Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 2: О любви ко Христу, Сыну Божию 1 страница




 

«Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам». И ниже: «Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим. Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих», — гово­рит Христос (Ин.14:21,23-24).

§ 341. Само имя — Иисус, то есть Спаси­тель, привлекает сердца наши к любви своей, православный христианин! «Ибо нет другого име­ни под небом, данного человекам, которым над­лежало бы нам спастись», кроме имени Иисусо­ва, — проповедует апостол Его Петр (Деян.4:12). Видел ты в предыдущей главе, чем мы сами по себе были и чем через Него стали. «Все мы блуж­дали, как овцы, совратились каждый на свою до­рогу» (Ис.53:6). Он нас, как Пастырь добрый, взыскал, и взяв на плечи Свои, к Небесному Своему Отцу принес (Лк.15:5). Все мы, как пут­ники, дьяволом, как разбойником, обнажены и смертоносною уязвлены были раною. Он к нам, таким бедным, милосердием Своим преклонился, и к лежащим склонился, сделался ближним нашим, милосердную руку помощи Своей простер к нам, и лежащих вос­ставил, и уязвленных елеем милости Своей ис­целил (Лк.10:30—35). Были мы, как пленники, узами врага нашего связанны. Он, сильный в крепости, врага нашего связал, «узы наши разре­шил» (Пс.115:7), и возвратил пленение душ на­ших (Мф.12:29; Пс.67:19). Были мы, как пре­ступники и отступники, от лица Божия отвер­жены. Он за нас перед праведным судом Божиим заступился и между Богом и нами стал посредником, ходатаем и примирителем. Были мы все должниками тьмою талант Царю наше­му Богу и никак не могли долга нашего запла­тить, но следовало непременно нам заключить­ся по суду правды Его в темницу вечную и веч­ною платить мукою (Мф.18:23—34). Он за нас вступился, и долг наш на Себя взял, и правде Божией заплатил. Словом, от такого неблаго­получия, какого горше и горестнее не может быть, избавил нас и такое блаженство, которо­го лучше и вожделеннее не может быть, милос­тиво и даром, без всяких наших заслуг, исхода­тайствовал нам Иисус Сын Божий. Все же это сделал для нас Иисус не через какое-то посредство, но Сам. Он Сам ради нас заблудших в мире этом странствовал и взыскал: «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти по­гибшее» (Лк.19:10). Сам ради нашей бедности бед­ствовал, Сам ради нас, связанных, связан был и Своими узами «наши разрешил узы». Сам ради нас, уязвленных, язвлен был, и «ранами Его мы исце­лились» (1 Петр 2:24). Сам за долг наш тягчай­ший заплатил не серебром или золотом, но «дра­гоценною Своею Кровию» (1 Петр 1:19). Сам ради нас, умерших, на древе крестном умер, и Своею смертью смерть нашу умертвил, и нас, умер­ших, оживил. Своим крестом двери к милости Божией, вечной жизни и блаженству отверз. Вот что значит имя — Иисус, Ангелам любимое, нам, грешным, утешительное и сладкое и всей твари дивное. Кто Он такой, Который так высоко нас по­чтил и бесконечно и вечно одолжил? Сын Бо­жий Единородный, Слово Отчее, Царь и Господь славы, Еммануил, Бог невидимый, непостижи­мый и вечный, явившийся во плоти подобным нам, кроме греха, Творец наш, Который нас из ничего создал. Кто мы, так высоко и несказанно почтен­ные от великого Бога? Прах от земли, земля и пепел, рабы Его непотребные, грешники, от­ступники и враги Его. Подлинно так, воистину так! Павел, апостол Его, в этом уверяет нас: «Будучи врагами, мы примирились с Богом смер­тью Сына Его» (Рим 5:10). Ибо честь Его Боже­ственную хотели похитить и себе присвоить, по совету отступника дьявола (Быт.3:5). О, воистину велико и непостижимо сие бла­гости Его и человеколюбия дело, что Он нас, врагов и отступников Своих, так помиловал! Сия высочайшая Его к нам, недостойным, любовь требует, чтобы и мы Его взаимно любили, не языком и словом, но делом и истиною. Если и простого человека, который знатно нас одол­жил, по естественному закону любим и, не от­давая долга сего, неблагодарными делаемся, насколько более Сыну Божию, так высоко нам одолжившему, этот долг отдавать должны мы.

§ 342. Скажет кто: «Как же нам не любить Христа?» Правда, всякий из тех, которые имя Хрис­тово исповедуют, так говорит и исповедует, со­вестью самою убеждаемый, и должен испове­довать. И я тоже признаю и отвечаю: как не любить Христа, с любовью поклоняемого и почитаемого Ангелами и всеми святыми душа­ми? Христа, Единородного Сына Божия, Сына по плоти Пречистой Девы Богородицы, ради нашего спасения так смирившегося, так ума­лившегося, все самое страшное претерпевше­го, такою поносною смертью умершего, Хрис­та — оправдание наше, упование наше, воскре­сение наше, вечную жизнь нашу, славу нашу, помощника и заступника нашего, победителя смерти, ада и всех наших врагов? Как не лю­бить такое высокого Благодетеля, в Котором все наше состоит блаженство, такое высокое и непостижимое Добро? Послушай же, христианин, что значит любить Христа и от чего познается любовь сия, и внимай, чтобы любовь сия не на языке и устах, но на сердце была, где истинная любовь место свое имеет, дабы вместо любителей Христовых врагами Его не быть. 1) Любящий с любимым всегда совокупно и неразлучно быть желает. Так Бог, Который есть вечная любовь, поскольку любит челове­ка, когда человек отступил и отлучился от Него, благоволил с ним в воплощении соединиться, и так любовью Своею привлечь к Себе челове­ка, и благодатно обитает в рабах Своих, Кро­вью Христовою очищенных, как в Писании сказано: «Вы храм Бога Живаго» (2Кор.6:16). Так бывает и между людьми, которые друг друга любят. Так друг с любимым своим другом всегда хочет быть неразлучно, не только в сча­стье, но и в несчастье. Потому бывает, что ког­да разлучаются, болезнуют, сетуют и плачут, ибо любовь не терпит разлучения с любимым. И хотя верные и любимые друзья телом разлуча­ются, но духом, сердцами и любовью неразлуч­ными пребывают, ибо любовь двоих воедино совокупляет и связывает. Следовательно, кто любит Христа сердцем, тот со Христом нераз­лучно быть желает, крест свой носить и Ему пос­ледовать, поруганным, осмеянным, озлоблен­ным быть от мира, и с Ним и за Него умереть не отрицается. Отсюда познается, что ложная есть любовь тех, которые вечно со Христом царство­вать хотят, но смирения Его, страдания и пору­гания стыдятся и убегают от того. Таковы те, ко­торые в благополучии мнятся Бога благодарить, но в неблагополучии ропщут, не терпят и обра­щаются к снисканию помощи от создания, дабы от нашедшей беды избавиться. Таковые самих себя и благополучие свое любят, а не Христа. Они бывают подобны тени, которая во время сияния солнечного не отлу­чается от вещи, и стоит ли, или движется, и тень с нею, а когда нет сияния солнечного, тогда отступает и тень. Так поступают и неистинные любители Христовы: хотят быть со Христом воскресшим и прославленным, но с обесчещен­ным, поруганным, осмеянным, уязвленным, распятым быть не хотят, ужасаются Его и убе­гают. Истинной любви и дружества союз ничем разорваться не может. Так мучеников святых ничто — ни огонь, ни вода, ни меч, ни смерть, ни жизнь, — не могли разлучить от любимого Христа. Так Павел святой, связанная любовью со Иисусом Христом душа, «не только хотел быть узником, но готов был и умереть в Иеруса­лиме за имя Господа Иисуса» (Деян.21:13). 2) Любящий любимого волю исполняет, дабы не опечалить любимого, ибо оскорбление любимого противно любви, и разрушает союз любви. Так сын добрый волю отца своего ста­рается исполнить, жена добрая волю мужа сво­его, чтобы не оскорбить того, которого есте­ственною любовью любит. Так, кто Христа Сына Божия любит, старается волю Его святую исполнять. Воля Христова в заповедях Его оз­начается, и так, кто Христа любит, старается заповеди Его исполнять, как говорит Он Сам: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин.14:21). Христова же заповедь есть, чтобы мы любили друг друга, как еще Он говорит: «Сие заповедаю вам, да любите друг дру­га» (Ин.15:17). (Что значит любить ближнего, и каковы плоды любви той, сказано в главе о любви к ближнему в первой книге). И не только друзей и братию свою, но и врагов наших хочет и по­велевает нам любить Христос: «Любите врагов ваших» (Мф.5:44). От такой только любви истинно любящий Христа и познается, когда не только друзей, но и врагов своих любит, по учению Его. Ибо лю­бящих себя и язычники и мытари и прочие грешники любят, как говорит Христос: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари» (Мф.5:46)? Вра­гов же любить — одной только христианской души, любовью Христовою исполненной, дело есть, как об этом также в главе о любви к вра­гам в первой книге сказано. Спросит кто: «Как же мне того любить, ко­торый на меня враждует?» Правда, правильно так отвечает о себе плот­ской, душевный и невозрожденный человек. Ибо плотскому и самолюбивому человеку это весьма трудно и почти невозможно, но верно­му и благодатью Духа Святого возрожденному удобно. Вере и любви истинной ничто не не­удобно. Если любишь Христа, Который за тебя и меня, врагов, умер, то с охотою и любовью послушаешь то, что Он мне и тебе велит: «Люби­те врагов ваших». Что тебе от того, что враг твой на тебя враждует? Ты на него не враждуй, но смотри, что Христос, любитель душ наших, повелевает, и Его любовью вражду врага твоего преодолевай, чтобы ненавистью ко врагу не разорить Христову заповедь и так заповедавше­го не оскорбить, что разоряет любовь. «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). Скажет кто: «Враг ведь худо и беззаконно поступает?» Правда, но и ты худо и беззаконно будешь поступать, когда не любить, но враждовать на него будешь. Только вражда на грех и на изоб­ретателя его дьявола праведна. Он худо делает, что зло тебе причиняет, но и ты худо делаешь, что злом за зло воздаешь. Скажет кто: «Сердце мое от него отвраща­ется» Ты сердце свое верою и любовью Христо­вою побеждай и убеждай, и делай не то, что сер­дце хочет, но что вера твоя и заповедь Христова требует от тебя. Христос велит, Любящий тебя велит, того вечная правда требует, то воле Его святой угодно, тебе полезно, хотя плотское сердце, мысль и разум слепой противного хо­чет. Следовательно, так должно делать, как Он хочет, а не как страстная плоть наша, если хо­тим любить Его. В том состоит и подвиг наш христианский, чтобы нам делать не то, что плоть наша слепая хочет, но что заповедь Божия велит. 3) Любящий любит и того, кого любимый любит. Так, когда любишь друга твоего, то ради любимого друга твоего любишь и того, кого друг любит. Когда любишь Христа, любить дол­жен всякого человека, друга твоего и врага тво­его. Ибо Христос всех возлюбил так, что за всех, друзей и врагов твоих, душу Свою положил, как говорит апостол: «Христос за всех умер» (2Кор.5:15). Потому и велит нам ближних наших лю­бить, что как нас, так и ближних наших любит, дабы мы не только не делали им никакого зла, но и всякое добро делали, как себе делаем, от этого и любовь к ближнему познается. Отсюда следует, что ради Христа, любяще­го всех, и ты должен всех любить, если хочешь Христа любить, а из этого следует, что ради Хри­ста не отречешься алчущего напитать, жажду­щего напоить, нагого одеть, странного в дом ввести, больного и в темнице сидящего посе­тить, печального утешить, о счастье ближнего твоего радоваться, о несчастье печалиться. Сего любовь ко Христу и Христом любимому ближ­нему твоему от тебя требует. Ибо плод любви к ближнему есть милость к ближнему и благотво­рение. Отсюда заключается, что не имеют ко Христу любви те, которые ближнего не любят. Не любят же его, ибо не благотворят ему. Гор­ше того делают те, которые не только не благотворят, но и зло творят ближнему. Такие люди, притесняя и озлобляя ближнего, гонят и озлоб­ляют Самого Христа, хотя того и не примеча­ют. Ибо озлобляющий раба касается и госпо­дина его, всякий же человек раб Божий есть. 4) Любящий любимого бережется оскор­бить. Ибо оскорбление и любовь к любимому вместе быть не могут в любящем. Разве что ос­корбление то от неведения, или от другой ка­кой немощи было, а не от умысла и произволе­ния, или когда любящий любимого оскорбля­ет ради пользы его. Но такое оскорбление от любви происходит. Так отец оскорбляет сына своего, когда бьет его, дабы исправен был, так и друг, любезного своего друга оскорбляет, по­грешности обличая. Так добрые пастыри оскор­бляют людей, им порученных, дабы возымели «печаль ради Бога, которая производит неизмен­ное покаяние ко спасению» (2Кор.7:10). Так и Сам Господь, «кого любит, того нака­зывает; бьет же всякого сына, которого прини­мает» (Евр.12:6). Но такое оскорбление, как от любви происходящее, любви не противно, даже есть известнейшее знамение и плод любви. И потому здесь слово не об этом оскорблении, но о таком, которое от злости сердечной бывает. Христос всяким грехом оскорбляется как веч­ная Правда, и Благостыня, и Сокровище всех добродетелей. Ибо, кто любит Христа, тот от всякого греха бережется, и чем более кто лю­бит Его, тем более бережется от греха, ради того только, чтобы Его не оскорбить и не опечалить, оставляя прочие причины, которые могут от греха отвести. 5) Любящий жалеет, когда любимого чем оскорбит сам, или от другого кого оскорблен­ным видит. Так, кто любит Христа, когда по не­мощи в чем согрешит, сокрушается, сожалеет, ругает себя, и со смирением и горячим испове­данием своего греха и уничижением и укорением самого себя припадает перед Ним нели­цемерно, и сам себя осуждает достойным вся­кого наказания. Такой, хотя бы в аду был за преступление, и там бы хвалил Божию правду. Так апостол Петр, теплейший любитель Хрис­тов, когда отрекся от Христа и грех свой, кото­рым оскорбил любимого Учителя своего, узнал, «выйдя вон, плакал горько» (Мф.26:75). Тяжко лю­бящему опечалить любимого, и опечаливание это без последующей печали своей быть не мо­жет. Ибо истинная любовь радуется с радую­щимся и плачет с плачущим любимым (Рим 12:15). 6) Любящий любимого всегда в сердце сво­ем носит, не вещественно (ибо не может того быть, чтобы человек весь, и телом и душою, в сердце нашем был), но духовно. Ибо любовь в сердце место свое имеет и с любимым едино бывает. Так сын отца, которого любит, и друг любезного своего друга, хотя и отсутствующего, в сердце объемлет, почему часто его поминает, печется, дабы противное что ему не приклю­чилось, разговаривает о нем, спрашивает и про­ведывает, как любимый его находится, отлучив­шийся от него, а часто и плачет, что долго с ним не видится. Такое действие примечается в ес­тественной любви. Так, кто Христа Сына Божия любит, всегда в сердце своем духовно объемлет и носит, а от того бывает, что часто о Нем поминает, размышляет и рассуждает о че­ловеколюбивом и спасительном Его смотре­нии, рождении, житие на земле, терпении, страдании, смерти, воскресении, вознесении, одесную Бога Отца сидении, и радуется о том, удивляется тому, и с усердием Его за то со От­цом и Святым Духом благодарит, и желает ли­цом к лицу видеть любимого, Которого ныне верою видит. Таков был святой Павел, который, любовью горя ко Христу, взывал: «Имею жела­ние разрешиться и быть со Христом» (Флп.1:23). 7) Любящий любимого нраву следует, и вся­кий ищет иметь дружество с подобным себе. Оттого бывает, что истинного дружества и не может быть, если оно бывает не между добрыми и единонравными. Нет сообщения смиренному с гордым, трезвенному с пьяницей, целомудрен­ному с нечистым, щедрому и милостивому с сребролюбцем, хищником и жестокосердым, но один от другого уклоняется, и всякий ищет то, что любит. Так Христа любящий старается пос­ледовать преблагим и Божественным нравам Его: бывает смирен, терпелив, кроток, незлобив, любителей, мирен, простосердечен, чистосер­дечен, милостив, милосерден, сострадателен и прочее, не ради заслуги какой, но ради одного того, что Христос таков и такие имеет доброде­тели. 8) Любящий одинаково с любимым мыслит и согласуется во всем с ним, и о чем старается любимый, о том и любящий. Иначе не было бы в них согласия и единонравия, когда бы один из них о том, а другой о другом, противном мыслил, (другое) намеревался и начинал, — что взаимной любви и дружеству противно, и от того взаимная любовь разоряется и дружество престает. Дружества, как сказано, не может быть, если не между единонравными. Христос желает и ищет всем спасения. Это истинно и известно, ибо Его в мир пришествие сие озна­чает и показывает то, что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Потому, кто любит Христа, тот как о своем, так и ближнего спасении печется. Любящий с любимым одну мысль иметь должен, одно ста­рание и попечение. И хотя сия должность к слу­жителям Божиих более всего относится, одна­ко и всех христиан касается, ибо христианство есть духовное тело. В теле вещественном один член о другом промышляет и помогает, напри­мер, рука руку отирает, моет, глаза все тело бе­регут, и прочее, так и в духовном теле, то есть христианстве, один о другом заботиться должен. Это бывает молитвою, советом, любовным об­личением. Истинная любовь хочет и ближнему того, чего себе хочет, и старается ближнего от того отвратить, от чего сама убегает. Когда Хри­стос по воскресении Своем вопрошал апосто­ла Петра: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» — и святой Петр отвечал: «Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя», — тогда сказал ему: «Паси овец Моих» (Ин.21:16). Как бы так сказал Господь: «Симон! Если любишь Меня, паси овец Моих». Из этого видно, сколь дорогим почитает спа­сение наше Господь Иисус. А тем научает, что, кто хочет любить Его, тот должен не только о своем, но и о ближнего спасении стараться. Потому апостол с сожалением говорит: «Все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Хрис­ту» (Флп.2:21). Отсюда заключается, как тяжко согрешают против Христа пастыри, которые, на пастве будучи, не овец Христовых, но себя толь­ко пасут, за что страшному суду Божию подле­жат, ибо взыщет Господь овец своих от руки их (Иез.34:10). 9) Любящий любимому славы и чести хочет и ищет и радуется, когда любимый его славит­ся, — печалится, когда бесславится. Так сын радуется, когда слышит, что отец его доброе имя имеет, и друг веселится, когда любимый его друг прославляется. Любовь трогается тем, как сво­им, что в любимом видит, и так благополучие и бедствие любимого за свое вменяет. Так, кто Христа любит, ищет во всем славы имени Его, а не своего, и радуется о том, когда славится свя­тое имя Его. Славится же имя Христово тогда, когда исповедующие имя Его живут достойно исповедания и веру, которую устами исповеду­ют, добрыми делами показывают. Так и челове­ку, например, отцу, когда дети его добродетель­но живут, и господину, когда рабы его постоян­но обращаются, честь и слава бывает. Ибо люди, видя честную жизнь детей, отца хвалят, и видя постоянство слуг, господину честь при­писывают: знать, мол, добрый отец, что таких детей имеет, и разумный господин, что так по­рядочно рабов содержит. Отсюда видно, что беззаконных христиан житием Христос бесче­стится. 10) Любящий не любит того, кто любимому противен: сын противника отца своего не лю­бит, жена противника мужа своего, друг про­тивника друга своего. Ибо сердце, в котором любовь место свое имеет, раздвоено быть не может, но или к тому, или к другому прилепля­ется, и противных между собою вместе любить не может, но непременно, одного оставив, к другому прилепляется, как говорит Христос: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф.6:24). Мир сей Христу противен, по­тому, кто любит Христа, тот не любит мира сего, по учению апостола: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин2:15). Мир здесь понимается не как небо и земля с исполнением своим, но как «похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», как там же апостол учит (1 Ин.2:16). Через это сатана нас, как Адама в раю через вкушение от заповедан­ного древа, от Христа и послушания Ему долж­ного отводит. Богатство, честь, слава и сласти мира сего — это приятное зрелище для плоти нашей, на них указывает она, сатаною прельщаема, древним змием, — как Ева указы­вала Адаму на яблоко заповеданного древа, — и хочет отвратить сердце от любви Христовой и обратить к созданию Его, и вместо Создателя создание любить. Сердце, любовью Христовою объятое, отвращается от злого сего совета, хотя по внешнему виду и он добрым кажется. При этом знай, христианин, что иное есть иметь богатство, честь и славу, а иное — любить. Правильное имение богатства, чести и славы не изгоняет любви Христовой. Многие были бо­гаты и славны, как-то: Авраам, Исаак, Иаков, Давид царь и прочие, — как и ныне много бла­гочестивых царей и высоких лиц, — но истин­но любили Христа. Но любовь к богатству, чес­ти и славе мира сего не совмещается с любо­вью Христовой, а одна другую изгоняет. Не может любить Христа, пока любит серебро, зо­лото, почитание и прославление от человека. Напротив того, не любит серебра, чести и сла­вы человеческой, пока любит Христа, по слову Христову: «Никто не может служить двум гос­подам», и прочее (Мф.6:24). Как ни обращай и превращай мнение свое, непременно надобно к одному из них пристать и прилепиться — или ко Христу, и оставить мир, или к миру, и оставить Христа. И от сего видно, что пристрастившиеся к миру, то есть чести, богатству и сласти мира сего, оставляют Хрис­та, и так веру погубляют, и отрекаются Его сер­дцем, хотя устами исповедуют, как учит апос­тол: «Они говорят, что знают Бога, а делами от­рекаются» (Тит 1:16). 11) Истинная любовь того достигает, что любящий за любимого умереть не отрекается. Любовь любящего так крепко связывает с лю­бимым, что лучше все терпит, и самую смерть, нежели с любимым разлучится, и приятнее ему смерть и горесть всякая, нежели разлучение с любимым. Так Сына Божия любовь к роду че­ловеческому убедила воплотиться и умереть за отпадшего человека, и так присвоить его Себе и «причастником Божеского естества» (2 Петр 1:4), и вечной славы со делать, нежели отрину­того и погибающего видеть. Так и истинно лю­бящему Христа приятнее всякую горесть и вся­кую смерть претерпеть, нежели со Христом и Христовой любовью разлучиться. Истинная и горячая любовь так крепка и сильна, что ее ничто победить не может, и со­юза, которым с любимым своим связана, разор­вать. Истинно любящий Христа может быть связан, в темницу заключен, окован, на члены раздроблен, сожжен и умерщвлен, но побеж­ден быть не может. Сила любви есть духовная, а не телесная, и потому, хотя тело побеждается, ранится, мучается и умерщвляется, но любовь побежденной быть не может, а наоборот, тем более показывает свою силу и крепость, чем более претерпевает и страждет. Такую имели любовь святые мученики, которые предпочи­тали предавать себя на жесточайшие мучения и горестнейшие смерти, нежели отлучиться от любимого Сына Божия, а многие сами, ревно­стью по любимому Христу распалившись, на место мучения и к мучителям приходили, и са­мопроизвольно изволяли страдать за имя Гос­пода Иисуса Христа. Дивно то нам, любезные христиане, что так любят Христа люди, но то удивительнее и наш разум превосходит, что Христос нас, грешных, так возлюбил, что и уме­реть за нас изволил. Люди любят Христа воз­любившего: «Не мы, — говорит апостол, — воз­любили Бога, но Он возлюбил нас» (1 Ин.4:10). Христос возлюбил нас, врагов Своих и отступ­ников. Этой любви удивляйтесь, христиане! Отсюда «вкусите и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9).

Примечай, христианин: 1) Что все сии действия и плоды любви от того следуют, что любящий с любимым сердцем и любовью соединен, так что из двух становят­ся единым. Ибо любовь из двух сердец и душ едино сердце и душу делает не вещественно, но духовно и единомудренно, как о христианах, во время апостолов бывших, Лука святой пове­ствует: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян.4:32). 2) Видишь, как сильна и крепка любовь, так что союза ее ничто разрушить не может. 3) Как без любви всякое дело мертво и не­потребно, так любовью всякое дело оживляет­ся и благоприятно всякому бывает. Без любви никакое не может быть добро, а где любовь, там все добро. 4) Истинная ко Христу любовь происходит от истинной во Христа веры и от Духа Святого. Вера представляет Христа верному, ибо Он есть истинная жизнь, истинное блаженство, истин­ная и вечная радость и сладость, кроме Него истинного блаженства не может быть. И так верою просвещенное сердце через благодать Святого Духа разжигается к любви высочайше­го того добра, которое есть Иисус Христос, Сын Божий, со Отцом и Святым Духом. И чем бо­лее познается Христос, ощущается благодать Его в сердце верного, тем более горячая к Нему любовь возжигается, ибо чем более познается добро, тем более любится. Ибо любить добра без познания его не можем, как сладости меда познать не можем без вкушения меда. Потому написано: «Вкусите и увидите, как благ Господь» (Пс.33:9). 5) Отсюда видишь, что бесстрашное и без­законное житие как с верою, так и с любовью Христовою совместиться не может, как Сам Христос говорит: «Нелюбящий Меня не соблюда­ет слов Моих» (Ин.14:24). Также сердце, пристра­стившееся к миру, как веры, так и любви ника­кой ко Христу не имеет, какие бы ни делал че­ловек внешние дела. Все, что противно Христу и от произволения бывает, веру и любовь Хри­стову из сердца изгоняет. А оттуда следует, что апостол написал: «Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак.4:4). Страш­но сие, но истинно. Ибо сколько раз человек грешит от произволения, столько раз закон Божий и вечный разоряет и противится Законодавцу, и сколько раз к миру уклоняется и при­лепляется, столько раз с Адамом к заповедан­ному древу руку свою простирает. Бог запове­дал: «Не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин.2:15). 6) Отсюда заключается, что христиане, по­терявшие веру, и с верою любовь (веры без люб­ви быть не может), оставили и Самого Христа, и вместо Христа похоть плотскую, похоть очес и гордость житейскую, как тройственного бога, почитают. 7) Только плотскую, а не христианскую лю­бовь имеют те, которые одних друзей своих и любящих себя только любят. Истинная христи­анская любовь всех, — друзей и врагов своих, объятиями своими объемлет. Также те, которые сродников своих, например, детей, братию, от­цов, матерей и прочих кровных обильно на­граждают, а бедных и убогих, ради имени Хри­стова просящих, или пренебрегают совсем и отсылают, или полушкою довольствуют, — все таковые себя, плоть и кровь свою любят, а не Христа и ради Христа. Ибо христианская лю­бовь над сродниками и несродниками умилос­тивляется. Ей тот и сродник, кто беден и нищ. Там она и склоняется и руку свою простирает, где бедность объявляется и Христово помина­ется имя. 8) Непохвально делают и самолюбием стра­дают те, которые другим благотворят ради того, чтобы их любили, и здесь не ради имени Хрис­това, но ради своей пользы благотворение бы­вает. Истинный Христолюбец и нелюбящим его благотворит, внимая слову Христову: «Просяще­му у тебя дай» (Мф.5:42). 9) Сюда принадлежат и те, которые того ради дают милостыню, чтобы приемлющие молились Богу за них, ибо и здесь своя польза ищется, а не Христова честь и ближнего польза. Иначе бы не давали, когда бы не надеялись на их молитвы. Истинная любовь «не ищет своего» (1Кор.13:5). И всякое дело от конца судится, то есть в Божию ли славу и ближнего пользу делается, или ради своей какой корысти. Дол­жны принимающие милостыню благодарны­ми быть к своим благодетелям и молиться за них, но подающим должно просто подавать, без своей пользы, и взирать только на бедность просящего, которого Христос повелел миловать. А будут или не будут молиться приемлю­щие милостыню, милостыня свое воздаяние непременно получит, по Писанию: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут « (Мф.5:7). Милостыня, просто, от чистого и любящего сердца подаваемая, без гласа молится, и более молится, нежели все люди. 10) Истинному Христолюбцу не только ми­лостыни, но и прочим добрым делам, как-то: кротости, незлобию, терпению, воздержанию, целомудрию, смиренномудрию и прочим хри­стианским добродетелям прилежать должно, как Христос тому и словом и примером Своим учил нас. Если хотим Христа любить и Ему угождать, должно нам добродетельно жить, тво­рить, чему Он нас словом и делом учил.

Чтобы с помощью Божией к любви Хрис­товой возбудиться нам, христианин, рассудим некоторые обстоятельства ее и с помощью Бо­жией поучимся: 1) Христос говорит: «Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим» (Ин.14:21). О, сколь утешительно это слово! столь великие и высокие обеты предлагает Сын Божий любя­щему Его, так что истинно любящий Христа дружество имеет с Отцом и Сыном Его, а где Отец и Сын, там и Дух Святой неотлучен. Дру­жество не что иное, как взаимная любовь — быть любимым и любить. Ум человеческий не постигает этой благости Божией. Бог великий, бессмертный, бесконечный и непостижимый с человеком, созданием и рабом Своим, друже­ство хочет иметь, и имеет, если кто сам себя от того не отлучит. «Наше общение — с Отцем и Сы­ном Его, Иисусом Христом», — говорит апостол христианам во утешение (1 Ин.1:3). Потому вер­ным Своим, возлюбленным Своим и любящим Его, говорит: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин.15:14). Высокое и ве­ликое дело — с земным царем дружество иметь, несравненно большее — с Царем Небесным. Возлюбим же, любезный христианин, друг дру­га, дабы так показать и ко Христу любовь, и возыметь общение с Отцом и с Сыном Его Иисусом Христом. 2) Говорит еще Христос: «Явлюсь ему Сам» (Ин.14:21). Кому «явлюсь»? Человеку, рабу и грешни­ку. Кто явится? Царь небес и земли, Господь славы, Сын Божий и Слово Отчее. Не через Ангела или иного кого посещу его, но «Сам яв­люсь ему, Сам» посещу его, Сам приду к нему, «явлюсь ему Сам». Кому? Любящему Меня и со­блюдающему заповеди Мои. О, сила и действие любви, которая Господа к рабу, и Бога к человеку, и Создателя к созда­нию привлекает! О, благость Твоя, Иисусе! Ты изливаешь любовь в сердца верующих в Тебя, и к любя­щим Тебя привлекает Тебя любовь Твоя. Кто Тебя без Тебя может истинно любить? Сердце наше без Тебя и Твоей благодати не иное что, как розга иссохшая, которая никакого плода не творит. Твоя любовь предваряет всех и возжи­гает в сердцах наших хладных любовь к Тебе, и за благодать Твою, которой мы содействуем, новую воздаешь благодать. Так везде благость Твоя обходит и предваряет нас и следует за нами. Как является Христос любящим Его душам? Когда во плоти на земле жил и проповедовал слово Свое, всем Себя являл, друзьям и врагам Своим. Но по воскресении Своем показывал Себе одним друзьям, как читаем. Показал Себя с небес Стефану святому, когда тот о Нем сви­детельствовал перед врагами его (Деян.7:55— 56). И это есть видимое явление Христово. Ду­ховно же является друзьям Своим, когда в сер­дца их входит через Святого Своего Духа и просвещает, утешает и радостотворит их. Явит­ся же всем любящим Его, когда придет в страш­ной славе Своей, и призовет их в вечное Свое царство, говоря: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Явится тогда и врагам Своим, но иным образом, то есть как страшный Царь и грозный Судья, от гнева Которого пожелают скрыться в пещерах и расщелинах каменных (Откр.6:16), и отринет их от Себя «в огонь вечный, уготован­ный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Отверзем и мы, христианин, сердца Любящему нас Иисусу, дабы и нас человеколюбием Своим посетил превожделенный Гость Сей. Он ко всякому хо­чет прийти, кто не затворит перед Ним дома своего: «Се, стою у двери и стучу: если кто услы­шит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Отверзем Ему ныне двери сердец наших, дабы тогда и Он отверз нам двери царствия Своего. 3) Еще говорит Христос: «Придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). Смотри, христианин, чего благодатью сподобляется любящий Христа: домом и жилищем Пресвя­той Троицы бывает! Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святой Дух благодатно в нем изволит обитать! За великое почитают люди царя зем­ного в дом свой принять, сколь несравненно большее преимущество есть Царя Небесного в дом сердца своего принять, и не только при­нять, но и живущим иметь, как говорит: «При­дем к нему и обитель у него сотворим». Блаженно воистину таковое сердце. Что там иное может быть, как только мир, покой, радость и весе­лье? «Царствие Божие внутри его есть» (ср.Лк.17:21). Оно еще в сей юдоли плачевной чувствует радость, которая изобильно изливается в серд­ца избранных в вечной жизни. Оно поистине «вкушает, сколь благ Господь» (Пс.33:9). «Возлюб­ленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святы­ню в страхе Божием», — увещевает нас апостол (2Кор.7:1). Ибо не обитает Господь в сердцах, нечистою мира сего любовью оскверненных. «Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою» (2Кор.6:14)? Ибо «Бог наш есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1:5), мира же сего любовь есть тьма, «ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гор­дость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин.2:16). Хотящие царя земного принять в дом очищают дом, тем более хотящему при­нять Царя Небесного должно очистить дом сер­дца своего. 4) Как сладость любви Христовой привле­кает, так благодеяние Его, которое нам от од­ной сильнейшей к нам любви показал, убеж­дает нас любить Христа. Помяни, христианин, чего ни делал Сын Божий ради нас, чего ни изобрел, чего ни претерпел и ни страдал ради убогой и бедной души твоей? каких трудов и болезней не принял, чтобы нас, отпадших, к Небесному Отцу Своему привести? Если бы кто гнев царя земного, который грозил тебе смерт­ною казнью, от тебя отвратил, и вместо смерти жизнь тебе у него испросил, и, не довольству­ясь сею высокою к тебе милостью, знатную и высокую почетную должность исходатайство­вал тебе, всякое ради того бедствие изволив тер­петь, о, сколь усердно и искренно любил бы ты такого благодетеля! Само естество убеждает нас к тому. Христос, Сын Божий, гнев, который веч­ною нам всем грозил смертью, отвратил от нас, верующих в Него, и так от вечной смерти изба­вил нас, сверх того, в такую высокую милость Богу привел, что «верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12), и эта честь так высока, что вся слава мира сего как ничто пе­ред нею. Всякое мира сего благородство и ве­личество есть только пустое имя и титул, самой вещи в себе не имеющий, который подобен пузырю водному, или меху, воздухом надмен­ному, который внешне как нечто является, но внутри ничего не имеет. Христианское же бла­городство — истинное, вечное и непостижимое, которое Христос нам Кровью Своею заслужил. И так скажи, пожалуй, как такого, настолько высокого Любителя и Благодетеля нам не лю­бить? Если малый благодетель достоин любви, тем более великий. Если кто от временной беды, напасти и смерти спасет, временное и земное добро сделает нам, тем более Христос наш, о христиане, достоин того, ибо Он не от временной беды и смерти избавил нас, но от вечной, не временную, но вечную жизнь исхо­датайствовал нам, не временную и земную, но вечную честь и славу. О, сколь нечувственна ты, грешная душа, когда сего не чувствуешь! Нечувственна воис­тину, когда человека, временно и мало одол­жившего (мало, говорю, ибо все временное против вечного ничто есть), однако и такого благодетеля любишь, благодаришь его, почи­таешь его, услуживаешь ему, и все, что угодно ему, делаешь, но Христос, Который вечно и бес­конечно одолжил тебя, Которого благодеяние, оказанное тебе, ничем вознаградиться не мо­жет, — даже того не сподобляется от тебя, чего человек-благодетель. Так-то ты низко постав­ляешь Христово ради тебя бывшее воплощение, рождение, на земле житие, терпение, смирение, страдание и крестную смерть, каковой благодати Ангелы удивляются, воспевают, славят и величают (Лк.2:14). Христос, ради тебя и Себя Самого не поща­дил, ты же ради имени Его меди и серебра жа­леешь, хотя все, что имеешь, Его есть (и Его медь и серебро, которое для Него жалеешь). Христос ради тебя смирился, ты же ради Него не хочешь оставить гордости твоей. Христос ради тебя, будучи богат, обнищал, ты же ради Него не хочешь оставить скупости и сребролю­бия твоего. Христос ради тебя поношение, уда­рение, заплевание, распятие и крестную смерть претерпел, ты же ради Него и укорительного слова не хочешь стерпеть. Тебя ради сошел с небес, чтобы тебя, из рая изгнанного, на небо вознести. Тебя ради родился плотью, чтобы тебя, возрожденного Духом, Себе присвоить. Тебя ради смирился, чтобы тебя возвысить. Тебя ради обнищал, чтобы тебя, убогого, обо­гатить. Тебя ради бесчестие и раны претерпел, чтобы тебя исцелить и прославить. Тебя ради умер, чтобы тебя, умершего, оживить. К такому глубокому снисхождению и смирению не иное что, как премногая Его к тебе любовь и состра­дательное милосердие привлекло Его. Такой ли ты высокой Его любовью и благодатью пренеб­регаешь и не хочешь Ему с любовью служить и угождать, но оставив Его, истинно тебя Любя­щего, отдаешь сердце противнику Его? 5) Что ты отыскал, грешник, в Любящем тебя Иисусе неугодное тебе? что видишь в Нем, что бы тебя к любви Его не привлекало? Желает человек блаженства — истинное и вечное блаженство у Него. Желает человек красоты — «Он прекрасней­ший из сынов человеческих» (Пс.44:3). Хотим благородства — кто благороднее Сына Божия? Ищем чести — кто честнее и выше Царя небес? Славы ли — Ипостасная Божия премуд­рость Он есть. Дружества ли — кто более любезен и более любит, чем Он? Веселье любит человек — радость и веселие блаженных духов и избранных Божиих Он есть. Утешение ли потребно тебе — кто утешит тебе, кроме Иисуса? Мир потребен тебе — Он есть Царь мира, душевный мир Он есть. Покоя ищешь — Иисус обещает и подает покой вечный душам, любящим Его. Жизнь желаешь и ищешь — у Него источ­ник жизни. Заблудиться опасаешься — Иисус есть путь. Прельститься боишься — Иисус есть исти­на. Смерти ужасаешься — Иисус есть жизнь, как говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). Словом, все блаженство у Него, и без Него нет никакого блаженства. Смотри и примечай, о бедная, грешная душа! Иисус Христос все бла­женство у Себя имеет, какое может быть, и бла­женство истинное и недвижимое. Его Отец Небесный подал нам, как врача против всяко­го нашего бедствия и источника всякого бла­женства. Читай святое Евангелие Его, как дол­жно, и познаешь истину. Если прилепишься к Нему сердечною верою, будешь иметь Его оп­равдание против грехов твоих, избавление про­тив пленения твоего, мир против злой совести твоей, отраду против скорби твоей, утешение против печали твоей, защиту против клеветни­ков твоих, оправдание против суда Божия, по­мощь против врагов твоих, убежище против гонителей твоих, разум и мудрость против не­доумения и безумия твоего, укрепление в сла­бости твоей, жизнь против смерти твоей, — сло­вом, всякое блаженство против окаянства тво­его. Если Иисус блаженство твое, какое бед­ствие приключится тебе? Если Иисус мир и покой твой, кто может обеспокоить тебя? Если Иисус радость твоя, кто и что может оскорбить тебя? Если Иисус утешение твое, кто может опечалить тебя? Если Иисус честь и слава твоя, кто может обесславить тебя? Если Иисус заступник твой, кто может ок­леветать и осудить тебя? Если Иисус помощник и поборник твой, кто может победить тебя? Если Иисус избавитель твой, кто может пле­нить тебя? Если Иисус оправдание твое, кто может осу­дить тебя? Если Иисус пастырь твой, кто может от руки Его восхитить тебя? Если Иисус Царь и Господь твой, кто мо­жет поработить тебя? Если Иисус жизнь твоя, кто может умерт­вить тебя? «Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас», — дерзает и говорит Па­вел с любящими Бога (Рим 8:31—34). Рассуждай, грешная душа, что есть Иисус и что любящим Его дарует. Дарует то, чего «не видел глаз, не слы­шало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1Кор.2:9). 6) Ныне обрати очи твои на мир и рассмот­ри, что он такое и что любителям своим дает. Представляет тебе образ его апостол и говорит: «Весь мир лежит во зле» (1 Ин.5:19). Зло во горо­дах, в селах, зло в домах, зло на путях. Сосед на соседа враждует, путник с товаром боится раз­боя: «Враги человеку — домашние его» (Мф.10:36); нищий богатому завидует, поселянин гражда­нину, сановитый простого презирает, чернь не­годует, жена мужа подозревает, муж жену, гос­подин рабу не верит, раб господину льстит и лукавит. Все друг друга опасаются. Один кра­дёт, другой, будучи обкраден, жалуется и проклинает. Тот клевещет, другой, будучи оклеве­тан, сугубо мстит оклеветавшему. Иной досаж­дает, другой мстит досадившему. От этого ссоры, брани, взаимные злословия, за этим сле­дуют драки и кровопролития, отсюда друг на друга жалобы, друг друга судят и осуждают, а все неправы. Доходит дело до суда, тут зло злу последует новое и большее. Вымышляют друг на друга язвительные обличения, друг друга по­губить или в крайнее бедствие ввергнуть стара­ются. Сами себя беспокоят душевредно, беспо­коят и тех, кому долг велит разбирать правого и виноватого. Так мир непрестанно, как море, волнуется и любителей своих утруждает. Любящий Христа не таков. Он, по подобию корабля, в тихой терпения гавани стоит, ни вет­ра, ни бури, ни волн не боится. Хотя и веют на него ветры искушений и ударяют волны бед, но он тишиною терпения безопасен стоит. Сам ни на кого не враждует и враждующим прощает, и так тих, покоен, мирен внутри себя, всегда и везде сокровище свое с собою носит. Обещает мир и представляет любителям своим блаженство свое, но обманчивое и лож­ное. Блаженство его состоит в чести, славе и сласти, но это блаженство подобно сонному мечтанию, или меху, надутому воздухом, кото­рый до тех пор кажется полным и нечто имею­щим, пока воздух не выйдет, или подобно вод­ному пузырю, который как скоро является, так скоро и исчезает. Смотри и рассуждай, сколь­ко за честью и славою гоняются любители мира. Но она сколь трудно снискивается, столь удоб­но теряется. И чем большая честь, тем удобнее погубляется, ибо столько врагов себе имеет, сколько есть завистливых и властолюбивых сердец. Поэтому надобно беречься хотящему не потерять честь свою, поскольку, когда завиду­ют сидящему на высоком месте, то не хотят его на той высоте видеть. Как трудно одному от многих уберечься, тем более от таких, которые снаружи показываются приятелями, но внут­ри истинные и злейшие враги! Следовательно, или ядом, или мечом погибнуть, или ниспасть с высоты и в заключении быть, или, что редко бывает, во всегдашнем страхе и попечении, ви­димое светлое, но в сущности горькое житие надобно проводить. Это светлое, но воистину горькое славолюбивых житие еще более горь­кой заключается смертью, за которой безмер­но горчайшая другая и вечная последует. Где ныне славные вселенной победители, которым мало было всем светом владеть? Как смертные умерли. Где слава их, наполнившая вселенную? Погреблась с ними во гробе, или, другими сло­вами, исчезла, как и сами. Заключились в тре­харшинном месте те, которые всем светом не­довольны были. Попираются ногами черни те, от которых весь свет трепетал. Обратились в прах те, которые хотели, как боги, почитаемыми быть, так что узнать невоз­можно, где Александр, победитель вселенной, и где последний его раб лежит. И когда бы с окончанием жизни и все для них окончилось. Но нет, желали бы они того, но не дается им. Надобно им за все платить правде Божией, что в жизни неправедно сделали, надобно столько принять мучений, сколько славились и роско­шествовали (Откр.18:7). О! если бы хотя бы один от них возмог, от того бедствия, в котором ныне находятся, освободившись, явиться в мир, не­пременно бы в ином и намного лучшем мне­нии находился, нежели прежде, живя в надмен­ной и пустой гордости, и желающим просла­виться на земле и на мнимую обманчивую высоту взойти старающимся здравый бы подал совет. Как бы ублажал тех, которые своим до­вольствуются жребием, более стараются себя самих побеждать, нежели других, собою пове­левать, нежели иным, вечную славу, нежели временную искать! Признал бы подлинно, что нет большего победителя на земле, чем тот, кто сам себя по­беждает и над своими страстями господствует. Но в этом смертоносная человеческая и общая слепота, что до тех пор не верим бедствию дру­гих, пока сами на себе того не узнаем; гоняем­ся за тенью, оставив саму вещь и истину; ищем там покоя и утехи, где беспокойство и горесть. Сколь же премудр и блажен тот, кто от чужого бедствия учится от беды уклоняться! Спросит кто: «Какая же честь и слава — ис­тинная?» Та, которую Христос любящим Его подает. Она в этом мире сокровенна и только верою постигается, но откроется в будущем веке, ког­да «праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их» (Мф.13:43). Эту славу будут люди иметь, но никогда ее не лишатся.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных