Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 12: Об успехе христианском 2 страница




§ 431. Знаки доброты и красоты, в душе на­ходящиеся и хранимые, из Святого Писания примечаются: 1) Вера сердечная, нелицемерная, истинная и живая во Иисуса Христа Сына Божия, без которой как сыскать, так и хранить красоты своей душа не может. Как верою душа обруча­ется в невесту прекраснейшему Сыну Божию (Ос 2:19—20) и красоту себе от Него получает, так той же верою и сохраняет ее. Если кто име­ет истинную и живую веру, тот имеет доброту и красоту душевную. 2) Чистота совести, когда человек от грехов и скверн мира этого хранит себя, душу и тело свое соблюдает нескверными, без чего и веры истинной быть не может в сердце. Истинный и верный раб Христов не хочет согрешить про­тив совести и ее осквернить. Ибо вера против греха и мира подвизается и не попускает душе ими обладаемою быть. 3) Знамение душевной красоты есть свиде­тельство добрых дел, нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, сми­рения, терпения, кротости, истины, милосер­дия, молитвы — всякого добра ходатаицы, и прочих. Добрыми делами, от чистого сердца и веры нелицемерной происходящими, показы­вает в себе подобие свое, которым Богу сооб­разуется, как образ первообразному. Бог свят, полон любви, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и прочее, и христианин, когда Ему сообразуется добродетелями, то по­дает свидетельство имеющегося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит. Между образом и первообразным имеется сходство и подобие. Истинные же христианс­кие добродетели свидетельствуют о доброй и красивой душе не иначе, как «добрые плоды» о добром дереве (Мф.7:17). Поскольку душа че­ловеческая всю доброту и красоту получает от Христа, как выше сказано, Которому «верою об­ручается», то несомненный знак того, что она ту доброту имеет и хранит, когда от Него не от­лучается к мирской любви, но Ему, как невеста Жениху, верою и любовью прилепляется, следует стопам Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его, и так хранит верность свою к Нему, дабы как в смирении и страдании Его не отлучалась от Него, так и в славе Его неотлучной от Него была. Ибо этого вера от души, Христу обрученной, требует. Как верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в бесчестии, ни в изгнании не отлучается, так верной Христу душа признает­ся, если от Него в смирении и страдании не от­лучается. И как жена неверною мужу своему почитается, когда любит кого более мужа сво­его, или равно мужу своему, или в несчастье его отлучается от него, так та душа не хранит веры Христу, Сыну Божию, которая к миру прилеп­ляется и не хочет со Христом в смерти, терпе­нии и страдании быть. И Христос такую душу за неверную Себе почитает. «Ибо кто постыдит­ся Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38). «И кто не берет креста сво­его и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф.10:38). Сие-то значит обещание и присяга Хри­сту, при крещении от христианина данная, то есть что он как имя свое Христу записал и от­дал, так верою и любовью Ему всю жизнь свою будет служить и следовать, как Сам Христос от христианина сего требует: «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой бу­дет» (Ин.12:26). Когда хранит душа это обеща­ние, то сохраняет и веру ко Христу — Жениху своему — и с верою красоту и доброту, ей от Христа данную.

§ 432. Когда христианин отвращается серд­цем и любовью от Христа и обращается ко гре­ху и миру, тогда веры ко Христу не сохраняет; следовательно, погубляет доброту и красоту души своей и восприемлет гнусное безобразие на душу свою. Поэтому хотящему опять сыс­кать доброту души своей должно учинить сле­дующее: 1) Как отвращением от Христа потерял он доброту души своей, так вновь обращением к Нему искать ему ту должно. Иначе это сокро­вище сыскать невозможно. 2) Должно прежде отвратиться от греха и любви мира и жалеть о том, что любовь ту, кото­рую должен отдавать Христу, Любителю и Ис­купителю своему, обращал к миру и греху, и так неблагодарным показывался Любителю и Бла­годетелю своему и тем безумно оскорблял Его. 3) Так обратившись от мира и греха ко Хри­сту, взирать к Нему верою и усердием, дабы Сам Он отнял безобразие от души и подал благооб­разие ей. Как хотящему образ лица своего на­писанным иметь должно от прочих вещей от­вратиться, и обратиться лицом к живописцу, и на него смотреть, так, кто хочет иметь благоле­пие образа Божия в душе своей, должно тому непременно отвратиться от любви мира и гре­ха, и душою своею обратиться ко Христу, не­бесному Живописцу, и на Него с верою, усер­дием и воздыханием смотреть, и молить Его со смирением. Без Него сие дело сотвориться не может. Ибо Он один гнусное безобразие от душ, к Нему обратившихся и воздыхающих, отнима­ет; заглаживает то Своею Кровью, ради всяко­го грешника пролитой, и Духом Своим Святым пишет живую красоту и благолепие образа Божия. 4) Душа, хотящая принять себе живую эту доброту, не должна чинить препятствие Хрис­ту в этом важном и спасительном деле, не от­вращаться от Него, но всегда к Нему взирать и воздыхать о том, и потерпеть ради Него, что ни благоволит ей делать. Надобно такой душе Его придержаться и на волю Его сдаться, дабы тво­рил с нею, что хочет. Как живописец не может написать образа, когда лицо, с которого хочет образ писать, от него отвращается, так Хрис­тос не может написать в душе образа Божия, когда кто отвращается от Него и обращается ко греху и суете мира и самолюбию. Ибо все это безобразие душе наносит, и помрачает и погубляет доброту и красоту душевную, и так пре­пятствие чинит спасительному Христа Сына Божия делу. Все, что ни запрещает Божие Слово, препятствует написуемому образу Божию. Ибо и Адам, праотец наш, ослушанием потерял Бо­жий образ. Не может и в той душе изобразить­ся доброта Божия образа, которая не тщится от всего того уклоняться, что запрещает и от чего отводит Божие слово. Надобно от всего того, что противно воле Божией и святому Его слову, отвращаться, и нудить себя ко всему тому, что оно повелевает нам. Ибо как в том, что повеле­вает слово Божие, состоит свойство образа Бо­жия, как-то: правда, святыня, любовь, смире­ние, терпение, кротость, и прочее, так все то, что запрещает, противно образу Божию и свой­ственно гнусному ветхого человека образу. Как от всякого зла уклоняться, так всякому добру прилежать должно душе, хотящей получить от Христа себе доброту и красоту, по увещанию Псалмопевца: «Уклоняйся от зла и делай добро» (Пс.33:15), — хотя сердцу и противно. Надобно нам с трудом, прилежанием и под­вигом искать ныне того, что даром и без труда нашего, нам данное от Бога, потеряли. Тогда Христос, видя такое души старание, попечение и труд, по милости Своей отнимает от нее бе­зобразие и подает доброту и красоту образа Своего. Для этого и в мир пришел, как поет Церковь: «Христос раждается прежде падший возставити образ» (Тропарь на предпразднество Христова Рождества). И сие-то есть — «отло­жить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а об­новиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и свя­тости истины» (Еф.4:22—24), к чему не малое прилежание, труд и подвиг требуется. И сами собою не можем того учинить, ибо внутри себя носим его. Совлечься же ветхого человека зна­чит самого себя совлечься, что всякому самому собою неудобно или даже невозможно сделать. К труду и подвигу нашему требуется непремен­но действие Иисуса, Сына Божия, Которого должно усердною молитвою к тому великому делу преклонять. 5) Чем более человек совлекаться будет «вет­хого человека с делами его», тем более облекаться в нового (Кол 3:9—10); чем более будет облекать­ся в нового, тем чище будет душа его; чем чище будет душа, тем большая в ней доброта и кра­сота образа Божия явится; как чем чище вода, тем яснее в ней изображается вид солнца; или чем чище зеркало, тем живее в нем изобража­ется лица подобие, смотрящего в то.

§ 433. Поищем, о христиане, доброты и кра­соты нашей во Христе, которую во Адаме по­теряли. Поищем, пока обретается, дабы и здесь ее в душах наших возыметь, и в пришествии Христовом с нею перед Ним и всем миром явиться, которая тогда не только в душах на­ших будет, но и на теле явится; и Христос, пра­ведный Судия, видя в нас образ Божий и нас Себе сообразных, признает нас за Своих и с Собою прославит. Прочих же, в которых доб­роты этой не усмотрит, но более безобразием греховным помраченных увидит, не признает за Своих, как Ему несообразных, но наоборот, противных, и скажет им: «Не знаю вас, откуда вы» (Лк.13:25, 27). Как монета, не имеющая царского образа и подписи, не годится в казну государеву, и как не имеющие одеяния брачного на брак не до­пускаются, и к царю на вечерю не входят, как только одетые одеждами прекрасными, так душа, не имеющая прекрасного Небесного Царя образа, в сообщение святых, тою добро­тою ознаменованных и украшенных, не годит­ся и не приемлется, и ризою оправдания Хрис­това не одетая, в чертог небесного царствия не допускается, и от брака Агнца изгонится. По­этому принуждена будет такая душа, вне две­рей оставшись, бесполезно сетовать, плакать и рыдать. Поищем же, о христианин, дабы и нас тот бесполезный плач и рыдание не постигло. За­чем, о христиане, вне нас ищем красоты от тленного мира? Внутри нас можем сыскать такую красоту, которая всю красоту мира сего превосходит. Образ Божий есть украшение наше. Что сего прекраснее, славнее, достойнее, великолепнее, удивительнее и любезнее может быть и помыслиться? Этой красоте вся красота солнца, луны, звезд, прекрасных птиц, трав, цветов, деревьев и всего созданного мира, и вся красота и великолепие царей, князей, вельмож и прочих славных земли, и всякая красота лица человеческого, и прочая, какая может быть кра­сота, уступить должна; даже ничто перед той есть, ибо Божественная красота и доброта по­добна несозданной и бесконечной Красоте. Зачем желаем и ищем внешнего благородства, высокородия, чести, славы, достоинства, преимущества? Внутри нас благороднейшую душу имеем, созданную по образу Божию, ради которой Царь Небесный на землю пришел, жил, трудился, терпел, страдал и умер, и обе­щал и хочет нас сынами Божиими сделать, веч­ное и небесное нам царствие подать, и славы Своей участниками сотворить. Какая слава и благородство с сею славою и благородством сравниться может? Всякая слава царей и кня­зей земных, воедино собранная, ничто есть против сей славы. Если праведно делают люди, которые, оставив меньшее и худшее, ищут боль­шего и лучшего, то почему христиане не дела­ют правды сей? почему пренебрегают истин­ной, лучшей и большей славой и гоняются за меньшею и худшею или даже ложною? Что мира сего титул и слава? имя пустое, на языках человеческих носимое и в ушах звенящее. От­ними имя — и будет славный, как простой. Ибо все люди по естеству равны, всякий человек — земля и пепел и снедь червей. Но кто от христиан не желает прославиться на земле? Кто не хочет благородным и высоко­родным называться? Кто не хочет князем, вель­можею и другим знаменитым быть? Кто не с великою радостью приемлет подаваемую честь и ранг мирской? Более того, кто не ищет с при­лежанием сего, чтобы в чести и славе мира сего быть? Сколько на то христиане полагают трудов и иждивений! Не хочу много говорить о том, что всем известно. Но благороднейшую свою душу почтить и прославить, то ей благородство и до­стоинство, которое она в начале имела и поте­ряла, о Христе возвратить, и ту честь и славу ей сыскать, которую Христос ей пришел подать, едва кто старается. Весьма мало таких. О имя — христианин! Сколь ты велико и славно, столь от христиан, а особенно в нынеш­нем веке, презираемо и попираемо! Поэтому все те христиане заблуждаются, которые чести и славы на земле ищут, но честь и славу небес­ную, к которой позваны, оставляют; красотою мирских вещей, как Ева яблоком, от древнего змия предлагаемою, прельщаются и любуются, но о красоте душевной не рассуждают и не ищут о Христе. Надобно всем таковым христианам опасаться, чтобы до них не надлежало то страш­ное слово, которое сказано о званных на вече­рю великую, но отрекшихся: «Никто из тех зва­ных не вкусит моей вечери» (Лк.14:24).

Глава 14: Об истинной печали или сожалении

«Печаль ради Бога произво­дит неизменное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10).

§ 434. Что есть «печаль ради Бога» и истинное сожаление, из следующего примера познать можем. Два человека одному своему благоде­телю досадили и оскорбили, и оба жалеют и скорбят о том, и просят у него прощения за то. И хотя внешнее дело их равным кажется, но внутренняя скорбь и печаль неравна. Один скорбит и просит прощения у оскорбленного, боясь какого зла от него, или чтобы впредь его милости не лишиться; другой, все прочее оставляя, того ради сожалеет и просит прощения, что благодетеля своего, которого должен лю­бить и почитать, несмысленно опечалил. Ви­дишь, христианин, что двух этих человек дело внешнее равно, но внутреннее неравно, ибо от неравного сердца происходит. У одного сердца любовью к благодетелю исполнено, а у другого самолюбием страдает. У одного правое, а у дру­гого неправое сердце. У одного печаль и сми­ренное прошение от любви происходит, у дру­гого — от самолюбия. Один печалится о благодетеле своем оскорбленном, другой скорбит о себе и своей корысти. Один, хотя бы и не хотел мстить ему оскорбленный, или хотел и мстил, однако сожалел бы об оскорблении, и стыдил­ся, и сожалеть не преставал, и эту печаль со­вершает в нем любовь, живущая в сердце его. Другой не печалился бы и не скорбел, если бы не думал, что может пострадать от какого его зла. Этот пример научает нас, что есть истин­ное сожаление и «печаль ради Бога». Многие христиане, пришедшие в чувство, сожалеют о грехах своих, которыми величество Божие прогневали, но сокрушаются не ради иной какой причины, как только того ради, что им следует мука, грешникам уготованная. Сия печаль происходит от самолюбия, как это вся­кий может видеть, ибо жалеют о следующей погибели своей, а не о Боге, грехами их разгне­ванном и оскорбленном. Таковые, если бы не ожидали за грехи последующей казни, и если бы возможно было вовеки в мире жить и всегда грешить, никогда бы грешить не преставали. Ибо престают они от грехов не ради Бога, но ради страха своей погибели. И так неправота сердца, самолюбие и лукав­ство сердца познается. Ибо все мы ради Бога творить должны, от зла уклоняться и добро тво­рить. Как Бог все в нашу пользу творит, так мы все во славу Его творить должны. Это есть пра­вота сердечная. Неистинное и неправое сожа­ление — сожалеть и сокрушаться ради страха геенны, но требуется от христианина лучшее и совершеннейшее. Может и сия печаль началом быть истинной печали ради Бога, ибо таковым страхом может человек возбудиться и познать свое заблуждение, и так прийти к печали ради Бога, и таких примеров довольно находим в истории церковной, но назвать то истинною ради Бога печалью невозможно. Иное печа­литься о себе и своей пагубе, иное ради Бога, грехами обесчещенного и разгневанного, как это всякому видно, и пример приведенный по­казывает. Истинное же сожаление и «печаль ради Бога» в том состоит, чтобы христианину сокрушаться и сожалеть не ради лишения вечной жизни и последующей во аде казни, но ради того, что он Бога, Создателя, Искупителя и Промыслителя своего, Которого должен более всего почитать, любить и слушать, не почитал, не любил и не слушал более всего, но, напротив, себя, мир и грех более Его любил. Сия есть истинная печаль ради Бога. Об этом печалиться христианину дол­жно, что он не отдавал Богу должного. Такую печаль имеющий, хотя бы и вечной жизни и геенны не было, будет печалиться, пла­кать и стыдиться, и сам себя ругать. Такою пе­чалью сокрушенная душа всякую обиду, от ближнего нанесенную, с радостью простит; все противное и горькое, в мире этом приключаю­щееся, усердно претерпит; и всего, как времен­ного, так и вечного наказания достойною себя признает, ведая, что как нет ничего большего и лучшего, превыше Бога, так нет такой казни, которой бы недостойна была за оскорбление и бесчестие величества Божия. Такая печаль от любви происходит, и есть истинная, христианская, праведная ради Бога печаль. Таковая печаль, без сомнения, получа­ет отпущение грехов, сколько бы их ни имел человек, получает же ради неизреченного че­ловеколюбия Божия и пролитой пресвятой Крови Христовой. Кто кающийся эту печаль имеет, тот причисляется благодатью Христовою к сынам Божиим, которым наследие вечной жизни уготовано. Сынам свойственно печа­литься за оскорбление отца своего, а не за страх наказания. Рассуждай, христианин, какую пе­чаль в сердце твоем имеешь — эту или ту? А каков в сердце твоем имеешься, таков и перед Богом находишься, Который, как всяко­го сердце испытывает и видит, так всякого по сердцу и судит; и что ныне в сердце у кого име­ется, то внешне в день судный явится, по слову апостола: «Господь осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения» (1Кор.4:5). Полезна печаль и ради страха геенны, чтобы не впасть в геенну. На то и в Писании Святом как вечная жизнь, так и геенна от человеколюби­вого Бога объявлена нам, дабы сей избежали, а ту получили. Имеют и истинные христиане и святые страх суда Божия и геенны, но этот страх верою и молитвою побеждают, ибо Христос смертью лишил «силы имеющего державу смер­ти, то есть диавола», и избавил «тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подверже­ны рабству» (Евр.2:14—15). Но печалятся и со­жалеют более потому, что ради немощи плоти не могут угодить воле Божией так, как слово Божие требует. Потому воздыхают и молятся Небесному Отцу: «Остави нам долги наша» (Мф.6:12). Нет в этом веке совершенства. Эту печаль и нам, христианин, иметь и искать ее в сердце нашем должно, зажегши свечу ума и размыш­ления нашего (о чем будет сказано ниже).

§ 435. Ко взысканию истинной ради Бога печали будет полезно помышлять и содержать следующее: 1) Как создал нас Бог ради единой благости Своей, а не ради нужды Своей, или корысти какой, так и ныне благотворит нам от единого человеколюбия Своего, следовательно, даром благотворит нам, без всяких наших заслуг. 2) Бог не требует от нас ради Себя Самого никакого служения. Ибо, как прежде мира, так и ныне во всесовершеннейшем блаженстве пре­бывает. Но мы Ему, как Создателю, Богу и Гос­поду своему, по силе веры нашей, служить и работать должны. 3) Когда служим и работаем Ему, то нам, а не Ему служение наше на пользу бывает, а когда не служим, то нам оттуда вред бывает, а не Ему. 4) Послушание и почитание Бога нами дол­жное есть. Ибо создание Создателю своему, и раб Господу своему должен послушание и по­читание оказывать. Поэтому, когда послушание и почитание оказываем Ему, должное Ему от­даем, и тем ничего не заслуживаем от Него. «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сдела­ли, что должны были сделать», — говорит Хрис­тос (Лк.17:10). 5) Отцам, господам и властям нашим дол­жно нам послушание и почитание показывать ради Господа Бога нашего. Если же людям по­слушание и почитание показывать должно, тем более Самому Тому, ради Которого и лю­дям повинуемся. Если посланным от царя по­винуемся, тем более самому Царю, пославше­му их. И если Царю, от Бога учрежденному, по­винуемся, тем более Самому Богу, Который его учредил и повиноваться ему повелел, повино­ваться должно. Сам естественный разум сему научает. 6) Какое добро человек ни делает человеку, не собственное свое дает, но Божие. Ибо ниче­го, кроме растления и грехов, собственного не имеем. Все и всякое добро — Божие, а не наше. И душой и телом Богу, Создателю нашему, обя­заны мы, а тем более прочим добром. Поэтому, когда кто человеку благодетельствует, от Божия добра, ему данного, уделяет. один Бог соб­ственное Свое добро подает нам, ибо все доб­ро, или душевное, или телесное, Его добро есть, и от Него единого, как Источника добра, про­исходит. 7) Бог лицеприятия не имеет, но всякого человека равно, меня и тебя, и другого, любо­вью предваряет; и всякого, меня и тебя, и про­чих равно, хочет блаженными сделать. 8) Кто блаженства лишается и погибает, то его собственной воле приписать должно, а не Божией, которая «хочет, чтобы все люди спас­лись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). 9) Как Бог хочет и жаждет спасения наше­го, хотя и все слово Его святое и в нем увеща­ние Его, призывание, угрозы, и вечных благ обещание прописанное, но особенно воплоще­ние, страдание и смерть Единородного Сына Его, Иисуса Христа, показывает, Который во­лею Отчею и Своим охотным послушанием за всех, то есть за меня, тебя и всякого, пострадал и умер, как о том Святое Писание свидетель­ствует. И Бог лицеприятия не имеет, и потому как ради тебя и меня, так и ради всякого чело­века Сына Своего в мир послал, кто только ни восхочет Его сердечною верою принять и о Нем спастись. 10) Бог, как святой и праведный, что ни де­лает, свято и праведно делает. Поэтому никого ничем не обидит. 11) Когда не дает нам добра или отнимает от нас добро, то наша вина есть, а не Его. 12) Бог на всяком месте существенно есть, и никаким местом не заключается, и всякое наше дело и помышление видит, и всякое сло­во слышит. Поэтому все, что ни делается или мыслится, или говорится, доброе или злое, со­гласное или противное закону Божию, — все пред лицом Его святым делается. 13) До тех пор грешник не находится в ис­тинном покаянии, но пребывает в нераскаян­ном житии, пока он не боится, не почитает Бога, не имеет к Нему благодарности, любви, веры, надежды и прочее.

§ 436. Печаль ради Бога и истинное сожа­ление может при помощи Божией родиться от рассуждения и размышления, когда человек возвратится в себя и рассуждать будет о своем ничтожестве и Божием величестве, которое гре­хами оскорблял. 1) От рассуждения о высочайшей власти Божией, которой грешник не покоряется. Бог есть самоверховнейший Властелин и Владетель над всеми тварями, видимыми и невидимыми, в числе которых и всякий грешник заключает­ся, и власти Его «всякое колено небесных и зем­ных и преисподних» преклоняется (Ис.45:23; Рим 14:11; Флп.2:10). Ангелы святые со всяким усер­дием и послушанием волю Его исполняют; свя­тые люди велению Его со усердием, страхом и любовью повинуются; демоны страшные вла­сти Его трепещут, и вся тварь одушевленная, как-то: скоты, звери, птицы, рыбы и все дви­жущееся, и бездушное, как-то: солнце, луна, звезды, огонь, и прочее — творит «слово Его» (Пс.148:8), и «все служит» Ему (Пс.118:91). Но один только грешник высочайшей Его власти не хо­чет покоряться, ибо не хочет слушать Его и свя­тых Его повелений творить. Бог говорит вся­кому: «Уклоняйся от зла, и делай добро» (Пс.33:15), но грешник бесчувственный не внимает тому, а противное тому творит, уклоняется от добра и творит злое, и так бесстыдно и беззаконно презирает страшную Его власть. 2) От рассуждения Божия величества, перед которым несмысленный грешник не хочет сми­риться. Бог наш есть Бог вечный, безначальный, бесконечный, живой, бессмертный, и величе­ство Его бесконечно и неописано, так что пе­ред Ним весь свет как ничто есть, как видим в Писании Святом. Если же весь мир, небо и зем­ля и все народы, как ничто, пред Богом, то тем более ты один, или я, который против всего мира, как одна только капля против океана. Но грешник пред бесконечным Его величеством не смиряется, и так не воздает величеству Его по­читания, но, напротив, презирает Его, — что есть страшная дьявольская гордыня. Не сми­ряется же, ибо не слушает Его; не слушает же, ибо не исполняет Его святых заповедей. Вся­кое преслушание, и от того грех, от гордыни происходит. Как смирение покорно и послуш­ливо, так гордость есть корень непослушания. 3) От рассуждения вездесущия Божия, ко­торому грешник не воздает достойной чести. Бог небо и землю исполняет, и на всяком месте есть. И всякий человек, что ни делает, все пе­ред Ним делает. Он на всякое наше дело, начи­нание и помышление смотрит и всякое слово слышит. Но когда грешник беззаконничает, например, блуд о действует, похищает, крадет, хулит, сквернословит, кощунствует, льстит, лжет, обманывает, ссорится, гневается, ярится и прочие беззакония творит, то бесчинствует перед святейшим Его лицом, и так не воздает Ему достойного почитания. Как земному царю или другому какому властелину, или высоко­му лицу, или отцу, не воздаем почтения, когда перед ними бесчинствуем, то есть делаем что-либо непристойное лицу их, так особенно не воздаем почитания Богу, Творцу, Царю Небес­ному и Отцу щедрот, когда перед Ним беззакон­ничаем; всякое беззаконие перед Ним и всеви­дящим Его оком творится, как и всякое другое дело; и тем беззаконник досаждает Ему, как и бесчинник присутствующему царскому или другому какому почтенному и высокому лицу. 4) Причину печали ради Бога подает бес­стыдное отвращение человека от Бога ко греху. Человек когда отвращается от Бога ко греху, тогда обращается лицом ко греху, а спиной к Богу, как обращающийся от востока к западу обращает лицо свое к западу, а спину к востоку. Грех и Бог — противоположные вещи, и когда к одному обращаемся, от другого отвращаем­ся, и к тому спину обращаем. Так грешник бес­стыдный, отвращаясь от Бога ко греху, спину обращает к Богу, как о беззаконных израильтя­нах говорит Бог через пророка: «Они оборотились ко Мне спиною, а не лицеем» (Иер.32:33). Как из­раильтяне беззаконные, обращаясь от Бога Живого к идолам, обращались спиной своей, по слову Божию, к Богу, так ныне несмысленные христиане, когда обращаются ко греху, впа­дают в идолопоклонство, не чувственное, но ду­ховное, и так обращаются «спиною к Богу, а не ли­цом», что есть бесстыдство великое. Ибо грех, как идола почитают, и сколько раз с произволением его совершают, столько раз руки к нему простирают и колено ему преклоняют. Человек прежде согрешения стоит между двумя противоположными вещами — Богом и сатаною; и имеет свободное произволение к тому или другому обратиться. Бог зовет его к добру и отзывает от зла, а сатана прельщает, и отзывает от добра, и склоняет ко злу и греху — делу своему. И так, когда кто слушает Бога и добро творит, — к Богу обращается лицом, а когда слушает сатану и зло творит, — к сатане обращается лицом, а спиной обращается к Богу, и так, отвратившись от Бога, вслед сатаны идет. Из сего видеть можешь, христианин, как тяж­ко согрешает человек перед Богом, когда на грех, дьявольское дело, обращается. 5) Рассуждение вседержительства Божия, в котором все заключаемся, подает причину и основание грешнику к «печали ради Бога». Бог все в руке Своей содержит, как поет пророк: «В руке Его все концы земли» (Пс.94:4). Потому называ­ется Вседержителем; в Чьей вседержительной руке и грешник содержится, сохраняется, жи­вет, движется и существует, ибо «Им живем и дви­жемся и существуем» (Деян.17:28). Но когда че­ловек грешит и беззаконничает, то Бога, Содержителя своего, бесчестит и оскорбляет, и поступает подобно тому несмышленому мла­денцу, который, будучи во объятиях матери и отца своего, хулит, бьет и плюет на него. По­добно сему делает и бесстыдный грешник Богу, Господу и Отцу своему, у Которого в объятиях сохраняется, хотя того и не примечает, ослеп­ленный. 6) От рассуждения благости Божией, кото­рая сохраняет нас от козней дьявольских, мо­жем жаление это иметь. Человек когда грешит, сатана приседит ему и хочет душу восхитить и во дно адово низвергнуть, но Бог милосердный не дозволяет ему. И пока (человек) в нераская­нии и развращении пребывает, тот же душев­ный враг все пути его наблюдает и хочет его погубить, ибо алчет и жаждет погибели нашей этот завистливый и злобный дух, как пес кро­ви, но Бог запрещает ему и держит его силою Своею. Видишь, человек, какова благость и че­ловеколюбие Божие ко грешнику! Грешник прогневляет и огорчает Бога, но Бог не остав­ляет его и не предает в руки врагу его. Грешник отступает от Бога и предает себя врагу своему дьяволу, но Бог запрещает тому погубить его. О, благость Божия, непобедимая грехами нашими! О, неразумие и бесчувствие грешни­ков!.. Кто может эту благость Божию к нам, грешным, постигнуть? Грешная и заблудшая душа сего не разумеет и ни во что вменяет! 7) Рассуждение о бесчисленных Божиих бла­годеяниях, показанных и показываемых нам, но всяким грешником презираемых, может его привести в сокрушение и сожаление истинное. Чего Бог, Создатель наш, не сделал ради нас? какого добра Своего не явил нам и не являет? Заключены мы в любви Его и благодеяниях, от человеколюбия Его происходящих. Особенным советом и дивным создал нас; сотворил нас по образу Своему и по подобию; весь свет в слу­жение наше подал нам: солнце, луна и звезды Его светят нам; облака Его, как мехи, разносят воду над нами и кропят на нас и нивы наши; земля с плодами, скотами и зверями служит нам; моря, озера и реки с рыбами служат нам, и прочее. Сам Он, Господь наш, пришел на землю ради нас, взыскать и спасти погибших нас. Но грешник окаянный все то ни во что вменяет, и, как «муж безумный, не познает, и, неразумный, не уразумеет сего» (Пс.91:7). Хочет нас блажен­ными, праведными и святыми сделать Господь наш; хочет быть любимым нами, как и Сам любит нас, и так дружество с нами иметь; хочет прийти к нам и обитель у нас сотворить; хочет Отцом нашим быть и нас сынами Своими со­творить; хочет подать нам наследие небесного царствия и вечных благ. Что может быть боль­ше и достойнее сего? Но грешник Божиим бла­говолением пренебрегает. (О, неблагодарность и неистовство!) И так хочет Бог грешника омыть, очистить, освятить, спасти и прославить навечно (о, че­ловеколюбие непостижимое!), но грешник от­вращается, убегает от такого великого Люби­теля своего и Благодетеля и самовольно в веч­ную стремится погибель, дьяволу и ангелам его уготованную! Бог посылает вслед его рабов Своих, служителей и проповедников слова Своего, и через них зовет его к Себе, обращает и привлекает, но грешник не хочет слышать гласа Его, обратиться и прийти ко Господу сво­ему! Так злоба дьявольская ожесточает сердце человеческое к огорчению и прогневанию Бога, Который есть едина любовь, благость, святы­ня и кротость, чего оплакать по достоинству не можем, христианин! 8) Грешник когда то почитание, честь, сла­ву и любовь, которую должен Богу, как Создателю, Искупителю и Промыслителю своему, воздавать, к себе обращает, то тогда почитает себя более Бога, Которого должен более всего почитать, более себя самого и воли своей, бо­лее всего создания, более отца и матери, и все­го, что кроме Бога есть; и так на том месте, на котором должен Бога иметь и почитать, себя, как идола, поставляет и боготворит. Тогда же это бывает, когда он волю свою воле Божией предпоставляет и предпочитает. Что Бог хочет, того он не делает, и что Бог повелевает, того он не исполняет, и так презрев волю Божию, сво­ей воле следует, и так самовольно делается как бы верховным господином и неподвластным Богу, — что есть богомерзкое отступничество от Бога и самого себя боготворение. Ибо подвла­стный власти своей покоряется и повинуется, как-то: подданный царю, раб господину, сын отцу и матери своей покоряется. Грешник неисправный, когда покорности и повинове­ния Богу не показывает, тем показывает себя Богу неподвластным и неподчиненным, как это всякий может видеть и признать. Иное есть грех от немощи и неведения, которому и богобоящиеся люди подлежат, а иное от произволения, дерзости и против совести грех, который не может быть иначе, как от сердца непокорного и бесстрашного.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных