Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9: О христианском долге, который последует вере святой и из вышеписанных рассуждений следует 4 страница




§ 416. Сильно подвигнуть христиан к пока­янию и осторожности написанное: «Полночь раз­дался крик: вот, Жених идет, выходите навстре­чу Ему» (Мф.25:6). Когда этот вопль будет, неиз­вестно, когда Жених душ наших придет, не знаем: «Потому что не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф.25:13). «Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед пото­пом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:37—39). Ибо «придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Петр 3:10). «Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1Фес.5:3). По­этому всегда должно нам, христианин, готовы­ми быть к сретению Жениха нашего и Господа, и светильники свои украшать, чтобы с неразум­ными девам вне чертога не остаться и к Жени­ху без пользы не молиться: «Господи! Господи! отвори нам!» (Мф.25:11). Но напротив, с мудры­ми (девами) встретив Его, войдем с Ним на брачный пир, «и так всегда с Господом будем» (1 Фес.4:17).

§ 417. «Надежда на уготованное» христианам «на небесах» (Кол 1:5) сильна христиан подвигнуть и утвердить с помощью Божией в благочестии и терпении, отвратить от греха, которым она погубляется. Там дом Небесного Отца, и «в доме Его оби­телей много» (Ин.14:2). Там «град святой, новый Иерусалим», который видел Иоанн святой (Откр.21:2). «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их» (Откр.22:5). Там блага, приготовленные любящим Бога: «не ви­дел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). Там «лицем к лицу» видят Бога из­бранные Его (1Кор.13:12). Там сияет Солнце правды, Христос, Сын Божий, в славе Своей, и никогда не заходит, ни облаками покрывается, но всегда светит, просвещает, согревает и весе­лит избранных Своих, и сами они сияют, «как солнце, в царстве Отца их» (Мф. 13:43). Там угото­вана великая вечеря (Лк.14:16), на которой воз­лежат «с Авраамом, Исааком и Иаковом» пришед­шие «с востока и запада» (Мф.8:11). Там «гла с радования и исповедания, шума празднующаго» (Пс.41:5), «глас радости и спасения в селениих правед­ных» (Пс.117:15). Там «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стоят пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих» (Откр.7:9), и поют пресладкую песнь: «Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей об­лечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых» (Откр. 19:6—8). Там бесчис­ленное множество Ангелов святых, которые ок­ружают престол славы и воспевают Триипостасного Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф» (Ис.6:3)! Там лик патриархов, праотцев, пророков, апостолов, святителей, мучеников вселяется и хвалит Пресвятую Троицу. Там, наконец, «будет Бог все во всем» (1Кор.15:28), всех животворя, сохраняя, упокоевая, ублажая, утешая, увесе­ляя, радостотворя, просвещая и прославляя. На это блаженство верою взирая, Моисей «отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние» (Евр.11:24—26). Если и мы, христиане, на это почаще верою взирать будем, без сомнения захотим лучше со Хрис­том пострадавшим за нас страдать и терпеть, нежели со злым миром безумно утешаться.

§ 418. Праведное и верное о мирских вещах рассуждение может сердце отвратить от суеты и обратить к истинному благочестию. 1) Золото, серебро, камни дорогие, украше­ние одеяний, красота лица и все, что очам че­ловеческим в мире этом показывается дорогим и приятным, — что есть, если не прелесть и по­хоть очей наших? Во тьме или слепоте позна­ем, что все это ничем не отличается от других вещей, по мнению человеческому, подлых: в ночи не распознаем золота и серебра от желе­за, меди и прочих металлов, камней дорогих от простых, ибо и то и другое осязанием рук на­ших равным кажется. Слепому как риза златот­каная, так и одеяние с заплатами и рубище; как мантия многоценная, так и мантия монашес­кая одинаковыми кажутся; как молодого чело­века красивое, так и старого морщинистое лицо, и все, что очи видят и чем утешаются, и от чего отвращаются, — равно вменяет и не це­нит одно более другого. Так и мы, христиане, когда отвратим очи наши от суеты и будем их вперять в вечное блаженство, тогда не будем ценить золота, серебра, камней дорогих и про­чего мирского украшения больше других ве­щей, по мнению человеческому, некрасивых. Тогда, истину тебе говорю, все нам равно будет, как золото и серебро, так железо и олово, как камни дорогие, хранимые в сундуках, так и поверженные на дороге и попираемые ногами; как одеяние, шелковое и разноцветное, так и рубище, покрывающее наготу; как палаты укра­шенные, так и хижина простая; как красота мо­лодого, так и морщина старого. Тогда со святым Златоустом признаем и мы «злато как грязь и се­ребро как плевел» (Беседа 24-я на Евангелие от Матфея). Тогда почтим милостыню, единожды во имя Христово сотворенную, обиду, велико­душно претерпленную и ближнему от сердца оставленную, более всех мира сего сокровищ. Тогда более будем жалеть и сокрушаться о еди­ном и малом согрешении сотворенном, неже­ли о всем тленном нашем сокровище потерян­ном. Золото и серебро, как железо, медь, олово и прочее, не иное что, как земля, ибо из земли делается. Красота лица есть кровь краснеющая и на верх тела исходящая. Одеяние разноцвет­ное различные краски и пестроты делают. Тог­да познаешь, что есть золото и серебро, когда изоржавеет; что есть одеяние красное, когда моль то поест; что есть красота лица, когда на нее, во гробе лежащую, посмотришь. Тогда без сомнения признаешь, что все это не что иное, как земля, из земли взято и в землю обращается. А так увидишь, что истинное и многоцен­ное добро наше есть христианская добродетель, которая ни тлению не подлежит, ни от нас не отлучается, с нами в мире живет, и на будущий век отходит, и нас к Богу, высочайшему наше­му добру, приводит. Что же? Золото ли и сереб­ро и прочее временное добро осуждаю? Никак! Не осуждаю золота и серебра и прочего богат­ства, ибо все это Божие создание и Божий есть дар, людям данный. Но осуждаю златолюбие и сребролюбие, которым сердце от любви и по­читания Бога живого отводится. Не хулю золо­та и серебра, но не хвалю сребролюбца, кото­рый, оставив Бога, к серебру и золоту сердцем прилепляется и, вместо Бога, мамоне работа­ет. Негрешно иметь золото и серебро, но греш­но прилагать к нему сердце. Оно должно слу­жить нам, а не мы ему. Служит же нам как про­чее создание, так золото и серебро, чтобы мы Богу служили. Но когда любим то и прилагаем к нему сердце, то уже не оно нам, но мы ему служим, и так, служа мамоне, уже Богу не слу­жим. «Никто не может служить двум господам» (Мф.6:24). К тому же все это сокровище, какое оно ни есть, как мирское, в мире останется. «Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него» (1 Тим 6:7). Христиа­нам же не на земле, но «на небе» собирать себе сокровища повелел Христос, ибо «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:19—21). Ибо там отечество и дом их, а в мире этом они «пришельцы и странники» (Пс.38:13;118:19; Евр.11:13; 1Пар.29:15). Христианское сокровище истинное — это добродетели, сокровище это здесь собирается, но на небе сберегается, и в последний день в явление всему миру Христом Судией оценится (Мф. 25,35—36). Также сребролюбие, или любовь к богатству, как «корень всех зол» апостолом осуж­дается (1 Тим 6:10). Оно научает похищать, красть, лихоимствовать, суды неправо судить, правого обвинять и виноватого оправдать, на­учает лгать, напрасно клясться, имя Божие всуе призывать и клятву нарушать, обманывать, лу­кавить; словом, всему злу научает оно, что от христиан удалено быть должно. А хотя где и праведно собрано богатство, что весьма редко бывает, но когда или в сундуках скрывается, или на излишние расходы и непотребные украше­ния домов, садов, коней, карет, одеяний, тра­пез и прочих мирских сует растрачивается, — то и это делается против воли Божией, которая хочет, чтобы мы богатство, нам от Него данное, не на подобную суету, но как на свои домаш­ние нужды употребляли и благодарили Его, так на потребности убогих и нищих разделяли. Ибо богатый не хозяин богатства, ему от Бога дан­ного, но приказчик и расходчик, который да­ровавшему Господу ответ должен воздать в свое время. Ибо никто ничего с собою не принес в мир, кроме тела нагого, и потому ничего свое­го не имеет, но все, что ни имеет, Божие есть добро. Тем серебром и золотом, которое у тебя в сундуках напрасно лежит, должно было тебе пленных, в темнице за долги и недоимки сидя­щих выкупить. Тем излишеством, которое ты на созидание ненужных строений полагаешь, должно было тебе создать хижины не имущим, где главы приклонить и упокоиться. Что упот­ребляешь на украшение одеяний, тем должно было тебе одеть полунагих и бедных. Что рас­точаешь на богатые столы, тем должно было питать голодных, нищих и немощных. Этого воля Божия хочет от нас. Того естественный за­кон требует: «Чего хочешь себе, то и ближнему твори» (см. Лк.6:31; Мф.7:12; Деян.15:29). И, таким образом, не потерял бы ты богатства, от Бога данного, но предпослал бы сокровище это на будущий век и приобрел его с лихвою вели­кою в день Господень. Но злое самолюбие, сребролюбие и миро­любие не допускает до сего блаженства челове­ка, а вместо того приносит ему бесполезную мира печаль, злую совесть, неполезное и по­зднее раскаяние, всемирный в день суда стыд и вечную погибель. Тогда ты сам признаешь, что ты подлинно был нищ и убог, хотя и богат был. Тогда увидишь, что одно только душевное доб­ро есть истинное добро, а не то, что очам чело­веческим представляется. Тогда подлинно ура­зумеешь, что богатство подобно «тернию», кото­рым заглушается семя Божия слова (Мф.13:22; Мк4:18-19;Лк8:14). 2) Каким великим почитается сынами века этого честь и благородство мира сего, сказать невозможно. Но как истинное богатство, так и истинное благородство не то, которое таковым судится и называется так своими любителями (часто люди то превозносят, что любят, хотя само по себе и непохвальное), но то, которое называется и есть по существу, по здравому ра­зуму и слову Божию, которое есть истинное наших помышлений правило. Смотри, человек, когда предков твоих бла­городством хвалишься, как иудеи хвалились пат­риархом Авраамом: «Отец наш есть Авраам», — которых Христос обличил: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин.8:39), — то делаешь ли ты такие достохвальные дела, которые предки твои делали? Если людь­ми повелеваешь, то не повелевают ли тобою страсти? Если господином называешься, не господствует ли над тобою грех? Если судишь людей, то не судит ли и не осуждает ли тебя со­весть твоя? Суетная похвала — добрых предков иметь, но делам их не подражать. Худо и бес­смысленно людьми повелевать, но быть страс­тями обладаемым. Рабство и подлость не гос­подство, служение не свобода, (если) называть­ся господином, но «быть рабом греха» (Ин.8:34), телом над людьми, подобными себе, господ­ствовать, но благородной душой служить и по­коряться греху. Бедный тот судья, который язы­ком и пером судит людей, но сам непрестанно обличается и судится совестью. Но и этот цветок извне красен, но внутри гнил, или от нашедшей беды и напасти, при буре, или при наступившей кончине, которая никого не обходит, — спадает и не является, и бывает, как бы его и не было. Тогда высокород­ный и благородный от простого и господин от раба ничем не отличается, ибо напасть, а тем более смерть равными делает всех. Тогда вся­кий познает, что честь, благородство и высо­кородие мира сего есть пустое имя и титул, по­добен меху надутому, но праздному. А что с ду­шою делается, которая в благородном теле жила, над людьми господствовала, людьми по­велевала, но сама служила страстям и греху, людей обличала и судила, но сама совестью и законом Божиим обличаема и судима была? Знаем, что «Бог не взирает на лице человека» (Галл.2:6). Он не зрит на царя и его подданного, ни на господина и его раба, ни на благородного, ни на простого, но на веру и добрые дела. От Него каждый получит «соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). И опять читаем в слове Его святом: «Строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно бу­дут истязаны», по другому же переводу, «мучимы». «Господь всех не убоится лица и не устрашится ве­личия, ибо Он сотворил и малого и великого и оди­наково промышляет о всех; но начальствующим предстоит строгое испытание» (Прем 6:5—8). Честь же и благородство мира этого без хри­стианского истинного благородства большему суду и осуждению подлежит. Ибо следует бла­городному лицу и в чести находящемуся, но не по-христиански живущему, не только за себя, но и за подчиненных, которых не только не исправлял, но и соблазнял, ответ дать правед­ному Судии, суда Которого никто не избежит. Но люди, не рассуждая об истине и прелести, настоящем и будущем, оставив истину, за пре­лесть берутся, так, как малые и неразумные дети, оставив золото, за горячие угли руками хватаются, об них обжегшись, потом горько сетуют и плачут. Я здесь опять-таки не лица благородные осуждаю, — да не будет того, — но честолюбие и славолюбие, которое с истин­ным христианским благородством и верою со­вместиться не может, по сказанному: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принима­ете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете» (Ин.5:44)? И признаю, что языческое дело есть за суетной славой гоняться, ибо языч­ники того только ищут, что чувствам их подле­жит, а чего не знают, того и не ищут. Христиа­нам стыдно в этом язычникам подражать, ибо их сердца к иному и несравненно лучшему бла­городству вера возводить должна. Христиане таковые так заблуждаются в этом, как те, кото­рые, оставив мешок, золотом наполненный, хватают другой, снаружи красивый, но внутри пустой и воздухом только надутый; или даже как те, которые, свергнув царскую багряницу, рубищем гнусным и смрадным хотят покрыть­ся, и, оставив высокий титул царского сыновства, хотят быть и называться простым поселя­нином и рабом, — чему бы всякий достойно смеялся. Тяжко они, будучи неблагодарными, в том грешат против Бога, Который их к высо­ким и великим вещам, к истинному и высоко­му благородству позвал, но они, оставив то, за подлым и мнимым гоняются. Какое же истинное благородство христиан­ское? Ответ: быть истинным христианином, сы­ном Церкви Святой, живым членом тела Хри­стова, иметь общение со Отцом и Сыном Его Иисусом Христом, сыном и наследником Божиим быть, верою и правдою служить живому и бессмертному Богу, и прочее, о чем и сказа­но, и ниже скажется. Это благородство всякую славу мира сего несравненно превосходит. Вся слава царей и князей мира сего ничто перед тем. Не видна эта слава ныне, но откроется в после­дний день. «Мы теперь, — говорит апостол, — дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем по­добны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Ин.3:2). Но славолюбие суетное не допуска­ет бедного человека до истинной той славы. Славолюбие, говорю, а не слава мира сего, не допускает. Ибо иное славу и честь в мире этом иметь, иное славу и честь желать и искать. Мо­гут иметь и имеют многие истинные христиане и святые славу в мире сем, но не ищут ее, даже более, убегают от нее. Славолюбие же есть знак пристрастия к миру, что от христианского сер­дца удалено должно быть. «Что же мне делать, если сан и честь дается мне?» — спросит кто. Ответ: Если не ищешь, а дается тебе, при­емли не как честь, но как иго, которое должно тебе в славу Божию и пользу ближнего носить; будь в чести той, как отец, который промыш­ляет о детях своих; служи славе Божией, а не своей, и пользе братии твоей, а не своей; будь рабом и слугой рабам Божиим, как говорит Христос: «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему слу­жили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф.20:26—28). Тогда и сия честь исходатайствует тебе большую на не­бесах славу, когда милостивый Господь наш скажет тебе: «Хорошо, добрый и верный раб! в ма­лом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» (Мф.25:21). 3) Третья утеха сынов века этого состоит в сластолюбии и роскоши. О, сколь много лю­дей она от Христа и истинного богопочитания отводит! Многие презирают честь и славу сует­ную, не ищут богатства, расточают и то, что имеют, но чреву угождать мало кто не хочет. Рассуди, христианин, как и в этом много заб­луждаемся. Что такое сластопитание, как только вкуса и гортани услаждение самократчайшее, кото­рое до тех пор услаждает, пока вкус и гортань переходит? Сладкая и различными приправа­ми растворенная пища, вместившись в желу­док, бывает как простая. Ибо желудок не раз­бирает, какая будет пища — сладкая или простая, только бы была здорова, он полезной требует пищи, а не сладкой. Равно насыщаются люди простой пищей, как и сладкой. Деревенский мужик равно укрепляет себя хлебом с солью и водою, как его помещик сладкими и различны­ми снедями. Равно и тот и другой после обеда ходят, делают свои дела, и проголодавшись, опять каждый за свою принимается пищу. И кто вчера какую пищу вкушал, сегодня не познает, но всякий, и кто многими и сладкими снедями вчера насыщался, и кто простейшей доволь­ствовался, опять сегодня голоден и хочет на­сытить чрево. Рассуди и о следствиях от сладкой и простой пищи и принадлежности их, и увидишь, что сладкой и многоразличной снеди всякое зло последует. Где более нечистая похоть, смертонос­ная для христианской души язва, гнездится, как не в роскошном и сластолюбивом сердце? Кто к молитве и прочей христианской должности ленивейший, как не роскошно питающийся? Кто в праздности, всему злу виновной, более живет, как не сластолюбец? Истина сия явна. Как в гнилом болоте всякие плодятся гадины, так в сластолюбивом сердце всякая родится гре­ховная нечистота. Не так умеренно и простою пищею живущий: он хотя и чувствует разжжение похоти, но молитвою и помощью Божией уга­шает то. Он в делах звания и прочих благосло­венных трудах всегда бодр, к молитве неленостен, всегда ко всякому доброму делу готов. Сладкие и различные снеди требуют много при­надлежностей, требуют различных составов, приправ, искусных поваров и помощников, но простая пища того не ищет. Различные сне­ди требуют не малых сумм и иждивения, и так, что должно на нищую и убогую братию обра­титься, то сластопитание одно пожирает, что есть душевредное самолюбие; простая пища от того свободна и не препятствует руке нашей быть щедрой к подаянию. Молчу о том, что сластопитание часто бы­вает от неправд и обиды ближнего, от чего про­стая пища, малым иждивением составленная, свободна. Различной снеди не везде можно иметь, как-то: в дороге, на брани и в прочих случаях, простая же везде готова. Что различ­ные снеди делают чреву, сколько порождают болезней, — лекари о том знают. К кому более они приходят с лекарствами, как не к сласто­любцам? От простой и умеренной пищи нет такой опасности, и хотя приходит болезнь и к воздержным, но, мало сыскав в них, чем бы за­медлить могла, скоро и отходит, воздержани­ем, как сильнейшим лекарством, прогоняемая. Но чтобы тебе, христианин, увериться в том, что сластопитание нездоровья и болезней при­чиною бывает, в то время как простая пища и умеренная — матерь здравия. Посмотри на бла­городных детей, которые сладкой пищей пита­ются, и детей крестьянских, которые по боль­шей части хлеб со щами или с водою едят, — и увидишь, как одни от других разнятся в крепости и цвете лица. Как одни крепки и красны лицом, а другие дряхлы, бледны и как бы бескровны! Это различие не откуда-нибудь, как от различ­ности воспитания происходит, что одни просто, а другие нежно и в сластях воспитываются. Но скажет кто: «Плоть требует утешения». Не плоть, но похоть плоти ищет сластопитания, а естество плоти одного только требует подкрепления, которое подает не различная, но здоровая и умеренная пища. Христианское же утешение не в пище и питье, но в духовной ра­дости состоит. «Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Свя­том Духе» (Рим 14:17). Требует и плоть своего утешения, как-то: в голоде питания, в жажде напоения, в зное прохлаждения, в холоде со­гревания, по трудах упокоения, и прочее; и так должно и плоти угождать, но не в похоти. От­куда и апостол не просто угождения плоти тво­рить не велит, но в похоти: «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим 13:14). Скажет кто: «Я не могу простой принимать пищи». Правда, но не можешь не от природы, но от пресыщения и употребления различных снедей. Не можешь, поскольку всегда сыт и тру­дов надлежащих не имеешь. Чрево насыщен­ное и сладкой снеди не приемлет. А как целый день попостишься и потрудишься, то и хлеб с водою, как сладкая пища, приятен будет. Скажет кто: «Я привык так жить». Правда и то; привычка много может. Но как к сластопитанию привык ты невоздержанием, так к простой пище привыкнуть можешь воз­держанием. Если единожды в день и умеренно приступишь к пище после трудов, то и к про­стой пище удобно привыкнешь, которая для тебя будет как приятной, так и более здоровой, чем сладкая и различная снедь. - 4) В заключение этого моего рассуждения полагаю Христово слово, которое всякого мо­жет подвигнуть к презрению не только богат­ства, чести и роскоши мира сего, но и жизни временной ради спасения души своей: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?или какой выкуп даст чело­век за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:26—27). Какая тебе польза с того, хотя ты все богатство, всю славу и все утехи мира сего будешь иметь, но спасение вечное потеряешь? Нет никакой пользы там, где души погибель. Не только веч­ная, но и временная жизнь дороже человеку более всего мира. Кто бы не назвал того безум­ным, который бы захотел жизнь эту временную и краткую потерять, чтобы мир весь приобрес­ти? Какая тогда польза ему от мира, если сам погибает? За славным слава, за богатым богат­ство и за роскошным роскошь вслед не пойдет, но все от всякого отстает и отлучается при кон­чине его. Если временной жизни никто не хо­чет погубить ради приобретения всего мира, тем более не должны мы, христиане, вечной жизни погублять, которая несравненно лучше, бла­женнее и вожделеннее временной, и «едина есть нам на потребу» (Лк.10:42). Ради нее не только мира, но и жизни временной при случае отречь­ся должно нам. Ради нее и в мир этот рождаем­ся, чтобы к вечной жизни перейти. Ибо не для временной, но для вечной жизни создал нас Создатель наш Бог. Временная жизнь не иное что есть и долж­на для нас быть, как путь к вечной, путем же этим должно нам идти с опасностью немалою, ибо много врагов окружают его. Ради того Сын Божий в мир этот пришел, чтоб нам к вечной жизни отворить двери, которые мы грехами нашими затворили, и к ней показать путь, с которого мы сбились. Ради того Слово Свое святое, как «светильник ногам» нашим «и свет сте­зям» нашим подал (Пс.118:105), дабы нам, по пути этому идущим, светил. Ради того и Таин­ства Свои святые установил, и прочее. Такое ли сокровище, вечное и бесценное, ради которо­го Сам Бог во плоти явился, захотим ради люб­ви мира сего потерять? Безумен тот, кто времен­ную жизнь, которую необходимо всякому сле­дует оставить, ради богатства или чести презирает, но намного более безумен тот, кто вечным, ради любви мира этого, пренебрегает. Всякий же пренебрегает им, кто к миру этому прилепился сердцем и любовью, как о том выше неоднократно сказано. «Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каж­дому по делам его». Тогда не спросит у нас, имели ли мы в мире этом или честь, или славу, или богатство, или иное что подобное тому. Но что? Взыщет от нас того, чему Он и словом Своим, и образом жития Своего учил. «Назывались вы христианами и Мое имя исповедовали. Хоро­шо. Но где ваше христианское житие и плод вашего исповедания? Называли вы Меня Гос­подом: «Господи, Господи! Хорошо». Но где ваше послушание, которое Господу своему показы­вать должны были? Где ваше смирение, терпе­ние, кротость и любовь, чему вас слово и жи­тие Мое учило? Обещались вы Мне при кре­щении верою и правдою служить, но где ваша верная Мне служба? Обещал Я жизнь вечную подать верующим во имя Мое: вот даю ее веро­вавшим в Меня. Ваша где вера, которой Я от вас в слове Моем требовал? Где плоды ее и доб­рые дела? Стыдились вы тогда Меня и Моих слов, стыжусь и Я ныне вас. Не хотели вы пос­ледовать Моему смирению, терпению, кротос­ти и любви, не хочу и Я вас ныне принять в славу Мою. «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того посты­дится и Сын Человеческий, когда приидет в сла­ве Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк.8:38; см. еще Мф.7:13-14, 21, 23; Лк.13:24-27). О, как страшно и жалостно будет слышать ответ этот христианам, которые показывали вид, что они лучше неверных, но часть их с не­верными полагается (Мф.24:51), которые слы­шали в слове Божием о вечной жизни, блажен­стве, царствии, славе, радости и прочих вечных благах, но лишатся тех, ибо не искали их ис­тинною верою, но, осуетившись помышлени­ями своими, в мире этом хотели богатеть, сла­виться, утешаться, и, если бы возможно было, вечно в нем царствовать! Да убоимся, возлюб­ленный христианин, страшного того ответа и плачевного лишения вечной жизни. Послуша­ем Духа Святого, через апостола нас увещева­ющего: «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин.2:15—17).

§ 419. Рассуждение о грехе может человека с помощью Божией отвести от греха. 1) Рассуди, христианин, откуда начало свое имеет грех, и увидишь, что начальник и изоб­ретатель его есть дьявол. Он первый есть от­ступник, который от Бога и Создателя своего со злыми своими ангелами отступил (Иуд 1:6) и прародителей наших в раю лукавством своим отвратил и за собою увлек (Быт.3:1—6). При­лично ли христианину, водою и Духом возрож­денному, в завет со святым Богом вступившему и во общение с Ним и дружество со святыми Ангелами позванному, грех творить и так дья­волу, начальнику греха и противнику Божию, следовать? О, сохрани нас, Господи, от такого безумия! Делает же то человек, который про­тив совести и от произволения грешит. Как ис­тинные христиане подражают Богу, как чада возлюбленные, когда сообразуются Ему прав­дою, истиною, любовью, терпением, кротос­тью, милосердием, и прочим, так нераскаянные грешники подражают дьяволу и сообразуются ему злонравием своим, ненавистью, злобою, лукавством и прочими богопротивными дела­ми. Мерзкий перед Богом начальник греха, мерзки и последователи его, бедные и окаян­ные люди. 2) Рассуждай и о том, христианин, что есть грех, который человеку сладким кажется. Он есть отступление от Бога живого и животворя­щего; он есть измена, которою присягу Богу, в крещении данную, нарушает человек. Как Го­сударю своему изменяет тот, кто присягу, ему данную, не сохраняет и неверно ему служит, так и человек изменяет Богу, когда по обещанию своему не верно служит Ему, но противится Ему грехом и вслед сатаны идет, как о неких вдови­цах апостол написал: «некоторые уже совратились вслед сатаны» (1 Тим 5:15). Также грех есть нару­шение святого, праведного и вечного закона Божия, который на то от Бога дан нам, дабы его цело и со всякою осторожностью хранили мы, как говорит Богу псалмопевец: «Ты повелел заповеди Твои хранить строго» (Пс.118:4). Но грешник бесстрашно дерзает нарушать то, что должно быть нерушимо вовеки. Еще грех есть сопротивление святой и благой воле Божией. Бог хочет, чтобы мы уклонялись от зла и тво­рили благое, но окаянный грешник противно тому делает: уклоняется от добра, и творит злое, и так противится Божией воле. Еще грех есть огорчение и раздражение вечной Божией прав­ды, которая, грехом раздраженная, судит греш­ника (быть) повинным временной и вечной казни, ибо всякий грех против правды Божией бывает. Еще грех есть преслушание и уничиже­ние великого, бесконечного, неописанного, страшного, святого и вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, перед Которым Ангелы святые со страхом стоят и благоговеют (Ис.6:2— 3), но человек — земля и пепел — не боится Его. И это есть превеликая человеческая слепота, что он Того, у Которого в руке как весь свет, так и он сам, — не боится, не почитает, но прези­рает и уничижает. Поэтому и сам Им презира­ется, и оставляется, и уничижается, как гово­рит Господь: «Бесславящие Меня будут посрам­лены» (1Цар 2:30). Грех есть превеликая человеческая к Богу неблагодарность. Ибо так человек, тем более христианин, Бога Создателя, Промыслителя и Искупителя своего, Которого должен любить, не любит, Которого должен почитать, не почи­тает, Которого должен прославлять, уничижает. Ибо грех любить и Бога любить, грешить и Бога почитать невозможно. Истина сия бесспорна. Грех, наконец, есть душевная проказа, которая смрад издает и других заражает, и никем очис­титься не может, как только Иисусом Христом, Целителем душ, и, по свидетельству св. Злато­уста, грех злее самого демона (Беседа 41-я на Деяния). Ибо и демона грех сделал демоном, который Создателем своим добрым ангелом создан был. Страшно, человек, грешить, страшно Богу изменять и отступать от Него, страшно нару­шать ненарушимый закон Божий, страшно воле Божией противиться, страшно правду Божию раздражать, страшно Бога бесконечного не слушать и уничижать, страшно и неблаго­дарным Богу-Благодетелю быть. «Страшно впасть в руки Бога Живаго» (Евр.10:31)! «Потому что Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12:29). 3) Видишь, христианин, что такое грех. По­смотри еще, что значит служить греху, ибо «вся­кий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Златоуст святой, изображая гнусность греха и мерзкое тому рабство, уподобляет его жене зве­рообразной, варварской, огнем дышащей, не­красивой, черной (Беседа 9-я на 1-е Послание к Коринфянам). Этому мерзкому чудищу разумное Божие и образом Его Божественным почтенное созда­ние — человек — служит, повинуется, прилеп­ляется и делает так, как тот, который, будучи царевым сыном и царскою багряницей одет, презрев высокую царскую честь и свергнув с себя одеяние многоценное, одевается в гнусное рубище, и, оставив красивую и многоценными украшениями одетую свою жену, прилепляет­ся мерзкой и безобразной блуднице, любит ее и угождает ей. Так делает несмысленный хрис­тианин, который в святом крещении сотворил­ся сыном Небесного Царя и оделся в чистей­шую багряницу правды Христовой, но, не рас­судив о высокой этой чести, и свергнув с себя прекрасную ту порфиру, одевается опять в смрадное греховное рубище, и добродетель, как прекрасную и целомудренную девицу, оставив, прилепляется греховной похоти, как гнусной и всякими пороками замаранной женщине, или даже, оставив Христа Сына Божия, «прекрасней­шего из сынов человеческих», Которому верой об­ручен был, прилепляется к гнусному мучителю, дьяволу, и из сына Божия сыном велиаровым делается. Плачевное зрелище и ужасная слепо­та! Человек в таком высоком достоинстве учи­нен, особым Божиим советом создан, образом Его почтен, Кровью Христовою падший искуп­лен, в крещении омовен и обновлен, к вечному блаженству позван, — благороднейшее созда­ние человек, ради которого весь прекрасный этот мир создан, согражданин ангельский, сын Божий, наследник небесного царствия, член тела Христова, жилище Духа Святого, в такую подлость нисходит самовольно и все свое блаженство погубляет. О! Когда бы у бедного грешника открылись сердечные очи, и увидел бы пленение свое, в котором находится, и тяжкое и мерзкое свое рабство, которым не человеку, созданию Божию, но греху, всех зол виновному злу, и гре­хом дьяволу неистово служит, — неутешно пла­кал и рыдал бы, и блаженнейшими более себя почитал бы тех, которые в заточении, в темни­цах, в узах, в пленении, посмеянии и всяком озлоблении у варваров находятся. Ибо эта беда телесная и временная, а та душевная и вечная, если от нее благодатью Христа, Искупителя мира, не избавится. Ибо душевное и вечное бед­ствие несравненно больше телесного и времен­ного, ибо это смертью кончится, а то смертью не прекращается, но еще больше становится и вовеки без конца будет. 4) Грех совесть человеческую сильно уязв­ляет и мучает, пока истинным покаянием не очистится. Пока человек грешит, как будто спит совесть его, хотя и тогда не перестает ударять его, но когда он очувствуется и пробудится со­весть его, тогда познает, сколь тяжко мучение ее. Тогда он почувствует сильный и страшный ее удар: «Нет спасения тебе в Боге» твоем (Пс.3:3). А наиболее тогда бывает грешнику бедному напасть сия, когда он приметит к себе прибли­зившуюся кончину. Если и благочестиво и свя­то пожившим великий подвиг бывает при кончине, как читаем в церковной истории и ныне примечаем, — что же будет тем, которые до кончины грешили? Страх суда Божия, геен­ны, тоска и отчаяние! Тут сатана, который грешника Божиим единым милосердием прельщал, и так грешить научал, и в грехе со­держал, и в том до кончины его вел, уже Божие правосудие ему предлагает в совести, а так в отчаяние лукавый дух грешника ввергает. Горе будет в час тот бедному человеку, который имеет уязвленную совесть и не очищенную истинным покаянием заблаговременно. Поэтому всяко­му, кто имя Христово призывает, советую, ради своего спасения, об этом часе страшном по­мнить и заблаговременно от греха отстать, и сокрушением сердца совесть свою очистить, и всегда тот час поминать, чтобы не тогда толь­ко, уже бесполезно раскаиваться, сокрушать­ся, ужасаться, смущаться, тосковать и время для покаяния искать. Надобно оставить при­хоти, доколе они нас не оставят, надобно оста­вить суету, доколе она нас не оставит. 5) Гнусными и страшными именами назы­вает святое Божие слово тех людей, которые бесстрашно на грех дерзают и в непокаянии находятся. Называет «сынами дьявольскими»: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего», — говорит Христос беззаконным иудеям (Ин.8:44). «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил», — говорит Иоанн святой, и ниже говорит: «Дети Божии и дети диавола узнаются так», — где ча­дам Божиим, которые греха не творят, проти­вополагает чад дьявольских, которые творят грех (1 Ин.3:8—10). И еще: называет «врагами Божиими». «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знае­те ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). То же и в Псалмах видишь и читаешь и в прочих Писа­ния местах. Гнусно быть, христианин, сыном дьявольским. Бесстыдно и страшно быть вра­гом Божиим. Бесстыдно — ибо беззаконник против Создателя и Благодетеля своего, Кото­рому должен быть благодарным, враждует, ра­зоряя закон Его святой. Страшно — ибо Бог праведный есть Судия, и воздаст месть врагам Своим. «Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отм­щение, Я воздам, говорит Господь» (Евр.10:30). 6) Бесстыдно делает человек, когда безза­конничает. Ибо «не имеет Бога пред собою» (Пс.53:5; 85:14), Которого должен перед очами сво­ими иметь, почитать и поклоняться. Обращает спину свою, а не лицо к Нему, как о беззакон­ных иудеях говорит Господь: «Они оборотились ко Мне спиною, а не лицеем» (Иер.32:33; 2:27). Отвергает слова Божии вспять, как Сам Бог грешнику говорит: «Ты поверг слова Мои назад: если видел вора, то спешил вместе с ним, и с пре­любодеем имел участие. Уста твои умножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя в собрании, на брата твоего клеветал, и сыну матери твоей полагал соблазн». И ниже добавляет Псалмопевец: «Уразумейте же это, забы­вающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и (тогда) никто не избавит» (Пс.49:17—20, 22). Такое бес­стыдство делает человек, когда грешит против Бога, а более христианин, который мнится знать Бога, но не почитает Его; имеет закон Божий, но не хочет исполнять его, и отвергает его, оставляя сзади, который должен иметь пе­ред собою и, на него смотря, творить его. По­этому должно об этом всякому беззаконнику рассуждать и внимать тому, что прибавляет про­рок: «Уразумейте же это, забывающие Бога, дабы Он не восхитил вас, и (тогда) никто не избавит». Похищает беззаконников праведный Божий суд, «и (тогда) никто не избавит. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не прино­сящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф3:10). 7) Грех соделовает стыд и срам перед людь­ми. Потому блудники, воры и прочие грешники сокровенных мест ищут к совершению безза­конных дел своих. Также сребролюбцы, злоб­ные, льстецы, лукавые и хитрецы всяким обра­зом тщатся сокрыть страсти свои. Ибо никто явно не хочет грешить. Поэтому Христос гово­рит: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, пото­му что они злы» (Ин.3:20). Причина тому сия есть, что явным грешником всякий гнушается. А те, которые явно дерзают грешить, не только страх Божий, но и стыд человеческий потеряли. 8) По причине греха всякие на свете казни, наказания, беды и напасти бывают, как-то: бо­лезни, моровые язвы, войны, брани, неурожай хлеба, скотские падежи и прочее. Если бы гре­ха не было, не было бы и напастей. Прочитай, христианин, со вниманием книги Ветхого За­вета и увидишь истину сию. 9) За грех вечная мука и огонь вечный уго­тован, в который непокаявшихся грешников Христос, Судия праведный, пошлет: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). 10) Чем более грешит человек, тем большая, тягчайшая ожидает его вечная мука. О человек! «Или пренебрегаешь богатство благости, крото­сти и долготерпения Божия, не разумея, что бла­гость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога, Который воздаст каж­дому по делам его», и прочее (Рим 2:4—6 и след.). Убоимся же, христианин, суда Божия, об­ратимся к Богу, пока время не ушло, ибо при­емлет Бог обращающихся, и сотворим плоды, достойные покаяния. Возненавидим грех ныне, чтобы тогда не вкусить плода его горестного. (Смотри еще статью 2-ю первой книги).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных