Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2: О любви ко Христу, Сыну Божию 2 страница




Вторая часть, составляющая горькое мира сего блаженство, — это богатство. Многие и его, как чести и славы, желают и ищут, но не все обретают, а те, которые обретают, со многим трудом обретают, с большим берегут, с великою печалью лишаются. Сколько таковых, которые богатства, такими трудами собранного, в один час лишились и лишаются! Огню и вору и про­чему бедственному случаю всякое подлежит богатство. Но хотя кто до кончины пребудет в этом своем мнимом благополучии, возьмет ли с собою это богатство, отходя от мира? Нет, ос­тавляет все в мире, что в мире имел. Серебро, золото, каменья дорогие, земли, вотчины, кре­стьяне, слуги, кони, кареты и все сокровище в мире остается, один отходит от света, как в свет вошел. Гроб малый как нищего, так и богатого восприемлет и вмещает. Все прочее уже не его, другому в руки перешло. Тут праведно всякий признает, как безумно поступает тот, кто блаженство в богатстве по­лагает. А что если богатство было собрано не­правдою, хищением, лестью и прочими безза­кониями, как по большей части бывает? Тогда, оставляя богатство другим, сам с собою тяжкое бремя беззаконий относит. Тогда вместо мни­мого блаженства истинное бедствие встречает его: при самом исходе мучительная совесть, судом Божиим и вечною мукою устрашающая; по исходе праведное по делам воздаяние наста­ет. Тогда узнает прельщение и познает, что он трудился ради прибытка и корысти других, а ради своей погибели. Тогда от сердца признает, сколь великая есть прелесть собирать, «а не в Бога богатеть» (Лк.12:21). Весьма убог тот бо­гач, который деньгами изобилует. Бедственное то богатство, которое от истинного блаженства отводит. Нет там никакой прибыли, где урон душе. Весьма худо христианину за временным богатством гоняться, которое вскоре оставить принужден бывает, и оставлять вечное, к кото­рому позван. Спросит кто: «Какое же богатство — истин­ное и непоколебимое?» То, которое Христос предлагает нам: «Соби­райте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф.6:20). Это сокровище верою, кото­рая любовью поспешествуема бывает, собира­ется здесь и открывается на небесах любящим Бога. Там им отверзнутся сокровища благ веч­ных, которых «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку» (1Кор.2:9). Третья часть блаженства мирского состоит в плотоугодии, в банкетах, пиршествах, веселостях и во всем, что чувства услаждает. Это мнимое блаженство до тех пор представляется как нечто, пока совершается и чувств касается, а как совершится, и чувствование престанет, то вместо сладости истинная последует горесть. Так, по совершении плотской похоти, угрызе­ние злой совести бывает. Так, после банкетов и пьянства расслабление членов, умножение вредных мокрот, болезнь в голове, дрожание рук и ног, и всего состава телесного многораз­личная немощь наступает. Молчу об ослепле­нии ума, о бесславии, о бесчестии и прочих сла­столюбия плодах. Кто блудником, прелюбодеем и пьяницей не гнушается? Никто благоразумный и того не похвалит, кто часто банкеты устраивает. Что сказать о душевных язвах, которые сластолюб­цы от сего мнимого своего блаженства прием­лют? Сласть есть удочка, которою сатана души ловит и в ад, место себе определенное, бросает. В самом кратчайшем времени услаждаются сла­столюбцы, но в ад сходят без конца горестную мучения чашу пить. Посмотри в святое Евангелие, и покажет тебе, что истинно это слово. Там читаем, что «некоторый человек был богат, одевался в порфи­ру и виссон и каждый день пиршествовал блис­тательно». Далее повествует о нем, что «умер бо­гач, и похоронили его. Ив аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лаза­ря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк.16:19, 22—24). После банкетов, после пиршеств, пос­ле дорогих вин, после весел остей и сластей про­сит капли воды и не получает, но слышит от­вет: «Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей» (Лк.16:25). Вот какова участь и жребий сластолюбцев. Вот к чему ведет рос­кошь и сластолюбие. О, горестная сладость, за которой такое бедствие и горесть последует! Спросит кто: «Какая же сладость — истин­ная?» Та, которую святые души от любви Христо­вой чувствуют, как они ко Христу в радости и сладости с Церковью восклицают: «Весь еси желание, весь сладость, Слове Божий», и про­чее (Песн.9-я гласа 2-го; Песн.5:16). Сия сла­дость от печали ради Бога начинается и в сми­ренных слезах умножается, в скорбях веселит, в напастях утешает, в унынии ободряет, в отчаянии обнадеживает, при смерти не отлучается, в будущий век сопутствует, и там совершится, где и любовь свое совершенство примет. Вот в чем состоит мира сего блаженство, то есть в чести, любители которой к вечному бес­честью приходят; в богатстве, которое рачите­лей своих вечно нищими и убогими делает; в сласти, рабствующие которой вечно горести вкушают! А так видишь, что трехчастное это блаженство такое же, как у того, кто в сновиде­нии нечто сладкое ест и пьет, всеми почитается и поклоняется, великое сокровище нашел, но, пробудившись, голод и жажду чувствует, видит себя в презрении и нищете. То же непременно и с миролюбцами случа­ется, ибо они кратковременно, как во сне, упи­ваются изобилием роскоши и веселья мирско­го, утешаются честью и богатством, но при смерти и по смерти очувствовавшись, как от сна пробудившись, все противное видят. Вместо кратких сладостей — вечные чувствуют горес­ти. Вместо богатства — убожество и нищету свою познают. Вместо чести и славы — в вечном бесчестии и бесславии себя видят. Поэтому пра­ведно и истинно, но поздно каются и болезнуют, и в тесноте духа воздыхают. Тогда признают, каковы мирские утехи, сколь ложны и обманчивы века сего веселос­ти, за которыми истинные последуют скорби. Тогда исповедуют свое заблуждение, но не вов­ремя. «Итак, мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и по­гибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принес­ло нам высокомерие, и что доставило нам богат­ство с тщеславием? Все это прошло как тень и как молва быстротечная. Как после прохожде­ния корабля, идущего по волнующейся воде, невоз­можно найти следа, ни стези дна его в волнах; или как от птицы, пролетающей по воздуху, ни­какого не остается знака ее пути», и прочее (Прем.5:6—11 и след.). Так мира этого утехи и веселости проходят, как бы их и не было. «Ибо проходит образ мира сего» (1Кор.7:31). «И мир про­ходит, и похоть его» (1 Ин.2:17). Наконец, не то есть истинное блаженство, которое люди по слепому разуму таковым счи­тают и утверждают, но то, которое поставляет­ся и утверждается словом Божиим, которое есть правило и зерцало нашего рассуждения и хри­стианского жития. Послушай же, душа грешная, кому оно приписывает блаженство. Говорит оно: «Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к об­ществу хулителей не пристал, но в законе Гос­поднем воля Его, и в законе Его поучится день и ночь» (Пс. 1:1-2). «Блаженны все надеющиеся на Него» (Пс.2:12). «Блаженны те, коим отпущены беззакония Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, люди, которых Он избрал в наследие Себе» (Пс.32:12). «Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь» (Пс.40:2). «Блажен, кого Ты избрал и принял: вселится он во дворах Твоих» (Пс.64:5). «Блаженны живущие в дому Твоем, Господи, во веки веков восхвалят Тебя» (Пс.83:5). «Блажен муж, который обрел у Тебя защиту», Господи (Пс.83:6). «Блажен человек, которого Ты наставишь, Господи, и от закона Твоего научишь его» (Пс.93:12). «Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время» (Пс.105:3). «Блажен муж, боящийся Господа, заповеди Его он сильно возлюбит» (Пс.111:1). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в за­коне Господнем. Блаженны изучающие открове­ния Его: всем сердцем взыщут Его» (Пс.118:1—2). И Христос, праведный Судия, ублажает: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство не­бесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они по­милованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны из­гнанные за правду, ибо их есть царство небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Ра­дуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф.5:3—12). Таковые блаженства и подобные и в прочих местах Святого Писания видим. Видишь, что слово Божие не богатых, славных и в веселостях века сего находящихся ублажает, но поучающихся в законе Господнем, надеющихся на Господа, нищих духом, плачущих, алчущих и жаждущих правды, кротких, милостивых, чис­тых сердцем, миротворцев, изгнанных правды ради, поношение терпящих ради имени Хрис­това, и прочее. Что же остается тебе делать, как, оставив ложное блаженство, которое сыны века сего полагают в чести, славе, богатстве, слас­ти, искать истинного блаженства, которое нам христианам слово Божие обещает? Если оста­вишь мир и верою и любовью пристанешь ко Христу, Он тебе это подаст. Без веры невозможно иметь истинного бла­женства, а где вера, там и любовь, ибо любовь от веры неотлучна. Если же пребудешь в любви к миру, погубит тебя мир, хотя и ласкает, как многих погубил, ибо князь мира сего есть сата­на, который как прародителей наших в раю яблоком прельстил и погубил, отвел от источ­ника истинного блаженства — Бога, и ввергнул в бедствие, так и ныне благополучием мира это­го, как красным яблоком, прельщает и отводит от Христа и ведет с собою в вечное неблагопо­лучие и погибель. Истинное же, непоколеби­мое и вечное блаженство только у Христа. Вни­май и помни, что сказал Христос: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его» (Мф.16:26—27). Тогда не спросит нас Христос, были ли мы в мире славны, богаты, честны, имели ли муд­рость, художество, красноречие, похвалу, бла­городство, честное и почтенное имя, и прочее. Нет, ничего того не будет, но спросит, как мы в мире жили. Христианами нарицались, но имели ли христианское святое житие? Бога еди­ного исповедовали, но единому ли Богу служи­ли? Слово Божие проповедуемое слушали, но жили ли по правилу его? Примечай и то, что написано: «Дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Миролюбцев же, как врагов Божиих, будет Христос судить, и «воздаст им по делам их».

 

Глава 3: О почитании страстей Христовых

«Помыслите о Претерпев­шем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не из­немочь и не ослабеть душами вашими» (Евр.12:3).

§ 343. Все житие Иисуса Христа Господа нашего, которое не земле ради нашего спасе­ния начал и совершил, было всегдашний крест. В вертепе родился и повитый «положен был в яс­лях, потому что не было им места в гостинице» (Лк.2:7). Не было места в гостинице Тому, Ко­торому принадлежат и небо, и земля, и все, что в них. Так изволилось Ему нас ради, гордых, смириться. Только что на свет показался и жи­тие Свое на земле не успел начать, как от безза­конного Ирода претерпел гонение, и Младенец, ничего, кроме пелен, молока матери, плача и слез не знающий, иском был на убиение (Мф.2:16). Благочестие не успеет появиться, тотчас от нечестия начинает гонение терпеть. Далее, как пишется, «был в повиновении у них», то есть у матери и мнимого своего отца (Лк.2:51). Повиновался людям Тот, Которому Ан­гелы со страхом и трепетом повинуются и вся тварь служит. Нас ради, меня ради и тебя, греш­ник, повиновался Создатель наш созданию Своему, нас ради, говорю, которые Богу, Созда­телю своему, не хотели повиноваться. Сатаной, противником Своим «искушаем был», так что и на крыле церковном поставил Его, и сказал Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз», — и на гору высокую возвел, и показал Ему все царства мира и славу их, и сказал Ему: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф.4:5—6, 8—9). Такую дерзость и неистовство пре­терпел Господь и Создатель всех от злого духа, которому мановением одним запретить мог. Нас ради претерпел, человек, чтобы нам, «иску­шаемым, помочь» (Евр.2:18). Странствуя по земле и проповедуя Боже­ственное слово Свое, страшно фарисейскими языками хулим был. Божественные Его чудеса веельзевулу, князю бесовскому, приписали (Мф.9:34; 12:24; Мк.3:22; Лк.11:15). Святое Его и не­бесное учение хулою на Бога почитали (Мф.26:65; Мк.2:7; 14:64; Лк.5:21). Изрыгали на Него хулы и, как стрелы язвительные, бросали язы­ками своими: «В Нем бес; Он самарянин; Он вы­шел из себя; человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам», и прочее (Ин.8:48, 52; Мк.3:21-22; Мф.11:19; Лк.7:34). Хулы и клевету претерпел един Благословенный во­веки, дабы нас от клеветы дьявольской защи­тить. Пожил в нищете, так что «не имел, где при­клонить голову» Тот, Кто Имеет престолом небо и землю подножием (Мф.8:20). Нас ради, «буду­чи богат, обнищал», чтобы мы нищетою Его обо­гатились (2Кор.8:9). Сюда относится и то, что Он ясно предви­дел имеющие быть в свое время и ему предстоя­щие жесточайшие и умом человеческим непос­тижимые страдания. Посему апостолам и пред­сказывал о них: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от ста­рейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Мф.16:21). Сюда еще относятся всегдашние труды, подня­тые в перехождении с места на место, из города в город, из селения в селение, чтобы принести и проповедать людям святое Евангелие, кото­рое от недр Отца Своего Небесного на землю принес, и прочее. Так трудился и потел Сын Божий ради бедной души человеческой, кото­рую сатана под свою власть похитил было. На­конец, продан и предан Своим учеником, про­чими учениками оставлен; судим и осужден, ударяем, оплеван, поруган, уязвлен, тернием увенчан; как злодей, обнажен и, будучи Благо­словенным, как проклятый, на древе в позор всем повешен (Галл.3:13). Повешенного осмеи­вали и ругали мимоходящие перед очами Его, и о одежде Его метали жребий, уксусом и жел­чью в жажде напоили. Так замученный и осме­янный Сын Божий на древе крестном окончил житие Свое. Но и по спасительной смерти в реб­ро пронзен был (Ин.19:34), «обманщиком» назы­ваем был (Мф.27:63). Воскресение Его скрыть старались и стражам руки мздою исполнили, дабы не говорили того, что видели (Мф.28:12— 15). Так Христос все житие Свое, при смерти и по смерти нас ради, грешных, терпел.

§ 344. Если бы кто попал в какую великую беду, например, или в плен неприятелю попал, или в смертную болезнь впал, или в смертную вину, за которую следовало ему по закону уме­реть, а нашелся бы такой добрый человек, ко­торый от той беды его избавил своим старани­ем, то непременно бы избавленный в незабвен­ной памяти великое то дело избавления своего содержал и усердно бы почитал избавителя сво­его, иначе бы крайне неблагодарен и бесчув­ствен был. Видели мы, православный христиа­нин, в какую беду за грехи наши впали мы, и как, Кем от той избавились: «Не тленным сереб­ром или золотом искуплены от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1:18—19). «Христос искупил нас от клятвы зако­на, сделавшись за нас клятвою, ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благосло­вение Авраамово через Христа Иисуса распрост­ранилось на язычников», и прочее (Галл.3:13—14 и след.). Рассуди же, как нам должно почитать великое это дело избавления и Избавителя.

§ 345. Свойство веры — благодеяния и зас­луги Христовы, всему миру показанные, себе присваивать. Потому всякий верный, ты и я, с верным Павлом от сердца исповедовать дол­жен: «Живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галл.2:20). Верую, что как ради всех, так и ради меня непотребно­го родился от Девы, плотью на земле пожил, хуления, бесчестия, страдания, распятие и смерть крестную претерпел, и так как всем, так и мне, недостойному, заслужил у Бога милость, отпущение грехов, благодать, благословение, усыновление, наследие вечной жизни и бла­женства, чего я своею силою никак не мог и не могу заслужить и получить. Он смирился, чтобы меня, смиренного, воз­нести; обнищал, чтобы меня, нищего, обога­тить; хулы и клеветы претерпел, чтобы меня от клеветы дьявольской защитить; связан был, чтобы меня от вечных избавить уз; судим был и осужден, чтобы меня от осуждения освободить; язвы и раны приял, чтобы меня, язвленного, исцелить; поругание и бесчестие претерпел, чтобы меня, сатаною поруганного, почтить; умер, чтобы умершего оживить, и так как всем, так и мне, верующему во имя Его сделался Из­бавителем, Спасителем, Ходатаем и Виновни­ком вечного блаженства. А если всякий верный должен великое это дело Сына Божия к себе применять и усваивать, то и почитать то дол­жен так, как если бы оно ради него одного сде­лалось. Потому святой Златоуст и говорит: «Всякий из нас праведно так должен Христа благодарить, как будто бы ради него одного Он пришел. Ибо Он не отрекся бы и об одном та­кое смотрение показать, всякого человека та­кою мерою любви любит, какою вселенную всю» (Беседа на Послание к Галатам 2:20). Ради тебя и меня Христос пришел в мир, потому тебе и мне должно Его, такого великого, как своего собственного Благодетеля, благодарным, сми­ренным, исполненным любви, послушливыми терпеливым сердцем встречать и почитать. Отсюда видишь, христианин, что: 1) Кто такую веру имеет, как и всякому хри­стианину должно иметь, тот не захочет против совести грешить. 2) Имеет ко Христу любовь и старается за­поведи Его исполнять. 3) Христиан житие порочное и бесплодное служит доказательством неверия их, хотя и име­ют на устах веру. Если человека-благодетеля, который временное нам добро сделал, совесть убеждает нас любить, то тем более вера, когда ее имеем, убедит нас любить Христа, Который нам вечное и умом нашим непонятное блажен­ство приобрел не иным чем, как вольным Сво­им страданием и смертью. А где любовь ко Хри­сту, там неотлучно и послушание Христу. Где послушание, там тщательное исполнение запо­ведей Его, а где заповедей Его исполнение, там творение добрых дел, ибо заповеди Его добрым делам научают. И так видишь, что вера истин­ная — матерь добрым делам, а неверие — ко­рень злых.

§ 346. Почитается спасительное Христово пришествие и страдание: 1) Верою, когда почитаем Его за единого Избавителя, Спасителя и Защитника нашего, нам от Небесного Его Отца на избавление наше посланного, и иного посредника к получению вечной жизни, кроме Него, не признаем, как о Нем Отец Небесный свидетельствует нам: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое бла­говоление; Его слушайте» (Мф.17:5). И апостол Его говорит: «Уразумейте Посланника и Перво­священника исповедания нашего, Иисуса Христа» (Евр3:1). 2) Всегдашнею памятью, когда с любовью и благодарностью поминаем это великое Его дело, нас ради начатое и совершенное. Рассуди всякий: ради кого родился Христос, на земле пожил, пострадал и умер? Ради меня и тебя, грешник, ради моей и твоей погибшей души, ради моего и твоего спасения столько трудился и подвизался Сын Божий! Все это во всегдаш­ней и благодарной памяти содержать должно нам. Всякое благодеяние, оказанное нам, тре­бует от нас, дабы мы всегда его помнили, — тем более великое сие искупления дело. Потому Сам Спаситель говорит: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19). Поэтому Церковь Святая главнейшие Таин­ства спасительного Его смотрения представляет нам к воспоминанию и празднованию их. По­сему и на досках и на прочих материалах изображаем преславные дела Его, как-то: Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Распятие, Страдание, Погребе­ние, Воскресение и прочее, дабы, на изображе­ние взирая, поминали Самого Того, Который нас ради сие, на иконе написанное, сотворил, и поминая, усердно благодарили Сотворивше­го. Ибо такое изображение для нас — вместо всегдашней памяти и очевидной истории, а для не умеющих читать — вместо всегдашнего чте­ния, и так, что в священной истории читаем, или из нее слышим, то изображенным на ико­не ясно видим. 3) Благодарным хвалением, пением и сла­вословием, когда чудесные и спасительные дела Его поминаем и воспеваем благость Его. По­тому святое Божие слово повелевает нам вос­певать великое сие дело: «Исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в серд­цах ваших Господу» (Еф.5:18—19). И еще: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг дру­га псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол 3:16). И песнь новую петь повелевает: Вос­пойте Господу новую песнь, ибо дивное сотворил Господь» (Пс.97,1). Новому чуду новая песнь прилична. Новое чудо соделалось в нас, какого в древние годы не видели. Новое чудо, что Бог во плоти явился, и Господь славы пострадал за непотребного раба Своего. Нас ради, грешных, то новое чудо сотворилось: нам новую песнь петь Господу по­добает, петь же в обновлении сердца и духа, то есть в отложении ветхого человека и облечении в нового. Нашему благополучию сорадуясь, Ангелы святые воспели Богу, помиловавшему нас: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в чело­веках благоволение (Лк.2:14)! Предвидели это великое чудо пророки святые и воспели с удив­лением. Один воспел: Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил (Ис.7:14). Другой, ужаснувшись о сем, возопил: Гос­поди! услышал я слух Твой и убоялся. Господи! уз­нал о делах Твоих, и ужаснулся (Авв 3:1—2 и след.). Авраам увидел и возрадовался (Ин.8:56). Они предвидели то, что мы уже видим. Они видели будущее, мы видим совершившееся. Они ожидали, мы дождались. Они — под мра­ком и тенью покрытое, мы откровенное видим. Посему праведно и прилично нам петь новую песнь: «Приидите, радостно воспоем Господу, вос­кликнем Богу Спасителю нашему; предстанем пред лицем Его со славословием и во псалмах вос­кликнем Ему» (Пс.94:1—2). К сему ликованию созывает нас матерь наша, Святая Церковь: «Приидите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе», и прочее (На вечерни праз­дника Рождества Христова). «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему» (Лк.1:68). «Помощник и покровитель бысть мне во спасение: Сей мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и вознесу Его» (Исх.15:2). 4) Устным исповеданием, когда веру нашу, которую в сердце имеем, устами исповедуем безбоязненно, где надлежит. Не молчим, где честь и слава имени Его требует. Не стыдимся от Девы рожденного и на Кресте распятого Бо­гом нашим нарицать, хотя это «для Иудеев со­блазн, а для Еллинов безумие», но для нас Хрис­тос — «Божия сила и Божия премудрость» (1Кор.1:23—24, 30). Так, в первую очередь, веры обра­зец подает нам Святая Церковь: «Аще и ят был еси, Христе, от беззаконных мужей, но Ты ми еси Бог, и не постыждуся; биен был еси по пле­щема, и не отметаюся», и прочее. Так Павел святой не только не стыдится уз­ником Христовым быть, но и не хочет хвалить­ся ничем, кроме креста Христова: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа наше­го Иисуса Христа» (Галл.6:14). И к Тимофею пи­шет: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа» (2 Тим 1:8). Так исповедники и мученики святые не только не стыдились пе­ред мучителями и врагами истины исповедо­вать Бога распятого, но и раны и смерть за сла­ву имени Его претерпеть не отрекались. Так и нам не должно истину замалчивать, где потреб­но, но безбоязненным сердцем исповедовать, хотя бы не только чести и имения, но и жизни лишиться следовало от врагов истины, ибо сего вера наша от нас требует. Преславно нам исповедовать Того и хва­литься о Том, имя Которого свято и страшно, а для нас сладко. Хотя и зачался в девической утробе, но «от Духа Святаго» (Мф.1:18), и есть собезначальный Отцу и Святому Духу. Родил­ся в год (предопределенный) от Девы Матери (Лк.2:7), но есть «над всеми Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5). Пеленами повился, как мла­денец (Лк.2:7), но Тот, Кто «одевается светом, как ризою» (Пс.103:2). Во храм Младенцем при­несен руками матери (Лк.2:22), но старца Си­меона от временной отпустил к вечной жизни (Лк.2:29). Иродом был гоним, но волхвов на поклонение Себе привел (Мф.2-я). В Иордане крестился, но о Крещаемом Отец с небес сви­детельствовал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», — и Дух Святой, как голубь, сходя на Крещаемого, утверждал истину (Мф.3:13—17). Искушаем был дьяволом, но посрамил искусителя (Мф.4:3—11; Лк.4:2— 13). На земле между людьми жил, но от недр Отеческих не был отлучен (Ин.1:18). В рабском образе пребывал (Флп.2:7), но, как Господь, по­велевал ветрам и морю — и слушались Его, повелевал демонам — и исходили, повелевал мертвым — и восставали, повелевал слепым — и прозревали, глухим — и слух обретали, не­мым — и говорили, прокаженным — и очища­лись (Мф.15:30-31; 17:17; 9:25 и пр.). Голодали жаждал, но многие тысячи пятью хлебами пи­тал (Мф.17:17—21). Завистливыми и злобными хулим был, но сердечные помышления их ви­дел (Мф.12:25). С грешниками ел, но грехи их, кающихся, очищал (Лк.15:2—7). Неблагодарным учеником за сребреники продан и предан был, но нас, под грех продан­ных, искупил. Скорбел и тосковал, но от нас вечную скорбь и тоску отнял. Беззаконными связан был, но врага нашего дьявола связал и наши узы разрешил. Судилищу неправедному предстоял, но нас от вечного суда избавил. Одежды совлечен и обнажен был, но нас одеж­дою правды Своей одел. Осмеян, обесчещен, поруган, оплеван был, но нас от вечного сра­ма, бесчестия и поругания освободил. Тернием увенчан был, но нам вечной славы венец уст­роил. На древе распят был и умер, но солнце помрачил, землю поколебал, гробы отверз, мер­твых оживил, сотника и сущих с ним устрашил (Мф.27:45, 51—54), разбойника в рай ввел (Лк.3:43) и Своею смертью нашу смерть умертвил. Во гробе погребен был, как мертвый, но Своею силою восстал, как бессмертный, и нам, уми­рающим, восстания надежду подал. На земле пожил, но вознесся на небо, и сел одесную Бога Отца, и снова придет судить жи­вым и мертвым, и воздать всем по делам их, — праведных ввести в вечную жизнь и царствие небесное, грешных вечной предать муке (Мф.25:31—46). Так в Распятого веруя, не отрицаем­ся Его исповедовать нашим Господом и Богом, Который — «нас ради Человек и нашего ради спасения», — стал Человеком, чтобы так Самим Собою устроить нам путь спасения. В том наша премудрость, похвала, слава, жизнь, утешение, веселье, надежда и вечное блаженство. 5) Поскольку наша вера и слово Божие уве­ряет нас, что Христос ради грехов наших пост­радал, как написано: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5), то нет большего почитания Сыну Божию, постра­давшему за грехи наши, как когда ради любви Его ненавидим грехи, удаляемся от них. И чем более ненавидим их и убегаем от них, тем бо­лее любим и почитаем Христа, в мир пришед­шего и пострадавшего, так что без этого и по­читания истинного быть не может, но будет притворное и лицемерное. Ибо где грехи не оставляются, но делаются, там нет истинного покаяния, ибо каяться и не оставлять грехи — противоположные сами по себе вещи. Где нет истинного покаяния, там нет веры во Христа. Где нет веры, там не может быть Христа. Где нет Христа, там Христос не почитается, но отвер­гается и презирается. Внимай этому, грехолюбивая душа! Не по­читаешь Христа, тебя так высоко почтившего, когда любишь грех, любишь же, поскольку не оставляешь его, ибо кто что любит, тот того и держится. Услаждаешься тем, за что Христос горест­ную чашу мучения испил. Такое ты воздаешь почтение и благодарение Христу, пришедшему тебя взыскать и спасти! И дотоле такое презре­ние и неблагодарность Ему будешь показывать, хотя устами и почитаешь Его, доколе не оста­вишь греха и истинно не покаешься. 6) Наконец, почтим Христа, пострадавше­го за нас, когда, ненавидя грех, будем следовать святому Его слову и примеру непорочного жи­тия Его, как говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует» (Ин.12:26). Ибо почитать Христа и служить Христу едино есть. Научал Он нас сло­вом и примером добродетельному житию, как читаем в святом Его Евангелии. Если хотим Его сердечно почитать, должно нам Его в том слу­шать. Без послушания почитать Его не можем, как сам это можешь признать. Какое то почи­тание господину, когда раб его не слушает, и отцу, когда сын ему не повинуется? Не почита­ние это, а презрение явное и бесчестие. Так и Христу лицемерное, а не истинное почитание оказываем, в самой же вещи презре­ние, когда говорим Ему устами: «Господи, Госпо­ди», а не делаем того, что Он повелевает, как Сам Он говорит: «Что вы зовете Меня: Господи! Гос­поди! — и не делаете того, что Я говорю» (Лк.6:46)? Ибо не от слова только, но и от дела ис­тинное почитание показывается. Отдел наших показать, христиане, должны мы веру нашу к Нему, как апостол Его требует от нас: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). Вера наша требует от нас любви, милости, милосер­дия, смирения, кротости, терпения и прочих христианских добродетелей, которым Он нас и словом, и делом учил. Потому сами почтим почтившего нас Христа и Господа нашего. Ве­лико ли нам подать просящему ради Него, Ко­торый нам, что ни имеем (ибо все, что ни име­ем, Его есть, кроме грехов), и Себя Самого по­дал? Велико ли напитать голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом стран­ного, посетить болящего и в темнице заключен­ного, ради Того, Который нас ради голодал, жаждал, обнажен был, странствовал, недуги наши понес, болезновал и связан был? Велико ли нам отпустить ближнему согрешения ради Него, Который за наши грехи пострадал? Тяжко ли нам терпеть ради Него, когда Он ради нас ужасные мучения претерпел? Не по­стыдился и не отрекся Он, Господь наш и Бог (о, благость Твоя, Иисусе Боже наш!), нас ради, рабов Своих непотребных, осмеянным, пору­ганным, оплеванным, уязвленным, ударяемым быть, распяться и умереть. Нам ли, рабам Его негодным, «стыдиться Его и Его слов вроде сем прелюбодейном и грешном» (Мк.8:38), и не тер­петь, что нам приключится противное, и не сле­довать тому, чему Он словом и примером Сво­им учил? Воистину ветхий Адам царствует над нами, а не Христос. Воистину не Христовы мы, когда не следуем слову Его и житию. «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Ибо кто Дух Христов имеет, тот мыслит то, что Христос, и поучается в том, что Христу угодно, ищет и хочет того, что хочет Христос, старается делать то, чего требует Христос. Если хотим Христовыми быть и Христа как Царя сво­его почитать, должны едино с Ним мудрство­вать, хотеть и делать, что хочет и повелевает Он. Истинное почитание не в наружности толь­ко, но и во внутренности, не в словах только, исповедании и церемонии, но и в сердце, усер­дии, любви, благодарности и послушании со­стоит. Господь наш и Бог есть — почтим Его стра­хом и послушанием. Любитель наш искреннейший — почтим Его любовью нашею. Благодетель наш — почтим Его благодар­ностью. Искупитель наш, ибо ценою Крови Своей искупил нас Себе — почтим Его усердною ра­ботою. Учитель наш — почтим Его охотным испол­нением учения Его. Пастырь наш — почтим Его слушанием свя­того гласа Его (Ин.10:27). Вождь наш к небесам вернейший — почтим Его верным и любовным следованием за Ним. Так почтим, христиане, Христа Царя нашего. Он нас возлюбил, недостойных, — возлюбим и мы Его, достойного любви, Который есть утешение и радость Ангелов и святых душ. Почтил Он нас, недостойных, — почтим и мы Его, достой­ного всякого почитания, Которому со страхом и любовью поклоняются Ангелы и всякое ко­лено преклоняется. Поискал Он нас, заблуд­ших, — поищем и мы Его верою и любовью. Не пощадил Он Себя ради нас — не пощадим и мы себя ради Него. Терпел Он все ради нас — по­терпим и мы все ради Него, дабы с Ним и про­славиться во царствии Его. Господи! Наставь нас на путь сей, ибо «Ты есть путь, и истина, и жизнь» (Ин.14:6).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных