Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 1. Что нужно знать




Глава 1. О Слове Божием

«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную», — говорит Христос (Ин.5:39).

§ 1. Слово Божие содержится в пророчес­ких и апостольских книгах, которые на гречес­ком языке называются: «Библия», то есть кни­ги. Эти книги иначе называются «Писания», как говорит Христос: «Исследуйте Писания», и прочее. И апостол Павел написал Тимофею: «Ты из детства знаешь священные писания», и прочее (2 Тим.3:15). Называются же они и книгами За­кона Божия, так как в них закон Божий содер­жится.

§ 2. Слово Божие потому называется и есть Божие, что от Бога через пророков и апосто­лов, как посланников, нам объявлено и пере­дано, как святой апостол Петр написал: «Никог­да пророчество не было произносимо по воле чело­веческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петр 1:21). И апостол Павел говорит: «Приняв от нас слы­шанное слово Божие, вы приняли не как слово че­ловеческое, но как слово Божие, — каково оно есть по истине» (1Фес. 2:13). И Тимофею гово­рит: «Все Писание богодухновенно» (2Тим. 3:16). Святое Писание — это послание Небесно­го Царя к подданным Своим рабам, нам, недо­стойным, которое через верных и Духом Свя­тым умудренных Своих рабов благоволил по­слать и волю Свою святую и милостивое Свое благоволение открыть. Поэтому имеет в себе некую дивную и божественную силу и действие, так что за короткое время, как видим в апос­тольской проповеди, не через многих, но через двенадцать человек, не мудрых, но простых и некнижных, по всей вселенной пронеслось, как пишется: «Во всю землю вышло вещание их, и в концы вселенной слова их» (Пс.18:5; Рим.10:18). И не только пронеслось, но и такой плод принес­ло, что народы, в прелести идолопоклонничес­кой увязшие и закосневшие, бросив суеверие идолобесия, ко Христу распятому, такой бес­честной смертью умершему, пристали и Его Спасителем и Богом своим сердцем признали. И хотя дьявольская хитрость и козни дей­ствовали так, что мудрецы и сильные века сего проповеди их сильно противились, но ничего не успели. И как солнечным лучам ветер, так апостолам, как лучам от Христа, Солнца прав­ды, в поднебесную посланным, бурный дья­вольский ветер ничем не мог воспрепятствовать. И, что удивительнее, многие из тех, которые этих проповедников буесловами и неистовыми считали, у них учениками быть захотели, и уче­ние, над которым, как над безумием, смеялись, самой истинной премудростью признали. По­этому слово Божие можно назвать «плодоносным» (Кол.1:6), ибо оно, в сердцах человеческих посеянное, «приносит плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф.13:23, 8). Верно и истинно слово Божие, сказанное через пророка: «Как дождь и снег нис­ходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, — так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, — оно не возвра­щается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис.55:10-11).

Отсюда следует, христианин: 1) Слово Божие, как великий и небесный дар, мы должны почитать и любить, как делал это святой Давид (Пс.118). 2) За этот великий дар Отца Небесного от сердца благодарить. 3) Поучаться в нем день и ночь. 4) По правилу Его жизнь свою и нравы ис­правлять. 5) Неблагодарны и несмысленны те, которые перестают его читать или слушать; у которых нет времени читать Божие слово, а есть время читать забавные книжки; которые ста­раются узнать, что делается в Италии, в Риме, в Азии, в Африке и прочих местах, а не хотят из слова Божия познавать, что в душах их делает­ся и к какому они концу идут, к вечной жизни или вечному мучению, что без сомнения есть признак заблудшей души.

§ 3. Священная Библия, или книги, в кото­рых содержится Божие слово, разделяются на книги Ветхого и Нового Завета. Книги Ветхого Завета — все те, которые были написаны до пришествия Христова, как-то: книги Моисее­вы, Пророческие и прочие. Книги Нового За­вета — те, которые написаны апостолами пос­ле пришествия Христова, в них содержится уче­ние и святая проповедь о спасительном Христовом пришествии, как-то: четыре Еван­гелия, Апостольские Послания и прочие.

§ 4. Слово Божие, содержащееся в священ­ных книгах Ветхого и Нового Завета, разделяет­ся на две главнейшие части: Закон и Евангелие. Под Законом Божиим понимаются заповеди Божий, в которых Бог или повелевает, или зап­рещает нам что-либо делать, как-то: «уклоняйся от зла, и делай добро» (Пс.33:15). Под Евангели­ем понимаются все милостивые и радостные Его обещания нам, или уже исполнившиеся, как-то: о пришествии Христа Сына Божия, Который уже пришел и совершил великое дело спасения нашего, или те, которым еще пред­стоит исполниться, как-то: общее воскресение и вечная жизнь верующим во Христа. Вся сила Евангелия содержится в кратком Христовом изречении: «Ибо так возлюбил Бог мир, что от­дал Сына Своего Единородного, дабы всякий ве­рующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

§ 5. Закон Божий, данный прародителям нашим Адаму и Еве в раю, был написан на их сердцах, но потом, на двух скрижалях от Бога написанный, был передан святому Моисею на горе Синайской и через него всем людям был объявлен, как о том пишется в книге Исхода (Исх. 32 и 34). Евангелие же Христос Сын Бо­жий от недр Отца Своего Небесного на землю принес и проповедал: «И, придя, благовествовал мир нам, дальним и близким» (Еф.2:17), как Сам о Себе говорит: «Дух Господень на Мне; ибо Он по­мазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедо­вать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедо­вать лето Господне благоприятное» (Лк.4:18-19). О Законе и Евангелии святой Иоанн Еванге­лист вкратце написал: «Закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин.1:17).

§ 6. Что Слово Божие открывает нам, тому так несомненно должно верить, как если бы глазами нашими видели это, или даже более, поскольку чувство наше удобнее нас может об­мануть, нежели Слово Божие, от неложного Бога сказанное. Ему мы должны верить более, чем из мертвых воскресшему и поведающему. Ибо написано: «Если Моисея и пророков не слу­шают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31). Божие свидетельство, которое в Святом Писании объявлено и знаме­ниями и чудесами утверждено, достовернее гла­са всего света. Ибо «свидетельство Господне вер­но» (Пс.18:8). Всякий человек солгать может, но Бог, будучи Сам вечной истиной, солгать не может. «Верен Господь во всех словах Своих» (Пс.144:13). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35; Лк.21:33). И поэтому то, что открыл нам Бог, неотменно так и есть, и то, что предсказал, непременно в свое время будет. Будет непременно воскресение мертвых, будет второе пришествие Христово, как и первое было, будет суд Его праведный, будет правед­ным и грешным воздаяние, и прочее.

§ 7. Слово Божие от Бога нам передано и богодухновенными мужами написано для того, чтобы мы, держась его, спасение вечное полу­чили. «Сие же написано, — говорит святой Иоанн, — дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). И святой Павел: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставле­ние, чтобы мы терпением и утешением из Писа­ний сохраняли надежду» (Рим.15:4). Поэтому Христос и отсылает иудеев к исследованию Писаний: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную» (Ин.5:39). И хотя праотцы и святые патриархи спаслись без Свя­того Писания; но они были живым Божиим гласом учимы, наставляемы и утешаемы, как читаем в книге Бытия. Нам же такого гласа и наставления Божия не следует ожидать, но от написанного святого Его слова мы должны ис­кать совета и наставления, по слову Христову: «Исследуйте Писания». Слово Божие — несомненное, истинное, твердое и непоколебимое, от Бога данное пра­вило святой веры и богоугодной христианской жизни. Ибо оно светильник ногам нашим, как исповедует пророк: «Светильник ногам моим за­кон Твой, Господи, и свет путям моим» (Пс.118:105). А св. апостол Петр учит: «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делае­те, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рас­светать день и не взойдет утренняя звезда в сер­дцах ваших» (2 Петр 1:19). «Закон Господень непо­рочен: обращает души; свидетельство Господне верно: умудряет младенцев; оправдания Господ­ни правы: веселят сердце; заповедь Господня свет­ла: просвещает очи» сердечные (Пс.18:8-9). «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий чело­век, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). Поэтому благовествование Христово называется и «есть сила Божия ко спасению вся­кому верующему» (Рим.1:16), так как «вера от слы­шания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17), посредством которого «веруем» во Христа (Ин.17:20); таким образом, «благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор.1:21). Поэтому всем христианам, которые хо­тят иметь истинную и живую веру, и ее до кон­ца хранить, и так спастись, необходимо при­лежное чтение или слушание Слова Божия. Как идущим по пути или делающим что-либо нужен свет чувственный, так идущим к вечной жизни и пребывающим в подвиге веры и благочестия нужен светильник слова Божия, чтобы не уклониться на путь нечестивых. И как тело каждый день укрепляется пищей, чтобы не ослабеть и, ослабев, не исчезнуть, так подоба­ет каждый день укреплять душу духовной пи­щей слова Божия, чтобы ей, от голода истаяв, не ослабеть и не погибнуть. Слеп человек сам по себе, и потому требует просвещения; слаб, и потому нужно ему подкрепление; ленив и уныл, и потому потребно ему поощрение и утешение. А все это из слова Божия получается. Слово Божие предостерегает нас от многих козней дьявольских и прелестей мира, которые все стараются совратить душу с пути благочестия. Следовательно, заблуждаются те христиане, ко­торые от этого Божественного правила удаля­ются и, подобно слепым или во тьме находя­щимся, ходят, пока, наконец, не впадут в ров погибели.

§ 8. Слово Божие, будучи самым истинным и совершенным правилом благочестия, как сказано, всем христианам нужно, но пастырям, то есть епископам и иереям, особенно: ибо они взяли «ключразумения» (Лк.11:52), который и есть слово Божие, и тем должны как себе, так и дру­гим отворять дверь ко Христу Живому Богу и источнику жизни, и вечному блаженству, смер­тью Его отверстому. Святой апостол написал Тимофею, а в лице его и всякому пастырю: «Вни­кай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя. И немного выше: Занимайся чтением, на­ставлением, учением» (1Тим. 4:16, 13). Следова­тельно, неисправными в своем звании бывают те пастыри, которые не внимают, по увещева­нию апостольскому, чтению Святого Писания. Как же такой пастырь других научит, если сам невежда? Как других просветит, если сам во тьме и слепоте? Как других наставит, если сам заблуждается? Таких пастырей Христос уподоб­ляет слепым вождям: «Они — слепые вожди сле­пых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15:14).

§ 9. Слово Божие, как всем вообще, так и каждому в особенности, мне, и тебе, и другому, равно передано и написано. Ибо Бог не взира­ет на лица, но «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1Тим.2:4). Потому и слово Свое святое ради всех и всякого пове­лел написать, дабы всякий, читая или слушая его, мог спасение вечное получить. Как мне говорит Бог в слове Своем: «Я Господь Бог твой; люби ближнего твоего, как самого себя», и про­чее, так то же и тебе говорит (Лев.19:18). И Христос всем исследовать Писания повелевает: «Исследуйте Писания». И Апостольские Посла­ния ко всем христианам обращены, как из тех посланий всякий может видеть. И святой апо­стол Иоанн в своем послании написал: «Пишу вам, отцы, пишу вам, юноши, пишу вам, отроки», и прочее (1Ин. 2:13). Написал к отцам, юношам и отрокам, сле­довательно: 1) всем и каждому, и всякого звания и чина людям, то есть освященным и неосвященным, благородным и простым, мужам и женам чи­тать и слушать его можно и должно; 2) всех и всякого звания и чина людей обя­зывает к послушанию, то есть к уклонению от зла и творению добра; 3) погрешают те, которые считают и учат, что Священное Писание не должны читать люди простые, а только иереи и прочие освященные лица. И точно, мнение это есть вымысел и кознь дьявола, который отводит от этого ду­шеполезного чтения людей, чтобы, не читая Святое Писание, истинной и живой веры не имели и так бы не спаслись.

§ 10. Поскольку не слышащие только слово Божие ублажаются, но слышащие и соблюда­ющие его, как говорит Христос: «Блаженны слы­шащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28), то мы должны стараться и слышать, и слышанное соблюдать с Божией помощью. Поэтому апостол увещевает христиан: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рас­сматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он» (Иак.1:22—24). Ибо не для того Бог слово Свое объявил, чтобы оно только вне, на хартии, как некое мертвое начертание, ле­жало, но чтобы внутри, в сердцах наших плод свой имело. Ибо Слово Божие есть семя жи­вое, божественное, которое должно на земле сердец наших духовными плодами прорастать. Какая польза от семени, на земле посеян­ном, если оно плода не приносит? Так и слово Божие, проповеданное и слышанное, не будет нам на пользу, если плода в сердцах наших не приносит, то есть если по его правилу не стара­емся нашу жизнь исправлять. Монарший указ для того публикуется, чтобы подданные его волю знали и исполняли. Так и слово Божие для того опубликовано, чтобы мы по его пра­вилу нашу жизнь исправляли. Нет никакой пользы в том, чтобы слышать слово Божие, но по правилу его не жить, более того, в сугубое осуждение будет слышанное и несоблюденное слово Божие, как будет сказано ниже.

§11. Бог в Своем святом слове говорит душе человеческой: «Я Господь Бог твой, и прочее; душе говорит: Уклоняйся от зла и делай добро; веруй, смиряйся, люби, терпи», и прочее. Душа должна слушать глас Божий, повиноваться, каяться, веровать, любить, терпеть и прочее. И когда помыслы злые возникают, не принимать их, а когда добрый совет внутри чувствуется, следовать ему. Следовательно: 1) Нет никакой пользы внешне казаться ис­правным, а внутри быть неисправным; телом смиряться, а душою гордиться; на языке веру и любовь иметь, а на сердце неверие и плоды его.
Все это есть лицемерие. 2) Всякий грех сначала в душе появляется,
а потом внешне и телесно проявляется и через тело совершается. Например, убийство, хищение, блуд и прочее — в душе бывают. Ибо не будет рука убивать, похищать; не будет язык злословить, клеветать; не будет око смотреть, ухо слышать непристойного, чрево объедаться, ноги ко злу ходить, если душа не захочет. Так же всякая добродетель должна быть в душе и при случае внешне оказываться и действие свое проявлять. Например, вера должна быть в душе и при случае показывать себя исповеданием; любовь должна быть в душе и при случае про­являть себя через дела милости, и прочее. Кто истинную любовь имеет к ближнему, тот не от­кажет просящему. И Бог, когда говорит челове­ку: «не убивай, не кради», — не рукам говорит, а душе, от которой убийство и воровство проис­ходит и через руки совершается; также не язы­ку говорит: «не лжесвидетельствуй», а душе, ко­торая язык употребляет к лжесвидетельству, и прочее. Поэтому апостол называет телесные члены «орудиями праведности» или «орудиями не­правды» (Рим.6:13). «Орудиями праведности» они бывают, когда ими душа делает правду; «орудия­ми неправды» — когда душа употребляет их к тво­рению неправды. 3) Не только тот убийца, или хищник, или прелюбодей и прочее, кто делом согрешает: де­лает зло, но и тот, кто хочет делать зло. «Не мо­жет дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые», — говорит Христос (Мф.7:18). Поэтому в Божием слове убийство приписывается не только тому, кто делом убивает человека, но и тому, кто ненави­дит человека. «Всякий, ненавидящий брата свое­го, есть человекоубийца», — говорит святой Иоанн (1Ин.3:15). Также вожделение блудное называется Христом любодеянием. «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже пре­любодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). И хотя гражданский суд не казнит злых вожде­лений, но суд Божий будет казнить, так как со­деяны они против святого и вечного Его зако­на: «не пожелай». Бог не только внешние грехи судит, но и внутренние, хотя бы внешне, перед людьми они и не проявлялись.

§ 12. Бог, повелевая уклоняться от зла, так же велит и делать добро: «Уклоняйся от зла и де­лай добро» (Пс.33:15); запрещая красть, похи­щать, так же повелевает давать: «Просящему у тебя дай» (Мф.5:42). Следовательно: 1) Как к избежанию зла, так и к творению добра мы равно обязываемся. 2) Отсюда следует, что как запрещенное де­лать, так и повеленного не делать — противно святому Божию закону, и потому есть грех. Ибо все, что против закона Божия делается, грех. «Грех есть беззаконие», — по свидетельству апостола (1 Ин3:4). Не только за злые дела, но и за небрежение к добрым делам отсылает Христос в огонь веч­ный. «Идите от Меня, проклятые, в огонь веч­ный, уготованный диаволу и ангелам его», — ска­жет тем, кто будет по левую сторону, в день суда Своего. А почему? «Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть», и прочее (Мф.25:41-42). Этому учит и свя­той Василий Великий в слове о суде Божием, и святой Златоуст в беседе 13-й на 3-ю главу По­слания к римлянам. Отсюда следует, что грешат те богачи, которые от имения своего не уделя­ют бедным, просящим у них; так же и прочие грешат, которые дарования Божии скрывают в себе и не доставляют пользы, хотя и могли бы, своим ближним. А ведь эти дарования и есть те самые таланты, за которые следует нам ответ дать Господу нашему в день праведного Его суда (Мф.25:14-30).

§ 13. Желающий читать или слушать слово Божие с духовной пользой должен примечать следующее: 1) Поскольку оно есть драгоценнейший дар Божий, то должно читать или слушать его с благоговением, охотой и усердием. Если земного царя или высокого какого мужа, обращающе­гося к нам и беседующего с нами, слушаем с вниманием, усердием и благоговением, тем
более так должны слушать Бога, Который есть Царь царей и Государь государей, Который в слове Своем обращается к нам и беседует с нами. «Когда в духе и истине» (Ин.4:23) мы мо­лимся Ему, то таким образом к Нему обращаемся и с Ним беседуем, подобным же образом, когда надлежаще читаем слово Его или слуша­ем служителя Его читающего, то Его с нами беседующего слышим. 2) Должно слушать или читать слово Божие не для того, чтобы быть остроумным или красноречивым, но чтобы Бога и Христа Сына Божиего и волю Его святую познать и так веч­ное спасение получить. Это и есть надлежащая цель чтения или слушания слова Божия. Ибо поскольку дано оно нам для спасения души, то для этого и читать или слушать его должно. 3) Скрыть его в сердце, как дорогое духов­ное сокровище, подобно пророку Давиду: «В сер­дце моем я скрыл слова Твои, Господи, чтобы не согрешать пред Тобою» (Пс.118:11); хранить и «поучаться день и ночь» (Пс.1:2), и так им душу питать, как хлебом питается тело, и даже бо­лее. Ибо как тело без пищи ослабевает и исче­зает, так вера без пищи слова Божия ослабева­ет, а далее и исчезает. Или как светильник без елея угасает, так вера и все благочестие без слова
Божия оскудевает и угасает. «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10:17). Поэто­му как в светильник приливаем елей, чтобы не угасал, так подобает возжигать и взгревать веру
от слова Божия, чтобы не угасла, и так не ли­шились бы мы всего духовного блаженства, которое в вере состоит. 4) Думать и нисколько не сомневаться каж­дому, что как всем людям, так мне и тебе, под­лому, нищему, убогому, окаянному и грешному, Бог великий, всемогущий, святой и страшный говорит в слове Своем: «Я — Господь Бог Твой»: покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, будь кро­ток, и прочее. И это говорит Бог, Которого, как праведного, не слушать страшно; как благого и благоутробного Отца, оскорблять жалостно; как благодетеля, не почитать бесстыдно; как вез­десущего и всеведущего, обмануть невозможно. Напротив, Он обращает взор на «трепещущего пред словом Его и являет особую милость Свою на боящихся Его» (Ис.66:2; Пс.102:11). 5) Не смотреть на других, что делают, кто бы они ни были, но держаться одного слова Божия и поучаться в том, чему оно учит. Ибо день ото дня вера и с верой любовь уменьшаются в людях, и умножаются соблазны, которые колеблют сердце наше и зачавшуюся веру хотят угасить. 6) Поскольку наш разум без просвещения Божия слеп, воля без благодати Божией зла, и желание и старание без помощи Божией несильно, поэтому мы должны усердно молиться Богу, чтобы Сам Он разум наш просветил, волю исправил, желанию и старанию нашему помог. Подражая богомудрому Псаломнику, который в 118 псалме усердно молился, чтобы Бог его вразумил и наставил на путь Своих заповедей, помогал и вел по пути истины. К Слову Божию должно с молитвой присту­пать, с молитвой его читать или слушать, и чте­ние с молитвой и благодарением оканчивать. Поэтому и в церковном собрании перед нача­лом чтения слова Божия, то есть Апостола и Евангелия, молимся и по окончании чтения бла­годарим Бога за этот великий Его дар. Присту­пающему к чтению или слушанию слова Божия можно так молиться со Псаломником: «Открой очи мои» душевные, «и уразумею чудеса от закона Твоего», Господи. «Пришлец я на земле, не скрой от меня заповедей Твоих» (Пс.118:18-19). Или так: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, отверзи ум мой разумети святое Твое слово, якоже апостолом Твоим отверзл еси» (см. Лк.24:45). Или молись, как кому благодать Божия подаст. Читающий и слушающий слово Божие должен также молиться и молитву рассужде­нием о том, что читается, возбуждать. Напри­мер, читающему или слушающему слово о бла­женствах (Мф.5:3-12) должно молиться Хри­сту, Виновнику истинного блаженства, чтобы корень блаженств, истинную и живую веру, насадил и укрепил в сердце его, ибо от веры сладкие проистекают плоды, то есть нищета духовная, умиление, кротость, жажда правды, любовь с плодами, чистосердечие и простосер­дечие, и прочее. Читающему или слушающему Христово слово: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Гос­поди!», войдет в царство небесное, но исполняю­щий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21), — нужно также помнить, что как истинно и над­лежаще призывать Бога, так и волю Божию тво­рить без Бога мы не можем: «Без Меня не може­те делать ничего», — говорит Сам Бог (Ин.15:5). Рассуждая об этом, можно такую молитву к чтению этого слова присоединить: «Господи, сподоби мене, грешнаго, призывати Тя «духом и истиною» (Ин.4:23); «научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой» (Пс.142:10), да, тако призывая Тя и воле Твоей святой последуя, спасуся по неложному Твоему обещанию: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13)». Читающему или слушающему слово о том, как Христос открыл очи слепым (Мф.20:34), можно такую приложить молитву: «Сыне Бо­жий, просветивый слепыя словом, яко Бог, про­свети и мои душевныя очи, да увижду Тя, Све­та вечнаго, и последую Тебе верою и любовию». Читающему или слушающему апостольское слово: «Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и вос­кресшего» (2Кор.5:15), можно так молиться: «Иисусе Сыне Божий, за всех купно и за мене, грешнаго, умерый, умертви плоти моея мудро­вание, помози ми умрети греху и миру, да по­живу Тебе, Искупителю моему, умершему за мене и воскресшему». Так и в прочем можно поступать, и молитву рассуждением, рассуждение молитвой возбуж­дать и подкреплять. Окончив чтение или слушание слова Божия, должно благодарить ми­лосердного Бога за то, что благоволил для нас, сущих во тьме, светильник Слова Своего зажечь к просвещению разума нашего, и молиться так­же, чтобы он, как денница, воссиял в сердцах наших благодатью Святого Духа, через проро­ков и апостолов говорившего.

§ 14. Христиане, бесстрашно живущие и закон Божий нарушающие, собирают себе гнев Божий, по словам апостола: «О человек! Или пренебрегаешь богатством благости, кро­тости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога» (Рим.2:3-5). Собирают, говорю, более, нежели язычники, не знающие истинного Бога и Его святого закона. Ибо язычников только естественный, а неисправ­ных и ожесточенных христиан и естественный, и написанный закон обличит и осудит в день суда Христова. «Отвергающий Меня и не прини­мающий слов Моих имеет судью себе: слово, ко­торое Я говорил, оно будет судить его в последний день», — говорит Христос (Ин.12:48). Слова Священного Писания, как учит св. Василий Великий, на суде Христовом предста­нут. Ибо Он сказал: «Я обличу тебя, и представ­лю пред лицом твоим грехи твои» (Пс.49:21). Тог­да перед ожесточенным христианином пред­станут заповеди, им слышанные и нарушенные, обличающие его. Предстанут угрозы и обеща­ния Божии, на самом деле исполнившиеся, в святом Писании написанные, которым он не верил, и обличат его. Тогда восстанет в нем со­весть, которая будет ему напоминать Божии благодеяния и благодатные обстоятельства, им презренные, как-то: Христово пришествие ради грешников в мир, страдание, смерть и прочее; слово Божие, столько раз им слышанное и пре­зренное, столько проповеднических увещаний, бывших для его спасения и им оставленных. И этим воспоминанием или, скорее, угрызением совести будет он весьма мучиться, особенно по­тому, что уже не будет иметь никакой надежды возвратить то, что нерадением потерял. Вслед­ствие этого он начнет сам себя осуждать, уко­рять, но бесполезно, сам себя ненавидеть и про­клинать, сам собою гнушаться и пожелает в ничто обратиться, но не сможет. К этому страш­ному мучению и тоске присовокупится тягчай­шее чувствование гнева Божия и пламень па­лящий, но не сжигающий, и прочее. Этого мучения не избегнут презирающие закон Божий, напрасно себя утешая и умягчая свою злую совесть. Ибо «раб, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много», — говорит Христос (Лк.12:47). Потому и возвещает Христос «горе» слышащим слово Божие и не кающимся. Жи­телям Тира, Сидона и Содома отраднее будет в день судный, нежели беззаконничающим хри­стианам, если не покаются (Мф.11:21-24). «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Галл.6:7). Поэтому непременно те хри­стиане, которые беззаконной жизнью от Бога отступили, если не хотят более язычников на себе суд Божий испытать, должны всем серд­цем к Нему обратиться и молить Его благость со слезами, чтобы опять в высочайшую Его ми­лость быть принятыми и творить достойные плоды покаяния. «Всякое дерево, не приносящее доб­рого плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).

§ 15. Знамение гнева Божия — если в каком-то месте слово Божие не проповедуется, как говорит Бог через пророка: «Вот наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на землю го­лод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря до моря и скитаться от севера к востоку, ища слова Господня, и не найдут его» (Ам.8:11-12). Ибо что телу нашему хлеб, то душе слово Бо­жие. Как тело питается и укрепляется пищей, так душа питается и укрепляется в вере словом Божиим. Следовательно, как телу голод быва­ет, когда облака не кропят, а иссохшая земля не дает плода, так голод душам бывает, когда слышания слова Божия лишаются. Поскольку тогда вера, которая словом Божиим питается и укрепляется, оскудевает и исчезает, а вместо нее неверие и суеверие появляются. Оттого бывает, что люди за грех почитают то, в чем греха нет; и, напротив, не считают за грех то, в чем великий грех есть: добродетель называют по­роком, порок добродетелью. Поэтому многие считают грехом касаться некоторых снедей, чего Бог не запретил; но поедают дома вдов, сирот и прочих беззащитных людей, что Бог под угрозой временной и вечной казни запретил. Отсюда и прочие беззаконные плоды бывают, которые безбожная жизнь показывает, как-то: клятвопреступление, лихоимство, хищение, лесть, обман, лукавство, не примирительная злоба, всякая нечистота и всякое беззаконие. Человек сам по себе слеп и потому требует просвещения; забывчив — и потому требует частого напоминания; ленив — и потому нуж­но ему поощрение; дряхл и уныл — и потому потребно ему утешение; склонен к падению — и потому требует подкрепления; склонен к со­мнению — и потому требует наставления. И все это из Святого Писания черпается. «Все Писа­ние богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17). Вследствие же лишения всего этого бывает не что иное, как бедственное и плачев­ное состояние души. Страшен голод телесный, но страшнее голод душевный. Голод телесный бывает причиной смерти телесной, но голод душевный причиняет смерть душе, которая на­много страшнее смерти телесной. Как душа честнее тела, так бедствие души страшнее те­лесного. Смерти телесной никому, ни правед­нику, ни грешнику, не миновать, но душевной с Божией помощью избежим, если слова Его святого держаться будем. И тело, хотя умрет, однако, если душа жива будет верою, опять в общее воскресение оживет, соединившись с душою. А если душа умрет, то и тело и душа навеки погибнут. Горе душам бедным, которые от этого смер­тоносного голода истаивают! Но сугубое горе тем, должность которых — питать души пищей слова Божия, но не питают их, истаивающих! Ибо так они сами не входят в царствие Божие и хотящих войти не допускают. Но еще большее горе, когда путь ко всякому беззаконию отво­ряют своими соблазнами. Поскольку на них, как на предводителей своих, взирая, простые люди их нравам и их жизни подражают. Вот, мол, такие-то и такие, то и то делают: почему бы и нам не делать? Так безумно и слепо рас­суждают, и так день ото дня уменьшается вера, а с верою любовь угасает, оскудевает благочес­тие, и умножается нечестие. Надо в таком слу­чае, по слову Христову, «молиться Господину жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф.9:38). Об этом великоважном деле, в ко­тором спасение вечное состоит: 1) должны воздыхать и молиться те, у которых в сердцах искра благочестия не угасла; 2) должны попечение и старание приложить те, которым кормило церквей поручено.

§ 16. Также худой знак, если слово Божие проповедуется, но люди неохотно и лениво слу­шают и не хранят его в сердце своем, или, что хуже того, удаляются от него. В притче о семе­ни написано: «Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменис­тое место, где немного было земли, и скоро взош­ло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, за­сохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьде­сят, и иное сто» (Мк.4:4—8). Семя — это слово Божие. Под землей доброй, давшей плод от посеянного семени, поднимаются люди доб­рые, творящие плоды покаяния, а под землей, не давшей плода, понимаются три рода людей нерадивых, в которых слово евангельского уче­ния никакого плода не приносит. Люди первого рода уподобляются дороге, это те, которые, слыша, не слышат слова Бо­жия: то есть слышат ушами плотскими только проповедуемое слово, но внутрь, в сердце не допускают его; не помышляют о слышанном, но в иных суетных мыслях забавляются, и по­тому глас слова Божия только ударяет в их уши, но до сердец их не доходит. И так дьявол похи­щает у них слово Божие, «чтобы они не уверова­ли и не спаслись» (Лк.8:12). Люди второго рода слышат слово учения и «с радостью принимают его», как учит Христос; но поскольку «не имеют корня в себе», то во время печали или гонения губят его и бесплодны бывают. Третья часть людей — это те, которые также слышат слово Божие, но, как терние семя, так «забота века сего и обольщение богатства» слышанное слово в них «заглушает, и оно без плода бывает», как там же Сам Христос объясняет (Мф.13:19-22). Из этого видно: 1) что и слышать слово Божие, но с нераде­нием, бесполезно. 2) Слышанное слово Божие и с радостью принятое, но в сердце не углубленное, печалью века сего и напастями, или суетой мирской, славолюбием, сребролюбием и сластолюбием, как тернием, подавляется, и также бесплодно бывает. 3) Если и слышащие слово Божие, но с не­радением, и в сердце не скрывающие его, никакого плода не приносят, то какой уж плод принесут те, которые удаляются от слова Божия и не хотят его ни слышать, ни читать? 4) Из этого видно, сколь малое число спасающихся. Как видно из притчи, только четвер­тая часть от слышащих слово Божие спасается. Исключи удаляющихся от слова Божия, исклю­чи идолопоклонников, иудеев, магометан, ере­тиков и прочих суеверов, и останется только малое стадо Христовых овец, как Сам Христос говорит: «Не бойся, малое стадо» (Лк.12:32), потому что мало кто хочет идти узким путем, который один ведет в жизнь (Мф.7:14). 5) Христиане, рассмотрим себя и постараемся быть не только слушателями, но и твор­цами закона. Сотворим плоды, достойные по­каяния, чтобы нас, как бесплодных, секира суда Божия не посекла и не бросила в огонь. Ибо написано: «Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных