ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Статья 5: О должности христианской по отношению к самому себеДолжность христианина к самому себе в том состоит, чтобы он в подвиге веры не ослабевал с помощью Божией, и так бы получил спасение вечное, которое Христос смертью Своею нам приобрел. Хотя и даром, только по благодати получают верные жизнь вечную, по Писанию: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23), однако требуется непрестанный подвиг против дьявола, мира, плоти, которые христианам препятствие учиняют и не допускают их до вечного блаженства. Потребно много труда против этих врагов хотящему спастись. Насколько христианство велико и высоко, настолько многому искушению и бедствию подвержено. Поэтому недремлющим оком должно его хранить. Глава 1: О хранении веры «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит Христос (Откр.2:10). § 359. Поскольку вера подлежит многоразличному искушению, то должно ее посреди такого бедствия так беречь и хранить, как душу свою или жизнь свою, или даже более. Ибо и жизнью нашей должны мы при случае пренебречь, дабы вера сохранилась. Если душу нашу или жизнь ради веры погубим, то обретем жизнь вечную в будущем веке, как говорит Христос: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк.8:35). В вере состоит все блаженство наше. Верою во Христа избавляемся от грехов наших, гнева, проклятия, власти дьявольской, вечного осуждения, ада и вечной муки, и сподобляемся Божией милости, благодати, благословения, царствия Божия и всех вечных благ, по неложному Его обещанию. Если веру соблюдем, все эти блага нашими будут, если же веру погубим, всех тех благ лишимся и снова подпадем всему бедствию, гневу Божию, проклятью, власти темной, вечному осуждению и мучению. Хранить стараемся от воров сокровище наше тленное и временное. Тем более должно хранить сокровище душевное, вечное — веру святую, дабы его сатана, как вор хитрый и лукавый, не похитил. Бережем здравие телесное и жизнь. Много более здравие и жизнь душевную беречь должно, чтобы вовеки не умереть. Предостерегаем себя от врагов, которые хотят тело наше тленное погубить и временную жизнь у нас отнять. Тем более от врагов душевных предостерегаться должно, которые душу нашу погубить и вечную жизнь отнять у нас стараются. К этой осторожности и старанию увещевает нас апостол Петр: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8—9). Вера сохраняется молитвой, чтением или слушанием слова Божия и прочим. § 360. Веры истинной и живой без добрых дел быть не может. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые», — говорит Христос (Мф.7:17—18). Так верное сердце, веру, как доброе семя, в себе имеющее, плоды добрых дел творит, ибо всякое семя подобный себе плод рождает. Потому и должно нам, христиане, веру нашу показать от добрых дел, как дерево доброе от добрых плодов показывается, как апостол говорит: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). Того же требуют от нас и прочие апостолы святые в посланиях своих и толкователи Писания отцы святые, святители Христовы и учителя. Вера и любовь, которая есть «матерь добрых дел» (1Кор.13:1—8), так сопряжены между собою, как душа с телом, сок с деревом зеленым, теплота с огнем. Живет тело, когда душа в нем есть. Стоит и живет дерево, и плод творит, пока сок в нем имеется. Находится там огонь, где теплота чувствуется. Так имеется там вера, где любовь истинная оказывается. «Веры, — говорит Златоуст, — знамение есть любовь» (Беседа 4-я на 1-е Послание к Фессалоникийцам). Нет там веры, где нет любви. Как мертвое тело человеческое имеет вид человека, но на самом деле есть труп бездушный, а не человек, и дерево иссохшее кажется живым деревом, но на самом деле вид только дерева имеет, ибо дерево без сока не может жить, и печь негретая по виду как согревающая дом, однако не греет, ибо огня в себе не имеет и потому теплоты не дает, так и человек кажется по виду верным, ибо Бога и Христа Сына Божия устами исповедует, в церковь ходит и прочие знаки христианства показывает, но если любви и добрых дел не имеет, то вид только верного человека и христианина имеет, и на самом деле не истинно верный и христианин, а то же, что и язычник, не исповедующий Бога. Не одно только исповедание делает христианином, но исповедание с сердечною верою сопряженное. Вера учит верного исповедовать и называть Бога своим Богом, как об этом во многих местах Писания свидетельствуется. Если веруешь, что Бог — твой есть Бог, то непременно ты Его должен почитать, чего не может быть без послушания истинного. Почитать Бога и не слушать Его — разуму невместимо. А от послушания последует соблюдение святых Его заповедей, а где соблюдение заповедей Божиих, там и добрые дела, ибо заповеди научают нас добрым делам. Веруешь, что Бог есть «прибежище, сила, помощник и заступник» верных Своих (Пс.45:2), почему же надежду твою полагаешь на человека смертного, на серебро, золото, честь, сан твой, силу твою и мудрость, и от них в нашедшей напасти помощи и защиты ищешь? Веруешь, что Христос мучим был как за всех, так и за твои грехи, — «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5), — почему же дерзаешь бесстрашно грешить? За что Христос столь горькую чашу страдания испил? Христу грехи твои такую горесть и мучение сделали, а ты их не оставляешь, но утешаешься ими. Утешаешься, так как не оставляешь, не оставляешь, так как услаждаешься ими. Услаждаешься же тем, что Христу бесчестие, поношение, хулу, болезнь, скорбь, оплевание, заушение, уязвление, раны, распятие и смерть сделало. То тебе приятно и сладко, что Христу горестно было. Видишь человек, христианином нарицающийся, какая твоя любовь ко Христу, пострадавшему за грехи твои, что ты любишь то, что Христу горчайшее страдание учинило! А какая любовь, такая и вера твоя, ибо вера и любовь неразлучны. Веруешь, что Он Пастырь твой, — почему же не слушаешь гласа Его? «Овцы Мои, — говорит Он, — слушаются голоса Моего» (Ин.10:27). Веруешь, что Он Учитель твой, — почему же как ученик не учишься от Него смирению, терпению, кротости и прочим добродетелям, которым Он словом и примером учил? Научает тебя вера святая, что христиане — братия твои, единого Отца имеющие Бога, единую матерь признающие Церковь, единое крещение, которым от скверн греховных омылись, единую веру, родство духовное получившие, — почему же не любишь их, как братию свою, и требующим милости не делаешь милости, и в нуждах их не помогаешь им? Братию свою по плоти любишь и помогаешь им, — насколько более братию по духу должно любить. Ибо большее есть родство духовное, христианское, как вечное, нежели плотское, как временное и смертью престающее. Такая-то твоя вера! Веруешь, но противно вере своей поступаешь. Исповедуешь Бога, но непослушанием отрекаешься от Него. Христа Сына Божия принимаешь и говоришь Ему: «Господи, Господи», — но учения Его не принимаешь. Между христианами считаешься, но христианских дел не творишь, даже противное христианам делаешь. Христос говорит Иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы» (Ин.8:39). То же и христианину неисправному прилично сказать: если бы христианин ты был, дела бы христианские творил. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Не одним только исповеданием, именем и обрядами христианин отличается от язычника, но верою сердечною и житием христианским. Видишь, христианин, что как благочестивое житие есть доказательство живущей в человеке веры, так неисправное житие — знамение несомненное есть неверия, хотя бы человек Бога исповедовал, крещен был и христианином назывался. А от сего можешь испытывать себя, хранишь ли веру, как апостол увещевает: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5). § 361. Вера святая не только устами отвергается, когда человек Бога и Христа Сына Божия отрицается и обращается к чувственному идолослужению, но и злыми делами, не христианским и беззаконным житием. Об этом слово Божие свидетельствует. «Говорят, что знают Бога, — говорит апостол, — а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). И любостяжание «идолослужением» (Кол.3:5), и любостяжателя «идолослужителем» тот же апостол называет (Еф.5:5). И еще: «Некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим 1:19). И ниже: «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим 5:8). И апостол Иаков говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (вера у того суетна) (Иак.1:26). И еще: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его» (Иак.2:14)? И ниже в той же главе: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). И еще: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). А когда вера мертва, то и нет ее. Мертвое уже не живет, хотя и показывается как нечто. Ибо вера есть дар Божий духовный, и потому когда мертва, то уже исчезла, как светильник без елея угасает. Потому как в светильник подливается елей, чтобы не угас, так и светильнику веры нужен елей милости Божией, без которого он угасает. Вера от Бога приходит и поэтому Божией благодатью и силой сохраняется. Посему говорит Давид: «Ты просветишь светильник мой, Господи Боже мой, просветишь тьму мою» (Пс.17:29). Однако требуется и наше старание к тому. Бог помогает труждающимся, а не лежащим, делающим, а не престающим. Потому говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14). Надобно сперва восстать и начать делать, и тогда помощь приспеет. А те, которые оставляют это благословенное старание и труд, сами виновны бывают, что попускают светильнику веры своей угасать. Я здесь не говорю тебе, христианин, о той вере, которая в познании и содержании правых догматов состоит: эту веру имеют и беззаконно живущие христиане. Но говорю о вере сердечной, живой и спасающей (о которой сказано выше), этой веры нет в том, кто неисправно и не по христиански живет, хотя бы и исповедовал и проповедовал веру. Возьми в рассуждение, что Христос говорит: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). Как те, кто служит Богу, уже не работают мамоне, так рабствующие мамоне уже не служат Богу. Богу и мамоне одновременно работать невозможно, по слову Христову. А из этого можно заключить, что и всякому греху рабствующие уже не служат Богу, а не служа Богу, и веры не имеют, ибо без веры служить Богу невозможно. «Без веры угодить Богу невозможно», —учит апостол (Евр.11:6). Служить и угождать Богу есть едино. Внимай и сему, христианин: верным во Христе отверсты двери царствия небесного, как Божие святое слово уверяет нас и Церковь Святая содержит и исповедует, но неисправным христианам, напротив, апостол заключает вход в царствие небесное. «Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют?» и прочее (1Кор.6:9—10; Галл.5:19—21 и на прочих местах). И Христос говорит: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Следовательно, и веры не имеют те, которые творят таковые дела, которыми заключается вход в царство и блаженство вечное. Внимай, христианин, что Тот же Бог, Который сказал мне и тебе: «Я Господь Бог твой, — и повелел иных богов не иметь: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2—3), — Тот же Бог дал и все другие последующие заповеди. Следовательно, если первую заповедь разоряя, грешим перед Богом, так и прочие не соблюдая, равно грешим. И как тогда, когда оставляя Его, к иным богам обращаемся, отрекаемся веры и Бога, так и другие последующие заповеди разоряя, отрицаемся веры и Бога, хотя не устами, но делом и непослушанием. Едино есть — словом или делом отрицаться. Ибо и вера должна быть в сердце и вне делами себя показывать. Этой сердечной вере устное исповедание следует и объявляет ее, как сердечную всякую мысль слово произносимое, по Писанию: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» (Рим 10:10). И потому отвержение, словом или делом бываемое, равно есть отвержение. Отвергается и от самого повелевающего тот, кто отвергается от его повеления. И хотя языком не дерзает произносить: «Не знаю и не слушаю тебя», — но сердцем непокорным и непослушливым и самым делом показывает то. Так, заповедь Божию разоряя от произволения и предрассуждения, человек и Самого Бога отрицается, и так отступает от Него, и падает в духовное идолопоклонство. Ибо страсти, которую совершает, как идолу, сердце и волю свою покоряет. Рассуди всякий, не то же ли делается со всяким христианином, что делалось во время гонения с мучениками? Их мучители и слуги их убеждали к идолопоклонению. И те, которые не соизволяли на то богопротивное дело, сохраняли веру, а те, которые повиновались, погубляли веру. Так и всякого христианина убеждает злая мысль, как слуга дьявольский, ко греху, от которого и совесть, и Сам Бог через Слово Свое отвращает. Кто злому помыслу, как мучителю, противится и на богопротивное дело не соизволяет, — хранит веру к Богу своему и верно служит Господу своему, но кто тому соизволяет, оставляя совесть и Божие повеление презирая, — тот от Бога повелевающего отступает и так веру погубляет. Мученики, которые не стерпели мучения, отвергались Христа устами, а тот, который богопротивному помыслу повинуется и беззаконничает, сердцем отвергается. «Идол сам по себе ничто» (ср.1Кор.8:4). Серебро, золото и прочая материя, в идолах находящаяся, ибо Божие создание и на то и на другое дело по человеческому соизволению может обратиться. Но идолы у всякого в сердце имеются — страсти бесчинные: похоть нечистая, гордость, зависть, злоба, сребролюбие и прочее. Внутри имеются и мучители, к этим страстям, как идолам, склоняющие, — помыслы злые. Внутри и капище у человека есть — сердце его. От внешних идолов легко можно сохраниться, но от этих, которых внутри нас носим, с великою трудностью, и то не без всесильной Божией помощи сохраняемся и избавляемся, ибо они природны нам. Если хотим, христиане, веру нашу сохранить, должны мы не только от внешних, но и от внутренних идолов хранить себя. Не только золотым, серебряным и прочим делам рук человеческих колена не преклонять, но и внутренним, с нами от ветхого человека рожденным, то есть мамоне, похоти нечистой, гневу, злобе, зависти, ненависти, гордости и прочим не покоряться. Покоряется же им тот, кто служит им, а служит им тот, кто делает (грех) по их похоти. Потому и называется такой «рабом греха», как говорит Христос: Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34) Кто похоть нечистоты совершает, тот раб нечистоты. Кто гневу и злобе повинуется, служит гневу и раб гнева. То же и о прочем разумей. И так столько идолов внутри себя почитает человек, сколько плотских похотей исполняет. Бог в слове Своем говорит не к телу нашему и членам телесным. Не к телу говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», — не к рукам нашим говорит: «Не убивай, не кради», — но к душе нашей. Душа или имеет, или не имеет иных богов, кроме Господа. Душа убивает или не убивает, крадет или не крадет, прелюбодействует или не прелюбодействует, а тело и члены телесные — орудия, через которые душа совершает начинания и действия свои. И так, хотя не преклоняешь колен языческим богам, не простираешь рук им, не приносишь кадила, но когда волю бесовскую, к которой через страсти наши нас убеждает, исполняешь, столько иных богов почитаешь, сколько страстей совершаешь. Ибо и язычники бесчинные страсти человеческие обоготворяли, и тех как богов почитали, и бесов волю, в идолах живущих, исполняли, как читаем в историях. Кто же эту волю исполняет, тому рабствует, служит и того почитает. Если страстям своим человек повинуется, то и рабствует им, а если рабствует им, то как господ своих имеет их, а так и почитает их, как идолов. Не только от внешних, серебряных, золотых, медных, деревянных и из прочих материй сделанных идолов, но и от сердечных беречься должны мы, христиане, если хотим веру нашу соблюсти Господу нашему. Потому Бог наш и не велит нам гневаться и злобиться на ближнего, не велит прелюбодействовать и красть, и прочее. Если же, не слушая Бога, страстям этим повинуемся, тем самым от Бога отступаем, и к этим пагубным божкам сердцами приступаем, и волю нашу вместо жертвы и кадила приносим им. Чтобы тебе легче понять то, о чем я говорю, простосердечный христианин, предлагаю тебе следующий пример. Если бы раб под ведомством какого господина числился, но другому какому господину, противнику того господина, угождал и желания его исполнял, — признал бы ты, что тот лукавый раб внешним только видом имеется рабом и именуется именем того господина, у которого в ведомстве находится, а на самом деле тому, которому угождает, истинный раб. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть», — учит Христос (Мф.6:24). Кому человек угождает, тому и служит, а кому служит, того и раб есть. Так имеются и христиане неисправные. Они числятся между верными Христовыми рабами и Христа называют Господом своим: «Господи, Господи», — в церковь ходят, молятся, поют и поклоняются, но волю Его не хотят исполнять, а исполняют волю и хотение противника Его, дьявола, и тому в страстях и прихотях своих угождают, и так наружностью только единою имеются христианами и рабами Христовыми, но на самом деле — рабы страстей своих, греха и дьявола, которым угождают. «Всякий, делающий грех, есть раб греха», — говорит Христос (Ин.8:34). Таковые христиане — ложные христиане, лицемеры и лукавые рабы, и в сущности своей — язычники, и для них Христос ничего не значит, хотя и исповедуют имя Его. К таковым говорит Бог через пророка: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8; Исх.29:13). И Христос отвечает им: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи!— и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Видишь, христианин, что Христос и вера святая не только устами, но и делами отвергается. Посему должен всякий себя испытывать, имеет ли веру, по увещанию апостола: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5). § 362. Слово Божие уверяет нас, что все умершие, благочестивые и нечестивые, воскреснут из мертвых: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25). И всем, воскресшим и живым оставшимся, «должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Тогда веру соблюдшие услышат от праведного Судьи: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Тогда Всеведец и Сердцеведец Судия плоды живой веры их, как сокровища, которые они не на земле, но на небе верою скрывали, откроет и в явление всему миру покажет: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:35-36). Тогда услышат и окаянные грешники от разгневанного Судьи, Которого, в мире живя, не хотели слушать, услышат страшный и ужасный глас: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Учинит им и выговор за неправду, неблагодарность и неверие их: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:34—46). Идут все в свои места. Идут, но не равно идут, — одни с плачем и рыданием неутешным, другие с радостью и весельем неизреченным. Тогда пойдут «искупленные, и возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:9—10). Тогда «пойдут и грешники во ад, все народы, забывающие Бога» (Пс.9:18), совершенное по делам своим воспринять воздаяние, и постигнет их печаль, плач, воздыхание и мучение бесконечное. Как праведные во царствии небесном без конца будут царствовать, и лицезрением Божиим утешаться, радоваться и веселиться, и с Ангелами святыми хвалить и воспевать Бога, так грешные в аду будут без конца мучиться и страдать с дьяволом и ангелами его злыми. Тогда «будут искать смерти», которой ныне избегают, «но смерть убежит от них» (Откр.9:6). § 363. Знаем из Святого Писания, что Господь наш Иисус Христос придет судить всему миру и воздать всем по делам их, и будет пришествие Его и суд Его праведный в конце мира и в последний день, но в котором году, месяце, дне и часе, не знаем. Сокрыл от нас Бог тот день и час, дабы всегда его ожидали и готовы были к встрече Господа нашего. «О дне же том и часе никто не знает, — говорит Христос, — но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:36—39). Будут и в то время подобные дела человеческие: иной то, иной другое будет делать. Иной будет есть, пить, веселиться, банкеты устраивать, гостей принимать, шумно праздновать и прочей суетой заниматься, иной каяться, плакать о грехах и молиться Богу будет. Иной грабить, похищать, обижать, иной терпеть будет. Иной старые житницы и дома разорять и новые созидать, иной иное начинать и совершать будет. В таком различии начинаний и дел человеческих неожиданно услышится глас: «Восстаньте, мертвые, идите все на суд: Христос Судия идет судить живым и мертвым!» «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф.24:30). «Блаженны рабы те, которых Господь, придя, найдет бодрствующими» (Лк.12:37). Блаженны те, которые по подобию домовладыки, бдят и хранят душевный дом свой. Блаженны те, которые имеют «чресла препоясаны и светильники горящи, подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придет и постучит, тотчас отворить ему» (Лк.12:35—44). Блаженны те, которые, как мудрые девы, не знавшие, когда придет Жених, взяли елей в сосудах своих, дабы светильники свои в пришествие Жениха украсить и так выйти на встречу Ему, всегда носят в сердцах своих, как в сосудах, горящую веру и любовь и ожидают Его со бдением, терпением и желанием. Блаженны они, ибо, будучи готовы, выйдут на встречу бессмертному Жениху своему, и «войдут с ним на брачный пир» (Мф.25:1—10), и «так всегда с Господом будут» (1 Фес.4:17). Напротив того, окаянные рабы те, которые по подобию евангельского злого раба, «говорят в сердце своем: не скоро придет господин наш, и начнут бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами. Придет же Господь рабов тех в день, в который они не ожидают, и в час, в который не думают, и рассечет их, и подвергнет их одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов» (Мф.24:48—51). Самые же окаянные те, которые с наглыми ругателями, святым Петром пророчески описанными, «поступающими по собственным своим похотям, говорят: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Таковым отвечает апостол, так говоря: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. И далее увещевает нас: Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением»; и ниже: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр 3:3-4, 9-10,14-15,17-18). Увещевает нас и Сам Господь наш ко бдению сему, и всегда готовыми быть к пришествию Его: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». И еще: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24:42,44). Спасительное Его поощрение к тому простирается от начала 24 и до конца 25-ой главы Евангелия от Матфея. Посему препояшем и мы, христианин, чресла наши, и светильники наши зажжем по увещанию Христову, и с помощью Божией не попустим им угаснуть, дабы готовыми быть к сретению бессмертного и небесного Жениха нашего и так с мудрыми девами в чертог Его вступить. Глава 2: О слушании и чтении Божия слова «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим 3:16—17). § 364. Писание святое, пророками и апостолами нам переданное, есть истинное Божие слово, которым Отец Небесный к нам, недостойным, благоутробно беседует. Оно есть благоприятное Создателя нашего послание, которое через святых и верных Своих слуг, как посланников, с небес послал нам и в нем благоволение воли Своей открыл. Если слышишь, христианин, служителя Божия, читающего Евангелие или другое Писание, или сам, взяв в руки книгу Писания святого, благоговейно читаешь, помышляй и разумей, что Бог великий и непостижимый с тобою, подлым рабом Своим, через слово Свое беседует. Как в молитве нашей мы к Богу беседуем, когда молимся Ему настоящим образом, так, когда слышим и читаем слово Его с усердием, Его слышим, с нами беседующего и прошениям и нуждам нашим отвечающего. § 365. Писание Святое как всему роду человеческому, так всякому человеку, мне и тебе, человек, от Бога передано. Ибо Бог «хочет, чтобы все люди, следовательно, и ты, спаслись и достигли познания истины» (1 Тим 2:4). Потому и Писание Свое Святое всякому подал, дабы, читая или слушая его, спасение вечное мог получить. Писание Святое передано нам ради спасения нашего, дабы познали истинного Бога и Сына Его Иисуса Христа и так получили вечную жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин.17:3). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). Отсюда следует, что как всем людям, так мне и тебе, христианин, Бог в Писании Своем говорит. Мне и тебе говорит о создании мира сего, о создании прародителей наших, о падении их, о незлобивом Авеле и враждебном Каине, о патриархах и житии их, о нечестивых и благочестивых, о нечестии и благочестии их, о казни нечестивых и сохранении благочестивых. Говорит о переселении Израильтян в Египет и о чудесном их освобождении от рабства, о странствовании их по пустыне и пришествии в землю обетованную, и о прочем. Также говорит об имевшем прийти Спасителе мира и пророками предвозвещенном. Показывает Его мне и тебе уже пришедшего, от Девы плотью рожденного, на земле пожившего, учившего пути истины, чудодействовавшего, злыми людьми отверженного, уничиженного, похуленного, поруганного, обесчещенного, оплеванного, уязвленного, на древе крестном распятого, умершего, погребенного, из мертвых воскресшего, на небо вознесшегося, прославленного и «паки грядущего со славою судити живым и мертвым». Объявляет нам в Слове Своем, что Он не ради чего иного пришел в мир, как нас ради и нашего ради спасения, и велит Его слушать во всем, если хотим от Него вечную жизнь получить. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). В чем Его слушать нам, научает нас святое Его Евангелие, в котором как святое и непорочное житие Его, так и спасительное Его учение написано. Также научают послания святых Его апостолов, которые, Духом Святым умудрившись и укрепившись, пришествие и учение Его, как неоцененное сокровище, во всю землю пронесли, как написано: «Во всю землю вышло вещание их, и в концы вселенной слова их» (Пс.18:5). Посему, кто Слову Божию не внимает, тот не человеку не внимает, но Самому Богу, а кто слова Божия не слушает и по слову Божию не живет, тот Бога не слушает, Который через слово Свое говорит. Напротив, верное сердце как Бога своим Богом исповедует и верует, так и святое Его слово себе присваивает и к себе применяет. И что ни открывается или обещается, запрещается или повелевается в Святом Писании, — всему верует и принимает все, что там говорится и объявляется, и потому всему тому внимает, что в нем открыто, обещано, запрещено и поведено, и так Святое Писание за правило себе имеет и по нему житие свое исправлять старается. § 366. Когда Бог через слово Свое говорит мне и тебе, христианин, то не к телу нашему говорит, но к душе и сердцу нашему. Не к телу говорит: «Уклоняйся от зла, и делай добро « (Пс.33:15), — но к душе. Следовательно, хотя телом не творишь зла и внешне являешься добрым, но если внутри не имеешь добра, но наоборот, зло помышляешь и поучаешься, значит, ты злой и Бога не слушаешь. Не имеешь иных богов, кроме Господа, не воздеваешь к ним рук, не преклоняешь колен твоих идолам, но сердцем служишь страстям и похоти их исполняешь, — никакой тебе нет пользы от того внешнего дела, ибо не отличаешься от язычника, который внешних и чувственных идолов почитает. Ибо Бог не к телу, но к душе и сердцу нашему говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Ищешь помощи в напасти от князей, сынов человеческих, от серебра, золота, от своей чести, хитрости и прочего, — значит, то для тебя бог твой, от чего ищешь помощи и защиты, ибо на то надеешься, как на своего бога, почему и ищешь в нем помощи. Надежда от веры неотлучна, и так, когда ты надежду от Бога отлучил к созданию, то и верою отвратился от Бога к тому, к чему надежду свою привязал. Потому, хотя устами Бога и исповедуешь, и называешь Заступником и Помощником твоим, но сердцем твоим отступил от Него и оставил Его, и имеешь то себе за бога, к чему сердцем и надеждою своею прилепился. Бог не к устам нашим говорит, но к сердцу: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». В сердце должна быть надежда, как и вера, а если в сердце не имеешь надежды на Бога, оттуда явно, что к созданию ради помощи и защиты прибегаешь, ибо кто от кого помощи и защиты ищет, на того и надеется. Искание помощи и защиты от создания есть доказательство надежды на создание. Не приходим к тому с прошением, на кого не надеемся. Так, к нищему и незнатному не приходим ради защиты, ибо знаем, что он не может нас защитить, но к сильному и славному человеку прибегаем под защиту. А когда на создание надежду полагаем, то уже от Бога отступаем надеждою. На Бога и на создание надежду полагать одновременно невозможно, но надобно непременно одного оставить и к другому прилепиться. Едина душа и едино сердце у человека. Когда к Богу прилепляется, то от создания отстает, и когда к созданию прилагается, то от Бога отступает. То же и о прочих наших делах разуметь должно, христианин: чего в сердце не имеется, того и в самой вещи нет, и что в сердце есть, то и в самом деле имеется. В сердце нашем нечестие или благочестие есть. Молишься, поешь, славословишь и благодаришь Бога устами, но когда в сердце нет того, — молитва, песнь и благодарение твое ничто есть. Поклоняешься Богу и колена преклоняешь, но когда сердца не преклоняешь, — ничто есть поклонение твое. Смиряешься телом, но когда в сердце не имеешь смирения, — смирение твое ничтоже есть. Бог не к телу нашему, но к душе говорит: «Молись, пой, благодари, поклоняйся и смиряйся». А что в душе и сердце истинно имеется, то является и внешне, на теле, подобно тому, как какой сок внутри дерева имеется, такие и плоды его рождаются. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18). Также, хотя внешне и не делаешь зла, но в сердце зло скрываешь — злодей ты. Не убиваешь ближнего твоего руками или иным чем, но гнев и злобу в сердце твоем на него держишь — убийца ты перед Богом. «Всякий, ненавидящий брата своего — всякого человека, — есть человекоубийца» (1 Ин.3:15). Бог не рукам, но душе и сердцу говорит: «Не убивай». Не крадешь руками, но желаешь чужого добра — вор ты. Не прелюбодействуешь телом своим, но в сердце вожделение нечистое имеешь — прелюбодей ты, по учению Христову: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Ибо не телу говорится: «Не прелюбодействуй», — не рукам: «Не кради», — но душе и сердцу нашему. И рука не будет красть, похищать, если душа не захочет, и тело прелюбодействовать, если в сердце вожделения не будет; язык не злословит, если сердце не захочет. Видишь, христианин, что все Божие слово к душе нашей простирается. Хочет Бог, чтобы душа наша исправна была. А когда она исправится, то и внешние дела и слова исправны будут. Подобно тому, как когда сосуд очистится от смрадной вони и наполнится благовонием, то издает благоухание. Так душа и сердце человеческое, когда очистит себя от зла и добрыми мыслями и нравами исполнится, добрые дела и слова показывает. Отсюда правильно заключается, что и покаяние истинное состоит не только в оставлении внешних беззаконных дел, но и в изменении сердца, которое когда переменится, то и внешние дела тому сообразные последуют. Так и Христос говорит фарисеям: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:26), то есть очисти прежде сердце твое от злых похотей, дабы были и внешние дела чисты. Бог говорит душе нашей: «Покайся». А когда в душе истинное покаяние будет, то оттуда и достойные покаяния плоды, как от источника ручьи, проистекут. § 367. Когда Бог нам, христианин, говорит, то Божий слова не пусты и суетны, но действительны. Что повелевает нам, хочет действительно, чтобы мы непременно то исполняли, а также хочет усердно, чтобы мы всего того, что запрещает нам, всячески не делали. Того воля Его святая хочет, и вечная Его правда требует от нас. Что открывает нам, то истинно есть и верно, и непременно так есть, как открывает: «Свидетельство Господне верно» (Пс.18:8). Что обещает, или чем угрожает нам, — то непременно в свое время будет. Будет воскресение мертвых, будет всемирный суд Христов, на котором всякий воспримет по делам своим. Будет блаженство вечное святым и мука вечная беззаконным. Если хотим Божие слово читать или слушать с пользою нашею, то должно нам верить всему тому, что оно нам говорит. А когда будем верить, то по слову Божию и житие наше постараемся исправлять. Как такое может быть, чтобы ты с неохотой внимал всему тому, что в Писании Святом сказано, если истинно и сердечно веруешь, что Тот, Который в Писании говорит, Бог, Господь и Создатель твой есть, и тебе точно, убогому Своему созданию, говорит? Никак тому быть невозможно, если в сердце твоем вообразится слово Его. Если внимаем слову земного царя, когда что-нибудь нам, тебе или мне, говорит, и что приказывает нам, с охотою слушаем и исполняем, и что обещает, верим, и чем грозит нам, боимся, хотя он и такой же человек, как и мы, кроме власти его, — насколько более достоин внимания Царь Небесный, Бог великий, святой, всемогущий и страшный, когда нам, подлым Своим рабам, мне и тебе, в слове Своем говорит. Бог не зрит на лица и лиц не приемлет, и слово Его святое никого не минует, но как всем хочет спастись, так всем и всякому слово Его равно простирается. Равно мне и тебе говорит: «Покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, будь кроток, милостив, уклоняйся от зла и твори благое, не мсти ближнему твоему, отпускай согрешения его», и прочее. Также равно мне и тебе обещает будущие блага, если веровать истинно и нелицемерно будем. Равно всякому верующему, мне и тебе, говорит: «Восстанешь в силе, наследуешь вечную жизнь, блаженство, царствие небесное и нескончаемую радость». Равно и неверующим и беззаконничающим грозит Страшным Своим и праведным Судом и вечною мукою, что непременно самим делом исполнится. Божие слово верно, истинно и твердо, и не прейдет. «Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут» (Мф.24:35). От такого рассуждения может с помощью Божией вселиться слово Божие в сердце наше, и оживотвориться, и плод свой иметь, и хотя от плоти и дьявола много искушения претерпим, однако благодать Божия поможет нам, если в подвиге этом не будем ослабевать. Бог рабам Своим помогает и укрепляет их, Тот же Бог и нам поможет, если будем слову Его, к нам обращенному, внимать и от Него помощи просить. Ибо Он на лица не зрит, но всех равно милует и укрепляет молящихся и уповающих на Него. § 368. Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, — что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение. Ибо Бог, по милосердию Своему, всякому там потребное показывает и предлагает. В подвиге веры Божией благодатью пребывающий найдет там ободрение и подкрепление: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10), — найдет предосторожность от супостата дьявола: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр 5:8); — в бедах и скорбях (ибо «много скорбей у праведного» (Пс.33:20)) отыщет утешение: «Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие» (Деян.14:22), — и еще: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное, ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:36-37). Там разнообразно изображается будущая слава, которая будет для терпящих скорбь в мире сем, и надеждою той, как чистою и хладною водою, разгоревшееся прохладит сердце. Много христиан таких, которые блаженство свое полагают в чести, славе, богатстве и роскоши мира сего, но, когда со вниманием в Святое Писание посмотрят и Божие слово прилежно послушают, в ином мнении находиться будут. Там Бог, Судия праведный, блаженство наше поставляет не в чести, славе, богатстве и прочих веселостях мира сего, но в ином. Он, во-первых, называет «блаженным» того, кто «не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к обществу хулителей не пристал, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь» (Пс.1:1—2). И далее: «Блаженны все надеющиеся на Него» (на Господа) (Пс.2:12). «Блаженны те, коим отпущены беззакония и коих покрыты грехи. Блажен муж, которому Господь не вменит греха» (Пс.31:1—2). «Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь» (Пс.40:2). «Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время» (Пс.105:3). «Блажен муж, боящийся Господа: заповеди Его он сильно возлюбит», и прочее (Пс.111:1 и след.). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его», и прочее (Пс.118:1—2 и след.). Еще люди блаженными называют тех, «сыновья коих — как отрасли, крепко укоренившиеся в юности своей; дочери их красивы и приукрашены, на подобие храма; житницы их переполнены, высыпается (зерно) через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны; нет изъяна в ограде их, и не перебраться через нее, не слышны крики на площадях их: счастливым называют народ, имеющий все это». Но Бог, истинный Судия всего и Источник всякого блаженства ублажает тех, которые «Господа Богом своим» имеют и в Нем все блаженство свое полагают: «Блажен народ, почитающий Господа Богом Своим» (Пс.143:12—15). Еще, показывая нам, что такое истинное блаженство и желая нас к тому привести, Бог говорит: «Блаженны нищие духом», то есть смиренные сердцем; «блаженны плачущие», то есть о грехах своих и окаянстве своем душевном; «блаженны кроткие», которые прощают согрешения ближним своим, не воздают злом за зло и не помнят зла; «блаженны алчущие и жаждущие правды», которые, не видя в себе никакой правды своей, желают правды о Христе Иисусе; «блаженны милостивые», которые ближних своих, как братьев своих, требующих милости, снабжают и помогают им, и прочее (Мф.5:3—7 и след.). Еще ублажает Бог не тех, которые на обед или вечерю друг друга зовут, ибо воздаяние друг от друга приемлют, но тех, которые зовут «нищих, увечных» и всяких бедных, «которые не имеют, что воздать» звавшим, «ибо воздастся им в воскресение праведных» (Лк.14:13—14). Видишь ли, христианин, как мнение человеческое погрешительное от святого Божия слова исправляется, и немощь душевная исцеляется. Не то истинное есть блаженство, которое люди считают таковым, но то, которое согласно Божию слову. Ибо Слово Божие — это достоверное правило мнений, помышлений и деяний человеческих, которого неуклонно держаться должно нам, если не хотим погрешить и заблудиться. Предлагает нам часто слепая плоть и через нее враг наш всегдашний дьявол сомнение: как тело наше умершее и в прах рассыпанное может восстать? Но такая немощь прогонится верою, утверждающеюся на святом Божием Слове, как на истинном и непоколебимом основании, а оно нас крепко уверяет, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22 и далее вся глава). Если веруем, что все из ничего создал Бог, тем более рассыпанный телесный наш прах о Христе Иисусе соберет и оживит. Богу всемогущему все возможно и удобно, и как истинному и верному в словах Своих солгать невозможно. Будет непременно все то, что в слове Своем объявил. Этим утверждай веру свою, христианская душа, и в подвиге благочестия не ослабевай. Часто благочестивым опасное колебание в вере приходит и от сего размышления: как люди добрые и богобоязненные в бедах и напастях, а злые и безбожные в благоденствии живут, что и Псалмопевец о себе признал: «У меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои: ибо я возревновал на беззаконных, мир грешников видя» (Пс.72:2—3). Но когда прилежно вникнут в Святое Писание и помыслят, какой суд ожидает их (беззаконных), — исправят сердце свое, благоденствием злых и злополучием добрых колеблющееся, и, в вере утвердившись, воскликнут с тем же Псалмопевцем: «Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем!» Увидят там конец, ожидающий и тех и других: благочестивых — добрый, хотя и бедствуют в мире этом, а нечестивых — злой, хотя на малое время и возносятся. От конца же благополучие и неблагополучие истинное описывается и зависит. «Ибо за лукавство их Ты назначил им бедствие, низложил их, когда они возгордились. Какое постигло их разорение! Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое. Как сновидение для пробудившегося, Господи, так во граде Твоем образ их уничижишь», — поет тот же Псалмопевец о нечестивых к Богу (Пс.72:18—20). И еще о нечестивых: «Они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут». И далее о праведных и беззаконных поет: «Лукавые истребятся; уповающие же на Господа, те наследят землю. И еще немного, и не будет грешника; и поищешь место его, и не найдешь. Кроткие же наследуют землю и насладятся преизбытком мира. Грешники погибнут. Враги Господни, когда будут прославлять их и превозносить, исчезнут, как дым, исчезнут. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных Своих, вовеки сохранятся они; беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и водворятся навеки на ней». И далее свидетельствует: «Видел я нечестивца, который превозносился и высился, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашел даже места, где (прежде видел) его». И заключает псалом: «Спасение праведных от Господа, и Он Защитник их во время скорби: и поможет им Господь, и избавит их, и отделит их от грешников, и спасет их, ибо они уповали на Него» (Пс.36:2, 9-11, 19-20, 28-29, 35-36, 39-40). Видишь, христианин, какой конец благочестивых и нечестивых слово Божие нам показывает. Высоко одни возносятся, но низко в погибель свергаются, а другие низко ходят, но высоко наконец возносятся. Где богач тот евангельский, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно? В аде, будучи в муках», поднимает глаза свои, и просит, после дорогих вин, «капли воды», и вовеки просить будет, но не получит. Где убогий Лазарь, который «лежал у ворот его в струпьях»? После трудов и болезней «утешается на лоне Авраама» (Лк.16:19—26). Как прочитаешь священную историю от начала мира, увидишь ясно, как блажен конец благочестивых и сколь злополучен исход нечестивых. Ибо правда Божия всякому свое возмеряет, и потому как добра без награждения, так и зла без казни не оставляет, хотя до времени и молчит. Хочешь знать, кто истинные христиане и вечного Сиона сыны? Во псалме 14-м объявляет тебе Бог, и на вопрос Псалмопевца: «Господи! кто будет обитать в жилище Твоем? или кто водворится на святой горе Твоей?»— отвечает так: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, говорит истину от сердца своего, кто не льстил языком своим и не делал зла ближнему своему», и прочее (Пс.14:1—3 и след.). Также во всем первом Иоанновом послании описываются приметы истинного и верного раба Божия, и в прочих местах. Там предлагается и грехами страдающим здравое врачевство — покаяние и милость Божия о Христе Иисусе, как целительный и живительный пластырь, которым язвы греховные обвязываются и заглаживаются. Словом, там всякий приличное требованию своему отыщет, если прилежно и подобающим образом поищет. § 369. Из вышеописанного видишь, возлюбленный христианин: 1) Сколь велика благость Бога нашего, Который в слове Своем со мною и тобою, убогими Своими рабами, беседует. Какой царь земной так с рабами своими поступает, как Царь Небесный, Бог наш, с нами, непотребными рабами Своими? Читай святое слово Его и увидишь, как милостиво, кротко и ласково открывает нам о Себе, свойствах Своих, воле Своей и благоволении Своем к нам; как усердно хочет, чтобы мы спаслись; как многоразлично призывает нас на покаяние; как изображает вечной жизни блаженство и адского мучения горесть, и всем тем хочет к Себе привлечь нас, которые грехом отпали от Него. 2) Сколь великий дар Божий, людям данный, Святое Писание. Чувствуем и вкушаем благость Божию, что Он нас питает и одевает, но в том большую Его примечаем к нам милость, что Писание Свое Святое, как послание, послал к нам. За великое почитает человек, когда от монарха своего получит письмо, сколь несравненно за большее почитать должен христианин, что от Бога, Царя Небесного и Создателя своего, через пророков и апостолов Писание получил. Настолько этот дар больше того, насколько больше Царь Небесный царя земного, и Бог — человека, хотя человек ослепленный того и не познает. Ибо, как сказано, всякому Бог Писание Свое послал и всякому в нем говорит. 3) Как любить должны мы Божие Слово, так что ничем утешаться и услаждаться не должны мы, христиане, кроме как словом Его святым. Слово Божие — слово уст Его, как говорит о себе святой Давид: «Закон уст Твоих, Господи, лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс.118:72). Следовательно, какое усердие, охоту и ненасытное желание к чтению и слушанию его иметь должно! Ибо сколько раз или сами читаем, или служителя Божия читающего слышим, столько раз слышим Бога нашего, с нами беседующего. Сколь охотно слушаем, когда царь наш с нами беседует, всякий это за немалое почитает. Насколько охотнее слушать должно Бога, Царя небес и земли, беседующего. Почтил Он нас, недостойных, этой Своею милостью, не должно и нам этой великой Его милостью пренебрегать, но, наоборот, охотнейшим слушанием или чтением Слова Его благодарность к Нему показывать, и что открывает и обещает в нем — тому верить, что повелевает — исполнять, и что запрещает — от того уклоняться. Так почтим и мы почтившего нас даром Господа нашего. 4) С каким великим почтением и благоговением должно приступать к слушанию или чтению Святого Писания, истинного Божия слова и небесного дара. Дар Божий — небесный, потому требует чистых рук к принятию, чистого ума и мыслей к размышлению, чистых уст к проповедованию. Ибо если и человек проповедует, но слово Божие и закон уст Его проповедует, так как уста Господни говорили то, что человек устами своими воспринимает. Если хочешь, человек, в законе Господнем поучаться и его проповедовать, должен ты иметь сердце очищенное от злых похотей, ум очистить от суетных мыслей, уста заградить к сквернословию, срамословию, празднословию, злословию, клевете и от прочих дел, слову Божию противных, беречься, дабы не сказал Бог и тебе то, что «грешнику сказал: Зачем ты проповедуешь уставы Мои и держишь завет Мой в устах твоих? Ведь Ты возненавидел наставление и отверг слова Мои вконец. Если видел ты вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании) на брата твоего клеветал ты, и сыну матери твоей полагал соблазн» (Пс.49:16—20). Как в молитве, приступая к Богу и с Ним желая беседовать, так приступая к чтению слова Божия и от Него беседу с пользою нашею слышать желая, должны себя прежде очистить от всего того, от чего Бог, будучи Святым, отвращается, и что слову Его Святому противно. Иначе как молитва наша, так и чтение и проповедование слова Его неполезно нам будет. Страшно приступать к Богу тому, кто грехами осквернен, и беседовать нечистому с Тем, Который есть сама Святыня, и слово Его, как слово уст Его, воспринимать во ум и уста свои, мерзостями греховными оскверненные. Примечайте сие, служители Божии и проповедники, которые слово уст Божиих во уста ваши восприемлете и проповедуете, и всякий христианин, который имя Божие исповедует! Имя Его свято и страшно, которое устами твоими восприемлешь, и отверзаешь уста твои к Богу святому и страшному в молитве и славословии Божии. «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», — говорит апостол (2 Тим 2:19). 5) Как нужно христианам поучаться в слове Божием, в котором Бог и Христос Сын Божий открывается и познается, а это познание необходимо требуется для получения вечной жизни, по слову самого Сына Божия: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). От истинного познания Бога и Христа Сына Божия зачинается истинная и живая вера, которая необходимо к вечному спасению нужна. Истинного же Божия познания доказательство есть благочестивое христианское житие, без которого суетная и пустая похвала только есть, а не познание. Об этом святой апостол учит нас: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я познал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин.2:3—4). Напрасно хвалятся познанием Божиим те христиане, которые «делами отрекаются» Его, «будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). Познание Божие заключает в себе познание воли Его святой, благоволения и Божественных Его свойств, что все в святом Слове Его открывается. Если кто действительно познает сие, непременно в нем последует истинное изменение, покаяние и благочестивое житие. 6) Как сладостно и благоприятно читающему или слушающему со вниманием слово Божие верою видеть в слове том Бога, Творца, Искупителя и Промыслителя своего, и Божественные Его свойства; верою и любовью лобызать непостижимую Его благость, излитую на род человеческий; удивляться непостижимой Его премудрости, в создании мира и в Промысле о нем показываемой; хвалить непостижимую Его правду, которою рабов Своих защищал и защищает и врагов Своих казнил и казнит; хвалить непостижимое величество славы Его, видеть Божественные Его чудеса, от начала мира сотворившиеся; слышать милостивые и отеческие Его обещания, иные сбывшиеся, иные непременно быть имеющие; взирать верою на славу будущую, различно в Слове святом изображенную, и к ней желанием восхищаться! Сколь увеселительно представлять себе образ спасения нашего, в нем описанный, которым мы избавились от греха, смерти, дьявола и ада, и показанной к нам благости Божией удивляться, и радостным благодарить духом! Благоприятно нам читать ту ведомость, в которой описывается подвиг воинства нашего и изображается победа, над врагами нашими одержанная, но гораздо благоприятнее прочитывать и поминать тот подвиг, которым Избавитель наш, Иисус Сын Божий, подвизался за нас и славно победил врагов наших. Это все в святом Божием Слове представляется. Читай сам, христианин, и увидишь. 7) Отсюда видно, как несмысленно или, точнее сказать, беззаконно поступают те христиане, которые от Слова Божия удаляются. Многие, оставив этот живой и святой источник, забавляются непотребными книжками, которые плоть их увеселяют, но душу развращают, и так чтением тем погубляют себя, а не созидают. Иные стремятся знать, что делается в Америке, Африке, Азии и прочих дальних странах, а что близ себя и внутри себя, не хотят знать, — что с душою их делается, в каком состоянии она находится, из слова Божия познать не стараются. Иные природу трав, зелий, деревьев и прочих вещей испытывать стараются, но своего естества, грехом растленного, из слова Божия рассматривать не хотят. Иные звезды считать, землю размерять учатся, но кратких жития своего дней и бесчисленных грехопадений, которыми на всякий день перед Богом виноватыми являемся, — «грехопадения кто уразумеет?» (Пс.18:13), — из Писания рассматривать не хотят. Иные день и ночь поучаются, как бы богатство собрать, которое с телом в сем веке оставить принуждены будут, но пользы душам из Писания собирать не хотят, и о богатстве, которое на тот век с душами отходит, небрегут. Другие стараются тело, скоро в прах обращаемое, врачевать и цело хранить, но о душе бессмертной не радеют и немощи ее из слова Божия знать и врачевать не хотят. Иные иное замышляют и делают, но о том, что «едино на потребу», по учению Христову (Лк.10:41), небрегут. Такие все и прочие, им подобные, поступают подобно тому, кто полушку хранил бы в сундуке, но о тысяче червонных не беспокоился бы, или тому, кто о доме горящем и сгораемом не беспокоился бы, а выносил бы вон из него всякий сор, чтобы не сгорел, или тому, который в воде тонет, но, не заботясь о себе, вещи свои сохранить старается. Если бы кто эти и им подобные случаи увидел, непременно бы посмеялся безумию таковых людей, ибо должно беречь то, что нужнее и лучше, а не то, что ничтожно. Так смеха, или скорее сожаления, достойны те люди, которые о временной и скоро погибающей пользе пекутся, но о вечном спасении души, которое «едино есть на потребу», не пекутся. Бедное таких людей состояние! Во тьме и заблуждении они ходят, хотя бы и за мудрецов от мира сего почитались. Невозбранно и о временной пользе стараться, но далеко более о спасении души, ради которого Христос в мир пришел, пострадал и умер. Он велит нам: «Ищите же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Какая там польза, где душе погибель? Безумен тот мудрец, который перед миром этим мудр, но перед Богом глуп. Нищ и убог тот богач, который «собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21). Что в том здравии, когда душа немоществует и умирает? Какая польза от того знания, когда ум и сердце в деле спасения слепотствуют? Так-то слеп от природы своей бедный человек! Оставляет лучшее и нужное, а ищет и гоняется за худшим и ненужным. И поскольку такое небрежение у христиан о слове Божием, то оттуда бывает, что их житие противно слову Божию. Слово Божие — это правило христианского жития. Следует же тому заблудиться, кто правилу тому не внимает. Слово Божие — это светильник, который светит нам, по пути мира сего идущим, как говорит Давид: «Светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет путям моим» (Пс.118:105). Потому непременно во тьме ходят те, которые светильника этого не имеют перед собою и не держатся его. Отсюда-то бывает, что многие христиане не видят греха или за малое что почитают ближнего обидеть, обмануть, ругать, оклеветать, хитрым словом уязвить. Иные не видят греха в том, чтобы красть, похищать, злом за зло воздавать, злобиться и мстить. Иные не видят греха в том, чтобы мамоне, вместо Бога, служить. Иные не видят греха в том, чтобы время в праздности проводить, дни и ночи в картежной игре и прочих забавах веселиться. Иные не видят греха в том, чтобы имя Божие великое, святое и страшное в подлых и непотребных словах поминать и злоупотреблять. Иные не видят греха в том, чтобы на серебро, золото, на вельмож, князей и прочих сынов человеческих, как божков своих, надеяться, и так от Бога, сотворившего и искупившего их, отступать. Иные не видят греха в том, чтобы правду попирать и неправду на месте ее сажать, слезы вдовиц, сирот и убогих проливать, неповинных осуждать, а виноватых освобождать, и прочие страшные беззакония делать. Эти и им подобные плоды от небрежения святого Божия Слова следуют. А хотя многие, по-видимому, и стараются благочестивыми быть, но поскольку не внимают Божию Слову, как истинному и совершенному правилу, то не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, но в том, что слепому их разуму и плоти угодно видеть, и так заблуждаются. Многие из них то, что человек написал, нерушимо хранить стараются, но что Бог запретил, или повелел, о том небрегут. Слово и заповедь человеческую соблюдают, но слово и заповедь Божию оставляют и пренебрегают. Много такого заблуждения везде примечается. У многих в среду, пяток и прочие дни от неких снедей воздерживаться, а у иных и совсем ничего не есть в те дни за благочестие поставляется, но от злобы, зависти, клеветы, злословия и прочих христианства язв и единого часа воздержаться не хотят. Многие созидают высокие храмы Божии и украшают, высокие колокольни и великие колокола делают, богатое платье в церкви шьют, книгу Евангелия и образа святые, и образ креста Христова серебром и золотом окладывают, и этим веществом хотят невещественному Богу угодить, но бедных, нищих, в тюрьмах за долги заключенных оставляют и презирают. И так делают то, чего Бог не повелел, но не делают того, что Бог повелел. Я здесь не созидание храмов, а небрежение к Божию слову осуждаю. Нужны и храмы, но не великолепие храмов. Во всяком храме, только бы удобен был и чист, публичное Богослужение отправлять можно, но людям, одушевленным Божиим храмом, без пищи, одежды и покоя пребывать невозможно. На тех, которые требуют от нас милости, излишество обращать должно. Такую же они имеют плоть, которая хочет есть, пить, одеваться и упокоеваться, какую и богатые, а книга Евангелия, образа святые и крест без серебра могут быть. Не то делать нам должно, что нашим очам, но что Божиим угодно и слову Его святому согласно. Так люди, оставив слово Божие и следуя своему слепому разуму, не знают, что делают, и свое возмездие за неблагодарность воспримут. Ибо Бог за небрежение слова Своего отнимает Свою благодать от таковых, и так ходят, как во тьме, и осязают, как слепые. Такая последует казнь за небрежение Божия слова! § 370. Нет пользы, когда Слово Божие читают, или слушают, но не исполняют. Потому Христос ублажает не тех, которые Слово Божие слушают, но тех, которые его слышат и соблюдают: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблюдающие его» (Лк.11:28). Что пользы от семени посеянного, которое никакого плода не приносит? Никакой. Что пользы от пищи желудку, которая в сок и кровь не претворяется! Совершенно никакой. Так и Слово Божие, семя Божественное, никакой пользы не приносит, когда слышащие от него не созидаются. И как тело изнемогает, а в дальнейшем и умирает, когда желудок принимает пищу, но не переваривает, и в сок и кровь не обращает, так и душа, хотя и слышит Слово Божие, которое есть душевная пища, но изнемогает и погибает, если услышанное Слово в духовный ее сок и кровь не обращается, то есть духовно ее не укрепляет. Это и тогда бывает с человеком, когда он от услышанного Божиего Слова не исправляется в житии своем, не обращается к Богу, не творит истинного покаяния, от грехов не отстает и духовного утешения не чувствует в сердце своем. Ибо Слово Божие дано нам ради того, чтобы мы, слыша его, исправляли себя по правилу его, а когда того нет в нас, то оно нам никакой пользы не приносит. Как и изрядное врачевство не приносит никакой пользы немощному, если он не хочет его ко врачеванию употреблять, так и Слово Божие, которое дано нам Богом для уврачевания немощей наших духовных, как выше сказано, не принесет нам пользы, если через него не будем исправлять немощей наших. Так же, как мастеру никакой пользы не приносит знание своего дела, если он мастерства своего в дело не употребляет, но непременно придет оно в убожество, так и искусное учение в Писании и знание воли Божией не принесет нам пользы, если мы не стараемся жизни нашей исправлять по Слову Божиему и по воле Его. Еще большему осуждению подлежат знающие, но не исполняющие, по слову Христову: «Раб тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много» (Лк.12:47). И апостол Петр говорит: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Петр 2:21). Итак, не от одного слышания Божиего Слова познается христианин, но больше всего от исполнения его. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете», — говорит Христос (Ин.13:17). Твердо знай, христианин, что как отец сына, который воли отчей не слушает, не считает за сына своего и наследства его лишает; и господин не считает за верного раба того, который приказу его не повинуется и верно ему не служит; и Монарх верноподданным не признает того, который указов его не исполняет, хотя и знает их, так и Христос за Своего не признает того, кто воли Его святой не старается исполнять, хотя Слово Его и слушает. «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). И далее: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делатели неправды» (Лк.13:27). Это есть известный признак: кто чью волю исполняет, тот того и раб, как говорит Христос Иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал, и ниже: Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин.8:39—40, 44). Кто волю Божию творит и верою следует Аврааму, отцу верных, тот чадо Авраамово, следовательно, Божие чадо и раб Божий, а кто дьявольскую волю в делах его злых творит, тот раб дьявола. Итак, да не прельщает тебя, христианин, имя христианское без жизни христианской. Ибо ложно христианство без дел христианских, и такому христианину никакой пользы не принесет, но даже большую принесет пагубу, как выше сказано. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|