Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4: О повседневном христианском покаянии




 

«Если говорим, что не имеем греха,обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, про­стит нам грехи наши и очис­тит нас от всякой неправды» (1 Ин.1:8-9).

Когда здесь говорится о повседневном по­каянии, то не такие грехи разумеются, которые по произволению и умыслу делаются, как-то: блуд, хищение и прочие подобные тем (см. 1Кор.6:9—10; Галл.5:19—21 и в прочих местах). Та­ковые грешники, поскольку дар Крещения и веру потеряли, вне числа истинных христиан находятся. Посему должно им оставить страс­ти и злые обычаи свои и начать новое житие о Христе Иисусе, как сказано выше. (О покаянии таких грешников смотри в первой книге, в пер­вой статье второй части). Нет там и покаяния, где грехи не оставляются, но только бесполез­ное умягчение совести и прелесть дьявола, ко­торый таким ложным покаянием прельщает людей, чтобы в вечную погибель их мог с со­бою увлечь. Но в это рассуждении имеются в виду немощи человеческие, которым и самые благочестивые и свято живущие подлежат, как из следующего увидишь. Также рассуждение это и тех грешников касается, которые благо­датью Божией обратились и, начав новое жи­тие, стараются Богу послушание оказывать и угождать. Ибо должно и им каждый день до конца жизни болезновать сердцем о том, что Бога бесстрашным житием прогневляли, долж­но поминать грехи свои и беззакония прежние, и так смиряться, должно пред Богом рассуждать, как в бедственном состоянии были и от него благодатью Божией избавились, и за то Бога, не хотящего смерти грешника (см. Иез.33:11), усердно благодарить, и на милость Божию без сомнения надеяться. И поскольку и сии, хотя отстали от грехов и в числе благочестивых на­ходятся, однако тем же немощам подлежат, как и прочие благочестивые, то и они повседнев­ного покаяния требуют.

§ 376. По рассуждению учителей церков­ных, грех двоякий. Одни — владеющий чело­веком, о каком говорит апостол: «да не царству­ет грех в смертном вашем теле, чтобы вам по­виноваться ему в похотях его» (Рим.6:12), этот грех иначе называется самопроизвольным, ибо делается с желанием, советом, умыслом, зна­нием и предварительным рассуждением, и он бывает против совести, которую и уязвляет, и беспокоит, — например, соблудить, похитить, украсть чужое, обмануть, прельстить ближне­го, озлобиться на него, и прочее. Этот грех на­зывается смертным, ибо смерть вечную согре­шающему, если не покается, соделовает, по уче­нию апостольскому: «возмездие за грех — смерть» (Рим.6:23); и еще: «сделанный грех рождает смерть» (Иак.1:15). Вместе с таковым грехом вера и благодать Святого Духа в человеке быть не может, но изгоняется через него, и согреша­ющий человек так лишается всех благ, через Христа приобретенных, и Христос ему ни при­носит никакой пользы, пока так грешить не перестанет. От таковых грехов истинные хрис­тиане берегутся, верою и благодатью Святого Духа подвизаются против них. (О таковых гре­хах поминается в 1Кор.6:9—10; Галл.5:19—21 и в прочих местах Писания). Другой грех — это грех, живущий в челове­ке, но не обладающий человеком, и он не что иное, как немощь природная, плоть со страс­тями и похотями (см. Галл.5:24), восстающая на духа, растление и злость, с человеком родивша­яся. Этому греху силою веры и духа противятся благочестивые, и не попускают владеть собою. Например, восстает похоть, побуждающая к нечистоте, или к отмщению, или к ненависти, или к обиде ближнего, и прочее, — они ту по­хоть укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя сему греху противятся благочестивые, однако, немощью убеждаемые, часто «делают, чего не хотят» и не знают (Рим 7:19).

§ 377. Из святого Божиего Слова познаем, что и самые благочестивые и свято живущие согрешают, и согрешают много. «Все мы много согрешаем», — говорит апостол (Иак.3:2). И свя­той Иоанн исповедует: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8). И за оставление грехов «по­молится всякий преподобный во время благопотребное» (Пс.31:6). И Христос верным, Кровью Его оправданным и Бога Отца по благодати Его исповедующим, велит молиться: «Отче! Остави нам долги наша» (грехи) (Мф.6:12), ведая, что согрешают все. Велит брату оставлять грехи: «Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему. И если семь раз в день согрешит про­тив тебя и семь раз в день обратится, и скажет: «Каюсь», — прости ему» (Лк.17:3—4). А кто против брата грешит, тот грешит и против Бога, ибо не хранит заповеди Божией: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф.22:39). Потому и пророк святой вопиет к Богу и воздыхает: «Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2). Ибо Бог не только внешние наши дела и грехи видит и судит, но и внутренние помыш­ления, наклонности, начинания сердечные, как «испытующий сердца и утробы» (Пс.7:10), ясно усматривает и по ним судит. Многих грехов своих человек не видит и не познает в совести своей, но Божие око, кото­рое светлее солнца, все проницает. Посему го­ворит псалмопевец: «Грехопадения кто уразуме­ет?» (Пс.18:13), — то есть никто не может их познать и исчислить. Потому и молится Богу об очищении их: «От тайных моих очисти мя», — показывая, что ничем иным они не очищают­ся, как исповеданием, усердною молитвою и верою о Христе Иисусе, чья «Кровь очищает от всякого греха» верующих в Него и исповедующих грехи свои (см. 1 Ин.1:7). И здесь имеются в виду не те тайные гре­хи, которые тайно по произволению делают­ся и от людей сокрыты, ибо они хотя и тайно от человека совершаются, но не могут укрыть­ся от совести, которая их более всякого свиде­теля внешнего обличает, и против согрешивше­го вопиет, но имеются в виду такие грехи, ко­торых и сам человек в совести не усматривает, но Бог ясно и чисто видит. Ибо сердце челове­ческое «глубоко» сокрыто (Иер.17:9; Пс.63:7), и смертоносным ядом змеиного семени так за­ражено, что всякому много предстоит труда рассматривать его, оплакивать, омывать верою нечистоту его. Ибо «кто похвалится, что имеет чистое сердце? Или кто дерзнет сказать, что он чист от грехов?» — говорит Соломон (Притч 20:9). Это окаянство оплакивает апостол: «Ока­янный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?» Причину этого приводит выше: «Вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона грехов­ного, находящегося в членах моих», и прочее (Рим 7:23-24). Посему всем, благочестиво живущим дол­жно рассматривать сердце свое, и немощь свою понимать, и с пророком исповедаться перед Богом: «У Тебя, Господи, правда, у нас же на ли­цах стыд» (Дан 9:7—8), — и от правды Божией и праведного Его суда к милосердию Его о име­ни Христовом прибегать: «Не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих» (Пс.142:2), — и молиться: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем дол­жником нашим» (Мф.6:12). «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправ­ды» (1Ин.1:9).

