Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 5: О должности родителей и детей их




 

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. По­читай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господ­нем» (Еф.6:1-5).

§ 473. Некоторые родители так нежно и сла­бо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать, и так бес­страшно и своевольно им попускают жить, а другие безмерную строгость употребляют, и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. И те и другие погреша­ют. Ибо везде излишество порочно, строгость и милость безрассудная во всяком чине осуж­дается. Одна в расслабление, своевольство, раз­вращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных, а другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде умеренность и средний путь по­хваляется. Потому родителям благочестивым среднего пути держаться должно.

§ 474. Должность родителей к детям своим. 1) Как только начнут дети приходить в ра­зум и понимать учение, тотчас должно им вли­вать молоко благочестия и в познание приво­дить Бога и Христа Сына Божиего: кто есть Бог, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и ис­поведуем и молимся Ему? И кто есть Христос, и как Его должно почитать? Ради чего на этот свет все рождаемся и крещаемся, и чего по смерти чаем? Ибо нынешнее житие наше не иное что, как путь, которым идем к вечности, добрый к благополучной, а злой к неблагопо­лучной. Рождаемся на этот свет не ради чести, бо­гатства, пищи сладкой, одеяния красивого, бо­гатых домов и прочего, ибо все это при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благо­честиво пожить, и Богу угодить, и по смерти к Нему перейти, и в вечном Его блаженстве пре­бывать. Иначе, если бы к сему житию рожда­лись мы, то вовеки нам должно было бы пре­бывать здесь, но противное видим. Потому к иному житию рождаемся, и на путь мира сего вступаем, чтобы к иному дойти. Потому и кре­стимся, и веруем в Бога и Христа Сына Божие­го, и призываем имя Его, и в Церковь ходим и молимся, чтобы получить от Него вечное буду­щее блаженство. Все это и прочее нужно в на­чале предлагать детям юным, дабы в возраст приходя, приходили и в познание Божие, и дол­жности и надежды христианской. Отсюда ча­ять можно доброй надежды в юном сердце, ког­да так воспитываться начнет. Ибо как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореня­ется, и чему в юности научаемся, в том, и в со­вершенный возраст придя, пребываем, как мо­лодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца. Поэтому нужно такое благочестивое воспитание в юности. И когда сами родители или не могут или не допускаются званием того делать, нужно им таковых настав­ников искать и обучать детей. Многие детей сво­их учат иностранным языкам и искусствам, но в деле благочестия не обучают, от чего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами на­зываются. Полезно ради общества и коммер­ции и языкам иностранным обучать, но таин­ствам веры обучать нужно, и нужно непремен­но, поскольку «одно только нужно» (Лк.10:42). Что во французском, или другом каком языке, ког­да язык выучен будет, а сердце не научено доб­ру? Язык хорошо и красноречиво витийствует, но сердце праздно без веры и издает смрад не­верия, что и родителям небрежным, и детям бедственно. 2) Поскольку по Писанию, «начало премуд­рости — страх Господень» (Пс.110:10), потому вначале в юные сердца должно всаживать страх Божий, ибо юность, от природы ко злу склон­ная, ничем более как этим страхом от того от­вращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто на­поминать, что Бог везде есть и со всяким чело­веком присутствует, и что человек ни делает или мыслит, видит, и что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гнева­ется, и будет судить, и грешников вечному му­чению предаст, а праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающе­го, или зло творящего может в самом деле каз­нить, как то читаем в историях, и ныне то же бывает. Это им в начале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и тайно от всякого зла укло­нялись, дабы, как дети перед родителями сво­ими, рабы перед господами своими, подвласт­ные перед властями ничего непристойного не делают, но благоговейно поступают, так бы они перед Богом все замечающим, поступали и хо­дили со страхом, и думали бы, что Бог и с ними есть, и все их поступки видит, и может их каз­нить, когда худо будут поступать. Хотя случа­ется, что человек худого дела не видит, но Бог, больший всего света и Судья всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно. «Как, — говорит святой Златоуст, — страх Божий будет? Если помыслим, что везде пред­стоит Бог, что все слышит, что все видит, не только то, что делается и говорится, но и все то, что в сердце и что в глубине помышлений есть, ибо судит помышления и мысли сердеч­ные. Если таким образом сделаем, ничего лу­кавого не сотворим, ничего не скажем, ничего не помыслим» (Беседа 8-я на Послание к Филиппийцам). 3) Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: «Не оставляй юноши без наказания: если нака­жешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч 23:13—14). Видим, что Сам Бог любит чад Сво­их, но из любви их наказывает, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Так и плотским родителям должно следовать Богу и детей сво­их из любви наказывать. Слепая же есть та лю­бовь отчая, которая оставляет детей неисправ­ных без наказания, как истинная и мудрая есть та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. «Кто жалеет розги своей, тот не­навидит сына; а кто любит, тот с детства на­казывает его» (Притч 13:25; еще см. об этом Притч 29:17; Сир 7:25; 30:1-13). 4) Не должно в наказании безмерной стро­гости употреблять, как апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:21), но средним путем посту­пать, как выше сказано. 5) В образ добрых дел самих себя им пред­ставлять. Юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом, ибо особенно юные дети за правило себе имеют житие родителей своих, и что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет, или худое, что видят. Поэтому роди­телям, как от соблазнов беречься, так пример добродетельного жития подавать детям своим должно, если хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо они более смотрят на житие родителей своих, и его ото­бражают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякого наставника слово, с житием сопряженное, изрядное и сильное есть настав­ление, а тем более родительское наставление. 6) К любви детей и само естество родителей влечет и убеждает: и самые бессловесные исча­дия свои любят. Поэтому не потребно о том и предлагать, только бы не была безрассудная любовь, как выше сказано. 7) Родителям о детях своих должно молить­ся Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение. 8) Сколь вредно небрежение о правильном воспитании и наказании детей и самим роди­телям, и детям их, от вышеописанного видит всякий, и показывает история об Илии, жреце Израильском, который за то, что правильно не воспитывал и не наказывал сынов своих за дер­зости их, и сам был наказан от Бога, и дети его (1 Цар.4:17—18). Об этом святой Златоуст по­учает так: «Родители не только за свои грехи наказаны будут, но и за детей своих, если их в благочестии не воспитают». И еще: «Родители, которые детей по-христиански воспитывать пренебрегают, беззаконнее детоубийц. Ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело в геенну огненную ввергают. Той смерти по естественному закону никак невозможно избежать, а этой возможно было бы, если бы нерадение родителей не было в ней виновно. К тому же смерть эту воскресение будущее упраз­днит, а душевной же погибели никто возвратить не может» (Слово 3-е против хулителей мона­шеского жития).

§ 475. Должность детей к своим родителям. 1) Должны дети родителей своих любить от чистого сердца и к ним благодарными быть, ибо от них на свет родились и воспитались. К это­му естественный закон и совесть всякого убеж­дает. 2) Должное им отдавать послушание, как апостол повелевает им: «Дети, повинуйтесь сво­им родителям в Господе». 3) Словом и делом любовное им почтение показывать. 4) Когда ими наказываются словом или де­лом, за благо то их наказание принимать, не негодовать и не роптать на них, но, признавая свое преступление, со смирением, любовью и сожалением просить прощения у них. 5) В нужде и старости их питать и со всяким усердием служить им. 6) Беззаконным детям, которые родителей своих не почитают, страшные казни в законе Господнем определены. «Кто ударит отца сво­его, или свою мать, того должно предать смер­ти» (Исх.21:15). «Кто будет злословить отца сво­его или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев 20:9).

Глава 6: О должности мужей и жен

«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее», и прочее (Еф.5:25 и след.).

«Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол 3:18).

§ 476. Сатана, всегдашний враг христиан, как между прочими христианами, так между женами и мужами тщится любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или даже сожале­ния достойная вещь! Где большей любви ожидать, как не между мужем и женою? Естественной любовью любит человек отца и матерь свою, но Писание Свя­тое говорит: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2:24). «Одна плоть» бывают муж и жена, по Писанию. Крепкий союз в единой плоти! И кто на свою плоть враждует? «Ибо ник­то никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29). Но сколько вражды и между этими лицами, так тесно связанными, видим! Мало который дом найти можно, в котором бы таких плевелов дьявольских не было. Так хитрость дьявольская превозмогает, что, где примечает большую любовь, там он большее ста­рание полагает разорвать ту и положить вражду свою. Сколько же эта язва, как прочим христи­анам, так особенно браком сопрягшимся вре­дит, изъяснить невозможно! Поэтому против сего врага должно вооружиться верою и вни­мать тому, что Бог в слове Своем повелевает друг другу чинить.

§ 477. Должность мужей к женам. 1) Мужья должны любить своих жен, по уве­щанию апостольскому: «Мужья! любите своих жен». Причину полагает: поскольку муж и жена «одна плоть». Потому говорит ниже: «Должны му­жья любить своих жен, как свои тела. Ибо ник­то никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». И во образ им представляет Самого Христа, Сына Божиего, Который Цер­ковь Свою любит: «Как и Христос возлюбил Цер­ковь и предал Себя за нее». 2) Не должны с ними жестоко поступать, как учит апостол: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол 3:19), но как свя­той Петр увещевает: «Обращайтесь благоразум­но с женами, как с немощнейшим сосудом, ока­зывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молит­вах» (1 Петр 3:7). 3) Должны хранить верность к своим женам, супружеское ложе непорочно соблюдать, чужо­го ложа не касаться: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). 4) Хотя любить и должны жен своих мужья, но пленяться любовью их и без разума им угож­дать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерной любовью жены пленился, и впал в тяжкий грех, и себя и род человеческий погубил (Быт.3:17). Соломон премудрый, излишним жен люблением пленен­ный, в грех богоотступничества и идолопоклон­ничества впал (3 Цар.11:4 и след.). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконничать. Ирод безза­конный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им му­жья не по разуму угодие творят. Жена неразумная и бесстрашная обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж, как «глава жены», не должен ласкательством ее прельщаться, а тем более тот, кто властью ка­кой облечен — дабы и сам не погиб и иным много бед не учинил.

§ 478. Должность жен к своим мужьям. 1) Также и жены должны своих мужей лю­бить и угождать им во благое и по воле Божией. 2) Хранить верность супружеского ложа и не знать никого, кроме своих законных мужей. 3) Должны к своим мужьям благоговейны­ми быть, по апостольскому велению: «Жена да боится своего мужа» (Еф.5:33). Страх этот с лю­бовью сопряжен должен быть. 4) Жены мужьям должны повиноваться, как повелевает им апостол: «Жены, повинуйтесь му­жьям своим, как прилично в Господе» (Кол 3:18). И еще: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Причину тому полагает апостол: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим 2:12—14). Однако мужьям должно помнить, что апостол написал в другом месте: «Нет мужеско­го пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл.3:28), — и жен своих не иметь как рабынь, но как помощниц и, «как тела свои, любить», по апостольскому увещанию, как выше сказано. Женам да будет образ в повиновении мужам своим святая Сарра, которая «повиновалась Ав­рааму, называя его господином» (1 Петр 3:6). Да не стыдится и ныне жена мужа своего господи­ном называть, если хочет быть дочерью святой Сарры.

§ 479. Союз брака должен быть тверд и не нарушим без благословных причин. Так повеле­вает Божие слово: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разве­денной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). «Вся­кий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женя­щийся на разведенной с мужем, прелюбодейству­ет» (Лк.16:18). «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. И жена связана законом, доколе жив муж ее» (1Кор.7:27, 39).

Глава 7: О должности господ и рабов их

«Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с види­мою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усер­дием, как Господу, а не как че­ловекам, зная, что каждый по­лучит от Господа по мере доб­ра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Ко­торого нет лицеприятия» (Еф.6:5-9).

§ 480. В Церкви Христовой или христиан­ском обществе нет господина и раба, но все братья во Христе, все рабы Господа Вышнего и сыны Небесного Отца, и потому все едины, по апостольскому учению: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужес­кого пола, ни женского: ибо все вы одно во Хрис­те Иисусе» (Галл.3:28). Что же иные называются господа, иные рабы, это бывает по образу века сего, различия которого в обществе не отнимает Божие слово. Проповедует оно свободу христианам и повелевает в ней пребывать. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галл.5:1). Но свобода здесь разумеется духовная, то есть сво­бода от греха, проклятия законного, дьявола, ада и ветхозаконных обрядов. Эту свободу и рабы благочестивые имеют. Напротив того, и господа, хотя телом свободны, но когда греху и страстям служат, той свободы не имеют, но суть рабы, по слову Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). И эта свобода, то есть свобода духовная, христианская, внутренняя, общая для всех, гос­под и рабов благочестивых, и до тех пор ее имеют, пока имеют в сердцах своих веру живую в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо без веры этой иметь свободу духовную никому невоз­можно, ибо без Христа никто не может быть духовно свободен. Он один эту свободу нам дает: «Если Сын освободит вас, то истинно сво­бодны будете» (Ин.8:36). Видим, что в Святой Церкви находящиеся все свободны духовно, и нет различия между рабом и господином, но все братья между собою и рабы Христа Господа. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христ»в» (1Кор.7:22). По внешнему же мира сего виду, иные свободны, иные рабы, и этого внеш­него различия не отнимает Господь, но повеле­вает всякому, в каком звании имеется, в том пребывать: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7:24). Какая же обоих (званий), то есть господ и рабов, дол­жность есть, вкратце представляется.

§ 481. Должность господ к своим рабам. 1) Господа должны помнить, что они сами и рабы их — братья во Христе и единого Госпо­да имеют на небесах. Следовательно, хотя и повелевают рабами своими, однако не должны их презирать и за подножие свое иметь. Хрис­тос Господь и Царь неба и земли, не стыдится христиан «братиею Своею называть» (Пс.21:23; Евр.2:12), тем более человеку простому подоб­ного себе человека должно за брата иметь. Да последуют же господа Христу, как рабы Госпо­ду своему, и с рабами своими как с братиею своею да поступают. И хотя должны господа рабов своих в страхе содержать, однако внутри в сердце иметь их и почитать за братию, и ду­мать о себе, что ничем не лучшие них. 2) Хотя и наказывать неисправных нужно будет, однако должно им то чинить умеренно, и поступать духом кротости, и «умерять стро­гость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеп­риятия», — по учению апостольскому (Еф.6:9). Да рассуждают же господа о том, что они сами подчинены Господу господствующих, Который на лица не смотрит, праведно судит между гос­подами и рабами их, перед судом Которого и господ не защитит свобода, и рабов не посты­дит рабское состояние, но все по своим делам воспримут (Еф.6:8). 3) Не обременять их излишними работами и оброками. Ибо, как господа, так и рабы та­кую же плоть имеют: так же хотят питаться, одеваться и упокоеваться с женами и детьми своими; также, дабы имели время к молитве, славословию Божию и слушанию Божиего сло­ва, и с прочими христианами в храмы святые собираться. 4) Любить их, как братию свою во Христе и защищать их, и промышлять отечески о них. Ибо всякий господин благочестивый должен быть отцом своим рабам. 5) Словом и увещанием обращать и настав­лять их на путь истины и страхом Божиим обуз­дывать бесчинных. 6) Самих себя в пример благочестивого хри­стианского жития подавать им, дабы рабы, видя господина своего благочестивого и добронрав­ного, и сами были добронравными. Ибо ничто такие приводит рабов к добронравию, как при­мер добронравного господина. Убеждается раб благочестиво жить благочестивым господина своего житием. Сильное и действительное по­ощрение рабам к трезвому и благопостоянному житию — трезвое и благопостоянное госпо­дина житие. Тогда господин правильно и силь­но увещевает раба не обижать, не красть, не сквернословить, не ругать, не прелюбодейство­вать, не пьянствовать, не бесчинствовать, ког­да сам того не делает. Иначе и ему то слово при­лично: «Врач! исцели Самого Себя» (Лк4:23).

§ 482. Погрешают господа против должно­сти христианской: 1) Которые рабов своих презирают и снис­ходительно с ними не поступают. Такие престу­пают учение Евангельское. Ибо Спаситель наш обязывает всякого любить (Мф.22:39; 5:44—47). И святой апостол Павел увещевает «должное и справедливое» им оказывать (Кол 4:1). 2) Которые их утесняют и поступают неми­лосердно. Наказывать их не иначе, как только чтобы они исправлялись, но наказание раство­рять гневом, яростью и мщением — это безза­конное дело. Должно помнить, что они от единого Твор­ца и то же человечество имеют. Они обязаны оброком и работой заслуживать попечение, каковое господин о них прилагает, но должно оставлять им время доставить пропитание себе и своим домашним и давать время к покою. Должно всем помнить, что все имеем Господа на небесах, Который на всех взирает, и всех дела видит, и воздыхания убогих слышит, и на про­ливаемые слезы смотрит, и лиц человеческих не приемлет, но равно господина и раба судит, и всем воздает по делам их. А забывшие о Госпо­де, забыли и то, что они христиане. Забыли, что Господь равно промышляет о всех, равно «пове­левает солнцу Своему восходить над злыми и доб­рыми, и равно посылает дождь на праведных и неправедных», равно пищу и одеяние дает всем, равно определяет день к деланию и ночь к упо­коению, равно проливает щедроты Свои всем и хочет, чтобы все благости Его насыщались и, насыщаясь, благодарили Благодетеля. Но ненасытное человеческое лакомство пресекает это, одно пожирает все, чем доволь­ствоваться многие бы могли и, довольствуясь, хвалить Господа, «отверзающего руку Свою, и насыщающего все живущее по благоволению (Свое­му)» (Пс.144:16). Надобно таковым очувство­ваться и переменить свои нравы, и поступать по-христиански, если веруют, что есть Господь на небесах, Который лица человеческого не приемлет и судит всех по делам их. А если ныне не очувствуются, то тогда очувствуются, когда все вместе станут перед праведным Судией, и многих, которых ныне за подножие свое и как скотов имеют, увидят в дивной перемене, уви­дят в честь и славу вечную одетых, себя же сты­дом и срамом вечным покрытых, и пожелают участие иметь с теми, которыми ныне гнуша­ются, но не получат того, а услышат слово ска­занное: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доб­рое твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25).

§ 483. Должность рабов к своим господам. Должности этой Божие слово научает их: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усерди­ем, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, ко­торое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф.6:5— 8). И еще: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, бо­ясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол 3:22—24). И еще: «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит 2:9—10). И еще: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и крот­ким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая не­справедливо. Ибо что за похвала, если вы терпи­те, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1 Петр 2:18—21).

§ 484. Рабы благочестивые могут себя уте­шить в низком и бедном своем состоянии сле­дующим: 1) Хотя и работают господам своим, однако являются рабами Христовыми, «ибо служат Гос­поду Христу», по слову апостольскому (Кол 3:24). Телом рабы человеческие, но духом свободны. Ибо духа никто не может поработить. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа», — по учению апостольскому (1Кор.7:22). Этим великим титулом утешали себя и хвалились свя­тые мученики, и хотя нечестивым царям и кня­зьям и господам служили, однако же ответство­вали им: «Мы Христовы рабы, Христу, Небес­ному Царю, служим». Да почерпают отсюда благочестивые рабы утешение, что они рабы Христа Царя Небесного, хотя и людям служат. Напротив того, благородный и никакому чело­веку не служащий лишается сладкого этого ти­тула, если он неблагочестиво живет, то есть при­хотям своим служит. Ибо Христу и прихотям служить одновременно невозможно. 2) Которые страждут от своих господ непо­винно, или лишаются нужного к житию этому, пусть помышляют, что богатство и нищета, оз­лобление и терпение, все минуется, и минуется скоро. Ибо смерть все заключит, и тогда будет дивная перемена. Ныне только свирепеет не­истовство и гордость человеческая, но тогда того не будет. Тогда смирение и терпение воз­несется, а своевольство и неистовство смирит­ся и ниспадет, и как терпение, так и неистов­ство довольно вознаградится от правды Божией. «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его», и прочее (2 Фес 1:6-7 и след.). 3) Хотя и лишаются рабы довольствия, од­нако дни провождают, как и лишающие их гос­пода. Равно вчерашний день прошел у раба, как и у господина их, с тем только различием, что один в роскоши, сластопитании и множайших грехах, а другой в скудости, нищете и меньших грехах прожили. И равно оба, и господин, и раб его, приближаются к концу, который и рабов и господ их равными учинит, и в землю, от кото­рой взят человек, пошлет, где нет отличия раба от господина.

 

Заключение этой статьи

1) Что о должностях, выше кратко пропи­санных, предложено, то должно и о прочих по­добных им рассуждать, как-то: о должности учителей, которые наставляют юность, и об учениках их, мастеровых людей и учащихся у них, благодетелей и благодеяния получающих, щедроподатливых богачей и нищих, от них снабжаемых, и прочее. 2) Везде должно иметь место свое увеща­тельное апостольское слово, которое он всем христианам предлагает: «Любовью служите друг другу» (Галл.5:13). Ибо без любви ни в каком зва­нии не может исполняться христианская долж­ность, потому что всякое дело без любви мерт­во. Живность же всякого дела — любовь. Как тело душой, так всякое дело любовью оживля­ется. Христианин без любви, как дерево не­плодное, или даже иссохшее. 3) Всякого человека, кто бы и каков он ни был, например, родителям детей и детям роди­телей, мужу жену и жене мужа, и прочее, дото­ле должно любить, доколе та любовь с любо­вью Божией согласна. А в противном случае любовь к человеку должна уступить любви Бо­жией. Особенно же любовь к жизни своей не должна быть предпочтена любви Божией: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). И еще: «Если кто приходит ко Мне и не возненави­дит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни сво­ей, тот не может быть Моим учеником», — го­ворит Христос (Лк.14:26). Ибо Бога должно любить более всякого создания, более всякого человека и более себя самого. 4) Поскольку случается, что люди часто приказывают против заповеди Божией, то вся­кий подчиненный, например, подвластный власть свою, сын и дочь родителей своих, жена мужа своего, раб господина своего, ученик учи­теля своего и прочее, дотоле должны слушать, доколе согласное закону Божию или не против­ное повелевают. А в противном случае заповедь Божию должно предпочитать заповеди челове­ческой, по учению апостольскому: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29; см. также Деян.4:19). Хотя и всякий ближнему, но особенно вла­сти подвластным, а тем более пастыри людям, родители детям малым и юным, учителя уче­никам своим подают соблазн, и потому долж­но им крайне беречься, чтобы не подать соблаз­на. Поскольку, как миру горе от соблазна, так горе и человеку тому, через которого соблазн приходит. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и пото­пили его во глубине морской. Горе миру от соблаз­нов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», — го­ворит Господь (Мф.18:6—7). Соблазн приходит или словом гнилым, развращенным, против­ным Святому Писанию и еретическим, или де­лом беззаконным. От всего того должно беречь­ся высшим, дабы не соблазнить низших.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных