ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Глава 5: О должности родителей и детей их
«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1-5). § 473. Некоторые родители так нежно и слабо детей своих воспитывают и содержат, что не хотят их за преступления наказывать, и так бесстрашно и своевольно им попускают жить, а другие безмерную строгость употребляют, и более гнев и ярость свою над ними совершают, нежели наказывают их. И те и другие погрешают. Ибо везде излишество порочно, строгость и милость безрассудная во всяком чине осуждается. Одна в расслабление, своевольство, развращение и явную погибель приводит юных, от природы ко злу всякому склонных, а другая огорчение, раздражение и уныние в них соделывает. Везде умеренность и средний путь похваляется. Потому родителям благочестивым среднего пути держаться должно. § 474. Должность родителей к детям своим. 1) Как только начнут дети приходить в разум и понимать учение, тотчас должно им вливать молоко благочестия и в познание приводить Бога и Христа Сына Божиего: кто есть Бог, в Которого веруем, и поминаем имя Его, и исповедуем и молимся Ему? И кто есть Христос, и как Его должно почитать? Ради чего на этот свет все рождаемся и крещаемся, и чего по смерти чаем? Ибо нынешнее житие наше не иное что, как путь, которым идем к вечности, добрый к благополучной, а злой к неблагополучной. Рождаемся на этот свет не ради чести, богатства, пищи сладкой, одеяния красивого, богатых домов и прочего, ибо все это при смерти оставляем. Но рождаемся, чтобы здесь благочестиво пожить, и Богу угодить, и по смерти к Нему перейти, и в вечном Его блаженстве пребывать. Иначе, если бы к сему житию рождались мы, то вовеки нам должно было бы пребывать здесь, но противное видим. Потому к иному житию рождаемся, и на путь мира сего вступаем, чтобы к иному дойти. Потому и крестимся, и веруем в Бога и Христа Сына Божиего, и призываем имя Его, и в Церковь ходим и молимся, чтобы получить от Него вечное будущее блаженство. Все это и прочее нужно в начале предлагать детям юным, дабы в возраст приходя, приходили и в познание Божие, и должности и надежды христианской. Отсюда чаять можно доброй надежды в юном сердце, когда так воспитываться начнет. Ибо как зло, так и добро в юношеском сердце крепко вкореняется, и чему в юности научаемся, в том, и в совершенный возраст придя, пребываем, как молодое дерево, к которой стороне приклонится, так и стоит до конца. Поэтому нужно такое благочестивое воспитание в юности. И когда сами родители или не могут или не допускаются званием того делать, нужно им таковых наставников искать и обучать детей. Многие детей своих учат иностранным языкам и искусствам, но в деле благочестия не обучают, от чего видно, что и сами того не знают, хотя и христианами называются. Полезно ради общества и коммерции и языкам иностранным обучать, но таинствам веры обучать нужно, и нужно непременно, поскольку «одно только нужно» (Лк.10:42). Что во французском, или другом каком языке, когда язык выучен будет, а сердце не научено добру? Язык хорошо и красноречиво витийствует, но сердце праздно без веры и издает смрад неверия, что и родителям небрежным, и детям бедственно. 2) Поскольку по Писанию, «начало премудрости — страх Господень» (Пс.110:10), потому вначале в юные сердца должно всаживать страх Божий, ибо юность, от природы ко злу склонная, ничем более как этим страхом от того отвращается, как и всякий человек. А чтобы страх Божий всадить в сердца их, нужно им часто напоминать, что Бог везде есть и со всяким человеком присутствует, и что человек ни делает или мыслит, видит, и что ни говорит, слышит, и за всякое слово, дело и помышление худое гневается, и будет судить, и грешников вечному мучению предаст, а праведным и добрым людям воздаст мзду за добрые их дела, и согрешающего, или зло творящего может в самом деле казнить, как то читаем в историях, и ныне то же бывает. Это им в начале нужно вкоренять, дабы не только явно, но и тайно от всякого зла уклонялись, дабы, как дети перед родителями своими, рабы перед господами своими, подвластные перед властями ничего непристойного не делают, но благоговейно поступают, так бы они перед Богом все замечающим, поступали и ходили со страхом, и думали бы, что Бог и с ними есть, и все их поступки видит, и может их казнить, когда худо будут поступать. Хотя случается, что человек худого дела не видит, но Бог, больший всего света и Судья всех, все видит. От такого учения и рассуждения о Боге может в юных страх Божий насадиться, что и пожилым и старым помнить нужно. «Как, — говорит святой Златоуст, — страх Божий будет? Если помыслим, что везде предстоит Бог, что все слышит, что все видит, не только то, что делается и говорится, но и все то, что в сердце и что в глубине помышлений есть, ибо судит помышления и мысли сердечные. Если таким образом сделаем, ничего лукавого не сотворим, ничего не скажем, ничего не помыслим» (Беседа 8-я на Послание к Филиппийцам). 3) Детей неисправных должно наказывать родителям. Так слово Божие повелевает им: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» (Притч 23:13—14). Видим, что Сам Бог любит чад Своих, но из любви их наказывает, «ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6). Так и плотским родителям должно следовать Богу и детей своих из любви наказывать. Слепая же есть та любовь отчая, которая оставляет детей неисправных без наказания, как истинная и мудрая есть та любовь, которая своевольство их смиряет наказанием. «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч 13:25; еще см. об этом Притч 29:17; Сир 7:25; 30:1-13). 4) Не должно в наказании безмерной строгости употреблять, как апостол повелевает: «Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали» (Кол 3:21), но средним путем поступать, как выше сказано. 5) В образ добрых дел самих себя им представлять. Юность, да и всякий возраст лучше наставляется к добродетели житием добрым, нежели словом, ибо особенно юные дети за правило себе имеют житие родителей своих, и что в них примечают, то и сами делают, доброе ли то будет, или худое, что видят. Поэтому родителям, как от соблазнов беречься, так пример добродетельного жития подавать детям своим должно, если хотят их к добродетели наставить. Иначе ничего не могут успеть. Ибо они более смотрят на житие родителей своих, и его отображают в юных своих душах, нежели слова их слушают. Всякого наставника слово, с житием сопряженное, изрядное и сильное есть наставление, а тем более родительское наставление. 6) К любви детей и само естество родителей влечет и убеждает: и самые бессловесные исчадия свои любят. Поэтому не потребно о том и предлагать, только бы не была безрассудная любовь, как выше сказано. 7) Родителям о детях своих должно молиться Богу, дабы их Сам Он наставил на страх Свой и умудрил во спасение. 8) Сколь вредно небрежение о правильном воспитании и наказании детей и самим родителям, и детям их, от вышеописанного видит всякий, и показывает история об Илии, жреце Израильском, который за то, что правильно не воспитывал и не наказывал сынов своих за дерзости их, и сам был наказан от Бога, и дети его (1 Цар.4:17—18). Об этом святой Златоуст поучает так: «Родители не только за свои грехи наказаны будут, но и за детей своих, если их в благочестии не воспитают». И еще: «Родители, которые детей по-христиански воспитывать пренебрегают, беззаконнее детоубийц. Ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело в геенну огненную ввергают. Той смерти по естественному закону никак невозможно избежать, а этой возможно было бы, если бы нерадение родителей не было в ней виновно. К тому же смерть эту воскресение будущее упразднит, а душевной же погибели никто возвратить не может» (Слово 3-е против хулителей монашеского жития). § 475. Должность детей к своим родителям. 1) Должны дети родителей своих любить от чистого сердца и к ним благодарными быть, ибо от них на свет родились и воспитались. К этому естественный закон и совесть всякого убеждает. 2) Должное им отдавать послушание, как апостол повелевает им: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе». 3) Словом и делом любовное им почтение показывать. 4) Когда ими наказываются словом или делом, за благо то их наказание принимать, не негодовать и не роптать на них, но, признавая свое преступление, со смирением, любовью и сожалением просить прощения у них. 5) В нужде и старости их питать и со всяким усердием служить им. 6) Беззаконным детям, которые родителей своих не почитают, страшные казни в законе Господнем определены. «Кто ударит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти» (Исх.21:15). «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти» (Лев 20:9). Глава 6: О должности мужей и жен «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее», и прочее (Еф.5:25 и след.). «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол 3:18). § 476. Сатана, всегдашний враг христиан, как между прочими христианами, так между женами и мужами тщится любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или даже сожаления достойная вещь! Где большей любви ожидать, как не между мужем и женою? Естественной любовью любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт.2:24). «Одна плоть» бывают муж и жена, по Писанию. Крепкий союз в единой плоти! И кто на свою плоть враждует? «Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» (Еф.5:29). Но сколько вражды и между этими лицами, так тесно связанными, видим! Мало который дом найти можно, в котором бы таких плевелов дьявольских не было. Так хитрость дьявольская превозмогает, что, где примечает большую любовь, там он большее старание полагает разорвать ту и положить вражду свою. Сколько же эта язва, как прочим христианам, так особенно браком сопрягшимся вредит, изъяснить невозможно! Поэтому против сего врага должно вооружиться верою и внимать тому, что Бог в слове Своем повелевает друг другу чинить. § 477. Должность мужей к женам. 1) Мужья должны любить своих жен, по увещанию апостольскому: «Мужья! любите своих жен». Причину полагает: поскольку муж и жена «одна плоть». Потому говорит ниже: «Должны мужья любить своих жен, как свои тела. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее». И во образ им представляет Самого Христа, Сына Божиего, Который Церковь Свою любит: «Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее». 2) Не должны с ними жестоко поступать, как учит апостол: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол 3:19), но как святой Петр увещевает: «Обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр 3:7). 3) Должны хранить верность к своим женам, супружеское ложе непорочно соблюдать, чужого ложа не касаться: «брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр.13:4). 4) Хотя любить и должны жен своих мужья, но пленяться любовью их и без разума им угождать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерной любовью жены пленился, и впал в тяжкий грех, и себя и род человеческий погубил (Быт.3:17). Соломон премудрый, излишним жен люблением плененный, в грех богоотступничества и идолопоклонничества впал (3 Цар.11:4 и след.). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконничать. Ирод беззаконный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им мужья не по разуму угодие творят. Жена неразумная и бесстрашная обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж, как «глава жены», не должен ласкательством ее прельщаться, а тем более тот, кто властью какой облечен — дабы и сам не погиб и иным много бед не учинил. § 478. Должность жен к своим мужьям. 1) Также и жены должны своих мужей любить и угождать им во благое и по воле Божией. 2) Хранить верность супружеского ложа и не знать никого, кроме своих законных мужей. 3) Должны к своим мужьям благоговейными быть, по апостольскому велению: «Жена да боится своего мужа» (Еф.5:33). Страх этот с любовью сопряжен должен быть. 4) Жены мужьям должны повиноваться, как повелевает им апостол: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе» (Кол 3:18). И еще: «Учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Причину тому полагает апостол: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1 Тим 2:12—14). Однако мужьям должно помнить, что апостол написал в другом месте: «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл.3:28), — и жен своих не иметь как рабынь, но как помощниц и, «как тела свои, любить», по апостольскому увещанию, как выше сказано. Женам да будет образ в повиновении мужам своим святая Сарра, которая «повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Петр 3:6). Да не стыдится и ныне жена мужа своего господином называть, если хочет быть дочерью святой Сарры. § 479. Союз брака должен быть тверд и не нарушим без благословных причин. Так повелевает Божие слово: «Кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф.5:32). «Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует» (Лк.16:18). «Соединен ли ты с женой? не ищи развода. И жена связана законом, доколе жив муж ее» (1Кор.7:27, 39). Глава 7: О должности господ и рабов их «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия» (Еф.6:5-9). § 480. В Церкви Христовой или христианском обществе нет господина и раба, но все братья во Христе, все рабы Господа Вышнего и сыны Небесного Отца, и потому все едины, по апостольскому учению: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл.3:28). Что же иные называются господа, иные рабы, это бывает по образу века сего, различия которого в обществе не отнимает Божие слово. Проповедует оно свободу христианам и повелевает в ней пребывать. «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» (Галл.5:1). Но свобода здесь разумеется духовная, то есть свобода от греха, проклятия законного, дьявола, ада и ветхозаконных обрядов. Эту свободу и рабы благочестивые имеют. Напротив того, и господа, хотя телом свободны, но когда греху и страстям служат, той свободы не имеют, но суть рабы, по слову Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). И эта свобода, то есть свобода духовная, христианская, внутренняя, общая для всех, господ и рабов благочестивых, и до тех пор ее имеют, пока имеют в сердцах своих веру живую в Господа нашего Иисуса Христа. Ибо без веры этой иметь свободу духовную никому невозможно, ибо без Христа никто не может быть духовно свободен. Он один эту свободу нам дает: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин.8:36). Видим, что в Святой Церкви находящиеся все свободны духовно, и нет различия между рабом и господином, но все братья между собою и рабы Христа Господа. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христ»в» (1Кор.7:22). По внешнему же мира сего виду, иные свободны, иные рабы, и этого внешнего различия не отнимает Господь, но повелевает всякому, в каком звании имеется, в том пребывать: «В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся» (1Кор.7:24). Какая же обоих (званий), то есть господ и рабов, должность есть, вкратце представляется. § 481. Должность господ к своим рабам. 1) Господа должны помнить, что они сами и рабы их — братья во Христе и единого Господа имеют на небесах. Следовательно, хотя и повелевают рабами своими, однако не должны их презирать и за подножие свое иметь. Христос Господь и Царь неба и земли, не стыдится христиан «братиею Своею называть» (Пс.21:23; Евр.2:12), тем более человеку простому подобного себе человека должно за брата иметь. Да последуют же господа Христу, как рабы Господу своему, и с рабами своими как с братиею своею да поступают. И хотя должны господа рабов своих в страхе содержать, однако внутри в сердце иметь их и почитать за братию, и думать о себе, что ничем не лучшие них. 2) Хотя и наказывать неисправных нужно будет, однако должно им то чинить умеренно, и поступать духом кротости, и «умерять строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия», — по учению апостольскому (Еф.6:9). Да рассуждают же господа о том, что они сами подчинены Господу господствующих, Который на лица не смотрит, праведно судит между господами и рабами их, перед судом Которого и господ не защитит свобода, и рабов не постыдит рабское состояние, но все по своим делам воспримут (Еф.6:8). 3) Не обременять их излишними работами и оброками. Ибо, как господа, так и рабы такую же плоть имеют: так же хотят питаться, одеваться и упокоеваться с женами и детьми своими; также, дабы имели время к молитве, славословию Божию и слушанию Божиего слова, и с прочими христианами в храмы святые собираться. 4) Любить их, как братию свою во Христе и защищать их, и промышлять отечески о них. Ибо всякий господин благочестивый должен быть отцом своим рабам. 5) Словом и увещанием обращать и наставлять их на путь истины и страхом Божиим обуздывать бесчинных. 6) Самих себя в пример благочестивого христианского жития подавать им, дабы рабы, видя господина своего благочестивого и добронравного, и сами были добронравными. Ибо ничто такие приводит рабов к добронравию, как пример добронравного господина. Убеждается раб благочестиво жить благочестивым господина своего житием. Сильное и действительное поощрение рабам к трезвому и благопостоянному житию — трезвое и благопостоянное господина житие. Тогда господин правильно и сильно увещевает раба не обижать, не красть, не сквернословить, не ругать, не прелюбодействовать, не пьянствовать, не бесчинствовать, когда сам того не делает. Иначе и ему то слово прилично: «Врач! исцели Самого Себя» (Лк4:23). § 482. Погрешают господа против должности христианской: 1) Которые рабов своих презирают и снисходительно с ними не поступают. Такие преступают учение Евангельское. Ибо Спаситель наш обязывает всякого любить (Мф.22:39; 5:44—47). И святой апостол Павел увещевает «должное и справедливое» им оказывать (Кол 4:1). 2) Которые их утесняют и поступают немилосердно. Наказывать их не иначе, как только чтобы они исправлялись, но наказание растворять гневом, яростью и мщением — это беззаконное дело. Должно помнить, что они от единого Творца и то же человечество имеют. Они обязаны оброком и работой заслуживать попечение, каковое господин о них прилагает, но должно оставлять им время доставить пропитание себе и своим домашним и давать время к покою. Должно всем помнить, что все имеем Господа на небесах, Который на всех взирает, и всех дела видит, и воздыхания убогих слышит, и на проливаемые слезы смотрит, и лиц человеческих не приемлет, но равно господина и раба судит, и всем воздает по делам их. А забывшие о Господе, забыли и то, что они христиане. Забыли, что Господь равно промышляет о всех, равно «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и равно посылает дождь на праведных и неправедных», равно пищу и одеяние дает всем, равно определяет день к деланию и ночь к упокоению, равно проливает щедроты Свои всем и хочет, чтобы все благости Его насыщались и, насыщаясь, благодарили Благодетеля. Но ненасытное человеческое лакомство пресекает это, одно пожирает все, чем довольствоваться многие бы могли и, довольствуясь, хвалить Господа, «отверзающего руку Свою, и насыщающего все живущее по благоволению (Своему)» (Пс.144:16). Надобно таковым очувствоваться и переменить свои нравы, и поступать по-христиански, если веруют, что есть Господь на небесах, Который лица человеческого не приемлет и судит всех по делам их. А если ныне не очувствуются, то тогда очувствуются, когда все вместе станут перед праведным Судией, и многих, которых ныне за подножие свое и как скотов имеют, увидят в дивной перемене, увидят в честь и славу вечную одетых, себя же стыдом и срамом вечным покрытых, и пожелают участие иметь с теми, которыми ныне гнушаются, но не получат того, а услышат слово сказанное: «Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк.16:25). § 483. Должность рабов к своим господам. Должности этой Божие слово научает их: «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный» (Еф.6:5— 8). И еще: «Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу» (Кол 3:22—24). И еще: «Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит 2:9—10). И еще: «Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны» (1 Петр 2:18—21). § 484. Рабы благочестивые могут себя утешить в низком и бедном своем состоянии следующим: 1) Хотя и работают господам своим, однако являются рабами Христовыми, «ибо служат Господу Христу», по слову апостольскому (Кол 3:24). Телом рабы человеческие, но духом свободны. Ибо духа никто не может поработить. «Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа», — по учению апостольскому (1Кор.7:22). Этим великим титулом утешали себя и хвалились святые мученики, и хотя нечестивым царям и князьям и господам служили, однако же ответствовали им: «Мы Христовы рабы, Христу, Небесному Царю, служим». Да почерпают отсюда благочестивые рабы утешение, что они рабы Христа Царя Небесного, хотя и людям служат. Напротив того, благородный и никакому человеку не служащий лишается сладкого этого титула, если он неблагочестиво живет, то есть прихотям своим служит. Ибо Христу и прихотям служить одновременно невозможно. 2) Которые страждут от своих господ неповинно, или лишаются нужного к житию этому, пусть помышляют, что богатство и нищета, озлобление и терпение, все минуется, и минуется скоро. Ибо смерть все заключит, и тогда будет дивная перемена. Ныне только свирепеет неистовство и гордость человеческая, но тогда того не будет. Тогда смирение и терпение вознесется, а своевольство и неистовство смирится и ниспадет, и как терпение, так и неистовство довольно вознаградится от правды Божией. «Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его», и прочее (2 Фес 1:6-7 и след.). 3) Хотя и лишаются рабы довольствия, однако дни провождают, как и лишающие их господа. Равно вчерашний день прошел у раба, как и у господина их, с тем только различием, что один в роскоши, сластопитании и множайших грехах, а другой в скудости, нищете и меньших грехах прожили. И равно оба, и господин, и раб его, приближаются к концу, который и рабов и господ их равными учинит, и в землю, от которой взят человек, пошлет, где нет отличия раба от господина.
Заключение этой статьи 1) Что о должностях, выше кратко прописанных, предложено, то должно и о прочих подобных им рассуждать, как-то: о должности учителей, которые наставляют юность, и об учениках их, мастеровых людей и учащихся у них, благодетелей и благодеяния получающих, щедроподатливых богачей и нищих, от них снабжаемых, и прочее. 2) Везде должно иметь место свое увещательное апостольское слово, которое он всем христианам предлагает: «Любовью служите друг другу» (Галл.5:13). Ибо без любви ни в каком звании не может исполняться христианская должность, потому что всякое дело без любви мертво. Живность же всякого дела — любовь. Как тело душой, так всякое дело любовью оживляется. Христианин без любви, как дерево неплодное, или даже иссохшее. 3) Всякого человека, кто бы и каков он ни был, например, родителям детей и детям родителей, мужу жену и жене мужа, и прочее, дотоле должно любить, доколе та любовь с любовью Божией согласна. А в противном случае любовь к человеку должна уступить любви Божией. Особенно же любовь к жизни своей не должна быть предпочтена любви Божией: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф.10:37). И еще: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником», — говорит Христос (Лк.14:26). Ибо Бога должно любить более всякого создания, более всякого человека и более себя самого. 4) Поскольку случается, что люди часто приказывают против заповеди Божией, то всякий подчиненный, например, подвластный власть свою, сын и дочь родителей своих, жена мужа своего, раб господина своего, ученик учителя своего и прочее, дотоле должны слушать, доколе согласное закону Божию или не противное повелевают. А в противном случае заповедь Божию должно предпочитать заповеди человеческой, по учению апостольскому: «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29; см. также Деян.4:19). Хотя и всякий ближнему, но особенно власти подвластным, а тем более пастыри людям, родители детям малым и юным, учителя ученикам своим подают соблазн, и потому должно им крайне беречься, чтобы не подать соблазна. Поскольку, как миру горе от соблазна, так горе и человеку тому, через которого соблазн приходит. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит», — говорит Господь (Мф.18:6—7). Соблазн приходит или словом гнилым, развращенным, противным Святому Писанию и еретическим, или делом беззаконным. От всего того должно беречься высшим, дабы не соблазнить низших.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|