§ 378. Источник, от которого верные почер­пают воду веселия, то есть утешение и оставле­ние грехов, есть Христос, Сын Божий. К сему Источнику живой воды прибегают они, пали­мые зноем гнева Божия, который в совести сво­ей чувствуют, и так прохлаждаются и воспри­нимают утешительное подкрепление веры, вос­клицая с богомудрым Павлом: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим 8:32). Если Бог Сына Своего ради нас не поща­дил — о глубина богатства благости Божией, — то как ради Того же Сына нам, верующим в Него, и исповедующим грехи свои пред Ним, и отпущения просящим, не отпустит грехи и не явит милости? Если великое подал, когда бла­говолил послать Сына Своего ради нас в мир, малого ли не подаст нам? Ибо для того и при­шел Христос в мир, чтобы нас избавить от гре­хов, от которых мы сами избавиться не могли, и подать нам правду Свою, которой мы от за­кона найти не могли, как немощные, и так от­ворить нам небесное царствие, которое мы преслушанием своим затворили. В этом цель благоволения о нас Небесно­го Отца и пришествия Единородного Сына Его в мир. Дан был нам закон Божий, в котором вечная правда изображена. Тот должно было нам или совершенно исполнить, и так правед­ными перед Богом быть, и жизнь вечную полу­чить, по Писанию: «исполняющий то (в законе написанное) человек, жив будет им» (Галл.3:12), или, если не исполним, под клятвою закона быть, по сказанному: «проклят всяк, кто не исполняет всего, что написано в книге закона» (Втор 27:26; Гал.3:10). Но грех, живущий в человеке, большую вос­принял от закона силу, и был как бы раздражен им, и против того, что закон повелевал или зап­рещал, большую в нем возжигал похоть. Пото­му человек, побеждаемый немощью и похотью, не мог исполнить того, что хотел от него закон, и так закон обличал его, как немощного и пре­ступника, а не исцелял. И хотя человек не мог делать того, что закон ему повелевал, но прав­да Божия своего требовала от него. Требовала того, что он должен Создателю и Богу своему, то есть совершенного послушания и почита­ния, и так определила, чтобы человек или весь закон Божий исполнил и благословение Божие получил, или, не исполнив, лишился Божиего благословения и был поражен проклятием. Правда Божия нарушена быть не может, но требует непременно, чтобы законопреступник был наказан, ибо свойство правды — каждому от­давать должное. Не нашелся человек, который бы закон Божий совершенно исполнил, «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим 3:23). Не сотворил никто того, чего правда Божия тре­бовала, и каждый обличался от закона как пре­ступник и непокорный. Следовательно, и ос­тался всякий по определению Божией правды под проклятием, и подпал вечному осуждению и смерти. Милосердие и человеколюбие Божие не терпело, чтобы человек был оставлен под про­клятием, не терпело видеть его в вечной поги­бели. Правда Божия своего требовала, и мило­сердие Божие своего хотело. Надобно было и правде Божией удовлетворение свое получить, и милосердию Его не остаться без удовлетво­рения. Бог Праведный и Милосердный изобрел по Своей премудрости средство, которым и прав­да Его святая, и милосердие Его удовлетвори­лись. Благоволил Сыну Своему, Который есть Ипостасная Божия Премудрость, воплотиться. Явился во Плоти Сын Божий, и за нас, прокля­тых от закона, сделался клятвой, единый «бла­гословенный во веки» (Рим 9:5), и так «искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою» (Галл.3:13), и, вместо нас, не исполнивших за­кона, совершенно исполнил закон, «чтобы оп­равдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу» (Рим 8:4). Так закон Божий конец свой, то есть исполнение совершенное, во Христе получил, чего в нас не получил. Так правде Божией и милосердию Его удовлетвори­ла Ипостасная Отчая Премудрость — Христос. Правде — так как «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5; Рим 4:25; 1Кор.15:3); милосердию — так как человек про­клятый и вечному осуждению подверженный «благословение верою во Христа получает от Бога и спасается» (1 Петр 3:9; Галл.3:9, 14; Рим 5:9— 10). И чего в законе не мог найти, как немощ­ный, то все верою во Христе обретает. Так «ми­лость и истина встретились, правда и мир обло­бызались. Истина от земли воссияла, и правда с неба приникла» (Пс.84:11—12). От этого Источника живого прохлаждают­ся верные, на Иисуса, вознесенного на Кресте и грехи наши вознесшего в Теле Своем на дре­во, верою «взирают и ранами Его исцеляются» (Евр.12:2; 1 Петр 2:24). Ибо «как Моисей вознес змию в пустыне, так подобало вознесенным быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14— 15). Об этом дерзают с апостолом говорить: «Имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин.2:1—2). Он несовершенное их послуша­ние Своим совершенным послушанием допол­няет, и Своим совершенством недостатки и не­мощи их прикрывает, и так «от полноты Его все мы приняли» (Ин.1:16). Он «сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящени­ем и искуплением» (1Кор.1:30). Итак, к этому прибежищу нищих и убогих и Врачу немощей человеческих, истребивше­му грехи, должно и нам, христианин, прибегать, и верою взирать на Него, дабы, как сыны Израилевы, угрызаемые от змиев в пустыне, взи­рали на вознесенную Моисеем змею и исцеля­лись (см. Числ.21:9), так и мы, верою взирая на вознесенного Сына Божия, исцелились от ядо­витых угрызений адского змия, дьявола. Христос, Сын Божий, — утешение, похва­ла и слава наша, христиане, «умерший за нас, но и воскресший, Он и одесную Бога сидит, и хода­тайствует за нас» (Рим.8:34), — Тот, Который с высоты славы Своей милостиво взирает «на кротких, и смиренных, и трепещущих пред сло­вом» Его (Ис.66:2), Который «трости надломлен­ной не переломит, и льна курящегося не угасит» (Ис.42:3; Мф.12:20). Который Сам говорит: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф.9:12—13). «Посему да приступаем с дерзновением к пре­столу благодати, чтобы получить милость и об­рести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:16).

§ 379. Истинные христиане, когда испове­дают грехи свои перед Богом и отпущения их у Него просят, то и сами человекам согрешения их оставляют, как научил их Христос молить­ся: «Отче! Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» (Мф.6:12). Пото­му, христианин, нам должно рассуждать о том, что добавляет Господь по молитве той: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то про­стит и вам Отец ваш Небесный, а если не буде­те прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:14—15), то есть должны и мы оставлять ближним нашим согрешения их. Потому и премудрый Сирах говорит: «Мстительный получит отмщение от Господа, Который не забудет грехов его. Прости ближнему твоему обиду, и тогда по молитве твоей отпустятся грехи твои. Человек питает гнев к человеку, а у Господа просит про­щения. К подобному себе человеку не имеет мило­сердия, и молится о грехах своих, сам, будучи пло­тью, питает злобу: кто очистит грехи его?» (Сир 28:1-5). Посему Христос апостолу Петру, вопросив­шему Его: «Господи! Сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? До семи ли раз?— отвечал: Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:21—22). Посему и притчу приложил Господь о должни­ке, который был должен царю своему десять тысяч талантов и который от царя получил про­щение великого долга по единой милости его, но товарищу своему ста пенязей простить не хотел и посадил его в темницу, пока не отдаст долг, за что и сам царем прогневанным предан был мучителям (Мф.18:23—34). Эта притча не иное что значит, как то, что питающему гнев на ближнего своего и согрешений его не прощающему, не только не будут прощены грехи Богом, но и прежние его про­щеные грехи будут возвращены и вспомнятся. Ибо царь тот милостивый простил было долж­нику тому долг, но за немилосердие его, по от­ношению к брату его проявленное, снова воз­вратил его долг и предал мучителям для истя­зания долга. Посему заключает Господь притчу ту так: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф.18:35). Потому, когда получаем от Бога прощение великих долгов наших, то ради такой к нам Божией милости должны и сами долги малые ближним нашим прощать, чтобы и с нами не приключилось то, что с лукавым тем евангель­ским рабом. Грехи всего мира истреблены на древе крестном, но отпущения грехов сподоб­ляются от Бога только те, которые перестают грешить, каются о грехах и веруют во Христа, умершего за грехи наши и воскресшего. Нет же истинного покаяния, но есть при­творное и ложное там, где сердце злобою и гне­вом исполнено. Самый гнев, который мы дер­жим на ближнего, есть тяжкий грех, по свиде­тельству апостола: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин.3:15). Скажут: «Он-де мне зло делает, и обиду при­чиняет?» Правда, но и ты равно зло делаешь, когда злобу на него держишь; и обиду ему при­чиняешь, когда словом или делом ему мстишь. Он прежде тебя сделал зло, но ты после дела­ешь ему зло. Ибо зло есть зло, и обида есть оби­да, прежде или после сотворенная. Рассуждай об этом, возлюбленный христи­анин, и не смотри на то, что делают христиане нынешнего века, которые за малое поносное или укорительное слово, или судебные места наполняют клеветами на ближнего, или хотят его погубить, не рассуждая о том, что каждый день и час бесчестят и оскорбляют величество Божие, и по делам своим не получают. Но, ве­ликой милости от Бога сподобляясь, и сам к ближнему твоему милосерден будь, чтобы са­мому не лишиться Божией милости и навеки не погибнуть. Посему, если хочешь, чтобы Бог к тебе был милостив, будь и сам к ближнему твоему мило­стив. Ближний наш дан нам от Бога для испы­тания нашего и познания о Боге. Любим мы ближнего — любим и Бога Са­мого, и Бог нас любит. Благоволим о ближнем нашем — благово­лит и Бог о нас. Милуем мы ближнего нашего — милует и Бог нас. Прощаем согрешения ближнему нашему — прощает и Бог нам согрешения наши. Ненавидим и гневаемся на ближнего наше­го — находимся и сами под гневом Бога. Не прощаем согрешений ближнему наше­му — не прощает и Бог нам согрешений наших. Мстим мы ближнему нашему — будет мстить и Бог нам, как говорит Сирах: «Мсти­тельный получит отмщение от Господа» (Сир 28:1). Так, каковы мы к ближнему нашему, та­ков и Бог к нам.

 

 

Глава 5: О том, что христианин должен беречься от смертных грехов, которые против совести бывают и уязвляют ее

«Да не царствует грех в смер­тном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ва­ших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведнос­ти» (Рим 6:12-13).

§ 380. Что вне, в Слове своем Бог запреща­ет, то внутри человеку совесть его запрещает. И так Слово Божие, написанное на листе, и со­весть человеческая воедино сходятся, нацелива­ют и к единому концу, то есть чистому, святому и непорочному житию ведут человека. Поэто­му кто против совести грешит, тот грешит и против Божиего Слова. И гнев Божий, который чувствует человек внутри себя, в совести, тот же гнев Божий изображается и в Слове Божием против него. Также какую милость Божию и мир чувствует человек внутри себя, та же ми­лость и мир Божий и в Слове Его святом пред­ставляется человеку. «Тем, которые поступают по сему правилу (имеют веру, действующую любовью) мир им и милость, и Израилю Божию» (Гал 5:6; 6:16). Так­же и пророк святой Давид какую милость и мир почувствовал внутри себя, то же и написал: «Ус­лышу, что скажет во мне Господь Бог, ибо изре­чет мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему» (Пс.84:9). Посему христианам, если не хотят против Слова Божиего и Самого Бога согрешить, и так милость Божию потерять и праведному Его гне­ву подпасть, должно беречь совесть свою чис­той от таких дел, которые ее уязвляют, беспо­коят и лишают благоприятного мира, то есть от всего того, за что в Слове Божием возвеща­ется гнев Божий и что беспокоит и приводит в страх совесть, которая чувствует в себе тот грех, за который гнев Божий определяется. Посему должны мы, христианин, совести нашей и Сло­ву Божиему внимать и удаляться от плотских страстей, которые «восстают на душу» (1 Петр 2:11). «Д ела плоти известны; они суть: прелюбодея­ние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, нена­висть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предва­рял, что поступающие так царствия Божия не наследуют» (Галл.5:19—21). И еще: «Не обманывай­тесь: ни блудники, ни идолослужители, ни пре­любодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищ­ники — царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9— 10). И еще: «Блуд и всякая нечистота и любостя­жание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустос­ловие и смехотворство не приличны вам, а, на­против, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, ко­торый есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. Никто да не обольща­ет вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будь­те сообщниками их» (Еф.5:3—7). Этому учению и прещению да внимаем, христианин! Также христиане, как Божий люди, долж­ны удаляться от сребролюбия: «ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, не­которые уклонились от веры» (1 Тим 6:10), как говорит Господь: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). Должны уклоняться от лжи, лести, ибо «погубит Господь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь» (Пс.5:7). Должны изгонять из сердца злобу, как им говорит Христос: «Если не будете прощать лю­дям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф.6:15). А кому нет прощения согрешений, тому от Бога отмщение и вечная следует казнь. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его», — говорит Хрис­тос (Мф.18:35). Посему должно внимать этим и прочим страшным местам Святого Писания, которые возвещают гнев Божий грешникам за грехи, и совести своей внимать, и от таких дел, которые ее уязвляют и беспокоят, должно весь­ма беречься, дабы, уязвив совесть, не потерять покой ее, и милости Божией не лишиться, и не подпасть праведному Его гневу.

§ 381. Совесть уязвляют и беспокоят не только внешние грехи, которые вне, самим де­лом производятся, как-то: блуд, хищение, лесть, отмщение и прочие, но и внутренние, которые через злые и богопротивные помыслы совершаются. Посему христиане должны бе­речься не только от внешних, но и от внутрен­них грехов. 1) Поскольку Бог в Слове Своем с душой нашей говорит. Итак, что пользы телом не гре­шить, но душою и сердцем грех делать; руками не убивать, но сердцем убивать; телом не сме­шаться с женою, но сердцем услаждаться не­чистой похотью? 2) Как Слово Божие душе нашей, так и со­весть наша душе говорит: «Не делай того и того». Следовательно, и внутренние грехи как против Слова Божия, так и против совести в душе равно делаются, как и внешние, членами телесными. 3) Бог как внешнее, так и внутреннее худое дело равно видит, о чем псалма 138 -го стих 1-16 свидетельствуют, и в прочих Писания местах говорится. 4) И совесть за внутренне худое дело и помысл, уязвленная и раздраженная этим, обли­чает человека. 5) Как Слово Божие, греховным помыслом презренное и не исполненное, так и совесть, тем же раздраженная, суд Божий и гнев Его воз­вещают человеку. И человек будет судиться не только за дела и слова, но и за помыслы злые на страшном Христовом Суде. 6) Христос говорит: «Сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:27—28). Отсюда можно заключить, что и тот прелюбодей, который хочет прелюбодейство­вать и нечистые мысли в сердце питает, хотя с женщиной и не совокупляется телом; и тот «убийца, который ненавидит брата своего» (1Ин.3:15), злобится на ближнего и хочет ему повре­дить или его убить, хотя и не убивает его на деле; и тот есть вор и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает делом; и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается; и тот льстец и обманщик, который хочет прельстить и обмануть, хотя делом и не совершает того. То же и о прочих злых помыш­лениях разуметь должно. Этот грех совершается против заповеди де­сятой: «не пожелай» (Исх.20:17). И хотя такой че­ловек не делает ближнему зла делом, но хочет делать, и так грешит против Божиего повеле­ния. Ибо Бог как душе и сердцу нашему гово­рит, так и смотрит на сердце и волю души, на то, какое кто сердце и волю имеет и к чему воля и сердце клонится у человека, и по тому судит его. Итак, христианину не только не должно делать зла, но и мыслить, и хотеть, если не хо­чет против Слова Божия и совести своей согре­шить, и так ее уязвить и суду Божиему подпасть. 7) Поскольку Бог душе нашей говорит и ве­лит или уклоняться от зла, или делать добро (см. Пс.33:15), то душа делает как добро, так и зло. А тело для души есть орудие, которым делает или доброе, или злое. Тело не будет делать зла, рука не будет похищать, убивать, язык злосло­вить и клеветать, ухо клевету слушать, око с вожделением на красоту лица смотреть, если душа не захочет. Дело рук — делать, но доброе или злое делать от произволения души зависит. Ока дело — смотреть, а зло или с добром смот­реть — относится к нашей воле. Языка дело — говорить, а как и что говорить, то от воли зави­сит. Так и прочие члены тела нашего бывают орудиями правды, или неправды не сами по себе, но от воли и произволения сердечного. Итак, душа и воля человеческая грешит или добро делает, и через члены телесные хотения и действия совершает. Следовательно, хотя человек и не грешит членами телесными, напри­мер, руками не крадет, не убивает, телом не блудодействует, и прочее, но в душе и сердце мыс­ли злые имеет и им соизволяет, он также грешит перед Богом и суду Его праведному подпадает. Надобно же нам, христианин, не только от вне­шних грубых грехов, но и от внутренних злых помышлений, которые есть корень и начало внешних, беречь душу свою, если хотим по-христиански жить. 8) Истинный христианин подобен дереву доброму, у которого как вне, на ветвях, появ­ляются добрые и сладкие плоды, а не горькие, так и внутри имеется добрый и сладкий, а не горький сок. Ибо от сока и плоды происходят на дереве, а какой сок в дереве, такие и плоды его появляются на ветвях. Ибо «всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доб­рое приносить плоды худые, ни дерево худое при­носить плоды добрые», — говорит Истина — Хри­стос (Мф.7:17-18). В этом и мы должны подражать дереву. И как вне не делаем зла, так и внутри должны не делать зла. Но как вне являемся добрыми, так и внутри должны быть добрыми, подобно доб­рому дереву. Вне не делать зла — и внутри не мыслить зла. Вне не убивать ближнего — и внут­ри не гневаться и не злиться на него. Руками не похищать — и внутри не хотеть этого. Языком не злословить — и внутри не мыслить этого. Телом не гордиться — и умом и сердцем не пре­возноситься. Телом не оскверняться — и серд­це чистым от этого соблюдать — да будет ис­тинное согласие души с телом в благочестии, подобно тому как имеется союз и согласие в составе их естественном, да так душу и тело наше в послушание и жертву Богу нашему по­святим. Так будем истинно добрым деревом, которое и вне и внутри доброе. Посему гово­рит апостол: «Прославляйте Бога и в телах ва­ших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20). Отсюда видишь, христианин, кто есть ис­тинный и кто ложный христианин и лицемер. Истинный христианин тот, который и не дела­ет, и не хочет делать зла, но, наоборот, хочет и старается делать добро ради Бога. Ложный хри­стианин и лицемер тот, кто от внешних грехов воздерживается и показывает себя вне добрым, но внутри зол и подобен «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внут­ри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф.23:27).

Глава 6: О том, что христианин должен вожделениям и похотям плотским противиться и их благодатью Божией побеждать и умерщвлять

«Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает про­тивного духу, а духпротив­ного плоти: они друг другу про­тивятся, так что вы не то де­лаете, что хотели бы» (Галл.5:16-17).

§ 382. Поскольку в христианине двоякое имеется рождение, ветхое и новое, или плотс­кое и духовное, то в том же христианине двоя­кий и человек — ветхий и новый: двоякий не по существу (ибо по существу человек один, так как одно тело и душа, из которых существо че­ловека состоит), но по внутреннему устроению, наклонностям и действию. Ветхий человек ина­че называется внешним, новый же — внутрен­ним, как говорит апостол: «если внешний наш че­ловек и тлеет, то внутренний со дня на день об­новляется» (2Кор.4:16). Еще называется ветхий плотью, новый же — духом, как тот же апостол учит: «плоть желает противного духу» (Галл.5:17).

§ 383. Эти два человека, в одном христиа­нине обретающиеся, как противоположны между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит апостол: «плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся». Чего хочет плоть, того не хочет дух, и чего хо­чет дух, того не хочет плоть. Что плоть хочет делать, того не хочет дух и противится тому, а что дух начинает и делает, тому плоть проти­вится, и хочет это разорить. От сего сражения и брани следует то, что одно побеждает, другое бывает побеждено, ибо брань без этого не бы­вает. Когда побеждает внутренний человек, тог­да побеждается внешний, и когда побеждает внешний, тогда побеждается внутренний, от чего бывает одному жизнь, а другому смерть. Так бывает и в природе, например, когда нахо­дит свет, тогда исчезает тьма; и когда наступает холод, тогда погибает теплота; и когда отходит от человека жизнь, тогда наступает смерть, ибо тление одного бывает рождением другого. То же делается и в брани этой духовной: когда уми­рает внутренний человек, тогда живет и преоб­ладает внешний человек, а когда умирает вне­шний, тогда живет и обновляется внутренний, как говорится: «если внешний наш человек и тле­ет, то внутренний со дня на день обновляется».

§ 384. Это сражение, или брань, между пло­тью и духом бывает в двух видах: 1) В догматах и тайнах святой веры. Плоть немощная чего не чувствует и разумом не пости­гает, того не принимает. Что Бог един естеством, но Троичен во Ипостасях, того она не принимает. Что мир из ничего создан, того не прини­мает, рассуждая, что ничего из ничего не быва­ет, но все от чего-то иного рождается. То, что­бы Деве без мужа родить и Девою пребывать, Богу воплотиться и Человеком быть, человеку умершему и в прах рассыпавшемуся восстать, и прочие тайны святые плоть считает безумием. Посему Никодим, еще мудрствующий по-плотскому и не разумеющий тайн Божиих, не верит, и говорит Христу, поучающему о новом и духовном рождении свыше: «Как может чело­век родиться, будучи стар? Неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и ро­диться? Как это может быть?» (Ин.3:4, 9). И апостол Павел с прочими апостолами говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для еллинов безумие» (1Кор.1:23). По­скольку душевный человек, то есть плотской, «не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием» (1Кор.2:14). Отсюда произошли душепагубные мнения о создании мира, о Боге, о Христе, Сыне Божием, о воскресении мертвых и о прочих догма­тах христианской веры в христианах, которые о них рассуждали по плотскому разуму, кото­рый, будучи слеп сам в себе, постигнуть их без помощи веры не может, и так заблуждается, а не пленяли разум в послушание веры. Но дух и вера, в истинном христианине жи­вущая, отводит его к безопаснейшему приста­нищу откровения Божия, которое содержится в Слове Божием, и указывает на истину и все­могущество Божие, и этим духовным мечом «нис­провергает всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяет всякое помыш­ление в послушание Христу» (2Кор.10:4—5). Немощной и слепой плоти много помогает сатана, враг христиан, который так же борется против духа, и зачавшуюся искру веры стара­ется угасить, говоря человеку в сердце его о свя­тых тайнах: «Как это может быть?» Как Бог, Един естеством, может быть в Трех Лицах? Как мир из ничего может быть создан? Как Дева могла родить Бога Безначального? Как может Бог, человеком невидимый, видимым быть, и Безначальный начаться, и Бесстрастный пост­радать, и Бессмертный умереть, и мертвый вос­креснуть? Как тело умершее и сгнившее снова может восстать? Как грешник, обремененный грехами, перед праведным судом Божиим од­ной верой оправдаться может?» Эти и прочие раскаленные стрелы вражьи вынуждена терпеть верная душа (Еф 6:16). Но вера истинная твердо противится им, и, как «победа, победившая мир, побеждает их» (1 Ин.5:4—5), утверждаясь нелож­ным и верным свидетельством Слова Божиего. Ибо «свидетельство Господне верно» (Пс.18:8). 2) Бывает брань между плотью и духом в склонностях, которые касаются нравов. Плоть хочет делать то, что ей свойственно и приятно, как-то: величаться, гордиться, превозноситься, в славе, чести и почтении у людей быть, сладострастию своему угождать, ближнему за обиду мстить, богатство собирать, уповать на свою силу, хитрость, богатство, на князей и вельмож века сего, и проч. Но дух от всего того отвра­щается, как от суетного, и научает Бога боять­ся, любить, почитать, и на Него единого наде­яться, и Его призывать и у Него помощи ис­кать. И в этой брани плоти нашей против духа нашего помогает сатана, который как праро­дителей наших в раю, так и ныне христиан от­вратить тщится от любви Божией, послушания и почитания.

§ 385. Весь христианский подвиг в том со­стоит, чтобы вначале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры святой и Божие­го закона и хотят благочестивое сердце извра­тить, и не попускать им возрастать и усиливать­ся. Об этом все святые Божий угодники заботи­лись и подвизались. Ради этого и ныне хотящие благочестиво во Христе Иисусе жить подвиза­ются. Об этом и нам, христианин, заботиться и подвизаться подобает. В этом деле, столь важ­ном, в котором о спасении души своей подви­зается христианин, должны мы подражать тем людям, которые защищают или дом свой от разбойника, или город от неприятеля. Они все старание полагают на то, чтобы врагами свои­ми не быть побежденными, противятся им и отражают их, уязвляются от них и уязвляют их. Так должно и нам поступить, когда на дом души нашей наступает враг наш, дьявол, и хочет его разорить: должно противиться ему, отражать его и не допускать. Или, как хозяин, когда загора­ется дом его, старается пламя погасить, так и нам, когда лукавый бросает в души наши злые помыслы, как раскаленные стрелы, должно угашать их и не допускать дому нашему заго­реться. Ибо как разбойник, войдя в дом, разо­ряет его и хозяина умерщвляет, или как непри­ятель, взяв град, опустошает его и граждан или пленяет, или умерщвляет, так дьявол, неприятель христиан, когда через злые помыслы возьмет дом душевный, подобное душе причиняет разо­рение. Тогда душа уподобляется опустошенно­му городу, о чем Ангелы и святые Божии сетуют. Ибо как «о грешнике кающемся радуются» (Лк.15:10), так о праведнике совратившемся жале­ют и болезнуют. Потому должно нам, христианин, зато весь труд полагать, чтобы неприятеля сего в дом наш не допускать, затворять перед ним двери, про­тивиться, крепиться и отражать его. Не корыс­ти какой ищет он у нас, но нас самих хочет пле­нить и погубить. Не богатство какое тленное, но сокровище нетленное, вечное душ наших спасение старается отнять у нас. Поэтому по­слушаем апостольское увещание: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дья­вол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого погло­тить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8-9).

§ 386. Примечай, христианин, следующее: 1) Брань эта и подвиг предстоит всем хрис­тианам и людям всякого чина и звания, имя свое записавшим Христу. Ибо апостолы святые ко всем христианам без разбора о ней пишут и поощряют к подвигу. Поэтому всякому, кто хо­чет спастись, надобно подвизаться. Следова­тельно, худо некоторые из любящих похоти ду­мают и баснословят, будто бы одних монахов и прочих безбрачных касается умерщвление пло­ти. Ибо апостолы святые об этом писали ко всем, брачным и безбрачным, и под умерщвле­нием плоти подразумевается не только умерщ­вление похоти блудной, что особенно к без­брачным относится, но и прочих стремлений страстных, как-то: гнева, злобы, зависти, среб­ролюбия, гордости, мести, злоречия, и проче­го. Ибо все это зло — плод плоти нашей, как видно из пятой главы Послания к Галатам, где плотские дела апостолом перечисляются. 2) Брань эту непрестанно надлежит нам ве­сти, на всякое время и на всяком месте. Ибо везде и всегда, в городе и в пустыне, днем и но­чью, страсти наши с нами, как домашние вра­ги. «Плоть всегда противится духу» (Галл.5:17), и сатана со своими злыми слугами, как лев ры­кая, везде и всегда ходит, «ища, кого поглотить». 3) Враги наши не оставляют нас до самой кончины, но тогда более всего и борют нас, и подвизаются против нас, желая у нас похитить венец наш. Тогда предстоит каждому христиа­нину или победить и вечно жить и торжество­вать, или быть побежденным и получить веч­ный стыд и навечно умереть. Ибо с того часа всякий или блаженную, или горькую начинает вечность. О! Спаси нас, Господи, в час тот. Хотя и все­гда, но особенно в час тот всякое искусство и разум человеческий оскудевает. Вера истинная и живая, упование крепкое на Иисуса, Побе­дителя смерти и ада, торжествует тогда. О! Предстань мне тогда, смиренному и не­достойному рабу Твоему, Благий Иисусе, Ис­купитель мой, мне, которого даром возлюбил и предал Себя за меня, и ныне не оставь меня. «Боже мой! Не удалися от мене, Боже мой! В по­мощь мою вонми. Да постыдятся и исчезнут оклеветающие душу мою; да облекутся в стыд и срам ищущие злая мне» (Пс.70:12—13). Тогда более всего, любезный христианин, нужна усердная молитва, и из глубины сердца воздыхание, и надежда паче надежды, и упова­ние паче упования. Поэтому ныне, во время жизни нашей, час оный должно помнить и мо­лить Иисуса, чтобы тогда не оставил нас, но должно и самим нам ныне Его не оставлять и усердно служить Ему. 4) Поскольку такую лютую и всегдашнюю брань надлежит нам вести, то не должно нам дремать. Не должно, говорю, дремать, когда враги наши на погибель нашу всегда и везде бодрствуют, но должно, стряхнув сон лености, всегда бдеть и на страже против нападения их стоять, по увещанию Христову: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф.26:41). И еще: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10). И еще: «Вот гряду ско­ро; держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр.3:11). То же и апостолы Его говорят нам: «Кто думает, что он стоит, бере­гись, чтобы не упасть» (1Кор.10:12). И еще: «Трез­витесь, бодрствуйте, потому что противник ваш, дьявол, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8-9). 5) Старание человеческое само собою едва что может. Ибо надобно человеку против себя самого, то есть своего природного злонравия, вооружиться и стоять. Злонравию своему мо­жем удобно и охотно следовать, но против него стоять и победить его сами не можем. Ибо как вниз по реке судно само собою удобно плывет, но против течения и ветра плыть само не мо­жет, и нужен для этого сильный гребец и пра­витель, так и естество наше, как растленное, грешить удобно может, и грешит, но против гре­ха стоять и победить его никак не может, а на­добно для того искать помощи и силы у Побе­дителя смерти и ада, Иисуса Господа, Который «крепость людям Своим даст» (Пс.28:11). Сего ради должно нам на подвиг наш помощи про­сить у Самого Бога, Который велит просить, и обещается подать: «Просите, и дано будет вам» (Мф.7:7), и: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор.6:2). Ныне, то есть в веке этом, доколе живем здесь, доколе в пути находимся, благо­приятное время подвизаться, просить, искать и стучать, чтобы в то время, когда только истя­зание и суд будет, не посрамиться. 6) Поскольку брань эту всем христианам надлежит вести, ибо плоть и враг-дьявол никого из христиан бороть не прекращают, то, если кто из христиан не чувствует ее, должно ему осмот­реться: не находится ли он в плену и власти вра­жьей. Ибо так бывает и в брани видимой: кто неприятелю своему, восстающему на него, не противится, но покоряется, того он не беспо­коит, но оставляет в покое и мире, как подвла­стного. Так и дьявол, враг христиан, того не борет, кто злой его воле покоряется, но остав­ляет его, как своего пленника, в покое, и этот покой бедственнее всякого беспокойства, ибо к вечному беспокойству и погибели ведет та­кого пленника. Поэтому всякому христианину должно ос­матриваться, в каком состоянии он находится. Не для роскоши и веселостей мирских позва­ны христиане, но на брань, труды и подвиги. Не малый труд и подвиг требуется, чтобы себя самого и растленное свое естество, и врага-дьявола победить. Обещан христианам покой, веселье и всякая сладость, но в будущем веке, хотя и ныне истинные рабы Божий не лишают­ся своего утешения и радости (что в последней статье увидишь). Рассуждай о сем, христианин, и не смотри, что нынешний свет делает, но смот­ри, что Слово Божие предлагает: «трезвитесь, бодрствуйте», и прочее, и внимай себе!

Глава 7: О том, что каждый христианин должен показывать плоды веры и нового рождения

«Погреблись с Ним (Хрис­том) Крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жиз­ни», и прочее (Рим 6:4 и след.).

§ 387. Чтобы тебе, христианин, лучше по­знать, что есть новое рождение прежде всего предлагаю тебе рассуждение о смерти троякой. Смерть трояка: телесная, духовная и вечная. Телесная смерть — это разлучение души от тела. Сия смерть общая для всех праведных и греш­ных, и никому ее не миновать, как видим. Об этой смерти говорит Божие Слово: «Человекам положено однажды умереть» (Евр.9:27). Вторая смерть — вечная, та, которой грешники осужденные вечно умирать будут, но ни­когда не смогут умереть, пожелают обратиться в ничто по причине лютого и нестерпимого мучения, но не могут. Об этой смерти говорит Христос: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» (Откр.21:8). Третья смерть есть — духовная, которой мертвы все, не верующие во Христа, истинную Жизнь и Источник жизни. Так же христиане, исповедующие Бога и Христа, Сына Божиего, но беззаконно живущие, сею смертью мертвы. Что для тела человеческого душа, то для души Божия благодать. Посему как тело мертво, ког­да души в нем нет, так и душа мертва, если не имеет Божией благодати, оживляющей ее. Ибо как мертвый человек, хотя и имеет ноги, уши, глаза, руки, язык и прочие члены, однако ими не действует, ибо не имеет души, которая есть начало всех действий естественных, так и духовно мертвый, то есть во грехах живущий и похотям плотским служащий, безразличен к ду­ховным делам, к Слову Божиему глух; имеет уши, но не слышит; Бога не боится, не почита­ет, не слушает Слова Его, не любит Его и ближ­него своего; сердцем или злое, или суетное только замышляет, и весь безразличен к делу Божиему; лежит во грехах мертвый, как труп без­душный во гробе. Отсюда бывает, что в таком мертвеце Слово Божие совершенно не действу­ет, и как в земле иссохшей, никакого плода не приносит, хотя и сеется небесное то семя. Тот, кто во тьме, удаляется от света; тот, кто отлучается от жизни, пребывает в смерти; та ветвь, которая отторгнется от лозы, засыхает. Христос есть «Свет, Жизнь и Лоза истинная» (Ин.8:12; 12:46; 11:25; 14:6; 15:1, 5). Следовательно, пребывают во тьме и смерти те, которые от Него отлучаются, и те засохшие ветви, которые от той живой Лозы отторглись. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет», — гово­рит Христос (Ин.15:6). Засохшая ветвь мертва, ибо сока, которым оживляется, не имеет и по­тому плода никакого не приносит. Так мертв человек, который от Христа, истинной Жизни, отлучается, и потому плода богоугодного при­носить не может, как опять говорит Христос: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин.15:5). Отлучается же от Христа всякий законопре­ступник и к похотям мира сего прилепляющий­ся. «Ибо какое общение праведности с беззакони­ем? Что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14)? Ибо как верою прилепляется человек ко Хрис­ту — истинной Лозе — и от Него сок благодати, живость духовную к плодотворению принимает, и так живет духовно, так когда веру живую погубляет, отсекается от благословенной Лозы той, и, как ветвь иссохшая, бывает мертв и пло­да приносить не может. Такой мертвец телом живет, но душою умер, как о вдовице сластолюбивой говорит апостол: «заживо умерла» (1 Тим 5:6). Такого мертвеца Бо­жия благодать как через внешнее Божие Слово, так и внутри, в совести вопия, ударяет: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Эта смерть тем бедственна, что ведет к еще более бедственной вечной смер­ти, поглощенный которой человек вовеки не увидит жизни. «Не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин.3:36). Но как смерть, так и жизнь трояка. Первая — телесная, когда душа вместе с телом пребыва­ет. Сия жизнь так же, как и смерть телесная, общая для всех праведных и грешных. Вторая жизнь — духовная, которую соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оск­верняет человека и от Святого Бога отлучает (см. Ис.59:2), и так умерщвляет, так вера и Бо­жия благодать очищает человека, с Богом со­единяет и оживляет. Ибо как вещи, к свету, на­пример, к солнцу или светильнику приблизив­шиеся, принимают в себя свет и освещаются, так душа, верою к Богу приблизившаяся, при­нимает от Него свет и жизнь, и так просвеща­ется и оживляется от присносущного Света и Жизни. Третья жизнь есть жизнь вечная, преддве­рие к которой есть вышеописанная духовная жизнь. Ибо никто не войдет в вечную жизнь, если от мертвых дел не воскреснет ныне. Ибо «вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий не­правду» (Откр.22:15). Итак, человеку надобно непременно снача­ла здесь восстать, верою Христовою оживить­ся, и так отворится ему дверь к вечной жизни. «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом» (Откр.20:6). «Имеющий Сына Божия име­ет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин5:12).

§ 388. Как в плотском рождении духовно мертвыми рождаемся все, ибо в беззакониях зачинаемся и во грехах рождаемся (Пс.50:7), так в духовном рождении, или Крещении, которое бывает водою и Духом, из мертвых духовно вос­стаем. Ибо Крещением сообразуемся смерти и Воскресению Христову. Ибо как Христос умер за грехи наши, и восстал плотью, так мы в Кре­щении умираем греху, которым духовно умер­щвлены были, и восстаем духовно, и начинаем жить Богу. Умер Христос — умертвился и грех наш. Погребен Христос — погребен и грех наш. Восстал Христос из мертвых — умертвилась и смерть наша, как поет Церковь в день святой Пасхи: «Смерти празднуем умерщвление» (Песнь 7); и подано нам ныне восстание духов­ное от смерти греховной, которое верою в вос­кресшего Христа и Крещением бывает, в пос­ледний день — телесное и всесовершенное все­го состава нашего обновление. Тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» (1Кор 15:54-55; Ос 13:14). Итак, когда веруем во Христа умершего и воскресшего, и крестимся, — умерщвляется и грех наш. Когда умерщвляется грех, то умерщ­вляется и смерть наша, ибо смерть от греха бы­вает. Следовательно, когда грех умерщвлен, то умерщвлена и смерть, а когда умерщвляется смерть, то мы восстаем от мертвых, а когда вос­стаем от мертвых, то вновь жить начинаем. Итак, Крещение наше есть духовное наше восстание и воскресение. Ибо Крещение наше умертвило нас для греха и оживило для Бога, и так обновило, возродило и «новою тварью» нас сделало, по учению апостола: «кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор.5:17). Посему Креще­ние святое апостол называет банею возрожде­ния: «спас нас Бог банею возрождения» (Тит 3:5). Называется баней, ибо этой спасительной ба­ней омывается человек крещаемый от скверн греховных; возрождения — ибо вновь начина­ет жить умерщвленный грехом, оживляется благодатью Святого Духа и, умирая для греха, начинает жить для Бога. Посему Крещение святое есть новое, духов­ное, святое, второе рождение, или возрождение, ибо в нем вновь рождаемся, духовно рождаем­ся, обновляемся «обновлением Духа Святого» (Тит 3:5); второй раз рождаемся, или перерождаем­ся к новому, лучшему, благочестивому, святому и небесному житию. Потому при Крещении бывает отрицание сатаны и всех дел его злых, и обещаемся служить Богу. Для этого внимать должны мы, христиане, сему новому рождению и, ветхого отрекшись, сему следовать. 1) Апостол говорит: «Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?» (Рим 6:2). Умереть для греха — значит не слушать его и не делать, что он хочет. «Что значит быть мертвым для греха? То, чтобы ни в чем не слушать его в дальней­шем», — говорит святой Иоанн Златоуст на это слово апостольское (Беседа 10 на Послание к Римлянам). Ибо как мертвый не слушает и не делает ничего, что ему ни говоришь и ни пове­леваешь, так и христианам, как умершим для греха, не должно его ни в чем слушать, к чему он ни прельщает. И сие-то значит «попечения о плоти не превращать в похоти» (Рим 13:14); «похо­ти плотские не совершать, плоть распинать со страстями и похотями» (Галл.5:16, 24), и прочее. А отсюда видим, что и жить для греха не что иное значит, как делать то, чего он хочет, и по­веление его слушать и исполнять. Например, грех склоняет и убеждает человека или к блуду, или к гневу и злобе, или к хищению, или дру­гому какому злодеянию. Когда человек делает так, то и слушает его, живет для него, и как раб повинуется и служит ему, по учению Христову: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34). Из этого следует, что тот, кто живет для греха, жить для Бога не может. Ибо жить для Бога или для греха — это значит слушать Бога или грех, как сказано. А поскольку Бог и грех противное повелевают, то и не слушает тот Бога, кто слу­шает греха, следовательно, и не живет тот Богу, кто живет греху. Так всякий грешник, прихоти греховные исполняющий, мертв перед очами Божиими, ибо не слушает Слова Божия, как мертвец, те­лом умерший, не слушает голоса человеческо­го. Хотя и живет телом, но духом мертв. Ибо не напрасно сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых» (Еф.5:14). Ибо не к мертвецу, телом умершему, бездушному трупу, но к грешнику, во гробе греховном лежащему, говорится: «Воскресни из мертвых». О, сколько живых мертвецов пред Богом имеется, это апостольское слово учит нас. Ибо живые мертвецы — все те, кото­рые истинного покаяния не приносят, но по своим прихотям живут. Потому христианам, которые в Крещении умерли для греха и Христу погребенному и вос­кресшему спогреблись и совосстали, помнить должно об этом, и уже не для греха, но для Бога жить, чтобы, живя для греха, для Бога и пред Богом не быть мертвыми и вовеки в смерти не пребыть, но наоборот, умерев для греха и живя для Бога, и здесь пред Ним живыми быть и во­веки с ним жить сподобиться. «Умертвило нас Крещение для греха, — говорит святой Иоанн Златоуст, — в дальнейшем должно нашим усер­дием подвизаться в этом всегда, так что, если и бесчисленное повелит, уже не слушать его, но пребывать недвижимым, как мертвец» (Беседа 10 на Послание к Римлянам). Итак, христианин, по причине силы Кре­щения, должен быть и мертв, и жив: мертв для греха и дьявола, изобретателя греха, жив же для Бога. Посему для христиан спящих и во гробе греховном лежащих есть время восстать и вос­креснуть из мертвых, да и в последний день вос­креснут в вечную жизнь. «Встань, спящий, и вос­кресни из мертвых, и осветит тебя Христос». 2) Духовное и новое рождение, в котором христианин родился водою и Духом, требует от него духовных плодов. Ибо как плотское, так и духовное рождение имеет плоды, им свойствен­ные. Человек естественный, или внешний, ког­да живет, не праздным пребывает, но проявляет признаки своей жизни, например, чувствует, видит, слышит, говорит, ходит, делает, ест, пьет, и прочее. Так и новому человеку внутреннему, если он живет в нас, должно проявлять призна­ки жизни своей, которые новому духовному рождению и новой духовной жизни приличе­ствуют. Признаки и действия внутреннего, духов­но живущего, или нового человека следующие: истинное благочестие и страх Божий, любовь к Богу и ближнему, и отсюда богоугодные дела, которые он делает без всякого лицемерия. Ибо как признаки мертвого, ветхого, или духовно умершего человека следующие: нераскаянное житие и мертвые дела, грехи и беззакония, дела, слова и помышления, Слову Божиему против­ные, так как такой человек не для Бога, но для греха живет, как выше сказано, — так призна­ки и действия нового, возрожденного и духов­но живущего человека, который для Бога жи­вет, — это истинные христианские добродетели, которые показывают внутреннего и нового че­ловека, как доброе дерево показывают добрые плоды. И как признаки живого человека — это действия его естественные, слова, дела и про­чее, ибо не может живой человек без действий быть, так признаки духовно живущего челове­ка — это богоугодные действия его, дела, слова и помышления. Иначе не был бы он живой, но был бы мертвый, и было бы рождение не истинное, но мечтательное, без плодов, ему при­личных. Посему как в книге Деяний апостольских, так и в церковной Истории, читаем и видим, что истинно обратившиеся к Богу и верою и Духом вновь возродившиеся люди все иное по сравнению с тем, что было до обращения, в себе являли: иные у них помыслы, начинания, дела и заботы появлялись, по сравнению с тем, ког­да они невозрожденными были. Какое усер­дие, желание и жажда к слышанию Слова Божиего, к славословию и хвале Божиего имени! Какой был страх Божий, любовь к Богу и ближ­нему! Какое братолюбие, смирение, кротость, терпение, милосердие к страждущим, щедрое подаяние убогим, милость к бедствующим и требующим милости! Какое попечение о спа­сении друг друга! Как друг друга они поощряли к подвигу в благочестии и проч.! И тем показы­вали, что они были истинные христиане, истин­ные чада света, истинные сыны Небесного Отца, от Которого родились водою и Духом, ибо Ему добрыми нравами сообразовывались, истинные овцы Христовы, ибо слушали гласа Пастыря своего. Дивимся мы, христианин, такому богоугод­ному житию древних христиан, дивимся. Но еще должно болезновать и плакать, что ныне того не видно, но вместо того «по причине умножения без­закония, во многих охладела любовь» (Мф.24:12). Посему должны мы, христианин, осмотреться: пребываем ли мы в новом рождении, которое по плодам своим познается; имеем ли духовную жизнь, которая по действиям своим духовных заметна; живет ли в нас новый, внутренний и духовный человек, который через страх Божий, любовь и прочие христианские добродетели себя проявляет. Ибо всякая живая вещь живость свою действиями своими показывает. Итак, непре­менно и живому новому и внутреннему челове­ку, если он живет в нас, должно себя через дей­ствия и плоды свои проявлять. 3) В духовном этом и новом рождении хри­стиане рождаются от Бога, как апостол гово­рит о них: «ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:13). Следовательно, они — чада Божии, и потому нравами и свойствами должны уподобляться Отцу своему Небесному. Ибо как сын по плоти изображает в себе свойства своего отца, так и сынам Божиим должно изображать в себе свой­ства и нравы Отца своего Небесного, как гово­рит Христос: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух» (Ин.3:6). Потому и апостол учит и увещевает христиан: «Подра­жайте Богу, как чада возлюбленные» (Еф.5:1). В чем подражать? Не мир созидать и прочие сверхъестественные дела творить, ибо это дело единой всемогущей силы Его. Но в чем? «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд», — говорит Христос (Лк.6:36); и еще: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает сол­нцу Своему восходить над злыми и добрыми и по­сылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44—45). И Сам Бог говорит христианам, ча­дам Своим: «Будьте святы, потому что Я Свят» (1 Петр 1:16; Лев 11:44; 19:2). И апостол святой написал: «Будьте друг ко другу добры, сострада­тельны, прощайте друг друга, как и Бог во Хрис­те простил вас» (Еф.4:32), — и подражать в про­чих Божественных Его свойствах. Ибо в хрис­тианах, как чадах Божиих, должно быть начало образа Божия, которым должны уподобляться Отцу своему Небесному. (Об этом смотри еще главу статьи третьей этой книги).

§ 389. Из вышеописанного видишь, хрис­тианин, каких плодов от христианина требует новое его рождение, или святое Крещение. Посему всякому христианину необходимо ос­матриваться: пребывает ли он в новом духов­ном рождении (рождение же это по плодам сво­им познается, как выше сказано); не в ветхом ли более и плотском только пребывает, плоды которого — страсти и похоти плотские и грехи; не «царствует» ли над ним «грех, чтобы повиноваться ему в похотях его» (Рим 6:12); не превра­щает ли попечения о плоти в похоти (см. Рим 13:14), и так не пребывает ли духовно мертв для Бога. Ибо не имя христианское и исповедание веры делает христианина истинным христиани­ном, но вера живая. Веру же живую показыва­ют плоды ее — добрые дела, как апостол гово­рит: «покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). И «всякое дерево познается по плоду своему» (Лк.6:44). «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18). Так и христианин, когда веру живую имеет и так в новом рождении пребывает, не может при­носить злых плодов, как дерево доброе. Ибо «вся­кий, рожденный от Бога, не делает греха, пото­му что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога» (1 Ин.3:9) (это понимается о грехе, который совершается по произволению и против совести). Но как де­рево доброе плоды добрые, так он добрые дела живущей в нем благодатью Божией творит. Посему нужно всякому испытывать себя: имеет ли веру, и находится ли в спасительном новом рождении. Нужно, говорю, пока время не ушло и он на пути мира сего обретается, где спасение вечное или приобретается, или погубляется. Ибо не приносящим доброго плода суд Божий, посекающий, как секира, возвещается. «Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф.3:10).

 

Глава 8: Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды

«Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на дре­во, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2:24).

«Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29).

«Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не лю­бящий брата своего» (1 Ин.3:10).

§ 390. Христианин в святом Крещении ве­рою во Христа оправдался и чистым перед Бо­гом сделался так, как бы он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спа­сительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Госпо­да нашего Иисуса Христа, и Духом Бога наше­го». То же и апостол Христов говорит христиа­нам: «но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего» (1Кор.6:11). Дивная, любезный христианин, и умом на­шим непостижимая перемена, блаженная и всерадостная для нас, грешных! Из мерзкого грешника — праведным, и из нечистого — свя­тым и из сына погибели — наследником цар­ствия делается человек! Заслужил нам эту не­постижимую благодать Сын Божий, Иисус Христос, подает Милосердный Отец, соверша­ет Дух Святой. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавле­ние ему» (Лк. 1:68). Но оправдавшимся и освятившимся даром должно плоды оправдания показывать, долж­но правду ту, верою воспринятую, делами пра­ведными свидетельствовать, дабы показать, что они истинно родились от Бога, Который есть вечная Правда, по сказанному: «Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что вся­кий, делающий правду, рожден от Него» (1 Ин.2:29). То есть из творения правды познается рожденный от Бога человек.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных