Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статья 5: О должности христианской по отношению к самому себе




Должность христианина к самому себе в том состоит, чтобы он в подвиге веры не ослабевал с помощью Божией, и так бы получил спасе­ние вечное, которое Христос смертью Своею нам приобрел. Хотя и даром, только по благо­дати получают верные жизнь вечную, по Писа­нию: «Дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим 6:23), однако тре­буется непрестанный подвиг против дьявола, мира, плоти, которые христианам препятствие учиняют и не допускают их до вечного блажен­ства. Потребно много труда против этих врагов хотящему спастись. Насколько христианство велико и высоко, настолько многому искуше­нию и бедствию подвержено. Поэтому недремлющим оком должно его хранить.

Глава 1: О хранении веры

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — говорит Христос (Откр.2:10).

§ 359. Поскольку вера подлежит многораз­личному искушению, то должно ее посреди та­кого бедствия так беречь и хранить, как душу свою или жизнь свою, или даже более. Ибо и жизнью нашей должны мы при случае пренеб­речь, дабы вера сохранилась. Если душу нашу или жизнь ради веры погубим, то обретем жизнь вечную в будущем веке, как говорит Хри­стос: «Кто потеряет душу свою ради Меня и Еван­гелия, тот сбережет ее» (Мк.8:35). В вере состоит все блаженство наше. Верою во Христа избавляемся от грехов наших, гнева, проклятия, власти дьявольской, вечного осуж­дения, ада и вечной муки, и сподобляемся Божией милости, благодати, благословения, цар­ствия Божия и всех вечных благ, по неложному Его обещанию. Если веру соблюдем, все эти блага нашими будут, если же веру погубим, всех тех благ лишимся и снова подпадем всему бед­ствию, гневу Божию, проклятью, власти тем­ной, вечному осуждению и мучению. Хранить стараемся от воров сокровище наше тленное и временное. Тем более должно хранить сокровище ду­шевное, вечное — веру святую, дабы его сата­на, как вор хитрый и лукавый, не похитил. Бе­режем здравие телесное и жизнь. Много более здравие и жизнь душевную беречь должно, что­бы вовеки не умереть. Предостерегаем себя от врагов, которые хотят тело наше тленное погу­бить и временную жизнь у нас отнять. Тем бо­лее от врагов душевных предостерегаться должно, которые душу нашу погубить и вечную жизнь отнять у нас стараются. К этой осторож­ности и старанию увещевает нас апостол Петр: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что против­ник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою» (1 Петр 5:8—9). Вера сохраняется молит­вой, чтением или слушанием слова Божия и прочим.

§ 360. Веры истинной и живой без добрых дел быть не может. «Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые», — говорит Христос (Мф.7:17—18). Так верное сер­дце, веру, как доброе семя, в себе имеющее, плоды добрых дел творит, ибо всякое семя по­добный себе плод рождает. Потому и должно нам, христиане, веру нашу показать от добрых дел, как дерево доброе от добрых плодов пока­зывается, как апостол говорит: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). Того же требуют от нас и прочие апостолы святые в посланиях своих и толкователи Писания отцы святые, свя­тители Христовы и учителя. Вера и любовь, которая есть «матерь добрых дел» (1Кор.13:1—8), так сопряжены между собою, как душа с телом, сок с деревом зеленым, теплота с огнем. Живет тело, когда душа в нем есть. Стоит и живет дерево, и плод творит, пока сок в нем имеется. Находится там огонь, где теплота чувствуется. Так имеется там вера, где любовь истинная оказывается. «Веры, — гово­рит Златоуст, — знамение есть любовь» (Беседа 4-я на 1-е Послание к Фессалоникийцам). Нет там веры, где нет любви. Как мертвое тело че­ловеческое имеет вид человека, но на самом деле есть труп бездушный, а не человек, и де­рево иссохшее кажется живым деревом, но на самом деле вид только дерева имеет, ибо дере­во без сока не может жить, и печь негретая по виду как согревающая дом, однако не греет, ибо огня в себе не имеет и потому теплоты не дает, так и человек кажется по виду верным, ибо Бога и Христа Сына Божия устами исповедует, в цер­ковь ходит и прочие знаки христианства пока­зывает, но если любви и добрых дел не имеет, то вид только верного человека и христианина имеет, и на самом деле не истинно верный и христианин, а то же, что и язычник, не испове­дующий Бога. Не одно только исповедание де­лает христианином, но исповедание с сердеч­ною верою сопряженное. Вера учит верного исповедовать и называть Бога своим Богом, как об этом во многих мес­тах Писания свидетельствуется. Если веруешь, что Бог — твой есть Бог, то непременно ты Его должен почитать, чего не может быть без по­слушания истинного. Почитать Бога и не слу­шать Его — разуму невместимо. А от послуша­ния последует соблюдение святых Его запове­дей, а где соблюдение заповедей Божиих, там и добрые дела, ибо заповеди научают нас добрым делам. Веруешь, что Бог есть «прибежище, сила, помощник и заступник» верных Своих (Пс.45:2), почему же надежду твою полагаешь на челове­ка смертного, на серебро, золото, честь, сан твой, силу твою и мудрость, и от них в нашед­шей напасти помощи и защиты ищешь? Веру­ешь, что Христос мучим был как за всех, так и за твои грехи, — «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши» (Ис.53:5), — почему же дерзаешь бесстрашно грешить? За что Христос столь горькую чашу страда­ния испил? Христу грехи твои такую горесть и мучение сделали, а ты их не оставляешь, но уте­шаешься ими. Утешаешься, так как не оставляешь, не оставляешь, так как услаждаешься ими. Услаждаешься же тем, что Христу бесчес­тие, поношение, хулу, болезнь, скорбь, оплевание, заушение, уязвление, раны, распятие и смерть сделало. То тебе приятно и сладко, что Христу горестно было. Видишь человек, хрис­тианином нарицающийся, какая твоя любовь ко Христу, пострадавшему за грехи твои, что ты любишь то, что Христу горчайшее страдание учинило! А какая любовь, такая и вера твоя, ибо вера и любовь неразлучны. Веруешь, что Он Пастырь твой, — почему же не слушаешь гласа Его? «Овцы Мои, — говорит Он, — слушаются голоса Моего» (Ин.10:27). Веруешь, что Он Учитель твой, — почему же как ученик не учишься от Него смирению, тер­пению, кротости и прочим добродетелям, ко­торым Он словом и примером учил? Научает тебя вера святая, что христиане — братия твои, единого Отца имеющие Бога, единую матерь признающие Церковь, единое крещение, кото­рым от скверн греховных омылись, единую веру, родство духовное получившие, — почему же не любишь их, как братию свою, и требую­щим милости не делаешь милости, и в нуждах их не помогаешь им? Братию свою по плоти любишь и помогаешь им, — насколько более братию по духу должно любить. Ибо большее есть родство духовное, христианское, как веч­ное, нежели плотское, как временное и смер­тью престающее. Такая-то твоя вера! Веруешь, но противно вере своей поступаешь. Исповедуешь Бога, но непослушанием отрекаешься от Него. Христа Сына Божия принимаешь и говоришь Ему: «Гос­поди, Господи», — но учения Его не принимаешь. Между христианами считаешься, но христианских дел не творишь, даже противное христиа­нам делаешь. Христос говорит Иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы дела­ли бы» (Ин.8:39). То же и христианину неисправ­ному прилично сказать: если бы христианин ты был, дела бы христианские творил. «Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Галл.5:24). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Не одним только исповеданием, именем и обрядами христианин отличается от язычника, но верою сердечною и житием христианским. Видишь, христианин, что как благочестивое житие есть доказатель­ство живущей в человеке веры, так неисправ­ное житие — знамение несомненное есть неве­рия, хотя бы человек Бога исповедовал, крещен был и христианином назывался. А от сего мо­жешь испытывать себя, хранишь ли веру, как апостол увещевает: «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5).

§ 361. Вера святая не только устами отвер­гается, когда человек Бога и Христа Сына Божия отрицается и обращается к чувственному идолослужению, но и злыми делами, не христианским и беззаконным житием. Об этом сло­во Божие свидетельствует. «Говорят, что знают Бога, — говорит апостол, — а делами отрека­ются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит 1:16). И любостя­жание «идолослужением» (Кол.3:5), и любостяжателя «идолослужителем» тот же апостол называет (Еф.5:5). И еще: «Некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере» (1 Тим 1:19). И ниже: «Если же кто о своих и осо­бенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим 5:8). И апостол Иаков говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочес­тие» (вера у того суетна) (Иак.1:26). И еще: «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его» (Иак.2:14)? И ниже в той же главе: «Покажи мне веру твою от дел твоих» (Иак.2:18). И еще: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:26). А когда вера мертва, то и нет ее. Мертвое уже не живет, хотя и показывается как нечто. Ибо вера есть дар Божий духовный, и потому когда мертва, то уже исчезла, как светильник без елея угасает. Потому как в светильник подливается елей, чтобы не угас, так и светиль­нику веры нужен елей милости Божией, без ко­торого он угасает. Вера от Бога приходит и по­этому Божией благодатью и силой сохраняется. Посему говорит Давид: «Ты просветишь светиль­ник мой, Господи Боже мой, просветишь тьму мою» (Пс.17:29). Однако требуется и наше старание к тому. Бог помогает труждающимся, а не лежащим, делающим, а не престающим. Потому говорит: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осве­тит тебя Христос» (Еф.5:14). Надобно сперва восстать и начать делать, и тогда помощь при­спеет. А те, которые оставляют это благословен­ное старание и труд, сами виновны бывают, что попускают светильнику веры своей угасать. Я здесь не говорю тебе, христианин, о той вере, которая в познании и содержании правых дог­матов состоит: эту веру имеют и беззаконно жи­вущие христиане. Но говорю о вере сердечной, живой и спасающей (о которой сказано выше), этой веры нет в том, кто неисправно и не по хри­стиански живет, хотя бы и исповедовал и про­поведовал веру. Возьми в рассуждение, что Хри­стос говорит: «Не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24). Как те, кто служит Богу, уже не работают мамоне, так рабствующие мамоне уже не служат Богу. Богу и мамоне одновремен­но работать невозможно, по слову Христову. А из этого можно заключить, что и всяко­му греху рабствующие уже не служат Богу, а не служа Богу, и веры не имеют, ибо без веры слу­жить Богу невозможно. «Без веры угодить Богу невозможно», —учит апостол (Евр.11:6). Служить и угождать Богу есть едино. Внимай и сему, хри­стианин: верным во Христе отверсты двери цар­ствия небесного, как Божие святое слово уверя­ет нас и Церковь Святая содержит и исповедует, но неисправным христианам, напротив, апос­тол заключает вход в царствие небесное. «Или не знаете, что неправедные царства Божия не на­следуют?» и прочее (1Кор.6:9—10; Галл.5:19—21 и на прочих местах). И Христос говорит: «Не вся­кий, говорящий Мне: Господи! Господи! — войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21). Следовательно, и веры не имеют те, кото­рые творят таковые дела, которыми заключа­ется вход в царство и блаженство вечное. Вни­май, христианин, что Тот же Бог, Который ска­зал мне и тебе: «Я Господь Бог твой, — и повелел иных богов не иметь: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх.20:2—3), — Тот же Бог дал и все другие последующие заповеди. Следовательно, если первую заповедь разоряя, грешим перед Богом, так и прочие не соблю­дая, равно грешим. И как тогда, когда оставляя Его, к иным богам обращаемся, отрекаемся веры и Бога, так и другие последующие заповеди ра­зоряя, отрицаемся веры и Бога, хотя не устами, но делом и непослушанием. Едино есть — сло­вом или делом отрицаться. Ибо и вера должна быть в сердце и вне делами себя показывать. Этой сердечной вере устное исповедание следует и объявляет ее, как сердечную всякую мысль слово произносимое, по Писанию: «Сер­дцем веруют к праведности, а устами исповеду­ют ко спасению» (Рим 10:10). И потому отвер­жение, словом или делом бываемое, равно есть отвержение. Отвергается и от самого повелева­ющего тот, кто отвергается от его повеления. И хотя языком не дерзает произносить: «Не знаю и не слушаю тебя», — но сердцем непокорным и непослушливым и самым делом показывает то. Так, заповедь Божию разоряя от произво­ления и предрассуждения, человек и Самого Бога отрицается, и так отступает от Него, и па­дает в духовное идолопоклонство. Ибо страс­ти, которую совершает, как идолу, сердце и волю свою покоряет. Рассуди всякий, не то же ли делается со вся­ким христианином, что делалось во время го­нения с мучениками? Их мучители и слуги их убеждали к идолопоклонению. И те, которые не соизволяли на то богопротивное дело, сохра­няли веру, а те, которые повиновались, погубляли веру. Так и всякого христианина убеждает злая мысль, как слуга дьявольский, ко греху, от которого и совесть, и Сам Бог через Слово Свое отвращает. Кто злому помыслу, как мучителю, противится и на богопротивное дело не соиз­воляет, — хранит веру к Богу своему и верно слу­жит Господу своему, но кто тому соизволяет, ос­тавляя совесть и Божие повеление презирая, — тот от Бога повелевающего отступает и так веру погубляет. Мученики, которые не стерпели му­чения, отвергались Христа устами, а тот, кото­рый богопротивному помыслу повинуется и беззаконничает, сердцем отвергается. «Идол сам по себе ничто» (ср.1Кор.8:4). Серебро, золото и прочая материя, в идо­лах находящаяся, ибо Божие создание и на то и на другое дело по человеческому соизволению может обратиться. Но идолы у всякого в серд­це имеются — страсти бесчинные: похоть не­чистая, гордость, зависть, злоба, сребролюбие и прочее. Внутри имеются и мучители, к этим страстям, как идолам, склоняющие, — помыс­лы злые. Внутри и капище у человека есть — сердце его. От внешних идолов легко можно сохраниться, но от этих, которых внутри нас носим, с великою трудностью, и то не без все­сильной Божией помощи сохраняемся и избав­ляемся, ибо они природны нам. Если хотим, христиане, веру нашу сохранить, должны мы не только от внешних, но и от внутренних идолов хранить себя. Не только золотым, серебряным и прочим делам рук человеческих колена не пре­клонять, но и внутренним, с нами от ветхого че­ловека рожденным, то есть мамоне, похоти нечистой, гневу, злобе, зависти, ненависти, гор­дости и прочим не покоряться. Покоряется же им тот, кто служит им, а служит им тот, кто де­лает (грех) по их похоти. Потому и называется такой «рабом греха», как говорит Христос: Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин.8:34) Кто похоть нечистоты совершает, тот раб нечистоты. Кто гневу и злобе повинуется, служит гневу и раб гнева. То же и о прочем разумей. И так столько идолов внутри себя почитает человек, сколько плотских похотей исполняет. Бог в сло­ве Своем говорит не к телу нашему и членам телесным. Не к телу говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», — не к рукам на­шим говорит: «Не убивай, не кради», — но к душе нашей. Душа или имеет, или не имеет иных бо­гов, кроме Господа. Душа убивает или не уби­вает, крадет или не крадет, прелюбодействует или не прелюбодействует, а тело и члены теле­сные — орудия, через которые душа совершает начинания и действия свои. И так, хотя не пре­клоняешь колен языческим богам, не прости­раешь рук им, не приносишь кадила, но когда волю бесовскую, к которой через страсти наши нас убеждает, исполняешь, столько иных богов почитаешь, сколько страстей совершаешь. Ибо и язычники бесчинные страсти человеческие обоготворяли, и тех как богов почитали, и бе­сов волю, в идолах живущих, исполняли, как читаем в историях. Кто же эту волю исполняет, тому рабствует, служит и того почитает. Если страстям своим человек повинуется, то и рабствует им, а если рабствует им, то как гос­под своих имеет их, а так и почитает их, как идо­лов. Не только от внешних, серебряных, золо­тых, медных, деревянных и из прочих материй сделанных идолов, но и от сердечных беречься должны мы, христиане, если хотим веру нашу соблюсти Господу нашему. Потому Бог наш и не велит нам гневаться и злобиться на ближне­го, не велит прелюбодействовать и красть, и прочее. Если же, не слушая Бога, страстям этим повинуемся, тем самым от Бога отступаем, и к этим пагубным божкам сердцами приступаем, и волю нашу вместо жертвы и кадила прино­сим им. Чтобы тебе легче понять то, о чем я говорю, простосердечный христианин, предлагаю тебе следующий пример. Если бы раб под ведом­ством какого господина числился, но другому какому господину, противнику того господина, угождал и желания его исполнял, — признал бы ты, что тот лукавый раб внешним только ви­дом имеется рабом и именуется именем того господина, у которого в ведомстве находится, а на самом деле тому, которому угождает, истин­ный раб. «Никто не может служить двум госпо­дам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть», — учит Христос (Мф.6:24). Кому человек угождает, тому и служит, а кому служит, того и раб есть. Так имеются и христиа­не неисправные. Они числятся между верными Христовыми рабами и Христа называют Госпо­дом своим: «Господи, Господи», — в церковь ходят, молятся, поют и поклоняются, но волю Его не хотят исполнять, а исполняют волю и хотение противника Его, дьявола, и тому в страстях и прихотях своих угождают, и так наружностью только единою имеются христианами и рабами Христовыми, но на самом деле — рабы страстей своих, греха и дьявола, которым угождают. «Всякий, делающий грех, есть раб греха», — го­ворит Христос (Ин.8:34). Таковые христиане — ложные христиане, лицемеры и лукавые рабы, и в сущности своей — язычники, и для них Хри­стос ничего не значит, хотя и исповедуют имя Его. К таковым говорит Бог через пророка: «Приближаются ко Мне люди сии устами свои­ми, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф.15:8; Исх.29:13). И Хри­стос отвечает им: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи!— и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). Видишь, христианин, что Христос и вера святая не только устами, но и делами отверга­ется. Посему должен всякий себя испытывать, имеет ли веру, по увещанию апостола: «Испыты­вайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте» (2Кор.13:5).

§ 362. Слово Божие уверяет нас, что все умершие, благочестивые и нечестивые, вос­креснут из мертвых: «Наступает время, и наста­ло уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин.5:25). И всем, вос­кресшим и живым оставшимся, «должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому полу­чить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Тогда веру соблюдшие услышат от праведного Судьи: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Тогда Всеведец и Сердцеведец Судия плоды живой веры их, как сокровища, которые они не на земле, но на небе верою скрывали, откроет и в явление всему миру покажет: «Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф.25:35-36). Тогда услышат и окаянные грешники от раз­гневанного Судьи, Которого, в мире живя, не хотели слушать, услышат страшный и ужасный глас: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф.25:41). Учинит им и выговор за неправду, неблагодар­ность и неверие их: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был стран­ником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:34—46). Идут все в свои места. Идут, но не равно идут, — одни с плачем и рыда­нием неутешным, другие с радостью и весельем неизреченным. Тогда пойдут «искупленные, и воз­вратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся» (Ис.35:9—10). Тогда «пойдут и грешники во ад, все народы, за­бывающие Бога» (Пс.9:18), совершенное по де­лам своим воспринять воздаяние, и постигнет их печаль, плач, воздыхание и мучение беско­нечное. Как праведные во царствии небесном без конца будут царствовать, и лицезрением Божиим утешаться, радоваться и веселиться, и с Ангелами святыми хвалить и воспевать Бога, так грешные в аду будут без конца мучиться и страдать с дьяволом и ангелами его злыми. Тог­да «будут искать смерти», которой ныне избега­ют, «но смерть убежит от них» (Откр.9:6).

§ 363. Знаем из Святого Писания, что Гос­подь наш Иисус Христос придет судить всему миру и воздать всем по делам их, и будет при­шествие Его и суд Его праведный в конце мира и в последний день, но в котором году, месяце, дне и часе, не знаем. Сокрыл от нас Бог тот день и час, дабы всегда его ожидали и готовы были к встрече Господа нашего. «О дне же том и часе никто не знает, — говорит Христос, — но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не при­шел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:36—39). Будут и в то время подобные дела челове­ческие: иной то, иной другое будет делать. Иной будет есть, пить, веселиться, банкеты устраи­вать, гостей принимать, шумно праздновать и прочей суетой заниматься, иной каяться, пла­кать о грехах и молиться Богу будет. Иной гра­бить, похищать, обижать, иной терпеть будет. Иной старые житницы и дома разорять и но­вые созидать, иной иное начинать и совершать будет. В таком различии начинаний и дел чело­веческих неожиданно услышится глас: «Восстаньте, мертвые, идите все на суд: Христос Судия идет судить живым и мертвым!» «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небес­ных с силою и славою великою» (Мф.24:30). «Бла­женны рабы те, которых Господь, придя, най­дет бодрствующими» (Лк.12:37). Блаженны те, которые по подобию домовладыки, бдят и хра­нят душевный дом свой. Блаженны те, которые имеют «чресла препоясаны и светильники горящи, подобны людям, ожидающим возвращения госпо­дина своего с брака, дабы, когда придет и посту­чит, тотчас отворить ему» (Лк.12:35—44). Блаженны те, которые, как мудрые девы, не знавшие, когда придет Жених, взяли елей в со­судах своих, дабы светильники свои в прише­ствие Жениха украсить и так выйти на встречу Ему, всегда носят в сердцах своих, как в сосу­дах, горящую веру и любовь и ожидают Его со бдением, терпением и желанием. Блаженны они, ибо, будучи готовы, выйдут на встречу бессмертному Жениху своему, и «войдут с ним на брачный пир» (Мф.25:1—10), и «так всегда с Госпо­дом будут» (1 Фес.4:17). Напротив того, окаян­ные рабы те, которые по подобию евангельско­го злого раба, «говорят в сердце своем: не скоро при­дет господин наш, и начнут бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами. Придет же Господь рабов тех в день, в который они не ожидают, и в час, в который не думают, и рассечет их, и подвергнет их одной участи с лицемерами; там бу­дет плач и скрежет зубов» (Мф.24:48—51). Самые же окаянные те, которые с наглыми ругателями, святым Петром пророчески опи­санными, «поступающими по собственным сво­им похотям, говорят: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Таковым отвечает апостол, так говоря: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почита­ют то медлением; но долготерпит нас, не же­лая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к по­каянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. И далее увещевает нас: Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спа­сением»; и ниже: «Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не ув­лечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения, но возрастайте в благода­ти и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Петр 3:3-4, 9-10,14-15,17-18). Увещевает нас и Сам Господь наш ко бде­нию сему, и всегда готовыми быть к прише­ствию Его: «Бодрствуйте, потому что не знае­те, в который час Господь ваш придет». И еще: «Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» (Мф.24:42,44). Спасительное Его поощрение к тому простирается от начала 24 и до конца 25-ой гла­вы Евангелия от Матфея. Посему препояшем и мы, христианин, чресла наши, и светильни­ки наши зажжем по увещанию Христову, и с помощью Божией не попустим им угаснуть, дабы готовыми быть к сретению бессмертного и небесного Жениха нашего и так с мудрыми девами в чертог Его вступить.

Глава 2: О слушании и чтении Божия слова

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для об­личения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приго­товлен» (2 Тим 3:16—17).

§ 364. Писание святое, пророками и апос­толами нам переданное, есть истинное Божие слово, которым Отец Небесный к нам, недо­стойным, благоутробно беседует. Оно есть бла­гоприятное Создателя нашего послание, ко­торое через святых и верных Своих слуг, как посланников, с небес послал нам и в нем бла­говоление воли Своей открыл. Если слышишь, христианин, служителя Божия, читающего Евангелие или другое Писание, или сам, взяв в руки книгу Писания святого, благоговейно чи­таешь, помышляй и разумей, что Бог великий и непостижимый с тобою, подлым рабом Сво­им, через слово Свое беседует. Как в молитве нашей мы к Богу беседуем, когда молимся Ему настоящим образом, так, когда слышим и чи­таем слово Его с усердием, Его слышим, с нами беседующего и прошениям и нуждам нашим отвечающего.

§ 365. Писание Святое как всему роду чело­веческому, так всякому человеку, мне и тебе, человек, от Бога передано. Ибо Бог «хочет, что­бы все люди, следовательно, и ты, спаслись и до­стигли познания истины» (1 Тим 2:4). Потому и Писание Свое Святое всякому подал, дабы, читая или слушая его, спасение вечное мог по­лучить. Писание Святое передано нам ради спа­сения нашего, дабы познали истинного Бога и Сына Его Иисуса Христа и так получили вечную жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иису­са Христа» (Ин.17:3). «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Ин.20:31). Отсюда следует, что как всем людям, так мне и тебе, христианин, Бог в Писании Своем го­ворит. Мне и тебе говорит о создании мира сего, о создании прародителей наших, о падении их, о незлобивом Авеле и враждебном Каине, о патриархах и житии их, о нечестивых и благо­честивых, о нечестии и благочестии их, о каз­ни нечестивых и сохранении благочестивых. Говорит о переселении Израильтян в Египет и о чудесном их освобождении от рабства, о странствовании их по пустыне и пришествии в землю обетованную, и о прочем. Также гово­рит об имевшем прийти Спасителе мира и про­роками предвозвещенном. Показывает Его мне и тебе уже пришедшего, от Девы плотью рож­денного, на земле пожившего, учившего пути истины, чудодействовавшего, злыми людьми отверженного, уничиженного, похуленного, поруганного, обесчещенного, оплеванного, уязвленного, на древе крестном распятого, умершего, погребенного, из мертвых воскрес­шего, на небо вознесшегося, прославленного и «паки грядущего со славою судити живым и мертвым». Объявляет нам в Слове Своем, что Он не ради чего иного пришел в мир, как нас ради и нашего ради спасения, и велит Его слушать во всем, если хотим от Него вечную жизнь полу­чить. «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5). В чем Его слушать нам, научает нас святое Его Евангелие, в котором как святое и непорочное житие Его, так и спасительное Его учение на­писано. Также научают послания святых Его апостолов, которые, Духом Святым умудрив­шись и укрепившись, пришествие и учение Его, как неоцененное сокровище, во всю землю про­несли, как написано: «Во всю землю вышло веща­ние их, и в концы вселенной слова их» (Пс.18:5). Посему, кто Слову Божию не внимает, тот не человеку не внимает, но Самому Богу, а кто слова Божия не слушает и по слову Божию не живет, тот Бога не слушает, Который через сло­во Свое говорит. Напротив, верное сердце как Бога своим Богом исповедует и верует, так и святое Его слово себе присваивает и к себе при­меняет. И что ни открывается или обещается, запрещается или повелевается в Святом Писа­нии, — всему верует и принимает все, что там говорится и объявляется, и потому всему тому внимает, что в нем открыто, обещано, запре­щено и поведено, и так Святое Писание за пра­вило себе имеет и по нему житие свое исправ­лять старается.

§ 366. Когда Бог через слово Свое говорит мне и тебе, христианин, то не к телу нашему говорит, но к душе и сердцу нашему. Не к телу говорит: «Уклоняйся от зла, и делай добро « (Пс.33:15), — но к душе. Следовательно, хотя телом не творишь зла и внешне являешься добрым, но если внутри не имеешь добра, но наоборот, зло помышляешь и поучаешься, значит, ты злой и Бога не слушаешь. Не имеешь иных богов, кроме Господа, не воздеваешь к ним рук, не преклоняешь колен твоих идолам, но сердцем служишь страстям и похоти их исполняешь, — никакой тебе нет пользы от того внешнего дела, ибо не отличаешься от язычника, который вне­шних и чувственных идолов почитает. Ибо Бог не к телу, но к душе и сердцу нашему говорит: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». Ищешь помощи в напасти от князей, сы­нов человеческих, от серебра, золота, от своей чести, хитрости и прочего, — значит, то для тебя бог твой, от чего ищешь помощи и защиты, ибо на то надеешься, как на своего бога, почему и ищешь в нем помощи. Надежда от веры нео­тлучна, и так, когда ты надежду от Бога отлу­чил к созданию, то и верою отвратился от Бога к тому, к чему надежду свою привязал. Потому, хотя устами Бога и исповедуешь, и называешь Заступником и Помощником твоим, но серд­цем твоим отступил от Него и оставил Его, и имеешь то себе за бога, к чему сердцем и на­деждою своею прилепился. Бог не к устам на­шим говорит, но к сердцу: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». В сердце должна быть надежда, как и вера, а если в сердце не имеешь надежды на Бога, отту­да явно, что к созданию ради помощи и защиты прибегаешь, ибо кто от кого помощи и защиты ищет, на того и надеется. Искание помощи и защиты от создания есть доказательство надеж­ды на создание. Не приходим к тому с проше­нием, на кого не надеемся. Так, к нищему и незнатному не приходим ради защиты, ибо зна­ем, что он не может нас защитить, но к сильно­му и славному человеку прибегаем под защиту. А когда на создание надежду полагаем, то уже от Бога отступаем надеждою. На Бога и на со­здание надежду полагать одновременно невоз­можно, но надобно непременно одного оставить и к другому прилепиться. Едина душа и едино сердце у человека. Ког­да к Богу прилепляется, то от создания отстает, и когда к созданию прилагается, то от Бога от­ступает. То же и о прочих наших делах разуметь должно, христианин: чего в сердце не имеется, того и в самой вещи нет, и что в сердце есть, то и в самом деле имеется. В сердце нашем нечес­тие или благочестие есть. Молишься, поешь, славословишь и благодаришь Бога устами, но когда в сердце нет того, — молитва, песнь и благодарение твое ничто есть. Поклоняешься Богу и колена преклоняешь, но когда сердца не преклоняешь, — ничто есть поклонение твое. Смиряешься телом, но когда в сердце не име­ешь смирения, — смирение твое ничтоже есть. Бог не к телу нашему, но к душе говорит: «Мо­лись, пой, благодари, поклоняйся и смиряйся». А что в душе и сердце истинно имеется, то является и внешне, на теле, подобно тому, как какой сок внутри дерева имеется, такие и пло­ды его рождаются. «Не может дерево доброе при­носить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» (Мф.7:18). Также, хотя внешне и не делаешь зла, но в сердце зло скрываешь — злодей ты. Не убиваешь ближнего твоего рука­ми или иным чем, но гнев и злобу в сердце тво­ем на него держишь — убийца ты перед Богом. «Всякий, ненавидящий брата своего — всякого человека, — есть человекоубийца» (1 Ин.3:15). Бог не рукам, но душе и сердцу говорит: «Не убивай». Не крадешь руками, но желаешь чужо­го добра — вор ты. Не прелюбодействуешь те­лом своим, но в сердце вожделение нечистое имеешь — прелюбодей ты, по учению Христо­ву: «Всякий, кто смотрит на женщину с вожде­лением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф.5:28). Ибо не телу говорится: «Не пре­любодействуй», — не рукам: «Не кради», — но душе и сердцу нашему. И рука не будет красть, похи­щать, если душа не захочет, и тело прелюбодей­ствовать, если в сердце вожделения не будет; язык не злословит, если сердце не захочет. Видишь, христианин, что все Божие слово к душе нашей простирается. Хочет Бог, чтобы душа наша исправна была. А когда она испра­вится, то и внешние дела и слова исправны бу­дут. Подобно тому, как когда сосуд очистится от смрадной вони и наполнится благовонием, то издает благоухание. Так душа и сердце чело­веческое, когда очистит себя от зла и добрыми мыслями и нравами исполнится, добрые дела и слова показывает. Отсюда правильно заклю­чается, что и покаяние истинное состоит не только в оставлении внешних беззаконных дел, но и в изменении сердца, которое когда пере­менится, то и внешние дела тому сообразные последуют. Так и Христос говорит фарисеям: «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их» (Мф.23:26), то есть очисти прежде сердце твое от злых похотей, дабы были и внешние дела чисты. Бог говорит душе нашей: «Покайся». А когда в душе истинное покаяние будет, то отту­да и достойные покаяния плоды, как от источ­ника ручьи, проистекут.

§ 367. Когда Бог нам, христианин, говорит, то Божий слова не пусты и суетны, но действи­тельны. Что повелевает нам, хочет действитель­но, чтобы мы непременно то исполняли, а так­же хочет усердно, чтобы мы всего того, что зап­рещает нам, всячески не делали. Того воля Его святая хочет, и вечная Его правда требует от нас. Что открывает нам, то истинно есть и верно, и непременно так есть, как открывает: «Свидетель­ство Господне верно» (Пс.18:8). Что обещает, или чем угрожает нам, — то непременно в свое вре­мя будет. Будет воскресение мертвых, будет всемирный суд Христов, на котором всякий воспримет по делам своим. Будет блаженство вечное святым и мука вечная беззаконным. Если хотим Божие слово читать или слушать с пользою нашею, то должно нам верить всему тому, что оно нам говорит. А когда будем верить, то по слову Божию и житие наше постараемся исправлять. Как такое может быть, чтобы ты с неохотой внимал всему тому, что в Писании Святом ска­зано, если истинно и сердечно веруешь, что Тот, Который в Писании говорит, Бог, Господь и Создатель твой есть, и тебе точно, убогому Сво­ему созданию, говорит? Никак тому быть не­возможно, если в сердце твоем вообразится слово Его. Если внимаем слову земного царя, когда что-нибудь нам, тебе или мне, говорит, и что приказывает нам, с охотою слушаем и ис­полняем, и что обещает, верим, и чем грозит нам, боимся, хотя он и такой же человек, как и мы, кроме власти его, — насколько более достоин внимания Царь Небесный, Бог великий, святой, всемогущий и страшный, когда нам, подлым Своим рабам, мне и тебе, в слове Сво­ем говорит. Бог не зрит на лица и лиц не при­емлет, и слово Его святое никого не минует, но как всем хочет спастись, так всем и всякому слово Его равно простирается. Равно мне и тебе говорит: «Покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, будь кроток, милос­тив, уклоняйся от зла и твори благое, не мсти ближнему твоему, отпускай согрешения его», и прочее. Также равно мне и тебе обещает бу­дущие блага, если веровать истинно и нелице­мерно будем. Равно всякому верующему, мне и тебе, говорит: «Восстанешь в силе, наследуешь вечную жизнь, блаженство, царствие небесное и нескончаемую радость». Равно и неверующим и беззаконничающим грозит Страшным Сво­им и праведным Судом и вечною мукою, что непременно самим делом исполнится. Божие слово верно, истинно и твердо, и не прейдет. «Небо и земля прейдут, но слова Божии не прей­дут» (Мф.24:35). От такого рассуждения может с помощью Божией вселиться слово Божие в сердце наше, и оживотвориться, и плод свой иметь, и хотя от плоти и дьявола много искушения претерпим, однако благодать Божия поможет нам, если в подвиге этом не будем ослабевать. Бог рабам Своим помогает и укрепляет их, Тот же Бог и нам поможет, если будем слову Его, к нам об­ращенному, внимать и от Него помощи про­сить. Ибо Он на лица не зрит, но всех равно милует и укрепляет молящихся и уповающих на Него.

§ 368. Писание Святое есть духовная апте­ка, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Мно­горазличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразлич­ного врачевства, — что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорив­шего через пророков и апостолов, отыщет вся­кий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверж­дение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение. Ибо Бог, по ми­лосердию Своему, всякому там потребное по­казывает и предлагает. В подвиге веры Божией благодатью пребывающий найдет там ободре­ние и подкрепление: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр.2:10), — найдет предо­сторожность от супостата дьявола: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого погло­тить» (1 Петр 5:8); — в бедах и скорбях (ибо «много скорбей у праведного» (Пс.33:20)) отыщет утешение: «Многими скорбями надлежит нам вой­ти в царствие Божие» (Деян.14:22), — и еще: «Тер­пение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное, ибо еще немного, очень не­много, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:36-37). Там разнообразно изображается будущая слава, которая будет для терпящих скорбь в мире сем, и надеждою той, как чистою и хлад­ною водою, разгоревшееся прохладит сердце. Много христиан таких, которые блаженство свое полагают в чести, славе, богатстве и роскоши мира сего, но, когда со вниманием в Святое Писание посмотрят и Божие слово прилежно послушают, в ином мнении находиться будут. Там Бог, Судия праведный, блаженство наше поставляет не в чести, славе, богатстве и про­чих веселостях мира сего, но в ином. Он, во-первых, называет «блаженным» того, кто «не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к обществу хулителей не пристал, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь» (Пс.1:1—2). И далее: «Блаженны все надеющиеся на Него» (на Господа) (Пс.2:12). «Блаженны те, коим отпущены безза­кония и коих покрыты грехи. Блажен муж, ко­торому Господь не вменит греха» (Пс.31:1—2). «Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь» (Пс.40:2). «Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время» (Пс.105:3). «Блажен муж, боящийся Госпо­да: заповеди Его он сильно возлюбит», и прочее (Пс.111:1 и след.). «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучаю­щие откровения Его: всем сердцем взыщут Его», и прочее (Пс.118:1—2 и след.). Еще люди блаженными называют тех, «сы­новья коих — как отрасли, крепко укоренившие­ся в юности своей; дочери их красивы и приукра­шены, на подобие храма; житницы их переполне­ны, высыпается (зерно) через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны; нет изъяна в ограде их, и не пере­браться через нее, не слышны крики на площадях их: счастливым называют народ, имеющий все это». Но Бог, истинный Судия всего и Источ­ник всякого блаженства ублажает тех, которые «Господа Богом своим» имеют и в Нем все блажен­ство свое полагают: «Блажен народ, почитающий Господа Богом Своим» (Пс.143:12—15). Еще, показывая нам, что такое истинное блаженство и желая нас к тому привести, Бог говорит: «Блаженны нищие духом», то есть смиренные сердцем; «блаженны плачущие», то есть о грехах своих и окаянстве своем душевном; «бла­женны кроткие», которые прощают согрешения ближним своим, не воздают злом за зло и не помнят зла; «блаженны алчущие и жаждущие правды», которые, не видя в себе никакой прав­ды своей, желают правды о Христе Иисусе; «бла­женны милостивые», которые ближних своих, как братьев своих, требующих милости, снаб­жают и помогают им, и прочее (Мф.5:3—7 и след.). Еще ублажает Бог не тех, которые на обед или вечерю друг друга зовут, ибо воздая­ние друг от друга приемлют, но тех, которые зовут «нищих, увечных» и всяких бедных, «которые не имеют, что воздать» звавшим, «ибо воздастся им в воскресение праведных» (Лк.14:13—14). Видишь ли, христианин, как мнение чело­веческое погрешительное от святого Божия сло­ва исправляется, и немощь душевная исцеляет­ся. Не то истинное есть блаженство, которое люди считают таковым, но то, которое согласно Божию слову. Ибо Слово Божие — это достоверное правило мнений, помышлений и деяний человеческих, которого неуклонно держаться должно нам, если не хотим погрешить и заб­лудиться. Предлагает нам часто слепая плоть и через нее враг наш всегдашний дьявол сомне­ние: как тело наше умершее и в прах рассыпан­ное может восстать? Но такая немощь прогонит­ся верою, утверждающеюся на святом Божием Слове, как на истинном и непоколебимом ос­новании, а оно нас крепко уверяет, что «как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:22 и далее вся глава). Если веруем, что все из ничего создал Бог, тем более рассыпанный телесный наш прах о Христе Иисусе соберет и оживит. Богу всемо­гущему все возможно и удобно, и как истинно­му и верному в словах Своих солгать невозмож­но. Будет непременно все то, что в слове Своем объявил. Этим утверждай веру свою, христиан­ская душа, и в подвиге благочестия не ослабе­вай. Часто благочестивым опасное колебание в вере приходит и от сего размышления: как люди добрые и богобоязненные в бедах и на­пастях, а злые и безбожные в благоденствии живут, что и Псалмопевец о себе признал: «У меня едва не пошатнулись ноги, едва не посколь­знулись стопы мои: ибо я возревновал на безза­конных, мир грешников видя» (Пс.72:2—3). Но когда прилежно вникнут в Святое Пи­сание и помыслят, какой суд ожидает их (безза­конных), — исправят сердце свое, благоденстви­ем злых и злополучием добрых колеблющееся, и, в вере утвердившись, воскликнут с тем же Псалмопевцем: «Сколь благ Бог Израилев к пра­вым сердцем!» Увидят там конец, ожидающий и тех и других: благочестивых — добрый, хотя и бедствуют в мире этом, а нечестивых — злой, хотя на малое время и возносятся. От конца же благополучие и неблагополучие истинное опи­сывается и зависит. «Ибо за лукавство их Ты на­значил им бедствие, низложил их, когда они воз­гордились. Какое постигло их разорение! Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое. Как сновиде­ние для пробудившегося, Господи, так во граде Тво­ем образ их уничижишь», — поет тот же Псалмо­певец о нечестивых к Богу (Пс.72:18—20). И еще о нечестивых: «Они, как трава, скоро засохнут, и как зеленый злак, скоро отпадут». И далее о праведных и беззаконных поет: «Лука­вые истребятся; уповающие же на Господа, те наследят землю. И еще немного, и не будет греш­ника; и поищешь место его, и не найдешь. Крот­кие же наследуют землю и насладятся преизбыт­ком мира. Грешники погибнут. Враги Господни, когда будут прославлять их и превозносить, ис­чезнут, как дым, исчезнут. Ибо Господь любит правосудие и не оставит преподобных Своих, во­веки сохранятся они; беззаконники же будут из­гнаны, и потомство нечестивых истребится. А праведники наследуют землю и водворятся наве­ки на ней». И далее свидетельствует: «Видел я не­честивца, который превозносился и высился, как кедры ливанские; и прошел я мимо, и вот его нет: и искал его, и не нашел даже места, где (прежде видел) его». И заключает псалом: «Спасение пра­ведных от Господа, и Он Защитник их во время скорби: и поможет им Господь, и избавит их, и отделит их от грешников, и спасет их, ибо они уповали на Него» (Пс.36:2, 9-11, 19-20, 28-29, 35-36, 39-40). Видишь, христианин, какой конец благоче­стивых и нечестивых слово Божие нам показы­вает. Высоко одни возносятся, но низко в по­гибель свергаются, а другие низко ходят, но высоко наконец возносятся. Где богач тот еван­гельский, который «одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно? В аде, будучи в муках», поднимает глаза свои, и про­сит, после дорогих вин, «капли воды», и вовеки просить будет, но не получит. Где убогий Лазарь, который «лежал у ворот его в струпьях»? После трудов и болезней «утешается на лоне Авраама» (Лк.16:19—26). Как прочитаешь священную ис­торию от начала мира, увидишь ясно, как бла­жен конец благочестивых и сколь злополучен исход нечестивых. Ибо правда Божия всякому свое возмеряет, и потому как добра без награж­дения, так и зла без казни не оставляет, хотя до времени и молчит. Хочешь знать, кто истинные христиане и вечного Сиона сыны? Во псалме 14-м объявляет тебе Бог, и на вопрос Псалмопевца: «Госпо­ди! кто будет обитать в жилище Твоем? или кто водворится на святой горе Твоей?»— отвечает так: «Тот, кто ходит непорочно и делает правду, гово­рит истину от сердца своего, кто не льстил язы­ком своим и не делал зла ближнему своему», и про­чее (Пс.14:1—3 и след.). Также во всем первом Иоанновом послании описываются приметы истинного и верного раба Божия, и в прочих местах. Там предлагается и грехами страдаю­щим здравое врачевство — покаяние и милость Божия о Христе Иисусе, как целительный и живительный пластырь, которым язвы грехов­ные обвязываются и заглаживаются. Словом, там всякий приличное требованию своему оты­щет, если прилежно и подобающим образом поищет.

§ 369. Из вышеописанного видишь, возлюб­ленный христианин: 1) Сколь велика благость Бога нашего, Ко­торый в слове Своем со мною и тобою, убоги­ми Своими рабами, беседует. Какой царь земной так с рабами своими поступает, как Царь Небесный, Бог наш, с нами, непотребными рабами Своими? Читай святое слово Его и уви­дишь, как милостиво, кротко и ласково откры­вает нам о Себе, свойствах Своих, воле Своей и благоволении Своем к нам; как усердно хо­чет, чтобы мы спаслись; как многоразлично призывает нас на покаяние; как изображает вечной жизни блаженство и адского мучения горесть, и всем тем хочет к Себе привлечь нас, которые грехом отпали от Него. 2) Сколь великий дар Божий, людям дан­ный, Святое Писание. Чувствуем и вкушаем благость Божию, что Он нас питает и одевает, но в том большую Его примечаем к нам ми­лость, что Писание Свое Святое, как послание, послал к нам. За великое почитает человек, ког­да от монарха своего получит письмо, сколь несравненно за большее почитать должен хри­стианин, что от Бога, Царя Небесного и Создателя своего, через пророков и апостолов Писа­ние получил. Настолько этот дар больше того, насколько больше Царь Небесный царя земно­го, и Бог — человека, хотя человек ослеплен­ный того и не познает. Ибо, как сказано, вся­кому Бог Писание Свое послал и всякому в нем говорит. 3) Как любить должны мы Божие Слово, так что ничем утешаться и услаждаться не должны мы, христиане, кроме как словом Его святым. Слово Божие — слово уст Его, как говорит о себе святой Давид: «Закон уст Твоих, Господи, лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс.118:72). Следовательно, какое усердие, охо­ту и ненасытное желание к чтению и слушанию его иметь должно! Ибо сколько раз или сами читаем, или служителя Божия читающего слы­шим, столько раз слышим Бога нашего, с нами беседующего. Сколь охотно слушаем, когда царь наш с нами беседует, всякий это за нема­лое почитает. Насколько охотнее слушать дол­жно Бога, Царя небес и земли, беседующего. Почтил Он нас, недостойных, этой Своею милостью, не должно и нам этой великой Его милостью пренебрегать, но, наоборот, охотнейшим слушанием или чтением Слова Его благодарность к Нему показывать, и что открывает и обещает в нем — тому верить, что повелевает — исполнять, и что запрещает — от того уклонять­ся. Так почтим и мы почтившего нас даром Гос­пода нашего. 4) С каким великим почтением и благого­вением должно приступать к слушанию или чтению Святого Писания, истинного Божия слова и небесного дара. Дар Божий — небес­ный, потому требует чистых рук к принятию, чистого ума и мыслей к размышлению, чистых уст к проповедованию. Ибо если и человек про­поведует, но слово Божие и закон уст Его про­поведует, так как уста Господни говорили то, что человек устами своими воспринимает. Если хочешь, человек, в законе Господнем поучаться и его проповедовать, должен ты иметь сердце очищенное от злых похотей, ум очистить от суетных мыслей, уста заградить к сквернословию, срамословию, празднословию, злословию, клевете и от прочих дел, слову Божию противных, беречься, дабы не сказал Бог и тебе то, что «грешнику сказал: Зачем ты пропо­ведуешь уставы Мои и держишь завет Мой в ус­тах твоих? Ведь Ты возненавидел наставление и отверг слова Мои вконец. Если видел ты вора, то спешил вместе с ним, и с прелюбодеем имел участие. Уста твои размножали злословие, и язык твой сплетал коварства; сидя (в собрании) на брата твоего клеветал ты, и сыну матери твоей полагал соблазн» (Пс.49:16—20). Как в молитве, приступая к Богу и с Ним желая беседовать, так приступая к чтению сло­ва Божия и от Него беседу с пользою нашею слышать желая, должны себя прежде очистить от всего того, от чего Бог, будучи Святым, от­вращается, и что слову Его Святому противно. Иначе как молитва наша, так и чтение и про­поведование слова Его неполезно нам будет. Страшно приступать к Богу тому, кто грехами осквернен, и беседовать нечистому с Тем, Ко­торый есть сама Святыня, и слово Его, как сло­во уст Его, воспринимать во ум и уста свои, мер­зостями греховными оскверненные. Приме­чайте сие, служители Божии и проповедники, которые слово уст Божиих во уста ваши восприемлете и проповедуете, и всякий христианин, который имя Божие исповедует! Имя Его свя­то и страшно, которое устами твоими восприемлешь, и отверзаешь уста твои к Богу святому и страшному в молитве и славословии Божии. «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа», — говорит апостол (2 Тим 2:19). 5) Как нужно христианам поучаться в сло­ве Божием, в котором Бог и Христос Сын Бо­жий открывается и познается, а это познание необходимо требуется для получения вечной жизни, по слову самого Сына Божия: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истин­ного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3). От истинного познания Бога и Христа Сына Божия зачинается истинная и живая вера, которая необходимо к вечному спасению нуж­на. Истинного же Божия познания доказатель­ство есть благочестивое христианское житие, без которого суетная и пустая похвала только есть, а не познание. Об этом святой апостол учит нас: «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: я по­знал Его, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин.2:3—4). Напрасно хвалятся познанием Божиим те христиане, которые «делами отрекаются» Его, «будучи гнусны и непокорны и не способны ни к ка­кому доброму делу» (Тит 1:16). Познание Божие заключает в себе познание воли Его святой, благоволения и Божественных Его свойств, что все в святом Слове Его открывается. Если кто действительно познает сие, непременно в нем последует истинное изменение, покаяние и благочестивое житие. 6) Как сладостно и благоприятно читающе­му или слушающему со вниманием слово Божие верою видеть в слове том Бога, Творца, Искупи­теля и Промыслителя своего, и Божественные Его свойства; верою и любовью лобызать не­постижимую Его благость, излитую на род че­ловеческий; удивляться непостижимой Его пре­мудрости, в создании мира и в Промысле о нем показываемой; хвалить непостижимую Его правду, которою рабов Своих защищал и защи­щает и врагов Своих казнил и казнит; хвалить непостижимое величество славы Его, видеть Божественные Его чудеса, от начала мира со­творившиеся; слышать милостивые и отечес­кие Его обещания, иные сбывшиеся, иные не­пременно быть имеющие; взирать верою на славу будущую, различно в Слове святом изоб­раженную, и к ней желанием восхищаться! Сколь увеселительно представлять себе об­раз спасения нашего, в нем описанный, кото­рым мы избавились от греха, смерти, дьявола и ада, и показанной к нам благости Божией удив­ляться, и радостным благодарить духом! Благо­приятно нам читать ту ведомость, в которой описывается подвиг воинства нашего и изоб­ражается победа, над врагами нашими одер­жанная, но гораздо благоприятнее прочитывать и поминать тот подвиг, которым Избавитель наш, Иисус Сын Божий, подвизался за нас и славно победил врагов наших. Это все в святом Божием Слове представляется. Читай сам, хри­стианин, и увидишь. 7) Отсюда видно, как несмысленно или, точнее сказать, беззаконно поступают те хрис­тиане, которые от Слова Божия удаляются. Многие, оставив этот живой и святой источник, забавляются непотребными книжками, которые плоть их увеселяют, но душу развращают, и так чтением тем погубляют себя, а не созидают. Иные стремятся знать, что делается в Амери­ке, Африке, Азии и прочих дальних странах, а что близ себя и внутри себя, не хотят знать, — что с душою их делается, в каком состоянии она находится, из слова Божия познать не старают­ся. Иные природу трав, зелий, деревьев и про­чих вещей испытывать стараются, но своего естества, грехом растленного, из слова Божия рассматривать не хотят. Иные звезды считать, землю размерять учатся, но кратких жития сво­его дней и бесчисленных грехопадений, кото­рыми на всякий день перед Богом виноватыми являемся, — «грехопадения кто уразумеет?» (Пс.18:13), — из Писания рассматривать не хотят. Иные день и ночь поучаются, как бы богат­ство собрать, которое с телом в сем веке оста­вить принуждены будут, но пользы душам из Писания собирать не хотят, и о богатстве, кото­рое на тот век с душами отходит, небрегут. Дру­гие стараются тело, скоро в прах обращаемое, врачевать и цело хранить, но о душе бессмерт­ной не радеют и немощи ее из слова Божия знать и врачевать не хотят. Иные иное замышляют и делают, но о том, что «едино на потребу», по уче­нию Христову (Лк.10:41), небрегут. Такие все и прочие, им подобные, поступают подобно тому, кто полушку хранил бы в сундуке, но о тысяче червонных не беспокоился бы, или тому, кто о доме горящем и сгораемом не беспокоился бы, а выносил бы вон из него всякий сор, чтобы не сгорел, или тому, который в воде тонет, но, не заботясь о себе, вещи свои сохранить стара­ется. Если бы кто эти и им подобные случаи увидел, непременно бы посмеялся безумию та­ковых людей, ибо должно беречь то, что нуж­нее и лучше, а не то, что ничтожно. Так смеха, или скорее сожаления, достой­ны те люди, которые о временной и скоро по­гибающей пользе пекутся, но о вечном спасе­нии души, которое «едино есть на потребу», не пекутся. Бедное таких людей состояние! Во тьме и заблуждении они ходят, хотя бы и за муд­рецов от мира сего почитались. Невозбранно и о временной пользе стараться, но далеко более о спасении души, ради которого Христос в мир пришел, пострадал и умер. Он велит нам: «Ищи­те же прежде царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33). Какая там польза, где душе погибель? Безумен тот мудрец, который перед миром этим мудр, но перед Бо­гом глуп. Нищ и убог тот богач, который «соби­рает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк.12:21). Что в том здравии, когда душа немоществует и умирает? Какая польза от того знания, когда ум и сердце в деле спасения слепотствуют? Так-то слеп от природы своей бедный человек! Ос­тавляет лучшее и нужное, а ищет и гоняется за худшим и ненужным. И поскольку такое небре­жение у христиан о слове Божием, то оттуда бывает, что их житие противно слову Божию. Слово Божие — это правило христианского жития. Следует же тому заблудиться, кто пра­вилу тому не внимает. Слово Божие — это све­тильник, который светит нам, по пути мира сего идущим, как говорит Давид: «Светильник ногам моим закон Твой, Господи, и свет путям моим» (Пс.118:105). Потому непременно во тьме ходят те, которые светильника этого не имеют перед со­бою и не держатся его. Отсюда-то бывает, что многие христиане не видят греха или за малое что почитают ближ­него обидеть, обмануть, ругать, оклеветать, хит­рым словом уязвить. Иные не видят греха в том, чтобы красть, похищать, злом за зло воздавать, злобиться и мстить. Иные не видят греха в том, чтобы мамоне, вместо Бога, служить. Иные не видят греха в том, чтобы время в праздности проводить, дни и ночи в картежной игре и про­чих забавах веселиться. Иные не видят греха в том, чтобы имя Божие великое, святое и страш­ное в подлых и непотребных словах поминать и злоупотреблять. Иные не видят греха в том, чтобы на серебро, золото, на вельмож, князей и прочих сынов человеческих, как божков сво­их, надеяться, и так от Бога, сотворившего и искупившего их, отступать. Иные не видят гре­ха в том, чтобы правду попирать и неправду на месте ее сажать, слезы вдовиц, сирот и убогих проливать, неповинных осуждать, а виноватых освобождать, и прочие страшные беззакония делать. Эти и им подобные плоды от небрежения святого Божия Слова следуют. А хотя многие, по-видимому, и стараются благочестивыми быть, но поскольку не внимают Божию Слову, как истинному и совершенному правилу, то не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, но в том, что слепому их разуму и плоти угодно видеть, и так заблуждаются. Многие из них то, что человек написал, нерушимо хранить стара­ются, но что Бог запретил, или повелел, о том небрегут. Слово и заповедь человеческую соблюдают, но слово и заповедь Божию оставля­ют и пренебрегают. Много такого заблуждения везде примеча­ется. У многих в среду, пяток и прочие дни от неких снедей воздерживаться, а у иных и со­всем ничего не есть в те дни за благочестие по­ставляется, но от злобы, зависти, клеветы, зло­словия и прочих христианства язв и единого часа воздержаться не хотят. Многие созидают высокие храмы Божии и украшают, высокие колокольни и великие колокола делают, бога­тое платье в церкви шьют, книгу Евангелия и образа святые, и образ креста Христова сереб­ром и золотом окладывают, и этим веществом хотят невещественному Богу угодить, но бед­ных, нищих, в тюрьмах за долги заключенных оставляют и презирают. И так делают то, чего Бог не повелел, но не делают того, что Бог повелел. Я здесь не сози­дание храмов, а небрежение к Божию слову осуждаю. Нужны и храмы, но не великолепие храмов. Во всяком храме, только бы удобен был и чист, публичное Богослужение отправлять можно, но людям, одушевленным Божиим хра­мом, без пищи, одежды и покоя пребывать не­возможно. На тех, которые требуют от нас ми­лости, излишество обращать должно. Такую же они имеют плоть, которая хочет есть, пить, оде­ваться и упокоеваться, какую и богатые, а кни­га Евангелия, образа святые и крест без сереб­ра могут быть. Не то делать нам должно, что нашим очам, но что Божиим угодно и слову Его святому согласно. Так люди, оставив слово Божие и следуя своему слепому разуму, не знают, что делают, и свое возмездие за неблагодарность воспримут. Ибо Бог за небрежение слова Свое­го отнимает Свою благодать от таковых, и так ходят, как во тьме, и осязают, как слепые. Такая последует казнь за небрежение Божия слова!

§ 370. Нет пользы, когда Слово Божие чи­тают, или слушают, но не исполняют. Потому Христос ублажает не тех, которые Слово Божие слушают, но тех, которые его слышат и соблю­дают: «Блаженны слышащие Слово Божие и соблю­дающие его» (Лк.11:28). Что пользы от семени посеянного, которое никакого плода не при­носит? Никакой. Что пользы от пищи желудку, которая в сок и кровь не претворяется! Совер­шенно никакой. Так и Слово Божие, семя Божественное, никакой пользы не приносит, когда слышащие от него не созидаются. И как тело изнемогает, а в дальнейшем и умирает, когда желудок при­нимает пищу, но не переваривает, и в сок и кровь не обращает, так и душа, хотя и слышит Слово Божие, которое есть душевная пища, но изнемогает и погибает, если услышанное Сло­во в духовный ее сок и кровь не обращается, то есть духовно ее не укрепляет. Это и тогда быва­ет с человеком, когда он от услышанного Божиего Слова не исправляется в житии своем, не обращается к Богу, не творит истинного по­каяния, от грехов не отстает и духовного уте­шения не чувствует в сердце своем. Ибо Слово Божие дано нам ради того, чтобы мы, слыша его, исправляли себя по правилу его, а когда того нет в нас, то оно нам никакой пользы не приносит. Как и изрядное врачевство не при­носит никакой пользы немощному, если он не хочет его ко врачеванию употреблять, так и Слово Божие, которое дано нам Богом для ув­рачевания немощей наших духовных, как выше сказано, не принесет нам пользы, если через него не будем исправлять немощей наших. Так же, как мастеру никакой пользы не при­носит знание своего дела, если он мастерства своего в дело не употребляет, но непременно придет оно в убожество, так и искусное учение в Писании и знание воли Божией не принесет нам пользы, если мы не стараемся жизни нашей исправлять по Слову Божиему и по воле Его. Еще большему осуждению подлежат знающие, но не исполняющие, по слову Христову: «Раб тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет мно­го» (Лк.12:47). И апостол Петр говорит: «Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой за­поведи» (2 Петр 2:21). Итак, не от одного слышания Божиего Сло­ва познается христианин, но больше всего от исполнения его. «Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете», — говорит Христос (Ин.13:17). Твердо знай, христианин, что как отец сына, который воли отчей не слушает, не счи­тает за сына своего и наследства его лишает; и господин не считает за верного раба того, ко­торый приказу его не повинуется и верно ему не служит; и Монарх верноподданным не при­знает того, который указов его не исполняет, хотя и знает их, так и Христос за Своего не при­знает того, кто воли Его святой не старается исполнять, хотя Слово Его и слушает. «Что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю?» (Лк.6:46). И далее: «Не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня, все делате­ли неправды» (Лк.13:27). Это есть известный признак: кто чью волю исполняет, тот того и раб, как говорит Христос Иудеям: «Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, кото­рую слышал от Бога: Авраам этого не делал, и ниже: Ваш отец — диавол; и вы хотите испол­нять похоти отца вашего» (Ин.8:39—40, 44). Кто волю Божию творит и верою следует Аврааму, отцу верных, тот чадо Авраамово, следователь­но, Божие чадо и раб Божий, а кто дьявольскую волю в делах его злых творит, тот раб дьявола. Итак, да не прельщает тебя, христианин, имя христианское без жизни христианской. Ибо ложно христианство без дел христианских, и такому христианину никакой пользы не при­несет, но даже большую принесет пагубу, как выше сказано.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных