра­тить ко Христу умаленному, обесчещенному, уязвленному, ко кресту пригвожденному, меж­ду злодеями повешенному и бесчестной смер­тью умершему, чтобы тем не стыдились, что в распятого веруют, почитают Его, Царем и Бо­гом своим исповедуют, но даже тем хвалились, радовались, и перед врагами истины испове­довали, и свидетельствовали безбоязненно. Надобно было им увещать всех, чтобы ради Него не боялись не только нищеты, бесчестия, поношения, изгнания, ран, уз, темниц, но и са­мой смерти; отвратить от любви временных и земных благ, которые они видят и чувствуют, и обратить к желанию и исканию вечных, ко­торых «глаз не видел, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило» (1Кор.2:9); доказать и уве­рить, что к этому нет пути иного, а только путь крестный, прискорбный и тесный, и на тот путь наставить их, утвердить и к течению ободрить. Все это было выше возможности и силы человеческой. Но двенадцать апостолов Хрис­товых сделали то, что сила человеческая пред­принять и сделать не могла и не может. Чего ни делали иудеи, враги Христовы? Какого стара­ния не приложили изначала, чтобы славу рас­пятого и воскресшего Христа помрачить? Вои­нам стерегущим руки наполнили мздой, чтобы ложью покрыли воскресение Его. Апостолам каких запрещений, угроз, озлоблений не дела­ли, чтобы не учили во имя распятого Христа, как читаем в Деяниях? Но однако ничего они не достигли. Пронеслось имя Иисуса во все кон­цы земли, и как свет восходящего солнца, слава воскресшего Христа всю поднебесную наполни­ла. Рассеявшимся по вселенной, этим некниж­ным и простым как ни сопротивлялись книж­ники, совопросники и мудрецы века сего, каких прекословии ни измышляли против них; но на­конец признали за истину слово их и, что безу­мием считали, то за истинную мудрость приня­ли: отвергли свою мнимую и хитросплетенную мудрость и пристали к простейшей, не в сло­вах, а в силе состоящей мудрости простых и некнижных; и захотели у тех, над которыми, как невеждами, смеялись, учиться истинной премудрости. Как смущались и шумели вельможи и кня­зи с людьми своими! Чего ни делали? Каких ни изобретали орудий против этих безоружных? Изгоняли, озлобляли, били, уязвляли, мучили, в темницы и оковы заключали, и всякий вид мучения им изобретали; но ничего не достиг­ли. Побеждены бессильными сильные, безо­ружными вооруженные, бесславными славные, простыми знатные, побеждены теми, которых сами же в темнице держали, озлобляли, били, уязвляли и мучили, но вскоре им же и удивля­лись, и покорялись со всеми людьми своими, отдавали себя и сердца свои им, точнее, через них — Христу распятому. Какая сила челове­ческая это сделать могла? Воистину «это изме­нение десницы Вышнего» (Пс.76:11). Какой огонь любви возгорелся к Распято­му в сердцах всякого пола и чина, мужей и жен, старых и молодых, юношей и дев, господ и ра­бов, — в сердцах, говорю, холодом идолобесия и неверия оледеневших, — так что «ничто не мог­ло их отвратить от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим.8:38-39). Каких орудий не изобре­тали ожесточенные князи и цари мира сего, и прочие слуги дьявольские, чтобы огонь этот бо­жественный угасить и от исповедания и любви распятого Иисуса отвратить! Мечами уязвляли и умерщвляли, в темницы и оковы заключали, огнем жгли и сжигали, в котлы медные разо­жженные повергали, на сковородах и решетках железных раскаленных, как мясо в снедь, пек­ли; к колесам привязывали и обращали, трезуб­цами и прочими орудиями плоть терзали, кожу сдирали, до костей обнажали, в сапоги, гвоз­дями набитые, обували и, как скот, гоняли; зве­рям лютым бросали, в воде топили, к крестам пригвождали, и прочие ужасные мучения вы­мышляли, но ничего не смогли. Не могли по­бедить веры, которая «есть победа, победившая мир» (1Ин.5:4); не могли погасить пламя любви «воды многие» (Пс.31:6). Что могла сделать злоба человеческая там, где сила Божия действовала? И, что удивитель­нее, самый нежный возраст, отроки и отроко­вицы, оставляя идолов, оставляли и родителей своих, идолопоклонников, и лучше предпочи­тали все претерпеть и жизнь оставить, чем от Христа отречься. Как все премудро и дерзно­венно против князей и царей, которых вид один устрашить их мог, витийствовали — нельзя не надивиться! Если монарх, а тем более мучитель, гневом и яростью пылает, кто может против него что дерзать, а тем более простой и никогда его не видевший? Но святые мученики — иные не­книжные, иные бесславные, в селах и деревнях рожденные и воспитанные, иные в нежном и отроческом возрасте находившиеся — так дер­зали против мучителей страшных, высокая цар­ская власть, гнев, ярость и зверообразный вид которых мог устрашить и безгласными сде­лать; и обличали и укоряли их, которых весь свет боялся. Воистину здесь Божие дело! Вои­стину сила Божия укрепляла их! Воистину Дух Божий как действовал, так и говорил в них, по Писанию: «Не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10:20). Так, возлюбленный христианин, двенадцать препростых и некнижных «буйством проповеди» достигли того, что весь свет преклонили под сладкое иго Христа распятого, праведного Царя славы. Рыбаки, мытари и ремесленники сдела­ли то, чего никаким образом сделать не могли мудрецы века сего. Ибо превосходит предпри­ятие и дело это силу человеческую. Отсюда заключаем, что всемогущая сила Божия дей­ствовала в них, ибо пишется: «Они пошли и проповедовали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями» (Мк.16:20). И так исполнилось Христово сло­во, которое прежде страсти Своей сказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32). Воистину привлек к Себе от востока и запада, и севера и юга рассеянных овец Своих и привел во двор Церкви Своей, как и говорил: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Ин.10:16). А так видим «шествия Божия» следы и от них познаем Самого Бога, Который выступил на спасение людей Своих, как поет Ему пророк: «Ты выступаешь для спасе­ния народа Твоего, для спасения помазанного Тво­его» (Авв.3:13). И Псаломник: «Видно было шествие Твое, Боже, шествие Бога моего Царя» (Пс.67:25). Сколько еретиков и хульников восставало и старалось славу распятого и воскресшего Христа помрачать и церковь Его одолеть. Но не могли силы и старания человеческие разорить того, что всемогущая Божия сила и премудрость создала. Утверждена стоит Церковь и до конца будет стоять на камне, ибо «и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18). Камень же есть Христос, Сын Бога живого, от Отца Небесного во осно­вание Сиону положенный, по Писанию: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избран­ный, драгоценный; и верующий в Него не посты­дится» (1 Петр.2:6). А отсюда видим, что как мир создать, так и возобновить, одного Бога дело есть; и Тот, Кто создал мир, Тот падший и об­ветшавший мир восстановил и возобновил. И как из видимого создания познаем Бога и Его всемогущество, премудрость и благость, так из обращения ко Христу тьмою заблуждения по­мраченных народов и веры их во Христа позна­ем Его же всемогущую силу; и как в создании, так и в искуплении мира видим следы Бога на­шего и Самого Бога видим. Случай этот и рассуждение учит тебя, воз­любленный христианин: 1) Заграждать уста безбожных людей, кото­рые или присносущное бытие Божие отрицают, или Промысел Его святой и премудрый от со­зданий хульно отнимают и божественное промышление некоей слепой натуре приписыва­ют; веру свою защищать от нечестивых и хульных уст, которых тем более умножается, чем более мир к концу приближается, — и дерзно­венно им отвечать, что есть Бог, Который как мир из ничего создал, так и падший восстано­вил, исправил и обновил чудесно, обновил си­лой страдания и Креста Сына Своего Иисуса Христа, Господа нашего; привлек к Себе отпадшие народы не через многих хитрецов и мудрецов века сего, но через двенадцать про­стых и не книжных, силою Его вооруженных и Святым Его Духом умудренных; ибо Богу, как удобно было мир создать, так удобно содер­жать, хранить и промышлять о нем, помрачен­ных неверия тьмою просвещать, из зла добро делать и спасать погибших, но повинующих­ся благости Его. 2) Хранить и утверждать веру свою, которая многоразличному искушению подлежит. 3) Удивляться благости Божией, которая никакой злобой побеждена быть не могла и не мо­жет. Человек врагом Божиим сделался, но бла­гость Его не отринула его навеки от себя, а та­кой чудесный способ к спасению его премудро изобрела и в само действие произвела, что прежде веков в божественном Его совете было поставлено и определено. 4) Удивляться силе, всемогуществу и пре­мудрости Божией, что Ему как малое, так и ве­ликое и нам непонятное дело сделать и совер­шить весьма удобно. Ему удобнее мир создать из ничего, содержать и хранить, нежели нам что-нибудь малое из чего-либо сделать. Ему удобно там показать нам путь и способ к спа­сению, где нам и не видится спасение; там подать помощь, где никакой помощи не ожида­ли; там подать избавление, где, по нашему мнению, не может и быть избавления, — чем мы надежду нашу укреплять должны. 5) Видим отсюда, что воле и совету Божию ничто противиться не может. Каких сопротивлений дьявол и слуги его ни делали евангельс­кой проповеди и от той спасению человечес­кому, но все же ничего не смогли; но зло их к лучшему обратилось Божией силой и премудростью, так что чем более умножалось гонений и прочих бед на верующих, тем более умножалось верующих, как читаем о мучениках, кото­рых тем большее число умножалось, чем более
их умерщвляли. Верно и твердо слово Псаломника: «Господь разрушает советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей; совет же Господень вовек пребывает, помышле­ния сердца Его в род и род» (Пс.32:10-11). 6) Видим отсюда, что человеческое дело — говорить, обличать, увещевать; но Божие — в сердцах действовать: ибо проповедуемое слово Божие — как орудие, через которое Святой Дух в сердцах слушающих его действует. 7) Отсюда следует, что истинное обращение и покаяние — действие Божие. Пасть сами мо­жем, но восстать сами не можем; погубить себя можем, но спасти себя не можем; заблудиться можем, но обратиться на путь истины не мо­жем без Бога: надо Пастырю искать овцу по­гибшую. Человеку же приписывается обраще­ние и покаяние потому, что он зовущей и взыс­кующей благодати не противится; а те, которые противятся и не слушают ее, сами по своей вине погибают.

CXIX. Видишь, что малый ребенок всегда во всяких нуждах к матери своей прибегает; есть ли, пить или чего другого хочет — у матери про­сит; беду ли какую видит — к матери прибегает. И хотя от матери наказание какое-либо при­нимает, однако не отлучается от нее, но при ней держится и прилепляется к ней, любит ее и все у нее просит. Такова и вера христианская, ко­торая Бога Отцом признает и имеет. Она все, что помимо Бога, оставляет позади и к Нему одному во всяких нуждах прибегает, говоря с пророком: «Ты упование мое, часть моя на земле живых» (Пс.141:6); и еще: «Прильнула душа моя к Тебе, а десница Твоя восприяла меня» (Пс.62:9). Такая верная душа всего у Бога, Отца своего, со смирением и страхом просит и ожидает: «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» (Иак.1:17). Получает ли просимое — благодарит, не получает — однако не отчаивается, но с терпением ожидает, с про­роком вопия: «К Тебе возвел я очи мои, живуще­му на небесах. Вот, как очи рабов на руке господ своих, как очи рабыни на руке госпожи своей: так очи наши устремлены ко Господу Богу нашему, пока Он не помилует нас» (Пс.122:1-2). И как ре­бенок, видя напасть и беду, к матери бежит, и у нее помощи и защиты ищет, и, в болезни и не­мощи находясь, к матери воздыхает и прости­рает руки, и немощь свою матери объявляет, так и верное сердце во всяком искушении и бед­ствии к Богу бежит и у Него помощи и защиты просит, с прочими верными вопия к Нему: «Гос­поди, Ты был нам прибежищем в род и род» (Пс.89:2); и еще: «Ты мое прибежище от скорби, объяв­шей меня. Радость моя! Избавь меня от окружив­ших меня» (Пс.1:7). И хотя от Отца Небесного наказание принимает, однако не отступает от Него; как благо принимает все, что от благого Бога посылается, помня утешительное слово, которое Он сынам Своим говорит: «Сын мой! не пренебрегай наказанием Господним, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого лю­бит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:5-6). И как ребенок от незнакомых и чужих людей удаляется и бежит, опасаясь их, хотя и опас­ности нет никакой, так и верная душа, посколь­ку не от мира сего, от него и от всего, что в нем имеется, как чужого, удаляется и опасается, чтобы через то от Бога не удалиться и не ли­шиться Его. Честь, слава, богатство и сласть мира сего подозрительны для нее; бережется от тех, которые и делом и словом о земном и тлен­ном помышляют; бережется, как чужих, не об­ходится с ними по-дружески, опасаясь, чтобы через их дружбу от Бога своего не удалиться и через их любовь Божией любви не лишиться. И как ребенок, хотя и манят его чужие и при­влекают к себе яблоком или чем другим, подоб­ным тому, от матери своей не отстает и не идет к чужим; хотя и случается, что приходит к ним и принимает от них подаваемое, но со страхом и тотчас, приняв, возвращается и бежит к ма­тери своей, — так и верная душа, хотя прельща­ет ее мир этот честью, славой, богатством, уте­хой своей, не соизволяет ему, не отстает от Бога своего; не держится мира, опасаясь прелести его, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, — не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:16). И хотя случается, что подаваемую честь принимает, но принимает со страхом, боясь, чтобы через честь, которая по большей части нравы добрые в худые переменяет, от Бога не отпасть, и ту честь считает послушанием, а не утешением своим, и со страхом ее проходит во славу Бога своего и пользу ближнего. Также, хотя богатство подается, не прилагает сердца к нему, но к одному Богу прилепляется; пищу, питье, одежду, покой и покров по необходимости, — ибо без того невозможно прожить, — а не для сладострастия и роскоши употребляет; упот­ребляет же со страхом Божиим, чтобы излише­ством Бога не прогневать, и так Его милости не лишиться, и от Него не отпасть. И как ребенок, хотя его чужие люди от ма­тери отнимают и оттаскивают прочь, крепко держится при матери своей, обнимает ее, пла­чет и кричит, чтобы не разлучиться с ней, — так и верное сердце: хотя старается дьявол и злой мир наведением бед, скорбей и напастей оттор­гнуть его от Бога, однако крепко держится Бога своего, усердно молится Ему и просит Его, что­бы не оставил в напасти и помог против врагов Своих. Словом: как ребенок все благополучие свое поставляет в том, чтобы быть при матери, а неблагополучием считает удаление от нее, — так и верная душа полагает все свое блаженство и утешение в том, чтобы одному только Богу прилепляться, и бедой считает к созданию при­стать и так от Создателя отпасть. От этого случая учись, христианин, что есть христианская и живая вера, которая без страха Божия и любви не может быть. Читай святые псалмы, пророческие и апостольские писания и жития святых, верой угодивших Богу, и ура­зумеешь истину, а той верой, которая только на устах носится, а не в сердце, не прельщайся, — каковой верой многие наполнены.

СХХ. Видишь, что люди по общему обы­чаю в праздничные дни одеваются в светлые одежды и веселятся. От этого временного и земного празднования возведи ум свой верой к празднику избранников Божиих, которые веч­но будут праздновать и веселиться. Нынешнее время для христиан — время трудов, подвига, плача, сетования, печали и крестоношения. В том веке, когда время исполнится и настанет вечность, откроется истинным христианам пресветлый праздник. Тогда они упокоятся от тру­дов и будут праздновать субботу беспрестанно и вечно, не один день в неделю, а всю вечность. Тогда совлекутся рубищного и плачевного оде­яния и облекутся в праздничную и брачную ризу, «когда тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» (1Кор.15:54). Тогда облекутся в ризу спасения и одеждою веселия оденутся (Ис.61:10); «облекутся в белые одежды» (Откр.3:5); «облекутся в виссон чи­стый и светлый» (Откр.19:8). В те дни не увидят ничего печального, скор­бного; не будет там страха от врагов, нищеты, болезни; не будет вопля, жалобы, сетования, голода, жажды, холода, жара, никакого небла­гополучия, никакого бедствия, но все тихо, мир­но, безопасно, весело, светло, радостно, благо­приятно. В этой жизни почти все печально и плачевно: страх от смерти, страх от дьявола и греха, страх от неприятелей и лжебратии; всего надо опасаться и осматриваться по подобию птицы от ловцов и стрельцов. Здесь ежедневно умираем чаянием и ожиданием смерти; и чем более живем, тем более чаем умереть: ибо чем более живем, тем более уменьшается жизнь наша и ближе наступает смерть. И это горькая и смертная жизнь преисполнена многими бе­дами; и чем более продолжается она, тем более умножается бед. Но в том веке ничего такого не будет, но одна только жизнь, блаженство, радость, торжество, восклицание и вечное ве­селье. Ныне люди привыкли во время праздников друг к другу приходить в дом, и друг друга по­сещать, и так вместе веселиться. Тогда избран­ники Божии соберутся в дом Небесного Отца, в котором «много обителей», и возымеют любез­ное дружество со святыми Ангелами и всеми небесными Силами, и будут вместе веселиться и радоваться друг о друге пред лицом Небесно­го своего Отца. Тогда «избавленные Господом при­дут на Сион с радостным восклицанием; и ра­дость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:10). Ныне имеют обычай люди в праз­дники вместе есть, пить и ликовать. Тогда ис­тинные рабы Божии «возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небесном» (Мф.8:11) и «будут есть и пить за трапезою Господней» (Лк.22:30); «насытятся от изобилия дома Господня, и потоком сладости Его будут напоены» (Пс.35:9), как об этом через пророка Своего Бог нам в утешение предвозвестил: «Вот, рабы Мои будут есть, рабы Мои будут пить, рабы Мои будут веселиться, рабы Мои будут петь от сердечной радости» (Ис.65:13-14). Еще обычай люди имеют в праздничные дни петь радостные песни. Тогда избранники Божии увидят «Бога лицом к лицу» (1Кор.13:12), «увидят Его» во славе Его, «как Он есть» (1Ин. 3:2) и будут единодушно хвалить, славить и воспе­вать Его без конца, сытости и труда. О, сколь светел, весел и радостен будет тот праздник, любезный христианин! Сколь вожделен день тот, в который увидим Бога лицом к лицу, Ко­торого ныне видим, как зеркалом в гадании! «Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков они будут хвалить Тебя» (Пс.83:5-4), Царю мой и Боже мой. Этим случаем, христианин, и подоб­ными ему учимся возводить ум наш и сердце к блаженной вечности и с искренней верой и усердием искать этого блаженства.

CXXI. Видишь, что садовник очищает де­рево, например, яблоню, или какое иное, — отрезает негодные сучки и отростки, которые дерево в бессилие приводят и препятствуют проращению плодов, могут же и иссушить его, если сначала их не обрезать. Всякий человек есть как дерево, у которого изнутри, из сердца исходят, как отрасли и сучки, помышления злые, похоть нечистая, гнев, злоба, сребролюбие, хищение, ложь, лукавство, лихоимство, ропта­ние, хула и прочее, как говорит Христос: «Из сер­дца исходят злые помыслы, убийства, прелюбо­деяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф.15:19). Как садовник обрезает дерево и исходящие из него сучки негодные и от­ростки обрезает, чтобы они, когда вырастут, самого дерева не повредили, — так подобает всякому христианину обрезывать сердце свое и обрезывать помышления злые, как только начнут из сердца исходить и показываться, что­бы, возрастая, не повредили внутреннего духов­ного человека. Как выросшие на дереве негод­ные сучки и отростки у дерева отнимают сок и так бесплодным его делают, а далее и иссуша­ют, — так и злые помыслы, если вначале не пресекаются, а попускается им возрастать, внут­реннего духовного человека в изнеможение приводят, бесплодным делают и делают душу человеческую подобной ветви засохшей, — ветвь же засохшая вон из винограда Христова извергается (Ин 15:6). Таковой души конец есть сожжение, по Писанию: «Уже и секира при кор­не дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доб­рого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10). Отсекаются сердца злые помыслы: 1) «Словом Божиим, которое,- по учению пре­мудрого Павла, есть меч духовный» (Еф.6:17). Как только восстанет помысел похоти нечистой, или помысел воровства, хищения, лихоимства и всякой неправды, или помысел ненависти, зависти, гнева, злобы, мщения, или помысел гордости, кичения, возношения, сомнения, презрения, унижения ближнего, осуждения и оклеветания, или помысел роптания и хулы, или прочее зло исходит из сердца твоего, хри­стианин, — тотчас, взяв духовный меч слова Божия, которым низлагаются помышления и «всякое превозношение, восстающее против по­знания Божия» (2Кор.10:5), отсекай, чтобы, воз­растая, душу твою не повредил и не погубил. 2) Молитвою, которой Божия помощь на это трудное дело испрашивается. Ибо, узнав от Божия слова, что восстающий помысел — плод духа злобного, тотчас обращай сердце твое к помощнику Богу и проси от Него помощи в брани — да победит врага Он Сам через тебя, немощного. Изрядно святой Андрей Критский в этом деле наставляет нас, говоря: «Восстани и побори, Господи, яко Иисус Амалика, плотския страсти, и Гаваониты — лестные помыс­лы, присно побеждающи» (Песнь 6-я великого канона Триоди постной в четверг 5 седмицы). (Примеч. - Гаваон — библейский город в Палестине, жители которого, по определению Божию, были обречены на истребление, но они хитростью добились от Иисуса Навина союза с ними и клятвы не истреблять их. Когда обман раскрылся Иисус Навин проклял их и сделал рабами Израиля, но не истребил, а даже защищал от врагов (см. Ис.Нав. гл. 9-10 и 11-19)) Так учит нас побеждать своим примером свя­той Давид, который везде в псалмах своих к Богу прибегал и просил помощи. Так все святые отсекали помыслы от сердец своих и так плоды приносили Христу, как деревья плодовитые. Так подобает и нам, христиане, поступать, если хо­тим Христовыми быть. И это именно и значит «плоть распинать со страстями и похотями» (Галл.5:24), не попускать греху «царствовать в смерт­ном теле, чтобы не повиноваться ему в похотях его» (Рим.6:12), «не по плоти жить, а духом дела плотские умерщвлять» (Рим.8:12-13), «попечение о плоти не превращать в похоти» (Рим.13:14), «по­ступать по духу и не исполнять вожделений пло­ти» (галл.5:16), «удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Петр.2:11). Этот труд, брань и подвиг всем христианам — одиноким и семейным, женам и мужам, молодым и ста­рым, юношам и девам, господам и рабам — над­лежит, и надлежит непрестанно, до кончины жизни этой. Сколько каждый день и час таких дьявольских непотребных и пагубных плодов возникает и хотят душу умертвить — исчислить невозможно! Долг христианской души — всех их отсекать и не ослабевать в подвиге этом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных