Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 8: Об утешительных плодах святой веры




 

Предисловие

 

Что касается до внешнего состояния хрис­тианина, нет ничего смиреннее и беднее в мире этом. Это как в святом Божием слове видим, которое представляет его хулимым, ненавиди­мым, гонимым, озлобляемым и всякие скорби претерпевающим, так и в истории церковной читаем и ныне примечаем. Так благоволил Не­бесный Отец, Бог наш, дабы как Единородный Сын Его Иисус Христос, Господь наш, Крес­том устроил спасение нам и Крестом вошел в славу Свою, как говорит Сам: «Не так ли надле­жало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк.24:26), — так и верные рабы Его, христиа­не, тем же путем крестным шли и получали сла­ву вечную, страданием и Крестом Христовым приобретенную, по Писанию: «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22). «Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим 3:12). Вера многоразличному искушению подле­жит. Но если внутрь христианина приникнуть, внутреннего человека рассудить и на будущее по смерти и всеобщем воскресении состояние об­ратить размышление, которое верой единой по­стигается и неподвижной надеждой ожидается, то нет ничего его блаженнее. «Плоть и кровь» сего как не разумеет (1Кор.2:14), так и «наследовать» не может «царствия Божия, и тление не наследу­ет нетления» (1Кор.15:50). Поэтому благоутробный Отец Небесный, промышляя о нас, много­различное против горести крестной, которую чада Его здесь вкушают, положил утешение, и в Божественном Своем Писании различно изобразил, дабы тем утешением горесть крест­ную, как пишу горькую вкушением меда, раство­ряли, и зачавшуюся в сердцах веру взгревали и, несмотря на сатанинские козни, который ста­рается ее угасить, невредимой благодатью Свя­того Духа сохраняли. Того ради и мне заблаго­рассудилось из того святого и живого источни­ка Божественных Писаний почерпнуть, и в утешение братии моей, которым или времени не достает, или разума не далось к тому, пред­ложить для того, чтобы хранящие веру храни­ли ее благодатью Божией до конца, а погубив­шие, с помощью Духа Святого сыскали ее, как многоценный жемчуг.

Глава 1: О духовном христианском рождении, или Святом Крещении

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хо­тения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12-13).

«Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден» (1 Ин.5:1).

«Все вы, во Христа крестив­шиеся, во Христа облеклись» (Галл.3:27).

О плотском и духовном рождении, и силе и действии их сказано. Здесь только полагается рассуждение об утешительных плодах духовно­го рождения. А поскольку лучше познается доб­ро от сравнения со злом и плодами его, то и здесь полагается сравнение вожделенных, уте­шительных и радостных плодов духовного рож­дения с плодами печальными ветхого и плотс­кого рождения, чтобы уразумел ты яснее, воз­любленный христианин, от какого мы бедствия благодатью Христовой и милосердием Небес­ного Отца и действием Святого Духа освобож­даемся и какое блаженство получаем в новом рождении, и так от сердца Бога, такого Благо­детеля, возблагодарил.

§ 485. Христианам должно знать, что в плот­ском рождении, которое бывает от родителей, отца и матери, не иное что рождаемся, как сыны человеческие от людей, и плоть от плоти, по Писанию: «Рожденное от плоти есть плоть» (Ин.3:6). Но в духовном рождении рождаемся свы­ше, люди от Бога, и вместо сынов человеческих сынами Божиими благодатью Его возрождаемся, как говорит апостол: «Тем, которые приняли Его (Христа), верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12—13). В плотском рождении облекаемся в ветхо­го Адама (1Кор.15:49), в духовном облекаемся в нового — Христа, по Писанию: «Все вы, во Хри­ста крестившиеся, во Христа облеклись» (Галл.3:27). В плотском рождении рождаемся во гре­хах, как говорит пророк: «В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Пс.50:7), а в духовном омываемся, очищаемся, освящаемся и оправдываемся от скверн греховных, и дела­емся праведными благодатью Христовою, как говорит апостол верным: «Омылись, освятились, оправдались именем Господа нашего Иисуса Хри­ста и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11), — и слу­житель Божий новокрещенному говорит: «Оп­равдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». В плотском рож­даемся чадами тьмы, в области сатанинской, а в духовном рождаемся чадами света, и от тьмы приводимся в чудный Божий свет, и от области сатанинской в царство Христа, Сына Божиего (1 Петр 2:9; Деян.26:18; Еф.5:8). В плотском рождаемся «по природе чадами гнева» (Еф.2:3), а в духовном чадами благодати, чадами благосло­вения Божиего (1 Петр 3:6). В плотском рож­даемся к временной жизни, а в духовном к «веч­ной жизни» (1 Тим 6:12). Итак, в плотском рождении рождаемся ко всякому духовному бедствию, злополучию, ка­кого умом понять и языком изъяснить доволь­но невозможно, а в духовном от всего того зла освобождаемся и приходим во всякое духовное блаженство, которое также ни ум наш постиг­нуть, ни слово изъяснить довольно не может. Из этого разумей, возлюбленный христианин, что есть вера и плоды ее, и что есть святое кре­щение, которым вновь рождаемся и вновь на­чинаем жить. Как в плотском рождении рож­даемся гнусными, скверными, проклятыми, осужденными, чадами гнева, тьмы, геенны и духовно мертвыми, так в духовном рождаемся чистыми, святыми, праведными, благословен­ными, чадами Божиими, чадами света, наслед­никами небесного царствия и духовно живыми, и так сотворяемся «новой тварью», по Писанию: «Кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5:17).

§ 486. Здесь рассуждай и удивляйся благо­сти и человеколюбию Божию, христианин Че­ловека, отступника Своего, отверженного, гре­хом оскверненного, и к противнику Его и вра­гу — сатане — уклонившегося, злого его совета послушавшего, и повеления Создателя своего презревшего, в такую достоинства высоту ми­лосердно и человеколюбиво возвел! Удивляться, а не разуметь можем эту бла­гость Божию к нам недостойным, и с пророком говорить: «Господи! что такое человек, что Ты открылся ему? или сын человеческий, что Ты по­мышляешь о нем?» (Пс.143:3). Если бы царь зем­ной злодея какого, бунтовщика, врага своего и отечества, заключенного в темнице и к смерти по законам приговоренного, помиловал, грех простил и от смерти освободил, сверх того вы­сокой почтил бы честью, и в сыновья себе при­нял, то это дело всему свету чудесно было бы и во всех веках с удивлением слышалось бы. Че­ловек, который возжелал божеской чести и Бо­гом быть, учинился Божиим врагом, бунтовщи­ком и отступником, потому судом правды Божией, неизменяемой, приговорен был в вечную темницу и на смерть вечную осужден. Эту чашу горести и страдания вечного пить следовало ему, ибо правда Божия, грехом огорченная, того непременно требовала. Ибо правда Божия того требует, чтобы и малейший грех без наказания не оставлен был, ибо всякий грех бесконечное величество Божие оскорбляет, а тем более та­кой мерзкий и тяжкий богоотступничества грех, который прародители наши в раю учини­ли, и так себя и нас в гнев и клятву Богу под­вергли. Но Бог, богатый в милости, помиловал нас, от такого великого бедствия избавил и в такое высокое достоинство, какого ум наш по­стигнуть не может, благодатью Своею привел. Эту великую милость и благодать заслужил нам, недостойным и отверженным, Единородный Сын Божий, Иисус Христос, Господь наш, по­дает Отец Небесный верующим во имя Едино­родного Сына Его, совершает Дух Святой. Нам, любезный христианин, сподобив­шимся такой милости Божией, должно: 1) Всегда поминать великую эту благость и от сердца искреннего благодарить Благодетеля. 2) Жить в новом этом и духовном рождении, то есть жить не по плоти, но по духу; помнить обещания свои, учиненные при крещении свя­том, которыми обязались мы Богу верою и правдою служить, святое послушание Ему показы­вать, без чего истинного благодарения быть не может и крещение никакой пользы не дает. 3) Тем, которые бесстрашием и нерадением погубили дар святого крещения, обратиться всем сердцем к Богу, каяться и молить Его, что­бы снова в высокую Свою принял милость, дабы не вовеки, в дьявольской власти остав­шись, с ним вместе в вечном огне не страдать.

Глава 2: О том, что Бог есть отец христианам истинным

«И буду вам Отцем, и вы бу­дете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2Кор.6:18; Иер.3:19; Ос 1:10).

§ 487. Хотя и всех людей, которые и не зна­ют Бога, Бог есть Отец, как Создатель и Промыслитель всех, «ибо Он повелевает солнцу Свое­му восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:45), однако верных Своих, которые веруют в Него, знают Его, единого истинного Бога, почитают Его, боятся и любят Его и усердное Ему послу­шание стараются оказывать, особым образом называется и есть Отец. Это человеколюбие Божие, что Он называться и быть Отцом вер­ных своих благоволил, во многих местах Свя­того Писания в утешение наше изображается. К Нему Сын Божий молиться апостолов и че­рез них нас научил: «Молитесь же так: Отче наш, Иже еси на небесех! да святится имя Твое», и проч. (Мф.6:9 и след.). К Нему Исайя молит­ся: «Ты еси Отец наш» (Ис.63:16). И Сам Он обе­щал верным быть их Отцом: «и буду вам Отцем», и прочее (2Кор.6:18). И верные Ему вопиют: «Авва Отче!» (Тим.8:15). А если Бог Отец есть вер­ных, то и верные — сыны Его, как апостол го­ворит: «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Хри­ста облеклись» (Галл.3:26—27).

§ 488. От этого источника человеколюбия Божия проистекает нам, грешным, любезный христианин, многоразличное утешение, кото­рым, как хладною водою в жажде, в приключа­ющемся бедствии прохлаждаемся. 1) От этого живого и сладкого источника проистекли столь многие и милостивые Его обещания, которыми пророческие и апостоль­ские книги преисполнены. 2) Если Бог Отец наш, то кто на нас? «Если Бог за нас, кто против нас?» — говорит богомудрый Павел (Рим 8:31). Если Бог Отец наш, то, без сомнения, Он за нас. Какой отец за сынов своих не стоит? Кто может озлобить нас, от руки Его восхитить, погубить, если мы не захотим? «Ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя», — го­ворит Он через пророка верному Своему Иако­ву (Ис.43:1—2). «С ним Я в скорби, и избавлю его» (Пс.90:15). Если Бог Отец наш, то чего не мо­жем испросить у Него, если по воле Его и с ве­рою просить Его будем? «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32). Отец плотской, хотя бы и хотел просящим детям просимое подать, но часто и не подает, ибо не все, что хочет, может, а Бог Отец наш не так: как все благое хочет, так как преблагой, так и все может, как всемогущий подать нам. По­тому повелено нам всего просить у Него: «Про­сите, и дано будет вам; ищите, и найдете; сту­чите, и отворят вам» (Мф.7:7). «Близок Господь ко всем призывающим Его во истине» (Пс.144:18). «Волю боящихся Его сотворит, и молитву их ус­лышит, и спасет» их (Пс.144:19). 3) Это человеколюбие Его ободряет нас за содеянные грехи не отчаиваться, но с верою и надеждою стучать в двери милосердия Его. Как же отец над кающимися и с сожалением и сле­зами просящими прощения не умилосердится? Потому поведено к Нему молиться: «Отче! остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Отсюда и про­чие утешения в нужном случае можешь почер­пнуть, христианин Эту благодать, умом нашим непостижимую, заслужил нам Сын Божий, Иисус Христос, Который благоволил быть Сы­ном человеческим, чтобы нам Бога Отцом сде­лать, и Своего Отца нашим Отцом, и нас, сы­нов человеческих, сынами Божиими сделать, по Писанию: «Тем, которые приняли Его, верую­щим во имя Его, дал власть быть чадами Божи­ими, которые ни от крови, ни от хотения пло­ти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12-13). Отсюда, возлюбленный христианин, поучайся и познавай: 1) Сколь велико к нам человеколюбие Его, ибо Он Царь царствующих и Господь господ­ствующих, перед Которым все народы как нич­то, благоволил Отцом называться и быть для нас бедных, смиренных, отверженных и повин­ных вечному осуждению, и принять нас Себе в сыны и дщери. Рассуждая об этой воистину неизреченной любви, которой и Ангелы святые удивляются, святой апостол Иоанн так с удив­лением говорит: «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть деть­ми Божиими» (1 Ин.3:1). 2) Как должно христианам этот высокий титул и небесное достоинство помнить, и бе­речь более всего сокровища мира этого и более жизни своей, и не прельщаться титулами мира этого и суетной славой, но довольствоваться тем единым, что Бога Отцом имеют и суть сыны Божии верою во Христе Иисусе. 3) За это неизреченное человеколюбие Отца Небесного благодарить сердцем и устами, и прославлять и хвалить имя Его святое. 4) Любить Его от веры нелицемерной и усердное Ему от любви послушание оказывать. 5) Любить друг друга, как братию, имеющую единого Отца — Бога. 6) Удаляться от всякого греха, ибо им благоутробный Отец оскорбляется и оскорбляю­щий лишается отеческой Его милости и пра­ведному Его гневу подпадает. 7) Отлучившимся и удалившимся от Него не должно медлить, но с покаянием и слезами возвратиться к Нему, и с глубоким смирением повергать себя пред святейшими очами Его, и, признавая грех свой, исповедаться: «Отче! я со­грешил против неба и пред тобою и уже недосто­ин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих», — как блудный сын сотворил (Лк.15:18-19). 8) Возвратившимся не должно опять отлу­чаться, дабы не отвергнуться вовеки от святей­шего Его лица и святой Его семьи — избран­ных Божиих.

 

 

Глава 3: Об отечестве христианском

«Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14).

«Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп.3:20).

§ 489. Христиан в мире этом житие есть не что иное, как странствование и непрестанное шествие и спешность к отечеству своему, как говорит апостол: «Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего». Потому называются и есть странники и пришельцы в мире этом, как об Аврааме, Исааке и Иакове пишется, что они были странниками и пришельцами на земле (Евр.11:13). И Давид говорит: «Я страннику Тебя и пришлец, как и все отцы мои» (Пс.38:13). И в другом месте: «Пришлец я на земле» (Пс.118:19). Если же здешнее житие есть странствование наше, то непременно есть отечество, Богом Создателем нашим нам уготованное, в котором по странствовании этом упокоеваться должно.

§ 490. Христианское отечество есть небо, где слава Небесного Отца, Которому они молятся: «Отче наш, Иже еси на небесех», где преславный дом Его, в котором «обителей много» (Ин.14:2), где «великий город, святой Иерусалим, имеющий славу Божию, и город, не имеющий нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец» (Откр.21:10-11, 23). Там Отец Небесный радостотворит зрени­ем святейшего лица Своего сынов Своих, ко­торые отсюда по многобедственном странство­вании переселились. Там водворяется лик праотцев с праведным своим семенем. Там ликуют пророки, апостолы и святите­ли — проповедники истины. Там торжествует пресветлое мучеников во­инство. Там упокоевается преподобных и подвиж­ников множество. Там сияет не знающее запада Солнце прав­ды — Христос, и всех блистанием славы Своей просвещает, теплейшими любви Своей лучами согревает, и благодатью Своей влечет к Себе всех, в мире этом странствующих и имя Его свя­тое называющих и почитающих. Там престол славы окружают тысячи тысяч и тьмы тем небесных Сил бесплотных, и Гос­пода, Царя славы, воспевают непрестанно: «Свят, свят, свят Господь Саваоф» (Ис.6:3). В небесном отечестве нет страха от иноплеменников, нет боязни от врагов, нет опасно­сти от болезни, смерти, голода, холода, нище­ты, вражды, ненависти, злобы и прочих зол. Не слышится там жалоба, удалился оттуда плач, печаль и воздыхание. Нет попечения о пище, питье, одежде, о доме и домашних. Нет там бури и непогоды, но всегда ясно и благоприятно. Нет утра, вечера, ночи, но всегда день. Нет осени и зимы, но всегда прекрасная и благорастворенная весна и лето. Не слышится, и не видится, и не чувствуется там ничего, кроме благоприят­ного, веселого, и любезного. Там жители всегда бодрствуют, но никогда не утруждаются, всегда живут, но смерти не чают. Там жизнь без смерти, покой без труда, ра­дость без печали, здравие без немощи, богат­ство без потери, честь без опасности и страха, довольство без оскудения, блаженство без бедствия. Там день без ночи, хорошая погода без не­настья, солнце без облаков, свет без тьмы, сия­ние без мглы. Нет там старого, хромого, слепого, расслаб­ленного, безобразного, но все в цветущей юно­сти, прекрасной доброте и возрасте мужа совер­шенного, «в мере полного возраста Христова». Там никто не обижает и не обижается, не не­навидит и не бывает ненавидим, не гневается, не досаждает, не озлобляет и не бывает озлобляем. Никто никому не завидует, всякий доволен тем, что имеет, поскольку более того, что имеет, не желает, ибо получил и довольствуется тем доб­ром, которого более нет. Тем утешается блажен­ством, которого ничто не превосходит. Той сла­вой и честью венчается, более которой и не ищет. В небесном преславном и блаженнейшем граж­данстве совершеннейшая тишина, мир, любовь между блаженными гражданами, друг о друге радость, утеха и веселье, ибо друг друга любят, как себя, и друг о друге радуются, как о себе, что друг друга видят в блаженстве, как и себя. В это отечество, возлюбленный христиа­нин, от многомятежного мира этого переселя­ются христиане, которые верою и любовью слу­жат Небесному Отцу, Царю неба и земли и всей твари. Это отечество прародители наши заклю­чили для себя и нас преслушанием своим, но Христос, Сын Божий, Который нас ради на земле благоволил странствовать, Своим воль­ным послушанием отворил, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Мы, любезный христианин, пока еще стран­ники и пришельцы на земле чужой, еще в море мира сего плаваем и волнами житейскими обу­реваемся, еще издалече, из юдоли сей плачев­ной, как из пленения Вавилонского на град Иерусалим, на отечество небесное, горний Иерусалим, плачевным оком веры взираем и «воздыхаем, желая облечься в небесное наше жили­ще» (2Кор.5:2). Поэтому: 1) Имеем нужду трудиться, подвизаться, терпеть различные в странствовании бедствия, опасаться врагов, которые окружают нас и ста­раются заградить путь и к отечеству небесному не допустить, беречься козней дьявольских, прелестей мира и похотей плотских, «восстаю­щих на душу» (1 Петр 2:11). Потому должно час­то возводить очи наши к «Живущему на небе» (Пс.122:1), и просить помощи от Него, дабы укре­пил нас в подвиге нашем и подал нам «течение совершить, веру сохранить» (2 Тим 4:7), и прий­ти в блаженную страну живых. 2) Если отечество наше на небе, христиане, то должны мы о горнем помышлять, а не о зем­ном, по учению апостольскому: «О горнем по­мышляйте, а не о земном» (Кол 3:2). 3) Если странствование есть житие христи­ан на земле, зачем столько христиане припаса­ют здесь стяжаний, как будто вовеки собирались здесь жить? Зачем столько созидают домов и украшают их? Зачем столько приобретают земель, вотчин, крестьян? Зачем столько собира­ют богатства и скрывают сокровищ на земле? Зачем умножают золото, серебро, каменья до­рогие? Зачем так отягощают убогую душу свою в странствовании? Ибо все это оставят на земле и ничего с собой не возьмут, как апостол гово­рит: «Ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6:7), даже и само тело оставим в земле погребенным, которое в мир этот внесли. Одними душами отойдем к определенному Богом месту. 4) Таковым христианам, которые хотят бо­гатеть в мире этом, надобно внимать, что апос­тол говорит: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу» (1 Тим 6:9), — и Христос Бог с высоты славы Своей отвечает: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же доста­нется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20) — и опасаться, чтобы не лишиться небесного и бла­женнейшего того гражданства.

Глава 4: О наследии христианском

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте цар­ство, уготованное вам от со­здания мира» (Мф.25:34).

«А если дети, то и наследни­ки, наследники Божий, сона­ледники же Христу», и прочее (Рим 8:17 и след.).

§ 491. Поскольку отечество христиан не от мира сего, ибо они странники и пришельцы в мире этом, как в предыдущей главе сказано, то и наследие их не в мире этом, но в ином месте, где отечество и дом их имеется. Поскольку же отечество христианское есть небо, там и насле­дие их, на небе. Там они наследуют, по Писанию, «жизнь веч­ную» (Мф.19:29), наследуют обители Отца Не­бесного (Ин.14:2), наследуют «покой» (Евр.4:1,11), наследуют пребывание со Христом, «да видят славу» Его (Ин.17:24). Наследуют лицезрение Божие, «потому что увидят Его, как Он есть» (1Ин.3:2). Наследуют венец нетленный (1Кор.9:25), наследуют «венец правды» (2 Тим 4:8), «венец жизни» (Иак.1:12; Откр.2:10), «венец славы» (1 Петр 5:4). Наследуют «царство и славу» Божию (1 Фес 2:12), «царство, уготованное им от создания мира» (Мф.25:34); «будут подобны» Богу (1 Ин.3:2). На­следуют, наконец, блага, «которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце чело­веку»и (1Кор. 2:9). Потому называются истинные христиане «наследниками Божиими и сонаслед­никами Христу» (Рим 8:17). Итак, видишь, возлюбленный христианин, что «наследие» христианское «нетленное, чистое, неувядаемое» хранится для них «на небесах» (1 Петр 1:4). А какое оно и как велико, не только опи­сать, но и умом понять не можем, но только верою видим ныне, «как бы сквозь тусклое стек­ло, гадательно» (1Кор.13:12), и с богомудрым Павлом, который «восхищен был до третьего неба и слышал неизреченные слова» (2Кор.12:2, 4), исповедуем и проповедуем, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на серд­це человеку, что приготовил Бог любящим Его». Примечаем несколько из настоящего будущее, и из видимого невидимое, и из тленного не­тленное. Если ради этого тела нашего, тленного и смиренного, сотворил человеколюбивый Бог такие великие блага на небе и на земле, в воз­духе и море, которым нет числа, то сколь вели­ки будут те блага, которые наследуют избран­ные Божии в небесном отечестве, «где увидят» Его «лицем к лицу» (1Кор.13:12)! Если в странствовании и изгнании, юдоли плачевной, в темнице такое подает им, то ка­ково то, что подаст в доме Своем, где слава Его сияет! Если для добрых и злых, праведных и грешных солнцу Своему повелевает сиять, то каковы будут те блага, которые для одних доб­рых уготованы! Если такими Его дарами наслаждаются дру­зья Его и враги, то каковы будут, сколь велики, бесчисленны, славны и чрезвычайны те, кото­рые одним друзьям подаст в наслаждение! Если во дни плача такое утешение, то ка­кое будет во дни брака! «Сколь велико множество благости Твоей, Господи Боже, которую Ты со­крыл для боящихся Тебя!»— говорит Ему в песне своей Псалмопевец (Пс.30:20). Тогда наследуют они всех желаний конец. Желают люди светлости — «тогда праведники вос­сияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Желают люди легкости и крепости — тогда будут, «как Ангелы Божии» (Мф.22:30). Желают люди нетления и целого здравия — тогда будут «нетленными»: ибо «сеется в тлении, восстает в нетлении» (1Кор.15:42, 52). Желают люди силы — тогда будут сильны, ибо «сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1Кор.15:43-44). Желают люди славы — тогда будут «в славе», ибо «сеется в уничижении, восстает в славе» (1Кор.15:43). Желают люди торжества — тогда торжество­вать будут над смертью и адом. «Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа» (1Кор.15:55)? Желают люди долгой жизни — тогда будет «вечная жизнь», ибо «праведники живут во веки» (Прем 5:15). Желают люди сытости — тогда насытятся, «когда явится им слава» Господня (Пс.16:15). Желают люди утолить жажду — тогда «пото­ком сладости» Его утолят жажду (Пс.35:9). Желают люди сладкого пения — тогда ус­лышат ангельское пение, и сами без конца и труда будут петь пресладкую песнь: «Аллилуия» (Откр.19:1). Желают люди разума и премудрости — тог­да премудрость Божия откроет им саму себя. Желают люди дружества — тогда будут лю­бить Бога более себя самих, и друг друга, как себя самих, и Бог их будет любить как чад Своих. Желают люди согласия и мира — тогда бу­дет их воля и желание единым, ибо все будут хотеть, что один Бог хочет. Желают люди радости и веселья — тогда «радостью буду радоваться о Господе» (Ис.61:10), «возрадуется сердце их, и радости их никто не отнимет у них» (Ин.16:22). Желают люди богатства — тогда добрые и верные рабы Господни «над многим» поставлены будут (Мф.25:21). Желают люди царства — тогда «наследуют царство, уготованное от создания мира» (Мф.25:34). Желают люди Бога видеть — тогда увидят «Бога лицем к лицу» (1Кор.13:12), и «будет Бог все во всем» (1Кор.15:28). Желают люди никогда не лишиться того добра, которое имеют — тогда так уверены бу­дут в том, что не лишатся того никогда, как уве­рены в том, что сами того не хотят. Вот, возлюбленный христианин, наследие христиан, которое им уготовил Отец их Небес­ный благодатью Единородного Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа! Это наследие мы потеряли было грехами своими, но послу­шанием и трудами Сына Божиего снова возвра­тилось оно к нам. Входят в то христиане, «под­вигом добрым подвизающиеся, течение совершив­шие, веру сохранившие» (2 Тим 4:7). Примечай, христианин: 1) Сколь велико, славно и воистину умом непостижимо наследие, истинным христианам на небесах уготованное. 2) Как усердно стараться и подвизаться нам должно, дабы и нам постигнуть его благодатью Спаса нашего Иисуса Христа, по увещанию богомудрого Павла: «Так бегите, чтобы получить» (1Кор.9:24). 3) Как тщательно беречься от любви к мир­ским вещам: чести, богатству, славе, сладост­растию и грехам, которые препятствуют и от­влекают нас от блаженного того наследия. 4) Как усердно благодарить Бога, уготовав­шего нам такое блаженство и молить Его, дабы Сам Он в подвиге веры помог нам и укрепил до конца, и так веру сохранившим отворил его.

§ 492. Если христианам такое наследие уго­товано на небесах, зачем им столько заготов­лять сокровищ на земле, столько собирать бо­гатства, имений, стяжаний? Ведь им то пропо­ведуется словом Божиим, открывает святое Евангелие, утверждает вера. Да и оставить при­нуждены будут с жизнью временной и насле­дие временное. Христос им не велит того де­лать: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапыва­ют и крадут» (Мф.6:19). И те христиане, кото­рые слушают Христа, не делают того, но, оста­вив земное, к небесному стремятся, «о горнем помышляют, а не о земном», по увещанию вели­кого Павла (Кол 3:2). К ним и Христос гово­рит: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благо­волил дать вам царство» (Лк.12:32). Им говорит апостол: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2:15—16). Так они, прилагая сердце к насле­дию земному, «ибо где сокровище их, там и сердце» их, — по слову Христову (Мф.6:21), не помыш­ляют о горнем и не пекутся о нем, и надобно опасаться, чтобы и не лишиться тех с воздыха­нием и плачем бесполезным. Ибо к собираю­щим (сокровища для себя), а не в Бога богате­ющим, говорит Бог: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк.12:20) Нам же, любезные христиане, по слову Хри­стову, должно искать «прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится» нам (Мф.6:33), и помнить апостольское слово: «Мы ниче­го не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1 Тим 6:7—8).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных